Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2012-2015 ГОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2012-2015 ГОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ПРЕССИНГ / СТРЕСС / ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ / SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT / PROFESSIONAL BURNOUT / RESTRUCTURING OF THE HEALTHCARE SYSTEM / HEALTHCARE / MEDICAL PERSONNEL / PRESSING / STRESS / MENTAL HEALTH / PSYCHOLOGICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Арифджанова Малохат Абдугобаровна

В данной статье рассматривается проблема возникновения синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в период перестройки системы российского здравоохранения 2012-2015 гг. Именно в это время возросло давление на психическое состояние медиков. Проанализированы социальные, психологические, экономические и правовые факторы, которые являются причинами возникновения данного симптома. Представлены своевременные методы борьбы с данной проблемой, а также практические рекомендации по профилактике и коррекции профессионального выгорания медицинских специалистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Арифджанова Малохат Абдугобаровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF DOCTORS DURING THE RESTRUCTURING OF HEALTHCARE IN 2012-2015 IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article deals with the issue of a burnout syndrome among health care workers during the reform of the Russian Healthcare Service in 2012-2015. It was the time when the pressure on the mental health of medical personnel increased. Social, psychological, economic and legal factors that cause the symptom are analyzed. Urgent methods to combat the problem as well as practical recommendations on preventing and correcting the professional burnout among medical workers are presented.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2012-2015 ГОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

► СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.6 ББК 88.5

DOI: 10.31862/2218-8711-2020-6-31-42

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ В ПЕРИОД РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В 2012-2015 ГОДАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT OF DOCTORS DURING THE RESTRUCTURING OF HEALTHCARE IN 2012-2015 IN THE RUSSIAN FEDERATION

Арифджанова Малохат Абдугобаровна

Аспирант факультета социальной психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: marifdjanova@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема возникновения синдрома эмоционального выгорания у медицинских работников в период перестройки системы российского здравоохранения 2012-2015 гг. Именно в это время возросло давление на психическое состояние медиков. Проанализированы социальные, психологические, экономические и правовые факторы, которые являются причинами возникновения данного симптома. Представлены своевременные методы борьбы

Arifdjanova Malokhat A.

PhD post-graduate student at the Faculty of Social Psychology, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA) E-mail: marifdjanova@mail.ru

Abstract. The article deals with the issue of a burnout syndrome among health care workers during the reform of the Russian Healthcare Service in 2012-2015. It was the time when the pressure on the mental health of medical personnel increased. Social, psychological, economic and legal factors that cause the symptom are analyzed. Urgent methods to combat the problem as well as practical recommendations on preventing and correcting the professional burnout among medical workers are presented.

Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

© Арифджанова М. А., 2020

с данной проблемой, а также практические рекомендации по профилактике и коррекции профессионального выгорания медицинских специалистов.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, профессиональное выгорание, реструктуризация системы здравоохранения, здравоохранение, медицинский персонал, прессинг, стресс, психическое здоровье, психологический тренинг.

Проблема профессионального выгорания медицинского персонала широко распространена во всем мире. Некоторые западные исследователи отмечают около 39% случаев, когда врачи оказывались нетрудоспособными из-за профессионального выгорания. В Российской Федерации аналогичные результаты исследования приводятся П. П. Сидоровым [1].

Предрасположенность к возникновению синдрома эмоционального выгорания (далее - СЭВ) врачей связана с различными социальными, психологическими, экономическими, личностными и организационными причинами, а именно: с удовлетворенностью зарплатой, социальными условиями на предприятии, психологическим климатом в организации, личностными характеристиками врача, мотивацией врачей со стороны руководства.

Миссия врача - это сохранение здоровья и продление жизни пациента. Чтобы профессиональные заболевания, в том числе и СЭВ, не стали частью жизни медицинского специалиста, нужно научиться справляться с психологическим и физическим напряжением. Собственно, СЭВ - достаточно актуальная и распространенная проблема в современном мире.

Стресс, душевное, психическое состояние человека - одна из главных тем не только научных медицинских трудов, ей уделялось большое значение и в художественной литературе. Понятие экзистенциализма присутствовало в произведениях зарубежных и отечественных авторов, таких как Жан-Поль Сартр, Уильям Голдинг, Ф. М. Достоевский и многих других. Это подтверждает тот факт, что проблема психологического выгорания, осознания человека себя в обществе, душевная неустроенность, внутренние страдания - это вечные темы, которые регулярно поднимаются в художественной литературе. Конечно, в литературе использовались (и используются) иные термины для описания этого состояния. Да и понятия СЭВ тогда еще не существовало. Тем не менее, к примеру, в романе «Будденб-роки» Томаса Манна одного из персонажей - сенатора Томаса Будденброка - определенно можно отнести к человеку, испытывающему симптомы психологического выгорания. А Грэм Грин в своем рассказе «Ценой потери» уже употребляет слово «выгорание». Позже оно используется и в научной литературе.

Keywords: syndrome of emotional burnout, professional burnout, restructuring of the healthcare system, the healthcare, medical personnel, pressing, stress, mental health, psychological training.

Понятие «эмоциональное сгорание» предложил американский психиатр и психолог Герберт Фрейденбергер (Н. Freudеnberger). Он трактовал его как временное психическое состояние, которое преобладает у увлеченных своей работой людей, которые без остатка посвящают себя любимой работе, всецело погружаясь в нее.

Отечественный психолог В. В. Бойко [2, с 10] считает, что возникновение предрасположенности к СЭВ связано с генетически обусловленным механизмом психологической защиты человека: полное или частичное исключение эмоций в ответ на травмирующие воздействия.

Представитель межличностного подхода в психологии К. Маслач (С. Maslach) [3, с 262] рассматривает причину выгорания в разногласиях между работником и руководителем. Она подчеркивает важность взаимодействий внутри коллектива в возникновении СЭВ. Также в своих трудах К. Маслач отмечает развитие низкой самооценки и негативного отношения к работе, при отсутствии сочувствия к другим людям на фоне общего эмоционального и физического истощения.

Н. Е. Водопьянова выделила чувственную и мыслительную стороны симптоматики выгорания [4, с. 10].

М. Р Замолдинова [5] определила три группы нарушений, охватывающих синдром профессионального выгорания медицинских работников. Нарушения представлены в таблице.

По мнению Замолдиновой, истощение, утомление - это потеря эмоциональной, физической энергии, которую она исследует в динамике.

Постоянная конкуренция на рынке труда, повсеместная компьютеризация, модернизация производства, повышение информационной нагрузки и формирование новой модели предприятия ведет к огромным перегрузкам нервной системы врача. Постоянный самоконтроль и невозможность выражать открыто свои эмоции на работе ведет к нервному истощению и стрессу. Это характеризуется сильным и продолжительным психологическим напряжением, которое возникает при перегрузке всей нервной системы. Врачу часто приходится контролировать манеру своего общения. Такое поведение некомфортно и приводит к СЭВ. Это является специфическим аспектом изменения поведения врача, работающего с пациентом в тесном эмоциональном контакте при оказании медицинской помощи.

Среди медицинских работников наиболее подвержен возникновению СЭВ младший медицинский персонал: медицинские сестры и фельдшеры. Они практически ежедневно общаются с пациентами, что, безусловно, не может не влиять на них самих.

Таблица

Группы нарушений, характеризующих синдром профессионального выгорания медицинских работников

Группа нарушений Симптомы

Поведенческие Усталость, желание отдыха, безразличие ко всему, употребление табака, алкоголя

Умственные Ослабление интересов и мотивационной базы, скука, тоскливое состояние, угнетающие мысли, цинизм, формализм, критика нововведений, негативная реакция на новаторство

Социального характера Ослабление активной позиции, проблемы в семье, раздражительность, ограничение в коммуникациях, изоляция

Специфика работы в психиатрических отделениях наиболее способствует появлению стресса. Не всегда адекватная реакция на окружающих людей, безэмоциональность, отстраненность - признаки СЭВ у врачей психиатрических отделений.

Деятельность самого психотерапевта может привести к выгоранию, так как предполагает постоянный контакт с психическими и психологическими проблемами людей и подразумевает их обязательное положительное разрешение. Пациенты, обращающиеся к психиатру, могут быть просто физически опасными для врача и окружающих, что накладывает на состояние врача свой отпечаток. Если врач не готов к такой работе, он чувствует себя не защищенным от отрицательных воздействий атмосферы психиатрического отделения.

Врачи, работающие в ожоговых и реанимационных отделениях, подтверждены психическим перегрузкам.

Риск развития СЭВ наблюдается в большей степени у начинающих свой профессиональный путь врачей. Это обуславливается тем, что врачи с большим стажем уже адаптировались к условиям профессии, наработали для себя методики и определенный опыт профессионального сохранения. По статистике, через 5-7 лет работы молодые специалисты в 20% случаев меняют профессию кардинально либо ищут другое место работы в околомедицинских кругах.

Одним из отрицательных факторов, влияющих на психическое и физическое здоровье врачей, является неблагоприятная среда места работы. Например, у медицинского персонала химиотерапевтических отделений найден высокий уровень заболеваний желудочно-кишечного тракта. Уже не секрет, что лейкозом рентгенологи болеют чаще, чем все другие медики. Профессиональное облучение приводит к повышенной смертности: в два раза выше, чем у других врачей, и в десять раз выше, чем у населения. Хирурги постоянно испытывают на себе следующие отрицательные факторы: повышенные температуры от ламп над операционным столом; нагрузки на глаза от резких колебаний освещенности; наркотические вещества, которые применяются для анестезии, токсические вещества, анестетики, рентгеновское излучение; работая с кровью, они подвергают себя опасности заражения СПИДом, сифилисом, гепатитом и другими вирусными заболеваниями.

На процесс возможного возникновения у доктора СЭВ в его профессиональной деятельности может повлиять и изменение социального статуса на работе. Такое происходит при сокращениях персонала больницы или при переводе врача на другое место с понижением зарплаты и статуса.

Во многом благоприятный морально-психологический климат определяется руководством предприятия, но чаще всего создается самостоятельно в зависимости от составных факторов самих работников. Соответственно, если климат в организации нормальный, то в ней нет «текучки», присутствует плодотворная рабочая обстановка, складываются эффективные отношения как внутри коллектива, так и с начальством. Конечно, все это реализуется при общей правильной организации трудовой деятельности предприятием. Наоборот, при наслоении неблагоприятных факторов происходит психологическое истощение, которое может привести к СЭВ.

В результате падает качество оказанных медицинских услуг и растет отрицательное отношение к своим больным. Порой закрытость от общения с пациентами создается самим врачом как барьер от выгорания.

Факторы, вызывающие стресс на работе, так или иначе способствуют развитию проблем со здоровьем. В период перестройки системы здравоохранения в России почти каждый медицинский работник испытывает дополнительный стресс, так как никто не застрахован от сокращений зарплаты и увольнений.

Руководство лечебно-профилактических учреждений должно своевременно диагностировать профессиональные заболевания сотрудников; по возможности исключить попытки самолечения. Для этого должны проводиться постоянные медосмотры. Для решения этой проблемы требуется существенно изменить подход к данной процедуре.

Чтобы разобраться, насколько реструктуризация здравоохранения в РФ оправданна, важно понимать то, что периодические преобразования происходят рано или поздно во всех странах, и Россия в этом вопросе не стала исключением. Реструктуризация здравоохранения - это совершенствование системы управления, финансово-экономической политики, ее операционной деятельности, системы обслуживания населения, а также управления персоналом.

Преобразования в структуре здравоохранения неизбежны, поскольку система медицинского обеспечения должна подстраиваться под новые объективные обстоятельства -меняется состав населения и его заболеваемость, образ и интенсивность жизни, у граждан появилось больше прав и финансовых возможностей. Сложившаяся система финансирования здравоохранения уже не соответствует реалиям времени. Увеличение или уменьшение финансирования бесплатных услуг не исправит ситуацию и не стабилизирует ее. Более рациональный выход из сложившейся ситуации - в изменении самого способа обслуживания пациентов, в том числе внедрение «многоуровневой системы оказания медицинской помощи». Система предполагает увеличение объема услуг на предварительных, негоспитальных этапах.

Организаторы здравоохранения и правительство Российской Федерации разработали программу преобразования всей медицинской отрасли и планируют увидеть положительные результаты в 2020 г. В планах системы реструктуризации значится увеличение расходов на финансирование отрасли. Уже к концу 2015 г. на здравоохранение было потрачено около 11 330 млрд руб., что вдвое больше по сравнению с предыдущим периодом в 5 807 млрд руб. (без поправки на инфляцию). Несмотря на сложившееся трудное положение, продолжать перестройку системы здравоохранения все равно надо.

Приоритетные планы реструктуризации системы здравоохранения [6]: развитие системы первичной медико-санитарной помощи и медицинской эвакуации; развитие и внедрение инноваций в диагностику, профилактику и лечение; внедрение основ персонализированной медицины; работа над охраной здоровья матери и ребенка; планомерное развитие медицинских реабилитационных центров, санаторно-курортных комплексов для детей, работоспособных граждан и пенсионеров; работа по оказанию паллиативной помощи для всех, кому она необходима, в том числе и детям. Большое внимание уделяется воспитанию и пополнению кадрового потенциала системы российского здравоохранения.

Расширяются и планомерно развиваются международные связи в сфере охраны здоровья страны и мира в целом. Проводится работа по усилению деятельности экспертных подразделений и укреплению контрольно-надзорных функций институтов в сфере охраны здоровья населения страны.

Цели госпрограммы по перестройке системы здравоохранения - обеспечение доступности медицинской помощи для всех групп и слоев населения; повышение эффективности медицинских услуг. Их качество и необходимый объем должны соответствовать современным достижениям медицинской науки и запросам населения страны.

Объем финансирования государственной программы на 2013-2020 гг. из всех уровней бюджета составляет 26 620,8 млрд руб.: из федерального бюджета - 2451,2 млрд руб., из консолидированных бюджетов субъектов Федерации - 11 079,4 млрд руб., из Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 13 090,2 млрд руб.

Во времена реформ медицинские работники вынуждены адаптироваться к новым требованиям и правилам, приспосабливаться к новым условиям труда. Врачи, проработавшие не один десяток лет и привыкшие к уже устоявшейся системе, вынуждены перестраиваться. Это, безусловно, влияет на психическое здоровье.

Даже профессионалы срываются, если вынуждены работать в негативном режиме, что зачастую оказывает большое влияние на психику. Реформы, реструктуризация, перемены в любой сфере человеческой деятельности, особенно навязанные извне, требуют особых приспособленческих навыков от работника. Особенно чувствительны к переменам пожилые медицинские работники. Они сложнее переносят производственный стресс, дольше проходят процесс адаптации. Некоторые из них не адаптируются вовсе.

Главными организационными факторами, которые способствуют профессиональному выгоранию, являются: низкая зарплата, отсутствие рабочей мотивации, повышенная временная нагрузка, отсутствие социальной поддержки со стороны руководства, отсутствие вознаграждения за переработку, неопределенность, нестабильность, неуверенность в оценке выполняемой работы, а также невозможность повлиять на принятие решений. Все это делает врача неуверенным в себе. Врач должен выполнять определенные рекомендации руководства, и это лишает его самостоятельности. Постоянный риск штрафных санкций, сокращений и увольнений можно отнести к прессингу со стороны руководства. Врачи работают без отгулов, боясь потерять место. Отсутствие выходных, отпусков и интересов вне работы превращает жизнь человека в «бег по кругу».

Учащаются случаи моббинга (моббинг - состояние человека, переживающего ситуацию притеснения или преследования на работе, как правило, с целью последующего увольнения, такое определение дают Л. Ваниорек, А. Ваниорек [7]). Присутствуют интриги, насмешки и недоброжелательность коллег, а также затянувшиеся межличностные конфликты. Врач в этой ситуации так или иначе вынужден испытывать длительное психоэмоциональное напряжение, тревогу, работать менее эффективно и продуктивно. Одной из многочисленных причин возникновения моббинговых ситуаций является конкуренция за рабочее место. Все это становится весьма актуальным в свете перестройки системы здравоохранения, общей нестабильной экономической ситуации и проблем на рынке труда.

Профессия врача как одна из наиболее эмоционально затратных требует постоянного терпения и самосовершенствования, как профессионального, так и личностного. Требуемый высокий уровень ответственности, трудности общения с пациентом, наличие различных непредвиденных экстремальных ситуаций, случаи осложнения в процессе лечения создают условия незащищенности и уязвимости личности врача.

Нервная система врача постоянно подвергается эмоциональному стрессу, а в условиях реструктуризации системы здравоохранения состояние стресса усиливается в разы. Повышение уровня нагрузки и новые требования накладывают на доктора дополнительный груз ответственности, что ведет к дезадаптации во всех сферах его жизни.

Профилактика и коррекция СЭВ врачей определяется рядом мер. Чтобы не допустить раннего возникновения профессионального выгорания, необходима грамотная структурированная профилактика. К назначению того или иного метода нужно подходить согласно личностным факторам каждого конкретного врача.

Необходимо понимать: только в пределах компетенции профессионального психолога находится СЭВ медицинских работников. Штатный психолог обязан вести систематическое наблюдение за сотрудниками медучреждения, проводить тестирование, анкетирование. Следует помнить, что врач, которым овладел изучаемый недуг, никогда не осознает всю его пагубность. Кроме того, некоторые врачи вообще не считают, что они заболели СЭВ. Им кажется, что это кратковременный упадок сил.

Практическая работа психолога в учреждении заключается в следующем: участие в отборе персонала, анализ психологического состояния, помощь в решении возникающих психологических проблем.

К должностным обязанностям штатного психолога можно отнести:

• необходимое изучение психологических особенностей врачей медицинского учреждения для плодотворной и благоприятной работы;

• контроль за условиями труда с целью выявления неблагоприятных факторов воздействия на психофизиологическое состояние;

• анализ личностных психологических особенностей, которые формируются под воздействием производственной обстановки;

• разработка рекомендаций и предложений по улучшению и оптимизации работы.

Работа по диагностике СЭВ должна быть постоянной и систематической. Основным действием в психологической профилактике и своевременной коррекции профессионального выгорания врачей должна стать социально-психологическая диагностика, которая исследует и анализирует психологическое состояние сотрудников, их склонности к выгоранию. Анализ таких диагностических срезов нужно проводить постоянно, не реже 1 раза в год.

Большое значение отводится диагностике и коррекции отношений сотрудников внутри коллектива. Очень важно проследить поведение сотрудника после проведенных консультаций с ним: разрешены ли возникшие разногласия или конфликты с коллегами (или дома).

Для обеспечения психологической поддержки сотрудников с высоким риском выгорания необходимо владеть полной информацией об этих сотрудниках. Психологическая

помощь врачу необходима в любых жизненных ситуациях, в разных обстоятельствах. И не только на работе. Формы оказания такой помощи могут быть разные: консультации - индивидуальные и групповые, тренинги, семинары, лекции. Тема, содержание, формат, продолжительность определяется эффективностью. Например, можно проводить тренинги для врачей одной специальности. Все зависит от целей и задач.

Безусловно, психиатры, проводящую такую работу, сами должны регулярно совершенствовать свои знания и навыки, изучать все новое, что появляется в этой области (СЭВ), а также заниматься собственной профилактикой (подобная практика давно существует в зарубежных странах).

Фармакологическое лечение СЭВ занимает важное место в успешном преодолении уже имеющихся проблем. Эффективное медикаментозное лечение признаков СЭВ является необходимым условием дальнейшей продуктивной работы с пациентом. Применение фармакологических средств направлено на предотвращение возникновения проявлений этого синдрома в дальнейшем. Результаты современных исследований выявили, что достаточно большое количество врачей прибегает к приему транквилизаторов. Хотя при развитии СЭВ назначение препаратов этой группы является нежелательным. В данном случае необходимо назначение антидепрессантов. Приоритетными препаратами в выборе лечения синдрома профессионального выгорания считаются селективные ингибиторы обратного захвата серотонина, которые имеют ряд преимуществ перед бензодиазепинами.

Таким образом, функции штатного психолога в медицинском учреждении сводятся к своевременному выявлению факторов эмоционального выгорания и дальнейшему их устранению.

Само собой разумеется, здоровье и психическое состояние медицинского персонала во многом зависят от организации труда в медицинском учреждении, от атмосферы в коллективе, от стимулирующих и мотивационных способов, которые использует руководство.

Зная теорию управления персоналом и методологию мотивации труда, внимательное руководство само определяет более приемлемую стратегию стимулирующих воздействий как материальными, так и нематериальными средствами.

Л. Д. Столяренко дает такое определение мотивации: «Мотивация - это процесс побуждения себя и других к достижению как личностных, так и групповых (организационных) целей» [8, с. 425-564]. Мотивация должна начинаться с определения какой-то неудовлетворенной потребности. Затем определяется цель, на основе которой и удовлетворяется эта потребность.

Можно обозначить ряд правил, которые сделают эту мотивацию продуктивной: стимулирование персонала, подчеркивание статуса работающего врача, неожиданность награждения за проделанную работу, быстрое следование вознаграждения за проделанную работу.

Задача руководства медицинских учреждений, при всей скудости выделяемых на стимулирование качественного труда средств, постараться мотивировать своих подчиненных всеми возможными, пусть даже не материальными, способами. К такому финансово не затратному стимулированию можно отнести следующие способы: удобный график работы, плавающие перерывы на чаепитие и обед, возможность выбора нужного месяца

отпуска, публичный комплимент особо отличившемуся работнику и многое другое. Можно вернуться к системе забытых награждений грамотами, вручения вымпелов, дипломов, размещения фотографии сотрудника на доске почета. Люди понимают, что трудно всем -и руководству, и подчиненным, но они видят, что о них помнят, что руководство старается подбодрить своих сотрудников и проявить посильную заботу.

В сложившейся ситуации перестройки системы здравоохранения наказание увольнением как средство мотивации других работников очень распространено и применяется повсеместно. Такая «мотивация» позволяет руководству некоторых учреждений завышать рабочий день своих сотрудников, занижать зарплаты, не выплачивать премии, не считаться с другими должными привилегиями и льготами для персонала. В большинстве случаев руководство некоторых медицинских учреждений не только не занимается мотивацией труда своих работников, а, наоборот, пользуется сложившейся ситуацией в системе здравоохранения для «устрашения» оставшихся работать.

Со стороны самих работников штрафы и наказания порой вызывают большую мотивацию, чем поощрение и вознаграждение. Это в очередной раз доказывает, что у разных людей существуют разные стимулы и мотивации для качественного выполнения своей работы. Поэтому существуют различные методики изучения мотиваций. Одним из методов изучения лояльности своих сотрудников является давно проверенный способ - анкетирование. Если сделать такой опрос анонимным, можно получить искренние ответы на очень важные для исследования нужной темы вопросы.

Тем не менее основной мотивирующей силой для эффективности, качества и удовлетворенности работой остается достойная оплата труда. Поэтому невозможно переоценить государственное финансирование отрасли здравоохранения, неизбежность реформ и необходимость увеличения оплаты труда медицинским работникам.

У большинства врачей на первое место выходит мотив или стимул зарабатывания денег, многие ориентированы на повышение квалификации и профессиональный рост, кто-то видит в работе мотив укрепления полезных социальных связей и социальной защищенности. А многие врачи считают крайне важным для себя получение морального удовлетворения от своей профессии. Некоторым давно работающим врачам, преданным профессии, вообще не нужна никакая мотивация: они согласны работать в таких же условиях и за такие же деньги.

Многим врачам помогает избежать СЭВ на работе мотив альтруизма и сострадания к своему пациенту, некоторые посвятили всю жизнь работе и видят свою нужность только в помощи пациентам. Есть такие, кто спасается от одиночества и выгорания именно присутствием на работе. Поэтому именно в зависимости от личности врача, его жизненных интересов, моральных установок, стремлений формируются и подбираются мотивирующие действия.

Следующие типы трудовой мотивации врачей выделили С. В. Шишкин, А. Л. Тем-ницкий и А. Е. Чирикова [9, с. 133]: социально-прагматический (врач - социальный капиталист), ценностно-ориентированный (врач - ценностно-ориентированный профессионал), деятельно-утилитарный (врач-утилитарист), консервативно-сохранительный (врач-консерватор).

Существует и третий момент предотвращения, коррекции и лечения СЭВ врачей, о котором необходимо сказать. Это профилактические, лечебные и реабилитационные меры.

Данные методы должны снять напряжение, повысить профессиональную мотивацию, сохранить баланс между затраченными усилиями и получаемым результатом. При появлении и развитии у врача признаков профессионального выгорания необходимо обратить внимание на улучшение условий его труда, взаимоотношения в коллективе, личностные индивидуальные характеристики.

Но все же прежде всего сам врач должен следить за своим здоровьем, за своим психологическим состоянием. Только он сам может грамотно распределять собственные силы в решении различных задах, соблюдать режим дня, самосовершенствоваться, переключаться на другие виды деятельности, поддерживать себя в хорошей физической форме.

Не надо отрицать возможность наличия данного заболевания: грамотнее предугадать, знать и вовремя принять меры, чтобы стресс не перерос в неуправляемый. Необходимо стать самому себе специалистом по борьбе со стрессом. В том числе и в этом состоит профессиональная ответственность любого врача.

Что можно посоветовать доктору, принимающему переживания своих пациентов «на себя», чтобы не тратить жизненную энергию? Врач, склонный к эмпатии, должен стараться принять чувства другого человека такими, какие они есть. Если пациент вызывает отрицательные эмоции или депрессивное состояние, нужно просто дистанцироваться от этого человека, при этом четко выполняя все необходимое лечение. Чтобы успокоиться и наладить душевную гармонию, полезно медитировать, заниматься дыхательными упражнениями, чувствовать сигналы своего тела.

Любой врач знает о том, что существуют и альтернативные практики самовосстановления. Например, нейролингвистическое программирование (НЛП) - это одна из постоянно совершенствующихся психотерапевтических техник для ускорения личностного роста и оттачивания коммуникативных навыков [10, с. 5, 368]. Основной принцип НЛП - нужно научиться заботиться о себе. Существует также недирективный самогипноз по Милтону Эриксону [11], который считал, что со стрессом и СЭВ можно бороться самостоятельно при помощи самогипноза. Владея приемами глубокой релаксации, можно справиться практически с любыми проблемами, связанными со стрессом. Сам Милтон Эриксон говорил: наше бессознательное - это резервуар ресурсов.

Итак, профилактика и коррекция СЭВ врачей определяется рядом мер. Чтобы не допустить раннего возникновения профессионального выгорания, необходима грамотная структурированная профилактика. К назначению того или иного метода нужно подходить согласно личностным факторам каждого конкретного врача.

Занимаясь поддержкой и восстановлением своего здоровья, мы повышаем работоспособность и противостояние к стрессам, а также продлеваем себе жизнь. А применение обязательных оздоровительных практик в профилактике развития синдрома эмоционального выгорания у врачей помогло бы решить многие проблемы, связанные с этим.

Профессия врача - самая благородная, гуманная и необходимая профессия в мире. Призвание врача - одно из самых ответственных, ведь в руках врача находятся жизни людей. Получая диплом, доктор должен понимать ответственность, которую возлагает на

него данная профессия. Вопрос подготовки высококвалифицированных медицинских кадров должен быть первоочередной задачей для государства. Воспитанию достойной смены врачей уделяется большое внимание и со стороны руководителей здравоохранения. Остаются открытыми вопросы профилактики и коррекции здоровья медицинского персонала, а также мотивация персонала для плодотворного исполнения своих обязанностей. Известная формула-тезис «Исцели себя сам» знакома всем. Врачи, обладая знаниями по медицине, как никто другой, должны следовать ей и быть примером другим. Необходимость поддержания своего здоровья самими врачами очевидна и неоспорима. Тогда почему статистика говорит о том, что представители медицинской профессии живут меньше своих пациентов? Не связано ли это с их несерьезным отношением к первоначальным симптомам болезни..

Список литературы

1. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005. № 43. 8 июня. С. 10-26.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука, 1996. 154 с.

3. Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000. 528 с.

4. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб, 2005. 180 с.

5. Замолдинова М. Р. Эмоциональное, профессиональное сгорание, профессиональная деформация гештальт-терапевта. URL: http://www.maria-onfine.ru/stat/202-2020-11-25-13-39-55.html (дата обращения: 25.11.2020).

6. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения» (постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 года № 294). URL: http://government.ru/media/files/NfyPj24TXpc.pdf (дата обращения: 20.01.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Ваниорек Л., Ваниорек А. Моббинг: когда работа становится адом. М., 1996.

8. Столяренко Л. Д. Психология. М.: Питер, 2012. 585 с.

9. Российское здравоохранение: мотивация врачей и общественная доступность / отв. ред. С. В. Шишкин. М.: Независимый ин-т социальной политики, 2008. 288 с.

10. Макдермот Я., Яго В. Интенсивный курс НЛП. М.: Эксмо, 2004. 368 с.

11. Эриксон М. Мой голос останется с вами. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2013.

References

1. Sidorov P. Sindrom emotsionalnogo vygoraniya. Meditsinskaya gazeta. 2005, No. 43, 08 Jun., pp. 10-26.

2. Boyko V. V. Energiya emotsiy v obshchenii: vzglyad na sebya i na drugikh. Moscow: Nauka, 1996. 154 p.

3. Pines E., Maslach C. Praktikum po sotsialnoy psikhologii. St. Petersburg: Piter, 2000. 528 p. (In Russian)

4. Vodopyanova N. E., Starchenkova E. S. Sindrom vygoraniya: diagnostika i profilaktika. St. Petersburg, 2005. 180 p.

5. Zamoldinova M. R. Emotsionalnoe, professionalnoe sgoranie, professionalnaya deformatsiya geshtalt-terapevta. Available at: http://www.maria-online.ru/stat/202-2020-11-25-13-39-55.html (accessed: 25.11.2020).

6. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Rossiyskoy Federatsii "Razvitie zdravookhraneniya" (postanovlenie Pravitelstva RF ot 15.04.2014 No. 294). Available at: http://government.ru/media/files/NfyPj24TXpc.pdf (accessed: 20.01.2020).

7. Waniorek L., Waniorek A. Mobbing: kogda rabota stanovitsya adom. Moscow, 1996. (In Russian)

8. Stolyarenko L. D. Psikhologiya. Moscow: Piter, 2012. 585 p.

9. Shishkin S. V. (ed.) Rossiyskoe zdravookhranenie: motivatsiya vrachey i obshchestvennaya dostupnost. Moscow: Nezavisimyy in-t sotsialnoy politiki, 2008. 288 p.

10. McDermott I., Jago W. Intensivnyy kurs NLP. Moscow: Eksmo, 2004. 368 p. (In Russian)

11. Erickson M. Moy golos ostanetsya s vami. Moscow: In-t obshchegumanitar. issledovaniy, 2013. (In Russian)

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2020, № 6

Статья поступила в редакцию 11.02.2020 The article was received on 11.02.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.