Научная статья на тему 'СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ'

СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
81
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ПРОФИЛАКТИКА СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / ФАКТОРЫ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Безбородых К.В.

Статья представляет собой анализ половых различий синдрома эмоционального выгорания в студенческом коллективе. Рассматриваются факторы появления и развития данного синдрома. Отмечаются его последствия. Акцентируется внимание на прикладном аспекте изучаемой темы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ»

УДК 159.9

Безбородых К.В. студент 3 курса факультет психологии Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» (НИУ «БелГУ»)

научный руководитель: Селезнева Г.Н.

ассистент Россия, г. Белгород СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК В СТУДЕНЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

Аннотация:

Статья представляет собой анализ половых различий синдрома эмоционального выгорания в студенческом коллективе. Рассматриваются факторы появления и развития данного синдрома. Отмечаются его последствия. Акцентируется внимание на прикладном аспекте изучаемой темы.

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, половые различия, профилактика синдрома эмоционального выгорания, факторы синдрома эмоционального выгорания, студенты.

С развитием информационных, производственных технологий тяжелый физический труд человека с каждым годом теряет свою актуальность. Однако вместе с тем увеличивается нагрузка на психику людей. Современные профессии, профессии будущего требуют все больших психических затрат. Ускоряется жизненный темп, на рабочих местах повышаются требования к специалистам, увеличивается сила и количество стрессовых факторов и т. д. Все это приводит к повышению риска развития синдрома эмоционального выгорания. Данный синдром представляет собой реакцию организма, которая возникает в результате длительного воздействия различных профессиональных стрессов достаточной интенсивности [3]. Вследствие эмоционального выгорания происходит потеря физической, когнитивной, а также эмоциональной энергии, что находит свое проявление в умственном и эмоциональном истощении, личной отстраненности, физическом утомлении и уменьшении удовлетворения, получаемого от выполнения работы. Стоит отметить, что в группу риска относительно подверженности вышеуказанному синдрому входят не только специалисты помогающих профессий, но и студенты, в особенности те, чья деятельность в дальнейшем будет характеризоваться работой в сфере «человек-человек» [1].

Многочисленными исследованиями было доказано, что развитие вышеуказанного синдрома зависит от множества факторов: личностный фактор (возраст, пол, стаж работы, семейное положение и т. д.) [6], ролевой

фактор (социально-психологический климат в организации и т. д.), организационный фактор (напряженность выполняемой деятельности, количество требуемых ресурсов для нее и т. д.) [2; 5].

Таким образом, мы пришли к цели нашего исследования - выявить особенности эмоционального выгорания у юношей и девушек в студенческом коллективе. Нами было выдвинуто предположение о существовании обусловленных полом качественных различий протекания эмоционального выгорания в студенческом коллективе.

Исследовательскую выборку составили студенты факультета психологии НИУ «БелГУ» в количестве 20 человек: 10 юношей и 10 девушек. Кроме малоформализованных методов в работе была применена методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко.

Анализ результатов проведенного исследования позволил сделать следующие выводы относительно особенностей эмоционального выгорания у юношей и девушек в студенческом коллективе. Девушки в большей степени подвержены развитию изучаемого нами синдрома, чем юноши. Также формирование СЭВ у девушек протекает с большей скоростью и интенсивностью по сравнению с теми же процессами у противоположного пола. СЭВ у юношей проявляется в основном посредством деперсонализации. Наблюдается выраженная эмоциональная отстраненность, эмоциональный дефицит. Девушки в большинстве случаев переживают неудовлетворенность собой, занижение самооценки. Вместе с тем юноши не склонны к самобичеванию и сохраняют уверенность в себе, несмотря на развитие синдрома. Они расширяют сферу экономии эмоций. Юноши стремятся оградиться от возникших проблем, отстраниться от стрессовых ситуаций. В противоположность этому девушки начинают испытывать сильный страх, тревогу и чувство загнанности в клетку. Чрезмерная критичность как к окружающим, так и к себе приводит к накоплению негативных эмоций и к разрушению межличностных отношений и самой личности в целом. Также стоит отметить, что результаты, полученные в процессе нашего исследования, не противоречат эмпирическим выводам авторов и других работ (Моисеева Э.С., Кудинов С.С. [4], Вишняков А.И., Ульчева Т.А. [2]).

Таким образом, предположение о существовании качественных различий протекания эмоционального выгорания у юношей и девушек в студенческом коллективе нашло свое подтверждение. На основании данных нашего исследования может быть разработан комплекс рекомендаций, направленных на профилактику появления и развития синдрома эмоционального выгорания у студентов обоих полов. Реализация составленных рекомендаций будет способствовать оптимизации учебного процесса, повышению устойчивости психики студентов к различным стрессовым факторам, а впоследствии и успешной реализации профессионального потенциала специалистов на рабочих местах.

Использованные источники:

1. Авдошина А.В., Калмыкова О.В., Новоселова А.Ю. Распространенность синдрома эмоционального выгорания в студенческой среде // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 17 февраля 2012 года, под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2012. - С. 3-7.

2. Вишняков А.И., Ульчева Т.А. Гендерные особенности эмоционального сгорания у представителей помогающих профессий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_12_1/25.pdf (дата обращения: 21.02.2017).

3. Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2011. Спецвыпуск №1. -С. 26—45.

4. Моисеева Э.С., Кудинов С.С. Гендерные особенности эмоционального выгорания в трудовом коллективе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4(39). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 71-76.

5. Селезнева Г.Н., Саенко Д.М., Артеменко Н.В. Особенности сформированности эмоционального и телесного опыта юношей с разным типом гендерной идентичности // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. - С. 132-135.

6. Селезнева Г.Н., Саенко Д.М. Тревожность у подростков оставшихся без попечения родителей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. - С. 90-92.

УДК 004.891.3

Беленя И.А. студент магистратуры, 1 курс кафедра «информационно-управляющих систем» Институт информатики и телекоммуникаций Сибирский государственный аэрокосмический университет

(СибГАУ) Россия, г. Красноярск ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрено общее понимание системы научного знания в целом. На основе подходов определения сущности технических наук проводится сравнение технических наук с естествознанием, что позволяет сделать вывод о принадлежности технических наук к системе научного знания.

Ключевые слова: Технические науки, научное знание, философия,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.