Научная статья на тему 'ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ'

ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ / НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / ФИЛОСОФИЯ / СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ / НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беленя И.А.

В данной статье рассмотрено общее понимание системы научного знания в целом. На основе подходов определения сущности технических наук проводится сравнение технических наук с естествознанием, что позволяет сделать вывод о принадлежности технических наук к системе научного знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AND SPECIFICITY OF TECHNICAL SCIENCES IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

A general understanding of the system of scientific knowledge as a whole system is considered in this article. The comparison of technical sciences with natural science based on the approaches to the definition of the essence of technical sciences is conducted, which allows us to conclude that the technical sciences belong to the system of scientific knowledge.

Текст научной работы на тему «ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ»

Использованные источники:

1. Авдошина А.В., Калмыкова О.В., Новоселова А.Ю. Распространенность синдрома эмоционального выгорания в студенческой среде // Психологическое знание в контексте современности: теория и практика. Сборник статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции 17 февраля 2012 года, под общ. ред. Л.М. Попова, Н.М. Швецова. Йошкар-Ола, 2012. - С. 3-7.

2. Вишняков А.И., Ульчева Т.А. Гендерные особенности эмоционального сгорания у представителей помогающих профессий [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://vestnik.osu.ru/2005_12_1/25.pdf (дата обращения: 21.02.2017).

3. Глазачев О. С. Синдром эмоционального выгорания у студентов вузов: поиски путей оптимизации педагогического процесса // «Вестник Международной академии наук. Русская секция», 2011. Спецвыпуск №1. -С. 26—45.

4. Моисеева Э.С., Кудинов С.С. Гендерные особенности эмоционального выгорания в трудовом коллективе // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 4(39). Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2014. - С. 71-76.

5. Селезнева Г.Н., Саенко Д.М., Артеменко Н.В. Особенности сформированности эмоционального и телесного опыта юношей с разным типом гендерной идентичности // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. Сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. - С. 132-135.

6. Селезнева Г.Н., Саенко Д.М. Тревожность у подростков оставшихся без попечения родителей // Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. № 9. - С. 90-92.

УДК 004.891.3

Беленя И.А. студент магистратуры, 1 курс кафедра «информационно-управляющих систем» Институт информатики и телекоммуникаций Сибирский государственный аэрокосмический университет

(СибГАУ) Россия, г. Красноярск ПРЕДМЕТ И СПЕЦИФИКА ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК В СИСТЕМЕ

НАУЧНОГО ЗНАНИЯ Аннотация: В данной статье рассмотрено общее понимание системы научного знания в целом. На основе подходов определения сущности технических наук проводится сравнение технических наук с естествознанием, что позволяет сделать вывод о принадлежности технических наук к системе научного знания.

Ключевые слова: Технические науки, научное знание, философия,

специфика применения, научное мировоззрение

Belenya I.A.

Master's Degree student, 1 course, Department of "management information systems" Informatics and Telecommunications Institute Siberian State Aerospace University (SibSAU)

Russia, Krasnoyarsk

SUBJECT AND SPECIFICITY OF TECHNICAL SCIENCES IN THE SYSTEM OF SCIENTIFIC KNOWLEDGE

Abstract: A general understanding of the system of scientific knowledge as a whole system is considered in this article. The comparison of technical sciences with natural science based on the approaches to the definition of the essence of technical sciences is conducted, which allows us to conclude that the technical sciences belong to the system of scientific knowledge.

Keywords: Engineering science, scientific knowledge, philosophy, specific application, scientific worldview

В современном мире неуклонно возрастает перспектива развития узких областей знаний, что подкрепляется тенденцией роста актуальности междисциплинарных исследований. В связи с этим встает вопрос перспективы развития приоритетных направлений технических наук в системе научного знания. Споры о месте технического знания в системе естественных, гуманитарных и других видах знания поднималась в различное время в работах российских и зарубежных философов: Дж. Агасси, М. Бунге, Р. Маттессиха, Р. Румпфа, Ф. Раппа, Дж. Фейблемена. Проблема соотношения науки и техники в той или иной форме рассматривалась в работах: Г. Беме, С. Тулмина, Г. Сколимовски, Л. Мамфорда. К примеру Д. Сехель считал, что «технический прогресс, прежде всего, руководствуется развитием эмпирического, а не теоретического знания».

В общем понимании систему научных знаний разделяют на четы группы: общественные (социальные) науки, философские науки, естественные и технические науки [1]. В технических науках выделяют три уровня : методологический, теоретический, прикладной. Методологический уровень основывается на поиске методов открытия новых технических решений и творческих прорывов в науке, новые решения основываются же на скопившейся теории в данном направлении и характеризуют следующий уровень-теоритический. Прикладной уровень - обеспечивает производство способами и методами для непосредственной реализации, внедрении и сопровождении научной разработки. Соответственно этим уровням технические науки раскрывают общие и частные технические закономерности, характеризующие развитие техники как объекта данного типа научного знания. Технические науки, являясь

теоретической основой развития техники, непосредственно связаны с развитием производительных сил общества, с разрешением противоречий мешающих переходу от старого качества к новому. Анализ содержания противоречий производства нужен для решения основных методологических вопросов развития технических наук [5] . Взаимодействие естественнонаучного и научно-технического знания непосредственно влияет на установление тесных и гибких связей между наукой и производственной практикой в социуме. Философский анализ различных сторон данного взаимодействия лежит в основе осмысления характерных особенностей научно-технического прогресса.

При проведении философского анализа советский философ Степин В.С выявил три подхода к определению сущностей технических наук :

• отождествление технических наук с прикладным естествознанием;

• рассмотрение естественных и технических наук как равноправных научных дисциплин;

• выделение в технических науках как фундаментальных, так и прикладных исследований [2].

На основе данных подходов можно проанализировать техническое знание как особое знание призванное обслуживать инженерную деятельность, которая в свою очередь характеризуется:

• четкостью подходов исследования технических проблем;

• структуризацией полученных знаний (система взаимосвязанных категорий различного уровня общности);

• наличием специальной организации по выработке и анализу полученных знаний (каналы научно-технической коммуникации, сеть научно-исследовательских учреждений, система подготовки кадров) [3].

Перечисленные характеристики присущи естествознанию, что в свою очередь позволяет относить техническое знание к особой отрасли научного знания. Самостоятельность технического знания подчеркивает специфичность объекта исследования - предметных структур технической практики [4]. Предметом исследования технического знания является взаимосвязи физических, технических и конструктивных параметров технических устройств. Как было упомянуто ранее технические науки можно отнести к естествознанию, но не следует забывать что в рамках единой системы научного знания естественнонаучное и научно-техническое знание обладают каждое своей спецификой и относительной самостоятельностью, представляя собой две разные подсистемы, находящиеся в отношении дополнительного соответствия. При этом ведущая роль в этом взаимоотношении принадлежит естественнонаучному знанию.

Использованные источники: 1. Корнилов И.К. взаимосвязь философии, естествознания и технических наук // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. XXXIV

междунар. науч.-практ. конф. № 5(30). - Новосибирск: СибАК, 2014 ;

2. Степин B.C. Философия науки и техники / B.C. Степин. В.Г. Горохов, М.А. Розов. — М.: Гардарики, 1996. — 313 с;

3. Философия и методология науки и техники [Текст] : учебное пособие для студентов - магистров высших учебных заведений, обучающихся по направлениям в области техники и технологии, слушателей курсов дополнительного образования, обучающихся по программе "Преподаватель высшей школы" / Н. А. Князев ;

4. Адорно, Т. В. Проблемы философии и морали / Т. В. Адорно; Пер. с нем. М.: Республика, 2000. 239 с.

5. Корнилов И.К. ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ, ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК // Технические науки - от теории к практике: сб. ст. по матер. XXXIV междунар. науч.-практ. конф. № 5(30). - Новосибирск: СибАК, 2014.

УДК 629.7.085

Белоножкин В.В., к.т.н.

доцент Лазукин В. В., к.т.н.

докторант Пристинский К.В.

курсант

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е.Жуковского и Ю.А. Гагарина»

Россия, г. Воронеж ПЕРСПЕКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ЭКСПЛУАТАЦИИ АЭРОДРОМОВ Аннотация: Проведен анализ перспективных средств эксплуатации аэродромов таких как комбинированные поливомоечные машины и вакуумные подметально-уборочные машины.

Ключевые слова: аэродром, комбинированные поливомоечные машины, вакуумные подметально-уборочные машины.

PERSPECTIVE MEANS OF OPERATION OF AIRDROMES The summary: The analysis ofperspective means of operation of airdromes such as combined irrigation and washing cars, vacuum the harvesters cars.

Keywords: the airdrome, combined irrigation and washing cars, vacuum the harvesters cars/

Постоянная готовность аэродрома, обеспечение безопасного взлета и посадки достигается проведением комплекса организационно-технических мероприятий, включающего: регулярное проведение работ по эксплуатационному содержанию, текущему ремонту и систематическому контролю состояния искусственных покрытий взлетно-посадочных полос (ИВПП), рулежных дорожек и мест стоянок. Данные мероприятия на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.