Научная статья на тему 'СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ'

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром дефицита внимания и гиперактивности / СДВГ / импульсивное поведение / восприятие времени / управление временем / скорость обработки информации / attention deficit hyperactivity disorder / ADHD / impulsive behavior / time perception / time management / information processing speed

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — С.А. Грязнов, С.С. Пиюкова, М.И. Кузнецов

Синдром дефицита внимания и гиперактивности классически ассоциируется с симптомами, которые включают невнимательность и гиперактивность, а также со специфическими внутренними когнитивными симптомами, такими как беспокойство и эмоциональная импульсивность. Кроме того, в дополнение к названным симптомам часто отмечаются проблемы с восприятием времени. Статья посвящена рассмотрению доказательств, которые свидетельствуют о том, что различия в восприятии времени являются важным симптомом у взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN ADULTS

Attention deficit hyperactivity disorder is classically associated with symptoms that include inattention and hyperactivity, as well as specific internal cognitive symptoms such as anxiety and emotional impulsivity. In addition, in addition to these symptoms, problems with the perception of time are often noted. The article examines the evidence that suggests that differences in time perception are an important symptom in adults with attention deficit hyperactivity disorder.

Текст научной работы на тему «СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ»

- Психологические науки -

СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ВЗРОСЛЫХ

С.А. Грязнов1, канд. пед. наук, доцент С.С. Пиюкова2, канд. пед. наук, доцент М.И. Кузнецов3, канд. пед. наук, доцент 1Самарский юридический институт ФСИН России

2Самарский филиал Московского городского педагогического университета 3Академия ФСИН России 1,2(Россия, г. Самара) 3(Россия, г. Рязань)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-7-2-134-136

Аннотация. Синдром дефицита внимания и гиперактивности классически ассоциируется с симптомами, которые включают невнимательность и гиперактивность, а также со специфическими внутренними когнитивными симптомами, такими как беспокойство и эмоциональная импульсивность. Кроме того, в дополнение к названным симптомам часто отмечаются проблемы с восприятием времени. Статья посвящена рассмотрению доказательств, которые свидетельствуют о том, что различия в восприятии времени являются важным симптомом у взрослых с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Ключевые слова: синдром дефицита внимания и гиперактивности, СДВГ, импульсивное поведение, восприятие времени, управление временем, скорость обработки информации.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) - это пожизненное неврологическое расстройство, которое зарегистрировано во всех возрастных группах. В научных кругах считается, что СДВГ в первую очередь подвержены лица мужского пола из-за возможной гендерной предвзятости в отношении диагностики. Наиболее распространенными симптомами СДВГ являются импульсивность и невнимательность, что характеризуется внешними формами поведения, такими как прерывание других во время разговора, физическое беспокойство и гневная реакция при несогласии.

- Эти симптомы также используют для определения категорий СДВГ: первая категория включает пациентов, которые преимущественно невнимательны (СДВГ-

I);

- вторая категория - пациенты, которые гиперактивны и/или импульсивны (СДВГ-Н1);

- третья категория - пациенты, проявляющие комбинированные симптомы (СДВГ-С).

При этом гиперактивное проявление чаще встречается при детском СДВГ, в то время как невнимательное и комбинированное проявление более присуще взрослым. В научной литературе можно встретить еще две дополнительные классификации: по форме проявления СДВГ (простая, осложненная - церебрастенический, неврозоподобный, сочетанный варианты) и по происхождению СДВГ (генетического, органического, смешанного, крипто-генного генеза) [1]. Несмотря на то, что в последней версии диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам (DSM-5) в качестве диагностических критериев СДВГ различия в восприятии времени не упоминаются, тем не менее они также являются одним значимых аспектов.

СДВГ возможно корректировать с помощью лекарств, включающих психостимуляторы, которые обычно назначают совместно с поведенческой терапией. Такой терапевтический подход приводит к улучшению во всех возрастных группах как в отношении центральных (невнимательность), так и вторичных симптомов

- Психологические науки -

(неточное восприятие времени). Учеными предпринимаются попытки исследовать различные модели в попытке объяснить вторичные симптомы СДВГ, которые не включены в традиционные диагностические критерии. Например, в одном исследовании указано, что различия в исполнительном функционировании в префрон-тальной коре могут являться важным аспектом СДВГ и объяснять различия в восприятии времени, отмеченные среди детей и взрослых с данным расстройством [2].

Восприятие времени - это субъективное переживание течения времени и процесс организации жизни человека в соответствии с внутренними когнитивными часами. Способность человека ощущать время сложна и многогранна, поэтому для ее измерения используются различные экспериментальные задания, включая перспективную или ретроспективную оценку времени.

Контроль времени - еще одна важная часть восприятия времени, которая часто искажается у людей с СДВГ. Например, люди без СДВГ склонны увеличивать активность контроля времени в последнем интервале хронометрируемой задачи или события. Однако люди, у которых диагностирован СДВГ, в первую очередь реагируют на более быстрые «внутренние часы» и, таким образом, имеют тенденцию быть неточными и демонстрировать импульсивное поведение при выполнении тех же задач. Таким образом, СДВГ можно рассматривать как вопрос разницы во временном опыте и ритме.

Скорость обработки информации - еще один когнитивный фактор, который изменяется у людей с диагнозом СДВГ, особенно среди людей с невнимательным типом проявления - им требуется больше времени для оценки и выполнения простых задач. Скорость обработки информации измеряется различными психометрическими оценками, включая шкалу интеллекта Векслера для (^ЗС)-ГУ и более поздние тесты WISC-V. Выявлено, что людям с яркими импульсивными проявлениями мешает стимуляция при выполнении скучных задач, а не проблемы, свя-

занные со скоростью обработки информации.

Восприятие времени и управление временем имеют решающее значение для комплексного познания и эффективного функционирования в повседневной жизни. Функциональная своевременная координация стимулов из внешней среды (снизу вверх) и внутренних структур (сверху вниз) формирует основу генерации действий. Таким образом, связанные со временем сдвиги в когнитивной обработке могут оказывать большое влияние на формирование нетипичного поведения.

На восприятие времени также могут влиять многочисленные неврологические и интероцептивные факторы. Однако при этом ни одна область мозга не идентифицирована как ответственная за восприятие времени. Эта функция, по-видимому, рассеяна по всей центральной нервной системе и неразрывно связана с мозговыми связями и коммуникацией. Тем не менее существуют некоторые неявные различия в механизмах, лежащих в основе восприятия и оценки времени. Восприятие времени приписывается активности мозга в базаль-ных ганглиях и двигательных центрах, в то время как оценка времени более тесно связана с префронтальной корой и зависит от дофаминергических путей. Искажения времени зарегистрированы при расстройствах, которые связаны с дофаминергиче-ской сигнализацией, включая шизофрению, депрессию, болезнь Паркинсона.

Искаженная оценка времени может привести к значительным трудностям в подсчете количества прошедшего времени, которое может потребоваться для выполнения определенной задачи. Это нарушение оказывает сильное влияние на успеваемость студентов. Необходимо признать, что более низкие уровни успеваемости, наблюдаемые у студентов с СДВГ, не связаны с низким коэффициентом интеллекта (Щ), а в значительной степени обусловлены такими проблемами, как различия в восприятии времени. Скорость обработки, оценка времени и различение времени могут использоваться для дифференциации подлинного и «псевдо» СДВГ в психиатрических оценках, а также в качестве до-

■ Психологические науки

полнений к тестам для определения интеллектуальных способностей (например, WISC-IV).

Когнитивные искажения, выявленные у людей с СДВГ и другими нарушениями нейроразвития, привели к разработке специальных компьютерных программ, которые можно использовать для оценки и обучения навыкам. Так, программы, разработанные для улучшения рабочей памяти, способствуют прямому усилению связи лобно-теменной сети с другими ориентированными на выполнение задач областями мозга.

Виртуальные тренировки основаны на постепенных увеличениях и предоставляет более сложные задачи, связанные с внима-

нием, вместе с определенными баллами вознаграждения. Таким образом, компьютерные программы, которые поддерживают внимание, можно использовать как эффективный терапевтический метод. Однако они должны одновременно содержать три компонента восприятия времени, которые изменены у людей с СДВГ: моторное время, перцептивное время и временное предвидение [3].

В настоящее время нет программ, которые объединяют все три необходимых аспекта. Тем не мене компьютерные задания на основе времени могут быть весьма полезны в качестве дополнительных инструментов, используемых для управления СДВГ, особенно у взрослых.

Библиографический список

1. Специальная психология: учебник для вузов / В.И. Лубовский. 7-е изд., перераб. и доп. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 598 с.

2. Weissenberger S., Dëchtërenko F., Klicperova-Baker M. Adult ADHD symptoms and time prospects - results of the Czech national sample Front Psychol. 2020; 11:950.

3. Penuelas-Calvo I., Jiang-Lin L.K., Girela-Serrano B., Delgado-Gomez D., Navarro-Jimenez R., Baca-Garcia E., Porras-Segovia A. Video games for the assessment and treatment of attention-deficit/hyperactivity disorder: a systematic review // Eur Child Adolesc Psychiatry. -2022. - № 31 (1). - P. 5-20. DOI: 10.1007/s00787-020-01557-w.

ATTENTION DEFICIT HYPERACTIVITY DISORDER IN ADULTS

S.A. Gryaznov1, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor S.S. Piyukova2, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor M.I. Kuznetsov3, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor 1Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia 2Samara branch of the Moscow City Pedagogical University 3Academy of the Federal Penitentiary Service of Russia ^(Russia, Samara) 3(Russia, Ryazan)

Abstract. Attention deficit hyperactivity disorder is classically associated with symptoms that include inattention and hyperactivity, as well as specific internal cognitive symptoms such as anxiety and emotional impulsivity. In addition, in addition to these symptoms, problems with the perception of time are often noted. The article examines the evidence that suggests that differences in time perception are an important symptom in adults with attention deficit hyperactivity disorder.

Keywords: attention deficit hyperactivity disorder, ADHD, impulsive behavior, time perception, time management, information processing speed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.