Н.В. Ростиславлева
Символы власти в исторической памяти Германии конца XIX - начала XX в.: на примере культа Отто фон Бисмарка
В статье рассматриваются символы власти, сквозь призму которых историческая память представляла первого канцлера Германской империи Отто фон Бисмарка. Пристальное внимание автор уделила башням Бисмарка, которые были уникальным явлением на рубеже XIX-XX вв., важным символом единого государства и доказательством существования культа Бисмарка среди немецкой молодежи. Отмечаются также исторические основания мифологизации Бисмарка в конце XIX - начале XX в. Показано, что в современной Германии Бисмарк не воспринимается в исторической памяти в связи с политической символикой.
Ключевые слова: историческая память, Отто фон Бисмарк, политические символы Германской империи, феномен «Башен Бисмарка».
Историческая память всегда погружена в современность. Она актуализирует те события, те детали, которые ей удобны, отказываясь, таким образом, от груза прошлого. Алейда Асманн, признанный авторитет в изучении теории памяти, вспоминает на страницах своих работ важную дистинкцию выдающегося нидерландского историка Й. Хёйзинги: тот называл историю духовной формой, в которой общество хранит свои отчеты о прошлом, принимая во внимание особенности внешней перспективы в формировании собственного образа1. В работе «История в памяти» Алейда Ассман выделяет три измерения культуры памяти. Первый импульс - простое любопытство, ответом на которое являются публикации исторических книг, организация выставок, музеев2. Вторым импульсом в измерении культуры памяти А. Ассман называет стремление «убедить в идентичности», замечая, что индивидуальная
© Ростиславлева Н.В., 2017
и национальная идентичности доступны только благодаря истории, а воспоминания принадлежат к сути и потребности человека. Третье измерение - это универсальные, всеобщие, обобщенные, коммунитаризованные воспоминания3. В ходе изучения символов власти, связанных с первым канцлером Германской империи Отто фон Бисмарком, в исторической памяти Германии все эти измерения будут проявлять себя. Если иметь в виду актуализацию символов власти в культуре памяти, то наибольшее значение имеет второе измерение.
В 1885 г., в год 70-летнего юбилея Отто фон Бисмарка, была опубликована эпическая поэма Х. Хоффмейстера «Железный Зигфрид»4, которая «обыгрывала» биографию первого имперского канцлера в контексте классического германского сюжета о Зигфриде, героя «Песни о Нибелунгах». Бисмарк уже позиционировался как легендарный герой, способный духовно возродить нацию. Общекультурное прошлое стало основой начала мифологизации «железного канцлера». Что касается власти, то в поэме отстаивается идея независимости германцев от Римской империи, так как Зигфрид - это, в представлении Х. Хоффмей-стера, Арминий, который одержал победу над легионами Вара в Тевтобургском лесу в 9 г. н. э. В 1875 г. Арминию при финансовой поддержке самого кайзера Вильгельма I в Тевтобургском лесу, близ города Детмольд (земля Северный Рейн - Вестфа-лия), был водружен памятник. Стилистике этого памятника и особенно изображению Арминия (Германа) на обложке указанной книги Хоффмейстера будет более всего соответствовать сооруженный в 1906 г. памятник Бисмарку в Гамбурге, который стоит на холме парка на Эльбе и возвышается над рекой на 95 м, общая высота памятника 34,3 м.
После отставки Бисмарка, в 1895 г., с помпой был отпразднован его 80-летний юбилей. В ходе торжественных мероприятий мифологизация бывшего канцлера укрепилась. Кайзер Вильгельм II отправил Бисмарка в отставку и постарался предать его деятельность забвению, не желая публично и торжественно отметить его юбилей. Открытый посыл тогдашней власти - забвение. Состоялось заседание рейхстага, на котором было принято решение торжественно не отмечать юбилей Бисмарка. Но германское общество, прежде всего националисты, решило иначе. Миф о Бисмарке обретает контрпре-зентативную функцию, т. е. настоящее противопоставляется недавнему прошлому5. Баронесса Шпитценберг записала в дневнике: «Весь Берлин стоит под знаком Бисмарка... Газеты говорят только о нем, в витринах и окнах выставлены его портреты, бюсты, книги.
На улицах торговцы в больших количествах предлагали мини-портреты Бисмарка, медали с его изображением, звучали сочиненные к его юбилею стихотворные здравицы»6. Все эти юбилейные торжества вписываются в рамки культурной памяти, которая является частью коллективной памяти, опирающейся на социальный контекст7.
В середине 1890-х гг. сформировался круг стойких бисмарки-анцев, среди них представители юнкерства, зажиточных городских слоев, обеспеченной профессуры, студенчества8. Именно они после смерти своего кумира стали инициаторами торжественного празднования дней рождения Бисмарка и создания «мест памяти», связанных с Бисмарком. В 1895 г. еще при жизни Бисмарка памятным местом стало его поместье Фридрихсру, куда устремились толпы националистов, чтобы поздравить Бисмарка с восьмидесятилетним юбилеем9. После своей отставки Бисмарк жил в этом поместье постоянно, поэтому именно оно еще при жизни первого канцлера стало одним из символов национального единства, а сам Бисмарк -основой конструирования национальной идентичности. В этом поместье он нашел упокоение: был погребен в семейном мавзолее Бисмарков.
В настоящее время поместье Фридрихсру, которое принадлежит потомкам Бисмарка, стало музеем и осталось «местом памяти», но прежнее символическое значение оно утратило. Так, историк Тильман Майер в год двухсотлетнего юбилея Отто фон Бисмарка на страницах сборника «Бисмарк: монолит. Рефлексии начала XXI века» пишет, что Бисмарку немцы обязаны созданием национального государства, и на все времена его имя будет связано с этим, в «этом заключается его величие, которое по праву вспоминают в Фридрихсру. Это же отражают дошедшие до XXI века многочисленные памятники Бисмарку»10. Однако в данном сборнике руководитель Фонда Бисмарка Ульрих Лаппенкюпер в статье «Наследство Бисмарка. Фридрихсру как медиум воспоминания» подчеркивает важность существования Фонда, поскольку «благодаря тесной связи выставки, музея, архива, "виртуальной версии Фридрихсру" на Интернет-сайте фонда и мавзолея Отто фон Бисмарка, в Европе нет лучше места памяти и познания европейской истории долгого XIX века и ее главных акторов, чем это маленькое сообщество в центре Саксонского леса». Автор видит интерес современных поколений к Бисмарку прежде всего как к части европейской истории «долгого» XIX века11. Таким образом, Фридрихсру стало общим местом памяти европейцев.
В год смерти Бисмарка12 в Германии начинает создаваться сеть ритуальных сооружений, связанных с его культом - прежде всего речь идет о башнях Бисмарка. Башня символизировала единение немецкого народа и его величие. Другой репрезентативный пример планирования пространства памяти Бисмарка связан с созданием колонн в его честь. Так, между 1903-1903 гг. на горе Хаммельсберг близ Рейнбека была сооружена одна из них, так называемая «колонна Бисмарка в Фридрихсру»13. Феномен башен Бисмарка обрел общегерманский размах. Они появились на всей территории Германской империи от Балтийского моря до Боденского озера. В 2014 г. в Германии вышла книга Йорга Билефель-да и Альфреда Бюлленсбаха о башнях Бисмарка, где этот феномен был назван единственным в своем роде проявлением культа Бисмарка и одновременно одним из строительных курьезов своего времени14.
Инициатива возведения башен Бисмарка принадлежала студентам Германии. На вершине башен должны были находиться горящие факелы. Все это, по замыслу студентов, превращало Германию в «море света», облачало ее в огненный наряд. Они почитали Бисмарка не только как создателя Германской империи, но и как кумира немецкой молодежи. Бисмарк стал героической персонали-зацией величия Германии.
Предыстория строительства башен такова. 30 декабря 1898 г. в тюрингском городе Рудольштадт учитель гимназии Герман Ляйн-хозе, выступая перед членами союза «Рудолштэдтер Абенд», озвучил идею строительства башни Бисмарка на пожертвования. В этот же вечер было собрано 1000 марок и уже в январе 1899 г. приступили к сооружению башни15. Очень спешили закончить строительство к 1 апреля - дню рождения Бисмарка. Г. Ляйнхозе мечтал таким образом прославить свой город. Действительно, община города Рудольштадт стала первой в истории, соорудившей башню Бисмарка с устройством для факельного огня на ее вершине. Она была невысока - около 10 метров и напоминала башню рыцарского замка.
Сооружение башен Бисмарка стало проявлением неформального патриотизма. Немецкие студенты считали необходимым таким образом выразить свою скорбь по усопшему Бисмарку. Чтобы реализовать проект «Башня Бисмарка», молодежь выступила с обращением, разослав свыше 50 000 писем в разные города, советы общин, председателям различных союзов и просто влиятельным гражданам следующего содержания: «От вершины башен из всех возможных источников в ночи башня должна излучать свет огня, от горы к горе
огонь должен, приветствуя, сокрушать на своем пути множество препятствий. Он должен символизировать и провозгласить публично все самое возвышенное, чистое, благородное, что в нас есть, призвав нас сохранять глубокую любовь к отечеству, немецкую мечту до самой смерти»16. Подобный призыв - показатель сложившегося и довольно сильного культа Бисмарка среди молодежи.
До начала Первой мировой войны было запланировано построить 410 башен, но реально было сооружено только 240 башен17. Как крупные, так и небольшие немецкие города, строя такие башни, стремились выразить индивидуальность своего города и вписаться в общую символику патриотического движения Германии. В Кёльне, например, была построена 40-метровая башня. В бранденбургском Ратенау башню венчала четырехметровая статуя Бисмарка. Некоторые города просто переделывали уже существующие высотные сооружения под башни Бисмарка. Огонь на башнях также зажигали в разное время. На большинстве башен (более 60) зажигали огонь в ночь на 1 апреля - в день рождения Бисмарка, на более чем 30 башнях - в самую короткую летнюю ночь, 22 июня, на 28 башнях - 2 сентября, в день победы германских войск над французами под Седаном в войне 1870-1871 гг., на некоторых - 30 июля, в день смерти Бисмарка. На каких-то башнях огонь и вовсе не зажигали, так как рядом находились высокие деревья, а местные жители боялись пожаров. Но очень скоро обнаружились другие преимущества башен - они стали прекрасным местом для обозрения окрестностей. Сейчас башни в основном используются именно так.
В настоящее время на территории ФРГ, по разным данным, существуют 146 башен18. Они более не являются символами единства и величия Германии. За пределами современной Германии, в Польше, в бывших имперских провинциях Германской империи Эльзас и Лотарингия (сейчас территория Франции), в Дании, Австрии, Чехии, а также на территории российской Калининградской области сохранились подобные сооружения. Башни строились также в колониях Германской империи - Камеруне, на территории Папуа - Новая Гвинея. Существует специальный сайт, который называется «Топография башен Бисмарка» («Bismarckturm-Topographie»), согласно его данным, общее число сохранившихся башен Бисмарка примерно 17019. Чаще всего они закрыты, но если кому-то очень хочется полюбоваться местными картинами природы и урбанистики, то башню могут открыть. Ключ от нее часто хранится у владельцев близлежащих кафе или закусочных. Бисмарк как фигура, которая «зажгла» сооружение башен,
более не является их смыслом. Например, в Геттингене, городе, где «железный канцлер» провел студенческие годы, местные жители дали довольно уничижительное прозвище такой башне, назвав ее «БМа^епЫо» (клозет для слонов).
Утратив символический смысл, перестав быть ритуальным сооружением, башни специально не разрушаются, более того, они реставрируются, как это происходит, например, в Шеерсберге (Шлезвиг-Гольштейн), где башня бережно сохраняется, но не как «место памяти», не как символ германского единства, а как строение, являющееся достопримечательностью данной местности и позволяющее видеть безбрежные дали Балтийского моря. Пространство Германии перестроено, оно не является более пылающим облачением Бисмарка, а встроено в контекст региональной истории. Если попытаться определить регионы - лидеры по числу башен Бисмарка, то это довольно затруднительно, так как они активно строились на севере, западе, востоке, юге Германской империи. На северо-западе и в центре Германии башен несколько больше, чем в других регионах. Такое относительно равномерное распределение этих сооружений подтверждает, что вся Германия объединялась под знаменем Бисмарка, каждый регион стремился внести свою лепту в почитание первого канцлера. Единственная федеральная земля Германии, территория которой свободна от этого феномена, - это Саарланд20.
Апогей восприятия Бисмарка как символа величия и процветания нации и германского государства пришелся на годы Первой мировой войны. Девиз Бисмарка - решать кризисные ситуации «железом и кровью» - был возведен в абсолют. В год столетнего юбилея первого канцлера, в 1915 г., в Германии было опубликовано около 160 изданий о нем, среди них и труды историков21. Главная мысль всех этих публикаций заключается в том, что именно Бисмарку немцы обязаны созданием единого сильного государства, что его образ уже деперсонализировался и стал олицетворением немецкости. Таким образом, Бисмарк отождествлялся в исторической памяти с самим германским государством, став главным его символом.
В настоящее время фигура Бисмарка утратила властно-символическое значение. «Железный канцлер» является хотя и крупной, но исторической, а не политической личностью, и актуализируется больше в плане истории изучения германской традиции становления социального государства, так как именно он положил начало его формированию в западном мире22. Именно так Бисмарк вписывается в универсальные, обобщенные, коммунитаризованные воспоминания о долгом XIX веке.
Примечания
1 Assman A. Geschichte im Gedächtnis: Von der individuellen Erfahrung zur öffentlichen Inszenierung. München: Beck, 2014. S. 27.
2 Ibid. S. 25.
3 Ibid. S. 25-27.
4 Hoffmeister H. Der eiserne Sigfried: eine neuzeitliche Nibelungenmär. Berlin: Eb-hardt, 1885.
5 Ассман Я. Культурная память. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 63.
6 Kolb Е. Otto von Bismarck. Eine Biographie. München: Beck, 2014. S. 172. О праздновании 80-летнего юбилея Бисмарка подробнее см.: Ростиславле-ва Н.В. Национальная идентичность немцев в фокусе наследия Бисмарка // Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории. 2016. № 54. С. 335-348.
7 Хаттон П. История как искусство памяти. СПб.: Владимир Даль, 2003. С. 191.
8 См.: FrankelR.E. Bismarck's Shadow. The Cult of Leadership and the Transformation of the German Right, 1898-1945. Oxford; N.Y.: Berg, 2005.
9 Подробнее об этом см.: Ростиславлева Н.В. Отто фон Бисмарк: трансформация культуры памяти // Вестник РГГУ. Серия «История. Филология. Культурология. Востоковедение». 2016. № 11. С. 120-129.
10 Mayer T. Bismarck vor Augen. Einführung // Bismarck: der Monolith. Reflexionen am Beginn des 21. Jahrhunderts / Hg. von T. Mayer. Hamburg: Osburg, 2015. S. 15.
11 Lappenküper U. Bismarcks Erbe. Friedrichsruh als Medium der Erinnerung // Bismarck: der Monolith... S. 255. См. также: Ростиславлева Н.В. Бисмарк, Германия и Россия: размышления о новейших немецких изданиях к юбилею Отто фон Бисмарка // Новый исторический вестник. 2016. № 1 (47). С. 101-115.
12 Бисмарк умер 30 июля 1898 г.
13 Epkenhans M, Lappenküper U., Seggern A., von. Otto von Bismarck: Aufbruch in die Moderne. München: Beck, 2015. S. 159.
14 Bielefeld]., Büllesbach A. Bismarcktürme. Architektur, Geschichte: Landschafterlebnis. München: Morisel, 2014.
15 Lüpke M., von. Der Turnbau zu Bismarck [Электронный ресурс] // Spiegel Online. 22.12.2014. URL: http://www.spiegel.de/einestages/bismarck-tuerme-personen-kult-um-reichsgruender-a-1006644.html (дата обращения: 14.07.2017).
16 Ibid.
17 Das Infoportal Bismarcktürme [Электронный ресурс] // URL: www.bismarcktuerme. de (дата обращения: 14.07.2017).
18 Автор книги о башнях Бисмарка Йорг Билефельд считает, что их осталось в современной Германии 146. См.: BielefeldJ., Büllesbach A. Op. cit. См. также: Das Infoportal Bismarcktürme.
19 См.: Das Infoportal Bismarcktürme...
20 Ibid.
21 Подробнее об этом см.: Ростиславлева Н.В. Бисмарк, Германия и Россия...
22 Кокка Ю. Бисмарк и возникновение социального государства в Германии // Россия и Германия: Научный гумбольдтовский журнал. 2015. № 1-2 (9-10). С. 5-11. См. также: Plumpe W. Otto von Bismarck und die soziale Frage - Überlegungen zu einem alten Thema der deutschen Wirtschafts-und Sozialgeschichte // Bismarck: der Monolith... S. 197.