Научная статья на тему 'Символы в театрализованных зрелищах как семантическое взаимодействие культурных процессов'

Символы в театрализованных зрелищах как семантическое взаимодействие культурных процессов Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
749
555
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС / ТЕАТРАЛИЗОВАННОЕ ЗРЕЛИЩЕ / SYMBOL / CULTURAL PROCESS / THEATRE SHOW

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Лахно М. А.

В статье рассматриваются типология символов в зрелищах, понятия и основные группы культурных процессов. На приведенных примерах показано семантическое (знаковое) взаимодействие культурных процессов в массовых театрализованных зрелищах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS IN THE THEATRE SHOWS AS A SEMANTIC RELATION OF THE CULTURAL PROCESSES

The symbol typology in shows, the concepts and the main groups of the cultural processes are considered in the article. The semantic (symbol) cultural process relation in the mass theatre shows is shown on the bases of the given examples.

Текст научной работы на тему «Символы в театрализованных зрелищах как семантическое взаимодействие культурных процессов»

Технологичность. Под технологичностью праздника мы понимаем совокупность всех составляющих, которые обеспечивают его существование и аудиторию, для которой он предназначен. Апробирование праздника на его жизнеспособность проверяется на сценарии, который предшествует процессу постановки и на котором проверяются всевозможные варианты, позволяющие обеспечить наилучшее воплощение и воздействие праздника.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать выводы:

эволюция - развитие, заложено в человеке, а от него во всем его окружении, от природы. Именно на этом основана эволюционно-итерационная концепция праздника;

основными критериями существования данной концепции выступают:

а) итерационность;

б) социальная детерминированность;

в) конвергентность;

г) технологичность;

итерационность позволяет вернуться в прошлое и сопоставить праздники прошлого с праздниками настоящего и выбрать, точнее, разработать новый вариант более эффективный с точки зрения и требований сегодняшнего дня;

конвергентность позволяет выявить причинно-следственную связь событий в празднике и определить систему изобразительно-выразительных средств праздника;

технологичность позволяет усилить эмоционально-психологическое воздействие праздника.

---------♦'----------

УДК 791.6 М.А. Лахно

СИМВОЛЫ В ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ЗРЕЛИЩАХ КАК СЕМАНТИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ

В статье рассматриваются типология символов в зрелищах, понятия и основные группы культурных процессов. На приведенных примерах показано семантическое (знаковое) взаимодействие культурных процессов в массовых театрализованных зрелищах.

Ключевые слова: символ, культурный процесс, театрализованное зрелище.

M.A. Lakhno

SYMBOLS IN THE THEATRE SHOWS AS A SEMANTIC RELATION OF THE CULTURAL PROCESSES

The symboltypology in shows, the concepts and the main groups of the cultural processesare consideredin the article. The semantic (symbol) cultural process relation in the mass theatre shows is shown on the bases of the given examples.

Key words: symbol, cultural process, theatre show.

Каждое зрелище имеет присущую только ему систему символов, которая выполняют определенные функции в различных культурных процессах

Поэтому в данной статье нам необходимо рассмотреть типологию символов, определить, что такое и для чего существует культурный процесс, и показать, как символы взаимодействуют в названных процессах.

СИМВОЛ (от греч. symbolon) - условный вещественный опознавательный знак для членов определенной группы людей, тайного общества; вещественный или условный код, обозначающий или напоминающий какое-либо понятие; образ, воплощающий какую-либо идею [5].

Символ - это одно из центральных понятий философии, эстетики, филологии, культуры. Он обозначает, передает информацию, служит средством коммуникации, имеет психологическое значение, без него невозможна жизнедеятельность людей. Несмотря на иллюзию общепонятности, понятие символа является одним из самых туманных и противоречивых. Символ имеет более чем двух тысячелетнюю историю осмысления, он получил многообразные трактовки, однако целостного представления о нем до сих пор нет [1].

Символы культуры иносказательно выражают некое содержание, которое составляет существо ценностей, норм и идеалов конкретной культуры. В качестве символов культуры могут выступать предметы и вещи, природные процессы, животные и растения, сказочные существа.

Исходя из этого, можно сказать, что символ - язык культуры, универсальная форма осмысления реальности, в которую организуются все вновь возникающие или уже существующие представления, восприятия, понятия, образы и другие подобного рода смысловые конструкции (носители смысла).

Символ в культуре - это носитель смысла, знания и ценности данного общества. Из приведенной А.Ф. Лосевым типологии символов [2] остановимся на тех, которые используются в театрализованных массовых зрелищах.

1. Художественные символы - система символов, создающая художественный образ, который выступает как обобщение и конструкция, как принцип понимания (а, следовательно, и переделывания) всего единичного, подпадающего под такую общность. Всякое искусство, даже максимально реалистическое, не может обойтись без конструирования символической образности.

2. Мифологические символы. Их нужно отличать от религиозной символики. Потому что миф есть основа религии, которая может превратить мифологический символ в религиозный или наоборот.

3. Религиозные символы. В этих символах мы находим не только буквальное существование мифологических образов, но и связь их с реальными, вполне жизненными, часто глубоко и остро переживаемыми попытками человека найти освобождение от своей фактической ограниченности и утвердить себя в вечном и незыблемом существовании. Миф, взятый сам по себе, есть известного рода умственная конструкция (таковы «символ веры» и «символические» книги всех религий), которая так и может остаться только в пределах человеческого субъекта. Средневековая икона есть религиозно мифологический символ, а не просто художественное произведение [3, с. 73].

4. Человечески-выразительные символы. Из предметов природы и общества особенное значение имеет, конечно, человек и свойственная ему чисто человеческая символика. Прежде всего, человек вольно или невольно выражает внешним образом свое внутреннее состояние, так что его внешность в той или иной мере всегда символична для его внутреннего состояния.

5. Идеологические и побудительные символы. Их стоит выделить в отдельную группу потому, что большинство из вышеназванных символов обладает теоретическим характером, в то время как идеологические символы не только предполагают ту или иную теорию или идею, но и практическое их осуществление и, что особенно важно, общественное назначение. Идеал, девиз, план, проект - все подобного рода понятия являются не просто теоретически построенными идеями, имеющими абстрактное назначение, но это такого рода идеи и понятия, которые насыщены и заряжены большой практической силой и с точки зрения логики тоже являются символами, поскольку каждая такая конструкция есть порождающий принцип общественного действия и метод осуществления бесконечного ряда общественно-исторических фактов.

Символ как категория культуры - это всеобъемлющее и собирательное понятие.

Мы можем сказать, что в этом аспекте он есть отражение природного бытия и культурно-значимое выражение его. Выражение и есть трансформированное отражение; культурное творчество вырастает из природы, объективно данного мира и является продолжением этого мира и преобразованием его.

Понимание символа - процесс творческий, следовательно, пассивное восприятие ни к чему не приводит.

То, что набор символов, используемых в зрелищах, является системой, не требует сложного доказательства. Рассмотрим это на примере христианства, потому что любая религия для своей жизнедеятельности создает собственную символику, с помощью которой она воздействует на индивидов.

Христианская система символов образовалась вокруг главного - Иисуса Христа, в символах - агнец. Все символы - крест, икона, алтарь и т.п., имеют собственное значение и предназначение. Таким образом, мы можем с уверенностью сказать, что набор символов, принадлежащих определенной религии и используемых в ее ритуалах и обрядах, является системой, в которой прослеживается тесная взаимосвязь и взаимодействие символов в данной системе. Причем каждый символ имеет свое, только ему присущее значение и смысл - семантику, которая проявляется в культурных процессах.

Под культурным процессом мы имеем в виду типические, универсальные по масштабам распространения в разных культурах и устойчивые в своей повторяемости функциональные процедуры, поддающиеся классификации на основании общих признаков.

В числе основных групп культурных процессов можно выделить следующие:

Порождение культурных явлений. Применительно к нашему исследованию, зрелище явилось порождением культурного явления, то есть появление и существование зрелища - есть культурный процесс.

Распространение культурных явлений, социальная интеграция культурных форм в общественную практику в качестве предпочитаемых и рекомендуемых образцов технологий и продуктов деятельности.

Функционирование культурных явлений, действия и взаимодействия людей по удовлетворению их индивидуальных и групповых интересов, потребностей и необходимостей.

Социокультурное коммуницирование между людьми, символическое кодирование наблюдаемых и представляемых природных и социальных явлений и процессов в семантические знаки - понятия, обозначения, названия и прочее. Обмен информацией между людьми о происходящем в явлениях и процессах, посредством трансляции ее в виде семантических знаков и составленных из них вербальных и невербальных текстов.

Так или иначе, все культурные процессы представляют собой целеориентированную жизнедеятельностную активность людей и являются осуществлением более или менее типовой последовательности процедур: осмысления людьми своих интересов и потребностей, возникающих в связи с какими-то обстоятельствами; разработки технологий (способов) удовлетворения этих интересов и потребностей (или модернизации уже имеющихся технологий под новые задачи); практическое применения этих технологий и получения какого-то результата (продукта); оценки эффективности примененных технологий и соответствия полученных результатов преследуемым целям.

Все перечисленные выше культурные процессы присущи театрализованным зрелищам. Докажем данное утверждение с помощью примеров описания зрелищ. Потому что любая культура зависит от употребления символов, которые более или менее сознательно принимаются всем обществом.

Панафинеи великие. Праздник в конце июля в честь рождения Афины, покровительницы Афин, богини мудрости, ремесел, справедливой войны - грандиозное яркое зрелище. В программу проведения входили хоры в театре, гимнастика, гонки триер, вечерний бег с факелами.

Символы, используемые в праздниках, имели следующее значение:

Факел - как очистительная и предохранительная от злых духов сила.

Пальмовая ветвь - символ долговечности и одна из эмблем мира.

Белые одежды или белый цвет - абсолютный цвет света, и поэтому - символ чистоты, истины, невинности и жертвенности или божественности. Данные символы присущи только этому зрелищу. Для другого зрелища они будут иными.

Новое время рождает новые символы или дает старым новый смысл. Главное заключается в том, что именно зрелище дает жизнь символу, с помощью которого передается информация населению. А всякая новая информация, в силу психологического состояния индивида, вызывает у него потребность вступить в общение или процесс коммуникации. А то, что символы несут информацию, не требует доказательств, как и то, что полученная информация дает толчок процессу коммуникации.

Обряды и ритуалы передаются от поколения к поколению и от многократного повторения значение символов становится понятным и не вызывает вопросов об их значении. Значит, обряды и ритуалы, а это, прежде всего, зрелища, являются основной формой существования и эффективного воздействия символов.

Казнь в средневековом обществе выполняла не только функцию приведения в исполнение приговора суда. Как событие, происходящее при большом стечении народа и далеко не каждый день, она представляла собой еще и зрелище.

В этом зрелище, а как не говори, казнь - это зрелище, в ней использовались определенные символы; крест - «хранитель всея вселенная» - утверждает св. Церковь. Извечное и единственное значение этого христианского символа не нуждается для верующего в пояснении. Меч или топор - это символ правосудия. Подобно оружию других видов, отражает символику власти [6]. Веревка - один из самых негативных и зловещих символов, знак неволи, покорности, зависимости, предательства и смерти.

Символы по способу выражения чрезвычайно разнообразны. Это и вербальные символы, адресующие к содержанию с помощью языковых средств (легенды, мифы, притчи, сказки). Это и образные символы, где мысль передается с помощью изобразительных (в широком смысле) приемов: некоторые типы архитектурных и культовых сооружений (пирамиды, соборы, могильники), орнаментальные мотивы, алхимические рисунки и т.п. Нетрудно видеть, что понятия «вербальные символы» и «изобразительные символы» - всего лишь стилистически приемлемые формы. На самом же деле, речь идет о символах, представленных с использованием символических средств (своего рода «символические символы»), и символах, представленных с использованием образных средств («образные символы»).

На 6-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве режиссер-постановщик И.М. Туманов построил гимнастов так, что они превратили поле стадиона в карту мира. И вот на карту легла зловещая тень войны в образе атомной бомбы. Но слово «НЕТ!», появившееся на карте, перечеркивает крест-накрест энергичными линиями силуэт бомбы [4, с. 27].

Из сказанного мы видим семиотическое взаимодействие символов в культурных процессах театрализованного массового зрелища.

Отсюда можно сделать следующие выводы:

в современной науке не существует единого определения понятия символ; каждый символ имеет значение, присущее только ему;

набор символов, используемый в театрализованных зрелищах, является подсистемой общей системы «зрелище». Но в религиозных или светских зрелищах эта подсистема может выступать как самостоятельная система;

система символов, применяемая в зрелищах, несет большой объем информации, который заставляет зрителя вступать в процесс коммуникации (общения);

зрелище, являясь культурным процессом, включает в себя более мелкие, точнее целевые культурные процессы.

Литература

1. Аверинцев С.С. Заметки к будущей классификации типов символов. Проблемы изучения культурного наследия. - М.: Наука, 1985. - 400 с.

2. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. - 2-е изд. - М.: Искусство, 1995. - 320 с.

3. Лошаков Р.А. Феномен и символ // Вестн. Рус. христианской гуманитарной акад. - 2005. - № 6. -

С. 73-84.

4. Туманов И.М. Режиссура массового праздника и театрализованного концерта. - Л.: Изд-во ЛГИК, 1974. - 75 с.

5. Энциклопедия знаков и символов. Символ. 11Р1_: http://www.znaki.chebnet.com/s10.php7icM1].

6. Энциклопедия знаков и символов. Меч. 11Р1_: http://sigils.ru/symbols/mech.html.

---------♦-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.