Научная статья на тему 'Символы и знаки, обозначающие переход из детского сада в школу'

Символы и знаки, обозначающие переход из детского сада в школу Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
546
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК / СВЯЩЕННОЕ И ПОРОЧНОЕ / ПОСВЯЩЕНИЕ / АТТРАКЦИОНЫ / ПОДАРКИ / УРОК-ДЕМОНСТРАЦИЯ / ПРАЗДНИЧНЫЙ ТАНЕЦ / SCHOOL CELEBRATION / PROFANE AND SACRED / INITIATION / ATTRACTION / GIFTS / LESSON DEMONSTRATION / CELEBRATION DANCE / COMMON TABLE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ангелов А.В.

В материале исследуются проблемы признаков перехода и их символического выражения в поведении в церемонии болгарских школьных сообществ, когда ребенок входит в школу важной вехи в его жизни и развитии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Symbols and the signs designating transition from a kindergarten in school

The paper examine the issues of the signs of transition and their symbolic expression in ceremony behavior of Bulgarian school communities when a child is entering the school a milestone in his unfolding life.

Текст научной работы на тему «Символы и знаки, обозначающие переход из детского сада в школу»

Педагогические науки

УДК 371

СИМВОЛЫ И ЗНАКИ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПЕРЕХОД ИЗ ДЕТСКОГО САДА В ШКОЛУ

А.В. Ангелов, Югозападный университет имени Неофита Рилского, (Благоевград, Болгария), e-mail: angelov_60@abv.bg

Резюме. В материале исследуются проблемы признаков перехода и их символического выражения в поведении в церемонии болгарских школьных сообществ, когда ребенок входит в школу -важной вехи в его жизни и развитии.

Ключевые слова: школьный праздник, священное и порочное, посвящение, аттракционы, подарки, урок-демонстрация, праздничный танец.

Изменяется наше представление о праздничном поведении школьной общности. Если в прошлом она, каждым своим членом, доверялась опыту предыдущего поколения, не комментируя его, сегодня уже традиционные авторитеты колеблются, становятся нерешительными. Множество учителей стремятся ответить себе на вопрос: „почему нужно придерживаться праздничных стереотипов". Во времена либерализма и индивидуализма, учителя считают вопросом самоуважения задать вопрос „почему" и организовать школьные праздники, события и торжества сообразно ответам, которые они получили.

Поступление ребенка в школу является преодолением порога, который ведет его в другой мир, резко отличающийся от мира семьи и от того мира, который предлагал ему детский сад. Отношения регулируются так, что школа, являющаяся общественной институцией, начинает предъявлять претензии к ребенку по отношению к его личности и достижениям. Оформилось единое мнение, что „поступление в школу" является серьезным событием в его раскрывающейся жизни. Это начало ассоциируется с его праздничным введением в новую социальную роль -роль ученика.

Уже немногие придерживаются тезиса, что школьный праздник предполагает дополнительную активность посредством инициатив, деятельностей и дополнительных средств со стороны всей школьной

1

общности, которая должна обеспечить условия, где школьник почувствовал бы радость от познания перехода в ключевые моменты его изменяющейся жизни.

Праздничное поведение школьной общности в первом дне первоклассника, к сожалению, изменяет фазовую последовательность -веселье опережает чувство преклонения перед ценностями, к усвоению которых праздник еще должен вести их. И это наблюдается везде. Напрашивается вывод, что первоначальное действие первоклассника состоит в продолжительном ожидании, весьма простом действии в определенном пространстве и осуществляемое за пока еще неорганизованное время, чтобы встретиться со странным сочетанием ритуалов, похожих, в своей большей части, на веселье. Все это происходит в школах, где педагогический коллектив считает, что подготовка и проведение школьного праздника является проблемой, которая решается сама по себе.

Напрашивается вывод, что первое действие первоклассника состоит в продолжительном ожидании, простое в конкретном пространстве, хоть за определенное, но неорганизованное время, чтобы встретиться со странным сочетанием ритуалов, похожих в своей большей части на веселье.

Все ритуалы и символы „перехода" - отмечает Елиаде - „выражают специфическое понимание о существовании человека: однажды рожденный, человек еще не закончен, ему надо родиться второй раз, духовно. Он становится законченным человеком, переходя от несовершенного, эмбрионального состояния к совершенному состоянию взрослого. Одним словом, можно сказать, что человеческое существование достигает своей целости через серию ритуалов для перехода в сущность через последовательные инициации (посвящение -А.А.)". (7; 120).

Инициацию в событийном поле личности следует раскрывать как три типа опыта: о сакральном, о сексуальности и о смерти. Ребенку они незнакомы. Первый инициационный акт - это посвящение в знание. Посвященным становится тот, кто узнал эту тайну, т.е. который ее знает.

1. Профанное (скверное) и сакральное (священное). Среди „привилигированных мест" в нашей жизни существуют места, качественно отличающиеся друг от друга. Среди них: родной дом, родное место, церковь, школа. Они осознаны как таковые, так как у них уникальная

ценность и из-за этого они являются „святыми местами нашей личной вселенной" (7, с.15-16).

В жизни народов расположены и интервалы „священное время", которое Елиаде определяет как „время праздников". В празднике открывается, по его мнению, „первое проявление сакрального времени" (священного времени). Исторически сложившиеся обстоятельства придают школе значение святилища: и как происхождение - это есть близость к храму, и как расположение в пространстве поселка - чаще в его центре, и как его название. Дорога первоклассника в его первый школьный день к центру (школа) - это путешествие с профанного к сакральному (священному). Это переход от „ежедневия к священному, от переходного и иллюзорного к действительному и вечному, от смерти к жизни, от человеческого к божественному. Достижение до „центра" (школа, класс, парта - А.А.) равнозначно посвящению, инициации". (8; 62).

1.1. Дорога. Если из многих фактов, заполняющих развертывающуюся жизнь ребенка - будущего ученика, выбрать такие, связанные с этим, т.е. каким образом детский сад и семья проводят ребенка в школу (как в вербальной, так и в ритуальной практике), мы установим существование идеи о дороге. Дорога противопоставлена местонахождению, поездка - ожиданию, восстанавливается естественный этап пульсации праздника. Существенное, по-нашему мнению, действие первоклассника в его первый школьный день - это поездка, переход дороги: с периферии (дом) до центра (школа), со школьного двора (периферия) до класса (центр), от двери класса (периферия) до рабочего места - парты (центр). Идея о дороге воплощена в ряд знаков, видимых, но непонятных еще для ребенка-школьника: начиная с ритуала - поливать воду на пороге дома и получая благословление, через освещающие дорогу фары автомобилей до украшенной школы и особого облика школьного двора. „Дорога и поездка могут принять и религиозные ценности, потому что каждый путь может символизировать „дорогу в жизнь", а каждая поездка - „паломничество", паломничество к Центру Мира" (7; 131). Практика показывает, что самым важным и значимым в этот день выступает процессия.

1.1.1.Объекты, барьеры, препятствия, которые маркируют дорогу. Они конструируют ее не только по горизонтали, но и по вертикали.

Школьный порог является обязательным архитектурным элементом для каждой школы. Он является „знаком лестницы, стремления к

познанию, взбирание к науке и перемене" (14; 419), но с другой стороны, лестница является неизменным атрибутом по дороге к возвышенности (экзальтации)" (8; 67). Непосредственным путем именно порог показывает перерыв целости пространства и является „символом и способом перехода" (7; 15-16), пересеканием границы между профанным и сакральным.

„Помоги мне возвести тебя!" - эта надпись была расположена у входа во многих болгарских школах во времена эпохи Возрождения.

Распахнутые школьные двери, украшенные зеленью и цветами, нечто больше чем плющевая арка - она является „символом и синонимом вертикальной дороги" (7; 15-16 и 8; 68). В психологическом плане она является не только „знаком перехода, но и приглашением к человеку осуществить его" (14; 177). Переход через арку означает возрождение, отбрасывание своей прежней природы и сущности. Арка, изготовленная из плюща, который остается зелен в каждом времени года, „символизирует крепкость силы и постоянство желания". (14; 122). Замена плюща разноцветными воздушными шарами, что все чаще наблюдается у нас, это подмененный символ. Замена плющевой арки символичной цифрой „6", является глубоко ошибочным и порочным символом.

Школьная лестница, там, где она есть, является символом стремления к знанию. „Если поднимается к небу, идет речь о знании видимого и божественного мира". (14; 419).

2.. Инициация. Наши наблюдения над практическим воплощением инициации, над практическим поведением общности в первом школьном дне первоклассника, доказывают отсутствие акцентов, определяющие новую социальную роль и ожидание нового поведения в социальном пространстве. Такими акцентами могут являться следующие:

2.1. Полное имя ученика. Имя - это знак полной культурной идентичности человека. Ритуальные практики, связанные с крещением, довольно разнообразны, но они и обязательны. У человеческих имен свое значение, и порой имя новорожденного человека объединяет род, но иногда и разъединяет.

В первый школьный день ребенок приходит в школу с относительно ограниченым знанием о своем имени. Его зовут Сашко, Милка, Ваньо, Катя, Митко или у него другое имя, часто ассоциируемое со своим прозвищем. И еще - это имена дома, на улице или на дворе, в детском саду. Мало родителей общаются с ребенком дома, используя его полное

имя, лишь немногие родные познакомили его с генеалогическим деревом рода или с историей происхождения собственного имени или фамилии. Очень комично звучит отрывок из мемуарной книги „Тоска по правде" болгарского театрального режиссера Гриша Островски (12), где он вспоминает пережитый шок первого школьного дня и ему открывается, что его имя не Гриша, а Генрих, и что он - еврей.

Наречение имени дает новорожденному статус „живого". Этим ритуалом его включают в общность живых (семьи, рода, народа). Объявляя в публичное пространство полное имя ученика-первоклассника, его включают в общность знающих людей, которым предстоит узнать многие тайны. Уже со своим полным именем молодой человек покидает систему образования.

2.2 Слово. Повторяющиеся каждый год скучные и никому не нужные порой хвалебные речи директора школы, факты и обстоятельства, имеющие целью представить привлекательность успехов школы - их никто не помнит и никто не слушает. Идущие одна за другой речи Министра, Мэра, Председателя школьного совета родителей, а, иногда, и учителя-ветерана, прочитанные без энтузиазма и невыразительно, вызывают скуку и агрессию среди учеников, пренебрежение и ропот, а иногда недовольство и у некоторых родителей.

Слово должно быть другим. (Подробнее в: 2).

2.3. Минуты раздумья. Цель этой минуты обдумать послание и овладеть эмоцией. Для первоклассника она метафорически связывается с мгновением загадать желание, прежде чем „задуть свечи" в день рождения. Для родителей - это мгновение, когда они могут обдумать инициацию. Пребывание в школе начинается с разлуки будущего новопосвященного с семьей и „его попадание в пустыню", с введением со многими другими в класс и нахождение в одном из многих подобных классов, т.е. его обезличивают среди массы. В этом раскрывается смысл смерти. Долгое ожидание в начале, обычно на ногах, продолжительность этого этапа - это не что иное, как физическое страдание и мучения, которые новопосвященный должен выдержать. Для учителей, хотя и не осознано, символика смерти и нового рождения являются элементом введения первоклассника в священное (знание).

2.4. Государственность. В первые годы после восстановления Болгарского государства „силы нашего культурного сознания сплочены в устойчивость национальной идеологии, в определении обязательных

ценностей и антиценностей, которые должны регламентировать нравственную жизнь нации" (подробнее, см.: 1).

2.4.1. Национальное знамя, герб и гимн являются символами государства. Они обязательная принадлежность каждого государства и выражают ее независимость и суверенитет (Конституция Республики Болгарии; Глава 10). Их присутствие во время праздника регламентировано соответствующими законами. Высшее выражение уважения и почести это выполнение Национального гимна вместе с поднятием национального флага. Первый школьный день делает школьника уникальным, так как в соответствии с приказом Министра Просвещения государство обязывает школу выполнить такие ритуалы -исполнить Национальн/ый гимн и осуществить поднятие Национального знамени. Для огромной части болгарских граждан, по объяснимым причинам, этот ритуал остается весьма важным, хотя и единственным в их жизни.

2.4.2. Стихотворение „Я болгарский ребенок" - один из самых значимых и воздействующих текстов болгарской литературы. Оно опубликовано Иваном Вазовым в 1883 году и, с одной стороны, является метафорой идеи и понимании Левского о свободной Родине и свободной личности, а с другой - это идеи Тырновской конституции. Рекомендуется его исполнять перед выполнением Национального гимна и поднятием Государственного знамени. Вместе с „Болгарским всеобщим школьным гимном" и школьным знаменем, они - часть комплекса символов и неделимая принадлежность каждой болгарской школы.

2.4.3. Песня „С того мгновения, милая, моя матушка, когда рассвет засветился" является единственной сохранившейся связью Второго с Третьим болгарским государством. Во время её выполнения Знаменная группа с Национальным флагом, склоненным в горизонтальное положение, подходит к пилону.

3. Действия.

3.1.Разливание воды из медного кувшина. Это действие отправляет нас к мифу о Потопе. Вода всеобщий символ плодородия. Символическое значение воды открывается в её проявление как источник жизни, средство очищения и „способ обновления" (14; 164). Разлитая на пороге, она символизирует очищение и новое начало. Сопроводительное благословление: „Пусть идет как по воде / маслу/!" (8; 93-96) интерпретируется Елиаде как судьба библейского Ноя. Кувшин

символизирует изобилие и „бесконечное знание" (14; 533).

3.2. Подписание „Устава толерантности". К болгарской школе сегодня предъявляются различные критики, одна из которых раскрывает мысль о том, что она не воспроизводит социальное участие и социальный капитал". (Посмотри больше в 13). Только социальное участие может создать социальный капитал. Конфликт между „властью и участием" в условиях школы формулируется как конфликт между двумя тезисами. Первый тезис гласит о том, что школа - это место осуществления власти и задача ее - подготовить подрастающее поколение к жизни совместно с властными структурами, что является основным организующим принципом в мире. Второй тезис раскрывает мысль о том, что школа - это партнерство в общих делах.

Эмоции, постановка целей и личностные идеалы поколения молодых людей и детей, рожденных после 1991 года, уже новые. Ценности и вызовы времени требуют и новых решений. В этом контексте предлагается вариант включения гражданской клятвы как „Устав толерантности" в структуру школьного праздника. Не только в относительно законченном, но и в открытом виде „Устав толерантности" представлен психологом Кунчевым (11). Он структуриран так, что в её центре находится ученик (Подробности находятся в 4).

„Устав толерантности" должен быть подписан представителем школы и родителями первоклассников на торжественной церемонии в начале учебного года. Однако мы считаем, что нецелесообразно приобщать первоклассников к „Уставу толерантнвости" в этот момент. Это они должны сделать позже, когда уже осознали себя как общность. Подходящий момент для этого - школьный праздник „День народных будителей" (День народных деятелей области культуры) - 1-ого ноября.

3.3. Дарительская деятельность. Сущность дарения с мифологической точки зрения не ограничивается только действиями обмена. Временной период между актом пожертвования и моментом получения дара, по мнению Бурдийо, позволяет, чтобы подарок был почувствован, как свободный и неопределенный от первоначального дара" (5; 146).

Пожертвование - устойчивый элемент системы школьного праздника. В более новые времена подарок-обмен является частью своих основных функциональных характеристик и приобретает множество новых возможностей. Новый смысл, который сегодня школьная общность

возлагает пожертвованию, связан не только с санкционированием перехода ученика к следующей ступенке его социализации. Это вопрос о легитимности общества при выполнении обязательств взрослого поколения по отношению к подросткам.

Какими бывают подарки сегодня? Главным образом, на открытии учебного года государственные, муниципальные и общественные организации, как и представители патриотического болгарского бизнеса, дарят школам: компьютеры, (ноутбуки, планшеты и компьютерные системы), географические и исторические карты и пособия, справочники по физике, химии, биологии, искусству и др., книги для школьной библиотеки, CD и DVD с учебными, документальными и художественными фильмами и программами, спортивные пособия и сооружения. На открытии новой школы - это: школьные пособия, картины, значок или резьба по дереву с образами святого, являющегося покровителем и защитником школы, школьные звонки и др.

Когда этап начальной грамотности окончился, самые естественные и самые дорогие подарки, которые первоклассник получает, это - Букварь и, в некоторых школах, основную книгу той религии, к которой принадлежит он и его семья. В конце учебного года - это сборник с текстами (в нем собраны и расположены материалы учеников по разным учебным предметам), который обычно роскошный, цветной и красивый; это CD или DVD с ученическими произведениями искусства. Актуален как подарок и ноутбук, который уже сами родители достаточно часто дарят ученику.

Родительская изобретательность по отношению выбора подарка для учителя бесконечна. Практика группирует их следующим способом: ювелирные, личные акссесуары, настольные предметы, уютный дом, здоровье и красота, искусство, свободное время, традиционные болгарские: цветы, букеты, корзины, шары, корзины со сладостями, подарки для души.

„Книга - очень личный подарок, отмечает писатель Георги Господинов, - потому что ты даришь слова, историю. И говоришь посредством нее с тем, кому ее даришь. Книга - долгосрочный подарок, подарок, который остается надолго. Ты его не тратишь, не выпиваешь, не используешь и не бросаешь пустую упаковку.... Это редуцирует общее количество китча, подавляя его одним уже хорошим тоном. Отличает праздничного от покупающего человека"(6).

3.4. Посадка „Дерева класса". Во многих культурах дерево является знаком между видимым и невидимым миром. В болгарской народной культуре кизиль - специальное дерево, считается носителем надежды, здоровья, долгой жизни и хорошей удачи, символизирует Дерево жизни. Посадка Дерева класса символизирует единство учеников в классе и представляет послание в следующие периоды их будущего взросления.

4. Празднование.

4.1. Первый школьный день. (Детали приведены в 2).

4.2. Школьный праздник "Мы уже грамотны". Предлагаем следующую последовательность событий:

1.) Выступление в подготовительной группе детского сада. Проводится в детском саду-базе. Основная деятельность - утренник „ Я и буквы" 1.

2.) День открытых дверей. Основная деятельность: открытые уроки для родителей.

3.) „Не только азбуку, но и литературу". Проводится в библиотеке читалища2. Основная деятельность - знакомство с деятельностью читалища и его библиотеки; поименное вручение читательских карт.

4.) Посещение кабинета Мэра города. Проводится в кабинете мэра или в актовом зале в здании Общины или Мэрства. Основные деятельности - исполнение небольшого отрывка из литературно-музыкального концерта „Я и буквы"; подарок со стороны мэра - обычно, это Конституция Болгарии.

5.) „Мы битвы любим". Проводится в парке, обычно после встречи с мэром. Основная деятельность - посадка дерева; размещение памятного текста и фотографирование всей группы; демонстрация умений по управлению велосипедами, коньками, ролликами; демонстрация Правил дорожного движения; демонстрация спортивных навыков - бег, прыжки и лазание и др.; игры.

6.) „Память и вера". Проводится в храме, до торжества в школе. Основная деятельность - молитва для успеха в школе и здоровья учеников, родителей и учителей; подарок со стороны председателя борту храма - обычно это основная книга религии.

7.) Урок - демонстрация. Проводится в школе, в субботу, утром, после молитвы в храме для успеха в школе. Основная деятельность: демонстрация образовательных достижений, исполнение письменных заданий (Посмотри больше в 3).

5. Приобщение.

5.1. Праздничный хоровод. Праздничным хороводом заканчивается полный цикл каждого праздника. Под этим словом понимается не только отдельное фольклорное произведение, но и целостное событие, у которого есть свои социально-коммуникативные и духовные аспекты. Хоровод - это вид игры („веду хоровод"); хоровод - это социальное событие („я иду плясать"); хоровод - место для игры („хорище", „деревенская площадь", „игралище") (Подробнее в 15).

Танец является типичным явлением в традиционной праздничной танцевальной культуре болгар. Наряду с ритуальными танцами, на каждом существенном календарном празднике, как и каждое воскресенье, на деревенской площади, был большой праздничный хоровод. Хореографская теория определяет два типа драматургии праздничного хоровода. Первый связан с календарными праздниками, когда группа девушек „открывает" веселье пением с ритуальными танцами, посвященными празднику, а после этого часами исполняют танцы регионального и местного репертуара. У второго типа отсутствует ритуальный танец. Этот тип - драматургия, характерен для гражданского календарного праздника и для танца, исполняемого каждое воскресенье. Воскресный танец является скрытой и более абстрактной формой общения с миром сакрального (Подробнее в 15).

Праздничным хороводом следует закончить полный цикл школьного праздника. Он самый демократический механизм, который доступен для болгарской школы. Отказ от его массового использования необоснован и необъясним. Радостно, что, хотя и спорадически, праздничный хоровод бывает в тех болгарских школах, которые поставмли ученика в центре всей работы, а родители - всегда желанный партнер в школьной жизни.

5.2. Общий способ кормления. Традиционная пища, как часть материальной культуры /неоднократно была объектом исследований многих ученых. В научной литературе отмечается ее роль как этнического маркера. Пища, вместе с национальным костюмом и праздничной системой определяет специфику этнографических групп болгарского населения. Сегодня современный человек, хотя и носит в себе остатки сакрального, уже принял профанное существование.

5.2.1. Хлеб. Приготовление и выпечка хлеба в повседневной жизни и в ритуальной ситуации считается делом женщин, здесь очень редко помогает мужчина. Весь процесс приготовления теста и выпечка хлеба

носит глубокий мифологический смысл. Тем более, этапы создания хлеба некоторые этнологи (16; 97-112) определяют как этапы сотворения мира. Практика, связанная с приготовлением и выпечкой хлеба, показывает его конкретную связь с зачатием и созданием новой жизни. Его значение символизирует пожелание благополучия во всем.

Ничто другое так не сплачивает людей как общее кормление. Его считают святым, ритуальным действом с очень старинной основой. Патриархальная болгарская семья не садилась за стол (в прошлом, за софрой - это низкий круглый обеденный столик), пока не возвращался хозяин - глава дома. Чтобы дети сели за столик, хозяин должен был пригласить их словами: „Садитесь, пожалуйста, есть хлеб!" (10; 128-148). И в праздники, и в будни - без этих слов нельзя, большое „дружное застолье торжественно само по себе" и стол бывает круглым или элипсом, он является ипостасем народного понимания об убранстве и демократичности, потому что „никто не больше хлеба", „хлеб всему голова", а обеденный столик и домашний очаг - уголки, в которых проходят самые интимные часы семьи (9; 12-16).

„Никто не больше хлеба" („Хлеб всему голова") - так гласит болгарская пословица. В ней обобщается философия жизни поколений болгар по отношению к хлебу. Это специальное отношение открывается больше всего в самом широко употребляемом термине - „насущный". Ритуальный хлеб отличается от повседневного не только формой, но и украшением. Он тесно связан с праздником.

Хлеб не только чтили, но и боготворяли. Культ к нему выражали по-разному. Считалось грехом не соблюдать правила: „Хлеб надо целовать! Никогда нельзя оставлять его на обратной стороне!". (10;128-148). Символика хлеба является и в гаданиях, и в лечениях. Часто употребляется вместо слова „работаю" - „зарабатываю на жизнь (на хлеб)".

И это не может быть иначе, потому что хлеб как дар и ценность, являются неотъемлемой частью ключевых жизненных переходов во всей жизни болгарина: когда он рождается, когда в первый раз его купают, когда сообщают его пол, когда дают ему имя и крестят, когда он перестает сосать, при помолвке и свадьбе, на похоронах и поминках. (9; 198-204).

На „столе знаний", в своей болгарской школе, куда болгарин каждый год отдает своих малышей, во всех ключевых жизненных переходах обязательно будет присутствовать и хлеб. Превращающийся в „равного

богу" через познание и усвоение знания, маленький школьник будет в большом почете своей школьной общности и будет отмечен солярным знаком хлеба. Это будет повторяться в начале и конце периода, непосредственно связанного со знанием, полученным через образование, периода, непосредственно связанного с приобретенными элементарными кодами для понимания, применения и рекомбинирования региональных, национальных и общечеловеческих конструктов культуры.

5.2.2. Застолье. Гость, чужой человек приветствуется и приглашается за стол и в моменты богатства, и в нищете. В специальных торжественных праздниках болгарин приглашает за стол даже Самого Бога. Великолепна наша фантазийная поэтика фольклорного предшественника, нарядила она и посадила за праздничным столом рядом и Бога, и людей, и святых, все благоговейно кланяются и целуют хлеб, который ломается хозяином - в этот момент он сам равен Богу.

6. Признательность. Приемлимо в обществе и является признаком хорошего воспитания после окончания какой-то совместной работы высказать благодарность за успешное сотрудничество и партнерство, оказать почет тем, кто подкреплял и прилагал усилия. Подходящим местом, где можно это сделать, является школьный праздник „Окончание 1-ого класса", куда будет включен элемент, называемый примерно -„Церемония розы". Содержание этого элемента заключается в следующем: прежде, чем вручить ученику сертификат об окончании 1-ого класса, каждый ученик с розой в руке, перед всеми присутствующими благодарит и выражает признательность важным для него людям, которые помогли ему достичь этого момента. Особенно ценно, если не ограничивается спонтанность учеников. Это должна быть „озвученная мысль" первоклассника, призванного в первый школьный день к „Минуте раздумья". Розу ученик ставит в заранее поставленый красивый сосуд.

Символы и знаки, обозначающие переход из детского сада к школе, видны в их улыбках и в оживлении первоклассников, слышны в веселом шуме после школьного праздника, в разделяемых с родителями впечатлениях. Семьи сохраняют доказательства о знаках, обозначающие переход в своих домашних фото и видео-альбомах.

1 Утренник „Я и буквы" в своей сущности осуществляется как литературно-музыкальный концерт, известен как „ Праздник буквам".

2 Читалище - это народное культурное учреждение, появившееся с эпохи Возрождения, где обучали грамоте и просвещали. Теперь в

зданиях Читалища есть библиотеки, кружки для детей и др.

Литература:

1. Алипиева, А. (2010). Образцовият списък от личности, картини и идеи на българската нация. URL: http://cdo.shu-bg.net/library/hn/nova.../04.htm

2. Ангелов, А. (2011). Нормализиране на фазовата пулсация в празничното поведение на училищната общност при училищния празник: „Откриване на нова учебна година". Образование и технологии, № 2. Бургас, с. 366-370.

3. Ангелов, А. (2012). Педагогически предизвикателства пред учителя при подготовката и провеждането на училищния празник „Ние вече сме грамотни!". Образование и технологии, № 3. Бургас, с. 128-134.

4. Ангелов, А. (2013). Гражданска клетва и училищен празник. Образование и технологии, № 4. Бургас. с. 36-41.

5. Бурдийо, П. (1997) Практическият разум. Върху теорията на дейността. София. Критика и хуманизъм.

6. Господинов, Г. (2007) Подари книга за Коледа. http://www.dnevnik.bg/analizi/2007/11/29/402622_podari_kniga_za_koleda/.

7. Елиаде, М. (1998) Сакрално и профанно. София. Хемус.

8. Желева-Мартинес, А. (1996) Пътят като свято място. В: Свети места на Балканите. Благоевград, УИ „Неофит Рилски", с. 60-71.

9. Зайков, И., С. Райчевски. (1984) Книга за хляба, Пловдив, Христо Г. Данов.

10. Китипова-Попова, Л. (2010) Когато хлябът се целувал и благославял. В: Храната сакрална и профанна, том 1. Габрово, Фабер, с. 128-148.

11. Кунчев, (2012). Примерни образци документи в полза на училищните психолози. http://kunchev.blog.bg/drugi/2012/05/26/harta-za-tolerantnost-na-uchenicite-ot-klas-obrazci-dokument.959224

12. Островски, Г. (1998) Тъга по истината: Театрални фрагменти. София. Виделина.

13. Петров, Р. (2003, 26 септември) Отношенията в съвременното българско училище. Култура, бр. 35.

14. Шевалие, Ш. А. Геербрант. (1995) Речник на символите, т. 1-2, София. Петриков.

15. Щърбанова, А. (2008) Фолклорно танцуване и детски игри.

http://treasuresbulgaria.com/html/bg/files/Tantsi.rtf.

16. Янева, С. (2012) Замесването на хляба и идеята за зачатие. В: Храната сакрална и профанна, том 2. Габрово, Фабер, с. 97-112.

Angelov A.V. Simvoly i znaki, oboznachajushhie perehod iz detskogo sada v shkolu / A.V. Angelov // Vestnik po pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - 2013. - №4. - S. 7-19.

© А.В. Ангелов, 2013.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. — • —

*1. Здесь в транслитерации указаны страницы по печатному изданию журнала [Примечание ред.].

Подписано в печать 30.12.2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013.

Запрещается перепечатка статей без разрешения редакции. При использовании материала ссылка на журнал обязательна. Журнал зарегистрирован в системе электронного нотариата (www.copytrust.ru) 05.11.2012 г. Регистрационный номер - 07N-4S-SH.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.