Научная статья на тему 'Символы и образы идентичности жителей Республики Мордовия'

Символы и образы идентичности жителей Республики Мордовия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
656
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СИМВОЛИЗАЦИЯ / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / МИФЫ / ОБРАЗЫ / ПРОСТРАНСТВО / ТЕРРИТОРИЯ / РЕГИОН / РЕГИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕСПУБЛИКА МОРДОВИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Солдатова Анна Сергеевна, Ширманов Евгений Владимирович, Смолин Андрей Геннадьевич

Авторы анализируют особенности процесса символизации регионального пространства. На примере Республики Мордовия рассматривается региональный символический капитал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Солдатова Анна Сергеевна, Ширманов Евгений Владимирович, Смолин Андрей Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLS AND IMAGES ARE IDENTICAL (THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

In the article the author makes an analysis of the process of symbolization. In the case of the Republic of Mordovia is considered a regional symbolic capital

Текст научной работы на тему «Символы и образы идентичности жителей Республики Мордовия»

13.2. СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ1

Солдатова Анна Сергеевна, аналитик

Место работы: АНО Центр науки, аналитики, образовательных и социальных технологий «Научный ресурс», г. Саранск

anasoldatova@mail.ru

Ширманов Евгений Владимирович, старший преподаватель

Место работы: Средне-Волжский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», г. Саранск

ev-gen.shirmanov@mail.ru

Смолин Андрей Геннадьевич, кандидат юридических наук, доцент

Место работы: Средне-Волжский институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)», г. Саранск

criminallaw_svf@mail.ru

Аннотация: авторы анализируют особенности процесса символизации регионального пространства. На примере Республики Мордовия рассматривается региональный символический капитал.

Ключевые слова: символ, символизация, символический капитал, мифы, образы, пространство, территория, регион, региональное сообщество, региональная идентичность, Республика Мордовия.

SYMBOLS AND IMAGES ARE IDENTICAL (THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF MORDOVIA)

Soldatova Anna S., analyst

Place of employment: The Center for science, analytics, education and social technologies «Scientific resources»

anasoldatova@mail.ru

Shirmanov Evgeniy V., lecturer

Place of employment: Middle-Volga (Saransk) branch of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice

ev-gen.shirmanov@mail.ru

Smolin Andrey G., Ph.D. in Law, assistant professor

Place of employment: Middle-Volga (Saransk) branch of the Russian Law Academy of the Ministry of Justice

criminallaw_svf@mail.ru

Abstract: in the article the author makes an analysis of the process of symbolization. In the case of the Republic of Mordovia is considered a regional symbolic capital

Keywords: symbol, symbolization, symbolic capital, myths, images, space, territory, region, regional community, regional political culture, regional identity, the Republic of Mordovia

Символическая система - важная составляющая идентичности как общественного конструкта. Символическое оснащение и репрезентация территории сопровождается появлением и присваиванием особых смыслов знаковым конструктам, которые в свою очередь способствуют возникновению сопричастности, включению в жизнь социальных групп, в том числе в региональных социумах. Анализ символов идентичности позволяют выяснить не только особенности самоидентификационных и индетификационных процессов, но и отследить реакцию на целенаправленные мероприятия политики идентичности за счет сложившегося отношения к их сим-

1 Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 16-36-00238 мол_а «Вернакулярные районы и особенности идентичности региональных пространств Поволжья (на примере Республики Мордовия)» (Договор № 26 16-36-00238\16).

волическому капиталу.

Перечень всех возможных значимых символических элементов в зависимости от источника возникновения социального и территориального смысла, структуры и целеполагания символа двух блоков: «Россия» и «Регион» (Республика Мордовия), был проанализирован авторским коллективом в рамках исследовательских проектов «Общероссийская и региональная идентичности в современной России: политический анализ (на примере Республики Мордовия)» (2014-2015 гг.) и «Вернакуляр-ные районы и особенности идентичности региональных пространств Поволжья (на примере Республики Мордовия)» (2016 г.). Основными инструментами исследования выступили массовый опрос, фокус-группы, метод Линча.

Блок «Россия». Ответы респондентов продемонстрировали, что территориальная конструкция России сама по себе вызывает отклик в системе идентичности россиян, выкристаллизовываясь в ценностное основание со-

Солдатова А. С., Ширманов Е. В., Смолин А. Г.

СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

циально-территориального единства. Именно на размерности и на других количественных и качественных характеристиках территории государства складывается важная часть концепта национального самосознания. В подтверждении - высказывание одного из участников исследования, которое явно демонстрирует определенный психологический конструкт, связанный с государственными границами: «...если бы это были контуры СССР, то было бы значительно лучше! Побольше и пообъемнее!». Высказывались мнения, что современные границы России не являются застывшими: «.это еще не предел!».

В целом, обсуждение общегосударственных символов получилось наиболее дискуссионным. С одной стороны, официальная государственная символика закономерно оказалась атрибутом прямого отождествления и отнесения себя к России: «.смотришь утром, когда просыпаешься, и чувствуешь себя россиянином, частью страны». В то же время она включила дискуссию о национальной идее и общегосударственном целеполагании: «.на гербе то величие, к которому мы должны стремиться.», и видении истории и наследия двух предшествующих эпох. Был затронут вопрос о соотношении «имперских» и «советских» элементов в официальной символике. В репликах респондентов прослеживалось критическое отношение, вплоть до отторжения, к той, и другой системам символик: «.нужно убрать имперские элементы, Россия ведь теперь другое государство», «.я вижу в советских символах только негатив, у меня так отношение к ним складывается» и пр.

Презентация карты России вызвала ряд вопросов участников исследования: «А где тут Крым?», «А есть ли на карте Калининград?». Комментировалось отсутствие на ней государств-соседей: «Что у нас нет окружения.? Мы одни и нам никто руки не подаст?». «Недостаток» был быстро нейтрализован ответом: «.мы так давно живем, и это нас не смущает», явно указывающий на наличие (включение) адаптивного механизма к ситуации политической и экономической международной изоляции страны - через «возвращение» к самобытности и самоорганизации. Это, вероятно, объяснимо уверенностью населения, что международные санкции и последствия изоляции не коснутся качества их жизни, а затронут только чиновников и экономическую элиту. Такое мировоззрение подкрепляется опытом из истории СССР («Холодная война», «Железный занавес») и грамотной пропагандой СМИ на современном этапе, нацеленной на формирование установки превалирования идеологического фактора (национальное единство, возвращение Крыма) над экономическим (санкции, экономические последствия присоединения Крыма).

При разборе символов, ассоциируемых с Россией, названный набор представляется достаточно стандартным, однако, интересна сама последовательность воспроизведения ассоциаций, где они назывались (вспоминались) в таком порядке:

1) символы властно- и персоно-идентичности (В. В. Путин, Кремль);

2) элементы государственной символики (герб, флаг и т.д.);

3) символы, наиболее популярные у иностранцев (балалайка, медведь, шапка-ушанка, водка);

4) характеристики и качества территории (протяженность, холод).

Дальнейшее раскрытие этого перечня показало, как члены российского общества осмысляют «себя». При аналогиях с медведем (уже ставшим традиционным сим-

волом России) респонденты отмечали как «добродушие», так и «ярость». Ответы коррелировали с внешним/внутренним аспектом упоминания выражения (добродушный к гостям, яростный к врагам).

«Лоскутное одеяло» как символ многонациональности воспринимается однозначно и положительно: «.мы разные как кусочки этого одеяла, но мы добрые, и мы вместе, а это одеяло теплое, оно укрывает от холодов».

На вопрос об эмоциях и чувствах, которые вызывает государственная символика, респонденты ответили и в рамках анкетирования.

Выявлено, что значение и роль главных атрибутов российской государственности находятся в том спектре восприятия, который позволяет ощущать себя частью общественного целого, частью национального целого. Это подтверждает позитивную общегосударственную идентичность жителей Мордовии. С другой стороны, главным механизмом патриотизма остается положительное, но пассивное отношение к Отечеству. Значительно реже встречается деятельностная позиция.

Участники опроса отвечали, что в первую очередь чувствуют гордость за Родину и принадлежность к ней. Так ответили более трети опрошенных (40,1% и 33,8% соответственно). Вариант «ответственность за ее судьбу и развитие» указали не более 5%. Указали, что ничего не чувствуют, всего 3,8% участников опроса. Примечательно, что данный ответ коррелировал с ответами респондентов на вопрос о патриотизме. Практически такая же доля жителей региона не считают себя патриотами.

Причины, транслирующие этот общественный тренд, могут быть связаны как с исторической обусловленностью ментальной сферы россиян (сложившиеся типы отношений личности и государства, социальных групп и государства), так и с современными проблемами политической системы: оторванность граждан от системы государственного (и регионального) управления и принятия политических решений, недостаточность автономности общественного пространства и функционирующего гражданского общества. Сложившаяся в силу этих обстоятельств отчужденность значительной части населения от практической политики не способствуют восприятию гражданами самих себя с точки зрения самостоятельной роли в политической жизни России.

Таким образом, среди особенностей ценностной и символической систем общегосударственной идентичности мы можем выделить отсутствие безусловной связи любови к Родине с политической и гражданской активности. При этом несправедливо было бы утверждать, что понятие «Родина» эмоционально не воспринимается и не переживается россиянами.

Это подтверждается актуализацией государственно значимых символов в сознании граждан. Знают, с каких слов начинается гимн Российской Федерации, 76,2% опрошенных в Мордовии. Довольно часто вместо современного вспоминались строчки из гимна советского периода страны (5,3%). Так, наравне со старшим поколением отвечали и те, чей выбор был скорее протестный. Протест в данном случае может объясняться желанием более «справедливой государственности» и «бесконфликтности» - эти тезисы были характерны именно для советского этапа России. Однако, процент этого ответа не превысил долю респондентов, которые вовсе не смогли ответить на вопрос (14,5%).

В 4 раза меньше процент участников опроса, кто знает гимн Республики Мордовия. Это может указывать на второстепенность символичной системы регионального

блока по сравнению с общероссийским уровнем. В целом, как показал опрос, это качается и ценностной системы идентичности.

Блок «Регион». Соотношение уровней идентичности отчетливо удалось проследить через определение «россиянина». Встречались ответы, демонстрирующие транзит к общенациональной идентичности: «Я - гражданин России, а Россия - это величие». А вторая часть респондентов указывали на то, что с образом России возникает образ их предков, детства и истории их семьи. Не отрицая важность самого общенационального уровня, они подчеркивают свою любовь к «малой Родине», прямую связь между местностью проживания и государством.

Символика «местного» уровня оказалась менее узнаваемой. Не всегда совпадало понимание и реальное значение официальных региональных символов. В гербе Республики Мордовия легко интерпретируемы элементы, связанные с сельскохозяйственной направленностью: «...колоски говорят о плодородности нашей мордовской земли». Сложнее происходило прочтение деталей, связанных с солярными знаками, которые составляют основу символики финно-угорских народов.

Однако, именно «этническое» составило основу репрезентации территории, исходя из ответов участников фокус-группы. Отношение к республиканской специфике двоякое. Символы этнического характера вызывали неодобрительные оценки: «.это же бросается в глаза очень», «.слишком красное и слишком аляпистое», «.разухабистое, что еще скажешь». Вопросы о символике, переформулированные в плоскости представления региона на общероссийском и международном уровне, давали в корне отличные результаты. «Этническое» начало толковаться как «уникальное»: «.и как нам хорошо и просто, костюм есть уникальный. Выезжай и показывай, ни у кого такого нет, как у нас!».

В рамках этого вопроса была поднята дискуссия о соотношение «общенационального» и «республиканского». Были высказаны две точки зрения, одинаковые по численному составу участников. Первая группа одобрила широкую презентацию «регионального». Вторая группа отмечала, что даже на уровне страны не уместно демонстрировать свои символы, исключение - соответствующие мероприятия, связанные с российским многообразием: «.потому что у страны есть единые государственные символы. Зачем каждому показывать свои, что тогда?», «...нужна единая какая-то символика, ведь Россия единый народ. Мы должны с их помощью объединяться, быть страной».

В данном случае, символическая система России выступила как более значимая и широко представленная в структуре идентичности жителей Республики Мордовия.

Подтверждением встроенности региональной идентичности в общую иерархию, где превалирует общенациональная, явилось отношение к празднованию 1000-летия единения мордовского народа с народами Российского государства. Оно выступает показателем осознания своей «множественной» принадлежности. В рассуждениях о символах события отмечалась роль и связь республики с регионами-соседями и всей сраной.

В свою очередь, разграничение этнического и регионального можно было проследить в вопросах, связанных с региональными сувенирами и героями. Презентационным был назван и мордовский («этнический») сувенир, и набор продовольственных продуктов, характерных для региона: «.сгущенка, колбаса - это наши товары на продовольственном рынке», «.наша сгущенка самая вкусная. Трехлитровая банка в подарок приводит всех в

восторг, и стоит дешево». Отражать этнический колорит, по мнению участников опроса, могут «паспорт мордвина» (сувенир-путеводитель, автор - известный мордовский историк Н. Ф. Мокшин), футболки с надписями на мокшанском и эрзянском языках (например, «покш (большой) начальник»), шкатулки, мордовские куклы и прочие сувениры с мордовским орнаментом.

В качестве визитной карточки республики, в основном, предлагались символы, содержащие этнические основания: мордовский орнамент, поза (национальный алкогольный напиток), мордовский блин. Помимо этого выдвигались варианты, связанные с внеэтническими корнями. Например, лиса - символ Саранска, и Свято-Феодоровский кафедральный собор.

Стать символом Мордовии, по мнению жителей, смог бы Степан Нефедов, известный скульптор и художник, чей псевдоним «Эрьзя» по его собственному желанию отражает национальную принадлежность. Наблюдателям удалось уловить элементы персоно-идентичности, связанными с Н. И. Меркушкиным. Наличие сильного лидера участниками опроса было увязано с мотивами мордовского эпоса. Проведены аналогии с царем древнемордовского народа Тюштей. Меркушкина также отождествляли с самым ярким представителем мордовской этничности современности, приписывая ему возрождение региона и его административного центра: «.да можно спросить любого, все видят, и приезжие тоже, какой наш город позитивный и чистый. Хороший город. Так что Меркушкин - наш символ».

Помимо С. Эрьзи и Н. И. Меркушкина часто упоминались мордовские спортсмены-ходоки О. Каниськина,

B. Борчин, Д. Нижегородов, С. Кирдяпкин, В. Чегин. Весь этот перечень был назван и как главная «гордость» региона (наравне с сельским хозяйством, хорошими дорогами, благоустройством города, отсутствием межнациональной розни), и как «звездные» имена, с которыми ассоциируется Мордовия. Во втором случае также назывались Ж. Депардье (французский актер, получивший прописку в Саранске в 2013 г.), А. Мишин (спортсмен-борец греко-римского стиля),

C. Дужников (российский актер).

Список исторических персон, с которыми ассоциируется Мордовия, был еще более широкий. Среди них Л. И. Войнов (композитор, музыкант), И. Д. Воронин (краевед, писатель), М. П. Девятаев (летчик-истребитель, герой Советского Союза), В. Н. Дежуров (первый космонавт Мордовии), М. Е. Евсевьев (просветитель, педагог), Н. П. Огарёв (поэт, публицист, революционер), А. И. Полежаев (поэт), Е. И. Пугачев (предводитель Крестьянской войны 1773-1775 гг.), А. И. Сухарев (социолог, общественный деятель), Ф. В. Сычков (художник), Струйские (дворянский род), Ф. Ф. Ушаков (флотоводец, адмирал), И. М. Яушев (советский певец).

Среди имен, упоминаемых участниками опроса, были общечтимые и местночтимые православные святые и представители духовенства: Феодор Санаксарский, Филарет Ичалковский, Никон и др.

Вместе с тем Кафедральный Свято-Феодоровский собор, Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь и Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь лидируют в списке первоочередных мест, куда саранчане повели бы гостей региона. Также были отмечены Музей им. С. Д. Эрьзи, Музей боевой славы, городские парки отдыха, архитектурный ансамбль -Площадь Тысячелетия, торговые центры «Огарев-Плаза» и «РИО». Именно эти достопримечательности, по мнению участников опроса, могут быть изображены на

Солдатова А. С., Ширманов Е. В., Смолин А. Г.

СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ИДЕНТИЧНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

сувенирной продукции региона, быть частью его бренда.

Оценивая внешний уровень символической системы, можно заключить, что для жителей республики перечень символов, которые, по их мнению, являются узнаваемыми в других регионах и за рубежом, значительно более узкий. Все ответы были сконцентрированы вокруг четырех объектов. Частично они уже встречались в рамках анализа. Был назван Кафедральный Свято-Феодоровский собор. Вероятно, выбор был обусловлен его расположением в центре города и большим туристическим потоком в этом районе. Вторым элементом являлся красный (мореный) цвет. У мордвы он является основным тоном орнамента национального костюма. Может ассоциироваться с выездными фестивалями и выставками национальных культур российских народов, которые обеспечивают ему большой географический охват и представительство в других регионах.

Третий и не менее известный символ республики - Н. И. Меркушкин, являясь экс-главой республики и действующим губернатором Самарской области, известен как лидер рейтингов самых влиятельных политиков России, получатель премий за эффективную политику на селе, общественный деятель общероссийского уровня.

Четвертый и самый выбираемый символ Мордовии -лиса. Его можно отнести к собственно региональным. Он связан с историей и типом хозяйствования территории -соответствующим промыслом. Лиса является центральным объектом герба Республики Мордовии и многих ре-кламно-региональных проектов региона.

Структура туристической привлекательности региона глазами его жителей мало отличается от набора направлений для развития сферы, сформированного в концептуальных документах региона. Основными конкурентными преимуществами были названы благоустроенность города Саранска, компактность расположения достопримечательностей, низкий уровень преступности, дистан-цированность от шумных регионов, привлекательные цены, старинные города Темников и Ардатов, комплекс храмов и монастырей, природа и национальный колорит. Уникальными жители Мордовии посчитали фестивали и праздники национальной культуры и народного творчества, условия для мирного сосуществование разных народов, национальные традиции (колоритный прием гостей, масштабность мероприятий, сохранение и активное использование национальных языков).

Таким образом, несущая основа идентификационных процессов в Республике Мордовия - общегосударственный уровень. Собственно региональный блок остается несколько размытым. Эту нишу занимает «этническая» символически-смысловая система, «украшающая» региональный символический капитал собственными специфическими чертами и элементами. Если региональный символический капитал является подвижным (открытый для критики, большой разброс символов и героев), то общероссийский - более устойчивый. Положительная идентификация для него более характерна, а значимость - практически неоспорима.

Список литературы:

1. Арлашкина А. Н., Напалкова И. Г. Формирование имиджа регионов России: опыт, проблемы, перспективы (на примере Республики Мордовия) // Экономическая история. - 2014. - № 3 (26). - С. 53-61.

2. Крылов М. П. Региональная идентичность в Европейской России. - М.: Новый хронограф, 2010. - 236 с.

3. Многоуровневая идентичность / З. А. Жаде [и др.] -М.: Российское философское общество, 2006. - 245 с.

4. Назукина М. В. Структурные уровни региональной идентичности в современной России // Регионология. -2011. - № 4. - С. 12-18.

5. Павлюк С. Г. Чувство места и низовой регионализм // Отечественные записки. - 2006. - № 32 (5). - С 104-114.

6. Перегудов С. П. Национально-государственная идентичность и проблемы консолидации российского государства // Полис. - 2011. - № 3. - С. 141-163.

7. Солдатова А. С., Ширманов Е. В. Соотношение общенационального, этнического и регионального в идентичности жителей (по материалам прикладного исследования) // Ars Administrandi (Искусство управления). - 2015.

- №1. - С. 51-60.

8. Фомин О. Н. Политическая культура как фактор политического процесса // Власть. - 2012. - № 3. - С. 86-89.

9. Шестов Н. И. Исторический миф в структуре политологического исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. - 2005. - Т. 5. - № 1 -2. - С. 88-91.

10. Ширманов Е. В. Общероссийская и региональная идентичности в современной России: политический анализ (на примере Республики Мордовия): Автореф. дис. ... канд. полит. наук / ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва».

- Саратов: Изд-во Поволжского института управления имени П.А. Столыпина, 2016. - 23 с.

РЕЦЕНЗИЯ

Тема авторов статьи представляет несомненную актуальность, поскольку формирование территориальной и гражданской идентичности в России - длительный и противоречивый процесс, от успешности которого зависят условия существования и развития нашего государства. Особой значимостью и сложностью отмечена проблема становления идентичности в полиэт-ничных регионах России, где актуально исследовать не только соотношение «общенационального» и «регионального», но и конфигурацию этнической и региональной идентичностей.

С этой точки зрения выбор Республики Мордовия для фрагментации и детализации вопроса представляется научно обоснованным. Мордовия, как и другие российские регионы, представляет собой тип небольших региональных пространств -провинций со сходной социальной, политической и культурной средой, и демонстрирующих общие тенденции в формировании и развитии политической идентичности. Вместе с тем, регион специфичен, его жители обладают разными этническими и конфессиональными идентичностями, объединяя на своей территории русских, мордву, татар, украинцев, армян (всего 119 национальностей).

Особого внимания заслуживает анализ символических источников - официальных государственных и региональных символов, «событийных», культурно-исторических символов, персон и персонажей, рекламно-региональной символики, сувенирной продукции и т. д. Выявлены ценностно-символические индикаторы территориальной идентичности. Впервые на основании эмпирического исследования сделаны выводы о конфигурации баланса уровней территориальной идентичности жителей Республики Мордовия. Научный руководитель: доктор политических наук, доцент заведующий кафедрой всеобщей истории, политологии, регионоведения ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва»

И. В. Бахлов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.