№ 3 - 2013 г. 22.00.00 социологические науки
УДК 39.061.213(571.15)
СИМВОЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭТНОНАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ В ВОСПРИЯТИИ МОЛОДЕЖИ
Е. В. Самушкина
ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет» Минздрава
России (г. Новосибирск)
ФГБУН «Институт археологии и этнографии» СОРАН (г. Новосибирск)
Статья посвящена проблеме символьного воспроизводства этничности среди молодежи тюркоязычного населения Республики Алтай. На основе анализа документальных источников, материалов, собранных методом анкетирования, выявляются особенности формирования в молодежной среде различных установок и ценностей. На рубеже XX-XXI веков символическое пространство наполняется смыслами, понятными современному сообществу и актуализирующими его культурное своеобразие. В структуре идентичностей конструируются и воспроизводятся новые формы этничности, для которой важны ее символические составляющие, в то время как реальные элементы традиционной культуры теряют свое значение
Ключевые слова: этничность, этнонациональный дискурс, тюркоязычная молодежь, система школьного образования, образы прошлого, соционормативная структура.
Самушкина Екатерина Викторовна — кандидат исторических наук, доцент кафедры социально-исторических наук ГБОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет», научный сотрудник отдела этнографии ФГБУН «Институт археологии и этнографии» СОРАН, e-mail: [email protected]
Демократизация политической системы в российском обществе 1990-х годов привела к актуализации этнонационального фактора в государственных автономиях Сибири. В новом социально-политическом контексте взаимоотношений Республики Хакасия, Республики Алтай, Республики Тыва с федеральным центром начался поиск такой идентичности, которая смогла бы закрепить и отразить интересы региональных сообществ.
Интеллектуальная и творческая элита региона приступила к формированию этнонациональной идеологии. Являясь одним из агентов ее формирования, «официальные этнические организации представляют собой центры мобилизации, где разрабатываются представления о правилах и практиках этнического поведения и идет активное обучение
этим практикам, здесь формируются „этнические коды“, которые могут служить катализаторами дальнейшей этнизации» [1, с. 6].
Этнонациональная идеология позволяет современному тюркоязычному сообществу Республики Алтай определиться с самоидентификацией, формирует представления о прошлом, настоящем и желаемом будущем. Она представляет собой дискурс, задающий определенную систему установок. Социальные акторы региона (символьные элиты) понимают под нацией этнокультурное сообщество, поэтому при анализе современной ситуации можно говорить о формировании этнонационалистического дискурса.
В научной литературе выделяют следующие базовые элементы националистического (этнонационалистического) дискурса: убеждение в том, что принадлежность к нации представляет собой фундаментальную характеристику человеческого существования; представление о нации как о едином организме (структуре), элементами которого являются его члены; вера в моральные приоритеты нации; выдвижение нации в качестве главного основания всех притязаний на власть и авторитет [1, с. 124].
В Республике Алтай с момента ее образования началась работа по кодификации концепций этнонационального развития. Документами, ориентированными на этнонациональную парадигму, стали «Концепция национальных школ Республики Алтай» (1993) и «Закон об историко-культурном наследии народов Республики Алтай» (1994).
«Концепция национальных школ Республики Алтай», рассчитанная на 1992-2010 годы, явилась первым опытом конструирования этнонациональной идеологии. Поддержанная правительством, она имела главными задачами «развитие национального общественного сознания за счет приобщения подрастающего поколения к духовным и культурным ценностям своего народа, понимания места и роли этих ценностей в мировой культуре; воспитание национального сознания, направленного на обогащающее взаимодействие наций и народностей при одновременном развитии своей национальной культуры, языка, самобытности, восстановление исторической памяти, воспитание чувства национальной гордости и самоуважения, чувства этнической самоидентификации» [2, с. 3].
Образовательная программа, призванная найти «оптимальную модель культурного человека через обязательное усвоение национальной культуры и современное воспитание гражданина Республики», была ориентирована на идеологему «этнической личности» [2, с. 7]. Ее авторы, утверждая доминирующую роль этнической идентификации в системе социальных отношений, настаивали на приоритете традиций. Основной идеей концепции являлось возрождение на основе обращения к истинной традиционной культуре.
Для претворения положений концепции в русле неотрадиционализма символьной элитой Республики Алтай предлагаются следующие положения: пробуждение национального самосознания народов Республики Алтай и придание этому процессу цивилизованного характера; развитие культуры национальной не только по форме, но и по содержанию; превращение школы в реальный механизм культурного возрождения и развития народов республики на основе полноценного владения родным языком; развитие национальной школы как школы диалога с другими культурами; воспитание детей в духе единства человеческого рода [2, с. 7].
Особое внимание при воспитании молодого поколения, по замыслу авторов документа, следует уделить историко-культурному наследию региона. Приобщение к творчеству предков, занятие народными ремеслами и промыслами, участие в восстановлении
исторических и культурных памятников должны способствовать превращению института образования «в движущийфактор национальной культуры» [2, с. 8].
Наряду с проблемой возрождения традиционной культуры, в концепции делается акцент на неблагоприятные тенденции в развитии коренного тюркоязычного населения в советский период. Отмечается, что «в результате нарушения конкретной микросреды со свойственными мировоззренческими, нравственно-эстетическими представлениями, с гармоничным укладом социальных и семейных отношений появилось поколение алтайцев, не владеющих языком, не знающих историю, культуру своего народа, с обедненным и деформированным национальным сознанием» [2, с. 28].
Согласно документу, только обращение к истокам традиционной алтайской культуры и изучению алтайского языка позволит молодежи стать духовно развитой. Представители коренной титульной этнической группы должны не только владеть теоретическими знаниями в области материальной и духовной культуры своих предков, но и обладать практическими навыками.
Выпускник средней школы, по утвержденной концепции, должен быть знаком со всеми жанрами словесного искусства, уметь импровизировать, хорошо разбираться в родословной, самостоятельно совершать необходимые для жизни национальные ритуалы, обрядовые действия [2, с. 36]. Такая компетентность в области традиционной этнической культуры, по замыслу творческих и научных кругов Республики Алтай, должна привести к возникновению чувства национальной гордости и на этой основе способствовать самоутверждению индивида. Таким образом, алтайскими интеллектуалами предлагается традиционная модель развития этнического сообщества, ставка при этом делается на обращение к этнической архаике.
Для анализа эффективности разработок символьной элиты в образовательной сфере был проведен опрос среди учеников Республиканской национальной гимназии им. В. К. Плакаса.
Выяснилось, что около четверти учеников в Республиканской национальной гимназии им. В. К. Плакаса полагают, что современные авторы могут создать правдивые и яркие образы прошлого. При этом учащиеся отмечают, что более успешно это сможет сделать историк или публицист — носитель алтайской культуры, говорящий на родном языке и обладающий знаниями родной истории и культуры Алтая. Оценивая историческую публицистику, 20 % респондентов думают, что современные писатели не отражают в полной мере суть событий, происходящих в древности.
Тем не менее, старшеклассники знакомы с исторической публицистикой и исследованиями — 90 % учеников называют любимые книги по истории и культуре своего народа. Перечисляя легендарных героев своего народа, алтайская молодежь упоминает среди них эпических героев-богатырей — Алып-Манаш, Ирбизек, Карчага, Маадай-кара, Малчы-Мерген, Очы бала, Сактарпай, Чече, Ырысту, знаменитых полководцев, называя такие имена — Чингисхан, Есугей, общественных деятелей, художников и писателей, исследователей Горного Алтая — Г. И. Чорос-Гуркина, В. В. Радлова, Г. Н. Потанина, А. Г. Калкина.
На предложение назвать выдающихся исторических деятелей, мыслителей прошлого и настоящего учащиеся представляют более широкий круг исторических персонажей. Важно отметить, что примерно половина школьников отдает предпочтение алтайским легендарным героям и ученым-исследователям родной земли.
Значимыми для алтайской молодежи историческими событиями стали вхождение алтайского народа в состав Российского государства, создание Ойротской автономной области, возникновение республики на административной карте РФ начала 1990-х годов. Также учениками перечисляются события российского и мирового масштаба — завоевательные походы Чингисхана, гражданская война, Первая мировая и Великая Отечественная войны, сталинские репрессии.
Наиболее значимыми памятниками мировой культуры ученики считают археологические ценности, найденные на территории Республики Алтай, — Денисову пещеру, Улалинскую стоянку, петроглифы, курганы на плато Укок, древнетюркские изваяния. В список символов, презентирующих Горный Алтай, вошли природные объекты — гора Белуха, Катунский заповедник, а также работы художника Г. И. Чорос-Гуркина и республиканские фольклорные коллективы.
Современный праздничный календарь, согласно опросу, включает общегражданские праздники — Новый год, День защитника отечества, День победы; республиканские государственные праздники (Эл-Ойын); семейные праздники — день рождения, свадьба; национальные праздники — Чага-байрам, Тюрюк-байрам; праздники религиозные — Рождество, Пасха. Наиболее востребованными в молодежной аудитории являются Новый год (47 %) и семейные торжества (25 %). В числе любимых школьники называют и республиканские государственные и национальные праздники — Эл-Ойын, Чага-байрам, Тюрюк-байрам. Однако называют их всего 12 % респондентов. Тем не менее, в национальной праздничной культуре ученики проявляют большую эрудицию, перечисляя не только широко известные Эл-Ойын и Чага-байрам, но также праздники Jылгаяк, Кай-байрам, родовые праздники, фестивали «Родники Алтая», «Чике-Таманская весна».
Для оценки степени популярности ценностей традиционного общества (в соответствии со стандартной методикой, разработанной московскими социологами под руководством Л. М. Дробижевой) респондентам из числа тюркоязычной молодежи Алтая было предложено ответить на вопрос: «Что бы Вы взяли из прошлого в будущее?», а также выбрать отдельные фразы из набора тезисов, среди них высказывания, выражающие идею покорности, превосходства ума над силой, а также тезисы, отражающие рациональные ценности индустриального общества, нацеленные на формирование ценностей активных граждан, и, наконец, высказывания, носящие агрессивный оттенок. Опрашиваемые должны были выбрать наиболее понравившиеся выражения, импонирующие складу их характера и образу мыслей. По результатам опроса, наибольшей популярностью у учащихся пользовалось высказывание Б. Франклина: «Бог помогает тем, кто сам себе помогает» (40 %); также подростки отметили второе приведенное выражение американского просветителя. Показательным является и то, что фразы М. И. Аджи не нашли отклика в молодежной среде; только 10 % учащихся понравились высказывания автора современной версии пантюркизма.
Ответы на вопрос: «Что бы Вы согласились взять в будущее из нашего общего
прошлого?» содержат перечисление моральных качеств: уважение к старшим, все хорошее, моральные качества, мир, согласие и дружбу между народами, желание помогать и любить, мудрость, воспитанную на ошибках. Следующими по популярности становятся ценности традиционной алтайской культуры: традиции и обычаи алтайского народа, исторические памятники и произведения, родовые и республиканские праздники, родной язык, бережное отношение к природе и священным местам.
Таким образом, согласно проведенным в Республике Алтай опросам, можно сделать вывод о формировании в молодежной среде различных установок и ценностей. В сознании алтайской молодежи сочетаются образы великого древнего прошлого родного края, символы, принадлежащие археологическим и историческим реалиям региона, и ценности современного мира с многоукладной экономикой, развитыми информационными технологиями.
Творческая и научная интеллигенция республик разработала доступный и востребованный на уровне внутри- и межэтнических коммуникаций язык символических практик. В структуре идентичностей тюркских народов на уровне творческих исканий элиты и массового сознания (прежде всего в молодежной среде) конструируются и воспроизводятся новые формы этничности, для которой важны ее символические составляющие, в то время как реальные элементы традиционной культуры теряют свое значение в организации повседневности населения республик.
Список литературы
1. Конструирование этничности : этнические общности Санкт-Петербурга. — СПб. : Дмитрий Буланин, 1998. — 304 с.
2. Концепция национальных школ Республики Алтай. — Горно-Алтайск, 1993. — 54 с.
SYMBOLICAL SPACE OF ETHNONATIONAL DISCOURSE OF THE ALTAI REPUBLIC IN YOUTH PERCEPTION
E. V. Samushkina
SBEIHPE «Novosibirsk State Medical University ofMinistry of Health» (Novosibirsk c.) FSBSE «Archeology and ethnography institute» SBRAM (Novosibirsk c.)
Article is devoted to a problem of symbolical reproduction of ethnicity among youth of the Turkic population of the Altai Republic. On the basis of the analysis of documentary sources, the materials collected by a method of questioning, features of formation in youth of various installations and values are revealed. At the turn of XX-XXI centuries the symbolical space is filled with the meanings clear to modern community and making actual its cultural originality. The new forms of ethnicity are designed and reproduced and for them the symbolical components are important in the structure of identities, while real elements of traditional culture lose the value.
Keywords: ethnicity, ethnonational discourse, Turkic youth, system of school education, images of the past, socionormative structure.
About authors:
Samushkina Ekaterina Viktorovna — candidate of historical sciences, assistant professor of sociohistorical sciences chair at SBEI HPE «Novosibirsk State Medical University of Ministry of Health», research associate of ethnography department at FSBSE «Archeology and ethnography institute» SBRAM, e-mail: [email protected]
List of the Literature:
1. Ethnicity designing: ethnic communities of St. Petersburg. — SPb.: Dmitry Bulanin, 1998. — 304 P.
2. Concept of national schools of Altai Republic. — Gornoaltaisk, 1993. — 54 P.