Научная статья на тему 'Символико-ритуальные характеристики меча в современной культуре'

Символико-ритуальные характеристики меча в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
277
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Горбулева Мария Сергеевна

В статье рассматриваются семиотические характеристики и культурные функции меча. Предпринята попытка сопоставления и возможности представления функционирования символики меча в модели системной динамики культуры. Обсуждается проект социологического исследования современных форм восприятия символики меча

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotic and cultural functions of the sword are examined in the article. An attempt for an opportunity of representation of functioning of the swords symbolic in the model of system dynamics of culture is made. A project of sociological research of the modern forms of perception of symbolic of the sword is discussed

Текст научной работы на тему «Символико-ритуальные характеристики меча в современной культуре»

УДК 303.093.7+303.732+130.2

М. С. Горбулёва

СИМВОЛИКО-РИТУАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЧА В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Томский государственный педагогический университет

Меч присутствует в предметном мире человека несколько тысячелетий. Но в каждую из историкокультурных эпох оружие имело различную меру этого присутствия: было редкостью, знаком свободного человека, предметом повседневности, как, например, сегодня мобильный телефон. Самоочевидно, что ныне меч не имеет утилитарного применения, однако и в наше время он не исчез из повседневности. В настоящее время можно наблюдать возрастающий интерес к его истории, пониманию символики меча, культуре обращения с видами холодного оружия и даже появление новых видов фехтования. Почему же в XXI в. меч продолжает быть востребован? Нужно отметить, что меч на протяжении всей своей истории, в отличие от других артефактов, не только воспринимался как вещь, но и наделялся другими характеристиками, отражение которых можно увидеть в мифологии (меч -оружие богов и героев, атрибут обрядов и ритуалов еіс.), религии (семантика меча в Библии, рыцарский меч как оружие воинов корпуса Христова е1с.), искусстве (семиотика меча, эстетика оружия, меч как предмет ювелирного и прикладного искусства), языке (меч как метафора, как образ) и других формах культуры. Иными словами, формы присутствия меча в истории и в современности многомер-

ны, что, с нашей точки зрения, является явным указанием на его нагруженность символическими значениями. Итак, мы беремся утверждать, что и в современности меч не является вещью, а выступает как символ, как феномен культуры. Это, в свою очередь, позволяет обозначить проблему исследования презентаций меча в современной культуре.

Проблему создает сложность реконструкций восприятия меча в ушедшие эпохи и неоднозначность его восприятия современным человеком. Решение каждой проблемной ситуации предполагает нахождение адекватных методов исследования. Самоочевидный символизм меча позволяет использование семиотических методов. В семиотическом рассмотрении культура понимается не просто хранилищем информации, коммуникативной системой, воспроизводящей существующие в ней знаки и создающей новые, но и понимается как особая структурность, как семиосфера. В таком подходе информационнознаковое пространство культуры включает в себя не отдельные знаки и символы, но является целостным семиотическим пространством, которое состоит из различных свободно передвигающихся текстов и их пересечений [1, с. 31]. Символ становится выражением невидимого и умопостигаемого через видимое и материальное [2, с. 79].

Вестник ТГПУ. 2007. Выпуск 11 (74). Серия: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ (ФИЛОСОФИЯ)

Мы уже упоминали о том, что меч как культурный феномен не имеет однозначной трактовки, что он принципиально полисемантичен. Символика оружия, в частности меча, глубоко укоренена в культуре и имеет различные формы проявления. С одной стороны, в семиотике есть указания на способы понимания полисемантичных феноменов культуры, поскольку сама культура получает различные определения: культура как «устройство», вырабатывающее информацию; культура как структурность, делающая возможной социальную жизнь человека, культура как ненаследственная память. С другой стороны, для решения своей исследовательской задачи нам необходимы методологические средства, которые бы позволили выявить, во-первых, механизм трансформаций этих проявлений культуры, во-вторых, способы, с помощью которых возможно установление взаимосвязей функций культурного феномена и принимаемых им форм.

Такие методологические средства предлагает информационно-синергетический подход, разработанный И.В. Мелик-Гайказян, поскольку на его основе упорядочивается весь спектр семиотических методов и вскрываются границы их применимости. Примером реализации этого подхода является коллективная монография «Миф, мечта, реальность: пост-неклассические измерения пространства культуры»

[3]. Метафизическая основа подхода связана с философией процесса А.Н. Уайтхеда. Этот создатель последней в истории философии метафизической системы различал два основных вида процесса («сращение» и «переход»), которые в результате чередования между собой обеспечивают развитие культуры [3, с. 80]. Таким образом, открываются методологические возможности установления собственно процесса сращения многих воздействий и фактов, конституирующих фрагменты культурной реальности, и фиксации конкретных результатов этого сращения в формах культуры в качестве результатов процессов. Кроме того, в информационно-синергетическом подходе получает обоснование понимание символа как оператора (способа, алгоритма) социального действия. Стадии, на которой этот результат достигается, предшествуют этапы, на которых формируются идеологии как выражение нормативной функции; системы кодов как результат вербальной функции; социальные сценарии и структуры как результат прогностической функции. Символ как оператор социального действия создается под действие двух функций: критической и когнитивной.

Данный рисунок информационных процессов самоорганизации культуры находит соответствие в формах выражения меча. Так, меч может выступать как символ на стадии, которой предшествует образование таких его форм как «меч-норма» (владение мечом давало силу, преимущество, власть, право

устанавливать нормы, законы), «меч-значение» (меч мог заменять слова, действия, означать), «меч-статус» (меч давал особое положение, привилегии, статус). Иными словами, процесс развертывания символики меча на социокультурном уровне можно представить через взаимодействие культурных функций меча и форм культуры на основе применения информационно-синергетического подхода в культурологическом исследовании. Рассматривая меч в качестве социокультурного феномена, символа культуры, можно сделать предположение о его прямой связи с другими формами культуры. Следовательно, культурные функции меча могут изменять формы культуры, которые вследствие взаимодействия изменяются и развиваются, в свою очередь, оказывая обратное действие.

Возникает вопрос о способах конструирования и влияния на социальную реальность символики меча. Итак, нами обоснована необходимость выявления механизмов дифференциации функций и форм культуры для понимания символико-ритуальных характеристик меча.

Обратимся к опыту применения информационно-синергетического подхода [3, с. 176-180]. Структура информационного процесса как механизма развития культурных систем устанавливает конечный спектр функций, под воздействием которых образуются культурные формы, а также устанавливает их корреспонденцию. Эти функции - нормативная, вербальная, прогностическая, когнитивная, критическая, адаптивная, компенсаторная. Таким образом, перед нами набор функций, через которые мы можем «пропустить» символику меча для понимания культурных функций меча.

Одна из первых функций - нормативная. Это функция полагания общественного идеала, определяющего образ будущего, в соответствии с которым через нормативную функцию вырабатывается порядок действий в настоящем времени. Меч считался эмблемой власти, короля, императора, вождя

[4]. Также здесь можно сказать об идеалах рыцарской чести, дуэльных кодексах. Если говорить о фехтовании, то это различные его виды, посредством которых происходит выделение в группу, кружковость. Проведение соревнований, праздников, клубных собраний, наличие правил, формирующихся в кодексы - это также свидетельствует о функции нормативности.

Компенсаторная или психотерапевтическая функция получает выражение в применении меча - фехтовании. Это психологическая разрядка, духовное самовыражение, творческая реализация индивида. Из современных видов фехтования можно привести в пример практически все: это и спортивное, и па-раолимпийское (фехтование на инвалидных колясках), историческое (реконструкция) и ролевое (иг-

М.С. Горбулёва. Символико-ритуальные характеристики меча в современной культуре

ровое) фехтование, сценическое, национальные виды фехтования, пассивное (литература, телевидение, игры) и терапевтическое (психоанализ).

Критическая функция - критика реальности. Проявляется в уходе представителей исторического, ролевого фехтования от реального мира, серых будней, повседневности в другие придуманные миры (мир карнавала, праздника, фантазий).

Когнитивная функция - познание несуществующего в реальности. Особенно ярко здесь выделяются ролевики, реконструкторы, национальные виды фехтования, сценическое, пассивное фехтование и, в какой-то степени, спорт. Здесь создаются свои миры, которые не существуют в реальности, но обладают правилами, законами, идеологией, своим языком, иерархией и структурой, и индивид имеет возможность испытать ощущения от погружения в них.

Прогностическую функцию можно просмотреть в попытке предсказания. Она тесно связана с предыдущей когнитивной и концептуально важна в информационном процессе, так как она определяет возможную структуру новой социальной реальности.

Понимание изменений, происходящих в социокультурной системе, и нахождение «рецепта выживания» в возникающем измененном культурном пространстве дает адаптивная функция. Так, имея опыт жизни в реальности и придуманных мирах, человек соотносит себя с какой-либо социальной, культурной группой, подчиняется определенным правилам игры, ассоциирует себя с предками (историческое, национальные виды фехтования, спорт etc.).

Мировоззренческая функция способствует выявлению и согласованию систем ценностей общества и личности. Здесь определяются ограничения для других, задается нравственно применимый набор альтернатив для деятельности на практике, а также степень адаптации индивида к определенному обществу. Так поддерживается баланс между мирами реальными и мирами «другими» (спорт, имеющий свой мир и правила существования в нем), фантазийными (в случае ролевиков), мирами прошлого (реконструкторы).

Прагматическая функция дает возможность достижения поставленных целей в профессиональной и личной жизни человека (здесь же: выбор на-

правлений использования временных ресурсов, применение способностей и знаний, предпочтение источников доходов, способы достижения общественного статуса, благосостояния). Эта функция характеризует аргументацию человека, который видит в своих занятиях фехтованием, увлечении символикой меча и других взаимодействиях с этим феноменом конкретные прагматические цели: творческую реализацию, воспитание физических, духовных, личностных качеств, профессиональные навыки и рост, славу в конце концов.

Вербальная функция имеет воздействие на язык общества, т.е. в процессе взаимодействия могут образовываться новые формы языка. Ярким примером может служить ролевое течение, где существует свой язык общения между его представителями (это и специальная терминология, и сленг, и полностью придуманные языки, как, например эльфийский язык в литературе фэнтези). Также здесь можно говорить и о спорте, пассивном, терапевтическом фехтовании.

Таким образом, модель взаимосвязи системных функций феномена и форм культуры, по крайней мере, в первом приближении, дает возможность проследить воздействие символики меча на сознание индивида, его поведение, общественное функционирование. Общество воспринимает символику меча и его культурные функции и реализует их в ряде культурных форм. Проходя все стадии информационного процесса, символика меча развивается, приводя к образованию новой социальной реальности, при этом и сам феномен меняется.

Таким образом, с помощью информационно-синергетического подхода в современности можно реконструировать некоторые функции меча как феномена культуры. Однако для верификации рассмотренной нами модели необходимы социологические исследования. Ясны их направления: установление отношения современного человека к мечу, выявление способов трактовки в настоящее время его символики, а также отношение к фехтованию как способу либо адаптации к реальности, либо выражения разочарования существующей действительности, инициирующее обращение к фантазийным мирам.

Поступила в редакцию 05.12.2006

Литература

1. Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000.

2. Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. М.; СПб., 1999.

3. Миф, мечта, реальность: постнеклассические измерения пространства культуры / Под ред. И.В. Мелик-Гайказян. М., 2005.

4. Трессидер Дж. Словарь символов / Пер. с англ. С. Палько. М., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.