Научная статья на тему 'СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТЕБРИЗСКОЙ МИНИАТЮРЕ'

СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТЕБРИЗСКОЙ МИНИАТЮРЕ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
135
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнодиалоги
Область наук
Ключевые слова
ЦВЕТ / СИМВОЛИКА ЦВЕТА / ТЕБРИЗСКАЯ МИНИАТЮРА / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / СРЕДНЕВЕКОВАЯ КАЛЛИГРАФИЯ / ФИЗИОЛОГИЯ ЦВЕТА / ВОСПРИЯТИЕ ЦВЕТА / ИСКУССТВО КНИГИ / НАСЛЕДИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мир-Багирзаде Самира Алтай Кызы

Отталкиваясь от исследований роли цвета в жизни человека, его влияния на все сферы жизнедеятельности, формирования мировоззрения и культурного кода, воздействия цвета на психику, быт, творческий процесс с точки зрения науки, автор рассматривает символику цвета в тебризской книжной миниатюре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLISM OF COLORS IN THE TABRIZ MINIATURE

The author examines the symbolism of color in the Tabriz book miniature by reference to research into the role of color in human life, its influence on all spheres of life, the formation of worldview and cultural code, the impact of color on the psyche, life, and creative process from the point of view of science.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИКА ЦВЕТА В ТЕБРИЗСКОЙ МИНИАТЮРЕ»

Самира мир-Багирзаде

НАСЛЕДИЕ 10.37492/ETN0.2020.62.4.014

Символика цвета в тебризской миниатюре

Отталкиваясь от исследований роли цвета в жизни человека, его влияния на все сферы жизнедеятельности, формирования мировоззрения и культурного кода, воздействия цвета на психику, быт, творческий процесс с точки зрения науки, автор рассматривает символику цвета в тебризской книжной миниатюре.

Ключевые слова: цвет, символика цвета, тебризская миниатюра, культурный код, средневековая каллиграфия, физиология цвета, восприятие цвета, искусство книги, наследие.

Мир-Багирзаде Самира Алтай кызы,

кандидат филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник отдела «Культурология» Национальной академии наук Азербайджана (Баку), samiramb777@mail.ru

Значение цвета в жизни человека трудно переоценить. В течение всей жизни от рождения до смерти человечество пребывает в мире цвета, его гармонии и красоты. Окружающая его природа, климат с его цветовой гаммой воздействуют не только на образ жизни, менталитет, но и на психику, определяя характер, настроение и даже цель жизненных интересов. Краски природы — важнейший фактор в формировании культурного кода народа и страны. Природные цвета отражаются во всех творениях человека: коврах, картинах, керамике, декоративно-прикладном искусстве, костюме. Например, апшеронские ковры Азербайджана отражают всю природную колористику этого края: синий — цвет моря, голубой — цвет неба, светло-коричневый — цвет морского песка, желтый — цвет инжира, красный — цвет граната.

Северный климат с его холодными красками формирует особую психологию человека — такие качества, как спокойствие, уравновешенность, хладнокровие; яркие краски южного климата дарят яркие эмоции. В прошлом путешественники-полярники описывали чувства тоски и подавленности, которые внушает сумеречная монотонность полярной пустыни с ее бесконечным простором, лишенным разнообразия цвета, теней и бликов. Цвет может вызвать бодрость или, наоборот, угнетенность и печаль. Многие исследователи отмечали своеобразный характер психологического воздействия каждого из цветов. В своей работе «Paint power ... and How to sell it» Л. Кент [11] описывает воздействие цветов на физиологию и психологию человека:

«Красный цвет — цвет огня и крови, цвет, вызывающий тепло, и его излучение, соседнее с инфракрасным, глубоко проникает в человеческие ткани. Красный цвет увеличивает мускульное напряжение и, следовательно, кровяное давление и ритм дыхания. Красный цвет— цвет жизненности и действия, он имеет большое влияние на настроение людей в этом направлении, он также стимулирует мозг и вызывает эмоциональные реакции, эффективен при меланхолии.

Оранжевый — пылкий, яркий и блестящий. Поскольку он одновременно и согревающий, и стимулирующий, то он может в разных случаях успокаивать и раздражать. Вызывает радость.

Желтый — солнечный цвет хорошего настроения и веселья. Психологические опыты показали, что это самый веселый цвет. Центр наибольшей светимости в спектре, стимулирующий зрение. Различные тона желтого цвета имеют, по-видимому, некоторую способность успокаивать слишком нервное, перевозбужденное состояние людей. Этот цвет используется для лечения невроза.

Зеленый - цвет успокаивающий, цвет природы. Свежий и влажный, он дает некоторый отдых уму. Зеленый используют для лечения истерии и нервного переутомления. Пробуждает терпение. Уменьшает слишком яркое солнечное освещение.

Голубой обычно ассоциируется с небом или водой. Он светлый, прозрачный, холодный, успокаивающий. Его трудно сконцентрировать в небольшом пространстве. Под влиянием голубого цвета мускульное напряжение падает. В области чувств голубой напоминает о мире и пробуждает размышления. Наиболее любимый людьми цвет.

Фиолетовый — благородный, аристократичный цвет, вызывающий печаль.

Коричневый успокаивает, но вызывает депрессию, если его слишком много, чтобы избежать этого, его сочетают с желтым и оранжевым.

Черный — если употребляется один, угнетает. Очень полезен для создания контрастов.

Белый — символ чистоты, цвет холодный, если не сочетается с красным, желтым и оранжевым» [11, р. 6970; 1, с. 184].

Данная характеристика воздействия цвета на организм помогает архитекторам, дизайнерам, модельерам грамотно использовать цвета для комфортной и уютной жизни, врачам и психологам — преодолевать недуги и психологические проблемы пациентов. Например, белый цвет в архитектуре увеличивает пространство, но абсолютный белый монохром вызывает ощущение отсутствия пространства, состояние невесомости — он схож с облаками. Голубой цвет оказывает любопытное психологическое воздействие, максимально увеличивая пространство и создавая ощущение холода. Зеленый — «цвет физического равновесия», он отражает внешний растительный мир, в котором человечество родилось и в котором оно желает жить.

а | Различают холодные и теплые цвета: теплыми

ш *

я | обычно называют красный, оранжевый, желтый, холод-| | ными — голубой, зеленый и фиолетовый. | | Воздействие цвета на человека, его здоровье, пси-

хику, эстетику, образ жизни и сознание интересовало * » многих представителей науки и искусства, включая жи-£ вописцев, архитекторов, дизайнеров, музыкантов, ли-

* тераторов, поэтов. На протяжении столетий фило-

| софы, физики, искусствоведы, археологи, этнографы,

архитекторы, инженеры, врачи, физиологи, психологи обращались к проблеме цвета (и света), пытаясь их решать по-своему. Среди них — Аристотель, Насир ад-Дин (Насирэддин) Туси, Садиг бек Афшар, Леонардо да Винчи, М.В. Ломоносов и др. В трактатах Насир ад-Дина ат-Туси, Омара Хайяма, ал-Каши, ал-Хорезми, Аль-Фаргани отражены представления о величине, форме и цвете предметов. Перу Насир ад-Дина Туси принадлежат трактаты «Об отражении и преломлении света», «Об изучении радуги» — исследуется преломление света и образование радуги, в его «Книге о драгоценных камнях» (Джавахир-наме) приводятся эталонные цвета камней.

Один из удивительных образцов восточной культуры — книжная миниатюра, объединяющая четыре сферы художественного творчества: каллиграфию, искусство миниатюры, орнаментально-декоративное искусство и переплетное дело. Восточная миниатюра дает плоскостное видение изображаемого и носит декоративный характер, где важной особенностью является тонкое колористическое решение не только в самом рисунке, но и в оформлении каждой страницы. В Хое, Мераге и Тебризе создавались ранние образцы книжной миниатюры народов Ближнего и Среднего Востока. В конце ХШ — начале ХГУ в. Тебриз (резиденция первых ильха-нов) и Мераге стали одними из наиболее развитых куль-

турных центров мусульманского Востока. Азербайджанская миниатюра характеризовалась разнообразием различных техник и методов школ-миниатюр.

В пригородах Тебриза Газнийе и Рашидийе в начале XIV в. располагались учебные и научные учреждения, обширные библиотеки и художественные мастерские. В мастерских работали лучшие каллиграфы, художники и другие мастера книжного искусства, прибывшие сюда из разных стран Востока. Они переписывали и иллюстрировали книги-рукописи, в том числе капитальный труд «Джами ат-таварих» («Сборник летописей») Рашид ад-Дина -врача, историка и государственного деятеля.

Азербайджанские художники создали многочисленные иллюстрации к произведениям классической восточной поэзии: «Шах-наме» Фирдоуси и «Хамсе» Низами, произведения Саади и Хафиза, Джами и Навои, Хосрова Дехлеви, а также великолепные миниатюры на отдельных листах, собранные в специальные альбомы — «Муракка», свидетельствующие о том, что азербайджанская миниатюра прошла длительный и сложный путь развития, прежде чем достигла высшего расцвета в 1530-е годы.

В приведенной табл. 1 по материалам А.Ю. Казиева, изложенным в его исследовании записей Мирзы Санг-шаха в книге «Художественное оформление азербайджанской рукописной книги ХШ-ХШ1 вв.», каллиграфы и миниатюристы обладали не только высоким графическим мастерством, но и тонким колористическим чутьем [2, с. 80-81].

Мастера орнаментального искусства — каллиграфы, нередко вступая в творческое содружество со строителями, создавали проекты декоративных надписей дворцовых и культовых сооружений. Наивысший расцвет искусство каллиграфии в Азербайджане достигло в ХШ в. Каллиграфами были и правители (шах Исмаил I, шах

Таблица 1. Колористическое решение миниатюры тебриз-ской школы (по материалам А.Ю. Казиева [2])

Цвет бумаги Цвет чернил текста (материал) Имя каллиграфа

Желтая Красные (киноварь) Мир-Али Тебризи (XIV— XV вв.)

Желтоватая Зеленые (ярь-медянка) Али-Риза Тебризи (XVI— XVII вв.)

Желтоватая Тона цветка персикового дерева Ала-бек Тебризи (XVI в.)

Оранжевая Темно-синие (лазурь) Мир-Абдуллах Тебризи (XV в.)

Оранжевая Голубые (лазурь и белила) Абд ул-Баги Тебризи ^^П вв.)

Ханайи (чайного цвета) Тона цветка персикового дерева Али-Риза Тебризи

Розовая Черные (сажа) Мир-Абдуллах Тебризи

Розовая Зеленые (ярь-медянка) Абд ул-Баги Тебризи

Голубая Розовые (киноварь и белила) Мир-Абдуллах Тебризи

Голубая Белые (свинцовые белила) Али-Риза Тебризи

Голубая Розовые (киноварь и белила) Али-Риза Тебризи

Голубая Розовые (киноварь и белила) Ала-бек Тебризи

Лазурная Золотые (жидкое золото) Мир-Абдуллах Тебризи

Лазурная Золотисто-желтые (сернистый мышьяк) Ала-бек Тебризи

НАСЛЕДИЕ Окончание табл. 1

Цвет бумаги Цвет чернил текста (материал) Имя каллиграфа

Лазурная глянцевая Золотые (жидкое золото) Азхар Тебризи

Зеленая Черные (сажа) Джафар Тебризи (XV в.)

Фисташковая Красные (киноварь) Мир-Абдуллах Тебризи

Белая Зеленые (ярь-медянка) Мир-Али Тебризи

Белая Шафраново-коричневые (хна и сажа) Абд ул-Баги Тебризи

Белая Синие (лазурь) Абд ул-Баги Тебризи

Черная Золотые (жидкое золото) Неизвестный автор

Тахмасиб I). Нередко каллиграфы были также и поэтами, и художниками, и резчиками, оформляли миниатюры и книги (Садиг бек Афшари, Али Рза Аббаси Тебризи), работали по металлу и создавали архитектурный декор.

На Среднем Востоке наиболее ранние образцы азербайджанской миниатюры, иллюстрирующие «Варга и Гюльшах» (начало Х111 в., музей Топкапы, Стамбул, художник Абдул Момин ибн Мухаммед аль-Хойи), «Ма-нафи аль-Хайван» (1298 г.), «Джами ат-таварих» (1308, 1314 гг.), свидетельствуют о возникновении новой школы.

В силу своего географического положения Азербайджан был перекрестком культур Запада, Востока, Севера и Юга. В формировании и первоначальном развитии художественного стиля тебризской школы миниатюры переплетались традиции различных школ: Восточного Туркестана — посредством китайских и уйгурских

художников, привезенных в Тебриз монгольскими ильханами, и арабо-месопотамской живописи через багдадскую школу.

Азербайджанский художник, поэт, каллиграф, музыковед Садиг бей Афшар или Садиги (1533, Тебриз — 1610, Исфаган) написал трактат о живописи «Ганун ос-совар» [7]. Этот труд — свидетельство длительного развития традиции тебризской миниатюры, повлиявшей и на другие школы изобразительного и декоративного искусства не только Востока, но и Запада. Культура арабского ислама обогащается различными традициями Востока: китайской, монгольской, иранской, египетской, турецкой, азербайджанской и др. Читатели «Ганун ос-совар» получали полное представление об искусстве книжной миниатюры и ее связи с другими искусствами исламского средневекового Востока: каллиграфией, изобразительным искусством, архитектурой, декоративно-прикладным искусством, поэзией, музыкой. Автор раскрывает символику и философский смысл декоративных мотивов, связь изображаемого с литературным содержанием. Элемент орнамента, цвет, рисунок, слово указывают на определенную традицию, по которой можно узнать школу, мастера и саму идею творческого произведения. Автор дает развернутую колористическую характеристику, предлагает свое видение гармоничных и дисгармоничных цветовых решений, причем делает это в особой стихотворной форме — масневи:

31. Некоторое время гуламом

покорным я служил у него. (Садиги пишет, что находился в услужении у великого художника Музаффара Али. — Прим. С.М.)

32. Путь изобразительства настолько я прошел,

что от формы к смыслу дорогу нашел.

33. Как славное имя того старца-наставителя, Стал я победителем страны этого искусства. (игра слов, «Музаф-

фар» переводится как победитель, тем самым Садиги раскрывает здесь имя своего учителя. — Прим. С. М.)

34. Милостью Всевышнего, чтоб была радостна его душа,

Да будет озарена полная отваги его душа!

35. Да будет (он) избавлен от мирских грехов

И погружен в милость вечного блаженства [7, с. 68-69].

В разделе «О смешении красок и технике письма» Садиги рекомендует использовать чистые краски, при смешении их не брать те, что образуют новый цвет. Садиги предпочитал два технических приема: 1) дам-шуй — «работа кончиком кисти», прием использовался при выполнении узора, подобного цветку фруктового дерева, деталь изображения растушевывалась, создавая постепенный переход от темного цвета к светлому; 2) мияншу - «работа талией кисти», прием использовался при ровной сплошной заливке фона и крупных деталей. Далее мастер лакировал окрашенное основание для последующей отделки жидким золотом [7, с. 81-82].

На средневековом Востоке, как и во времена античности, музыка представляла собой единство поэзии и мелодии. Сохранились сведения о средневековых музыкантах-поэтах, песенных жанрах (мерсия, маратхи, уруджуза, хиджа, медхия) и музыкальных инструментах (дуф, мизхар, деф, рубаб, уд, кеманча, канун). Лютню (уд) завезли в Европу именно арабы. Каждая струна лютни связывается с определенным темпераментом (по Гиппократу) и цветом: зир (верхний регистр, высокий звук) — холерик и желтый цвет; масна (верхний регистр) — сангвиник и красный; мислас (нижний регистр) — флегматик и белый; бам (нижний регистр, низкий звук) — меланхолик и черный. К этим четырем струнам — телу музыки — добавляется пятая — струна души. Спустя столетия Н.А. Римский-Корсаков и А.Н. Скрябин дали цветовую характеристику каждому звуку и тональности. Явление музыкально-звуко-

s | вой синтезии — разновидность хромэстезии (цвето-я ¡ вого слуха). Скрябин также написал симфоническую 1 | поэму «Прометей (Поэма огня)» со специальной ис-J | полнительской строкой «Luce» (свет), которая исполни! нялась с использованием светомузыки и цветового |» спектра.

¿ Идея гармонии пронизывала всю мусульманскую

* культуру средневековья, которая отражала основные

Л положения Корана.

Широкое развитие в средневековой поэзии получил дескриптивный жанр васф, основанный на принципе восточного сравнения — уподобления одних явлений другим, в форме нанизываемых один за другим усложненных образов-метафор, нередко тяготевшие к зрительному, конкретно-чувственному образу. Поэтические описания живописны, декоративны, проникнуты орнаментальным видением. Лик земли открывается взору поэта как лента, узор, драгоценность. Характерен образ прекрасного покрывала, роскошной ткани, богатого плаща, узорчатого ковра. Поэты воспевают сад, как пестротканую одежду, рощи, расписанные золотом. Деревья, плоды, птицы, созвездия сравниваются с драгоценными каменьями, искусные руки ветров рисуют на текучей воде узоры из пузырьков воды. Поэты используют образы самоцветов, благородных металлов, вышивок: ручей — сияющий на солнце обнаженный меч, месяц — серебряный браслет, рябь на воде сравнивается с кольчугой, с посеребренной, покрытой резьбой колонной, в наступающей ночи река становится синим ковром, расшитым золотом. С узорчатостью предметов сочетается их светозарность. Этим качеством часто наделяются изображения дворца, правителя, прекрасной женщины.

Не касаясь стилистики классической арабской поэзии с ее тягой к эстетизации и усложнению чисто

словесного образа, упомянем лишь насыщенную красочную палитру стихов, где явление и предмет наделены конкретным, но поэтически преображенным цветом. Через ощущение цвета ассоциативный образ получает подчас зримую картинность. Если представить себе художественное наследие арабского мира как цельную художественную систему, в составе которой искусство слова, архитектура, музыка, орнамент, каллиграфия, то приходится признать, что все эти виды объединялись общим характером поэтики, тяготеющей к формам условной выразительности.

Искусство книжной миниатюры, как и декоративно-прикладное искусство, архитектура, каллиграфия, музыка Востока, представляет собой ценный и значимый памятник историко-культурного наследия со своими исторически сложившимися канонами, ценностями и религиозно-мистическими представлениями.

Михаил Васильевич Ломоносов в своем «Слове о происхождении света, новой теории о представляющих цветах» высказал мысль о трехцветовой основе зрения. Сегодня уже можно сказать, что цвет воспринимается человеком разносторонне, не только одним зрением, но и с участием всех чувств, включая слух, осязание, обоняние, вкус. Например, желто-лимонного цвета конфета со вкусом мяты может вызвать недоумение и удивление, черная роза — неприятие, разноцветное освещение аппетитной пищи может вызвать отвращение к ней. Многие ученые пришли к выводу о возможности борьбы с шумом с помощью цвета.

Своя символика цвета была в театральной традиции античности, Японии и Китая. Так, цвет и форма масок китайской оперы указывает на титул, характер, добродетели и пороки персонажа: красный цвет означает храбрость, мужество, целостность; черный — неискрен-

ность и резкость, в то же время дьявол появляется в красном, черном и зеленом.

Цвета используются как важные и необходимые символы, применяемые в дорожном движении в указателях, знаках и светофорах.

Особую роль цвет играет в геральдике. Азербайджанский флаг сочетает синий, зеленый и красный цвета. Идею флага Азербайджанской Демократической Республики (и нынешнего Азербайджана) предложил Алибей Гусейнзаде (1864-1940) — ученый, философ, художник и врач, написавший в соавторстве «Энциклопедический медицинский словарь». В основе идеи флага лежало триединство: тюркизация - синий цвет полосы флага; исламизация — зеленый цвет полосы флага; европеизация и идеи модернизации европейской культуры, в основе которой лежат идеи французского просветительства, заимствованные у просветителей исламской цивилизации, которые в Средние века дали возможность прогрессивному развитию науки и просвещения в медресе-университетах, делая открытия во всех областях науки и рассматривая науку как целостное явление, изучая все отрасли ее как единый организм, мусульманские просветители средневековья обладали энциклопедическими знаниями, а также создали огромное количество словарей, энциклопедий, трактатов во всех сферах науки и искусства. Красный цвет флага символизирует также свободу, просвещение и развитие общества.

Идея триединства Али Гусейнзаде нашла продолжении в творчестве Ахмеда Агаоглу (Агаев) и других просветителей того времени. В 1919-1920 гг. Ахмед Агаев написал труд ис Medeшyet («Три культуры») [9], опубликованный в 1927 г. В нем он сравнил западную культуру/ цивилизацию с буддийской и исламской и указал на превосходство первой. В «Трех культурах» он настаи-

вал на принятии западных ценностей не только путем ношения западной одежды или открытия учреждений западного типа, но своим мышлением, сердцем, взглядами и восприятием [8, р. 13]. Одними из основных свойств западной цивилизации Агаоглу считал либерализм и свободу личности. В противоположность восточным цивилизациям, по его мнению, на Западе развитие индивидуума является основой развития общества [9, р. 862.].

Завершая исследование, хотелось привести аят — послание Всевышнего из Корана — религии о разнообразии и многоцветии всего сущего на земле: «Так и среди людей, скота, животных /Встречаются различные цвета... / Аллах поистине могуч...» (Коран, 35:28) [3, с. 460].

Литература:

1. Деррибере М. Цвет в деятельности человека / сокр. пер. с фр. А.М. Григорьева; предисл. А. Щипанова. М.: Стройиздат, 1964. 183 с.

2. Казиев А.Ю. Художественное оформление азербайджанской рукописной книги XIII-XVII веков. М.: Книга, 1977. 357 с.

3. Коран. Перевод смыслов и комментарии Иман Валерии Пороховой. М.: Рипол-Классик, 2016. 800 с.

4. Мир-Багирзаде С.А. Исламское искусство (Коран и искусство). Баку, 2009. 124 с.

5. Мир-Багирзаде С.А. Очерки по теории и истории культуры. Баку, 2019. 272 с.

6. Насирэддин Туси М. Джавахир-наме: [Трактат, посвящ. описанию драгоцен. камней. Пер. с фарси / Насирэддин Туси. Баку: Элм, 1984. 31 с.

7. Садиг-бек Афшар. Ганун бс-сбвёр: (Трактат о живописи): [Перс. текст и пер.] / Введ., [с. 13-64], пер., коммент. и примеч. доц. А.Ю. Казиева; Акад. наук АзССР, Ин-т архитектуры и искусства. Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1963. 101 с.

8. Agayef А. Türk Alemi / Türk Yurdu. 1328. I/10.

9. Agaoglu A. 0с Medeniyet. Istanbul: Dogu Kitabevi, 2013.

10. Haciyev A. RHng nfflzHriyyasinrn Hsaslari. Baki: ElmlHr Akademiyasi, 1951.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Kent L. Paint Power ... and How to sell it. National Paint, Varnish & Lacquer Assn., 1947. 350 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.