УДК 882 Филологические науки
Кузнецова Нина Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры «Литература и методика преподавания литературы», ФГОУ ВО ПГУ, Пенза,
Россия
Баканова Марина Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры «Перевод и переводоведение», ФГОУ ВО ПГУ, Пенза, Россия
СИМВОЛИКА СВЕТА КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕТАЛЬ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВ РОМАНА «ВОЙНА И МИР» НАТАШИ РОСТОВОЙ И МАРЬИ
БОЛКОНСКОЙ)
Аннотация. В статье авторы обращаются к роману-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» и акцентируют внимание на роли такой художественной детали, как свет, в создании образов Наташи Ростовой и Марьи Болконской. Авторы статьи приходят к выводу, что данная художественная деталь дополняет внутренний облик героинь, выполняет характерологическую функцию, помогает составить представление об их морально-психологических свойствах, иллюстрирует их богатый внутренний мир и душевную чистоту.
Ключевые слова: художественная деталь, свет, лунный свет, солнечный свет, эпитет.
Abstract. The authors of the article refer to the novel "War and Peace" written by L.N. Tolstoy and pay their attention to such artistic detail as light in creating the characters of Natasha Rostova and Marya Bolkonskaya. The authors of the article come to the conclusion that this artistic detail adds their inner character, performs character function, helps to depict their moral and psychological features, illustrates their rich inner world and mental purity.
Key words: artistic detail, light, moon light, sun light, epithet
В создании образов героинь романа Л. Н. Толстого «Война и мир», Наташи Ростовой и Марьи Болконской, немаловажную роль, на наш взгляд, играет такая художественная деталь, как свет.
Обратимся к литературному энциклопедическому словарю «Деталь художественная - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейно-эмоциональную нагрузку [1, с.90]
«Деталь фиксирует внимание читателей на том, что писателю кажется наиболее важным, характерным в природе, человеке или в окружающем его предметном мире» [2, с.230]
Искренне верующая в бога Марья Болконская, черпающая душевные силы в религии, окружившая себя «божьими людьми», часто появляется на страницах романа, в первых двух томах, озаренная таинственным, приглушенным светом, исходящим от свечи, которая горит у иконы, в ее девичьей комнате. Известно, что быт, домашнюю жизнь русского христианина всегда сопровождал киот с иконами, горящими свечами. Вот мы видим полюбившуюся нам героиню «в ее уютной комнате с лампадами пред киотами» [3, с.239]. Вера Марьи в бога - искренняя, светлая, чистая, и это сердцем почувствовал столь же чистый душой Пьер Безухов. Ее брат, Андрей, как мы знаем, скептически относится к увлечению своей сестры религией. Но добрый, великодушный Пьер, сразу понял: для княжны все это очень серьезно. «Она смотрела на него своими лучистыми глазами и, казалось, говорила ему: «Я вас очень люблю, но, пожалуйста, не смейтесь над моими» [3, с. 495].
Читатели романа становятся свидетелями чуда: рождается новая жизнь, и все обитатели дома в Лысых Горах пребывают в тревоге за жизнь молодой матери. Преданная душой брату, Марья Болконская, впоследствии заменившая племяннику мать, появляется, озаренная горящими перед иконами венчальными свечами. «Няня зажгла перед киотом обвитые золотом свечи. Княжна Марья взяла книгу и стала читать». [3, 410] Наташа Ростова совершит большую ошибку: поддавшись влиянию непорядочных, беспринципных Анатоля и Элен Курагиных, она потеряла любимого человека - Андрея Болконского. Обрести душевные силы ей во многом помогли посещения храма, молитвы. Наташа говеет, посещает аккуратно все заутрени и обедни, рано, около трех часов ночи, встает, чтобы не опоздать в храм.
«... Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утреннею зарей» [3, с.76]. Образ утренней зари, нежной, только предвещающей новый день, его хорошие надежды, придает облику Наташи очарование, как бы предсказывает ей, что
счастье ее еще впереди. Мы видим Наташу в церкви, причем, и в сиянии свечей, которые горят перед иконами, и озаренную «светом утра, падавшим из окна». «... и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик божьей матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна. Слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их». [3, с.76]. Какая тонкая деталь: образ Наташи сопровождают одновременно свеча (символ веры, религиозного начала, как начала нравственного) и такой естественный дневной свет (как воплощение естественных, юных, земных человеческих желаний и надежд на исправление, счастье, любовь).
Другая важная художественная деталь, которую использует Толстой, рисуя образ Марьи Болконской, это эпитет «лучистые». Толстой много раз прибегает к нему, рисуя глаза своей героини. Она некрасива, излишне худа, угловата, у нее тяжелая походка, но глаза поистине прекрасны, излучают свет. «.действительно, глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них) были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты» [3, с. 114]. «Княжна подумала, задумчиво улыбнулась (причем лицо ее, освещенное лучистыми глазами, совершено преобразилось).» [3, с. 118]. «Княжна Марья повернулась к брату, и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в эту минуту больших лучистых глаз остановился на лице князя Андрея» [3, с. 129]. Таким же «лучистым» взглядом посмотрит княжна Марья на Пьера, когда он посетит ее и Наташу после окончания войны. Все трое молоды, но прошли через множество испытаний, закаливших их совсем еще юные души. Марья, полюбившая Наташу, как родную сестру, сердцем почувствовала ту ниточку, которая навек связала Пьера и Наташу. Она желает им счастья. «Княжна Марья, напротив, вместо того чтоб уйти, опустилась в кресло и своим глубоким лучистым взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера». [3, с.654] Таким взглядом, излучающим любовь и тревогу, нежность и тепло, она смотрит только на тех, кого любит. Когда же чувствует фальшь, обман, то свет, который горит в ее душе, непроизвольно гаснет. Вот карикатурная сцена «приготовления» княжны к приезду жениха; княжна Лиза и француженка тщетно пытаются преобразить некрасивую княжну Марью. Девушка интуитивно чувствует
фальшь происходящего. «Она вспыхнула, прекрасные глаза ее потухли, лицо ее покрылось пятнами, и с тем некрасивым выражение жертвы, чаще всего останавливавшимся на ее лице, она отдалась во власть и Лизы» [3, с.277]
Стремясь донести до читателей мысль о «нравственной красоте» своей героини, Толстой, наблюдая за рождением большого чувства между Марьей и Николаем, использует образ-символ света. Примечательно, что Николай Ростов видит Марью Болконскую (после страшного известия о Бородинском сражении, после сообщений об огромных утратах, которые понесла Россия, о потере Москвы) именно в соборе, на молебствии по случаю победы. Девушка молится, и Толстой отмечает: «Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же в нем было общее выражение тонкой, внутренней, духовной работы; но теперь оно было совершенно иначе освещено». «Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в лице ее, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость» [3, с.443]. Бог как бы благословляет этих людей, которым просто требуется время, чтобы понять, что они так нужны и желанны друг другу.
Образы этих героинь сопровождают солнечный и лунный свет. Так, рисуя первое появление на страницах романа Наташи Ростовой, милой и непосредственной девочки, писатель сравнивает свою любимицу с «лучом солнца», ненадолго осветившим чопорный, скучный, светский прием. «Да, - сказала графиня, после того, как луч солнца, проникнувший в гостиную вместе с этим молодым поколением, исчез» [3, с. 54].
Наташа умеет искренне, всей душой радоваться за тех, кто ей близок и дорог. Вот Николай сообщает сестре, что он «решился насчет Сони».
«Ты ей сказал? - спросила Наташа, вся вдруг просияв от радости» [3, с.670] Пьер не узнал в похудевшей и побледневшей Наташе, которая глубоко переживает смерть князя Андрея, прежнюю Наташу. В ней словно погасили огонь «радости жизни». «Прежде» в ее глазах «всегда светилась затаенная улыбка радости жизни», - с грустью отмечает Толстой. Но вот она видит Пьера, близкого и дорогого для нее человека, и в ее лице происходит маленькая, но выразительная перемена. «Смущение Пьера не отразилось на Наташе смущением, но только удовольствием, чуть заметно осветившим все ее лицо». [3, с.643]
Обратимся к эпизоду встречи Наташи и Пьера, теперь уже мужа и жены, после разлуки. Молодая женщина волновалась, каждый день ждала мужа, но его задержали
дела. Наташа была очень сердита на мужа. Но вот они объяснились, Наташа успокоилась. «Буря уже давно вылилась, яркое, радостное солнце сияло на лице Наташи, умиленно смотревшей на мужа и сына» [3, с.702]. «Яркий, блестящий радостный свет лился потоками из ее преобразившегося лица» [3, с.701].
С момента первого появления Наташи Ростовой на страницах произведения прошло несколько лет (писатель сравнил ее тогда с «лучом солнца»), девочка-подросток выросла, стала женой и матерью, но по-прежнему излучает солнечный свет, как воплощение самой жизни. Эта выразительная подробность - убедительное подтверждение того, какой глубокий смысл вкладывает героиня Толстого в понятие «семья», как много значат для нее муж, духовная связь с ним, каким теплом окружает она любимого человека.
Солнечный свет, как яркая и выразительная подробность, имеет отношение и к образу Марьи Болконской. В жизни героини происходит трагическое событие: умирает ее отец, человек властный, крутого нрава. Любя дочь, он всю жизнь был с ней груб, резок, холоден. Любовь девушки к отцу сливается с чувством страха, причем последнее главенствует. Марья делает для себя открытие, поразившее ее чистую, светлую душу. «И что было еще для княжны Марьи, это было то, что со времени болезни отца в ней проснулись все заснувшие в ней, забытые личные желания и надежды. То, что годами не приходило ей в голову, - мысли о свободной жизни без страха отца, даже мысли о возможности любви и семейного счастия, как искушения дьявола, беспрестанно носились в ее воображении». [3, с. 144-145] Гоня от себя эти мысли, девушка пытается найти утешение в привычной для нее молитве, «но не могла молиться» [3, с. 145]. Надежды Марьи на любовь, семейное счастье, засветившиеся вдруг в ее душе, сопровождает образ солнца. «Солнце зашло на другую сторону дома и косыми вечерними лучами в открытые окна осветило комнату и часть сафьяновой подушки, на которую смотрела княжна Марья» [3, с. 156]. Солнце, являясь источником тепла, света, жизни, как бы становится ярким олицетворением надежд девушки (таких нормальных и естественных) на семейное счастье и даже как бы благословляет эти желания, надежды, предвещает ей семейное счастье.
Характеристика образа Марьи обогащается еще одним источником света - это лунный свет. «Она хотела думать о другом, хотела молиться и ничего не могла сделать.
Она большими открытыми глазами смотрела на лунный свет и тени.» [3, с. 156]. Лунный свет - что-то загадочное, воспеваемое поэтами, ассоциируется с влюбленными, их романтическими взаимоотношениями, с мечтами о разделенном чувстве. Эти художественные детали - солнце и луна - дополняют внутренний облик религиозной, охваченной желанием самопожертвования девушки, смирившейся со своим одиночеством. Она превращается в девушку земную, с естественными земными потребностями разделенной любви, семейного счастья.
Образ Наташи тоже связан с таинственным лунным светом. Андрей Болконский, заночевавший в Отрадном, станет невольным свидетелем разговора Наташи и Сони. Их разговор, их пение будет сопровождать таинственный лунный свет. Прекрасная июньская ночь, которой искренне, эмоционально любуется полная жизни Наташа, придает ее милому облику загадочность, неуловимость, какую-то загадку. И это не мог не почувствовать даже разочаровавшийся в любви, в счастье князь Андрей. «Князь Андрей встал и подошел к окну, чтоб отворить его. Как только он открыл ставни, лунный свет, как будто он настороже у окна давно ждал этого, ворвался в комнату.» [3, с.533].
Лунный свет сопровождает сердечным переживаниям, страданиям Наташи, когда она, волею сумасбродного старого князя Болконского, на год разлучена с женихом. Вот в один из святочных вечеров тоскующая о женихе Наташа долго не может заснуть, как бы предчувствуя недоброе, и «смотрит на морозный лунный свет сквозь замерзшие окна» [3, с.672]. В тот же вечер молодежь дома Ростовых, по обыкновению, собирается в своем любимом уголке гостиной попеть, пофилософствовать . Тут Николай, Соня, Наташа. «В комнате, особенно на диване, на котором они сидели, было темно, но в большие окна падал на пол серебряный свет полного месяца» [3, с.660]. Упоминание о лунном свете в данном случае говорит о неопределенности судьбы Наташи, неясности ее будущего. А вот мы видим Наташу, гадающую о своей судьбе перед зеркалами. «Наташа зажгла свечи и села» [3, с.671]. «Долго она сидела, глядя на ряд уходящих свечей в зеркалах.», страстно желая увидеть его, князя Андрея. [3, с.671]
К образу-символу света Толстой обращается и тогда, когда рисует свою любимицу на ее первом большом балу. Как и всегда, появление Наташи отличается непосредственностью, естественностью. В ней нет ни капли жеманства, так свойственного светским девицам на выданье. И это сразу почувствовал князь Андрей,
«вино ее прелести сразу ударило ему в голову» [3, с.583]. Вот он подходит к этой робкой, прелестной девочке, впервые оказавшейся на большом балу, чтобы пригласить ее на танец. Лицо Наташи «вдруг осветилось счастливой, благодарной, детской улыбкой» [3, с.582]. «Давно я ждала тебя», - как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея [3, с.582].
Таким образом, можно сделать вывод, что данная художественная деталь дополняет внутренний облик этих героинь произведения Толстого. Она выполняет характерологическую функцию, помогает составить представление о морально-психологических свойствах Наташи Ростовой и Марьи Болконской, иллюстрирует их богатый внутренний мир и душевную чистоту. При всей их непохожести (Наташа -всеобщая любимица, окруженная заботой родных и близких; полная очарования девушка, которая кружит головы мужчинам; жизнь так и бьет в ней ключом; грациозная, изящная и Марья - очень робкая, с тяжелой походкой, неуклюжая; испытывает мучительные приступы застенчивости в присутствии любого мужчины; сформировалась под опекой излишне сурового отца, лишенная ласки и душевного тепла) - и у той, и другой богатый внутренний мир; и та, и другая - духовно высоконравственные личности с огромным моральным потенциалом.
Библиографический список
1. Литературный энциклопедический словарь/Под общ.ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. - М.: Сов. Энциклопедия, 1987. - 752с.
2. Введение в литературоведение: учеб. Для вузов / Н.Л. Вершинина, Е.В. Волкова, А.А. Илюшин и др.; Под общ. Ред. Л.М. Крупчанова. М.: Издательство Оникс, 2009. - 416 с.
3. Толстой Л. Н. Война и мир. М., 1956. В 4 томах, в 2х кн.