Litera
Правильная ссылка на статью:
Любимов Н.И. — Символика природных образов в лирике З. Дудиной // Litera. - 2022. - № 8. DOI: 10.25136/2409-8698.2022.8.37315 EDN: QXDUUO URL: https://nbpublish.com'library_read_article.php?id=37315
Символика природных образов в лирике З. Дудиной
Любимов Николай Иванович
ORCID: 0000-0002-0879-0890
аспирант, кафедра финно-угорской и сравнительной филологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Марийский государственный
университет"'
424000, Россия, республика Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, площадь Ленина, 1
Статья из рубрики "Лирика и лирический герой"
DOI:
10.25136/2409-8698.2022.8.37315
EDN:
QXDUUO
Дата направления статьи в редакцию:
15-01-2022
Аннотация: В статье в рамках изучения поэтики современной марийской философской поэзии рассмотрена символика природных образов в лирике Зои Дудиной. На материале стихотворений, вошедших в ее сборник «Куанышым, куэм 0ндал...» (Обрадовалась, обняв берёзу...) (2012), выявлены символический смысл и художественные функции природных образов, которые репрезентируют философское мироощущение и мировосприятие автора и определенным образом характеризуют лирическую героиню. В данном аспекте лирика Зои Дудиной исследуется впервые. Методологическую базу исследования составляет структурно-семантический анализ стихотворных произведений, позволяющий выявить и описать структурно-смысловые уровни природных образов, которые открывают авторскую концепцию мира и человека, а также особенности характера лирической героини. В статье доказано, что природные образы в лирике марийского поэта Зои Дудиной занимают значительное место. Они выражают не только различные внутренние состояния лирической героини, но и разнообразные стороны человеческого миробытия. Природные образы антропоморфны (часто и сама лирическая героиня предстает в виде природных образов) и символичны, они несут в себе глубокий философский смысл. В природных образах-символах выражено не только индивидуально-авторское восприятие мира и человека, через них также ревитализируются этнические мировоззренческие традиции народа мари, с которыми Зоя Дудина тесно связана.
Ключевые слова: марийская литература, современная марийская поэзия, лирика, Зоя Дудина, философская лирика, природный образ, семантика образа, философская проблематика, поэтика, лирическая героиня
Тема природы всегда занимала значительное и особое место в марийской литературе. Поэты и писатели воспевают красоту родной природы, выражают к ней в своих произведениях любовь и уважение. Подтверждением этого являются как литературная классика (вспомним «Рощу» С. Чавайна - первое художественное произведение на марийском языке, написанное в 1905 году), так и произведения современных поэтов (А. Ивановой, А. Тимиркаева, В. Изиляновой, З. Дудиной, Н. Эмыкан и др.).
Природа для них - это неиссякаемый источник вдохновения. Каждый природный образ -это в определенной мере элемент родного и национального пейзажа (например, в русской литературе «образы ивы, берёзы выступают у Рубцова часто как символ Родины,
национальной судьбы» Природные образы «становятся средством символизации
различных состояний человеческой души» Именно в природе поэты ищут аналогии (символы) человеческой жизни; с помощью природных образов передается их устремленность к высоким идеалам. Природные образы-символы всегда несут в себе глубокий, потаённый смысл, создают подтекст произведения. Прием символизации природы - это почти всегда форма размышления поэта о сущности мира и о судьбе человека.
В современной литературной и культурологической науке широко изучается символика различных природных образов и явлений [см., например: 5; 13; 14; 15; 16]. Однако большей частью эти исследования основаны на материале русской поэзии.
Цель данной статьи - на материале лирических текстов, вошедших в сборник современного марийского поэта Зои Дудиной «Куанышым, куэм Пндал...» (Обрадовалась, обняв берёзу... - 2012), выявить символический смысл и художественные функции природно-поэтических образов, которые репрезентируют философское мироощущение и мировосприятие автора и определенным образом характеризуют лирическую героиню.
Заметим, что статья является продолжением исследований, имеющихся в марийской литературной науке о поэзии Зои Дудиной [6; 11; 10], о философской составляющей и поэтике ее творчества, в том числе исследований автора данной публикации [7; 9]. Однако в выделенном нами аспекте лирика Зои Дудиной исследуется впервые.
По словам М.В. Казаковой, у ряда финно-угорских народов, природные образы связаны с их традиционным укладом жизни, которая протекает в непосредственной близости с
природой и воспринимается как нечто единое с человеком Лирическая героиня Зои Дудиной внимательно наблюдает за рассветом и пробуждением природы, с глубоким интересом слушает пение птиц, с воодушевлением следит за жизнедеятельностью народа, своих сородичей. Оба этих содержательных пласта в стихотворениях Зои Дудиной существуют равноправно, они неразрывно связаны на философско-художественном уровне (человек неразрывно связан с природой, едины законы их бытия, отсюда психологический параллелизм, антропоморфизм как важнейшие принципы их художественного представления).
П риродные образы символизируют, прежде всего, душевное состояние лирической героини, связанное с ее ценностным отношением к малой родине: она по-настоящему
счастлива, ее переполняет чувство гордости за свой народ родным просторам. Обращаясь к своему другу, в стихотворении земля) лирическая героиня заявляет:
Пунчеран куэрет,
Канде Какшан серет,
Ал ужаран эрет -
Мыйын мландем.
Сывын гай пасуэт.
Муй таман памашет,
Эрыкан калыкет -
Шочмо элем [2, с- 12] (Твоя берёзовая роща с соснами, Синий берег Кокшаги, Твоя алая утренняя заря -Моя земля.
Поле твое, как зелёный наряд. Вкус медовый твоего родника, Свободный народ -Родина моя)
[Подстрочный перевод цитат из стихотворений З. Дудиной на русский язык здесь и далее везде наш. - Н.Л .]
В этом небольшом фрагменте предстают несколько природных образов: березовая роща (обращаем внимание на то, что она не однородная, а открытая для «обитания» других деревьев), синий речной берег (не коричневый и не серый, как обычно бывает, а какой-то особенный - синий), алая заря (непременно насыщенно-яркого цвета), поле, напоминающее зеленую парадную одежду марийской женщины (сывын - «название женской верхней одежды из зеленого или черного сукна, надеваемой на моление и на
свадьбу» [1, с' 318]), родник с медовым (приятным, сладким!) вкусом. Все эти образы, вставленные, казалось бы, в традиционный содержательный контекст («родина моя», «моя земля» - любовь и привязанность к родной стороне), в авторском сознании символизируются, объединяются по смыслу, и в них «автор будет прозревать глубинные
философские смыслы», «живая природа станет местом духовного преображения» лирической героини. Все эти образы, созданные с помощью специфических по семантике эпитетов и сравнений, объединены вокруг понятия «свободный народ» - в нем и заключен «глубинный философский смысл», «прозреваемый» автором: Зоя Дудина воспевает родной «серебряный народ», который заслужил добрую славу трудом, а также свободным духом (нравом):
и преданная любовь к «Мыйын мландем» (Моя
Паша, эрык кумыл дене поро лум-нерым сулен Ший калыкем [2, с- 12]
(Трудом, духом свободы добрую славу заслужил Мой серебряный народ).
Свободное и естественное движение - таков закон природы; главным условием развития народа, фактором расцвета народного сознания, в понимании Зои Дудиной, также является свобода - свобода ума, духа, чувства. Она представлена как жизненный девиз и самой лирической героини, которая, обращаясь к своим сородичам, заявляет о том, что готова отстаивать ее даже в самых сложных обстоятельствах жизни:
Тутан озыркан ончылан мый ом шого сукен, Родо-влакем [2, с- 12]
(Перед свирепой бурей я не буду стоять на коленях, Мои родные).
Подобная символическая семантика присутствует и в стихотворении «Шере нур -Шернур» (Сладкое поле - Сернур). В ней тоже свои размышления Зоя Дудина начинает с темы малой родины; для описания родных просторов используются похожие образные средства: «голубое-голубое небо», «медовая вода», «медовая трава». Своих этносородичей, соседей, родственников автор сравнивает со свободными, трудолюбивыми и бескорыстными пчелами - именно данные качества, символизируемые в этом природном образе, важны для автора и в его родном народе.
Естественное и гармоничное «бытие» природы обеспечивает для лирической героини душевный комфорт, это бытие представлено антропоморфно. Природные образы и образ лирической героини объединены родственными отношениями в семье: мать для лирической героини - синее небо (Канде-канде кава чылт торасе авам гай - Голубое-голубое небо точь-в-точь как моя мама), отец - вода (Оно вПд мыланем кодо поро ачамла - Вода Оно осталась мне, как мой добрый отец), земля - бабушка (Пордын нойышо мланде торасе ковам гай - Уставшая от круговорота земля, как моя далеко живущая бабушка).
Продолжение таких сопоставлений:
А пушенге, пеледыш - изай ден енгайла
Аралат, орчыктат тукымем [2, с- 13] (А деревья, цветы - братья и невестки Охраняют, размножают моё поколение).
В этих природно-человеческих сопоставлениях глубокий символический смысл, каждая сопоставляемая пара образов воплощает определенный тип существования и судьбы, предопределенный законами природы и родовыми традициями. У каждой пары образов своя роль по отношению к лирической героине: у неба-матери - встречать, провожать и ждать (Вашлиеш, ужата да вуча ); у земли-бабушки - порицать, утешать и гладить (Шылтала, шымата да вШчка); у воды-отца - по-доброму приучать премудростям жизни
(Тудо мыйым ияш туныктен - Он научил меня плавать); у деревьев-братьев и цветков-невесток - сохранять и множить ее род. Все природные образы-символы объединяет соучастие в судьбе лирической героини и ее рода. Лирическая героиня, в свою очередь, окрылена, её вены наполнены «сладким полем» (Сернуром).
Зоя Дудина утверждает изначально организованное единство мира (небо, земля и вода) и душевную гармонию - как следствие правильно организованной жизни (человеческой по аналогии с природной). Ощущение этой гармонии приходит к лирической героине на малой родине, в родном Сернуре. Стихотворение «Сладкое поле - Сернур» заканчивается риторическим вопросом, выражающим свободу и гармонию души:
...Мо йот мланде мылам?
Кеч саскан... [2, с- 13] (Зачем мне чужая земля? Хоть и плодородна она.).
Гармония человеческой души (шып чонем - тихое сердце) соотнесена с образом птицы (жаворонка), черты которой приобретает человек у себя на родине (легкость, ощущение полета, спокойствие, творческий порыв):
Портылам да лиям шулдыранше айдеме, Шып чонем турий муро йукан [2, с 13] (Вернусь и буду окрыленным человеком, Мое тихое сердце поет, как жаворонок).
В стихотворении «Луй модмо вер» (Место, где играла куница), в котором Зоя Дудина вспоминает марийского актера и поэта Йывана Кырлу, сыгравшего в первом советском художественном звуковом фильме «Путёвка в жизнь», исполнившего в нем марийскую песню «Ой, луй модеш» (Ой, куница играет), использовано множество природных образов, главный из которых (он обозначен в названии произведения, по смыслу представляет собой динамическую природную картинку) - это игра куницы, «завсегдатая» прежнего сернурского края. Поиск лирической героиней того места, где, по воспоминаниям старожилов, для Йывана Кырлы играла куница (им оказывается красивый и родниковый светлый лужок, к которому выводит тропинка средь черно-густого ельника), приобретает символическое значение - это поиск человеком себя, истины, непростой путь к счастью, духовная, личностная, творческая самореализация, в которой большое значение имеет родина:
Лопка Памаш, Йошкар Памаш дек
Луктеш айдемым Шемкожер.
Эн тамле Шере нур ужаргыш,
Кожла йолгорно - сип-чевер.
Кырла йолден ты сип-чеверым,
Изи ялем чапландарен,
Тунялан шочмо калык семым Йонгалтарен: «Луй модмо вер»... [2, с 18] (Широкий Родник, к Красному Роднику Выводит человека Чёрный ельник. Зазеленело самое вкусное Сладкое поле, Тропинка средь ельника - густо-яркая. Кырла ходил по этой красоте, Прославил мою деревушку, Мир мелодией родного народа Наполнил: «Место, где играла куница»...).
Место, где играла куница, воспринимается в стихотворении как источник вдохновения и творчества, фактор духовного и творческого роста человека, позволяющего прославить свой народ и свою малую родину, которое, в свою очередь, тоже ассоциировано с местом, где весело играет куница, то есть местом, которое необыкновенно красиво (мор олыкан ), где спокойно на душе (...Муам ласкам ), местом, которое всегда будет притягивать к себе (чон ужмо вер ).
Многие природные образы, вставленные в определенный идейно-тематический контекст, получают специфический философский смысл, отличающийся от традиционного (фольклорного) и распространенного литературно-художественного их осмысления, - в таком случае мы можем говорить об индивидуально-личностных образах-символах в лирике Зои Дудиной. Например, в стихотворении «Кугезе тошкемыште» (На задворках предков) лирическая героиня переживает уход из жизни своих родителей:
Ом пале: могай йукым луктын, Вис-вис ойырла вожшо дене? Ом пале, йожга мом каласыш? Ом уж, ко муйшудым тая? [2, с- 27] (Не знаю, какие звуки издает Ромашка, расставаясь с корнями? Не знаю, что осока сказала? Не вижу, кто склонил клевер?).
Цветы и травы беззащитны перед косой, символизирующей опасности и смерть. Лирическая героиня не только себя саму осознаёт сиротой, она говорит и о том, что «скосился», как зеленая трава, и ее род. В таком контексте используемые в стихотворении растительные образы (ромашка, осока и клевер) воспринимаются как символы глубокого одиночества и беззащитности человека перед миром. У других марийских поэтов более распространенным значением, например, образа ромашки является ожидание любви в безмятежной молодости («любит - не любит»). Так у В.
Изиляновой читаем: Мыят каем кечан кожлаш / Пеледыш дене мужедаш [3, с- 189] - И я иду в солнечный ельник / Гадать на цветке). Она вспоминает о ромашке также в контексте увядания и смерти (последнего этапа человеческой судьбы) [см. об этом: 12, с. 155]. В большей части современных поэтических текстов образ ромашки используется в контексте не философской, а любовной темы.
В стихотворении «Эрык нерген» (О свободе) даны символизированные образы крапивы, лебеды и репейника. Лирическая героиня Зои Дудиной, сильная и свободная личность, настойчиво борется с этими растениями (срывает их руками, закашивает, рубит топором), но не только потому, что они для нее простой, повседневный мусор, но и потому что это мусор всей планеты (эл куштыра ), мешающий нормальной жизни людей (обжигают тело, засоряют поле, цепляются и тормозят затрудняют движение). Но в стихотворении эти растения представлены не только как символ природного мусора. Лирическая героиня размышляет о сложности и неоднородной функции любых явлений природной и человеческой жизни. О на напоминает о лечебных свойствах этих «ненавистных» растений, спасших не одну человеческую жизнь. Так, крапива, оказывается, способствует хорошей свертываемости крови, репей помогает при головной боли головы, а лебеду ели в голодные годы, она помогла выжить родному народу.
«ТЫЛЕЧ ВАРА: / УЛАМ МО МЫЕ / ЭРЫКАН»? [2, с 78] (После этого: / Являюсь ли я / свободной?) - таким неожиданным для читателя вопросом лирической героини заканчивается стихотворение. Автор переводит свои размышления на философскую проблему сущности свободы и свободного человека. Свободный человек - это не тот, кто стихийно (рефлекторно, бездумно) и бесшабашно «громит» раздражающий его «мусор» жизни, а тот, кто способен мыслить и действовать обдуманно, анализируя все жизненные факты и явления глубоко, со всех сторон, не упуская из виду их позитивные стороны. И важно помнить, что внешне неприятное и ненужное не всегда есть вредное и бесполезное.
В стихотворении «ЛШмегож» (Можжевельник) лирическая героиня отождествляет себя с можжевельником. Можжевельник, в ее представлении, - это символ всевозможных неудач и страданий (трудно устремиться ввысь, как другие деревья, нет ярких цветов). Никакой личной радости и у лирического героя, как у можжевельника, каждый раз пытающегося спрятаться перед пригибающим его дождем (символом жизненных трудностей). Однако можжевельник, как свидетельствует опыт народа мари, всегда использовался в быту, с ним связывали спасение и благополучие семьи, рода, народа. Согласно языческим традициям, его поджигали для изгнания нечистой силы, а перед Пасхой в качестве охранной силы крепили над дверью. Его «истязали» для пользы и помощи человеку; истязаема страданиями и лирическая героиня, и её нервы на пределе:
Рыншогем шокшо кече йымалне -Йур деч ончыч кулеш лывыргаш. Лумегож мо улам мландывалне?
Садланак мо точат когарташ? [2, с- 42] (Стою я смирно под жарким солнцем -Пригнуться надо перед дождем.
Мо ж ж е в е льник ч то ль я на з е мле ? Поэтому пытаются меня обжечь?).
Как и в предыдущем стихотворении, в «Можжевельнике» символика природного образа многогранна, и через него открывается сложный внутренний мир лирической героини, а также авторская концепция человека. Жизнь можжевельника полна страданий, но он нужен людям, точно так же не может быть легкой судьба человека, сознательно выбравшего себе путь народного служения.
В стихотворении «Тумо» (Дуб) Зоя Дудина открыто говорит о своей любви к родному народу. В желании оставить память в народе о себе и помочь своему народу в его дальнейшем развитии, лирическая героиня сажает дуб. В народном представлении дуб -это символ благородства, долголетия, силы, мужества, выносливости, плодородия и верности.
Мый шындем окна ончыко тумым -Лийже семже куатле, шыма. Ты пушенгыла кушшо у тукым,
Одарланыл, саскан туланен [2, с- 58]
(Я перед окном дуб посажу -
Пусть его песни будут сильны, нежны.
Пусть, как это дерево, вырастает новое поколение,
Ветвясь, размножаясь плодами).
Она хочет сохранить в будущем поколении не только силу рода, но и языческие традиции, веру предков чимари (ош марий ), священные рощи, непременным атрибутом которых, кроме лип и берез, был и дуб. Таким образом, дуб - это символ памяти, верности общественным, духовно-нравственным традициям народа.
Итак, природные образы занимают значительное место в лирике Зои Дудиной. Пейзаж в художественной системе ее сборника «Обрадовалась, обняв берёзу.» стал картиной ее
мира, «критерием оценки этого мира и средством выживания в нем» ИЗ!. Природные образы выражают не только различные внутренние состояния лирической героини, но и разнообразные стороны человеческого миробытия. Природные образы антропоморфны (часто и сама лирическая героиня предстает в виде природных образов) и символичны, они несут в себе глубокий философский смысл. В природных образах-символах выражено не только индивидуально-авторское восприятие мира и человека (жаворонок как выражение свободы и гармониии души; ромашка, осока и клевер как символы глубокого одиночества и беззащитности человека перед миром и др.), через них также ревитализируются этнические мировоззренческие традиции мари, с которыми Зоя Дудина тесно связана (природная среда как место духовного пробуждения; дуб как символ марийской веры, физической и внутренней силы народа; единство мира в соотнесенных образах неба, земли и воды и т.д.). Автор часто соединяет их в одном и том же стихотворении, например, образ можжевельника - это не только индивидуально-авторский символ неудач и страданий, но и символ исцеляющей по отношению к человеку силы природы (народное восприятие).
Библиография
1. Васильев В.М., Саваткова А.А., Учаев З.В. Марийско-русский словарь. 2-к изд., с изм. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 1991. 512 с.
2. Дудина З. Кум томан ойпого. Икымше том: Куанышым, куэм 0ндал. Йошкар-Ола: «Марий Эл» газета» ООО, 2012. 464 с.
3. Изилянова В.М. Кавашке серыш: почеламут-влак. Йошкар-Ола: ОАО «МПИК» савыктыш, 2009. 288 с.
4. Казакова М.В. Символика деревьев в билингвальной лирике А.И. Мишина (Олега Мишина - Армаса Хийри) // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2019. № 5 (182). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/simvolika-dereviev-v-bilingvalnoy-lirike-a-i-mishina-olega-mishina-armasa-hiyri (дата обращения: 15.01.2022).
5. Камалов Р.М. Лес как символ и мифопоэтический образ // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 4 (18). Ч. I. C. 60-64.
6. Кудрявцева Р.А., Беляева Т.Н. Символика языческого мира в современной марийской женской поэзии (на примере лирического цикла З. Дудиной «Я в тихую рощу приду») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 3. С. 31-37.
7. Любимов Н.И. Мифопоэтический образ серебра в философской лирике Зои Дудиной // Филология: научные исследования. 2021. № 7. С. 73-83. URL:https:// nbpublish.com/library_read_article.php?id = 36066 (дата обращения: 15.01.2022).
8. Любимов Н.И. Философская лирика Зои Дудиной: художественная концепция счастья // Жанрово-стилевое развитие национальных литератур в ХХ-ХХ1 вв.: материалы Межд. научно-практической конференции (4 декабря 2020 г., г. Казань) / сост. А.Ф. Ганиева, Ф.Х. Миннуллина, Л.Р. Надыршина. Вып. 2. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2021. С. 177-182.
9. Любимов Н. И. Философия счастья в лирике Зои Дудиной // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р.А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2020. С. 145-149.
10. Манаева-Чеснокова С. Драматизм поэзии Зои Дудиной // Манаева-Чеснокова С.П. Художественный мир марийской поэзии: монография / МарНИИЯЛИ. Йошкар-Ола, 2004. С. 170-185.
11. Муравьева А.А. Поэтика белого цвета в стихотворениях Зои Дудиной // Русский фольклор Мордовии в контексте отечественной культуры: сб. материалов Всерос. науч. конф. (Пятые Всероссийские научно-педагогические чтения), 25-26 февраля 2021 г., г. Саранск) / отв. ред. О.Ю. Осьмухина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2021. С.110-113.
12. Никифорова К.Г., Кудрявцева Р.А. Цветы в поэтической структуре лирического цикла В. Изиляновой «Венок» // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. статей / Мар. гос. ун-т. Йошкар-Ола, 2020. С. 152-157.
13. Остапенко И.В. Пейзаж в художественной системе Б. Чичибабина // Вопросы русской литературы. 2006. Вып. 12. URL:
https://scribble.su/magazine/voprosi12/5.html (дата обращения: 15.01.2022).
14. Саевич И.Г. Символика небесных светил в лирике И. Анненского // URL: http://annensky.lib.ru/notes/sayevich.pdf (дата обращения: 15.01.2022).
15. Ситникова В. Образы растений в поэзии Николая Рубцова // Душа хранит. Жизнь и
поэзия Николая Рубцова. URL: https://rubtsov-poetry.ru/critica/sitnikova.htm (дата обращения: 15.01.2022). 16. Эпштейн М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш. шк., 1990. 303 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом исследования в рецензируемой статье выступает символическое значение природных образов, объектом - философская лирика Зои Дудиной. В качестве материала исследования выбраны стихотворения из сборника марийской поэтессы «Куанышым, куэм 0ндал...» (2012).
В статье представлен довольно подробный разбор девяти стихотворений З. Дудиной, обнаруживающих символику природных образов - растений, земли, элементов ландшафта, явлений природы. Автор приходит к выводу, что мир природы в лирике З. Дудиной неразрывно связан с внутренними переживаниями человека и символизирует связь человека с родной землей. Эти наблюдения делают статью актуальной не только в контексте изучения лирики Зои Дудиной, но и - шире - в контексте изучения символики природных образов в национальной поэзии. Новизна исследования не вызывает сомнений: в аспекте, предложенном в рецензируемой статье, поэзия Зои Дудиной ранее не изучалась.
Наблюдения автора статьи, бесспорно, интересны, особенно удачным представляется фрагмент исследования, посвященный отличному от традиционного поэтического символическому наполнению природных образов в лирике З. Дудиной (на примере образов ромашки и сорных трав) и дающие выход на разговор об идиостиле поэтессы. Другой пример удачного и глубокого анализа лирического произведения -размышления автора статьи об особенностях символического содержания образа можжевельника в культуре мари и стихотворении З. Дудиной «ЛШмегож». Важно, что автор, понимая важность изучения лирики З. Дудиной именно как части современной марийской поэзии, в ходе разбора конкретных образов-символов знакомит читателя со значимыми элементами культурных и литературных традиций мари. Это расширяет круг читателей статьи: исследование будет интересно не только литературоведам, но и этнографистам и культурологам. Структура статьи классическая, логичная, библиография репрезентативна.
При всех несомненных достоинствах исследования, необходимо указать на ряд его недостатков, которые нужно устранить при итоговой подготовке статьи к публикации. 1. Автор несистемно использует термины «лирический герой» и «лирическая героиня», в том числе при разборе одного стихотворения («ЛШмегож»), их употребление необходимо унифицировать. 2. Необходимо устранить стилистические ошибки в построении некоторых фраз («с глубоким интересом слушает пение птиц и также внимательно и с большим интересом наблюдает за жизнедеятельностью народа», «Свободный человек -это не то, кто.», «героиня не только себя саму осознаёт сиротой, но она говорит о том, что «скосился», как зеленая трава, и ее род», «Жизнь можжевельника полна страданий, но он нужен людям, точно так же не может быть легкой судьба человека, сознательно выбравшего себе путь народного служения», «дуб, который, в народном представлении, - это символ благородства, долголетия, силы.»). 3. Необходимо устранить орфографические и пунктуационные ошибки («особОе место в марийской литературе», «так же как, например, «образы ивы, берёзы выступают у Рубцова часто как символ
Родины, национальной судьбы»). 4. Желательно устранить расплывчатые формулировки и общие слова или хотя бы уменьшить их количество («занимала значительное и особе место», «определенным образом характеризуют лирическую героиню», «природные образы в лирике Зои Дудиной занимают значительное место»). Особенно важно сдежать это в заключительной фразе текста, явно требующей конкретизации: «этнические мировоззренческие традиции мари, с которыми Зоя Дудина тесно связана».
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья «Символика природных образов в лирике З. Дудиной» посвящена выявлению символического смысла и художественных функций природно-поэтических образов, которые репрезентируют философское мироощущение и мировосприятие автора и определенным образом характеризуют лирическую героиню. Исследование выполнено на материале лирических текстов, вошедших в сборник современного марийского поэта Зои Дудиной «Куанышым, куэм Пндал...» (Обрадовалась, обняв берёзу.). Актуальность предпринятого исследования не вызывает сомнений, поскольку тема природы всегда занимала значительное и особое место в марийской литературе, природа для них является неиссякаемым источником вдохновения. Тема, выбранная автором, также совершенно точно соответствует целям и читательской аудитории журнала <^^ега», а содержание работы будет интересно широкому кругу читателей. Статья написана в научном стиле, содержит достаточно большое количество примеров языкового материала, которые помогают автору аргументировать выдвигаемые выводы. В результате автор заключает, что природные образы занимают значительное место в лирике Зои Дудиной; пейзаж в художественной системе её сборника «Обрадовалась, обняв берёзу.» стал картиной её мира, критерием оценки этого мира и средством выживания в нем. В работе также делается вывод, что природные образы выражают не только различные внутренние состояния лирической героини, но и разнообразные стороны человеческого миробытия; природные образы антропоморфны (часто и сама лирическая героиня предстает в виде природных образов) и символичны, они несут в себе глубокий философский смысл. По мнению автора статьи, в природных образах-символах выражено не только индивидуально-авторское восприятие мира и человека (жаворонок как выражение свободы и гармониии души; ромашка, осока и клевер как символы глубокого одиночества и беззащитности человека перед миром и др.), через них также ревитализируются этнические мировоззренческие традиции мари, с которыми Зоя Дудина тесно связана (природная среда как место духовного пробуждения; дуб как символ марийской веры, физической и внутренней силы народа; единство мира в соотнесенных образах неба, земли и воды и т.д.). Зоя Дудина часто соединяет их в одном и том же стихотворении, например, образ можжевельника - это не только индивидуально-авторский символ неудач и страданий, но и символ исцеляющей по отношению к человеку силы природы (народное восприятие). Данные выводы получены лично автором исследования и составляют его научную новизну. Они аргументированы и не вызывают сомнений. В целом, статья соответствует всем предъявляемым к подобным работам требованиям, обладает традиционной структурой (введение, основная часть и заключение), к ней также прилагается список литературы, которой состоит из 16 источников. Библиографический список актуальный, релевантен теме и содержанию работы, корректно оформлен, а количество источников вполне достаточно для достижения поставленной цели. Качество представления материалов исследования
также на высоком уровне. Все вышесказанное позволяет заключить, что статья
«Символика природных образов в лирике З. Дудиной» может быть рекомендована к публикации в журнале «Litera».