Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Любимов Н.И. — Мифопоэтический образ серебра в философской лирике Зои Дудиной // Филология: научные исследования. - 2021. - № 7. DOI: 10.7256/2454-0749.2021.7.36066 URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=36066
Мифопоэтический образ серебра в философской лирике Зои Дудиной
Любимов Николай 1/Ъанович
аспирант, кафедра финно-угорской и сравнительной филологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Марийский государственный
424007, Россия, республика Республика Марий Эл, г. Йоикар-Ола, уп. Чернякова, 3, кв. 322
Статья из рубрики "Литературоведение"
DOI:
10.7256/2454-0749.2021.7.36066
Дата направления статьи в редакцию:
05-07-2021
Аннотация: В статье в рамках изучения поэтики современной марийской философской поэзии рассмотрен мифопоэтический образ серебра в лирике Зои Дудиной. На материале стихотворений, вошедших в сборник «Куанышым, куэм Пндал...» (Обрадовалась, обняв берёзу...) (2012), выявлены семантика и художественные функции данного образа, репрезентирующего философское мировосприятие и мироощущение автора и определенным образом характеризующего лирическую героиню. В данном аспекте лирика Зои Дудиной исследуется впервые.Методологию исследования определяет структурно-семантический анализ произведений, который позволил выявить и подробно описать структурно-смысловые уровни образа серебра, открывающие авторскую концепцию мира и человека и характер лирической героини. В статье доказано, что марийский поэт Зоя Дудина в своей лирике многогранно представляет образ серебра. Серебро / серебряный для поэта - это, конечно, не драгоценный металл, который привлекает многих людей как ювелирное изделие, это мифопоэтический образ, его семантика глубоко связана с традиционной (языческой) культурой народа мари; этот образ почти всегда представлен в структуре природной картины и выражает мирооощущение и миропредставление лирического героя; он олицетворяет природную чистоту, благородство, верную любовь, крепкую дружбу, добрые намерения, единство человека с природным миром и традициями народа. Кроме того, автором статьи доказано, что в мифологическом контексте для лирической героини серебряным может быть даже настроение.
Ключевые слова: марийская литература, современная марийская поэзия, лирика, Зоя Дудина, философская лирика, образ-символ, семантика образа, философская проблематика, мифопоэтика, лирическая героиня
Серебро всегда имело и сегодня имеет важное значение в жизни народа мари. Оно является частью архаичных женских украшений и, в целом, женского национального костюма, это - монета и утварь, а также важнейший компонент народной медицины, этнопедагогики, фольклора и литературы. Отсюда неслучайно именно слово «серебро» (по-марийски «ший») 10 декабря 2020 года, в День марийской письменности, в рамках презентации проекта «Мемнан мутна» («Наше слово»), было объявлено словом 2021 года. В своем интервью, посвященном этому событию, профессор Л.А. Абукаева заметила: «Слово ший / ши для марийского народа является одним из значимых. Оно несет в себе древнейшие культурные коды. Мастера художественного слова используют его в качестве самого излюбленного слова. Так, в создаваемом словаре эпитетов марийского языка объем словарной статьи «ший» самый большой — 45 страниц, а это 490 употреблений. Этноменталитет мари хранит это слово как воплощение всего самого
чистого, светлого, ясного, одухотворенного, дорогого» i51.
Специалисты по лингвокультурологии и лингвофольклористике (Л.А. Абукаева, Н.Н. Глухова) в подобных образах, представленных в фольклорных текстах, в частности в молитвах, видят древнейшие культурные коды. Подчеркивая мистический аспект и религиозно-обрядовый контекст этого слова-понятия, Л.А. Абукаева указывает, что «наличие эпитета ший отражает обряд, с помощью которого, очевидно, предмету придавался культовый статус: перед тем как на договорной аркан из лыка наносились знаки о количестве жертв и прикреплялись на лыковые же тесемки подвески в виде жертвуемой скотины <...>, отлитые из олова, к ручке чаши с квасом с помощью воска прикреплялась серебряная монета» [1, с- 63-641. Следы древней культуры народа мари видит в серебре и культуролог Г.Е. Шкалина -U21.
В настоящее время имеется научно-популярное издание краеведа Л.П. Смоленцевой «Живите, сверкая серебром» ПШ, в котором представлена информация об использовании серебра в различных сферах жизни мари, а также в него включены фрагменты фольклорных и литературных текстов с образом серебра. Но следует отметить, что специальных научных исследований (как комплексных, так и по отдельным областям гуманитарной науки) о серебре до настоящего времени нет.
В мировой и отечественной литературе серебро обычно осмысляется как металл эмоций, психического ума, любви и заживления, как чистый металл, не несущий в себе негативной энергии, как лунный металл и женский символ - выражение мягкости, податливости, нежной красоты, интуиции и мудрости, а также как воплощение старости и седины.
Многие мастера слова видели в нем мистические свойства, превращая его в своих текстах в мифопоэтический, архетипический образ [см., например: 11]. Мифопоэтичность образа серебра прослеживается и в современной марийской философской лирике.
Предметом исследования в данной статье стал образ серебра в лирике Зои Дудиной. На материале ее стихотворений, вошедших в сборник «Куанышым, куэм Щндал...» (Обрадовалась, обняв берёзу.) (2012), мы попытаемся выявить семантику и художественные функции данного образа, репрезентирующего философское мировосприятие и мироощущение автора и определенным образом характеризующего
лирическую героиню. В данном аспекте лирика Зои Дудиной исследуется впервые. Но заметим, что некоторые (более широкие) подходы к изучению образной системы и
цветосимволики З. Дудиной ранее заявлялись в работах С.П. Чесноковой-^, А.А.
Муравьевой J91, а также автора данного исследования [6; 7]; в статье Р.А. Кудрявцевой и
Т.Н. Беляевой затронута проблема мифопоэтики образов в ее лирике J41.
Один из важнейших смыслов образа серебра в лирике З. Дудиной связан с ее родным народом («мой серебряный народ»), с его трудовыми и культурными традициями:
Паша, эрык кумыл ден поро лум-нерым сулен Ший калыкем [2, с 12,]
(Трудолюбие, настрой свободы и доброе имя заслужил Мой серебряный народ)
[Подстрочный перевод цитат из стихотворений З. Дудиной на русский язык здесь и далее везде наш. - Н.Л .].
Серебряный - это дорогой для поэта и очень близкий код этнически ориентированной жизни, это слово выражает отчетливую авторскую коннотацию - любовь и восхищение к этнической «колыбели». Лирическая героиня уважительно называет свой родной народ обобщенным словом «друг», обращаясь к нему с призывом: Ончо, таПем! Колышт, таПем! (Смотри, друг! Слушай, друг!).
Признание в любви к народу - это одновременно и выражение любви к своей малой родине, где издревле обосновался его народ. В описании родных мест, природы родного края серебро - постоянный компонент системы изобразительно-выразительных средств автора. Обратимся к стихотворению «А йШдвелне, эр кече лекмаште» (А на севере, где рассвет), эпиграфом к которому стали слова из первого произведения русского поэта Н. Заболоцкого «Я воспитан природой суровой...», посвященного марийскому краю (сернурской земле), где прошло его детство.
Для лирической героини Родина - это место, где ты окрыляешься, получаешь вдохновение и успешно можешь пролететь по своему жизненному полю. Родные просторы согревают душу, лирической героини не нужны «яркие цветы чужих земель», для счастья ей достаточно находится в родных краях. Здесь и птицы поют звонче, и солнце сильнее греет, и воздух гораздо чище. Для обобщения всей этой картины автор обращается к понятию «серебро», выражая через него радость общения с малой родиной:
Ший кава гыч велеш сото канде, Саламла кандывуй ден ялет [2, с 23]
(С серебряного неба льётся лучистая голубизна (синь),
Твоя деревня приветствует букетом васильков).
В романтико-философском стихотворении «Модшо кече» является частью мифопоэтического образа юноши-солнца энергией и радостно играющего с детьми:
(Играющее солнце) серебро , озаряющего мир жизненной
Ший издерже -Той тул тувыр, Ужын, кумыл ылыжеш. Йоча-влаклан Полеклалын
Вий-куатым, шыргыжеш с- 103] (Его серебряные санки -Медно-огненная рубаха, Смотришь, настроение поднимается. Детям Даря
Силу, улыбается).
Лирическая героиня восхищается благими намерениями солнца и с радостью принимает его приглашение вечером на свидание. «Серебряное» солнце - это символ жизни и человеческой радости.
З. Дудина часто обращается к теме дружбы и человеческих взаимоотношений. Нравственно-этическую основу этих отношений она соотносит с понятием серебра. Люди, которые окружают лирическую героиню и с которыми она дружит, ценимы ею за то, что они близки ей по духу, их взаимоотношения честные, чистые, основаны на взаимообогащении, взаимоуважении, желании понять мир и друг друга. Именно такие отношения сравниваются с серебром в стихотворении «Чий тШнянам илена моктен» (Живем, восхваляя наш чистый мир), посвященном доктору культурологии, профессору Галине Шкалиной, которая сопровождает З. Дудину в течение всей ее жизни и которая глубоко разбирается в законах марийской (Белой) Вселенной. Именно такие отношения способны приблизить людей к духовной, нравственной чистоте, к истине.
Кумыл ой ший лупс гае велалтын,
Ош Сандалык толкыныш ушна [2, с 65] (Настроение-слово, как серебряная роса, В л ив а е тс я в по ток Бе лой Вс е л е нно й).
Мифопоэтический образ Белой Вселенной, в структуру которого вписано серебро, соотнесенное с настроением лирической героини, выражает авторскую мысль о недопущении в человеческих отношениях неприглядных поступков, слов и мыслей, о чистоте и доброте души как условии счастья дружеского общения:
Огына лок шем осал ден модын, Огына кошт ек почеш локтен с 65] (Не играем со злом,
Не ходим за людьми, наводя на них порчу).
Но, как видим, серебро и серебряный всегда мифопоэтичны, они очень часто даются в природно-естественном контексте (серебряное небо, серебряная роса), соотносимы с любимыми образами родной природы. Так и в других стихотворениях, в которых З. Дудина восхищается талантливыми представителями родного народа. Так, в стихотворении, посвященном актрисе Любви Купсольцевой, она говорит о «роднике талантов» родной сернурской стороны, свое восхищение ими выражает с помощью образа серебряной родниковой воды:
Шернур кундем талант памаш ден
Шукертсек чапланен ила,
Немда воктен тыгай мастар-влак
Ший вудым подылын илат [2, с- 75] (Земля сернурская родником талантов Давно гордится и живёт, Такие мастера рядом с Немдою Живут и пьют серебряную воду).
Серебряная вода - это некая питательная среда, рождающая творческий дух и развивающая природные возможности человека. Творческий подъем и творческие плоды взращенных серебряной водой людей автором представлены с использованием множества тропов (эпитетов и сравнений: «йПкышт - шПшпык сем»их голоса - песня соловья), «койышышт - куэ парча» (их характер - вершина берёзы).
В другом стихотворении, посвящённом этой же актрисе, З. Дудина серебряным традиционно называет снег, но вставляет образ серебряного снега в несколько иной, чем в марийском фольклоре, контекст:
Шочынам гын мураш теле кечын, Муралтем ший лумет шулыктен. Муралтем тыланда чоным почын, А уке гын кертам мо илен?.. [2, с- 64]
(Если я родилась петь в зимний день, Спою, растопив серебряный снег. Спою, открыв вам душу, А если нет, то смогу ли жить?).
Актриса поражает своим талантом, истинной жизнью в профессии, предельной искренностью - ее песня способна растопить серебряный снег.
В своем стихотворении, обращенном журналисту, главному редактору газеты «Марий Эл» Александру Абдулову, З. Дудина дает наказ сильному человеку, прошедшему испытание жизненной жарой и серебряным холодом (серебряным потому, что он действует отрезвляюще, придает силу), - стать еще сильнее, призывает его жить как Сильному:
Кечын шокшыж ден кечын волгалтын,
Тылзын ший йуштыж ден йуштылалт, Тыланда илыман Тале семын,
Тыланда чытыман утларак... [2, с- 63] (Каждый день, солнечным теплом освещенный,
Серебряным холодом луны сполоснувшись, Вам жить надо, как Сильному, Вам надо терпеть больше.).
Слово «Сильному» автор пишет с большой буквы, ставя его, таким образом, в один ряд с языческими мифопоэтическими образами (Белая Вселенная, Белый Бог и др.), которые всегда даются с заглавными буквами. Отсюда неслучайно З. Дудина завершает свое стихотворение пожеланием мощи народной мудрости, что находится, как пишет автор, в клубнике, растущей на берегу реки Белая (образ родины Александра Абдулова I Республики Башкортостан).
Заявленный в этом стихотворении этноментальный контекст усилен в стихотворении «Шым кече, шым юмо, шым суксо» (Семь дней, семь богов, семь ангелов), в котором звучит и традиционная идея мари об энергетике слова, в том числе о его исцеляющей силе [см. об этом: 3], и прямое обращение лирической героини к Богу с просьбой создать ей благостную жизнь, защитить ее от злых мыслей и действий:
Шым кече, шым юмо, шым суксо,
Ик кече гыч весыш тошкалын,
Арня гыч арняшке вончалын,
Ик ий гычын весыш эрталын,
Ош Кече-авала нолталтын,
Ош Тылзе-авала волгалтын,
Ший Шудыр-авала йолгалтын,
Саска гай умен-пеледалтын,
Варсенгыла ваш вычыматыл,
Илаш поро шулыкым пуыза! [2, с- 148] (Семь дней, семь богов, семь ангелов, Из одного дня в другой перешагнув, Из одной недели в другую перейдя, Из одного года в другой год пройдя, Как мать Белое Солнце поднялась, Как мать Белая Луна засветилась, Как серебристая мать-звезда засверкала,
Как расцветают-наливаются плоды, Как ласточки друг друга поддерживают, Дайте благо для жизни!).
Серебристая звезда, заявленная в этом стихотворении, вписана в систему марийских богов женской природы (мать-солнце, мать-луна, мать-звезда), а само слово «серебристая» становится синонимом мифологеме «белый», соотносимой с верховными божествами народа мари. Оно приравнено с ней по семантике и используется для репрезентации добра и чистоты помыслов и поведения - главных постулатов марийской языческой религии.
Лирическая героиня З. Дудиной - верующая женщина, отсюда неудивительно то, что жанровая структура ряда ее стихотворений, вошедших в сборник «Обрадовалась, обняв берёзу.», перекликается с формой фольклорно-религиозных текстов. Так, в 2002 году она написала стихотворение-молитву «Отышто ойлышаш кумалтыш мут» (Слова для молитвы в роще). В нем в характерных подробностях воспроизведен ритуал подготовки к молениям в роще: «онапу ончылан» (перед молебенным деревом), «мШй урватым шынден» (поставив квас), «кинде сукыр пыштен (положив хлеб), немыр подым сакен (повесив котелок с кашей), тШсан комбо ден лудым тылат пШлеклен» (даря тебе [Богу. -Н.Л. ] гуся и утку).
Шем вургемым кудаш, эре ошым чиен, Эре чон ден волгалт, ший сортанам чуктен, Шочмо мланде пелен, сото кече пелен, Ужар сылне пуртусын юж дене шулен,
Йоным ыште илаш, Кудыратле Юмем [2, с- 152] (Сними черную одежду, всегда одеваясь в белое, Всегда светясь душой, зажегши серебряные свечи, На родной земле, светлым днем, Дыша воздухом зеленой красивой природы, Помоги мне жить, Могущественный мой Бог).
В таком контексте образ свеч (непременного компонента марийских молений), названных серебряными, является вполне закономерным. Серебро, как и все остальное, что связано с ритуалом обращения к Богу, приобретает священный смысл. Оно соотносится с жизнью по божественным законам и правилам.
В мифологическом контексте серебряным может быть и настроение лирической героини. Она разделяет свою «серебряную радость» с Великим Богом, с ним же вместе она преодолевает жизненные трудности (стихотворение «Нылле ик поро» - «Сорок одна доброта»):
Неле-йосым сенем Юмо дене! Ший куаным пайлем Юмо дене!
Мыланем умырешлан аралтыш -Кугу Юмын ош порсын лукгалтыш [2, с 154]
(Тяжёлое переживу вместе с Богом! Серебряной радостью поделюсь с Богом! Мне на всю жизнь оберег -Белые качели Великого Бога).
Серебряная - это выражение верности Богу, безмерного уважения и благодарности к нему, символ спокойствия лирической героини рядом с Богом.
В стихотворении «Ош кавасе кече дечын» (От белого солнца) серебро - это знак верной любви, взаимопонимания и богатства души. Автор доказывает важность этого смысла образа серебра, сравнивая его с золотом:
Шийын, шортньын шерге акшым
Каче так пала...
Садланак вургеньыракше
Мландыште - шала... [2, с 259]
(Высокую цену серебра, золота Знает сердечный друг. Поэтому медноподобное На земле - разрозненно).
Золото - это соблазн, оно слишком притягательно, а серебро - в родниковой воде, непритязательной, но ровно-спокойной и постоянной.
Серебряная образность оказывается востребованной и в размышлениях автора о смысле жизни (стихотворение «Тошто йомак» - «Старинная сказка»), о месте в ней творчества:
Но кунам ший уп пырче радамын Возалеш тыйын вуйвичкыжеш, Кушкедам возымем шаралын, Почела мут чеверын кодеш [2, с 430] (Но когда серебряные волосы рядами Лягут на твои виски, Разложив, разорву написанное, До свиданья, сложенные в ряд слова).
С возрастом (с сединой - серебром), казалось бы, притупляются чувства, не нужно много слов, но тем не менее лирическая героиня не готова отказаться от волнений души даже перед «воротами глуби земли» (смерти): есть они - есть и жизнь, поэтому рядом с серебром появляется красный (живой) цвет.
Тек чонем толкыналтше - ер гае -
Мланде к0ргын капкаж ончылан. Тек лойгат лышташла-влак - йошкарге,
Тымык вудым коден ончыклан [2, с- 430] (Пусть волнуется моя душа - словно озеро -Перед воротами глуби земли. Пусть трепещут листья - красные, Оставляя тихую воду на будущее).
Итак, Зоя Дудина в своей лирике многогранно представляет образ серебра. Серебро / серебряный для поэта - это, конечно, не драгоценный металл, это мифопоэтический образ, глубоко связанный с традиционной (языческой) культурой народа, это образ-символ, выражающий чистоту, благородство, верную любовь и добрые намерения человека в мире.
Библиография
1. Абукаева Л.А. Тексты марийских молитв: архаика и современность // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 1. С. 59-65.
2. Дудина З. Кум томан ойпого. Икымше том: Куанышым, куэм ондал. Йошкар-Ола: «Марий Эл» газета» ООО, 2012. 464 с.
3. Головин В.Ф. Марийская народная медицина. Истоки и перспективы // Academy. 2017. № 8 (23). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/mariyskaya-narodnaya-meditsina-istoki-i-perspektivy (дата обращения: 16.06.2021).
4. Кудрявцева Р.А., Беляева Т.Н. Символика языческого мира в современной марийской женской поэзии (на примере лирического цикла З. Дудиной «Я в тихую рощу приду») // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. № 9 (63). Ч. 3. С. 31-37.
5. Любимов Н.И. В Марий Эл назвали слово года // [Электронный ресурс] // Кидшер. 2020. 10 декабря. URL: https://kidsher.ru/ru/archives/26447/ (дата обращения: 16.06.2021).
6. Любимов Н. И. Философия счастья в лирике Зои Дудиной // Проблемы марийской и сравнительной филологии: сб. ст. / Мар. гос. ун-т; отв. ред. Р.А. Кудрявцева. Йошкар-Ола, 2020. С. 145-149.
7. Любимов Н.И. Философская лирика Зои Дудиной: художественная концепция счастья // Жанрово-стилевое развитие национальных литератур в ХХ-ХХ1 вв.: материалы Межд. научно-практической конференции (4 декабря 2020 г., г. Казань) / сост. А.Ф. Ганиева, Ф.Х. Миннуллина, Л.Р. Надыршина. Вып. 2. Казань: ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова, 2020. С. 177-182.
8. Манаева-Чеснокова С. Драматизм поэзии Зои Дудиной // Манаева-Чеснокова С.П. Художественный мир марийской поэзии: монография / МарНИИЯЛИ. Йошкар-Ола, 2004. С. 170-185.
9. Муравьева А.А. Поэтика белого цвета в стихотворениях Зои Дудиной // Русский фольклор Мордовии в контексте отечественной культуры: сб. материалов Всерос. науч. конф. (Пятые Всероссийские научно-педагогические чтения), 25-26 февраля 2021 г., г. Саранск) / отв. ред. О.Ю. Осьмухина. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та,
2021. С.110-113.
10. Смоленцева Л.П. Ший гай волгалт илыза: илыш-йулам шымлыше книна = Живите, сверкая серебром: научно-популярная книга. Йошкар-Ола, 2011. 92 с.
11. Шилкина М.М. Мотивы и образы драгоценных камней в русской поэзии рубежа XIX -XX веков: дис. ... канд. филол. наук., Волгоград, 2004. 238 с.
12. Шкалина Г.Е. Священный мир марийский. Йошкар-Ола: Мар. кн. изд-во, 2019. 303 с.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом изучения в рецензируемой статье стала многозначность семантики образа серебра в лирике Зои Дудиной. Объектом исследования - сборник стихотворений марийской поэтессы «Куанышым, куэм Пндал...» («Обрадовалась, обняв берёзу.») (2012). Актуальность статьи, таким образом, определяется обращением к современному литературному процессу Марий Эл, а также осмыслением значимых для национального сознания народа мари культурных кодов. Автор статьи очень четко определяет цели и задачи исследования, обозначает этноментальный контекст исследуемой проблемы, степень ее изученности. В процессе анализа реализует все заявленные цели и задачи, делает обобщающие выводы. Методологическую базу исследования составил мифопоэтический анализ литературного произведения.
Основные выводы, к которым приходит автор статьи, сводятся к следующему. Образ серебра имеет особое значение для менталитета народа мари, что отражается и в творчестве современного поэта, и образ этот многозначен. В статье системно выявлены разнообразные смыслы, заключенные в образе серебра. В частности, показано, что эпитет «серебряный» в лирике Зои Дудиной закреплен за словом «народ», через него поэтесса передает любовь и восхищение своей «этнической "колыбелью"», радость общения с малой родиной. Этот же эпитет относится и к слову «солнце» (а само сочетание «серебряное солнце» трактуется как «символ жизни и человеческой радости»), и к слову «вода», которая воспринимается как питательная среда, творчество. Автор статьи отмечает, что цветообозначение «серебряный» выступает синонимом к слову «белый», соотносится с верховным божеством народа мари. В итоге через включение образа серебра возникает образ Белой Вселенной, а серебро оказывается связанным с ритуальным обращением к Богу. Значимым для характеристики мировоззрения народа является наблюдение о том, что образ серебра всегда возникает в природно-естественном контексте, соотносится с любимыми образами родной природы. Не остаются вне поля зрения автора статьи и вопросы художественной формы. Сакральность образа серебра, по мнению автора статьи, обусловила жанровую структуру произведений Зои Дудиной, которая перекликается с формой фольклорно-религиозных текстов. Таким образом, рассматривая, на первый взгляд, частный образ серебра в сборнике стихотворений Зои Дудиной, автор статьи представляет систему идей поэтессы, показывает ее связь с родной культурой и народом, выявляет народно-поэтические истоки ее философской лирики.
Статья хорошо структурирована, логична, выводы убедительны. В ней последовательно выдержан научный стиль. Думается, что материалы статьи будут интересны не только литературоведам, но и этнографам, культурологам, лингвистам, так как в ней глубоко представлено не только творчество современной марийской поэтессы, но и культурные константы народа мари, раскрывающие его систему ценностей и мировоззрение.
Список литературы репрезентативен, оформлен в соответствии с требованиями.
Статья «Мифопоэтический образ серебра в философской лирике Зои Дудиной»
рекомендуется к публикации.