Научная статья на тему 'Символика названия романа Ю. В. Бондарева «Берег»'

Символика названия романа Ю. В. Бондарева «Берег» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1316
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
берег / образ-символ / смысл жизни / поиск истины / riverbank / symbolic image / meaning of life / searching for truth

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шкурат Лилия Сергеевна

Статья посвящена анализу смысла названия романа Ю.В. Бондарева «Берег», в ней акцентируется внимание на символическом смысле образа берега.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLISM OF THE TITLE OF THE NOVEL «THE RIVERBANK» BY Y.V. BONDAREV

The article analyses the meaning of the title of the novel «The Riverbank» by Y.V. Bondarev. It focuses on the symbolic meaning of the image of the riverbank

Текст научной работы на тему «Символика названия романа Ю. В. Бондарева «Берег»»

YAK 821.161.1 ББК 83.3(2=Pyc)5

Л.С. ШКУРАТ

L.S. SHKURAT

СИМВОЛИКА НАЗВАНИЯ РОМАНА Ю.В. БОНДАРЕВА «БЕРЕГ»

SYMBOLISM OF THE TITLE OF THE NOVEL «THE RIVERBANK» BY Y.V. BONDAREV

Статья посвящена анализу смысла названия романа Ю.В. Бондарева «Берег», в ней акцентируется внимание на символическом смысле образа берега.

The article analyses the meaning of the title of the novel «The Riverbank» by Y.V. Bond-arev. It focuses on the symbolic meaning of the image of the riverbank.

Ключевые слова: берег, образ-символ, смысл жизни, поиск истины.

Key words: riverbank, symbolic image, meaning of life, searching for truth.

Образ-символ берега, вынесенный в название романа Ю.В. Бондарева, пронизывает все повествование от первых до последних его страниц. Этот образ достаточно подробно освещён в критике. В частности, необходимо отметить статью М. Козьмина «Оставить след на земле: Над страницами романа «Берег»» [5], написанную в 70-е годы ХХ века, в которой исследователь предпринимает попытку раскрыть философский смысл образа берега, подчёркивая, что им органично скреплены все сцены романа. Не повторяя то, что уже сказано в этом направлении критикой, мы считаем необходимым обратиться к некоторым аспектам толкования символики названия романа Ю.В. Бондарева «Берег», ещё не нашедшим осмысления в литературоведческих исследованиях и критических статьях.

В чем сокровенный смысл человеческой жизни и смерти? Неужели человек, умирая, ничего не оставляет после себя? В мучительном поиске ответов на эти вопросы главный герой романа «Берег» Вадим Никитин вспоминает свой давний детский сон, в котором он в полуденный зной плывёт на пароме к «зелёному, обетованному берегу», чувствует запах дёгтя, сена, лошадей и испытывает необыкновенное счастье. Он не помнит, чтобы это происходило с ним в действительности, но светлое, чистое настроение, ожидание счастья живёт в Никитине подсознательно и воплощается в образах сновидений. Этот сон много раз повторялся, как бы постоянно напоминая герою о чем-то высоком, к чему он должен стремиться. Паром, река в романе «Берег» - это образы-символы жизни, по которой человек движется в поисках своего обетованного берега.

Никитин вспоминает ещё один свой детский сон, в котором он видит «какой-то фантастический поезд в золотистой, затопленной закатом степи <...> и он один в чудесно озарённом лиловыми лучами вагоне, испытывая нечто белое, светлое, чистое, стоит у раскрытого окна на душистом ветерке, видит <...> горизонты с очертаниями таинственных городов на розовых берегах, влекущих таким обетованным обещанием приближенной радости, что ему хотелось долго и сладостно плакать тогда» [2, т. 4, с. 137-138]. После увиденных снов у героя сжималось сердце, какая-то счастливая грусть наполняла его душу и приходили мысли о том, что, может быть, главное - это «вера в то, что ничто не исчезает бесследно», что память о человеке, о прошлом продолжает жить, «обманывая физическую смерть» [2, т. 4, с. 396].

Воспоминания Никитина о детстве имеют большое значение в художественной концепции романа «Берег». Детство - это и нравственная чистота, и ощущение гармонии человека с миром, которое так естественно испытывает детская душа. В религиозном смысле детство - это безгрешное состояние,

почти райское. Сам Никитин перед смертью вспоминает своё детство как райски прекрасное состояние гармонии души с окружающим миром. Мысли героя о давно прошедшем соединяются с его размышлениями о настоящем и будущем, а воспоминания о детских снах смыкаются с финалом романа, в котором Никитин «уже без боли <...> медленно плыл к тому берегу, зелёному, обетованному, солнечному, который обещал ему всю жизнь впереди» [2, т. 4, с. 398].

Исследователь В.В. Компанеец верно заметил, что «если путь познания центрального героя романа представить в виде спирали, то образ берега окажется как на верхнем, так и на нижнем её витке. Олицетворяющий счастье для ищущего Никитина, он не только воспоминание, но и мечта <...>. Он существует не только в прошлом, но и в будущем» [6, с. 267]. В жизни Вадима Никитина, действительно, было много счастливых мгновений. Это не только его детские впечатления, но и дружба с Андреем Княжко, конец войны с предощущением чего-то прекрасного в мирной жизни, и любовь к Эмме Герберт, и первый опубликованный рассказ, любовь к жене и сыну, чувство сопричастности всем людям - все то, что включается в образ берега, но далеко не исчерпывает его.

Образ берега в романе Ю.В. Бондарева всеобъемлющ. Он не должен сводиться к какому-то одному истолкованию, что мы наблюдаем, например, в диссертационном исследовании Е.Р. Боровской «Герой-Художник в русской прозе начала и конца ХХ века». В толковании образа берега, предложенном Е.Р. Боровской, есть много ценных наблюдений. Так, исследовательница пишет: «Нельзя не заметить, что в заглавие слово вынесено не во множественном числе - «берега», - а в единственном - «Берег». Очевидно, что это связано с главной идеей романа» [3, с. 167]. Но Е.Р. Боровская рассматривает только одно значение ёмкого образа берега - «сему рубежа, раздела, состояния героя на краю разделяющего пространства» [3, с. 167]. А между тем глубина и большое количество смыслов этого образа обнаруживаются уже при определении значения слова «берег».

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля даются следующие его значения: «Берег - взаимные пределы земли и воды <...> полоса земли, суша; как противное воде, морю, реке, берег означает суша, земля, материк // Всякая грань, край, обрубистый предел, уступ, <...> кряж, венец» [4, т. 1, с. 82].

Все эти смыслы, выделенные В.И. Далем, так или иначе присутствуют в романе Ю.В. Бондарева. Берег в нем служит границей, разделяет страны, общества, людей, живущих в этих странах. Не случайно, когда Никитин встретится с Эммой Герберт в Гамбурге, у него мелькнёт мысль, будто «оба они жили на разных планетах, случайно встретившись в момент их враждебного столкновения, на тысячную долю секунды, вероятно, счастливо, как бывает в юности, увидев друг друга вблизи, - и со страшными разрушениями планеты вновь оттолкнулись, разошлись, вращаясь в противоположных направлениях галактики среди утверждённого уже мира» [2, т. 4, с. 369]. Берег противопоставляет характеры людей, по-разному относящихся к окружающим, к человеческому долгу, к жизни. Показательным в этом плане является в произведении конфликт между Княжко, Никитиным и Гранатуровым, Межениным.

Однако берег не только разделяет или противопоставляет, но и объединяет всех людей, живущих на Земле, ведь у них похожие горести, страдания и радости. И главное: берег - это венец, предел, это символ Истины, к которой стремится человек. В выступлении на обсуждении романа в Московском университете Ю.В. Бондарев сделал акцент именно на этом значении, сказав, что «образ берега - это вечное движение к чему-то, к идеальной цели, к истине, к высотам духа» [1, с. 84].

Слово «берег» наделено в романе множеством эпитетов. Автор называет его «зелёным», «таинственным», «прекрасным», «солнечным», но самым важным, по нашему мнению, является определение «обетованный». Вклю-

чённое в историко-культурный контекст, оно вызывает вполне конкретные ассоциации, и сразу же вспоминается обетованная земля, обещанная Богом Моисею, изобильный и счастливый край, обретению которого предшествовало трудное сорокалетнее странствование по пустыне. Так и Вадим Никитин, многое переживший и испытавший в жизни, в финале романа плывёт к обетованному берегу, который «обещал ему всю жизнь впереди» [2, т. 4, с. 398]. Закончился лишь один жизненный этап героя, но Никитин предчувствует, что жизнь не ограничена пределами земного существования, поскольку душа человека бессмертна.

Роман «Берег» включает в себя целый комплекс авторских раздумий и откровений, среди которых есть и размышления о христианстве. В разговоре с Эммой Герберт Никитин произнесёт: «Вот господин Алекс сказал: люби друзей и врагов. У меня нет этого христианского чувства» [2, т. 4, с. 363], -но ему самому не хватает людей, которых он встречал на войне, даже Меже-нина, которого он раньше ненавидел. Пытаясь объяснить теперешнее настроение Никитина, его душевное состояние, Ю.В. Бондарев на встрече с читателями скажет: «Это не всепрощение, не толстовство, не христианство, просто перед нами человек, многое осмысливший, который теперь относится к жизни несколько иначе» [2, т. 6, с. 213].

Как видим, высказывания Вадима Никитина об отношении к христианству, так же, как и высказывания Ю.В. Бондарева, могут показаться предельно открытыми и ясными. Но не следует забывать, что роман «Берег» был опубликован в 1975 году, когда сама религиозная проблематика была под запретом. Тем не менее все события в жизни героя, все его поступки позволяют нам предположить обратное: жалостливое отношение Никитина к людям, его милосердие и способность прощать врага, желание защитить и взять на себя боль окружающих его людей говорят как раз о наличии у него христианского чувства, христианских движений души. Его нравственные устремления оказываются очень близки духу Православия, которое веками формировало народную психологию и аксиологию и которое является моральным, этическим фундаментом не только русской литературы «золотого» века, но и лучших творений художников слова ХХ века.

Литература

1. Баринова, Е.И. Обсуждение романа Ю.В. Бондарева «Берег» [Текст] / Е.И. Баринова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10, Филология. - 1976. - № 4. -С. 82-84.

2. Бондарев, Ю.В. Собр. соч. [Текст] : в 6 т. / Ю.В. Бондарев. - М. : Худож. лит., 1984-1986.

3. Боровская, Е.Р. Герой-Художник в русской прозе начала и конца ХХ века [Текст] / Е.Р. Боровская : дис. ... канд. филол. наук. - М., 2000. - 193 с.

4. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка [Текст] : в 4 т. / В.И. Даль. - М. : Русский язык, 1978.

5. Козьмин, М. Оставить след на земле: Над страницами романа «Берег» [Текст] / М. Козьмин // Новый мир. - 1975. - № 12. - С. 246-256.

6. Компанеец, В.В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов (Нравственный и психологический аспекты изображения человека) [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук / В.В. Компанеец. - Волгоград, 1994. - 340 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.