Научная статья на тему 'Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре'

Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
836
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УКРАШЕНИЯ / РИТУАЛ / СИМВОЛ / АПОТРОПЕЙ / ФУНКЦИЯ / ТРАДИЦИЯ / АРТЕФАКТ / JEWELRY / RITUAL / SYMBOL / APOTROPY / FUNCTION / TRADITION / ARTIFACT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сертакова Ирина Николаевна

В статье рассматриваются украшения как артефакты культуры с точки зрения их символической и функциональной значимости в истории мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOLICS AND CULTURAL AND HISTORICAL VALUE OF JEWELRY IN TRADITIONAL CULTURE

In article jewelry as culture artifacts from the point of view of their symbolical and functional importance in the history of world culture are considered.

Текст научной работы на тему «Символика и культурно-историческое значение украшений в традиционной культуре»

СИМВОЛИКА И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ УКРАШЕНИЙ В ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ

И. Н. СЕРТАКОВА

В статье рассматриваются украшения как артефакты культуры с точки зрения их символической и функциональной значимости в истории мировой культуры.

Ключевые слова: украшения, ритуал, символ, апотропей, функция, традиция, артефакт.

Развитие и сохранение любой национальной культуры на современном этапе связано с нахождением адекватных механизмов ее трансляции, с действенностью живых традиций. С решением этих проблем связан возросший интерес к истории национальной традиционной культуры. В России и других странах регулярно проводятся межрегиональные и международные симпозиумы и конференции, на которых обсуждаются проблемы сохранения культурного наследия, трансляции и возрождения национальных традиций, создаются государственные программы в целях развития духовной и образовательной сферы, обеспечения сохранности и эффективного использования культурного наследия.

«Современные исследования культуры, рассматривая тот или иной ее тип или ракурс, не могут обойтись без учета процесса глобализации, которая затрагивает все сферы духовного и социального существования человека, вмешивается и диктует выбор приоритетов экономической, политической жизни, выстраивает идеологические системы, отражается в науке и образовании, искусстве и религии» [6]. Поэтому, очевидно, что вопрос самодостаточности национальных культур в современном мире стоит довольно остро. На этом фоне актуальность приобретают исследования, направленные на определение этнической самоидентификации национальных культур, что способствует как росту национального самосознания, так и взаимопониманию и стабильности в мировом сообществе.

Духовный опыт каждого этноса важен не только для сохранения национальной культуры, духовного пространства, но и обладает общечеловеческой значимостью и ценностью. Одним из универсальных языков культуры, который содержит глубинный пласт этнической памяти, архети-

пы мировосприятия народа, специфику ментальных особенностей, является традиционный вид искусства - создание украшений. «Восприятие произведения искусства - процесс двусторонний, отражающий стадии его создания. Любое произведение искусства - результат творческих усилий автора и источник вдохновения для зрителя. Таким образом, в процессе подобного двустороннего общения создается новый художественный образ, вбирающий в себя мысли автора творения и человека его воспринимающего» [5].

Важно рассмотреть процессы создания и бытования украшений с точки зрения их символической природы в контексте сакрального и обыденного, функций, вербальной и невербальной коммуникации, культурно-исторического значения.

Актуальными представляются также попытки показать взаимосвязь духовной и материальной культуры в народных традициях целостно и структурно через рассмотрение украшений. Украшения, являющиеся неотъемлемой частью культуры - это концентрированное отражение истории народа, духовности, символическая модель культурно-исторических связей, которые обладают как утилитарными, так и символическими свойствами.

В целом рассмотрение украшений в контексте их символики и культурно-исторического значения приводит к следующим основным выводам:

- изучение процессов происхождения и развития различных видов украшений в контексте традиционной культуры позволяет выявить образы и символы культуры, раскрыть национальные особенности народов, а также показать, что, несмотря на различия этносов и цивилизаций духовные (сакральные, эстетические), практические (бытовые, охранительные, ритуальные) и социальные (идентификация, стратификация) функции

украшений выполняются похожим образом и представляют собой культурную целостность, отразившуюся в ювелирном искусстве;

- происхождение украшений связывают в первую очередь с появлением амулетов и талисманов, которые служили украшениями-апотро-пеями, использовались в различных магических ритуалах, а так же были неотъемлемой частью повседневной жизни человека;

- культурно-историческая значимость украшений заключается в элементах создания, сохранения, воспроизводства и трансляции этнической культуры;

- семиотический анализ традиционного искусства создания украшений позволяет выявить знаковый характер культуры, отражающий особенности духовных традиций народа;

- символика украшений тесно связана с основными принципами и элементами мировоззрения человека традиционной культуры: представлениями об устройстве Вселенной, о взаимосвязи Вселенной и человека (солярные, лунарные символы), об окружающем мире, природе (анималистические, символы неживой природы), о строении своего тела как вместилище духа (символы частей тела), сакральные символы, что позволяет систематизировать религиозные, этико-эстетические ценности народа.

Традиционная культура - часть общего понятия культуры, совокупность культурных форм и явлений (орудий, бытовых предметов, норм поведения, обиходных понятий, мировоззренческого комплекса), сложившихся в доиндустри-альную эпоху и несущих отчетливую печать локальной и этнической специфики [1]. Традиционная культура создается коллективно, ее нормы стабильны и отражают опыт предшествующих поколений. Украшения как артефакты культуры тесным образом связаны с древнейшими пластами традиционной культуры. Их появление исследователи связывают с возникновением первых магических предметов.

Образ Вселенной, что выстраивался в сознании первобытного человека, наряду с обыденным, включал в себя и иной мир - незримый, потусторонний, и оба этих мира были слиты, взаимосвязаны через все существующее - души, мысли, явления, вещи. Бытие являло собой некое высшее целостное единство, в котором от будничного, естественного к сверхъестественному был один шаг. Потому даже незначительные предметы повседневной жизни несли в себе некий магический заряд и выражали сложные космологические представления.

Особым статусом обладали магические предметы со своими собственными внутренним миром, волей, душой, личностью. Они выступали как посланники богов или духов, охранители людей, защитники племени, покровители рода. Самые ранние украшения выполняли не только эстетическую функцию. Это, прежде всего, были магические предметы - фетиши. Фетишизм рано или поздно сменяли иные религиозные представления, но его отголоски продолжают жить до сих пор и обнаруживаются, в частности, во всеобщем пристрастии к талисманам и амулетам, которые и сейчас часто существуют в виде украшений. Следы учения о таинственных силах, свойственных предметам, присутствуют у всех народов мира, а представления о том, что таинственное может проявлять себя в земном и обыденном, встречаются и в монотоистических религиях. При известных обстоятельствах магическую роль способна играть любая вещь, наделенная особыми свойствами у многих народов мира. Это может быть одежда (головные уборы, пояса, сарафаны и т. д.), предметы обихода (столы, стулья, сосуды, топоры, ложки, зеркала, монеты), музыкальные инструменты (барабаны, гонги, колокольчики), оружие (ножи, лук, стрелы), а также казалось бы, ни на что не годные предметы, как перья птиц, зубы животных и др. И конечно же украшения -медальоны, кулоны, бусы, ожерелья, кольца, серьги.

Особое место среди магических вещей занимают украшения, содержащие религиозные святыни: изображения почитаемых животных и растений, святых, выгравированные на металле или вырезанные на кусочке дерева, кожи и т. п. Это могут быть священные тексты, камешки со священных гор, корни и листья священных или целебных растений, кусочки шкуры, клыки, кости, рога животных и многое другое.

Чаще всего магические украшения делали из материалов, освященных традицией (нередко они одни могли придать предметам силу), изображение никогда не было произвольным, а всегда жестко регламентировалось. Изготовление подобных вещей считалось сакральным действием, поэтому обычно таковое входило в обязанности посредников между мирами: шаманов, колдунов, знахарей, прорицателей, священнослужителей. Порой же им достаточно было освятить обычный предмет или наделить его своей мистической силой, и он начинал расцениваться как магический.

Относились к магическим украшениям в силу их таинственной значимости особо: носили на теле, скрывали от посторонних глаз.

Считалось, что не все магические вещи подчинялись шаманам, прорицателям и священнослужителям, существовали и такие, что действовали самостоятельно. Поскольку их влияние часто становилось непредсказуемым, их побаивались и старались окружить подчеркнутой заботой и вниманием, выполняя специальные ритуалы.

По степени приближения к человеку все магические предметы делятся на три круга: в первый (самый ближний) как раз входят личные украшения - талисманы, амулеты, личные фетиши. Второй круг составляют предметы, которые призваны охранять семью, жилище, род. Третий круг - это предметы, оберегающие все сообщество, общину, народ [2].

Украшения, выполняющие функции амулетов, оберегов, талисманов пришли на помощь к людям в незапамятные времена, когда доказательство присутствия в мире сверхъестественного, ощутимое всеми пятью чувствами, служило гарантом жизни человеческого рода.

По мнению исследователей видовую структуру украшений следует формировать согласно их местоположению на теле человека [2, с. 48]. В этой связи считается обоснованным классифицировать их как:

1) головные, ушные, височные;

2) височно-нагрудные, нашейные, нагрудные, наплечные;

3) боковые, поясные, украшения для рук;

4) украшения для ног.

Такое разделение соответствует уровням модели мыслимой Вселенной, где первая группа ассоциируется с символическим верхом, вторая и третья - с серединой, а четвертая - с нижним миром. Таким образом, комплекс традиционных украшений является одной из характеристик традиционного мировоззрения человека, символически -декоративным средством визуализации представлений о строении мира.

Согласно вертикальному делению, в котором выделяются верх, середина, низ, головным уборам, головным украшениям была присуща идея «верха», в том числе идея «неба», «солнца», рогов, птицы. Украшения среднего уровня характеризовались символами Земли, Дерева, дождя наземных животных. Низ характеризуется «темным», водным, пресмыкающимися. Такая трактовка символики украшений, уборов характерна почти для всех этносов.

В реальной жизни женщины и мужчины носили множество украшений. Наряду с такими классическими изделиями, как ожерелья, кольца, браслеты и серьги, нужно отметить диадемы, фи-

булы, гребни, браслеты для предплечий, застежки и накладки для поясов, ножные браслеты, а также еще более специфические вещи - кольца лучников, перстни-печати, кольца, которые носили в носу и на пальцах ног, длинные подвески, обрамлявшие лицо, украшения для головных уборов, и, наконец, четки и знаменитые коробочки для талисманов.

Ювелирное искусство, как и все виды художественного творчества, обладает специфическими чертами. Главная из них в прошлом - многообразие общественных функций.

Тысячелетиями значительную роль придавали ритуально-культурному смыслу украшений. Было в этом искусстве много таинственного, начиная с ремесла ювелира, его мастерской, инструментов, звона молотка и чекана, носивших сакральный характер, его работы, связанной со «священным» огнем, материалов - драгоценных металлов и камней, мотивами орнамента, формой и назначением изделий, - все по древним представлениям наделялось смысловым значением и сакральной силой, становилось символом различных доброжелательных существ, предметов, явлений и понятий.

Комплекс традиционных украшений, функционирование в обрядах жизненного цикла, имеет отношение к ритуалам; варианты внутри структуры повседневного поведения взаимосвязаны и находят выражение в символике предметов. Украшение рассматривается как знак отношений между социумом и внутренним миром человека, выделяется специфическая роль украшений в культурно-историческом и индивидуально-художественном опыте как символа этнического самосознания.

Украшение как материальный знак определяет структуру поведения индивида в повседневной жизни и является одним из механизмов поддержания традиции в системе национальной культуры, одновременно является знаком этнической идентичности.

Представления о мире как об упорядоченной системе делало окружающие обстоятельства освоенными, понятными, что давало ориентиры, делало жизнь человека традиционного общества понятной, постигаемой, где каждый занимал свое место, действия были регламентированы [7].

Украшения обязательно входят в сферу деятельности любого народа и тем самым характеризуют его наклонности, возможности, духовные горизонты и исторические стадии развития материальной культуры. Сквозь века и эпохи до нас дошли сюжеты, приемы обработки природных мате-

риалов, традиции и стили. Первые украшения были изготовлены из кости, ракушек, перьев и т. д. Затем - из глины, стекла, благородных металлов и драгоценных камней. Интенсивное культурное перемешивание привело к образованию новых стилей и технологий художественной обработки материалов, а также уникальных форм ювелирных украшений, многие из которых до сих пор используются в традициях ювелирного дела различных стран.

Ювелирные изделия несут в себе силу символических орнаментов, магическую тайну металлов и драгоценных камней, эстетическое наслаждение, сакральную информацию из древних времен.

Первоначально украшение наделяли магическими свойствами, поэтому оно приобретало большое значение для того, кто его носил, - он обращался к нему в своей жизни постоянно. Украшение рассматривалось, как предмет, имевший охранительную силу. Считалось, что сама форма определяла магическую силу украшения. Предметы-символы, например, украшения в виде фруктов, обеспечивали их обладателю покровительство солнца как источника жизни или связь с силами плодородия. Это слияние посредством магии с силами вселенной должно было защищать человека от любых явлений или действий, представляющих угрозу его существованию.

Круглые подвески напоминают о солнечном культе, перстни с печатями - об особом статусе их обладателей, изображения животных и растительных орнаментов связаны с плодородием, символами Рода, Верхнего и Нижнего миров.

Являясь отображением космоса, комплекс украшений, каждое украшение в отдельности, в своей символике представляли идеи о картине мира в традиционном мировоззрении человека. Любой символ в свою очередь имеет множественную смысловую структуру: настолько сложную в каждом случае, насколько широко он был задействован исторически. Можно предположить, что многослойные по своей природе символы-украшения играют роль механизмов консолидации в сознании данного сообщества, а также вызывают резонанс в ряде других структур общественного сознания. Кроме того, ситуативное значение символа может в той или иной мере определять направленность национального самосознания [4].

Таким образом, образуется многоуровневая структурированная система, где украшения выполняют ряд различных функций. К основным относятся:

1) половая и возрастная стратификация;

2) конфессиональная;

3) этническая;

4) ритуально-мифологическая;

5) показатель достатка, социального статуса;

6) субэтническая.

Было у древних и масса других украшений, не наделенных духовным смыслом и несущих только лишь декоративную функцию. Однако, многие из них все же предпочитали носить на тех частях тела, где по индийским верованиям располагаются чакры - эфирные центры сознания и силы человека, отвечающие за его духовное и физическое состояние. Удивительно, но считается, что другие народы не имели ни малейшего представления о существовании чакр, однако носили свои украшения именно в местах их расположения. Это странное совпадение выявилось историками относительно недавно, когда они начали сравнивать некоторые факты из культур древних народов. Таким образом, можно говорить о том, что все общественные функции украшений образуют определенное единство и целостность.

Культурно-историческое значение украшений тесно связано с ритуальной системой, которая была одним из способов сохранения и передачи во времени мировоззрения предков.

В то же время, украшения служат знаками социального статуса человека и отмечают переход из одной возрастной группы в другую. Кроме того, они - эффективный способ приобщения владельца к коллективу.

Анализ украшений как предметов традиционной культуры связан с процессами этногенеза, этнических взаимодействий, традиционного бытового уклада, религиозных воззрений. Это позволяет проследить динамику существования украшений во времени через сложную систему связей, в первую очередь, с природой, историей народа, формирующими его духовный опыт.

Символика украшений содержит в себе обширную информацию. Она является одним из древнейших методов выражения реальности, способного раскрыть различные аспекты традиционной культуры: главные черты традиционного мировоззрения, картины мира, нормы, которыми руководствуется человеческое общество в своей жизни. На формирование символики украшений также оказывали свое влияние и факторы природной среды, религиозные воззрения.

Народное прикладное искусство, выраженное в украшениях, - очень важная область духовной культуры того или иного народа, активно влияющая на формирование художественных вкусов, обогащающая профессиональное искусство и

преобразующая жизнь и народный быт. Национальные украшения своей своеобразной формой, приемами обработки и функциональной символикой информируют о времени, месте своего происхождения, о среде, условиях существования. Это оказывает непосредственное влияние на формирование оригинальной самобытности украшений определенного этноса, так же, как и всей материальной культуры, частью которой он является.

Литература

1. Жуковская П. И. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1987. С. 8.

2. Миллер Д. Ювелирные украшения. М., 2004. С. 39.

3. Мир вещей. Энциклопедия. М., 2003.

4. Моррис Ч. У. Основания теории знаков // Семиотика / под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983. С. 18.

5. Никольская Т. М. Формирование навыков анализа произведений искусства посредством их восприятия // Научное обозрение. 2009. № 1. С. 128-129.

6. Сертакова И. Н. Категория красоты как средство культурной самоидентификации и перцепции в странах Востока (на примере Японии) // Аналитика культурологии. 2008. № 11. С. 119-123.

7. Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исследования в области мифопоэтического: избранное. М., 1995. С. 25.

* * *

SYMBOLICS AND CULTURAL AND HISTORICAL VALUE OF JEWELRY IN TRADITIONAL CULTURE

I. N. Sertakova

In article jewelry as culture artifacts from the point of view of their symbolical and functional importance in the history of world culture are considered.

Key words: jewelry, ritual, symbol, apotropy, function, tradition, artifact.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.