Научная статья на тему 'Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая'

Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY-NC
5
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Философия и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
символ дракона / образ дракона / рисунок дракона / узор дракона / традиционная культура Китая / культурное наследие / современный дизайн / мода / дизайн одежды / аксессуары / accessories / clothing design / fashion / modern design / cultural heritage / Chinese traditional culture / dragon pattern / dragon drawing / dragon image / dragon symbol

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ван Сяоюй, Чжан Мяо

В статье приведен анализ репрезентации символики дракона в дизайне современной одежды и аксессуаров. Обращение к одному из заметных образов традиционного культурного наследия Китая призвано повысить эстетическую привлекательность, статусную коннотацию дизайнерских решений, продемонстрировать архетипическую глубину национальной культуры и увеличить потребительскую стоимость изделия в мире высокой моды. Историко-культурные коннотации образа дракона, находящиеся в симбиотической связи с развитием китайской традиционной культуры, сформировали определенный свод системных представлений о символике дракона, которые закодировали изменения в мировоззрении и в традиционной культуре. Если в национальной китайской одежде и аксессуарах на протяжении тысячелетий образ дракона являлся одним из самых статусных, то в современных стилизованных дизайн разработках мировых брендов он выступает маркером оригинальности и средством достижения коммерческого успеха. Для исследования использованы методы: обзор литературы, анализ дизайнерских кейсов и современных модных тенденций. С помощью данных методов проанализирована специфика применения драконьих узоров в индустрии моды в разные сезоны и годы, а также исследована тенденция их эволюции в области высокой моды и в повседневной культуре. Рассмотрена культурная символика дракона в работах современных китайских и европейских дизайнеров одежды и аксессуаров, выявлены и описаны часто используемые образы в моделировании современного силуэта, в выборе средств художественной выразительности. Результаты исследования показали, что даже в современной молодежной моде активно используется данный национальный символ, что указывает на востребованность образа дракона и широкие перспективы его применения в дизайне современной одежды, сохраняющей цивилизационные характеристики (обращение к богатому культурному наследию на основе постоянных инноваций). Использование мотивов дракона в современной одежде не только отвечает эстетической концепции современных людей, но и добавляет жизненной силы дизайну самой одежды, благодаря отсылке к духовному смыслу и значению одного из самых популярных национальных символов Китая.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Symbolism of the Dragon in the Design of Clothing and Accessories in the Context of Updating the Traditional Cultural Heritage of China

As a traditional clothing symbol that is unique to the Chinese nation, the dragon symbol combines the distinctive features of the Chinese nation, reflecting the depth of mental changes and the historical context of Chinese culture. The image of the dragon has formed a kind of dragon pattern as a certain set of ideas about the culture that encoded all its changes. Therefore, in national clothing the dragon image has been one of the most favorite patterns for thousands of years. With the interweaving of world cultures and the deepening of the concept of clothing design, the dragon pattern will incorporate fresh elements of Western culture while maintaining the essence of traditional Chinese culture, and show a new design image through the utilization of various innovative ideas and design methods. The following methods were used for the study: literature review, field research, analysis of design cases, analysis of fashion trends. Using these methods, the specifics of using dragon designs in the fashion industry in different seasons and years are analyzed, and the trend of their evolution in the field of high fashion is studied. In the article we analyzed modern trends of clothing design and gave their characteristics. The results of the study showed that even in modern youth fashion this national symbol is actively used, which indicates that the patterns and images of the dragon have real applicability and wide prospects of application in modern fashion design. Modern clothing design provides a rich cultural heritage for modern clothing to retain the characteristics of civilization on the basis of continuous innovation. The use of dragon motifs in modern clothing not only meets the aesthetic concepts of modern people, but also adds vitality to clothing design.

Текст научной работы на тему «Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая»

Философия и культура

Правильная ссылка на статью:

Ван С., Чжан М. Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая // Философия и культура. 2024. № 3. DOI: 10.7256/24540757.2024.3.70090 EDN: MGEHTG URL: https//nbpi±iMicoi'rArary_read_article.plTp?id=70090

Символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая

ВанСяоюй

СКСЮ: 0009-0008-0322-1702

аспирант; кафедра теории и истории культуры, искусств и дизайна; Забайкальский государственный

университет

672039, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Апександро-Заводская, 30

Н \л/ху42081 @163.com

Чжан Мяо

СКСЮ: 0009-0004-2065-816?

аспирант; кафедра теории и истории культуры, искусств и дизайна; Забайкальский государственный

университет

672039, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Апександро-Заводская, 30

И miaomiao426@163.com

Статья из рубрики 'Традиции и инновации"

001:

10.7256/2454-0757.2024.3.70090

Е01\1:

МСЕНТС

Дата направления статьи в редакцию:

10-03-2024

Дата публикации:

27-03-2024

Аннотация: В статье приведен анализ репрезентации символики дракона в дизайне современной одежды и аксессуаров. Обращение к одному из заметных образов

традиционного культурного наследия Китая призвано повысить эстетическую привлекательность, статусную коннотацию дизайнерских решений, продемонстрировать архетипическую глубину национальной культуры и увеличить потребительскую стоимость изделия в мире высокой моды. Историко-культурные коннотации образа дракона, находящиеся в симбиотической связи с развитием китайской традиционной культуры, сформировали определенный свод системных представлений о символике дракона, которые закодировали изменения в мировоззрении и в традиционной культуре. Если в национальной китайской одежде и аксессуарах на протяжении тысячелетий образ дракона являлся одним из самых статусных, то в современных стилизованных дизайн разработках мировых брендов он выступает маркером оригинальности и средством достижения коммерческого успеха. Для исследования использованы методы: обзор литературы, анализ дизайнерских кейсов и современных модных тенденций. С помощью данных методов проанализирована специфика применения драконьих узоров в индустрии моды в разные сезоны и годы, а также исследована тенденция их эволюции в области высокой моды и в повседневной культуре. Рассмотрена культурная символика дракона в работах современных китайских и европейских дизайнеров одежды и аксессуаров, выявлены и описаны часто используемые образы в моделировании современного силуэта, в выборе средств художественной выразительности. Результаты исследования показали, что даже в современной молодежной моде активно используется данный национальный символ, что указывает на востребованность образа дракона и широкие перспективы его применения в дизайне современной одежды, сохраняющей цивилизационные характеристики (обращение к богатому культурному наследию на основе постоянных инноваций). Использование мотивов дракона в современной одежде не только отвечает эстетической концепции современных людей, но и добавляет жизненной силы дизайну самой одежды, благодаря отсылке к духовному смыслу и значению одного из самых популярных национальных символов Китая.

Ключевые слова:

символ дракона, образ дракона, рисунок дракона, узор дракона, традиционная культура Китая, культурное наследие, современный дизайн, мода, дизайн одежды, аксессуары

В веде ние. Понятийный аппарат работы основан на различении содержания применяемых терминов. Система представлений о драконе в китайской культуре состоит из коннотаций, относительных в своей определенности, но консенсуальных по происхождению:

символика, символ дракона - понимается как закрепленный в традиции информативный, коммуникативный, консервативный смысл -Ш;

-образ дракона - культурный нарратив, символ национальной идентичности, концептуальный идентификатор, связывающий разнообразные интерпретации составных проекций в единое смысловое целое;

образ дракона как мифологический концепт - обобщенное донаучное, предфилософское представление о драконе как символе определенных характеристик, энергий, состояний;

- художественный образ дракона в широком смысле «метафорическая мысль» ^ личности и общества в целом;

- рисунок дракона - это плоскостное изображение образа дракона;

- узор, орнамент дракона - это абстрактные, условно символические, ритмично упорядоченные составляющие образа дракона, используемые по преимуществу в декорировании.

В настоящей статье используются понятия «образ дракона», «символика дракона» в широком концептуальном значении, а термины «рисунок дракона», «узор, орнамент дракона» - в прикладном значении как отражение дизайнерских решений.

Современный дизайн при создании моделей одежды ориентируется прежде всего на модные тенденции и коммерческие перспективы. С помощью этого загадочного и благородного образа дизайнеры могут создавать уникальные и узнаваемые модели, привлекающие внимание потребителей и повышающие рыночную стоимость бренда. Образ дракона как культурный символ стал основой национального бренда и обеспечил ему высокую конкурентоспособность. В целом, использование рисунка дракона в современном дизайне одежды популяризирует традиционную китайскую культуру, является источником вдохновения в художественном творчестве и имеет коммерческую привлекательность. Актуальным является анализ и осмысление феномена применения образа дракона в моделировании современной одежды как фактора обращения к знаковым элементам традиционной китайской культуры, который в сочетании с элементами западной культуры становится востребованной и перспективной инновацией в современном дизайне одежды не только в мире высокой моды, но и в культуре повседневности.

Обзор литературы. Обсуждение образа дракона в культуре, искусстве Китая восходит к древности, начиная с ранней «Книги песен и гимнов» (Шицзин) и «Цзо Чжуань», и заканчивая более поздними «Историей династии Мин» и «Придворной жизнью династии Цин». Описаний образа дракона в искусстве и культуре достаточно, но исследования до нового времени в основном проводились «императорскими» учеными и литераторами высокого социального статуса. Их взгляды соответствовали представлениям правящего класса того времени и имели мифологическую коннотацию. В современной культуре дракон перестал быть символом привилегий феодально-автократического класса, а китайские исследования о нем становились все более популярными и в западной культуре. В исследованиях культуры драконов высоко признанными являются работы г-

на Вэнь Идо «Исследование образа Фуси»-^ и «Дракон и феникс» посвященные изучению мифологии и древнейшей культуры драконов. В этих двух книгах автор использовал большой объем информации в качестве основы для изучения образов драконов в древних мифах и легендах Китая. По мнению автора, дракон - это мифическое существо, которое не существует в биологическом мире. Формирование собирательного образа дракона - результат синтеза и видоизменения фрагментов образов тотемных животных в древних мифах и легендах Китая. Позже, чтобы воспользоваться «небесной силой» драконов, воспетых в мифах и легендах, феодальные правители объявили дракона собственным воплощением, связав его с феодальным авторитаризмом. В наше время дракон стал культовым символом китайской нации, что вдохновляет ученых на более обширные и глубокие исследования культуры драконов на основе новейших достижений науки.

Один из современных исследователей культуры драконов Ван Дайоу, размышляя о традиционной тотемной культуре драконов и фениксов, пишет, что дракон и феникс -неразлучные герои китайской мифологии, поскольку дракон считался символом императора, а феникс - императрицы. В традиционной китайской культуре дракон и

феникс рассматриваются в качестве рецепции символа Инь-Ян. Дракон как один из самых мужских символов в традиционной китайской культуре олицетворяет Ян, рассматривается как символ позитивности, мужественности, силы и власти. Согласно легендам, драконы, обладая могущественной силой, тесно связаны с солнцем, небом и императорской властью. Феникс олицетворяет Инь и обычно рассматривается как символ женственности, непорочности, красоты и благоприятности. Феникс ассоциируется с негативными атрибутами и в то же время считается благоприятным мифическим образом, который ассоциируется с императрицей и женской половиной царствующего дома.

Сочетание дракона и феникса отражает баланс и целостность Инь и Ян, символизирует противоположные и дополняющие друг друга элементы мужского и женского, солнца и луны. Эта концепция Инь и Ян оказывает глубокое влияние на китайскую культуру, не только отраженную в мифах и легендах, но и широко выраженную в искусстве, литературе и философии.

Образы дракона и феникса содержат в себе характеристики друг друга. Так, в драконе наличествуют характеристики Инь. Например, образ дракона связан с водой, а вода классифицируется как Инь. Образ феникса обычно связан с огнем, огненные перья феникса считаются символом огня, поэтому феникс воплощает положительные характеристики энергии Ян. Инь и Ян дополняют и преобразуют друг друга, формируя баланс Вселенной. Эта философия глубоко укоренилась в традиционной китайской культуре и оказала влияние на многие области, такие как искусство, медицина и архитектура.

В книге «Китайская культура драконов» ^ кратко излагается контекст развития истории культуры драконов и первоначально формируются ее академические рамки. Автор прослеживает происхождение китайской культуры драконов из мифологического слоя китайской культуры, системы тотемических эмблем и гербов кланов и архетипического слоя культурной традиции, накопленных и унаследованных национальной психологией. Ван Дайоу исследует астрофизическую систему китайской культуры драконов с точки зрения древнекитайской астрономии. В книге «Атлас драконов и фениксов» он приводит большой объем информации об изображениях драконов и фениксов, доступных с древних времен до наших дней, где можно увидеть четкий контекст эволюции китайской культуры и искусства драконов и фениксов. Исследования Ван Дайоу о культуре драконов пользуются высокой репутацией в стране и за рубежом благодаря их исторической глубине и научной строгости.

В других исследованиях китайских ученых также существует множество теорий и исследований о происхождении и формировании образа дракона. Среди них заслуживает внимания этноконсолидационная теория. Тот факт, что дракон как древний китайский тотем составлен из элементов других тотемных животных, свидетельствует о том, что это могло произойти в результате объединения древних племен или царств, тотемами которых были использованы для конструирования дракона животные. Дракон мог стать общим тотемом для всех групп, тотемы которых были включены в собирательный образ дракона. В результате дракон становится символом дружбы и этноконсолидации. Этот благожелательный смысл дракон сохраняет в китайской культуре до сих пор.

В книге «Дракон и китайская культура» Лю Чжисюна и Ян Цзинжуна-^ системно излагается версия происхождения культуры драконов с точки зрения археологии, обращается внимание на развитие образа дракона и его коннотации в различных династиях; рассматривается влияние культуры драконов на современную политику,

религию, культуру и искусство. В качестве аргументации в книге приводится большое количество убедительных артефактов и документальных материалов.

Культура дракона, воплощенная в различных областях художественного творчества, таких как фольклор, архитектура, музыка и т.д. вызывает большой интерес ученых. Высокая популярность танца дракона и гонок на драконьих лодках в Китае инициирует исследования фольклорных мероприятий, связанных с культурой дракона, в которых узконаправленно изучаются процессы их происхождения, развития и популяризации. Постепенно научные исследования на эту тему становятся глубже и богаче, вбирая в себя широкую историческую и культурологическую проблематику и акцентируя внимание на важности символа дракона для формирования национального духа и его влиянии на разные сферы культуры и практической деятельности.

В российской науке также присутствует устойчивый исследовательский интерес к данной теме. Образ дракона в китайской мифологии изучают О. /1. Некрасова-Каратеева, Е. П.

Сталинская J^l, его отражению в декоративно-прикладном искусстве посвящены статьи А.

С. Королевой В лингвокультурологическом аспекте исследуют концепт «Дракон - it

LONG» Е. А. Пляскина^, Е. Н. Островская^!. Символ дракона в духовной культуре

Китая, значение образа дракона в религиозных верованиях изучает В. В. Гарридо

Методология исследования включает в себя синтез историко-теоретических методов культурологии, а также частично социальной философии, искусствознания, историографии и технической эстетики. Это позволяет на основе обзора литературы о применении понятия наличия архетипического символа дракона в традиционной культуре в ее исторической ретроспективе приблизиться к пониманию происхождения, особенностей развития и традиционных духовных смыслов и ценностей, заложенных в данном культурном феномене. Анализ фактического использования рисунков драконов в традиционной одежде открывает возможности понимания трансформации образа дракона в современном дизайне одежды и аксессуаров, особенностей его применения в коллекциях модных дизайнерских брендов и декоре фэшн-мероприятий. Рассмотрение специфики применения узоров драконов в индустрии моды в разные сезоны и годы позволяет выявить тенденции их эволюции в области высокой моды.

Результаты и обсуждение. Историко-культурная ценность образа дракона в современном дизайне одежды заключается в функциональной определенности наследия - быть источником вдохновения, средством достижения успешности через приобщение к десакрализации наследия, в частности символики драконов. Поэтому на внутреннем рынке дизайнерской одежды и аксессуаров Китая существенный ее сегмент состоит из работ дизайнеров, работающих в сфере реинтерпретации образа в современной культуре и искусстве, в новых видах визуализации. Большинству понятно, что рисунки и узоры драконов на одежде работают в системе идентификаций национальной идентичности, поддерживают чувство культурной идентичности, побуждают людей покупать и с гордостью носить одежду с такой символикой. При этом сама художественная пластика креативного образа активизирует новые, ранее мало используемые качества современного социокультурного контекста открытого Китая. Художественная ценность образа активизируется через интерпретации формообразования и стилизации узоров дракона в контексте современных средств выразительности и предоставляют богатые возможности в моделировании дизайна. Используя элементы изображения дракона и интегрируя его в силуэт, покрой, принт и расцветку, дизайнеры преодолевают традиционные стереотипы, творчески перерабатывают образ в кодированные символы, условности, знаки и создают модные и

креативные образы, комплиментарные смысловому коду традиций. При сочетании модернизированного образа дракона, заимствованных принципов формообразования материала, бизнес стратегий многим китайским модельерам удается создать принципиально новые концепции моды.

Дизайн одежды - это способ выразить красоту человеческого тела с помощью различных материалов. Искусство моды - это практическая форма философии культуры, которая использует одежду как средство выражения, нарратив. Искусство моды основывается на последних достижениях науки, искусства, цифровизации, ориентируется на красоту

человеческой природы и функциональность изделий ^^ 131. Коммерческая ценность образа дракона в современном дизайне одежды проявляется в потенциале высокой привлекательности изделий. При наличии товаров с одинаковыми ценовыми и потребительскими характеристиками покупатель делает выбор на основе сопоставления цены и качества в пользу комплементарного образа с новыми и инновационными опциями. Являясь одним из традиционных узоров, рисунок дракона несет в себе

культурные смыслы и может удовлетворить потребности разных клиентов П41.

С растущей тенденцией экономической глобализации и международной интеграции все больше и больше дизайнеров ищут новые идеи для дизайна в своей национальной культуре. В качестве классического традиционного узора выделяется узор дракона. Например, китайский бренд Chow Tai Fook выпустил новую серию ювелирных украшений DIVENUS, дизайн которой обновлен с использованием узоров драконов (рисунок 1). Эта серия создана для женщин, хотя обычно узоры драконов используются в аксессуарах мужской одежды, чтобы подчеркнуть силу мужского образа. В данной серии узор дракона имеет гибкую форму, которая, по нашему мнению, далека от традиций изображения дракона в китайской культуре. Мягкие линии в украшениях Chow Tai Fook придают образу дракона современный вид. Линии узора облаков, оформленные по канонам традиционной китайской эстетики, обрамляют мягкий узор дракона и интерпретируют уникальный темперамент и элегантность восточных женщин. Каждое украшение с рисунком дракона тщательно инкрустировано бриллиантами, демонстрируя роскошь и изысканную пластику. Это ювелирное искусство, достойное самой высокой оценки.

В преддверии Нового Года Дракона в 2024 году, CLOT вновь объединяется с брендом Roots, чтобы запустить новую серию весенних фестивалей «Stay Lucky», цель которой — отпраздновать Лунный Новый год по восточному календарю. Эта серия сочетает в себе классический дизайн и пошив Roots с использованием экологически чистых материалов и органического хлопка с уличным стилем CLOT. Она специально украшена узорами на тему Года Дракона для создания бейсбольных кожаных курток, толстовок, спортивных штанов, шапок и носков, а также футболки, кожаные банф-сумки, кожаные сумки-тоут и

*

Рисунок 1. Chow Tai Fook. Кольцо с узором дракона

широкий выбор аксессуаров.

Элементы традиционного китайского рисунка дракона успешно применяют не только китайские, но и зарубежные дизайнеры. Благодаря их качественно иному культурно детерминированному видению образа, элементы традиционного китайского рисунка дракона получили широкое применение на подиумах высокой моды и актуализировались с новым концептуальным смыслом. Например, в серии украшений Cartier источником вдохновения явились китайские элементы с узором дракона. Использовался образ дракона в его классическом императорском значении, подчеркивающий особый социальный статус, и так был создан так называемый «императорский стиль» коллекции 2022 года, который получил широкое распространение на азиатско-тихоокеанских рынках. Этот стиль получил признание, интонируя идею благородства и социального доминирования Cartier (рисунок 2) на мировом рынке аксессуаров.

Рисунок 2. Картье (Cartier). Часы с золотым драконом

С самого начала XXI века в ведущих центрах моды ведутся разработки дизайна, адаптированные для европейского потребителя. Так, источником творческого вдохновения для создания коллекции одежды на Неделе весенне-летней моды О&С 2009 в Милане послужили не очевидные образы дракона, а стилизованные и ритмично

упорядоченные семантические структуры узоров дракона Модернизированный

прототип традиционного узора китайского дракона на однотонной основе фактуры материала придал коллекции особую оригинальность. Образ элегантен мягкой асимметрией принта и уникального силуэта популярного европейского мужского костюма (рисунок 3).

Рисунок 3. D&G. Мужская одежда с рисунком дракона

Парадокс заключается в том, что интерес к принту в самом Китае усилился после использования его на тихоокеанском и европейском дизайн локациях. Вышеприведенные примеры показали, что узор дракона слишком специфичен и тем не менее стал активно использоваться в изменившемся китайском обществе, которое во многом стало глобализированным, технологичным, образованным. Произошли процессы урбанизации и интеграции в системные мировые процессы. И со второго десятилетия XXI века мы видим ревитализацию наследия традиционной культуры в целом, национального символа - дракона, в частности. Это отражает процессы системного самопознания нации в глубины своей истории.

Итак, образ дракона издавна использовался как уникальный традиционный узор китайской одежды. Исторически он выступал как знак высокого статуса, в дальнейшем с развитием общества он превратился в символ благополучия и успешности. Декоративное значение постепенно укреплялось в мире моделирования одежды, было оценено и признано дизайнерами и потребителями из разных стран, что привело к растущей популярности традиционного китайского рисунка дракона у себя на родине. Традиционный китайский образ дракона стал новым источником вдохновения для современных узоров. Но триггерной точкой послужил интерес иностранных дизайнеров к китайскому узору дракона, он побудил китайских модельеров глубже прочувствовать культурную и эстетическую ценность образа.

Сегодня традиционные китайские узоры (переформатированные образы) драконов широко используются в современном дизайне одежды, обеспечивая широкую коммуникационную платформу для распространения дизайна одежды с китайской спецификой. Такая уникальная ситуация сложилась в 2008 году, когда на Олимпийских играх в Пекине было представлено много примеров дизайна с применением рисунка дракона. Среди них наиболее характерной является медаль Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Вдохновением для общего дизайна медали послужили древнекитайские нефритовые диски Би с рисунком дракона. Медаль состоит из двух элементов: нефритовый круг, символизирующий образ дракона, и металлическая вставка, на которой выгравирована эмблема Олимпийских игр в Пекине. Наиболее яркой особенностью является конструкция крючка в виде узора дракона (рисунок 4). Медаль выполнена в традиционном стиле и выглядит благородно и элегантно. Она не только

отражает наилучшие пожелания, передаваемые победителю через символику дракона, но и транслирует традиционные культурные ценности -ШП. Медали Олимпийских игр 2008 года в Пекине являются шедевром сочетания китайской и западной художественной традиции и олимпийского духа .

Рисунок 4. Медали Олимпийских игр 2008 года в Пекине

Другим примером использования в дизайне узора дракона является спортивная форма китайской команды по настольному теннису (рисунок 5). Дизайнер изобразил на передней части соревновательной формы ревущего дракона, который выступает как символ национального духа и передает гордость дизайнера за свою страну.

Рисунок 5. Олимпийские игры 2008 года в Пекине, спортивная форма китайской команды

по настольному теннису

С развитием социальной системы, экономики и культуры в современном бытовом дизайне все больше преследуется исключительно декоративная красота. В традиционном обществе всякое украшение было, в первую очередь, средством выражения некоего социально значимого содержания и часто не имело самостоятельной художественной ценности. Так, узоры драконов на одежде прошлых династий хотя и доставляли эстетическое наслаждение, но выполняли роль аксессуаров с определённым значением. В современном дизайне одежды и аксессуаров художественная ценность рисунка дракона в основном связана с творческой индивидуальностью и авторским стилем. Тем не менее, чем более ощутим и узнаваем национальный и региональный компонент в стилистике узора, тем выше его художественная ценность.

Сегодня китайские узоры драконов считаются типичными элементами дизайна и все чаще используются в работах зарубежных модельеров, чтобы лучше выразить китайский

стиль и восточный шарм. Например, версия сумки Lady Dior с принтом дракона была специально разработана Джоном Гальяно для проекта Style China и представляет собой изделие из китайского шелка с традиционным цветочным декором и оригинальной ручкой в виде дракона (рисунок б).

Рисунок б. Диор. Сумочка с драконом

Еще один пример: на Парижской неделе моды «Осень-зима 2010-2011» французский дизайнер Жан Поль Готье использовал узор китайского дворцового дракона на чулках, напоминающих «драконьи сапоги» древних китайских императоров (рисунок 7). Отметим, что уникальные работы автора полны экзотики и восточных элементов.

Рисунок 7. Жан Поль Готье. Узор в виде дракона на чулках

Добавление элементов традиционного рисунка дракона в современный дизайн придает предметам одежды национальную и региональную специфику, улучшает визуальное восприятие, наполняет дизайн культурным смыслом и активно продвигает китайскую культуру на международном уровне. Через современный дизайн одежды с рисунком дракона мы получаем возможность глубже понять традиционную культуру, объединяем восточные и западные традиции. Хотя восточное и западное искусство возникли из двух разных культурных систем и сформировали свои собственные художественные принципы, они оказали заметное влияние друг на друга. Примером такого рода можно считать творчество Ральфа Лорена, коллекция которого выразила возможности взаимодополнения достоинств западной лаконичной стилистики спортивного фасона

причудливостью декоративного изображения дракона (рисунок 8). Трудно совместимые, на первый взгляд, средства организации одежды как культурного текста преодолеваются созданием новаторского облика, комплементарного и западному, и восточному

потребителю одежды -1---1. Современные эстетические требования основываются на принципах большей лаконичности и проистекают из новых представлений о красоте формы - в этом успех коллекции.

Рисунок 8. Ральф Лорен. Свитер с принтом золотого дракона

В сочетании с европейскими традициями формообразования орнамент дракона всё шире используется в современном дизайне одежды и аксессуаров. В 2006 году Янь Шибин писал, что, когда мировая культура одежды стремится к унификации, а концепции дизайна продолжают углубляться, изображения драконов и далее будут интегрироваться в новые объекты западной культуры, сохраняя при этом суть традиционной китайской

культуры и приобретая новые коннотации 1АШ. в современном Китае усиливается тенденция этностилизации не только в декорировании, но и в формообразовании национального силуэта одежды. Традиционная китайская одежда, естественно свободная и украшенная рисунком дракона в двухмерной плоскости, представляет собой завершенный эстетический образ в культуре повседневности (рисунок 9).

Рисунок 9. Стилизованная одежда брендов Clot совместно с Canadian Roots

Западная концепция моделирования одежды отличается от китайской сосредоточенностью на трехмерной форме, сочетанием декоративных узоров со структурой одежды, вниманием к зрительному эффекту, который одежда создает вокруг человеческого тела.

Работы китайских дизайнеров в основном сохраняют черты традиционного китайского костюма и передают рисунок дракона как плоское декоративное изображение. В одежде часто используется полное изображение дракона или нескольких драконов, модельеры используют традиционные ткани, прежде всего - шелк, что подчеркивает выразительность узора. С течением времени эстетические вкусы людей изменились, с определенной точки зрения этот традиционный прием нанесения узора кажется слишком «жестким», тяжеловесным, не отвечающим потребностям эстетики и реальной жизни современных людей. Таким образом, современный дизайн рисунка дракона должен не только в значительной степени опираться на традиционные китайские узоры, но и учитывать ряд актуальных предпочтений потребителя, новую современную эстетику, постоянное внедрение инноваций в производство и быт людей, чтобы лучше адаптироваться к потребностям современного общества.

Традиционный узор китайского дракона можно сделать более простым и четким, либо абстрагировать, не нарушая общих правил формальной красоты, можно разделить и рассредоточить, а затем произвольно комбинировать графически. Композиция может быть основана на содержании, которое хочет выразить дизайнер, использующий всю свою фантазию для добавления, удаления и перекрытия элементов рисунка для создания новой формы. Например, в работе «Синие чернила», завоевавшей бронзовую медаль на китайском конкурсе дизайна вечерних платьев «Кубок Минжуй», дизайнер объединил узоры китайского феникса и рыбы с абстрактными узорами дракона, что

освежает традиционный образ в соответствии с современными тенденциями П21.

Модельеры уделяют особое внимание выбору ткани, поскольку разные ткани по-разному отображают рисунок. Когда материал, текстура и другие свойства ткани меняются,

рисунки на ткани также получают новые визуальные эффекты _ Только правильно сочетая традиционный китайский узор дракона с текстурой современных тканей, мы можем создать оригинальные модели, добавить блеска художественной концепции и

достичь идеальной гармонии 1211. Поэтому традиционный узор китайского дракона используется сегодня не только в привычных тканях, таких как атлас, хлопок и лен, но и сочетается с новыми материалами, что еще больше подчеркивает его очарование. Так, на церемонии открытия показов «Ночь меха сибирского тигра» и «Цветы цветут в течение четырех сезонов» дизайнеры умело интегрировали традиционные узоры дракона в элитную меховую моду - актуальную область дизайна, развивающуюся как в Китае, так и на Западе.

В наши дни многие дизайнеры предлагают готовую одежду в богатом китайском национальном стиле, демонстрируя мастерство в использовании узора дракона. В условиях современного швейного производства нанесение рисунка дракона на одежду стало относительно простым в техническом отношении, что снижает стоимость операции и обеспечивает стабильность качества. Теперь перед дизайнерами стоит задача совместить наследование традиционных приемов выполнения рисунка дракона с современными технологиями. Инновации в разработке моделей и производстве позволили готовой одежде с рисунком дракона перейти с подиума в повседневную жизнь людей.

С развитием социально ориентированной экономики узор дракона в дизайне одежды объединяет традиционную сущность и дух нового времени, достигая цели внутреннего единства между человеком и одеждой. Такая одежда становится повседневным товаром, которым широко могут пользоваться обычные люди, сохраняя при этом национальную идентичность и неповторимый этнический стиль. В сегодняшней рекламе по всему миру узор дракона справедливо характеризуется как жемчужина великой культуры китайской нации, что заставляет потребителя обратить свой взгляд на историю и культуру Китая.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В мире высокой моды узоры в виде драконов, насыщенные этническими особенностями, также все чаще появляются в работах восточных и западных дизайнеров. Яркий образ дракона как символа китайской культуры вносит в готовый продукт эффект красочности и праздничности.

Заключение. Образ дракона издревле занимает важное место в культуре и искусстве Китая, поэтому узор дракона приобрёл культовое значение в произведениях искусства и декоративно-прикладном творчестве. Образ дракона был интегрирован в сферу искусства китайской нации на протяжении тысячелетий. Являясь символом глубины китайской истории и культуры, а также духовной опорой китайской нации, образ дракона глубоко проник во все аспекты жизни людей и стал незаменимым и важным символом китайской традиционной культуры и культурной идентичности. Поскольку дракон, не существующий в реальном мире, является результатом национального воображения, а его свойства есть результат проекций качеств личности, общества, природных стихий, то его художественный образ наделен исключительной выразительностью в стилистике, что имеет колоссальный потенциал для широкого практического применения. Креативные индустрии Китая продолжают обращаться к наследию китайской традиционной культуры, благодаря чему создается «китайский стиль» в сфере мировой высокой и повседневной моды.

Библиография

1. Аверина О. Р., Байков Н. М. Экстремистская символика в интернет-пространстве как

фактор угрозы социализации молодежи // Власть и управление на Востоке России. 2017. № 3 (80). С. 79-86.

2. Борев, Ю. Б. Эстетика: Отношение к действительности. Творчество. Произведения. Природа. Природа и виды искусства. Художественный процесс. Обращение с искусством / Ю. Б. Борев. - Москва : Русь-Олимп, 2005. 829 с. ISBN 5-17-027377-0.

3. Вэнь Идо. Исследование образа Фуси. Шанхай: Шанхайское издательство древних книг, 2006. - 207 с. [S0-^o {Ш#„ ±SSÍfÜ№ttc 2006о 207 3Í0

4. Вэнь Идо. Дракон и феникс. Мифология и поэзия. Шанхай: Шанхай жэньминь чубаньшэ, 2005. - С. 58-62. ííffi-^ifc 2005^о f¡58-62Мо

5. Ван Дайоу. Китайская культура драконов [М]. China Times Economic Press, 2006. I

Ф^шх^т. íiw^MíSíí, 2006.

6. Лю Чжисюн, Ян Цзинжун. Дракон и культура Китая. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1992. - 519 с. ШЖШШШ.Ж^-ФШХ^,, JtR:lgíiJÍtt, 1992. - 519 3Í0

7. Некрасова-Каратеева О. Л., Сталинская Е. П. Методологические подходы к изучению иконографии образов китайской мифологии // Искусство и диалог культур: сб. трудов XV Междунар. науч.-практ. конф. (Санкт-Петербург, 7 апреля 2022 г.). СПб.: Астерион, 2022. С. 102-107.

8. Королева, А. С. Интерпретация образа дракона в системе декоративно-прикладного искусства и быта Китая / А. С. Королева, Р. М. Валеев // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2017. № 2. С. 108-113.

9. Пляскина, Е. А. Концепт «дракон/^й lóng» в китайской лингвокультуре: традиции и современность/ Е. А. Пляскина // Китайский язык: лингвистические и методические аспекты : Материалы международной научной конференции, посвященной 60-летнему юбилею кафедры китайского языка, Чита, 02 ноября 2021 года / Отв. редактор Е.А. Юйшина. Чита: Забайкальский государственный университет, 2021. С. 36-46.

10. Островская, Е. Н. Лингвокультурологический анализ языковых единиц, характеризующих образ дракона в Китае / Е. Н. Островская // Язык, культура и литература : Ежегодник. Том Выпуск 2. Волгоград : Научный издательский центр «Абсолют», 2020. С. 53-57.

11. Гарридо, В. В. Образ дракона Лун-ван в религиозных верованиях Древнего Китая / В. В. Гарридо // Религиоведение. 2020. № 1. С. 67-72. DOI 10.22250/20728662.2020.1.67-72.

12. Мэнь Жэнь. Узоры драконов в год Дракона [J]. Коллекционеры, 2000, (2): 6 / ПА.

[J]. ШШШ, 2000,(2):6

13. Тань Чжи. Узор дракона и украшение одежды [J] 2003,(2):31 / [J] 2003,(2):31

14. Гуань Дэминг, Цуй Жунжун. Эстетика модного дизайна. Пекин: Китайское текстильное издательство. 2008. 3-4 И^ [М] ФВШЯЖШЙ, 2008. 3-4

15. Ту Даньдан, Ченг Ючжу, Си Сянжун. Исследование гуманистической ценности, содержащейся в переработке тканей одежды. Популярная литература и искусство, 2010. 2: 136. [J]. 2010.(2): 136

16. Лю Пинпин. Исследование украшений дракона на бронзовых изделиях государства Чу в династии Восточная Чжоу [D]: [Магистерская диссертация], Ухань: Уханьский технологический университет, 2010:40. ^¡аааа.МШШЩЩЩ^ЖШ^'^ [D]:

. ШХ: ШИИ^, 2010:40

17. Лю Чжицинь. Современная ценность культуры драконов [J], Журнал Пуянского педагогического института, 2001. 3. ЖХ^ШШШШ^]. 'ШШЩ^Ш^-Ш, 2001(3).

18. Янь Шибин. Взгляд на национальный дух с точки зрения культуры драконов [J], Академический обмен, 2006. 2. ГШМ. MitXItifgJtfSMJJ- ^^ЗШ, 2006(2).

19. Хэ Синлян. Дракон и название rofla[J]. Журнал Юньнаньского университета, 2000. 5. ЯЖЙ. Л^ЩЯ ЁШЛ^М, 2000(5).

20. Ван Дайоу. Происхождение культуры драконов и фениксов [М]. Пекин: Beijing Arts and Crafts Press. 38. #MXit3S3fE[M]. ±1988. 38.

21. Чэнь Шусян. Китайский Дракон [М]. Гуйлинь: Издательство Лицзян. 79. ШШ.Ш- ФИЙ #[М]. 1982. 79

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Паттерн дракона в трендах современного дизайна одежды», в которой проведено исследование применения традиционной китайской символики в современной индустрии моды. Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что использование рисунков драконов в современном дизайне одежды популяризирует традиционную китайскую культуру, играет уникальную роль в художественном творчестве и имеет коммерческую привлекательность. Автором отмечена всесторонняя всемирная популярность паттерна дракона, его коммерческая, гуманистическая, художественная ценность. Методологическую базу исследования составили общенаучные методы анализа и синтеза, описание, а также социокультурный и художественный анализ. Теоретическим обоснованием автору послужили труды таких китайских и российских исследователей как Вэнь Идуо, Лю Чжисюн, Ван Дайоу, Ян Цзинжун, О./1. Некрасова-Каратеева, Е.П Сталинская, Е.А. Пляскина, E.H. Островская. Эмпирическим материалом выступили образцы как традиционного и современного дизайна одежды Китая, так и коллекции всемирно известных модных домов.

В описании методологии исследования автор пишет, что им проведены полевые исследования для ознакомления с практикой фактического использования рисунков драконов в традиционной и современной одежде, проведено интервьюирование специалистов и членов сообществ, занимающихся данным видом деятельности, получены и зафиксированы образцы моделей. Однако в тексте статьи отсутствуют обработанные результаты интервью и изображения изученных образцов одежды. Цель исследования - анализ и осмысление феномена применения образа дракона в моделировании современной одежды как фактора обращения к знаковым элементам традиционной китайской культуры, который в сочетании с элементами западной культуры становится востребованной и перспективной инновацией в современном дизайне одежды не только в мире высокой моды, но и в культуре повседневности. В тексте статьи цель прописана автором в самом начале, тем самым автор нарушает логику изложения результатов научного исследования.

На основе анализа научной обоснованности изучаемой проблематки автор отмечает широкую освещенность вопроса культуры драконов и ее роли в истории и

социокультурном развитии Китая как в китайском, так и российском научном дискурсе. Научная новизна данного исследования заключается в культурологическом обосновании популярности символики дракона в глобальной индустрии моды. На основе проведенного исследования автор отмечает применение символики культуры драконов в таких аспектах современного модного дизайна, как стиль одежды, структурный и цветовой дизайн, дизайн тканей и узоров, а также дизайн аксессуаров. Примерами автору послужили коллекции модных домов Dior, D&G, Жана Поля Готье, Ральфа Лорена, китайского бренда Chow Tai Fook.

Особое внимание автор уделяет изучению символики культуры дракона непосредственно в Китае, где она несет не только эстетическую, но и социокультурную ценность, являясь репрезентацией мощи, духовности и процветания страны.

Автор связывает перспективы популяризации китайского стиля в глобальной индустрии моды с ростом экономического и культурного влияния Китая.

В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала.

Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.

Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение возможностей синтеза уникальной культуры определенного народа с глобальными тенденциями в сфере дизайна одежды представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет довольно четкую, логически выстроенную структуру, способствующую полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 21 источника, в том числе иностранного, что является достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Тем не менее, автор выполнил поставленную цель, получил определенные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения всех указанных выше недостатков.

Результаты процедуры повторного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться злесь.

Предметом исследования, как отразил автор в заголовке представленной для публикации в журнале «Философия и культура» статьи («Символ дракона в трендах современного дизайна одежды»), является символ дракона. Объект исследования также отражен в заголовке — это современный дизайн одежды.

В представленном на рецензирование материале есть сильные и слабые стороны. Сильной стороной является мысль автора о том, что проникновение в европейские бренды традиционной китайской символики подчеркнуло значимость мягкой силы китайской культуры и повлияло на рост национального самосознания китайских дизайнеров. С одной стороны, брендирование является маркетинговой технологией, повышающей потребительский спрос на узнаваемую потребителем линейку оформленной в рамках единого бренда продукции. С другой — глубокое символическое содержание

бренда позволяет технологию брендирования подчинить целям продвижения определенного содержания. Во втором случае популярные бренды, объединенные единой исходной символикой, становятся трансляторами общего содержания — средствами передачи и распространения заложенного в исходном символе послания. Таким посланием, по мысли автора, является символическое содержание мифического образа дракона, означающего в китайской традиции власть, богатство и благополучие (автор, в частности, упоминает, что в определенный исторический период символика дракона в Китае означала феодальную власть, обслуживая интересы правящего класса). Распространение символики дракона и китайского стиля в мировых брендах, таким образом, транслирует идею могущества китайской цивилизации, мировое влияние которой сегодня подкрепляется экономическими, технологическими и культурными достижениями современного Китая.

Сильной стороной представленного материала также является мысль о тотемном происхождении символа дракона, почерпнутая автором из авторитетных источников. Рецензент отмечает, что эта мысль не обрела в исследовании достаточного освещения. Тотем является важнейшим атрибутом культурной идентификации, означает сопричастность носителя тотема определенной культурной парадигме. Распространение тотемной символики усиливает влияние тотема на самосознание и самоидентификацию его носителя, означая пределы обжитого пространства. В частности, распространение тотемной символики дракона в западных брендах расширяет обжитое пространство китайской культуры. И в этом пространстве представитель китайской культуры уже чувствует себя более уверенно, нежели в окружении неизвестных ему тотемов и символов.

Вместе с тем, в представленном тексте есть и существенные недочеты, слабые стороны. Во-первых, сильно затрудняет прочтение мысли автора большое количество нарушений норм русского языка. В отдельных суждениях мысль совершенно не читается (например: «Автор также утверждает, что китайская культура драконов произошла от предка Фуси клан, клан Лей Цзе, крокодила, бога грома и клана тотема», «Начиная со времени происхождения и места рождения образа дракона, заканчивая национальным духом, олицетворяющим дракона, и влиянием дракона на определенную область и даже народную деятельность, связанную с ним, различные исследования на эту тему становятся глубже и богаче», «Зафиксированы случаи использования образа дракона в современном дизайне одежды и проанализированы особенности их применения в коллекциях дизайнеров, брендов и модных мероприятий», «Дизайнер упростил свою абстракцию: один слева и один справа, в ползучей и симметричной форме, которая образует весь крючок», «В наше время в дизайне одежды художественное значение рисунка дракона направлено на процесс избавления от формализации практического смысла, в котором референт реалистического символа устраняется, классифицируется как означающее художественного символа и создается художественная форма», «Что еще более примечательно, так это то, что существует удивительная корреляция между западным современным дизайном одежды и восточным традиционным художественным узором дракона, что еще больше подчеркивает художественную ценность традиционных китайских узоров дракона, которые нельзя игнорировать в современном обществе», «Меняющаяся тенденция рисунков драконов тесно связана с эстетическими изменениями современной одежды: она больше не придерживается только своего культурного значения, но уделяет больше внимания формированию формальной красоты, соответствующей людям и моде», «С развитием времени и развитием эстетического сознания стиль рисунка дракона уделяет больше внимания гуманистическим ценностям на основе использования достоинств традиционных китайских моделей одежды, модифицируя красоту человеческого тела красотой одежды,

выражающей последние модные тенденции» и др.). Большое количество неясных выражений не позволяет соотнести профессиональную лексику (терминологию) с повседневной, что существенно подрывает теоретическую значимость статьи и не позволяет проследить причинно-следственную логику авторской мысли. В этом смысле представленный текст нуждается в литературной вычитке и корректировке носителем языка.

Во-вторых, автор употребляет отдельные термины, не пояснив читателю их значения, причем так часто в отношении совершенно различных объектов, что эти термины теряют конкретное значение. Например, не ясно, что автор понимает под «культурой дракона» и «культурой дракона и феникса». Это разные культуры или одно то же? Не ясно в Китае одна культура дракона или много разных культур разных драконов?

Другой пример потери значение термином: «традиционный китайский узор дракона» и «традиционные китайские узоры драконов». Автор указывает на наличие некоторых узоров в западной моде, но не поясняет российскому читателю, как отличить традиционный китайский узор дракона от нетрадиционного или некитайского. Не ясно даже отличает ли сам автор традиционный китайский узор дракона от других изображений драконов (например, в европейской геральдике, христианской демонологии или языческой гримологии европейских народов). Складывается впечатление, что автор в принципе готов отнести к китайской символике любой образ дракона лишь на том основании, что ему не известны иные культурные традиции. Интересно, известен ли автору русский Змей Горыныч? Не родственник ли он китайскому дракону? А саламандра в известном немецком бренде Salamander GmbH? Не ясно также, что автор понимает под паттерном дракона.

В любом случае, автору следует внимательно проработать понятийно-терминологический аппарат своего исследования и дать читателю однозначные определения основных его категорий.

К методологии исследования автор отнес: 1) обзор литературы, 2) анализ фактического использования рисунков драконов в традиционной и современной одежде, 3) анализ специфики применения узоров драконов в индустрии моды в разные сезоны и годы, 4) исследование тенденции эволюции узоров драконов в области высокой моды. По существу, автор перечислил решаемые им научно-познавательные задачи, но не указал с помощью каких научных методов он их решает. Возможно, по причине языковых сложностей автор не сумел донести читателю свои методические принципы, поскольку среди указанной им литературы есть и авторитетные научно-методические разработки. По причине тех же языковых сложностей и рецензенту крайне затруднительно заключить, реализовал ли автор намеченную программу исследования или нет. Актуальность выбранной темы автор поясняет тем, что «культурный подтекст требует новаторского использования традиционных культурных элементов, таких как узор дракона, имеющий ценность в традиционной культуре Китая». Хотя какие-то разъяснения и следуют за упоминанием загадочного «культурного подтекста», они его не поясняют. Читателю остается лишь догадываться о мысли автора (что же за неведомая сила требует новаторского использования традиционных культурных элементов?) и наделять неясный термин собственным содержанием. Рецензент отмечает, что статья посвящена исключительно актуальной теме распространения символики дракона в трендах современного дизайна. Но главный вопрос, тревожащий, по меньшей мере Запад (символизирует ли распространение традиционного образа китайской культуры стремление Китая доминировать во всем мире?) автор так и не поставил. Научная новизна статьи остается небесспорной ввиду обозначенных выше языковых затруднений. Рецензент не исключает наличие элементов научной новизны в представленном материале, составляющих сильную его сторону.

Стилистика текста, как отметил рецензент выше, является наиболее слабым местом представленного материала.

Структура статьи в целом соответствует логике изложения результатов научного исследования, но содержание обозначенных автором структурных разделов требует доработки.

Библиография в целом раскрывает проблемную область исследования и его теоретические основания; её оформление нуждается в небольшой корректировке с учетом требований редакции и ГОСТа.

Апелляция к оппонентам в основном носит комплементарный характер. Автор не участвует в острых теоретических дискуссиях. С учетом опоры автора на анализ эмпирического материала, в целом апелляция к оппонентам может считаться достаточной.

В силу актуальности затронутой автором темы, определенный интерес читательской аудитории журнала «Философия и культура» к планируемой публикации можно гарантировать. Поэтому рецензент рекомендует автору доработать представленный материал и представить его для повторного рецензирования.

Результаты процедуры окончательного рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться злесь.

Предмет исследования - символика дракона в дизайне одежды и аксессуаров в контексте актуализации традиционного культурного наследия Китая

Методология исследования отмечает автор, «включает в себя синтез историко-теоретических методов культурологии, а также частично социальной философии, искусствознания, историографии и технической эстетики». И на основе обзора и анализа литературы «о применении понятия наличия архетипического символа дракона в традиционной культуре в ее исторической ретроспективе» дает возможность исследователю «приблизиться к пониманию происхождения, особенностей развития и традиционных духовных смыслов и ценностей», заложенных в символику дракона, оригинального культурного феномена Китая.

Актуальность. Автор пишет, что «образ дракона как культурный символ стал основой национального бренда и обеспечил ему высокую конкурентоспособность», а использование рисунка дракона в дизайне одежды, повышает интерес к традиционной культуре. Автор статьи отмечает, что «актуальным является анализ и осмысление феномена применения образа дракона в моделировании современной одежды как фактора обращения к знаковым элементам традиционной китайской культуры, который в сочетании с элементами западной культуры становится востребованной и перспективной инновацией в современном дизайне одежды не только в мире высокой моды, но и в культуре повседневности». Актуальность исследуемой темы очевидна. Научная новизна определяется постановкой проблемы и задач. Новизна также обусловлена тем, что в статье фактически впервые изучается символика дракона в дизайне одежды с древности до настоящего времени.

Стиль, структура, содержание. Стиль статьи научный с элементами описательности, что делает текст статьи легким для чтения и восприятия. Структура работы направлена на достижение цели и задач исследования и состоит из следующих разделов: Введение; Обзор литературы; Методология исследования; Результаты и обсуждение; Заключение. Во введении автор вносит ясность в применяемый им понятийный аппарат, дает описание терминов: символ дракона, образ дракона, рисунок дракона, узор, орнамент

дракона и поясняет, что автор использует «понятия «образ дракона», «символика дракона» в широком концептуальном значении, а термины «рисунок дракона», «узор, орнамент дракона» - в прикладном значении как отражение дизайнерских решений». Обзор литературы, представленный автором емкий и качественный. Автор отмечает, что изучение образа дракона в культуре, искусстве Китая идет к глубокой древности, в современный период «дракон перестал быть символом привилегий феодально-автократического класса», а китайские исследования стали популярными и в западных странах. В статье отмечены работы китайских исследователей (Вэнь Идо, Ван Дайоу, Лю Чжисюна и Ян Цзинжуна ), отмечается, что среди российских исследователей есть большой интерес к изучению символики дракона. Различные вопросами данной темы изучают О. Л. Некрасова-Каратеева, Е. П. Сталинская,А. С. Королевой,Е. А. Пляскина, Е. Н. Островская, В. В. Гарридо. В статье много интересным материалов и деталей использования символа дракона в дизайне одежды и отмечается, интерес к принту дракона в одежде в Китае усилился после использования европейскими дизайнерами. Приводятся примеры использования символики дракона в ювелирных изедлиях, обуви, женских сумок и т.д. А в самом Китае оригинальным было использование символики дракона в 2008 году на Олимпийских играх (в медалях), а также в одежде китайских теннисистов. Текст статьи иллюстрирован рисунками (всего 9 рисунков), что делает текст статьи более доступным и понятным. Текст статьи логично выстроен и последовательно изложен. В заключении приведены обоснованные выводы по теме исследования. Автор пишет: «Образ дракона издревле занимает важное место в культуре и искусстве Китая, поэтому узор дракона приобрёл культовое значение в произведениях искусства и декоративно-прикладном творчестве... Являясь символом глубины китайской истории и культуры, а также духовной опорой китайской нации, образ дракона глубоко проник во все аспекты жизни людей и стал незаменимым и важным символом китайской традиционной культуры и культурной идентичности. Поскольку дракон, не существующий в реальном мире, является результатом национального воображения, а его свойства есть результат проекций качеств личности, общества, природных стихий, то его художественный образ наделен исключительной выразительностью в стилистике, что имеет колоссальный потенциал для широкого практического применения. Креативные индустрии Китая продолжают обращаться к наследию китайской традиционной культуры, благодаря чему создается «китайский стиль» в сфере мировой высокой и повседневной моды».

Библиография работы состоит из 21 источника на русском и китайском языках российских и китайских исследователей. Автор грамотно использовал источники, что дало ему возможность достичь цели статьи и поставленных задач. Текст статьи читается с интересом и легко.

Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации и проделанной работы.

Выводы, интерес читательской аудитории. Статья вызовет интерес у специалистов и широкого круга читателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.