Научная статья на тему 'СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА И ЕГО ОТТЕНКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА В.С. ВЫСОЦКОГО И В.Р. ЦОЯ'

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА И ЕГО ОТТЕНКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА В.С. ВЫСОЦКОГО И В.Р. ЦОЯ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветовое пространство / поэтический текст / цветовой символ / Высоцкий / Цой / color space / poetic text / color symbol / Vysotsky / Tsoi

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хулина К.И.

В статье исследуется цветовая картина мира в лирических текстах В.С. Высоцкого и В.Р. Цоя на примере символического образа красного цвета. В работе отмечена функциональная значимость цвета в художественном тексте, обозначены причины обращения поэта к выбору цветообраза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SYMBOLIC EXPRESSION OF RED COLOR AND ITS SHADES IN A POETIC PICTURE OF THE WORLD V. S. VYSOTSKY AND V. R. TSOI

The article examines the color picture of the world in the lyrical texts of V.S. Vysotsky and V.R. Tsoi on the example of the symbolic image of red color. The paper notes the functional significance of color in the literary text, identifies the reasons for the poet's appeal to the choice of color.

Текст научной работы на тему «СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА И ЕГО ОТТЕНКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ КАРТИНЕ МИРА В.С. ВЫСОЦКОГО И В.Р. ЦОЯ»

PHILOLOGICAL SCIENCES

СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КРАСНОГО ЦВЕТА И ЕГО ОТТЕНКОВ В ПОЭТИЧЕСКОЙ

КАРТИНЕ МИРА В.С. ВЫСОЦКОГО И В.Р. ЦОЯ

Хулина К.И.

ФГБОУ ВО "Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского " (Россия)

THE SYMBOLIC EXPRESSION OF RED COLOR AND ITS SHADES IN A POETIC PICTURE OF

THE WORLD V. S. VYSOTSKY AND V. R. TSOI

Hulina K.I.

Federal state budgetary educational institution "Bryansk state University

named after academician I. G. Petrovsky"

Аннотация

В статье исследуется цветовая картина мира в лирических текстах В.С. Высоцкого и В.Р. Цоя на примере символического образа красного цвета. В работе отмечена функциональная значимость цвета в художественном тексте, обозначены причины обращения поэта к выбору цветообраза. Abstract

The article examines the color picture of the world in the lyrical texts of V. S. Vysotsky and V. R. Tsoi on the example of the symbolic image of red color. The paper notes the functional significance of color in the literary text, identifies the reasons for the poet's appeal to the choice of color.

Ключевые слова: цветовое пространство, поэтический текст, цветовой символ, Высоцкий, Цой. Keywords: color space, poetic text, color symbol, Vysotsky, Tsoi.

Красный - сильнейший цвет из всех имеющихся в цветовой гамме. В переводе со старославянского языка его название звучит как «самый лучший» [Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера, URL]. Колороним красный считается цветом мужчин, поскольку он символизирует Янь - энергию. Красный во всех встречающихся контекстах употребляется исключительно с лексемой «самый»: самый агрессивный, самый яркий. Он символизирует кровь, гнев, огонь, войну, революцию, смерть, с одной стороны, но силу, мужество, здоровье, любовь, страсть, - с другой [Смысловое значение основных цветов. Красный, URL].

Красный цвет исторически значим и символически насыщен. В римской мифологии красный -цвет Марса, бога войны. В древнем Вавилоне красный - цвет Неграла, бога смерти. В Египте красный лотос был символом крови, пролитой Осирисом и цветом воинов. В Индии красный - это цвет сословия воинов. Красный стал цветом международного социализма и левого крыла в политике в целом. Но одновременно красный олицетворяет и любовь. Например, в средневековом христианском искусстве он символизирует божественную любовь и милосердие. С другой стороны, в христианстве красный иногда напоминает о мучениках за веру. Не стоит забывать и о том, что красный имеет общий корень с лексемой красивый. Красный также обозначает стыд. Улицу, где находятся публичные дома, часто называют «улицей красных фонарей». Красный максимален как в цвете, так и в чувствах. [Смысловое значение цветов, URL ].

«Благодаря мифам, легендам, народному фольклору и рукописям можно смело утверждать,

что красному цвету уже в древности уделялось особое внимание. Так, многие археологи и этнографы отмечают, что этот цвет довольно широко использовался в наскальных рисунках древних людей» [Розовый цвет - Психология и значение цвета, URL]. Кроме того, красный цвет является цветом раскалённого солнца. Такое видение красного мы находим и в контексте В.Р. Цоя: «Вместо тепла -зелень стекла, Вместо огня - дым, Из сетки календаря выхвачен день. Красное солнце сгорает дотла, День догорает с ним, На пылающий город падает тень» («Перемен!») [Цой, URL]. Итак, колороним красный - это цвет раскалённого солнца, сгорающего до тла, но продолжающего существовать. Это очень схоже с душой человека, которая натерпелась и сгорела до тла, и теперь из этого пепла должен восстать человек. Красное солнце - символ грядущих перемен, перемен душевных, чего-то нового. Музыкант не призывает цвет к политическим переменам, как думают многие: «В книге «Тимур. "Врать только правду!"» Екатерины Андреевой приводятся его слова о том, что в «Перемен» говорится «о беспокойстве, неудовлетворении», а дальше уж слушателям предстоит «додумать песню по-своему» [История песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино», URL]. Проводя параллель между творчеством В.С. Высоцкого и В.Р. Цоя, мы можем отметить символическую связь с темой природы в текстах музыкантов. В поэзии В.Р. Цоя встречается «раскалённое солнце», символизирующее беспокойство и неудовлетворённость души. У В.С. Высоцкого же мы сталкиваемся с образом заката, передающим пейзажную звучность: «Сто раз закат краснел, рассвет синел, Сто раз я клял тебя, песок моздокский, Пока ты жёг

насквозь мою шинель И блиндажа жевал сухие доски» («Сухари») [Высоцкий 1993: 115].

Антитезой дневному светилу в песне В.Р. Цоя «Перемен!» является луна, образ которой появляется в лирическом произведении «Печаль». Нашему взору представляется городская зарисовка: всё «тот же «город» - цивилизация «на холодной земле» и тяжёлое предчувствие скорой развязки»: «На холодной земле стоит город большой. Там горят фонари, и машины гудят. А над городом ночь, а над ночью луна, И сегодня луна каплей крови красна» («Печаль») [О песнях Цоя «Печаль» и «Свет», URL]. А «Маленький человек со светом своего уютного домика, искусственными фонарями и гудением машин противопоставляется Ночи Мироздания, в которой «Луна, каплей крови красна» [О песнях Цоя «Печаль» и «Свет», URL]. Колоро-ним красный в данном контексте отсылает нас к истории: «во времена Древней Руси восходящий на небе полумесяц красного цвета наталкивал людей на недобрые ассоциации, отсюда и пошло название «кровавая луна». Среди населения земного шара по сей день полно суеверных людей, которые считают, что увидеть ночью красное светило - очень плохая примета» [Самые красивые оттенки красного цвета, URL]. Следовательно, красный цвет выступает символом чего-то недоброго. В поэтических текстах В.С. Высоцкого мы также сталкиваемся с темой печали, которая представлена в стихотворении «Памяти Василия Шукшина», где красный цвет калины отсылает нас к тексту самого В.М. Шукшина «Калина красная», который является не только известной повестью гениального писателя, но и олицетворением его души. В.С. Высоцкий очень тяжело пережил утрату этого прекрасного актёра, режиссёра и писателя: «Ещё - ни холодов, ни льдин, Земля тепла, красна калина. А в землю лёг ещё один На Новодевичьем мужчина» («Памяти Василия Шукшина») [Высоцкий 1993: 205].

Человечество видит мир в цвете - так устроен его глаз, его зрительная цветовая память. Именно по этой причине многие цвета являются нарицательными для той или иной реалии. В творчестве В.С. Высоцкого очень часто мы встречаемся с этими «назывными» колоративами. Так, например, красный цвет используется для номинирования действительности поэта: «Ну где ж ты друг, наш третий друг? На машине с красной полосой» («Где третий друг?») [Высоцкий 1993: 202]. Красные полосы были на машинах правоохранительных органов, и по содержанию стихотворения мы можем сделать вывод, что один из героев произведения является преступником, которого «забрала» милиция. Для описания предметов, вещей игорного мира В.С. Высоцкий также прибегает к использованию колоронимов красный, чёрный: «Игратья буду и на красных и на чёрных, И в Монте-Карло я облажу все углы, - Останутся у них в домах игорных Одни хвалёные зелёные столы» («Передо мной любой факир...») [Высоцкий 1993: 172].

Даже во сне и с закрытыми глазами мы не перестаем видеть цвета. Цвет - это источник многих парадоксов мышления. Человек воспринимает

окружающий мир в цвете и в своем творчестве широко использует весь цветовой спектр, созданный природой, дополняя его другими красками. Самыми «цветными» произведениями являются фольклорные тексты. Именно устное народное творчество является корнем всех последующих шедевров литературы. Герои сказок часто встречаются в песенном творчестве рок-музыкантов (например, группа «Король и Шут» «Водяной»), а авторские песни тем более дают вторую жизнь героям сказок. Так, например, реально существовавший, но излюбленный сказочниками образ палача прослеживается в контексте В.Р. Цоя. «Прогулка романтика» - «песня о том, как кружась на кругах своих, яко белка в колесе, (люди) не замечают, что уже подошли к закономерному концу, что обратного проезда уже нет. История не имеет сослагательного наклонения... Современный «романтик» не верит сказкам, он преодолевает себя и свои страхи, и даже способен отказаться от вина и заказного веселья, ради самого себя... Его разбудят палачи - «человек в красной шапке». Ложь начала пути закономерно закончится смертью - это «кольцо» и «обратного поезда нет» [О песне Цоя «Прогулка романтика», URL]. «Я проснулся в метро, Когда там тушили свет; Меня разбудил человек в красной шапке. Это кольцо, И обратного поезда нет; Но это не станет помехой прогулке - романтика» («Прогулка романтика») [Цой, URL]. В использовании колоронима красный в данном контексте просматривается сказочный подтекст, так как красные шапки палачей были только в сказках, и об этом свидетельствуют все различные источники. Красный символизирует цвет крови. В песне «палач» - это не тот, о ком мы привыкли думать, а всего лишь человек, разбудивший лирического героя музыканта, в этом и заключается его «злодеяние».

В.С. Высоцкий «трезво» смотрел на жизнь, и в его творческом наследии нет места сказочным элементам. Взвешенные мысли, суровость взгляда на те или иные вещи и всё та же суровая реальность -вот что ему присуще. Неоднократно мы сталкиваемся с формированием метафорического образа, основанного на преобразовании семы прямого значения по цветовой характеристике и её ассоциативной связи с эмоциональным состоянием лирического героя: «А Парамонова сидит вся в новом шарфике, Как увидела меня - вся стала красная. У них первый был вопрос "Свобода Африки", А потом уж про меня в части "Разное"» («Про Парамонову») [Высоцкий, 1993: 37]. Красный цвет выступает в качестве символа неудержимой ярости, протеста.

У каждого народа или нации, страны или местности своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература - искусство слова. Именно в ней отражаются жизненные особенности любого народа. Зачастую история одного государства сливается с историей других, и так возникают значимые жизненные эпизоды, которые тоже имеют свою цветовую окраску. Так, например, колороним красный - один из цветовых знамений политического и молодёж-

ного движения анархистов. В.Р. Цой является музыкантом именно той эпохи, в которую молодёжь грезила этим анархизмом. Все хотели свободы: свободы от власти, свободы в выборе своего будущего. Такого рода атмосфера не могла не оставить отпечатка в творческом наследии В.Р. Цоя: «Довольно веселую шутку Сыграли с солдатом ребята: Раскрасили красным и синим, Заставляли ругаться матом» («Мама Анархия») [Цой, URL]. «Чёрно-крас-ный флаг является символом анархо-синдикализма и анарх-коммунизма. Принципы анархо-синдикализма, как части профсоюзного движения, базируются как на анархизме, так и на социализме (в большей степени, чем другие анти-капиталистические анархистские движения). Именно поэтому их флаг комбинирует чёрный цвет анархизма и красный цвет социализма» [Анархистская символика Свобо-допедия, URL]. Также стоит отметить, что красный цвет - цвет революции, а любая революция подразумевает применение насильственных методов для достижения поставленной цели - кровопролитие.

Может показаться совершенно абсурдным тот факт, что творчество рок-музыкантов, исполнителей авторской песни богато фразеологическими единицами, метафорами, эпитетами и многими другими средствами художественной выразительности. Музыканты говорят на языке народа, к которому обращены их композиции. И именно устойчивое выражение является тем самым «семечком», из которого произрастает древо смысла. Так, например, творчество В.Р. Цоя богато фразеологическими единицами. И в следующих строках мы встречаем трансформированный фразеологизм «на миру и смерть красна», в котором присутствует ко-лороним красный: «И никто не хотел быть виноватым без вина, И никто не хотел руками жар загребать, А без музыки на миру смерть не красна, А без музыки не хочется пропадать» («Пачка сигарет») [Цой, URL]. В выражении «на миру и смерть красна» смысл в том, что героически умереть при свидетелях - это весьма почётно, так как люди всегда будут помнить твой подвиг», «что же касается слова "красна", то в данном контексте оно означает почёт и уважение» [Что значит На миру и смерть красна?, URL]. В.С. Высоцкий в лирическом произведении «Пеле» для более точной передачи мысли использует простонародное выражение, в котором красный цвет выступает в качестве эпитета: «Комментатор из своей кабины Кроет нас для красного словца, Но не даром клуб "Фиорентина" Предлагал мильонзаБышовца» («Пеле») [Высоцкий 1993: 83].

Несмотря на то что В.Р. Цой и В.С. Высоцкий жили в разные эпохи, их окружали разные политические и социальные события, они имели разные интересы, но творчество обоих музыкантов насыщенно образными символами. Так, например, лексическая единица «красный» в поэтических текстах В.С. Высоцкого выступает в качестве символа, в стихотворении «Случай на таможне» лексема «красный» выступает в сочетании со словом «крест», образуя словосочетание, заключающее в себе значение «помощь, поддержка, спасение»: «Реки лью потные! Весь я тут, вот он я - Слабый

_65

для таможни интерес, - Правда, возле щиколот Синий крестик выколот, - Но я скажу, что это -Красный Крест» («Случай на таможне») [Высоцкий, 1993, с. 60]. Символичность, заключающаяся в совершенно реальных и обыденных лексемах, придаёт тексту более глубокий смысл. Так, «красная кровь» человека в поэтическом контексте В.Р. Цоя - вполне естественное явление, но его символическое значение имеет очень глубокий философский подтекст: «Красная, красная кровь - Через час уже просто земля, Через два на ней цветы и трава, Через три она снова жива И согрета лучами Звезды По имени Солнце...» («Звезда по имени Солнце») [Цой, URL]. Красная кровь рассматривается, как символ смерти на этой бренной Земле. Цвет пролитой крови - воспоминание о гибели людей. И речь идёт о гибели ни одного человека, а целых народов.

В творческом наследии В.Р. Цоя встречается особый цвет - красно-жёлтый: «После красно-жёлтых дней Начнется и кончится зима. Горе ты мое от ума, Не печалься, гляди веселей» («Красно-жёлтые дни») [Цой, URL]. Мы знаем, что смешение этих цветов в результате даёт оранжевый цвет, но для автора важно, чтобы читатель видел два разных оттенка в одной картине. Красно-жёлтые дни -это осенняя пора, это последний момент счастья перед ненавистной зимой. Красный - это бунтарство духа, безудержное веселье, своего рода провокация. Жёлтый же - это постепенное примирение с приближающейся зимой.

В мировой культуре алый цвет осмысливается в ассоциативной связи с красным цветом. Оба оттенка имеют сложную и противоречивую символику. «Кровавая» характеристика делает его эмблемой воинствующего, стремительного начала, но одновременно присутствует и в архетипе плодородия и красоты жизни. Так или иначе, алый цвет символизирует очень сильное чувство - будь то любовь или ненависть, а также высокую степень вдохновения, просветление [Самые красивые оттенки красного цвета, URL].

Рассматривая колороним алый в поэтическом тексте В.С. Высоцкого, можно вспомнить произведение А. Грина «Алые паруса». Удивительная история о прекрасной Ассоль, которая показывает нам, как важно верить в чудеса, которые всё-таки случаются. Употребляя алый цвет в своём лирическом произведении, В.С. Высоцкий словно погружает нас в маленькую сказку, которая названа «Баллада о маленьком человеке». И тема «маленького человека», которая уже неоднократно звучала в литературе, вновь врывается вместе с образом мистера Мак-Кинли: «Ночуешь в спаленках в обоях аленьких И телевиденье глядишь для самых маленьких. С утра полчасика займёт гимнастика - Прыжки, гримасы, отжимание от пластика» («Баллада о маленьком человеке») [Высоцкий 1991: 62]. Отметим, что сказочный колороним алый становится ущемляющим цветом «аленький» - оттенком оков, в которые зажат лирический герой.

«Созерцая розовый цвет, человек расслабляется, успокаивается, становится приветливым, дру-

желюбным. Этот цвет способствует созданию хорошего настроения, избавляет от негативных навязчивых мыслей» [Розовый цвет - Психология и значение цвета, URL]. Колороним розовый употребляется В.С. Высоцким только однажды, для описания природных явлений: «Былразвесёлый, розовый восход. И плыл корабль навстречу передрягам. И юнга вышел в первый свой поход, Под черепастым флибустьерским флагом» («Джентльмены удачи») [Высоцкий 1993: 143]. В данных строфах розовый цвет выступает в качестве символа всеобщей гармонии, а если учитывать, что поэт употребляет словосочетание «розовый восход», то и розовый - символ пробуждения солнца, а вместе с ним и целого мира.

Лирическая цветопись в поэзии бардов своеобразна и неповторима: это не просто один из поэтических приёмов, а важнейшая особенность философии, представлений о мире и человеке.

Красный цвет является одним из самых употребляемых в лирике писателей. Данный колоро-ним выполняет важную художественно-изобразительную функцию, прежде всего символическую, что является следствием отражения индивидуально-авторского сознания.

Поэтами используется большое количество фразеологизмов, метафор с использованием лексемы «красный», а также целого ряда его оттенков. У В.С. Высоцкого мы можем отметить алый цвет с негативным значением ущемления, а также розовый в отношении к природным красотам.

The scientific heritage No 28 (2018) Список литературы

1. Анархистская символика Свободопедия. URL: http://svoboda.wikia.com.

2. Высоцкий В.С. Мне есть что спеть... Неопубликованные и малоизвестные стихи В. Высоцкого. Чебоксары, 1993. 273 с.

3. История песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». URL: https://song-story.ru.

4. О песне Цоя «Прогулка романтика». Евгений Обухов-Петрик / Проза.ру. URL: http ://www.proza. ru.

5. О песнях Цоя «Печаль» и «Свет». Цой жив. Пора признать правду. URL: http://maxpark.com.

6. Розовый цвет - Психология и значение цвета. URL: http://zonatigra.ru.

7. Самые красивые оттенки красного цвета. URL: http://fb.ru.

8. Смысловое значение основных цветов. Красный. URL: http://mirznanii.com.

9. Смысловое значение цветов. URL: https://www.studsell.com.

10. Цой В. Сборник стихов. Поэзия. URL: http://bdn-steiner.ru.

11. Что значит На миру и смерть красна?. URL: https://модные-слова.рф.

12. Этимологический онлайн-словарь русского языка Макса Фасмера. Красный. URL: https ://vasmer.lexicography.on!ine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.