Научная статья на тему '«Символическое» цветообозначений в русской лингвокультуре'

«Символическое» цветообозначений в русской лингвокультуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2206
433
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ЦВЕТОВОЙ СИМВОЛ / ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ СМЫСЛЫ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ / CULTURE / COLOUR SYMBOLISM / POSITIVE AND NEGATIVE SYMBOLIC VALUES OF COLOUR-NAMING WORDS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мартьянова Наталья Анатольевна

В статье рассмотрено понятие цветового символа. Замечено, что данная реалия отражается не только в предметах быта, обрядах, но в и текстах, которые также могут служить источником национально-специфической информации. Цветовой символ в языке / речи реализуется в цветовых лексемах. Установлено, что в семантической структуре цветообозначений выделяются несимволические и символические значения. К несимволическим значениям относятся прямые и переносные семы. «Символическое» в семантике цветообозначений проявляется в том, что первичное содержание цветового слова становится условным обозначением для иного, более абстрактного содержания. На материале художественных и публицистических произведений показано, что ключевые для русской культуры цветовые лексемы «белый», «красный», «черный» имеют как позитивные, так и негативные сходные символические смыслы. Сделан вывод о том, что эти значения формировались длительное время, в их основе лежит связь заявленных цветовых символов с магией, религией, обществом и личностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the concept of the colour symbol. It is noticed that this realia is reflected not only in the items of everyday life and rites but also in the texts which can serve as a source of national-specific information. Colour symbol in the language / speech is implemented in colour lexemes. It is established that non-symbolic and symbolic meanings are distinguished in the semantic structure of colour-naming words. Direct and figurative semes are related to the non-symbolic meanings. «The symbolic» in the semantics of colour-naming words is revealed in the fact that the primary content of the colour-naming word becomes the symbol of a different, more abstract contents. On the material of fiction and non-fiction works it is shown that the key colour-naming lexemes for the Russian culture are «white», «red» and «black» which have both positive and negative similar symbolic meanings. It is concluded that these values have been formed for a long time. They were based on the connection of the stated colour-coded symbols with magic, religion, society and the personality.

Текст научной работы на тему ««Символическое» цветообозначений в русской лингвокультуре»

«СИМВОЛИЧЕСКОЕ» ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ1

Н.А. Мартьянова

Ключевые слова: культура, цветовой символ, позитивные и негативные символические смыслы цветообозначений.

Keywords: culture, colour symbolism, positive and negative symbolic values of colour-naming words.

В фокусе внимания современных исследований находится язык в тесной связи с человеком. Это привело к тому, что главенствующим в языкознании был признан антропоцентрический принцип, который возвратил человеку статус «меры всех вещей» и вернул его в центр мироздания. На новом этапе развития науки о языке акценты смещаются с изученного центра на проблемную периферию. В связи с этим на стыке областей научного знания возникают новые направления: этнопсихология, психолингвистика, когнитивная психология, социолингвистика, когнитивная лингвистика, этнолингвистика, внутри которых также происходит деление. Так, в пределах этнолингвистики возникла и позднее оформилась в самостоятельную науку лингвокульту-рология. В задачи этой научной дисциплины входит изучение и описание взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и народного менталитета, она создана, по прогнозу Бенвениста, «на основе триады - язык, культура, человеческая личность» и представляет лин-гвокультуру как линзу, через которую исследователь может увидеть материальную и духовную самобытность этноса [Воркачев, 2001].

Учеными замечено, что одним из средств передачи культурного и духовного опыта народа является цвет. Он становится центральной категорией как концептуальной, так и языковой картины мира, соотносимой с морально-нравственной, эстетической оценкой, семиотической и ценностной картиной мира данной национальной культуры, что позволяет говорить о цветовых предпочтениях, об этническом цветовом менталитете, цветовых лакунах и универсалиях, то есть о цветовой

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проект № 11-06-90739 моб. ст.)

картине мира [Гатауллина, 2005, с. 7]. От собственно цветовой картины мира отличают лингвоцветовую картину мира, которая эксплицируется лексическими средствами, имеющими в своей семантике элемент цве-тообозначения [Гуз, 2010, с. 8]. Единицей лингвоцветовой картины мира считается цветовой концепт [Гатауллина, 2005; Колесникова, 2009; Гуз, 2010]. Его относят к базисным и определяют как совокупность «осмысленных» и «прочувствованных» человеком эмоционально-ценностных и культурно-окрашенных смыслов цвета, нагруженного индивидуальными, социальными, этническими и другими наслоениями образов, символов, ассоциаций [Гуз, 2010, с. 8].

Концепт «цвет» выстраивает вокруг себя особое смысловое пространство. Процесс развития разноуровневых значений цвета шел длительное время, поэтому ученые выделили несколько эволюционных этапов в формировании семантики цвета: цвет - архетип, цвет - миф, цвет - символ, цвет - аллегория, цвет - метафора. [Бреслав, 2000, с. 61; Гатауллина, 2005, с. 8]. Восприятие цветов в форме архетипов связано с общечеловеческими первообразами, базирующимися в коллективном бессознательном. Мифы порождаются общечеловеческим сознанием, символы - национальным или культурным, а метафоры - индивидуальным. Это историческое ступенчатое движение сопровождается изменением интереса цивилизации к цвету. Во время царствования логического мышления, торжества науки падает интерес к мифу и символу, снижается их ценность для окружающей культуры. Как следствие, интерес к цвету тоже снижается: отрицается символика, он либо употребляется в сугубо практических целях, либо воспринимается на уровне бессознательного. Но в настоящее время, когда ведущей признается антропоцентрическая парадигма, возрождается интерес к мифу и символу (и сопутствующему им цвету) [Бреслав, 2000, с. 65].

Проблема символа разрабатывается длительное время исследователями в различных отраслях науки, как-то: лингвистике, литературоведении, философии, семиотике и др. К XXI веку оформилось достаточно большое количество определений данного понятия. Проанализировав их содержание, мы пришли к выводу, что ряд ученых соотносят символ с образом, знаком, аллегорией [Литературный энциклопедический словарь, 1987, с. 378; Азаренко, 2004, с. 613]. Существуют также иные толкования. Некоторые исследователи трактуют символ как образ. Например: [Квятковский, 1966, с. 263; Елисеев, Полякова, 2002, с. 203-204; Емельянова, 2003, с. 616]. Кроме этого, в научном сообществе символ определяют как особого рода знак [Машбиц-Веров, 1974, с. 348; Ахманова, 2010, с. 404; Доброхотов, URL].

Мы будем придерживаться последней точки зрения и рассматривать символ как знак (материально, чувственно воспринимаемый предмет, явление, действие др.), который предполагает использование своего первичного содержания в качестве формы другого, более абстрактного и общего содержания, причем вторичное значение объединяется с первичным под общим означающим [Шелестюк, 1997, с. 125].

К свойствам символа в современной гуманитарной традиции относят следующее: образность, мотивированность, комплексность содержания символа и равноправие значений в нем, «имманентная» многозначность и расплывчатость границ значений в символе, архетипич-ность символа, его универсальность в отдельно взятой культуре и перекрест символов в культурах разных времен и народов, встроенность символа в структуру мифологии, литературы, искусства и других семиотических систем. [Шелестюк, 1997, с. 125].

Цвет - древнейший символ, который относится к символическому ядру культуры благодаря своему высокому семиотическому статусу, простоте и большой этнокультурной значимости и емкости [Гатауллина, 2005, с. 9].

Цветовой символ в языке / речи реализуется через цветовую лексику (цветообозначения), имеющую символическое значение. Таким образом, в семантической структуре цветообозначений необходимо разграничивать несимволические и символические значения. К несимволическим значениям цветовых слов относятся прямые и переносные семы. Цветообозначения в прямом значении, как правило, передают абсолютный признак, не зависящий от оценки говорящего [Брагина, 1972, с. 79]. Цветообозначения в переносном значении допускают нарушение традиционных привычных норм употребления и создают поэтические образы, яркие метафоры [Брагина, 1972, с. 82-83]. Символическое значение цветообозначений проявляется в том, что первичное содержание цветового слова становится условным обозначением для иного, более абстрактного содержания.

По мнению языковедов, разнообразные символические значения цвета возникли под влиянием многих факторов. Этот тип значений цветолексем связан с ритуально-обрядовыми формами народной культуры (поверьями, мифами, заклинаниями, обрядами); с историческими событиями и личностями; с теософией христианства, ислама и других религий. На формирование символики цветоообозначений также оказало воздействие интеллектуальное достояние нации и человечества в целом - прецедентные феномены (литературные художественные про-

изведения, художественные и анимационные фильмы, фольклорные тексты, паремии) [Гатауллина, 2005, с. 10-12].

В психологии также существует мнение о том, что развитие цветового символизма основано на степени сакральности содержания, выражаемого посредством цвета. В соответствии с этим выделяются следующие этапы:

1. Космологический этап. Цвет как символ главных мировых сил и начал. Датируется от начала использования цвета как символа до Античности, которая рассматривается как «переходное время» ко второму этапу.

2. Богословский (религиозный) этап. Цвет как символ отдельных качеств высших сил, стихий, явлений. Цвет перестает полностью отождествляться с определенной силой или стихией. Ему отдается роль визуальной формы определенных качеств той или иной силы, формы, несомненно, большей, чем та, в которых она себя проявляет. Переход к этому этапу разрешает те многочисленные противоречия, которые неизбежно возникают при однозначном отождествлении цвета и высшей силы. Временные рамки - от античности и до эпохи Возрождения.

3. Социально-психологический этап. Цвет становится символом социально-политических структур и самого человека, включая его отдельные свойства и качества. Уже уместно говорить о «цвете нации», соотносить цвет с возрастом и полом человека, его темпераментом и пр. Основания для таких ассоциаций у различных авторов разные и нередко основываются на древних схемах символики, но главное уже случилось - цвет стал «вровень» с человеком. Временные рамки - от Возрождения до настоящего времени [Базыма, 2005, с. 9].

Итак, в рамках различных научных направлений признается, что цветовая символика соотносится с сознанием и общественнокультурной жизнью людей.

Предметом данного исследования становятся символические значения цвета в русской культуре. Материалом для наблюдения послужили цветообозначения, полученные путем выборки из публицистических текстов XX-XXI веков, художественных текстов XIX-XXI веков, поскольку цветовой символ, представленный в текстах разного типа, можно назвать когнитивным образованием, отсылающим к культуре [Выродова, 2008, с. 18].

С.В. Корсаков отмечает, что для русского народа наиболее значимыми являются противопоставления «белого» и «черного»

(светлого и темного), соотносимые с оппозициями «жизнь -смерть», «хороший - плохой» и др., а также триада «белый - красный - черный». Символика каждого цветообозначения неоднозначна, зачастую амбивалентна [Корсаков, 2009, с. 145]. Рассмотрим особенности семантики цветообозначений в русской культуре.

БЕЛЫЙ

В русской культуре белое - один из основных элементов цветовой символики, противопоставленный черному и красному. Он представляет обобщенно ряд цветов светлых тонов, а также большую цветовую интенсивность; обозначает отсутствие цвета, нейтрален и может быть превращен в любой цвет и получить любое толкование [Корсаков, 2009, с. 145]. Весь спектр символической семантики лексической единицы «белый» в рамках русской культуры может быть представлен на основании экспликации негативных или позитивных смыслов.

1. Негативная символика.

а) Знак траура, смерти [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000; Корсаков, 2009].

Лицо ее [Суламифи] было бело, и никогда оно не было так красиво при ее жизни (А. Куприн).

Розовые припухлости на запястьях казались простыми волдырями. Абсолютно белое лицо и красная вода. Никто не хотел верить в такой конец (Олег Глушкин).

б) Знак отрицательных эмоций (ужас, ненависть, тоска и др.) [Миронова, URL; Тресиддер, URL].

Никогда не забуду этих выпученных, омертвелых от безумного ужаса глаз. Я никогда бы не поверил, что у человека глаза могут стать такими белыми, огромными и чудовищно страшными (А. Куприн).

Тут уж одного ГПУ не хватило, актив мобилизовали, все свои же люди знакомые, но они какие-то обалделые стали, как околдованные, пушками грозятся, детей кулацкими выродками называют, кровососы, кричат, а в кровососах со страху в самих ни кровинки не осталось, белые, как бумага (В. Гроссман).

б) Знак призраков, духов, мифологических персонажей

[Бидерманн, 1996; Корсаков, 2009]:

Сидящие за столом стали приподниматься и всматриваться и увидели, что вместе с огоньком шествует к ресторану белое приведение (М. Булгаков).

<...>, и что-то белое, как будто облако, веяло посреди хаты; и чудится пану Даниле, что облако то не облако, что то стоит женщина; только из чего она: из воздуха, что ли, выткана? (Н. Гоголь).

2. Позитивная символика.

а) Знак духовности, святости, божественности [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000]:

Очередной жрец - древний старец в белой одежде, с бритой головой, безусый и безбородый, повернулся с возвышения алтаря к народу и произнес тихим, усталым голосом <... > (А. Куприн).

Вдали медленно проплыла удивительно красивая, похожая на поднятую к небу руку, белая церковь с косым крестом - был виден только ее верх, а нижнюю часть закрывал лес (В. Пелевин).

б) Знак чистоты, целомудренности, неискушенности, непорочности [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000]:

Я думаю часто о нежных, чистых, изящных женщинах, об их светлых и прелестных улыбках, думаю о молодых целомудренных матерях, о любовницах, идущих ради любви на смерть, о прекрасных, невинных и гордых девушках с белоснежной душой, знающих все и ничего не боящихся (А. Куприн).

Ты бы хотела меня видеть чистой, белой, тургеневской, с удочкой в руках над старым прудом (И. Грекова).

в) Знак полного покоя, безмятежности, недеяния, мира, тишины, сосредоточенности [Миронова, URL]:

Белая Ты, в глубинах несмутима,

В жизни строга и гневна,

Тайно тревожна и тайно любима -Дева, Заря, Купина... (А. Блок)

Белая тишина задумчиво стояла над могилами, точно думала о том, сколько людей, сколько бурных, ярких, безумно-мучительных и озаренно-радостных жизней похоронено здесь навсегда (М. Арцыбашев).

в) Особый знак, отличающий общественное положение, символ благородства, знатности, величия [Миронова, URL]:

Милорд же, более не проявлявший ни малейших признаков волнения, неспешно потянул с руки белую перчатку (Б. Акунин).

Вот и сегодня, на суд, явился он в новеньком, первый раз надеванном летнем вицмундире. До лета было еще далеко, но очень уж эффектно смотрелся Анисий в белом кителе с золотым кантиком на петлицах (Б. Акунин).

г) Знак высшей красоты [Миронова, URL]:

Хороша Ангелина; просто загляденье: светло-русые волосы сплетены в пышную косу, уложенную на затылке сдобным кренделем, лицо чистое, белое, большие серые глаза смотрят серьезно, и будто бы свет из них некий на окружающий мир изливается (Б. Акунин).

Тогда Горизонт доставал из дорожной корзинки курицу, вареное мясо, огурцы и бутылку палестинского вина, не торопясь закусывал, угощал жену, которая ела очень жеманно, оттопырив мизинчики своих прекрасных белых рук, <...> (А. Куприн).

д) Знак посвящения, христианский цвет крещения, бракосочетания и других ритуалов, отражающих переход в иное состояние [Бидерманн, 1996; Тресиддер, URL]:

Под громкое радостное пение хора «Гряди, гряди, голубица от Ливана» Юлия, в белом шелковом платье, с огромным шлейфом <...> прошла к амвону (А. Куприн).

Поэтому сразу же после миропомазания новокрещенных, облаченных в белые одежды и со свечами в руках, епископ и священнослужители, помогавшие ему в совершении таинства, вели в храм, где собравшаяся община ожидала их прибытия, чтобы вместе с ними совершить пасхальную литургию (Протопресвитер Александр Шмеман).

КРАСНЫЙ

В русской народной культуре красный цвет, красное противопоставляется белому как небелое, «окрашенное», «темное». Этот цвет входит в триаду «белое - красное - черное». Символика красного цвета, как и многих других цветов, амбивалентна. С одной стороны, красный цвет - это цвет жизни и радости, солнца, плодородия, любви, здоровья и силы, цвет эмоций. Красный цвет обладает целительной силой, служит оберегом от сглаза, колдовства. С другой стороны, это цвет потустороннего мира, демонических персонажей, знак привлечения внимания, опасности, вражды, войны, агрессивности [Корсаков, 2009, с. 149].

Рассмотрим некоторые значения этого цвета.

1. Негативная символика.

а) Знак мифологических персонажей (рубаха домового, глаза ведьмы, кожа чертей и др.) [Бидерманн, 1996; Корсаков, 2009]:

Достал рожок; прежде, однако ж, чем стал насыпать, осмотрелся хорошенько, нет ли кого: кажись, что нет; но вот чудится ему, что пень дерева пыхтит и дуется, показываются уши, наливаются красные глаза; ноздри раздулись, нос поморщился и вот так и собирается чихнуть. «Нет, не понюхаю табаку, - подумал дед, спрятавши рожок, - опять заплюет сатана очи» (Н. Гоголь).

Хлебников восхищался Чеховым и ставил в саду на даче Синяковых рамочную пьесу о мировой душе, из «Чайки», предваряя ее: Чехов, мол, писал про болотные огни и красные глаза дьявола - две красные точки появляются на фоне озера (А. Иличевский).

б) Знак отрицательных эмоций (гнев, стыд, жестокость, ярость и др.) [Миронова, URL]:

Лицо Федоровского было красно и перекошено злостью, нижняя челюсть прыгала (А. Куприн).

И вот она стояла, красная от стыда и от выпитой водочки, а мать стояла перед ней, а отец стоял в балконной двери, мысленно упрекая себя, что не сказал сразу всю правду: растерялся как-то (А. Слаповский).

в) Знак тревоги, опасности, остановки [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000]. Например:

Он выехал на подаренной ему «Волге» на красный свет, и по его вине случилась авария (В. Губарев).

Что, если у них есть иная сверхцель или подзадача - быть чем-то вроде изгороди, вроде красных флажков оцепления? (В. Аксенов)

2. Позитивная символика.

а) Знак молодости, физической красоты, внешней привлекательности [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000; Корсаков, 2009; Тресиддер, URL]:

У тебя бледное и смуглое лицо. И на нем красные, горящие губы -как они должны целовать! - и глаза, окруженные желтоватой тенью. (А. Куприн).

Вот выбежала из ворот, без шубки, в сером платочке на голове, в крахмальном передничке, быстроногая горничная: хотела перебежать через дорогу, испугалась тройки, повернулась к ней, ахнула и вдруг оказалась вся в свету: краснощекая, веселая, с блестящими синими глазами, сияющей озорной улыбкой (А. Куприн).

б) Знак положительных эмоций [Миронова, URL]:

Все на меня смотрят: красная, встрепанная, счастливая... (И. Грекова).

Когда снимал верхнюю часть - лицо счастливое, красное - кто-нибудь обязательно просил его показать еще раз (А. Геласимов).

в) Знак отличия в обществе (одежда и окружение царя, императора, жрецов, воинов, судей, палачей, волшебников, куртизанок, революционеров и др.) [Бидерманн, 1996; Миронова, URL]:

<...> ограничились лишь напыщенным поздравлением мордюково-образной сотрудницы под красным знаменем, в красном же костюме и с красной атласной лентой через жирное тулово (Л. Улицкая).

Император нынче в Преображенскомом мундире с красной лентой через плечо (Б. Акунин).

ЧЕРНЫЙ

Черный цвет практически повсеместно престает как цвет негативных сил и печальных событий [Тресиддер, URL].

1. Негативная символика.

а) Знак смерти, траура, мрака [Бидерманн, 1996; Бреслав, 2000; Корсаков, 2009; Тресиддер, URL]:

В руке она что-то держала. Посмотрела: черная кружевная косынка <...>. Это была та самая косынка, которую она долго искала, когда умерла бабушка. Бабушка велела хоронить ее в этой косынке, а запрятала так далеко, что никто найти не мог (Л. Улицкая).

Здравствуй, ты моя черная гибель, /Я навстречу тебе выхожу (С. Есенин).

б) Знак демонологических персонажей, которые появляются в виде черного животного или предмета [Корсаков, 2009; Тресиддер, URL]:

Глядит: страшная черная кошка крадется к ней; шерсть на ней горит, а железные когти стучат по полу (Н. Гоголь).

Но оказались в спальне вещи и похуже: на ювелиршином пуфе в развязной позе развалился некто третий, именно - жутких размеров черный кот со стопкой водки в одной лапе и вилкой, на которую он успел поддеть маринованный гриб, в другой (М. Булгаков).

в) Знак принадлежности магической практике [Бидерманн, 1996; Корсаков, 2009]. К примеру:

Действительно, для многого из ее черного искусства я не умел найти объяснения в своей небольшой науке (А. Куприн).

Меня встретила колдунья - толстая женщина в черном балахоне с золотой тесьмой (М. Хуторной).

г) Знак отрицательных качеств (зависть, греховность, злобу, подлость, мстительность и др.) [Бреслав, 2000.]:

Страшный черный гнев переполняет тогда Алексея Петровича, он сверкает глазами, брызжет слюной, забывает слова, огненные пятна прыгают перед взором, он может задушить, разорвать в клочья! (Т. Толстая).

В одну ослепительную рожу слились все лица площади, и лица всех живущих на свете слепились в одну харю, глумящуюся, разеваю-

щую в хохоте слюнявый рот, и черная ненависть, нет, нечто гуще и тяжелее ненависти заполнило его всего, без остатка, до кончиков пальцев, до корней волос (М. Дяченко, С. Дяченко).

Г.Э. Бреслав считает, что черный цвет не может отождествляться только с негативными реалиями. Каждый цвет имеет обычно две понятийные цепочки - негативную и позитивную. Черный цвет также имеет позитивные символические значения [Бреслав, 2000].

а) Молодость, красота [Миронова, URL]:

Вышел на веранду черноглазый красавец с кинжальной бородой, во фраке и царственным взором окинул свои владения (М. Булгаков).

Дама с разочарованием воззрилась на Анисия огромными черными очами <...> (Б. Акунин).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

б) Особый знак, например, знака монашества, смерти на флагах пиратов и др. [Миронова, URL]:

Ухода ее не заметили, однажды возле костра, после обыкновенного отдыха, осталась лежать ее одежда - вложенная в черный подрясник белая рубашка, апостольник, женский головной убор монахини, принятый у христиан восточного обряда, да красный бархатный кошелек (Л. Улицкая).

Говорили, говорили мистики, что было время, когда красавец не носил фрака, а был опоясан широким кожаным поясом, из-за которого торчали рукояти пистолетов, а его волосы воронова крыла были повязаны алым шелком, и плыл в Карибском море под его командой бриг под черным флагом с адамовой головой (М. Булгаков).

Таким образом, цвет можно трактовать как символ, намекающий на то, что не может быть показано. Цветовые символы находят отражение не только в предметах быта, обрядах и др., но и в разного рода текстах (художественных, публицистических и др.). Данные произведения относятся к сложным ментальным образованиям, отсылающим к культуре, и, соответственно, могут служить источниками значимой культурной, национально-специфической информации.

Цветовой символ в языке / речи представлен цветовыми лексемами, содержащими наряду с несимволическими и символические значения. Последний тип проявляется в том, что первичное содержание цветового слова становится условным обозначением для иного, более абстрактного содержания.

В семантической структуре цветовых лексем «белый», «красный», «черный» в русской культуре выделяются как позитивные, так и негативные сходные символические смыслы. Так, белый становится, с одной стороны, знаком траура, смерти; отрицательных эмоций, при-

зраков, духов; с другой стороны, духовности, святости, божественности; чистоты, целомудренности; покоя, тишины; физической красоты; отличия в обществе; ритуалов, отражающих переход в иное состояние. Красный олицетворяет как негативное: мифологических персонажей, отрицательные эмоции, так и позитивное: положительные эмоции, физическую красоту, общественное положение. Черный соотносится со смертью, демонологическими персонажами, магической практикой, отрицательными эмоциями и качествами, в то же время он ассоциируется с физической красотой, положением в обществе. Эта система значений формировалась длительное время. В ее основе лежит связь заявленных цветовых символов с магией, религией, обществом и личностью.

Литература

Азаренко С.А. Символ // Современный философский словарь. М., 2004.

Базыма Б.А. Психология цвета : теория и практика. СПб., 2005.

Бидерманн Г. Энциклопедия символов. М., 1996.

Брагина А.А. «Цветовые» определения и формирование новых значений слов и словосочетаний // Лексикология и лексикография. М., 1972.

Бреслав Г.Э. Цветопсихология и цветолечение для всех. СПб., 2000.

Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт : становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. 2001. № 1.

Выродова А.С. Лингвокультурологическое пространство колоративов в поэтическом дискурсе первой половины XX века : на материале поэтических текстов С.А. Есенина, Н.М. Рубцова : дис. ... канд. филол. наук. Белгород, 2008.

Гатауллина Л.Р. Роль цветообозначений в концептуализации мира : на материале фразеологизмов английского, немецкого, французского, русского и татарского языков : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Уфа, 2005.

Гуз Ю.В. Экспериментальное исследование базовых концептов цвета (на материале русского, английского, немецкого и китайского языков) : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Барнаул, 2010.

Доброхотов А.Л. Символ // Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://iph.ras.ru/elib/2711.html

Елисеев И.А., Полякова Л.Г. Символ // Словарь литературоведческих терминов. Ростов-на-Дону, 2002.

Емельянова О.Н. Символ // Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник. М., 2003.

Квятковский А.П. Символ // Поэтический словарь. М., 1966.

Колесникова Т.И. Генезис концепта цвет в древнерусской и англоскасонской лингвокультурах : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тюмень, 2009.

Корсаков С.В. Этноколористика. М., 2009.

Машбиц-Веров И. Символ // Словарь литературоведческих терминов. М., 1974.

Миронова Л.Н. Символика цвета. [Электронный ресурс]. URL http://www.mironovacolor.org/theory/humans_and_color/symbolism/

Символ // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987.

Тресиддер Д. Словарь символов. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gumer.mfo/ЫЫiotek_Buks/Qдltш'e/JekTresidder/mdex.php

Шелестюк Е.В. О лингвистическом исследовании символа (обзор литературы) // Вопросы языкознания. 1997. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.