Научная статья на тему 'Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации'

Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1248
187
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМВОЛ / СИМВОЛИЗАЦИЯ / СМЫСЛ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ПСИХОАНАЛИЗ / БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / ПРОИЗВОЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / ЛИЧНОСТНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ / SYMBOL / SYMBOLIZATION / SENSE / SENSE SPHERE / SENSE-CREATION / PSYCHOANALYSIS / UNCONSCIOUS / COLLECTIVE UNCONSCIOUS / VOLUNTARY REGULATION / PERSONAL SIGNIFICANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абакумова Ирина Владимировна, Ермаков Павел Николаевич, Колтунова Елена Аркадьевна

В данной статье представлена современная интерпретация символа как психологической категории в контексте теории смысла и смыслообразования. Хотя исследование символа имеет достаточно длительную историю изучения в различных научных интерпретациях, современная психология дает возможность внести определенные содержательные дополнения в понимание механизмов формирования символов как на уровне общественного, так и личностного сознания. Основная цель данной статьи охарактеризовать специфику понимания символа как определенной смысловой ценности. Выявлено и описано генетическое родство в интерпретации символизации в таких разных психологических школах, как психоанализ и теория смыслообразования. Авторы предлагают дифференцировать символы по характеру их представленности в системе личностных ценностей и в связи с этим вводят категорию «понятия-символа». Понятия-символы, по мнению авторов, вследствие своего универсального функционального наполнения не похожи на традиционные понятия. Они своеобразные трансформаторы, т. к. те значения, обладателями которых они являются, направлены не просто на постижение воспринимаемым субъектом данного контекста, а на вычленение смысла и его возможной вариативности. Символ способен инспирировать процедуру смыслообразования у субъекта, познающего его значения, потому как вбирает в себя две формы смысла: внеличностные и межличностные. Под интериоризацией понятий-символов принято рассматривать осуществление «раскристаллизации» личностного осмысления, где само понятие и является его обладателем. Через использование понятийносимволической системы, рассматривающей понятия-символы различной смысловой нагрузки (символы: знаки, свойства, композиции, метафоры) возможно формирование и совершенствование смысловой сферы личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SYMBOL IN THE CONTEXT OF PSYCHOANALYTIC AND SENSE INTERPRETATION

The paper considers the modern interpretation of the symbol as a psychological category in the context of the theory of sense and sense-creation. The study of the symbol has a long history of various scientific interpretations. Modern psychology makes some substantial additions to the understanding of the mechanisms of the formation of symbols at the level of public conscience, as well as at the level of personal consciousness. The main purpose of the paper is to characterize the specificity of the interpretation of the symbol as a certain sense value. The authors revealed and described the genetic relationship of the interpretation of symbolization in two different psychological schools: psychoanalysis and the theory of sense-creation. The authors suggested differentiating symbols in accordance with the characteristics of their representation in the system of personal values. Thus, the authors introduce the "concept-symbol" category. Concepts-symbols are not similar to traditional concepts owing to their universal functional filling. Concepts-symbols are a sort of transformers; they bear meanings that not only direct the person's understanding of a context but also disclose the sense and its possible variability. The symbol includes two forms of senses: extrapersonal and interpersonal. Hence, the symbol is able to inspire the procedure of sense-creation in the subject who cognizes its meanings. The "decrystallization" of personal comprehension, where the very concept is its bearer, underlies the interiorization of concepts-symbols. The formation and improvement of the person's sense sphere is possible through the use of the conceptual-symbolic system, which considers concepts-symbols of various meanings (symbols: signs, properties, composition, and metaphors).

Текст научной работы на тему «Символ в контексте психоаналитической и смысловой интерпретации»

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 2

МАТЕРИАЛЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«САБИНА НИКОЛАЕВНА ШПИЛЬРЕЙН: ЕЕ ЛИЧНОСТЬ И ВКЛАД В ПСИХОАНАЛИЗ, ПСИХОЛОГИЮ РАЗВИТИЯ, КЛИНИЧЕСКУЮ _ПСИХОЛОГИЮ»_

УДК 159.9.01

СИМВОЛ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ И СМЫСЛОВОЙ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

Абакумова Ирина Владимировна Ермаков Павел Николаевич Колтунова Елена Аркадьевна

В данной статье представлена современная интерпретация символа как психологической категории в контексте теории смысла и смыслообразова-ния. Хотя исследование символа имеет достаточно длительную историю изучения в различных научных интерпретациях, современная психология дает возможность внести определенные содержательные дополнения в понимание механизмов формирования символов как на уровне общественного, так и личностного сознания. Основная цель данной статьи - охарактеризовать специфику понимания символа как определенной смысловой ценности. Выявлено и описано генетическое родство в интерпретации символизации в таких разных психологических школах, как психоанализ и теория смыслообразования.

Авторы предлагают дифференцировать символы по характеру их представленности в системе личностных ценностей и в связи с этим вводят категорию «понятия-символа». Понятия-символы, по мнению авторов, вследствие своего универсального функционального наполнения не похожи на традиционные понятия. Они - своеобразные трансформаторы, т. к. те значения, обладателями которых они являются, направлены не просто на постижение воспринимаемым субъектом данного контекста, а на вычленение смысла и его возможной вариативности. Символ способен инспирировать процедуру смыслообразования у субъекта, познающего его значения, потому как вбирает в себя две формы смысла: внеличностные и межличностные. Под интериоризацией понятий-символов принято рассматривать

осуществление «раскристаллизации» личностного осмысления, где само понятие и является его обладателем. Через использование понятийно-символической системы, рассматривающей понятия-символы различной смысловой нагрузки (символы: знаки, свойства, композиции, метафоры) возможно формирование и совершенствование смысловой сферы личности.

Ключевые слова: символ, символизация, смысл, смысловая сфера, смысло-образование, психоанализ, бессознательное, коллективное бессознательное, произвольная регуляция, личностная значимость.

Введение

Символ прочно входит в личностное и групповое сознание. Соблюдая закономерности и логическую последовательность становления системы понятий, изначальная функциональная база символа была связана с предметно-образной составляющей психосемантического бытия, где доминантой являлось эмпирическое обобщение, которое заключалось в преклонении (в тотеме) и в совершении обрядовых действий - ритуалов с различными предметами, отстраненными от них образами, проводимых в соответственных специфических условиях использования. Далее, в процессе эволюционирования от эмпирики к обобщенному теоретизированию, в результате становления абстрактно-обобщающих значений и их закрепления в виде устойчивых понятий в разных формах общественного сознания на надличностных уровнях, позиции символа укрепились и расширились. Возникновение ряда направлений, связанных с освоением существующей реальности, более не зависело от образного наполнения и развивалось на уровне абстракции свойств, ставших результатом ранее выработанных абстрактных значений, где под уровнем абстракции понимаются отчуждения и обобщения. Примером могут служить точные (математические) науки, содержательная сторона которых представлена в виде символической системы. Специфика понимания реальности через систему символов и механизмы символизации породила достаточно многочисленные исследования в различных психологических школах по поводу генезиса данного феномена. Эти работы достаточно разнородны, но есть определенная преемственность между различными научными трактовками. Цель настоящей статьи - показать, что ряд положений, высказанных еще в период доминирования психоанализа, находит отражение в современных смыслоориентированных трактовках.

Психоаналитические традиции в интерпретации символа

Психоанализ как основа психологического мировоззрения целой эпохи, безусловно, оказал влияние и на современные методологические позиции. Несмотря на то, что психоаналитическая школа занималась изучением

ВиББ!АЫ PSYCH0L0GICAL J0URNAL • 2016 V0L. 13 # 2

состояний глубинного пласта психики, и круг интересов не затрагивал непосредственно ее смысловой стороны личностной иерархии, вопрос о представлении способа образования личностных характеристик способствовал целенаправленной работе психологов в области выявления механизмов ценностно-смыслового ориентирования личности, к изучению ее интересов и наклонностей, форм и способов существования, приближаясь, таким образом, к проблеме смысла и смыслообразования. Что лежит в основе поступков человека? Что определяет специфику его поведения в различных ситуациях? Как вернуть ему утраченную психологическую гармонию? Эти вопросы, поставленные в контексте психоанализа, во многом и были фактором, породившим смыслоцентрированную теорию сегодняшней психологии.

Психоаналитическая традиция также инициирует современных психологов на уровневое и иерархическое описание базовых конструктов. В соответствии с этими традициями интерпретаций, смысл тоже может быть описан как сложносоставной феномен. Уровневый подход позволяет показать взаимодействие разных смысловых структур и образований. Смысл не статичен. Он подвижен и находится в разных состояниях. Одним из таких состояний является ситуативное, подверженное изменчивости, изрядной хаотичности, действующее на данный момент времени. К нему относятся личностные смыслы, личностные установки, смыслообразующие мотивы. Другое состояние смысла характеризуется стабильностью, устойчивостью и затрагивает сферу надситуативности. Это смысловые конструкты, смысловые диспозиции, ценности. Если рассматривать смысл в логических рамках -от частного к общему, от подвижности к стабильности - то наблюдаются эпицентры (проекции) образования смыслов. Такое проявление, с одной стороны, мы наблюдаем в перемещении, в динамичности, во взаимопроникновении в другие блоки смыслообразования. С другой стороны, эпицентр связан с устойчивой смысловой структурой индивидуума. Следовательно, эти эпицентры, возникшие вследствие процесса смыслообразования и способные сами влиять и подвергать этот процесс значительной коррекции, опираются на постоянное дополнение друг друга, на слаженную взаимодействующую работу. Смыслообразование - это не единственное предназначение смысла. Полноту реализации смысла мы можем достичь посредством регулирования смысловых структур индивидуума и наблюдать при выборе его жизнедеятельности, его позиции, определенной ориентации, реализации планов и проектов, его жизнестойкости, качества жизни. Такая модель понимается как способ объединения человека с обществом, который возможен только через процессы указанной выше смысловой регуляции. Главная задача ситуативных и стабильных фаз смысла - «быть в наличии», чтобы произошел запуск функциональных смысловых образований в реальности, и формировалось

научное познание. Таким образом, необходимо разграничивать два направления, берущие начало из одной, конкретной точки смысла:

1) смысловая сфера человека и вопросы ее регуляции в жизни и в деятельности;

2) формирование, этапы развития самой смысловой сферы.

Еще один аспект смысловой проблематики, связанный с психоаналитическими исследованиями, ориентирован на выявление специфики символа как психологической категории. По мнению З. Фрейда, за символами стоит функция защиты собственного Я от угрожающих импульсов Эго. Я в угоду Супер-эго маскирует инициации либидо и Танатоса, ассоциативно закрепляя за определенными переживаниями конкретные образы, которые начинают выполнять роль кодификаторов. Особенно ярко это проявляется в сновидениях, когда цензура Супер-эго не может напрямую регулировать актуализированное психическое содержание, поскольку сон не подлежит волевой регуляции.

По мнению З. Фрейда, интерпретация содержательного наполнения снов может раскрыть специфику мотивации и поведения человека. В период сна человек не связан с реальностью, вытеснение ослабевает, происходит регрессия. Символ способен изменить расставленные акценты, в результате чего происходят трансформации. Скрытые душевные состояния человека: чувства смятения, неуверенности, обреченности, беспокойства, тревоги и страха претерпевают изменения, что приводит к нивелированию напряжения, разладов, страхов.

«Душа человечества выявляла себя от начала веков лишь в художественной фантастике, - иначе, что бы мы о ней знали! Ее творческая мощь постигается нами только в ее сновидениях, воплощенных в религии, мифы и произведения искусства. Никакая психология поэтому не в состоянии -это прочно внушил нашей эпохе Фрейд - доискаться до подлинно личного в человеке, если она рассматривает только его сознательные и ответственные действия; ей приходится спуститься вглубь, туда, где существо человека становится мифом и создает наиподлиннейшую картину его жизни, в творчески стремительном потоке стихийно-бессознательного» [13, с. 45]. В процессе своей работы З. Фрейд условно группировал сны по трем направлениям. Первую группу, по З. Фрейду, составляют сны явного исполнения желания, вторую группу - сны с замаскированным исполнением желания, и носят беспокойный, тревожный характер. В таких снах происходит победа над инстинктами. К третьей группе относятся сны, связанные со страхами жизни и смерти. З. Фрейд отмечал, что каждой группе снов свойственен определенный символический арсенал, и для каждого человека он избирателен и индивидуален.

ВиББ!АЫ PSУCH0L0G!CAL J0URNAL• 2016 V0L. 13 # 2

В действительности была и иная символическая теория, в основе которой лежали модели ребусов. В ней сновиденческие образы трактовались как однозначные вкрапления сексуального характера, и, соответственно, «образ -символ (знак)» рассматривался вне текста. Эта теория была заимствована З. Фрейдом у В. Штекеля, где сверхдетерминированность упрощается и сводится к однозначному механическому детерминизму. Результат этой теории сказался на чрезмерном, избыточном суждении З. Фрейда о сексуальности. Разводя символы по половой составляющей, З. Фрейд выделял две группы. К первой группе относились символы в виде фаллоса, а ко второй - в виде вульвы или другой явной компоненты женского естества. К подобной технике обращались при столкновении с типичными единичными символами, поскольку она определялась, также и З. Фрейдом, как вспомогательная. «Фрейд пишет, что ошибки его предшественников сводятся к тому, что они пытались вывести смысл сновидений непосредственно из образов его явного содержания, а не из их связей (через поверхностные ассоциации) со скрытыми мыслями» [6, с. 84]. Такой подход не соответствует языку символов.

Вслед за этим З. Фрейд работал с бессознательным одного определенного человека, тогда как К. Юнг значительно расширил рамки поиска и область изучения символа. Наделив символы совсем иными функциями, он осуществил выход вовне, за пределы индивидуальности, и устремил свои взоры к коллективному бессознательному. Он вводит понятие «опыт поколений», который издревле передается через века и обновляется людьми в соответствии с развитием последующих цивилизаций, где постижение достояния разных культур и ценностей, своеобразие и особенности жизненного уклада и исторических событий не проходят бесследно, а оседают в коллективном бессознательном и проявляются в сновидениях в качестве мифов, мифологических сюжетов как «генетическая память поколений». Он изучал механизмы воздействия и взаимосвязи «генетической памяти поколений» на индивидуальное бессознательное посредством мифологии. Он интерпретировал все богатство человеческих символов как выражение устойчивых фигур, архетипов. «Для того чтобы можно было говорить о содержании коллективного бессознательного, К. Юнг и вводит понятие "архетип", которое описывает как «первобытный образ», тенденцию к образованию определенных представлений, инстинктивный вектор, мыслеформу, побудительную специфическую энергию, единство образа и эмоции» [15, с. 143]. Архетип, согласно К. Юнгу, представляет собой совокупность символов, где из каждого отдельно взятого символа может получиться большое количество. К. Юнг обозначает проблему духовного содержания личности не с точки зрения взаимосвязи символов. Его интересовала аналогия символов разной направленности (художественных, политических, мифологических),

т. к. в суждениях К. Юнга символы образуют собой своеобразные связующие нити между культурно-историческим наследием и индивидуальным опытом человека. Они функционируют как матрицы (генетические коды) сознания, способные объединять и регулировать впечатления, определяют перспективу личностного роста, распределяя в смысловые ячейки разного рода психосоматические состояния индивидуума [15].

Именно эти, последние, психоаналитические интерпретации влияют на современные концепты смысла и смыслообразования, особенно в той части теории, которая ориентирована на раскрытие механизмов воздействия межличностных и внеличностных форм смысла. Именно в этом контексте символ приобретает новую, теперь уже смысловую интерпретацию.

Символ в смысловой интерпретации

Символ прочно входит в личностное и групповое сознание. Появление символа, чья этиология сопряжена с глаголами греческого происхождения «соединять», «сталкивать», «сравнивать», тесно переплетается с процессом эволюции, в результате которой формировалась и развивалась культура, передавался исторический опыт последующим поколениям.

Соблюдая закономерности и логическую последовательность становления системы понятий, изначальная функциональная база символа была связана с предметно-образной составляющей психосемантического бытия, где доминантой являлось эмпирическое обобщение, которое заключалось в преклонении (в тотеме) и в совершении обрядовых действий - ритуалов с различными предметами, отстраненными от них образами, проводимых в соответственных специфических условиях использования. Далее, в процессе эволюционирования от эмпирики к обобщенному теоретизированию, в результате становления абстрактно-обобщающих значений и их закрепления в виде устойчивых понятий в разных формах общественного сознания на надличностных уровнях, позиции символа укрепились и расширились. Возникновение ряда направлений, связанных с освоением существующей реальности, более не зависело от образного наполнения и развивалось на уровне абстракции свойств, ставших результатом ранее выработанных абстрактных значений, где под уровнем абстракции понимаются отчуждения и обобщения. Сообразно развитию гуманитарной области знаний закреплялись общественные формы сознания, что обусловило потребность в символизации.

Символизация - процесс создания на абстрактно-обобщенном уровне понятий-символов, которые не просто являются знаком-аналогом, замещающим определенный предмет или явление, а концентрируют в обобщенной форме значимость их специфических свойств как «сверхважных»

Ви$Б!АЫ Р$УСИ0106!СА1 JOURNAL• 2016 У01_. 13 # 2

или «сверхреальных». Понятия-символы, по мнению авторов, вследствие своего универсального функционального наполнения не похожи на традиционные понятия. Они - своеобразные трансформаторы, т. к. те значения, обладателями которых они являются, направлены не просто на постижение воспринимаемым субъектом данного контекста, а на вычленении смысла и его возможной вариативности. Следует разводить понятия «символ» и «знак». Функциональное назначение знака - обозначать, в то время как символу принадлежит иная нагрузка. Символ самодостаточен, ему присуща самоценность. Он органично вписывается в психическую и духовную жизнь индивидуума. Если знаку отводится внешнее восприятие, он представляет собой некую оболочку, то символ - это внутреннее смысловое ядро, кладезь смыслов, которому отводится центральное, доминирующее положение среди понятий, наделенных меньшей обобщенностью. Влияние символа огромно для овладения содержательной стороной определенного контента. Понятия-символы универсальны, значимы, с уровнем оценки событий как составляющей общественного сознания. Оперируя понятиями-символами в рассказах, описаниях, возникает тенденция к размаху, к глобальности, акценты ставятся на широкий диапазон предмета осмысления. При употреблении, например, понятий «Бородинское сражение», «Куликовская битва», «политический переворот» мы тяготеем к оценочному компоненту, который присутствует в понятиях-символах. Это уникальный процесс, поскольку любое конкретное культурное наследие принимается его представителем помимо обобщенного значения конкретного понятия еще и в области положительного или отрицательного. Самобытность символа, наделенного надличностными и личностными смыслами, привлекала и привлекает психологов разных направлений и школ.

В зависимости от уровня реализации данного процесса «раскристаллиза-ции», в контексте теории смысла и смыслообразования возможно выделить уровни развития и понимания символических значений:

- низкий (человек не понимает символических значений, апеллирует к понятиям-символам ситуативно или вообще не использует их в своей практике);

- средний (человек понимает межличностные формы смысла, может интерпретировать их символическое значение);

- высокий (человек понимает символическое значение того или иного понятия, может наделить их личностно-смысловыми интерпретациями, соотнести их значения с другими символами, выделить их общие и отличительные характеристики).

У людей с высоким уровнем осведомленности и понимания символических значений также наблюдаются определенные различия в символизации,

особенно применительно к проблемам, связанным с личностной значимостью символа. Этот показатель тоже можно описать в уровневой логике. Эмпирические исследования позволили выявить три уровня личностной значимости символов:

- «символы-свойства»: символизируется отдельный признак предмета, например, форма или цвет, респондент при этой форме интерпретации символа не видит разницы между интерпретацией символа и знака;

- «символы-композиции»: обобщение ряда свойств в единый устойчивый образ, например, архитектурные сооружения, такие как египетские пирамиды, Колизей и т. д., выход на межличностные формы смысла;

- «символы-метафоры», когда в качестве символа выступает скрытое свойство объекта, порождающее смысловые инициации самого респондента, наличие личностного смысла при смысловой интерпретации. Данная типология позволяет в процессе исследований смысловой сферы

личности ориентироваться на особенности развития символической функции как индикатора смыслового развития личности.

Литература

1. Абакумова И. В. Смыслодидактика. Учебник для магистров педагогики и психологии. Издание второе, дополненное. - М.: КРЕДО, 2008. - 449 с.

2. Абакумова И. В., Колтунова Е. А. Психологические особенности неслыша-щих в период юности // Российский психологический журнал. - 2014. -Т. 11. - № 4. - С. 82-90.

3. Абакумова И. В., Тельнова О. В., Фоменко В. Т. Дидактическое опережение в обучении: когнитивные реалии и личностно-смысловой ресурс // Актуальные вопросы социально-гуманитарного знания. - 2013. - № 1. -С. 363-364.

4. Братусь Б. С. Личностные смыслы по А. Н. Леонтьеву и проблема вертикали сознания // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии. Школа А. Н. Леонтьева. - М.: Смысл, 1999. - С. 34-49.

5. Волочков А. А., Ермолаенко Е. Г. Ценностная направленность личности как выражение смыслообразующей активности // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25. - № 2. - С. 17-33.

6. Гуманитарная коллекция. «Бессознательное». - Новочеркасск: Агентство «Сагуна», 1994.

7. КоваленкоЕ. М. Концепт «символ» в философии культуры А. Ф. Лосева // Гуманитарные и социальные науки. - 2008. - № 2. - С 16.

8. КолтуноваЕ.А. Символ и символизация: сходство и различия интерпретаций в контексте различных психологических подходов // Российский психологический журнал. - 2012. - Т. 9. - № 3. - С. 72-81.

RUSSIAN PSYCHOLOGICAL JOURNAL • 2016 VOL. 13 # 2

9. Колтунова Е. А. Символ как психологическая категория в психоаналитических теориях // Северо-Кавказский психологический вестник. -2012. - № 10/4. - C. 5-10.

10. Михайлов М. А. Динамика смыслообразования и ее влияние на архитектонику личности // Журнал прикладной психологии. - 2005. - № 1. -С. 31-37.

11. Развитие творческих способностей: технологии интегрированного воздействия: учебное пособие / Под ред. И. В. Абакумовой, Ж. Ю. Кара. -М.: КРЕДО, 2012. - 92 с.

12. Спирова Э. М. Функции символа // Знание. Понимание. Умение. - 2009. -№ 2. - С. 205-211.

13. Цвейг С. «Зигмунд Фрейд». Из биографической трилогии «Врачевание и психика». - М.: Форкис, 1990.

14. Цветков А. В. Роль символа в развитии произвольной регуляции поведения личности в школьном возрасте: дисс. ... канд. психол. наук. - М., 2006. - 157 с.

15. Юнг К. Г. Введение в психоанализ. Гл. 5. - М., 1997.

16. Abakumova I. V., Kruteleva L. Ju. Tolerance in the Structure of Life-Sense Strategies of the Modern Youth // The 13th European Congress of Psychology. -Stockholm, 2013.

17. Aristotle. De I interpretation // Aristote. Organon, Cathegories et De I interpretation. - P.: Yrin., 1994.

18. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational-dynamic Characteristic of a Person // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 86. - pp. 35-41.

19. Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V., Kara Zh. Ju. Characteristic Features of Transformation of Life-sense Orientations of Emigrants // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2013. - 86. - pp. 267-270.

20. Royce J. R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors, systems and processes. - Englewood Cliffs (N. J.): Prentice-Hall, 1983. - 304 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.