УДК 138.2
Т. Е. Новикова
Нижегородский государственный ниверситет им. Н.И. Лобачевского,
Нижний Новгород
СИМУЛЯТИВНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕINSTAGRAM)
Философские основания понятий «симулякр» и «симуляция» сформировались довольно давно - в 1980-х годах во Франции. Впоследствии прочно утвердились в научных иследованиях по психологии, социологии и философии, а сегодня не только не утратили актуальность, напротив - обнаруживаются во всех проявлениях бытия. Квинтэссенцией симулятивной реальности и объектом исследования данной статьи является модель современных социальных сетей, адресованных молодежи.
Ключевые слова: симулякр и симуляция; социальные сети; массовая культура; сетевое общество.
Одним из направлений современной философской мысли можно отметить стойкое внимание к феномену симулякра и симуляции. И это неслучайно. Если вглядеться в протекающую жизнь общества, во всех её сферах неумолимо выступает поле симулякров. Экспансия симулятивной природы в культурную сферу стала объектом философского размышления в данной статье.
Первые упоминания о симулякре встречаются в античной философии у Платона, в которой основным выступает мотив цикличной структуры симулякра, другими словами - «копия копии».
В последующем осмыслении Ж. Делезом платоновского толкования раскрывается смысл свойства цикличности: «Копии являются вторичными обладателями. Они - вполне обоснованные претенденты, обеспеченные подобием. Симулякры же уподобляются ложным претендентам, возникают на основе отсутствия сходства, обозначают существенное извращение или отклонение. Именно в этом смысле Платон различает две области образов-идолов: с одной стороны - копии-изображения, с другой - си-мулякры-фантазмы» [4].
По Ж. Бодрийяру, «симулякром является знак с опустошенным или замещенным ценностным содержанием». Французский постмодернист первым применил понятие симулякра относительно культуры и медиареальности, что является для данного исследования основополагающим; кроме того, настоящая эпоха обозначена им как глобальная симуляция, создающая гиперреальность. «Симуляция - это уже не симуляция территории, референциаль-
ного сущего, субстанции. Она - порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального. Искусственное - всегда копия копии, которая должна быть выдвинута к такой точке, где она изменяет свою природу и превращается в симулякр (движение Поп-арта)» [1. С. 226].
Эпоха поп-арта 1950-1960-х годов XX века действительно ознаменовала проникновение симулякров как символической составляющей в художественную культуру. Его авторы выбрали источником своего вдохновения объекты рекламного мира. И сегодня притягивают взгляд произведения Энди Уорхола, тиражирующие изображения банки супа «Кэмпбелл» и бутылки «Кока-Колы», созданные в нарочитых, кислотного оттенка красках.
Пройдя путь от середины XX века до настоящего времени, реальность симулякров подчинила себе медиареальность, в частности ее рекламную и сетевую ипостаси. По мере общественного развития выросла социальная и рыночная активность медиареальности, производящей различного рода символы и знаки. Так, символическим значением сейчас наделяются не только рекламные конструкты, но и вся информация, которая становится объектом внимания медиа. При этом пространство симу-лякров отражает систему мнимых ценностей, в сравнении с которым симулякр Платона вполне безобиден и имеет, в интерпретации Ж. Делеза, «стерильный эффект, который скрывает в себе неподатливость масок и беспристрастность знаков» [4. С. 229].
Обоснование симуляции медиареальности находим в работах М. Маклюэна, посвящен-
ных этапам развития цивилизации: «общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в "электронное общество" или "глобальную деревню" и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» [3. С. 153].
Формирование российской культуры, по мнению М. Кастельса, происходит под воздействием становления так называемого сетевого общества. «Культура, - пишет он, - оказалась захваченной электронным гипертекстом, который комбинирует, артикулирует и выражает смыслы в виде аудиовизуальной мозаики, способной к расширению или сжатию, обобщению или спецификации в зависимости от аудитории. Электронная среда больше не сводится к посланию сообщений. Сообщение есть раскодировка среды, поскольку медиасистема настолько гибка, что адаптирована для послания любого сообщения любой аудитории. Мы предполагаем, что речь идет о новой культуре, культуре реальной виртуальности» [2. С. 52].
Одной из площадок сетевой коммуникации является Instagram - бесплатное мобильное приложение, которое позволяет снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Девиз приложения: «Запечатлейте и поделитесь моментами из жизни» [6] - символизирует фрагментарную, «клиповую» сущность содержательной части. Фотоснимки и видео сопровождают хэштэги -короткие подписи, маркирующие похожие по тематике снимки и тем самым облегчающие поиск нужного контента. Разнообразные фильтры, позволяющие редактировать изображение в графическом, цветовом и практически любом тональном режиме, являются для современной молодежи особенно привлекательными. Текущая «лента событий» в этой сети выглядит как поток фотоснимков, видео, имеющих квадратную форму и сопровождающихся хэштегами. Обмен личными сообщениями не предусмотрен, исключение составляют комментарии подписчиков под каждым фото. Таким образом, на смену текстовому личному обращению приходит публичное признание, выраженное в системе знаков и символов («лайки» и короткие комментарии). Фото и видеоконтент условно можно разделить на следующие тематические
блоки: селфи, еда, цветы, пейзажи, животные. Можно наблюдать существенный крен гедонистического, потребительского отношения к реальности. И, как это ни парадоксально, -снимки людей, где, с кем и что они едят, пьют, чем занимаются в данный момент времени, -вызывают реальный интерес миллионов пользователей.
В апреле 2013 года Instagram анонсировал начало внедрения новой разработки, которая позволит пользователям отмечать на фотоснимках себя, своих друзей, интересные места, а также известные бренды. С этого момента начинает внедряться практика рекламы посредством поста популярного блогера, которая, из-за рекомендовательного и ненавязчивого характера постов, приносит более ощутимые результаты.
Прочие социальные сети Рунета (ВКонтак-те, Facebook, Одноклассники^и) содержат неизмеримо больший функционал - здесь можно не только обмениваться личными сообщениями, но также «прикреплять» к своим сообщениям фотографии, аудиозаписи и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), документы, опросы, - словом, социальные сети являются крупнейшим медиа-архивом Рунета. Несмотря на отсутствие ряда полезных и, казалось бы, очевидных преимуществ «Вконтакте» или «Живого журнала», Instagram востребован немногим меньше.
Согласно опубликованным данным Роспечати [5], на февраль 2016 года число пользователей Instagram - 7,1 миллионов, а позиция ресурса среди мобильных приложений - одна из лидирующих. Феномен популярности Instagram, по мнению автора, кроется в возможности формирования пользователем собственной, индивидуальной симулятивной реальности, транслирующей символы и маски и заменяющей ему реальный мир. Предвидя возражение, что и прочие социальные сети выполняют те же функции, уточним - именно в Instagram симулятивная, мифологическая составляющая принимает широчайший масштаб, формируя у человека ложные потребности и уводя от духовно-нравственных ориентиров.
Список литературы
1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр. -Тула, 2013. - 204 с.
2. Кастельс, М. Россия и сетевое общество: Аналитическое исследование [Текст] / М. Ка-
стельс, Э. Киселева // Мир России. - 2001. -№ 1. - С. 23-51.
3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего [Текст] / М. Ма-клюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.
4. Делез, Жиль. Платон и симулякр [Текст] / Жиль Делез; пер. с фр. Е. А. Наймана. - 301 с.
5. Интернет в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2016.htmL
6. Веб-сайт Instagram [Электронный ресурс]. - URL: https://instagram.eom/#.
SIMULATIVE NATURE OF SOCIAL NETWORKS (EXAMPLE ON INSTAGRAM)
Novikova T. E., Lobachevski State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod,
Philosophical bases of concepts of "simulacrum" and "Simulation" formed long ago - in the 1980s in France. Subsequently, firmly established in the scientific study researches on psychology, sociology and philosophy, and today not only lost their relevance, on the contrary - are found in all forms of life. Kvitessentsiey simulative reality and the object of study of this paper is a model of modern social networks, addressed to young people.
Keywords: simulacra and simulation; social networks; popular culture; the network society.
References
1. Baudrillard, J. (2013) Simul'akrIsimul'atsi'ja [=Simulacra and simulation], Tula. (In Russ.).
2. Castells, M. and Kiseleva E. (2001) Rossija I setevoe obchestvo: Analiticheskoe issledovanie [=Russia and the network society: an Analytical study], in: Mir Rossiy [=Russia World], Moscow, no. 1, pp. 23-51. (In Russ.).
3. McLuhan, M. (2005) Galaktika Gutenberga: Stanovlenie cheloveka pechatajuschego [=The Gutenberg Galaxy: the marking of man print], Moscow. (In Russ.).
4. Deleuze, G. (1969) Platon i Simul'akr [=Plato and the Simulacrum], Seuil, Paris. (In French).
5. Otraslevoj doklad Rospechati: Internet v Rossii v 2015 godu. Sostojanie, tendencii I perspektivi rasvitija [=An industry report of Rospechat: Internet in Russia 2015. Status, trends and prospects of development], in: Setevoy resurs Rospechaty [=Network Rospechat'], available at: http://www.fapmc. ru/rospechat/activities/reports/2016.html, accessed 1.11.2016. (In Russ.).
6. Social'naya set'Instagram [=Social network Instagram], available at: https://instagram.com/#, accessed 1.11.2016. (In Russ.).
Татьяна Евгеньевна Новикова - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород.