Научная статья на тему 'Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram)'

Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2580
329
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИМУЛЯКР И СИМУЛЯЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СЕТЕВОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Новикова Татьяна Евгеньевна

Философские основания понятий «симулякр» и «симуляция» сформировались довольно давно в 1980-х годах во Франции. Впоследствии прочно утвердились в научных исследованиях по психологии, социологии и философии, а сегодня не только не утратили актуальность, напротив обнаруживаются во всех проявлениях бытия. Квинтэссенцией симулятивной реальности и объектом исследования данной статьи является модель современных социальных сетей, адресованных молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram)»

УДК 138.2

Т. Е. Новикова

Нижегородский государственный ниверситет им. Н.И. Лобачевского,

Нижний Новгород

СИМУЛЯТИВНАЯ СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ (НА ПРИМЕРЕINSTAGRAM)

Философские основания понятий «симулякр» и «симуляция» сформировались довольно давно - в 1980-х годах во Франции. Впоследствии прочно утвердились в научных иследованиях по психологии, социологии и философии, а сегодня не только не утратили актуальность, напротив - обнаруживаются во всех проявлениях бытия. Квинтэссенцией симулятивной реальности и объектом исследования данной статьи является модель современных социальных сетей, адресованных молодежи.

Ключевые слова: симулякр и симуляция; социальные сети; массовая культура; сетевое общество.

Одним из направлений современной философской мысли можно отметить стойкое внимание к феномену симулякра и симуляции. И это неслучайно. Если вглядеться в протекающую жизнь общества, во всех её сферах неумолимо выступает поле симулякров. Экспансия симулятивной природы в культурную сферу стала объектом философского размышления в данной статье.

Первые упоминания о симулякре встречаются в античной философии у Платона, в которой основным выступает мотив цикличной структуры симулякра, другими словами - «копия копии».

В последующем осмыслении Ж. Делезом платоновского толкования раскрывается смысл свойства цикличности: «Копии являются вторичными обладателями. Они - вполне обоснованные претенденты, обеспеченные подобием. Симулякры же уподобляются ложным претендентам, возникают на основе отсутствия сходства, обозначают существенное извращение или отклонение. Именно в этом смысле Платон различает две области образов-идолов: с одной стороны - копии-изображения, с другой - си-мулякры-фантазмы» [4].

По Ж. Бодрийяру, «симулякром является знак с опустошенным или замещенным ценностным содержанием». Французский постмодернист первым применил понятие симулякра относительно культуры и медиареальности, что является для данного исследования основополагающим; кроме того, настоящая эпоха обозначена им как глобальная симуляция, создающая гиперреальность. «Симуляция - это уже не симуляция территории, референциаль-

ного сущего, субстанции. Она - порождение моделей реального без оригинала и реальности: гиперреального. Искусственное - всегда копия копии, которая должна быть выдвинута к такой точке, где она изменяет свою природу и превращается в симулякр (движение Поп-арта)» [1. С. 226].

Эпоха поп-арта 1950-1960-х годов XX века действительно ознаменовала проникновение симулякров как символической составляющей в художественную культуру. Его авторы выбрали источником своего вдохновения объекты рекламного мира. И сегодня притягивают взгляд произведения Энди Уорхола, тиражирующие изображения банки супа «Кэмпбелл» и бутылки «Кока-Колы», созданные в нарочитых, кислотного оттенка красках.

Пройдя путь от середины XX века до настоящего времени, реальность симулякров подчинила себе медиареальность, в частности ее рекламную и сетевую ипостаси. По мере общественного развития выросла социальная и рыночная активность медиареальности, производящей различного рода символы и знаки. Так, символическим значением сейчас наделяются не только рекламные конструкты, но и вся информация, которая становится объектом внимания медиа. При этом пространство симу-лякров отражает систему мнимых ценностей, в сравнении с которым симулякр Платона вполне безобиден и имеет, в интерпретации Ж. Делеза, «стерильный эффект, который скрывает в себе неподатливость масок и беспристрастность знаков» [4. С. 229].

Обоснование симуляции медиареальности находим в работах М. Маклюэна, посвящен-

ных этапам развития цивилизации: «общество, находясь на современном этапе развития, трансформируется в "электронное общество" или "глобальную деревню" и задает, посредством электронных средств коммуникации, многомерное восприятие мира. Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестает быть базой культуры» [3. С. 153].

Формирование российской культуры, по мнению М. Кастельса, происходит под воздействием становления так называемого сетевого общества. «Культура, - пишет он, - оказалась захваченной электронным гипертекстом, который комбинирует, артикулирует и выражает смыслы в виде аудиовизуальной мозаики, способной к расширению или сжатию, обобщению или спецификации в зависимости от аудитории. Электронная среда больше не сводится к посланию сообщений. Сообщение есть раскодировка среды, поскольку медиасистема настолько гибка, что адаптирована для послания любого сообщения любой аудитории. Мы предполагаем, что речь идет о новой культуре, культуре реальной виртуальности» [2. С. 52].

Одной из площадок сетевой коммуникации является Instagram - бесплатное мобильное приложение, которое позволяет снимать фотографии и видео, применять к ним фильтры, а также распространять их через свой сервис и ряд других социальных сетей. Девиз приложения: «Запечатлейте и поделитесь моментами из жизни» [6] - символизирует фрагментарную, «клиповую» сущность содержательной части. Фотоснимки и видео сопровождают хэштэги -короткие подписи, маркирующие похожие по тематике снимки и тем самым облегчающие поиск нужного контента. Разнообразные фильтры, позволяющие редактировать изображение в графическом, цветовом и практически любом тональном режиме, являются для современной молодежи особенно привлекательными. Текущая «лента событий» в этой сети выглядит как поток фотоснимков, видео, имеющих квадратную форму и сопровождающихся хэштегами. Обмен личными сообщениями не предусмотрен, исключение составляют комментарии подписчиков под каждым фото. Таким образом, на смену текстовому личному обращению приходит публичное признание, выраженное в системе знаков и символов («лайки» и короткие комментарии). Фото и видеоконтент условно можно разделить на следующие тематические

блоки: селфи, еда, цветы, пейзажи, животные. Можно наблюдать существенный крен гедонистического, потребительского отношения к реальности. И, как это ни парадоксально, -снимки людей, где, с кем и что они едят, пьют, чем занимаются в данный момент времени, -вызывают реальный интерес миллионов пользователей.

В апреле 2013 года Instagram анонсировал начало внедрения новой разработки, которая позволит пользователям отмечать на фотоснимках себя, своих друзей, интересные места, а также известные бренды. С этого момента начинает внедряться практика рекламы посредством поста популярного блогера, которая, из-за рекомендовательного и ненавязчивого характера постов, приносит более ощутимые результаты.

Прочие социальные сети Рунета (ВКонтак-те, Facebook, Одноклассники^и) содержат неизмеримо больший функционал - здесь можно не только обмениваться личными сообщениями, но также «прикреплять» к своим сообщениям фотографии, аудиозаписи и видеозаписи (в том числе и полнометражные фильмы), документы, опросы, - словом, социальные сети являются крупнейшим медиа-архивом Рунета. Несмотря на отсутствие ряда полезных и, казалось бы, очевидных преимуществ «Вконтакте» или «Живого журнала», Instagram востребован немногим меньше.

Согласно опубликованным данным Роспечати [5], на февраль 2016 года число пользователей Instagram - 7,1 миллионов, а позиция ресурса среди мобильных приложений - одна из лидирующих. Феномен популярности Instagram, по мнению автора, кроется в возможности формирования пользователем собственной, индивидуальной симулятивной реальности, транслирующей символы и маски и заменяющей ему реальный мир. Предвидя возражение, что и прочие социальные сети выполняют те же функции, уточним - именно в Instagram симулятивная, мифологическая составляющая принимает широчайший масштаб, формируя у человека ложные потребности и уводя от духовно-нравственных ориентиров.

Список литературы

1. Бодрийяр, Ж. Симулякры и симуляция [Текст] / Ж. Бодрийяр. -Тула, 2013. - 204 с.

2. Кастельс, М. Россия и сетевое общество: Аналитическое исследование [Текст] / М. Ка-

стельс, Э. Киселева // Мир России. - 2001. -№ 1. - С. 23-51.

3. Маклюэн, М. Галактика Гуттенберга: Становление человека печатающего [Текст] / М. Ма-клюэн. - М.: Академический проект, 2005. - 496 с.

4. Делез, Жиль. Платон и симулякр [Текст] / Жиль Делез; пер. с фр. Е. А. Наймана. - 301 с.

5. Интернет в России в 2015 году. Состояние, тенденции и перспективы развития [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fapmc.ru/ rospechat/activities/reports/2016.htmL

6. Веб-сайт Instagram [Электронный ресурс]. - URL: https://instagram.eom/#.

SIMULATIVE NATURE OF SOCIAL NETWORKS (EXAMPLE ON INSTAGRAM)

Novikova T. E., Lobachevski State University of Nizhni Novgorod, Nizhni Novgorod,

[email protected]

Philosophical bases of concepts of "simulacrum" and "Simulation" formed long ago - in the 1980s in France. Subsequently, firmly established in the scientific study researches on psychology, sociology and philosophy, and today not only lost their relevance, on the contrary - are found in all forms of life. Kvitessentsiey simulative reality and the object of study of this paper is a model of modern social networks, addressed to young people.

Keywords: simulacra and simulation; social networks; popular culture; the network society.

References

1. Baudrillard, J. (2013) Simul'akrIsimul'atsi'ja [=Simulacra and simulation], Tula. (In Russ.).

2. Castells, M. and Kiseleva E. (2001) Rossija I setevoe obchestvo: Analiticheskoe issledovanie [=Russia and the network society: an Analytical study], in: Mir Rossiy [=Russia World], Moscow, no. 1, pp. 23-51. (In Russ.).

3. McLuhan, M. (2005) Galaktika Gutenberga: Stanovlenie cheloveka pechatajuschego [=The Gutenberg Galaxy: the marking of man print], Moscow. (In Russ.).

4. Deleuze, G. (1969) Platon i Simul'akr [=Plato and the Simulacrum], Seuil, Paris. (In French).

5. Otraslevoj doklad Rospechati: Internet v Rossii v 2015 godu. Sostojanie, tendencii I perspektivi rasvitija [=An industry report of Rospechat: Internet in Russia 2015. Status, trends and prospects of development], in: Setevoy resurs Rospechaty [=Network Rospechat'], available at: http://www.fapmc. ru/rospechat/activities/reports/2016.html, accessed 1.11.2016. (In Russ.).

6. Social'naya set'Instagram [=Social network Instagram], available at: https://instagram.com/#, accessed 1.11.2016. (In Russ.).

Татьяна Евгеньевна Новикова - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры журналистики, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород.

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.