нений. Отсутствие специфических и доступных методов исследования сдерживает обоснование предельно допустимых концентраций.
Наряду с разработкой химических методов исследования все большее внимание уделяется физико-химическим методам. Изучается возможность определения спектрофотометрическим методом 3,4-бензпире-на в Польше, окиси углерода в Чехословакии, альфаметилстирола и пирена в СССР; хроматографическим методом — 3,4-бензпирена в ГДР, карбоновых кислот и спирта в СССР; полярографическим методом — альдегидов в СССР, свинца и сероводорода в Чехословакии.
Запланирована разработка новых автоматических приборов для регистрации атмосферных загрязнений — сернистого и других газов в ГДР и Польше, окислов азота и хлора в СССР, сернистого газа в Чехословакии. В СССР разрабатываются новые методы отбора проб.
Участники совещания решили создать научную рабочую группу для руководства всей деятельностью по теме в составе: председателя — В. А. Рязанова, секретаря — В. А. Гофмеклера и членов — представителей стран-участниц: от Болгарии — М. Луканова, от ГДР—К. Горна, от Польши — Я. Юста и от ЧССР — К. Сымона.
Был намечен ряд организационных мероприятий.
Совещание прошло очень активно, в духе дружбы и желания максимально развивать проблему санитарной охраны атмосферного воздуха.
Поступила 7/УШ 1963 г.
УДК 331.820 : 622.349.5 + 613.649.16](061.3)
СИМПОЗИУМ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ и ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ДОБЫЧЕ И ОБРАБОТКЕ
ЯДЕРНЫХ МАТЕРИАЛОВ
31/УП1 1963 г. в Вене закончил свою работу Симпозиум по охране здоровья и технике безопасности при добыче и обработке ядерных материалов, организованный Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Международной организацией труда (МОТ) и Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).
На симпозиуме было представлено 68 докладов от 16 стран всех континентов земного шара, а также доклады Международной комиссии по радиологической защите (МКРЗ) и Международной организации труда. В совещании приняло участие 124 эксперта от 23 стран, а также представители ЕАЯЭ, Евратома и МКРЗ.
В настоящее время, заявил, открывая совещание, заместитель Генерального директора МАГАТЭ г-н Пьер Л. Баллиган, добыча и обработка ядерных материалов производятся на 600 шахтах и рудниках и 100 заводах. Общее количество рабочих на них составляет соответственно 20 тысяч и 6 тысяч. Следует предположить, что эта цифра значительно возрастет к концу текущего столетия. Г-н Баллиган отметил, что на небольших шахтах и рудниках, находящихся в частной собственности, трудно обеспечить надлежащую защиту здоровья рабочих.
Г-н Луиджи Пармеджиани, руководитель отдела МОТ по охране здоровья и технике безопасности, напомнил участникам, что знания, полученные в области радиологической защиты при добыче ядерных материалов, в значительной мере разрознены. Необходимы большие усилия в международном масштабе, чтобы собрать нужную информацию. Нынешнее совещание является первым шагом в этом на-
правлении, сказал г-н Пармеджиани, и оно должно, безусловно, способствовать унификации методов и средств по охране здоровья.
Аналогичные мысли были высказаны руководителем отдела Всемирной Организации Здравоохранения по социальной и профессиональной медицине г-ном М. О. Ш у а б, который сказал, что возросший спрос на ядерное топливо, а также более углубленное понимание проблем профессиональных заболеваний привлекли внимание к положению в ядерной горнодобывающей промышленности. Это и явилось причиной созыва настоящего совещания.
Самые ранние сообщения, указывающие на особенно высокий процент заболеваний раком легких среди шахтеров урановых рудников, были получены из районов Рудных гор близ германо-чехословацкой границы и относятся ко второй половине XIX века, заявил председатель первого рабочего заседания симпозиума г-н А. Шрауб (ФРГ). До 30-х годов XX века исследования велись главным образом в области доказательства причинной связи между болезнью и профессией. Затем были предприняты усилия по защите здоровья шахтеров этого района. Но до сих пор результаты исследований еще не вполне убедительны. Однако представляется возможным, заявил г-н Шрауб, объяснять высокий процент заболеваний раком легких в урановой горнодобывающей промышленности токсичностью вдыхаемых рабочими продуктов распада. Эксперименты с животными показали, что не вдыхаемый радон является причиной болезней, а его твердые радиоактивные продукты распада, которые остаются в легких.
Дункан А. Холадэй (США) дал исторический обзор усилий, предпринимаемых в Соединенных Штатах с целью определить воздействие добычи урана на здоровье шахтеров и получить данные, определяющие возможность создания для шахтеров здоровых окружающих условий.
В период между 1881 и 1887 гг. на Колорадском плато были найдены руды, которые, как выяснилось позднее, оказались радиоактивными. Добыча руд сначала в небольшом, а затем во все более возрастающем масштабе вызвала необходимость систематического обследования окружающей среды. Это позволило ликвидировать чрезмерно высокие уровни облучения, распространенные в Соединенных Штатах в начале развития этой отрасли промышленности, сообщил г-н Холадэй. Однако на многих шахтах атмосферные концентрации продуктов распада радона все еще превышают рекомендованные уровни. Службы США по охране здоровья предпринимают усилия с тем, чтобы исключить все виды опасности.
Виктор Е. Арчер (США) представил доклад о некоторых несмертельных эффектах добычи урана. Результаты этого до сих пор не завершенного анализа содержат предположение, что эффекты, по крайней мере частично, объясняются радиацией от продуктов распада радона, содержащихся в пыли, вдыхаемой шахтерами.
Смертность среди шахтеров США и рабочих обрабатывающих заводов являлась темой исследования, начатого в 1950 г. Службой здравоохранения США в сотрудничестве с другими федеральными учреждениями и учреждениями штатов. Дж. К. Вагонер сообщил о сравнительных исследованиях в районе Колорадского плато, которые учитывали влияние возраста, курения, места рождения, наследственности, урбанизации и т. д. По-видимому, является вероятным, заявил он, что радиоактивные вещества, содержащиеся в воздухе урановых
шахт, являются причиной чрезмерного количества случаев рака дыхательных путей.
Обсуждение данного вопроса показало, что обработка урана не представляет собой какой-либо необычной проблемы. Тот факт, что урановая руда обладает радиоактивными свойствами, не означает, что
6*
83
необходимы какие-либо более строгие меры по контролю, чем при. дроблении и размалывании других минералов. Если строго придерживаться обычных контрольных норм, то облучение может быть сведено до минимума. Обработка урановой руды может считаться приблизительно такой же опасной, как и обработка свинцовой. Нормы, разработанные МКРЗ, являются достаточными, их можно легко применять и нет причин им не следовать.
В отношении добычи урана указывалось, что мы только начинаем понимать эту проблему и необходимость дополнительных исследований в данной области. Один факт, который, по-видимому, точно установлен, свидетельствует о том, что облучение шахтеров неконтролируемыми уровнями радона может привести к очень серьезным последствиям. На симпозиуме приводились также убедительные доводы в пользу расширения исследований с учетом очевидной взаимной связи разных факторов, которые могли бы служить причиной различных заболеваний. Эти моменты были подчеркнуты и д-ром Д. А. Холадэем (США), когда он подводил итог дискуссии. Все страны, занимающиеся добычей урана, сказал он, накапливают данные, которые, вероятно, дадут возможность предсказать последствия, к которым могут привести отдельные условия облучения лиц, работающих в специфических условиях. С этой целью мы, возможно, должны продолжить наблюдения в течение более длительных периодов времени и при меньших уровнях облучения. Это, сказал д-р Холадэй, является наиболее важным выводом, который должен быть сделан из представленных на Венском симпозиуме докладов.
Все шахты, содержащие более чем одну десятую процента окиси урана, нуждаются в механической вентиляции в течение всего года. • В настоящее время большинство стран разрешает приблизительно те же предельно допустимые уровни облучения, но использует различные основы для расчета. Д-р Холадэй заявил, что имеется большая потребность в дозиметрической работе в этой области, поскольку нынешняя практика главным образом основывается больше на практическом опыте, чем на дозиметрических исследованиях.
Другим моментом, на который указал д-р Холадэй в своем резюме по поводу дискуссии, является то, что наилучшее решение проблем техники безопасности в урановых рудниках и шахтах заключается в том, чтобы планировать разработку и вентиляцию шахт на доэксплуата-ционной стадии.
На симпозиуме обсуждались все главные аспекты, связанные с защитой здоровья при добыче и обработке ядерных материалов, начиная с чисто медицинских и технических сторон проблемы радиологической защиты и обращения с отходами радиоактивных материалов до разработки и внедрения в жизнь норм по охране здоровья работающих
в области добычи и обработки ядерных материалов.
Поступила 21/1 1964' г.