VI. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННЫХ ФОРМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
СИМОНОВА Э. РОЖДЕНИЕ ШКОЛЫ БЕЛЬКАНТО*
XVIII в. вошел в историю оперы как золотой век прекрасного пения - бельканто. Однако в XVII-XVIII вв. учителя и обладатели бельканто не знали этого термина. Свое пение, украшенное воздушными блестками фиоритур и пассажей, они называли canto figurato - «коло-рированное пение». Школа бельканто, которая открыла и утвердила основные правила профессионального пения, возникла в Италии, где с древнейших времен существовала традиция воспитания «культурного» голоса. Известно, что в Древнем Риме голос тренировался словом. Затейливая орнаментика «сладостной, вольной и плавной речи» Цицерона включала до 70 риторических фигур. Actio - исполнение речи, использующее актерский и музыкальный опыт, было самым важным элементом красноречия. Прекрасное исполнение могло спасти посредственную речь, дурное - убить превосходную. «Трудная задача, о бессмер-ные боги! - восклицал Цицерон. - Если кто захочет быть первым в красноречии, пусть в гневных местах говорит он напряженным голосом, а в спокойных - мягким; низкий голос придаст ему важности, колеблющийся - трогательности. Поистине удивительна природа голоса, который только при помощи трех звучаний - низкого, высокого и переменного - достигает столь разнообразного совершенства в напевах» (цит. по: с.141).
Симонова Э. Рождение школы бельканто// Старинная музыка: практика, аранжировка, реконструкция. - М., 1999. - С. 140-147.
Уровень вокальных школ в древнем, позднеантичном и христианском Риме был очень высок. В эпоху Ренессанса расцветает техника импровизированных диминуций, расщепляющая большую длительность мелкими, раскрашивающая тему мелизматическими узорами. Один из первых оперных композиторов Джулио Каччини стал выписывать орнаментальные украшения. В его таблицу орнаментики входит прямая и точная атака звука, без всяких к нему «подъездов», что станет важнейшим правилом школы бельканто; пунктирный ритм, подчеркивающий изящность и элегантность, и пр. Всевозможные каскаты Кач-чини - «томные», «оживленные», «взволнованные», его знаменитые «восклицания» подчеркивали красоту и выразительность слова. Виртуозные пассажи, трели, группетто он предпочитал выписывать в кадансах.
Создатели первых опер Джулио Каччини и Якопо Пери были знаменитейшими певцами. Современники называли их пение «мягким», «обольстительным», «нежным» и «благородным». Их творчество привлекало не только совершенной вокальной техникой, но и тем духом новой музыки, который таился в неуловимых ритмических порывах и динамической гибкости.
Первые оперные пасторали, которые назывались просто posta in música («положенная на музыку») ставились, как правило, в частных домах и палаццо, а их первые исполнительницы считались аристократичными «камерными певицами». С появлением оперных театров ситуация меняется. Женщины, рискнувшие выступать на большой сцене, сразу же теряли статус уважаемых дам. Булла Иннокентия XI, запретившая появление женщин на оперных подмостках Рима (вплоть до 1798 г.), довершила дело. В оперу пришли кастраты, пение которых во славу Римской церкви еще в середине XVI в. официально благословил Климент VII.
Кастраты блистали в операх короля либретто Пьетро Метастазио. И именно в их среде родилось подлинное искусство бельканто. Знаменитый педагог Пьетро Франческо Този учил своих учеников «медоточивому, сладкозвучному переносу голоса снизу вверх при постоянной поддержке и работе дыхания, которое наполняет, увеличивает или уменьшает силу звука, не ломая и не прерывая его» (цит. по: с. 144). Този утверждал, что сначала надо обучать вокализам, потом сольфеджио и только потом - пению со словом, иначе голос будет безвозвратно погублен.
Ежедневные упражнения исправляли все дефекты голоса, методично выравнивая его, тренируя «переходные», пограничные ноты,
усиливая слабые, смягчая сильные и резкие. Школа бельканто давала «голос хороший, ясный, чистый, ровный сверху донизу, голос, который не имел бы никаких носовых или горловых призвуков, не был бы ни хриплым, ни тусклым» (там же), - писал Кванц.
Прославленный Кифарелли ежедневно (кроме занятий контрапунктом и декламацией) три часа упражнялся перед зеркалом (во избежание гримас), по фаянсовым табличкам, на которых упражнения записывались, а после их закрепления стирались и писались новые. Эти вокальные упражнения представляли собой весь набор барочной орнаментики - трелей, мордентов, пассажей и др. в самых прихотливых комбинациях; хроматических гамм в две и более октавы (вверх и вниз 8 раз на одном дыхании). Именно орнаментика canto figurato способствовала гибкости, подвижности и эластичности гортани, в сверкающих каденциях подобной «флюгеру в ураган» (Този). И только такой совершенный вокальный аппарат был способен выразить поток страстей -ликующей «бравуры», скорбного «ламенто», сладкого, чувственного «аморозо» с его идеальной кантиленой и совершенной филировкой звука, - который предъявляла исполнителю великая барочная опера.
Упадок бельканто связан с повысившейся ролью оркестра в романтической опере. Потребовались голоса сильные, мощные, богатые от природы. В 1864 г. Франческо Ламперти, 25 лет руководивший кафедрой сольного пения в Миланской консерватории, писал: «Предостерегая от злоупотребления колоратурным пением, я все-таки советую певцам употреблять его хотя бы в упражнениях, если они желают сохранить свой голос гибким, изящным, бархатным даже после многолетней карьеры... Пренебрежение колоратурным пением принесло много вреда и, что важнее всего, способствовало потере гибкости и даже самого голоса у многих певцов» (цит. по: с.146).
С.А.Гудимова