Научная статья Original article УДК 00.009
СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ВИЗАНТИЙСКОЙ
ИМПЕРИИ И РОССИИ
SYMPHONY OF THE AUTHORITIES: A COMPARATIVE ANALYSIS OF CHURCH-STATE RELATIONS OF THE BYZANTINE EMPIRE AND
RUSSIA
Попченко Ярослав Максимович магистрант 1 курса, направления теология Белгородский государственный университет, Россия, г. Белгород
Popchenko Yaroslav Maksimovich, 1st year Master's student, Theology Belgorod State University, Russia, Belgorod
Аннотация: В статье рассматривается идея "Симфонии Властей" её становление и использование в Византийской империи, а так же постепенное принятие и унаследование симфонии Россией, как симфония складывалась, как влияла на взаимоотношения между властью светской и церковной.
Abstract: The article examines the idea of the "Symphony of the Authorities", its formation and use in the Byzantine Empire, as well as the gradual adoption and inheritance of the symphony by Russia, how the symphony was formed, how it influenced the relationship between the secular and ecclesiastical authorities.
7315
Ключевые слова: Византийская Империя, Россия, Русская Православная Церковь, Церковно-Государственные взаимоотношения.
Keywords: The Byzantine Empire, Russia, the Russian Orthodox Church, Church-State relations.
Несмотря на достижения научно-технического прогресса и информационных технологий, развитие культуры и образования, религия не исчерпала своей регулятивной роли. Религиозные нормы в той или иной степени продолжают оказывать воздействие на общественные отношения во всех государствах современного мира [1]. Безусловно, это в полной мере относится и к церкви. С древних времен церковь (переводе с греч. церковь -дом Бога, дом Господний) играла важную роль в жизни общества и государства.
Когда мы говорим о церкви, понимаем данное явление не в узком смысле - здание для отправления обрядов христианской религии, имеющее определенные атрибуты, а в широком. В этом смысле церковь - это особый тип религиозной организации, объединение последователей той или иной религии на уровне общности вероучения и культа [17].
В различные исторические периоды и в различных странах церковь играла и играет неодинаковую роль в государстве. Существовало и существует три вида взаимоотношений церкви и государства:
1). Слияние церкви и государства - теократия.
2). Наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегированное положение по сравнению с другими вероисповеданиями;
3). Режим отделения церкви от государства и школы от церкви. [16].
Следует заметить, что можно произвести классификацию видов
взаимоотношения государства и церкви и по отношению последней к политической системе общества. В связи с этим следует отметить, что политическая система общества - это часть общества, представляющая собой
7316
более или менее развитую систему социальных политических институтов и форм политической деятельности, которые в целом определяют характер государственной власти в стране [19]. По данному основанию церкви можно разделить на два вида: а). церковь не является элементом политической систем; б). церковь является элементом политической системы.
В последнем случае в процессе исторического развития церкви и государства между ними складываются различные модели взаимодействия. Которые будут рассмотрены в данной статье. Идеальной формой взаимоотношений между церковью и государством в таком случае считается «Симфония властей», берущая свое начало в Византии, и нашедшая отражение в церковно-государственных отношениях России, как преемницы Византии, что подтверждает концепция «Москва - третий Рим». Поэтому является научно значимым рассмотрение симфонических отношений в Византии и России и проведение комплексного анализа, выявления общих черт.
Напомним, что Византийское государство унаследовало многие черты государственного строя позднеримской империи. Во главе государства был император - наследник власти римских цезарей. Он обладал полнотой законодательной, исполнительной и судебной властей. В укреплении авторитета императора большую роль играла православная церковь. Именно церковь разработала и осветила официальную доктрину божественного происхождения императорской власти и проповедовала единение государства и церкви [15].
Прежде чем рассмотреть модели взаимодействия церкви и государства необходимо уяснить природу их происхождения и их задачи. С православной точки зрения церковь и государство имеют различную природу: церковь основана Богом, а государство - людьми в процессе исторического развития. Задачей государства является благополучие людей, а задачей церкви -будущее благополучие, вечное спасение. В государстве власть представлена главой государства (императором, царем, президентом и т.д.) и
7317
правительством, а в церкви - главой церкви (патриархом, митрополитом, епископом). Существуют различные теории происхождения государства. Согласно теологической теории государство основано по воле Бога при свободном волеизъявлении человека. Здесь главенствует идея богоустановленности государственной власти. В главе 13 Послания святого апостола Павла к римлянам говорится об этом принципе «Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» [12]. Этот же принцип отражен в теории «двух мечей». Согласно этой теории Бог дал два меча: один государю, другой духовному владыке. Меч здесь является символом светской и духовной властей. Данная теория отражает равноправие двух властей.
В различные исторические периоды православная церковь находилась то в положении нелегальном - была гонима светскими властями, то в обратно противоположном положении, где имела место государственная церковь. В ходе исторического развития сложились различные модели взаимодействия церкви и государства, каждая из которых имеет свои плюсы и минусы. В том случае, когда церковь является элементом политической системы, историки выделяют три модели взаимодействия церкви и государства: цезаропапизм (глава государства брал на себя функции главы церкви), папоцезаризм (духовный владыка сосредотачивает в своих руках, как духовную, так и светскую власть), «симфония властей». Последняя модель была сформирована в православной традиции и считалась и считается в настоящее время идеальной моделью церковно-государственных отношений [13]. Однако эту модель можно считать утопичной, так как она в чистом виде нигде не использовалась. Основные принципы данной системы были выработаны в Византии. До начала IV века Византийская империя была языческой, и христиане столкнулись с различными гонениями. Первое великое гонение на представителей христианской веры произошло еще в I веке при Нероне. Во время правления царя Константина обстановка меняется, признается
7318
равноправие христианства с другими культами. Признание этого равноправия и прекращение гонений положило начало кардинальному изменению положения христианской церкви. Первым шагом на этом пути явился Миланский Эдикт 313 года императора Константина. Миланский эдикт стал продолжением Никомидийского эдикта 311 года. Этот закон, можно так сказать, дал немного вздохнуть христианам от многочисленных гонений на них. В нем говорилось: «Пусть снова будут христиане и строят места для собраний» [13]. Однако данный эдикт еще не гарантировал христианам свободу от преследований. Продолжением Миланского эдикта стали эдикты 315, 319, 321, 323 годов. Эти законы освободили клир и церковь от повинностей, предоставили возможность клиру приобретать недвижимое имущество и закрепляли особый порядок рассмотрения дел в суде, а так же запрещали принудительное участие христиан в языческих обрядах и праздниках. Таким образом, христианская религия приобрела привилегированное положение и стала легализована в Византии. Можно сделать вывод о том, что положение христианской церкви постоянно меняется, и церковь превращается из гонимой в терпимую - благодаря Никомидийскому эдикту, а затем в равноправную - благодаря Миланскому эдикту. Император Константин своими эдиктами предоставляет церкви привилегированное положение, а благодаря его сыновьям христианская церковь становится господствующей в Византии. Римская государственность, греческая культура и христианская вера суть главные источники исторического развития Византии [9]. Император Константин первым начал осуществлять религиозную политику, которая поддерживала христианство и заложил основы взаимоотношений между церковью и государством. Константин и последующие правители Византии носили титул роп^ех тахтш. До 457 года церковь не принимала участие в коронации Василевсов, а с 457 года патриархи начали благословлять на царство нового государя [23].
7319
Следует отметить, что суть «симфонии» раскрывают следующие принципы: принцип сотрудничества, принцип взаимной поддержки, принцип взаимной ответственности и принцип невмешательства одной стороны в сферу деятельности другой. Принципы симфонических отношений в Византии были отражены в таких правовых актах как: 6-ая новелла Юстиниана, в которой говорится о разделении власти на «священство» (церковная власть) и «царство» (государственная власть); Эпанагога императора Василия I (законодательный документ конца IX века), в которой говорится о необходимости сосуществования в государстве этих двух властей. Таким образом, христианская церковь стала полноправным субъектом и участником политической системы общества. Можно сказать, что задолго до Новелл Юстиниана и Эпанагоги Император Константин своими словами подтвердил эти принципы «Вы - епископы внутренних дел церкви, а я поставленный от Бога, епископ внешних дел» [13]. Поэтому нет важней задачи для государства как благоустроение священства, которое со своей стороны служит им молитвою о них Богу [13].
Однако, как отмечалось выше, симфония властей в чистом виде нигде не применялась, даже в Византии, несмотря на идеальные условия, ведь в Римской империи признавалась и почиталась православная вера, и были выработаны эти принципы и система церковно-государственных отношений. Несмотря на все это, император стоял во главе и законодательной, и исполнительной, и судебной власти. В Византии представители церкви принимали участие в государственных делах, и государственные чины вмешивались в дела церковные. При всем при этом произошло размывание четких границ сфер деятельности государственной и церковной властей, и в конечном итоге сплетение властей при доминировании государственной власти. Государственная власть находила себе оправдание в том, что власть государя от Бога. Таким образом, произошло доминирование «царства» над «священством» и от симфонической модели перешли к модели цезаропапизма.
7320
Идея «симфонии», заложенная Юстинианом Великим, в соответствии с которой василевс и патриарх в содружестве правят один телом, другой душою подданных - стало пустым звуком. Однако эта идея оставалась в государстве как официальная доктрина. Тем не менее, василевсы с легкостью расправлялись с непослушными патриархами. Так в 766 году был вначале низложен, а затем казнен патриарх Константин II [5].
Византийская доктрина о симфонии властей, которая в православной традиции считается единственно-верной и идеальной формой взаимодействия «царства» и «священства» продолжила свое существование в Киевской и Московской Руси.
Русская история, начиная с X века неразрывно связана с церковью и православной верой. В 988 году Князь Владимир принял православие и крестил Русь по Византийскому обряду. Этот выбор предопределил всю дальнейшую судьбу Российской цивилизации и российской культуры. Первым городом на Руси принявшим крещение стал Киев. Помимо Киевской Руси крещение по византийскому образцу приняли еще ряд стран, такие как: Болгария, Сербия и др. Таким образом, приделы Византийской цивилизации были расширены и начало формироваться «византийское содружество», в которое вошли страны, принявшие крещение по Византийскому образцу, и которые были подчинены патриарху Константинопольскому. Д. Оболенский дает следующее определение византийскому содружеству: -«наднациональная общность христианских государств, в которой Константинополь был центром, а Восточная Европа - периферийным доменом»[8]. Сердцевиной этого содружества был Балканский полуостров, родина греков, албанцев, сербов, болгар. В 1Х-Х вв. в него была включена Русь, а в средневековье еще и румынскиеземли.
Крещение Руси, основание русской церкви и митрополичьей кафедры все это открыло Константинополю широкие возможности экспансии [23].
7321
С.Ф. Платонов писал: «Так как Русь приняла веру из Византии, то все новое, что пришло с верой, имело византийский характер и служило проводником византийского влияния на Русь» [10]. Были построены каменные храмы с фресковыми и мозаичными росписями, привезены иконы. Примечательно то, что главный Собор Киевской Руси был построен в честь мученицы Софии, как и Собор в Константинополе, что можно считать свидетельством преемственности Руси Византии. С.С. Аверинцев говорит о том, что «русская культура через контакт с Византией преодолела локальную ограниченность и приобрела универсальное измерение. Она стала культурой в полном смысле слова». Ф.И. Успенский считает, что «Византия сообщила им вместе с этим и массу других культурных приобретений: письменность, священный язык, богослужение, государственное устройство» [25].
На основе греческого церковно-государственного законодательства возникает и начинает формироваться российское законодательство. На Руси в X веке действовало обычное право, в основу которого легли договоры киевских князей с Византией 911г., 944 г., 971 г. В основу древнерусского законодательства был положен византийский сборник церковных правил и императорских указов Номоканон. Это подтверждается следующим: в Русской Правде после текста церковного Устава князя Ярослава сказано: «Списан бысть сей свиток из великого и старого Номоканона на Москве в лето в 911 (1402), индикта 11, месяца ноября 11» [26]. В конце XIII века Номоканон был переведен на древнерусский язык и получил название «Кормчие книги». В Синодальную кормчую вошли статьи Русской Правды. Кормчие книги издавались до 1816 года, после они стали называться «Книга правил», содержащая в себе правила Русской Православной Церкви и древние каноны, принятые на Вселенских Соборах.
В начале XIV века в Древней Руси был составлен юридический сборник Мерило Праведное, дошедший до наших дней в рукописях XIVXVI веков. Сборник состоит из двух частей. Первая часть состоит из различного рода слов
7322
и поучений на тему о праведных и неправедных судах. Вторая часть разделена на 30 глав и составлена из произведений юридического характера, таких как: «Городской закон», «Закон судный людем», «Русская Правда» и др. [7]. Вторая часть представляла собой сборник церковных и гражданских законов, в основу которых легло Византийское законодательство. Во второй части широко используются те византийские источники, которые были помещены в русских Кормчих. Мерило Праведное появилось в то время, когда начинает складываться Российское государство. В задачу данного сборника входило стать пособием для судей. Русская Правда вошла в Мерило Праведное, что является очень важным историческим моментом этого сборника, так как само Мерило Праведное вошло в состав многочисленных Кормчих. Русская Правда в других Кормчих была заимствована из кормчих с
Мерилом Праведным. Таким образом, все списки Русской Правды II редакции, так или иначе, имеют отношение к спискам Мерила праведного
[26].
Развивающееся древнерусское законодательство закрепило ответственность за преступления против церкви и религии. Однако Русская Правда не содержала составов преступлений направленных против церкви и религии. Тем не менее, издавались специальные уставы, регламентировавшие данную сторону общественной жизни. К таким уставам относятся: Устав Владимира Святославовича, Устав Ярослава. Устав Владимира «О десятинах, судах и людях церковных» определил церковную юрисдикцию, закрепил ответственность за преступления против религии, ввел новый вид налога -церковная десятина, разграничил предметы ведения церковного и светского судов. Устав Владимира Святославовича содержал следующие виды преступлений против церкви и религии: осквернение храмов и мест погребения, церковная татьба (кража), чародейство, совершение языческих обрядов и др. В соответствии с Уставом церковному суду подлежали следующие категории дел: дела брачные (развод, незаконные браки, отказ от
7323
вступления в брак после сговора), дела семейные (споры о наследстве, неподобающее обращение детей с родителями), дела о прелюбодеянии и противоестественном разврате (изнасилование, прелюбодеяние, толока), личная обида (оскорбление действием или словом), дела о преступлениях против веры и церкви. Устав Владимира оказал огромное влияние на русское право, так как определил перечень дел, подлежащих церковному суду, который сохранился в этих пределах вплоть до синодального периода. Так же Псковская судная грамота содержала виды преступлений против религии и церкви. К таким преступлениям относится «моление под овном» [14]. Преступления против церкви и религии регламентировал и Устав Ярослава. Устав закрепил следующие виды наказаний: епитимии, штрафы, удары розгами, лишение носа, смертная казнь. Устав Владимира Ярославовича и устав Ярослава Мудрого вошли в русские Кормчие. Таким образом, можно отметить, что сотрудничество между государственной властью и церковью было очень тесным. Церковные каноны почитались наравне с гражданскими законами и были обязательны к исполнению. Поэтому «симфония властей» была основанием для определения курса взаимоотношений между церковью и государством, о чем свидетельствуют древние источники права Руси. Эта «симфония» соблюдалась до тех пор, пока она не была нарушена со стороны государственной власти, и не переросла в цезаропапизм в эпоху Петра I.
Таким образом, А. Шмеман считает время правления киевских князей «самым чистым, самым многогранным из всех периодов русской религиозности» [24]. Федотов Г.П. пишет «В драматической и даже трагической истории отношений между христианской церковью и христианским государством киевский опыт, несмотря на всю краткость и хрупкость, можно рассматривать как одно из лучших христианских достижений» [22]. И на самом деле это так, ведь при удельно-вечевом строе на Руси власть митрополита была сильной и совершенно не зависела от князя. Это объясняется тем, что митрополитами были греки и центр находился в
7324
Константинополе. В этот период действительно был периодом «симфонии властей». Церковно-государственные отношения в этот период были невероятно гармоничны за всю историю Православия.
После монгольского нашествия происходят большие изменения в отношениях между церковью и государством, происходит постепенное угасание «симфонии», которое к синодальному периоду превращается в цезаропапизм. В Х!У-ХУ веке начинает складываться Московское государство. В начале «северно-русского» периода церковь была свободна от государства, так как она еще не стала «автокефальной». В XV веке происходит разделение на Киевскую и Московскую митрополии. Начинает складываться сильное Московское княжество и, чем сильнее становилось княжество и князь, тем слабее становился московский митрополит. Таким образом, еще московские митрополиты были превращены в покорных, и нередко раболепных слуг [2].
Москва была признана на Руси законной наследницей Византии, в силу чего московский великий князь венчался на престол царским венцом, и его венчание было утверждено соборным актом четырех вселенских восточных патриархов. Византийская доктрина требовала, чтобы царь и патриарх правили вместе, поэтому в Москве было учреждено патриаршество. В 1589 году при Царе Феодоре Ивановиче в Успенском соборе кремля Константинопольский патриарх Иеремия II поставил во главу Московского Патриархата Патриарха Иова. Все это было отраженно в Уложенной грамоте об учреждении в России Патриаршества, подписанной членами Собора и закрепленной печатями. В Уложенной грамоте упоминается «великое Российское царствие, третий Рим». Первым эту идею выразил старец Филофей своими словами «Двое убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не бывати» [11]. По мнению В.Н. Малинина и Н.Н. Маслениковой Концепция «Москва - Третий Рим» была изложена Филофеем в трех посланиях: «Послание о крестном знамении», «Послание Мунехину на звездочетцев»,
7325
сочинение об обидах церкви (Послание к царю Ивану Васильевичу). [10]. Филофей в своей концепции рассматривал Московского князя наряду с Константином Великим и считал Константина предком князя. Так же стоит отметить то, что большое влияние на осознание и принятие концепции русским народом оказал итог Фераро-Флорентийского Собора. Собор проходил в 1438-1439гг. в Ферраре, 1439-442гг. во Флоренции и в 1443-1445 гг. в Риме. Этот Собор был созван папой Евгением IV, на нем присутствовал Византийский император Иоанн VIII Палеолог, а так же Константинопольский Патриарх Иосиф II, митрополит Киевский Исидор и др. Итогом Вселенского Собора стала Флорентийская уния 1439 года, которая провозгласила объединение католической и православной церквей во главе с папой Римским при признании католических догм и при сохранении православных обрядов. Вести о таком итоге вызвали негодование среди русского народа. Несмотря на то, что греческие епископы впоследствии отказались от условий унии, в русском обществе сложилось мнение о греках как о коварных и продажных людях, «которые за злато и серебро готовы поступиться самым дорогим и священными заветами старины - продать истинную веру» [6]. В связи с этим сложилось мнение, что Византия пала из-за того, что проявила свое малодушие и маловерие, и поэтому была наказана Богом оружием агарян. Так старец Филофей пишет, что град святой Софии пал, потому что греки предали православную греческую веру в латинство [6]. После падения Византии место православного центра должна была занять другая православная нация. На тот момент это место могла занять одна лишь нация - русская, так как только она не вызывала сомнение в силе своей веры, не подвергалась ни малейшим религиозным колебаниям за свою историю. Тем не менее, существовали некоторые препятствия для законного наследования права быть православным центром. Первым препятствием являлось то, что Москва не обладала полнотой абсолютной монархической власти, так как Московский князь еще был зависим от Орды. Вторым препятствием было то,
7326
что не хватало юридических оснований для преемственности. Данные препятствия были устранены, так как было свергнуто татарское иго, и состоялась женитьба Иоанна III на Софии Палеолог. Таким образом, Московское государство получило законные основания для преемственности православного центра у Византии. Вследствие всего этого концепция Филофея получила значение «аксиоматической истины для русских» [29]. Историк Ф.И. Успенский рассматривал теорию «Москва - третий Рим» с точки зрения «восточного вопроса» и считал, что Филофею «первому принадлежит честь ясно формулировать с русской точки зрения провиденциальную миссию России в Восточном вопросе» [24]. Концепция «Москва - третий Рим» имела в большей степени религиозный смысл, т.е переход религиозного центра из Константинополя в Москву. Н.Ф. Каптеров считал, что идея «Третьего Рима» выражала идею религиозного призвания Руси после гибели Византии — быть «представительницей и хранительницей истинного, неповрежденного православия» [3]. Однако некоторые историки считают, что концепция имела не только религиозный смысл, но и политический. Так, М. Дьяконов видел в теории Филофея обоснование перехода на Московское царство политических и религиозных задач Византийской империи. Однако, по мнению Ф. И. Успенского идея «Третьего Рима» представляет собой эволюцию «национального самосознания», в связи с чем «получила у нас государственно-правовое значение» и стала «основанием для политических притязаний московского правительства» на наследие
Византийской империи. [20].
С момента основания Русской Православной Церкви до учреждения патриаршества прошло шесть столетий. За этот период Русская Православная Церковь прошла два этапа: первый этап - этап зависимости русской церкви от Константинополя, а второй этап - этап постепенного становления самостоятельности Русской Православной Церкви, ее разделении на две митрополии: Киевскую и Московскую. Как ни странно, несмотря на
7327
зависимость Русской Православной Церкви от Константинополя первый этап прошел при соблюдении принципов «Симфонии властей». Это объясняется тем, что киевские князья не могли влиять на представителей духовной власти, так как первое время митрополитами были греки. Постепенно шло угасание этой симфонии. Становление сильного Московского княжества и ослабевание авторитета митрополитов все в большей степени вели к размытию симфонии. Становление патриаршества в России должно было упрочнить положение Патриарха, вселяло какую-то надежду на возобновление симфонических отношений. Но, в конечном счете, все начало приводить к цезаропапизму, как это было и в Византии. И вот эта надежда совсем угасла с упразднение патриаршества при Петре I и переходе к синодальному периоду в истории России. Если рассматривать Россию как преемницу Византии, то Россия унаследовала, прежде всего, отрицательные черты византийской культуры, обусловившие ее гибель: «языческую идею абсолютного государства» и принципы цезаропапизма, т. е. безусловного подчинения церкви государству [18].
Литература
1. Кангезов М.Р., Рассказов Л.П. Мусульманское право как разновидность религиозного права // Общество и право. 2010. №1. С.24.
2. Каптеров Н.Ф. Патриарх Никон и Царь Алексей Михайлович / Сергиев Посад, Типография Св.-Тр. Сергиевой Лавры, 1912 г.
3. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях. М., 1885. С. 348.
4. Карташев А.В. Вселенские Соборы / А.В. Карташев. - М. : Республика, 1994. - 542 С.
5. Литаврин Г.Г. Как жили византийцы / Г.Г. Литаврин «Алетейя» (СПб.) -1997 г.
7328
6. В. Малинин. Старец Елеазарова Монастыря Филофей и его Послания. Историко-литературное исследование В. Малинина. / Киев. Типография КиевоПечерской Лавры. 1901г. С. 768.
7. Мерило Праведное по рукописи XIV века / ВСТУП. СТ. М. Н. ТИХОМИРОВА; АН СССР, ОТД-НИЕ ИСТОР. НАУК, АРХЕОГР. КОМИС. - М. : ИЗД-ВО АН СССР, 1961. - 700 С.
8. Оболенский Д. Византийское содружество наций. Шесть византийских портретов / Д. Оболенский. - М. : ЯНУС-К, 198. - 656 с.
9. Острогорский Г.А. История Византийского государства / Г.А. Острогорский. М.: Сибирская Благозвонница., 2011. - 895 +16 ил.
10. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории : В 2 Ч. / С.Ф. Платонов. - М. : Владос, 1994. - 336 С.
11. Послание монаха псковского Елеазарова монастыря Филофея дьяку М. Г. Мисюрю Мунехину с опровержением астрологических предсказаний Николая Булева и с изложением концепции «Третьего Рима» // Синицына Н. В. Третий Рим. Истоки и эволюция русской средневековой концепции ^-ХУ[ вв.). М., 1998. С. 345.
12. Послание святого апостола Павла к римлянам. Рим 13:1-7. Библия / Книги священного писания Ветхого и Нового Завета / в русском переводе с параллельными местами.
13. Поснов М.Э. История христианской церкви: (до разделения церквей 1054 г.) / М.Э. Поснов. - М. : Высш. Шк., 2005. - 648 с. - (Классика философской мысли). Стр. 291.
14. Псковская судная грамота. Изд-во Псковская судная грамота// Исторические записки. Том 6. 1940
15. Рассказов Л.П., Упоров И.В., Карнаушенко Л.В. История государства и права зарубежных стран. Курс Лекций. Краснодар: Министерство внутренних дел РФ, Краснодарская академия, 2004, с. 123.
7329
16. Рассказов Л.П. Теория государства и права. Четвертое издание. М.:РИОР: ИНФА-М.: 2013. С.139.
17. Рассказов Л.П. Теория государства и права: углубленный курс. М.:РИОР: ИНФА-М.:2015. С. 132.
18. Соловьев В. С. Русская идея // Соч. В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 244, 261.
19. Упоров И.В., Стариков О.В., Рассказов Л.П. Теория государства и права. Курс лекций. М.:2005. С.76.
20. Успенский Ф. И. Восточный вопрос. // Успенский Ф. И. История Византийской империи XI-XV вв. Восточный вопрос. М., 1997. С. 664.
21. Успенский Ф.И. История Византийской Империи VI-IX вв. / Ф.И. успенский. - м. : Мысль, 1999. - 827 С. - (Из истории великих империй).
22. Федотов Г.П. Святые Древней Руси / Г.П. Федотов. - РОСТОВ Н/Д: ФЕНИКС, 1999. - 384 С. : ИЛ. - (исторические силуэты).
23. Шейне Жан-Клод. История Византии / Ж. Шейнэ; пер. с фр. В.Б. Зусевой. - М. : АСТ : Астрель, 2006. - 160 с. : ил. - (Cogito ergo sum: «Университетская библиотека»).
24. Шмеман. А. (протопресвитер). Исторический путь православия. - М. : Паломник, 1993. - 390 С
25. К. Щебатинский. Исторический генезис идеи Москвы - Третьего Рима в XV в. / К. Щебатинский. - Журнал богословско- философский Вера и Разум, 1908, 8, с. 289-300.
26. Юшков С.В. Русская Правда. Происхождение, источники, ее значение / С.В. Юшков. - М. : ГОС. ИЗД-ВО ЮРИД. ЛИТ ОБРАЗЦОВАЯ ТИПОГРАФИЯ им. ЖДАНОВА, 1950. - 380 С.
© Попченко Я.М., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов
и преподавателей «StudNet» №7/2022.
Для цитирования: Попченко Я.М. СИМФОНИЯ ВЛАСТЕЙ:
СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕРКОВНО-ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ОТНОШЕНИЙ ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ И РОССИИ// Научно-
образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2022.
7330