Научная статья на тему '"симфоджаз" в творчестве дж. Гершвина'

"симфоджаз" в творчестве дж. Гершвина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3219
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
GEORGE GERSHWIN / SYMPHOJAZZ / ORCHESTRA / RHAPSODY / SYMPHONIC POEM

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Короленко О.В.

Статья посвящена происхождению симфоджаза и развитию его в творчестве Джорджа Гершвина. В статье рассматриваются симфонические произведения композитора, в которых ярко раскрываются джазовые черты. Более подробно в статье освещается "Rhapsody in Blue" и симфоническая поэма «Американец в Париже» Дж. Гершвина. В статье отмечено значение творчества композитора для молодых музыкантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the origin of symphojazz and its development in the works of George Gershwin. The article discusses the composer's symphonic works, in which jazz features are clearly revealed. In more detail, the article covers "Rhapsody in Blue" and the symphonic poem "American in Paris" by J. Gershwin. The article notes the importance of the composer's work for young musicians.

Текст научной работы на тему «"симфоджаз" в творчестве дж. Гершвина»

1. Нилус С.А. Великое в малом - Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. - 334 с.

2. Миропольский С.И. Дидактические очерки. // Прибавление к Церковным ведомостям. - 1889. С. 36-42.

3. Игумен Георгий (Шестун) Православная педагогика. Издание 4-е. -М.: ПРО-ПРЕСС, 2010. - 672 с.

4. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М.: «Матрис», 1994.

157 с.

УДК 785.11 Искусствоведение и культурология

Короленко О. В., старший преподаватель кафедры «История, теория музыки и композиции» ГБОУ ВО ЮУрГИИ им. П.И. Чайковского Россия, г. Челябинск

«СИМФОДЖАЗ» В ТВОРЧЕСТВЕ ДЖ. ГЕРШВИНА

Аннотация: Статья посвящена происхождению симфоджаза и развитию его в творчестве Джорджа Гершвина. В статье рассматриваются симфонические произведения композитора, в которых ярко раскрываются джазовые черты. Более подробно в статье освещается "Rhapsody in Blue" и симфоническая

поэма «Американец в Париже» Дж. Гершвина. В статье отмечено значение творчества композитора для молодых музыкантов.

Ключевые слова: Джордж Гершвин, симфоджаз, оркестр, рапсодия, симфоническая поэма.

Annotation: The article is devoted to the origin of symphojazz and its development in the works of George Gershwin. The article discusses the composer's symphonic works, in which jazz features are clearly revealed. In more detail, the article covers "Rhapsody in Blue" and the symphonic poem "American in Paris" by J. Gershwin. The article notes the importance of the composer's work for young musicians.

Keywords: George Gershwin, symphojazz, orchestra, rhapsody, symphonic poem.

Симфоническое творчество Джорджа Гершвина пронизано джазом, от первого и до последнего произведения в той или иной степени. Для анализа симфоджаза в творчестве Джорджа Гершвина, необходимо выявить его черты в произведениях композитора сочиненных для симфонического оркестра.

Симфоджаз имеет американское происхождение, по сути это разновидность коммерческого развлекательного джаза в исполнении симфонического оркестра. Понятие введено американским дирижером, скрипачом Полом Уайтменом, включавшим в аранжировки симфонических произведений джазовые элементы, в 20-е годы XX века.

В 1920-х годах джазовые и академические музыканты начинают стремиться к возвышению джаза до уровня высокого академического искусства. Тенденция стилистического взаимопроникновения академической музыкальной и джазовой традиций во многих отношениях имела общекультурное значение.

Первым из симфонических произведений Дж. Гершвина является «Rhapsody in Blue».1 Первоначально Гершвин решил назвать свое новое сочинение «Американской рапсодией», затем передумал и буквально за несколько дней до премьеры концерт был назван «Рапсодия в блюзовых тонах» [1, с. 60].

Впервые «Рапсодия» исполнена 12 февраля 1924 года симфоническим оркестром под управлением Пола Уайтмана, и в дальнейшем, она стала одним из самых популярных произведений композитора. Пол Уайтман, обратился к Джорджу Гершвину с просьбой сочинить экспериментальную пьесу, в которой сочетались бы и классические, и джазовые элементы. Время не позволяло Гершвину заняться партитурой, по его наброскам - указаниям это сделал Ф. Грофе [3, с. 131].

В день премьеры, который стал знаменательным в биографии композитора, Джордж Гершвин исполнял партию рояля. Из-за недостаточного времени для создания «Rhapsody in Blue», композитор оставлял пустые строки в партии фортепиано для импровизации во время исполнения. Вероятно, что исполнение «Рапсодии» в первоначальной версии для фортепиано и оркестра Пола Уайтмена на премьерном концерте отличалось от известного варианта «Рапсодии», который исполняется сейчас. «Рапсодия» стала широко исполняться другими пианистами в Америке и Европе, и вскоре принесла автору громкую славу «первооткрывателя джазового симфонизма» [3, с. 176].

По жанровым признакам «Rhapsody in Blue» приближается к концерту для солирующего фортепиано и оркестра. Ее композиционная структура, основана на контрастном сопоставлении нескольких разделов. В «Рапсодии» три основные темы. Первые две темы близки блюзовым напевам, в третьей теме отчетливо вырисовывается ритм регтайма. Именно с выбора инструментов в этом произведении начинается джаз: пять партий для саксофонов, банджо, бас-гитара, тарелки, барабанные деревянные щетки и другие музыкальные

1 В литературе встречаются следующие варианты перевода - «Рапсодия в стиле блюз», «Голубая рапсодия», «Рапсодия в блюзовых тонах», «Рапсодия в голубых тонах»

инструменты тройного симфонического оркестра с фортепиано соло. В достаточно плотной фактуре «Рапсодии» применяются различные джазовые приемы - это блок-аккорды, многочисленные синкопы, приемом перекрестного ритма, триоли, риффы, изящные форшлаги и трели, и многие другие. Некоторые из этих приемов применяются и в классической музыке, но они же придают Рапсодии особый, лёгкий джазовый колорит. Невозможно не отметить глиссандо, которое в этом произведении внесло неожиданный джазовый колорит, что можно заметить уже с первого глиссандо в исполнении кларнета соло. Гармония в «Rhapsody in Blue» оригинальна, разнообразна и наполнена ярчайшими созвучиями классической, и джазовой гармонии. К характерным джазовым чертам можно отнести параллельное движение гармоний, которое наблюдается уже с первых тактов; свободное применение диссонирующих гармоний, характерное для джазовой музыки; многочисленные отклонения и модуляции; большое количество хроматических и альтерированных аккордов. Вся музыка «Рапсодии» Джорджа Гершвина окрашена блюзовым ладом, типичным для негритянских народных напевов, который отличает две особенности: 1) наличие нетемперированных блюзовых нот; 2) полиладовое расслоение музыкальной ткани, при котором звуки блюзового лада гармонизуются мажорными аккордами. Блюзовые ноты, искусно использованные Гершвиным, представляют собой понижение III, V и VII ступеней мажорного лада. Они опираются на пентатонику, широко распространенную в африканской музыке: мелодия интонационно «плавает» между ступенями диатонического и блюзового звукорядов (ни си, ни си-бемоль, а где-то между ними).

Так же можно отметить яркую динамическую сторону в рассматриваемом произведении: часто от пианиссимо до фортиссимо практически нет никакой динамической подготовки, что усиливается уплотнением фактуры и охвата максимально широкого диапазона. Причем для «Rhapsody in Blue» характерна следующая закономерность: на пианиссимо звучат эпизоды соло фортепиано, а на фортиссимо - внезапное появление оркестра. Рапсодия построена на

сопоставлении ярких контрастов, которые организованы по восходящему принципу и ведут к главной кульминации, находящейся в конце произведения. Таким образом, Джордж Гершвин постоянно удивляет слушателя и усиливает эмоциональное напряжение к концу произведения.

Идея «симфонизации» джаза получила в творчестве Джорджа Гершвина дальнейшее развитие в трехчастном Концерте для солирующего фортепиано и оркестра (Фа-мажор, 1925). На премьере дирижировал оркестром Владимир Голшман, партию фортепиано исполнил американский композитор российского происхождения Дмитрий Зиновьевич Темкин. Концерт Джорджа Гершвина по достоинству оценили французские критики, отметившие переход джаза на уровень высокого искусства. Эмиль Вийермо писал: «Это очень характерное произведение заставило даже самых скептически настроенных музыкантов понять, что ... джаз может глубоко затрагивать самые возвышенные чувства» [4, с. 125].

В 1928 году Джордж Гершвин совершил гастрольную поездку по Европе. В поездке возник замысел нового оркестрового программного сочинения -симфоническая поэма «Американец в Париже». В его сюжете есть черты автобиографичности: молодой американец приезжает в Париж, и в одно прекрасное майское утро отправляется на прогулку по Елисейским полям. Его восхищают парижские улицы с их суматохой, звуками сигналов машин, нарядной толпой. Премьера «Американца в Париже» состоялась 13 декабря 1928 года в Нью-Йорке.

«Американец» строится на нескольких темах, которые делятся на эпизодические и главенствующие, которые проникают в музыкальную ткань произведения, переосмысливаясь и преображаясь в процессе своего развития. Рапсодийно свободная в темповом отношении музыка «Американца» впитала в себя черты блюза и сумасшедшего чарльстона. Оркестр - громаден, кроме обычных инструментов в оркестр вошли цимбалы, трещотки, два тамтама, четыре автомобильных клаксона, ксилофон, проволочная щетка, челеста, глокеншпиль и коробочка.

Музыкальный материал «Американца» театрализован, ироничен и шутлив. Уже во вступлении можно услышать легкую и беззаботную прогулку по улицам города, переданную отрывистым, акцентированным движением темы у струнных и ударных инструментов. Можно предположить, что человек идет слегка пританцовывая. С первых нот «Американец» вносит немного наивное, всем доступное для восприятия оптимистическое настроение, наполненное суетой города, что проявляется в суматошном нагромождении музыкальных тембров, явном темповом ускорении и замедлении; почти незаметном пении птиц в исполнении изящных флейт; сигналах такси в исполнении клаксонов; в глиссандо, передающемся от струнным к духовым инструментам оркестра; всё вместе - это живая картина с чертами автобиографичности: молодой американец приезжает в Париж и в прекрасное майское утро отправляется на прогулку по Елисейским полям. Его восхищают парижские улочки с их сутолокой, гудками таксомоторов, нарядной толпой [5].

Примечательна блюзовая тема у струнных инструментов, которая оттеняет столь суматошное движение и вносит черты лиричности и задумчивости. Контрастна следующая, врывающаяся тема чарльстона, звучащая у двух труб. Несмотря на разноречивую первоначальную реакцию критиков, впоследствии поэму «Американец в Париже» полюбили и стали включать ее фрагменты в балетные постановки, например в музыкальную комедию «Девушка из шоу»; в фильм «Американец в Париже» и многие другие постановки.

На этом симфоническое творчество композитора не закончилось, оно перешло на новый уровень в произведениях 30-х годов. В это время Джордж Гершвин сочинил ещё два симфонических произведения, это Вторая рапсодия для солирующего фортепиано с оркестром, которая впервые была исполнена в 1932 году Бостонским симфоническим оркестром, партию фортепиано исполнил сам автор.

Изначально публика отнеслась к ней сдержанно, но отношение резко поменялось в положительную сторону во время гастролей в Нью-Йорке. Дж.

Хендерсон так высказался о «Второй рапсодии»: «Господин Гершвин - наш композитор . Джаз для него - это плод, выросший на родной почве, и он пытается придать ему художественные формы музыки . Это вдохновенная и жизнерадостная музыка, полная молодости и безрассудства юности, в ней живет Америка необузданных нравов и бушующей энергии» [4, с. 167].

Обширный материал для развития симфоджаза принесла поездка Джорджа Гершвина в 1932 году на Кубу. Кубинская музыка в остром ритме румбы с применением народных кубинских инструментов (кубинская палочка, бонго, маракасы, гурда) отразилась в его «Кубинской увертюре». Форма увертюры - трехчастная: первая часть - яркая, пылкая румба, заканчивающаяся лирической каденцией кларнета; вторая часть - меланхоличный двухголосный канон; финал построен на комплексе тем первых двух частей с захватывающей румбой в конце. В «Кубинской увертюре» Джордж Гершвин продемонстрировал джазовую стилистику через призму национального кубинского народного танца - румбы - и техники контрапункта.

Джаз присутствует в каждом произведении Джорджа Гершвина. Это касается и произведений для фортепиано, вокального оперного творчества, музыкальных комедий, произведений для различных составов ансамблей. В развитии симфоджаза, Джорджем Гершвином был сделан грандиозный скачок, значение которого сложно переоценить. Он сумел доказать, что джаз - это не просто конкретное музыкальное направление, а стилистика мышления композитора, которая вносит новые краски в классические жанры, в которых работал Джордж Гершвин.

Сейчас произведения композитора относятся к шедеврам джазовой музыки мирового значения. Они являются выдающимися образцами джазовой традиции и прекрасным материалом для ознакомления, и овладения тонкостями джазового мышления молодыми джазменами.

Библиографический список:

1. Алексеева Л.А., Григорьев В.Ю. Зарубежная музыка XX века / статья: Американский композитор Джордж Гершвин - М.: Знание, 1986. - 190 с.

2. Шнеерсон Г. Портреты американских композиторов / статья: Джордж Гершвин - М.: Музыка, 1977. - 230 с.

3. Энтелис Л. Силуэты композиторов XX века / статья: Джордж Гершвин - Л.: Музыка, 1975. - 248 с.

4. Юэн Д. Джордж Гершвин. Путь к славе / Д. Юэн. - М.: Музыка, 1989. - 288 с.

5. Сайт Musike.ru. Музыкальная литература зарубежных стран. Джордж Гершвин. URL: http://musike.ru/mdex.php?id=123 (дата обращения: 8.09.2019г.).

УДК34 Психолого-Педагогические науки

Сорокина К.А. старший преподаватель КТ и МФВ, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск Солодовник Е.М., старший преподаватель КФК, Петрозаводский Государственный Университет, Россия, г. Петрозаводск e - mail: solodovnikem@gmail. com

РАЗВИТИЕ ЧИР СПОРТА В ПЕТРУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.