Научная статья на тему 'Симбиоз банков и страховщиков как необходимость в современных экономических условиях'

Симбиоз банков и страховщиков как необходимость в современных экономических условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
560
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БАНКОСТРАХОВАНИЕ / СИМБИОЗ / SYMBIOSIS / ВЗАИМНОСТЬ / RECIPROCITY / СТРАХОВАЯ ЗАЩИТА / INSURANCE PROTECTION / КРЕДИТНЫЙ РИСК / CREDIT RISK / BANK ASSURANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Третьякова Т.А., Мазаева М.В.

В статье отмечается, что в современных условиях общей нестабильности экономические агенты вынуждены пересмотреть стратегию развития бизнеса, искать новые методы управления рисками и средства усиления своей конкурентоспособности на рынке. Остается также объективная необходимость освоения новых каналов извлечения доходов. В связи с этим предприниматели приходят к осознанию того, что стратегическим и наиболее целесообразным способом преодоления существующих трудностей является интеграция. Подчеркивается, что симбиоз банков и страховщиков строится на принципе взаимности. В финансовой сфере эта система симбионтов позволяет каждому партнеру извлечь пользу через более эффективное совместное использование ресурсов. В финансовой сфере зависимость и главенство агентов со временем может меняться. Рынок банкострахования объединяет партнерскую и клиентскую формы взаимоотношений банков и страховщиков. Концентрация капитала на финансовом рынке и усиление конкуренции вынуждают финансовых агентов приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, искать новые рынки сбыта, пути сотрудничества для увеличения эффективности и прибыльности их деятельности. При наивысшей степени интеграции происходит создание финансового супермаркета, предлагающего одновременно различные финансовые услуги под единым брэндом. Финансовый супермаркет образуется путем слияния юридической, территориальной, организационной, маркетинговой и технологической компонент, т.е. используются все 5 возможных форм интеграции банков и страховых компаний. Современный финансовый супермаркет это организация, в которой любой человек или юридическое лицо может оперативно получить полный спектр качественных финансовых услуг. Он является отдельным каналом сбыта и не представляет собой отделения банка или страховой компании. Кроме того, финансовый супермаркет обычно предлагает не только услуги страховых компаний и банков, но и другие финансовые услуги (инвестиционные, консалтинговые и т.п.). Такой подход является воплощением клиентоориентированной модели деятельности компаний. Эффективно организованный финансовый супермаркет приводит к возникновению ряда важных преимуществ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A symbiosis of banks and insurers as a need for modern economic conditions

The article states that under modern conditions of general instability, economic agents have to review the business development strategy, to look for new methods of risk management and means of strengthening competitiveness in the market. In addition, there is an objective need to develop new channels of income extraction. In this regard, businessmen come to understanding that integration is a strategic and the most reasonable way of overcoming the existing difficulties. The authors emphasize that a symbiosis of banks and insurers is based on the principle of reciprocity. In the financial sphere, this system of symbionts allows each partner to derive benefit through more effective resource sharing. The dependence and domination of agents in the financial sphere may change over time. The market of bank insurance unites the partner-client form of relationships of banks and insurers. The concentration of capital in the financial market and competition strengthening force financial agents to adapt to the changing economic conditions, to look for new sales markets and ways of cooperation, and to increase efficiency and profitability of their activity. In the event of the most advanced stage of integration, a financial supermarket is created, which simultaneously offers various financial services under a single brand. The financial supermarket is formed by merging legal, territorial, organizational, marketing and technological components, i.e. all 5 possible forms of integration of banks and insurance companies are used. The modern financial supermarket is an organization, in which any person or legal entity can quickly receive a full range of high-quality financial services. It is a separate sales channel, and it does not represent a bank’s or an insurance company’s branch. Besides, the financial supermarket usually offers not only the services of insurance companies and banks, but also other financial services (investment, consulting, etc.). Such an approach is a picture of a customer-oriented model of company business. An effectively organized financial supermarket leads to a number of important advantages.

Текст научной работы на тему «Симбиоз банков и страховщиков как необходимость в современных экономических условиях»

Страхование

УДК 336.71

СИМБИОЗ БАНКОВ И СТРАХОВЩИКОВ КАК НЕОБХОДИМОСТЬ В СОВРЕМЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

Т.А. ТРЕТЬЯКОВА, заместитель начальника отдела кредитования юридических лиц E-mail: tretiakovata@mail.ru Филиал ОАО АКБ «ЮГРА» в г. Тюмени

М.В. МАЗАЕВА, кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой банковского и страхового дела E-mail: mvmazaeva@utmn.ru Тюменский государственный университет

В статье отмечается, что в современных условиях общей нестабильности экономические агенты вынуждены пересмотреть стратегию развития бизнеса, искать новые методы управления рисками и средства усиления своей конкурентоспособности на рынке. Остается также объективная необходимость освоения новых каналов извлечения доходов. В связи с этим предприниматели приходят к осознанию того, что стратегическим и наиболее целесообразным способом преодоления существующих трудностей является интеграция.

Подчеркивается, что симбиоз банков и страховщиков строится на принципе взаимности. В финансовой сфере эта система симбионтов позволяет каждому партнеру извлечь пользу через более эффективное совместное использование ресурсов. В финансовой сфере зависимость и главенство агентов со временем может меняться. Рынок банкост-рахования объединяет партнерскую и клиентскую формы взаимоотношений банков и страховщиков. Концентрация капитала на финансовом рынке и усиление конкуренции вынуждают финансовых агентов приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, искать новые рынки сбыта, пути сотрудничества для увеличения эффективности

и прибыльности их деятельности. При наивысшей степени интеграции происходит создание финансового супермаркета, предлагающего одновременно различные финансовые услуги под единым брэндом. Финансовый супермаркет образуется путем слияния юридической, территориальной, организационной, маркетинговой и технологической компонент, т.е. используются все 5 возможных форм интеграции банков и страховых компаний. Современный финансовый супермаркет - это организация, в которой любой человек или юридическое лицо может оперативно получить полный спектр качественных финансовых услуг. Он является отдельным каналом сбыта и не представляет собой отделения банка или страховой компании. Кроме того, финансовый супермаркет обычно предлагает не только услуги страховых компаний и банков, но и другие финансовые услуги (инвестиционные, консалтинговые и т.п.). Такой подход является воплощением клиентоориентированной модели деятельности компаний. Эффективно организованный финансовый супермаркет приводит к возникновению ряда важных преимуществ.

Ключевые слова: банкострахование, симбиоз, взаимность, страховая защита, кредитный риск

Отличительной чертой современной экономической действительности является нестабильность. В данных условиях экономические агенты вынуждены пересмотреть стратегию развития бизнеса, искать новые методы управления рисками и средства усиления своей конкурентоспособности на рынке. Существует также объективная необходимость освоения новых каналов извлечения доходов. Анализируя рыночные реалии, бизнес приходит к осознанию интеграции как стратегического и единственно верного пути. Симбиоз банков и страховщиков строится на принципе взаимности и позволяет им на этом этапе циклического развития экономики «выжить».

В разных научных сферах понятие «симбиоз» трактуется с учетом специфики практики применения. В медицине под симбиозом понимаются различные формы сосуществования организмов разных видов. Организмы, живущие в симбиозе друг с другом, называются симбионтами. В основе симбиоза могут быть трофические (питание одного организма за счет другого) или пространственные (использование одним видом убежищ другого, обитание одного симбионта на поверхности тела другого) связи. Обычно в симбиоз вступают виды с резко противоположными биологическими признаками: подвижные и неподвижные, примитивные и высокоорганизованные, ауто- и гетеротрофные и т.д. Это дает возможность симбионтам более эффективно использовать среду обитания и эволюционировать как единая система.

В биологии симбиоз (от греч. symbiosis - совместная жизнь) - это различные формы совместного существования разноименных организмов, составляющих симбионтную систему. В симбио-тических системах один из партнеров (или оба) в определенной степени возлагает на другого (или друг на друга) задачу регуляции своих отношений с внешней средой. Симбионты часто характеризуются противоположными признаками: подвижные и ведущие прикрепленный образ жизни, обладающие

способами и средствами защиты и лишенные их и т.п. Таким образом, один из партнеров системы или оба вместе приобретают возможность выигрыша в борьбе за существование.

Философия трактует понятие «симбиоз» как жизненную общность; длительное сожительство особей различных видов, основанное на взаимном удовлетворении жизненных интересов симбиотов, обычно приносящее им взаимную пользу.

Применительно к финансовой сфере определение симбиоза может быть следующим: это различные формы взаимодействия финансовых агентов, основанные на извлечении пользы каждым из симбиотов, более эффективном использовании экономических ресурсов и ведении деятельности в единой системе. Особенностью симбиоза в финансовой сфере является возможность изменения зависимости одного финансового агента от другого с течением времени. По мнению некоторых исследователей, качественные характеристики могут поменять вектор. Нынешняя подчиненная роль страховщиков способна в «векторном замещении» стать главенствующей: ведь доля комиссионных доходов банков растет, и страховые компании осознают определенную зависимость кредитных организаций от своей благосклонности.

Рынок банкострахования объединяет партнерскую и клиентскую формы взаимоотношений банков и страховщиков. Динамика рынка отражена в таблице и на рисунке.

Всего за пять лет емкость рынка банкострахования увеличилась почти в 1,7 раза. Наибольший рост наблюдался по сегменту «страхование рисков банков» - 2,3 раза. В 2012 г. темп прироста рынка банкострахования составил 135% (максимальный за анализируемый период).

Активное развитие данного рынка создает предпосылки для симбиоза банков и страховых организаций. Симбиоз - более тесная форма сотрудничества этих экономических агентов. Специфика симбиоза (в отличие от простого сотрудничества) в

Относительная динамика объемов рынка банкострахования в 2008-2012 гг., млрд руб./год

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 Темп прироста базисный, %

Розничное банкострахование 63,7 62,3 72,5 76,4 115,5 181,32

Страхование юридических лиц через банки 13,2 14,7 15,1 10,7 12,6 95,45

Страхование рисков банков 3,1 4 6,3 5,6 7,1 229,03

Страхование рисков банков и рисков их клиентов, связанных с банковскими услугами 80 81 93,9 92,7 135,2 169,00

2008 2009 2010 2011 2012

♦ Объем рынка банкострахования, млрд. руб. И Темп прироста, %

Примечание. Левая шкала - объем рынка банкострахования; правая шкала - темп прироста.

Объем и темп прироста рынка банкострахования в 2008-2012 гг.

том, что экономические агенты становятся зависимыми друг от друга в большей степени, и прекращение такого взаимодействия может значительно ухудшить конкурентоспособность и финансовое положение одной или обеих сторон симбиоза.

Концентрация капитала на финансовом рынке и усиление конкуренции вынуждают финансовых агентов приспосабливаться к изменяющимся экономическим условиям, искать новые рынки сбыта, пути сотрудничества для увеличения эффективности и прибыльности их деятельности. Наиболее развитой формой симбиоза является различного уровня интеграция банков и страховщиков. Интеграция проявляется в следующих формах:

- создание совместных продуктов;

- оказание общими усилиями некоторых видов услуг;

- образование финансовых супермаркетов и банкостраховых групп.

Банкостраховая группа - это пример юридической и организационной форм интеграции. Такие группы могут входить в крупные холдинги, во главе которых стоят крупнейшие предприятия производственно-сырьевой сферы, а также образовывать финансовые корпорации с другими финансовыми организациями. Широкомасштабное образование

банкостраховых групп в будущем может привести к монополизации финансовой отрасли. Финансовый кризис ускорил тенденцию слияний и поглощений в банковской и страховой сферах. По мнению аналитиков, укрупнение финансового бизнеса -перспектива, перед которой в скором времени окажется наша страна. В 2014 г. в условиях нового кризиса, обусловленного как политическими, так и макроэкономическими факторами и циклическим характером развития экономики, процессы слияний и поглощений вновь усилились. Кроме того, в предкризисном состоянии финансовый рынок начинает «избавляться» от неконкурентоспособных, слабых и негибких экономических агентов. Так, за 10 мес. 2013 г. прекратили свою деятельность вследствие ликвидации или отзыва лицензии Банком России 33 российских банка, в то время как за весь 2012 г. перестали существовать 29 банков.

Финансовый супермаркет (далее - ФС) образуется путем слияния юридической, территориальной, организационной, маркетинговой и технологической компонент, т.е. используются все 5 возможных форм интеграции банков и страховых компаний. Современный финансовый супермаркет - это организация, в которой любой человек, юридическое лицо могут оперативно получить полный спектр

качественных финансовых услуг. ФС является отдельным каналом сбыта и не представляет собой отделения банка или страховой компании. Кроме 1 того, он обычно предлагает не только услуги страховых компаний и банков, но и другие финансовые услуги (инвестиционные, консалтинговые и т.п.). Такой подход является воплощением клиентоори-ентированной модели деятельности компаний. Эффективно организованный ФС приводит к воз- I никновению ряда преимуществ, на которые следует обратить внимание:

- удешевление финансовых продуктов для 1 потребителя на 10-15%;

- экономия на постоянных расходах;

- увеличение доли конвертации потенциальных клиентов в реальных.

Первые ФС появились в США в начале I 1920-х гг., но не получили тогда развития вследс-твии законодательных ограничений. В Западной Европе они начали возникать в 1970-1980-е гг. в результате слияний банков и страховых компаний. ; Этот процесс получил название Bancassurance - предоставление страховых продуктов через банки. В США и Японии к концу 1990-х гг. ФС получили новый импульс к развитию после упразднения законодательства, запрещавшего совмещение банковской со страховой и инвестиционной деятельностью. В результате в борьбе за лояльность клиентов финансовые посредники начали позиционировать себя как финансовые супермаркеты. Сейчас финансовые супермаркеты наиболее развиты в странах Бенилюкса, I Южной Европе, США, Японии.

Основные модели предоставления единого финансового сервиса отличаются степенью интеграции. Например, банк может заключить агентский договор о продаже через свою розничную сеть страховых или инвестиционных продуктов. Так, например, работает АКБ «Промсвязьбанк» с управляющими компаниями «Тройка-Диалог», «Капиталъ», «ЭЛТРА-ИНВЕСТ». У Сбербанка России подобные отношения налажены с компанией «Элби-Траст» и Северо-западной управляющей компанией.

Возможна модель, когда одни и те же акционеры владеют банком, инвестиционной (ИК), управляющей (УК) и страховой (СК) компанией. Примеры: ОАО «Энергомашбанк», ИК «ЭЛТРА» и УК «ЭЛТРА-ИНВЕСТ». По такой же схеме объединены банк «Александровский», ИК «Энергокапитал», УК «Энергокапитал» или АКБ «Промсвязьбанк» и УК «Промсвязь».

Модель слияния и поглощения на практике использовалась при покупке немецким Deutsche Bank Объединенной финансовой группы (Deutsche UFG); при покупке UniCredito двух ведущих подразделений инвестиционной группы «АТОН», сделке по приобретению Raiffeisen International Bank-Holding розничного ОАО «ИМПЭКСБАНК». Произошло поглощение Societe Generale двух розничных банков КБ «ДельтаКредит» и КБ «Промэк-Банк». Можно также вспомнить приобретение 15,3%-ного пакета акций АКБ «Промсвязьбанк» немецким Commerzbank и др.

Возможен вариант и с поглощением одного бизнеса другим. Или так называемый Greenfield, когда банк основывает новую страховую или инвестиционную компанию (создание Альфа-Банком страховой группы «АльфаСтрахование»).

При наивысшей степени интеграции происходит создание финансового супермаркета, предлагающего одновременно различные финансовые услуги под единым брэндом: Citi (США), Lloyds TSB (Великобритания), Societe Generale (Франция), ING Group (Нидерланды), группа ВТБ, Группа «Уралсиб», РОСБАНК.

В любом случае мотивацией для создания финансового супермаркета служит стремление получить синергетический эффект от объединения лучших составляющих бизнеса сторон, входящих в него. При этом происходит обмен клиентскими базами, повышение качества обслуживания клиентов, финансовая экономия, обусловленная масштабами деятельности, минимизация издержек на маркетинг и рекламу.

Очевидно, что функционирование финансового супермаркета создает преимущества для всех участников.

Для клиентов:

- получение широкого спектра финансовых

услуг;

- экономия средств (скидки) и времени;

- единые стандарты качества услуг.

Для банков:

- рост комиссионных доходов;

- расширение продуктовой линейки (ПИФы, кредитование под залог паев, полисы ОСАГО и др.);

- минимизация собственных рисков, увеличение клиентской базы.

Для партнеров банка:

- увеличение объемов финансовых услуг через развитые розничные сети;

Страхование

- 45

- получение доступа к новой лояльной клиентской базе;

- экономия общих расходов;

- увеличение прибыльности;

- развитие новых финансовых продуктов.

Однако сложностей здесь тоже немало. По

мнению авторов, они связаны с «болезнью роста». Индустрия ФС в России находится на начальном пути развития. В бизнесе банков, инвестиционных и страховых компаний много различий. К тому же банки предпочитают, чтобы у них было несколько страховщиков, инвестиционных или управляющих компаний, а не один стратегический партнер. Следует иметь в виду и разные «весовые» категории партнеров: банки обладают активами в десятки-сотни миллиардов рублей, а активы страховых компаний значительно скромнее. Определенным барьером становится и нехватка квалифицированных менеджеров. В Европе, США и Японии опыт создания финансовых супермаркетов оказался успешным, но сопровождался связанной с этим процессом потерей коммерческими банками доли рынка.

Кульминацией симбиоза банков и страховщиков на нынешнем этапе стала передача функции страхового надзора Банку России в роли мегарегу-лятора. Основными «плюсами» такого объединения надзорных сфер являются унификация требований и ужесточение контроля по аналогии с банковским сектором. Проблемы будут возникать на стадии организации и формирования общей методологии надзора. По мнению авторов, Россия, проходя тот же путь, учтет опыт западных стран и избежит серьезных ошибок. Положительные примеры в отечественной финансовой практике уже есть.

Список литературы

1. Авакян Н. О финансовом мегарегулято-ре в России. URL: http://expert.ru/2013/09/5/o-finansovom-megaregulyatore-v-rossii/.

2. Арт Я.А. Страхование банковской деятельности как спасение от возможных рисков. URL: http://info.tatcenter.ru/article/97992/.

3. Башнин П.А. Банковское страхование - как до кризиса, только лучше. URL: http://www.insur-info. ru/interviews/693/.

4. Биологический словарь. URL: http://www. bio-slar.ru/idxov.php/0/5109/article/.

5. Братко А.Г. Страхование вкладов и конкурентоспособность российских банков // Банковское дело. 2004.№ 5. С. 29-33.

6. Буганова К. В банкомаркет // Банковское обозрение. 2011. № 4. С. 62-63.

7. Воронюк А. Новые инвестиционные инструменты // Страховое ревю. 2002. № 3. С. 15-17.

8. ГанюшкинА. Банкостраховые группы - будущее мировых финансов. URL: http://www.insur-info. ru/press/53517/.

9. Гармаш Д. Банки и страховые компании: грани взаимодействия на современном этапе // Бухгалтерия и банки. 2002. № 4. C. 51-57.

10. Духовный А. Финансовый супермаркет как эффективный способ увеличения продаж банками и страховыми компаниями. 2003. URL: http:// forinsurer.com/public/03/02/23/304.

11. Емельянова Т. Союз страховщиков и банкиров. URL: http://www.ng.ru/economics/2007-07-16/5_union.html.

12. Ковалева Е. Риски в банках: страхование финансовых институтов. URL: http://www.kommersant. ru/doc/540385.

13. Кожевникова И.Н. Взаимоотношения страховых организаций и банков. М.: Анкил, 2005. 112 с.

14. Кожевникова И.Н. Финансово-экономические взаимоотношения страховых организаций и банков. URL: http://www.finman.ru/articles/2004/6/3434. html.

15. Кудрявцев О.А. Банковское страхование: сотрудничество и конкуренция // Банковское дело. 2005. № 8. C. 44-48.

16. Лукашевич И. Мегарегулятор установит единые правила. URL: http://www.insur-info.ru/ press/84921/.

17. МазаеваМ.В. Страхование: учеб. пособие. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2008. 293 с.

18. Макаренко Е. Основы взаимодействия банков и страховых компаний. URL: http://www.lawmix. ru/bux/137007.

19. Мирошниченко О. С. Организация деятельности коммерческого банка: учеб. пособ. Тюмень: Тюменский государственный университет, 2007. 404 с.

20. Хандруев А. В поисках здравого мегаре-гулирования. URL: http://bosfera.ru/bo/v-poiskah-megaregulirovaniya#.

Finance and credit Insurance

ISSN 2311-8709 (Online) ISSN 2071-4688 (Print)

A SYMBIOSIS OF BANKS AND INSURERS AS A NEED UNDER MODERN ECONOMIC CONDITIONS

Tat'yana A. TRET'YAKOVA, Marina V. MAZAEVA

Abstract

The article states that under modern conditions of general instability, economic agents have to review the business development strategy, to look for new methods of risk management and means of strengthening competitiveness in the market. In addition, there is an objective need to develop new channels of income extraction. In this regard, businessmen come to understanding that integration is a strategic and the most reasonable way of overcoming the existing difficulties . The authors emphasize that a symbiosis of banks and insurers is based on the principle of reciprocity In the financial sphere, this system of symbionts allows each partner to derive benefit through more effective resource sharing The dependence and domination of agents in the financial sphere may change over time The market of bank insurance unites the partner-client form of relationships of banks and insurers The concentration of capital in the financial market and competition strengthening force financial agents to adapt to the changing economic conditions, to look for new sales markets and ways of cooperation, and to increase efficiency and profitability of their activity. In the event of the most advanced stage of integration, a financial supermarket is created, which simultaneously offers various financial services under a single brand The financial supermarket is formed by merging legal, territorial, organizational, marketing and technological components, i.e. all 5 possible forms of integration of banks and insurance companies are used The modern financial supermarket is an organization, in which any person or legal entity can quickly receive a full range of high-quality financial services. It is a separate sales channel, and it does not represent a bank's or an insurance company's branch. Besides, the financial supermarket usually offers not only the services of insurance companies and banks, but also other financial services (investment, consulting, etc.). Such an approach is a picture of a customer-oriented model of company business. An effectively organized

financial supermarket leads to a number of important advantages

Keywords: bank assurance, symbiosis, reciprocity, insurance protection, credit risk

References

1. Avakyan N. O fmansovom megaregulyatore v Rossii [About the financial mega regulator in Russia] . Available at: http://expert.ru/2013/09/5/o-finansovom-megaregulyatore-v-rossii/. (In Russ.)

2. Art Ya.A. Strakhovanie bankovskoi deyatel 'nosti kak spasenie ot vozmozhnykh riskov [Insurance of bank operations as rescueing from possible risks] Available at: http://info.tatcenter.ru/article/97992/. (In Russ.)

3. Bashnin P.A. Bankovskoe strakhovanie - kak do krizisa, tol 'ko luchshe [Bank insurance: as before crisis, but only better]. Available at: http://www.insur-info. ru/interviews/693/. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Biologicheskii slovar' [Biological dictionary]. Available at: http://www.bio-slar.ru/idxov.php/0/5109/ article/. (In Russ.)

5. Bratko A.G. Strakhovanie vkladov i konkurent-osposobnost' rossiiskikh bankov [Deposit insurance and competitiveness of Russian banks] . Bankovskoe delo = Banking, 2004, no. 5, pp. 29-33.

6. Buganova K. V bankomarket [Towards the bankomarket] . Bankovskoe obozrenie = Bank review, 2011, no. 4, pp. 62-63.

7. Voronyuk A. Novye investitsionnye instrumenty [New investment tools]. Strakhovoe revyu = Insurance review, 2002, no. 3, pp. 15-17.

8. Ganyushkin A. Bankostrakhovye gruppy -budushchee mirovykh finansov [Banking and insurance groups are the future of world finance]. Available at: http://www.insur-info.ru/press/53517/. (In Russ.)

9. Garmash D. Banki i strakhovye kompanii: grani vzaimodeistviya na sovremennom etape [Banks and insurance companies: facets of interaction at the present

stage] . Bukhgalteriya i bank = Accounting function and banks, 2002, no. 4, pp. 51-57.

10. Dukhovnyi A. Finansovyi supermarket kak effektivnyi sposob uvelicheniyaprodazh bankami i stra-khovymi kompaniyami. 2003 [A financial supermarket as an effective way to increase sales by banks and insurance companies. 2003]. Available at: http://forinsurer. com/public/03/02/23/304. (In Russ.)

11. Emel'yanova T. Soyuz strakhovshchikov i bankirov_ [The union of insurers and bankers] . Available at: http://www.ng.ru/economics/2007-07-16/5_union. html. (In Russ.)

12 . Kovaleva E . Risk v bankakh: strakhovanie finansovykh institutov [Risks in banks: insurance of financial institutions]. Available at: http://www.kom-mersant.ru/doc/540385. (In Russ.)

13. Kozhevnikova I.N. Vzaimootnosheniya stra-khovykh organizatsii i bankov [Relationship of insurance companies and banks]. Moscow, Ankil Publ., 2005, 112 p.

14. Kozhevnikova I.N. Finansovo-ekonomicheskie vzaimootnosheniya strakhovykh organizatsii i bankov [Financial and economic relationship of insurance companies and banks]. Available at: http://www.finman. ru/articles/2004/6/3434.html. (In Russ.)

15. Kudryavtsev O.A. Bankovskoe strakhovanie: sotrudnichestvo i konkurentsiya [Bank insurance: cooperation and competition] . Bankovskoe delo = Banking, 2005, no.8,pp.44-48.

16. Lukashevich I. Megaregulyator ustanovit edinye pravila_ [The mega regulator will establish uniform rules] . Available at: http://www.insur-info.ru/press/84921/. (In Russ.)

17. Mazaeva M.V. Strakhovanie: uchebnik [Insurance: a textbook]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2008, 293 p.

18 . Makarenko E . Osnovy vzaimodeistviya bankov i strakhovykh kompanii [Bases of interaction of banks and insurance companies]. Available at: http://www. lawmix.ru/bux/137007. (In Russ.)

19. Miroshnichenko O.S. Organizatsiya deyatel'nosti kommercheskogo banka: uchebnik [Organization of activity of a commercial bank: a textbook]. Tyumen, Tyumen State University Publ., 2007, 404 p.

20. Khandruev A. Vpoiskakh zdravogo megar-egulirovaniya [In search of prudent mega regulation]. Available at: http://bosfera.ru/bo/v-poiskah-megaregu-lirovaniya#. (In Russ.)

Tat'yana A. TRET'YAKOVA JSCB YUGRA Tyumen branch, Tyumen, Russian Federation tretiakovata@mail . ru

Marina V. MAZAEVA

Tyumen State University, Tyumen, Russian Federation mvmazaeva@utmn.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.