Научная статья на тему 'СИЛУЭТ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ'

СИЛУЭТ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура / архитектурный комплекс / городская застройка / объемно-пространственная композиция / пластика / силуэт / фасад. / architecture / architectural complex / urban development / volumetric-spatial composition / plastic / silhouette / facade.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Булгаков Сергей Сергеевич, Максименко Александр Тимофеевич

в статье приводятся примеры совершенствования архитектурно-планировочных и инженерно-технических принципов формирования жилых зданий, стремление к более сложным, содержательным решениям их силуэтов. Это позволяет создавать качественные, запоминающиеся архитектурные композиционные решения городской застройки, отдельных зданий и эстетических элементов зданий, так как архитектурные качества должны отвечать требованиям общества к городской среде, обеспечивая повышение ее эстетических качеств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Булгаков Сергей Сергеевич, Максименко Александр Тимофеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SILHOUETTE OF URBAN DEVELOPMENT

the article provides examples of improving the architectural and planning and engineering principles of the formation of residential buildings, the desire for more complex, meaningful solutions to their silhouettes. This allows you to create high-quality, memorable architectural compositional solutions for urban buildings, individual buildings and aesthetic elements of buildings, since architectural qualities must meet the requirements of society for the urban environment, ensuring an increase in its aesthetic qualities.

Текст научной работы на тему «СИЛУЭТ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ»

СИЛУЭТ ГОРОДСКОЙ ЗАСТРОЙКИ Булгаков С.С.1, Максименко А.Т.2

1Булгаков Сергей Сергеевич - студент, профиль «Проектирование зданий»;

2Максименко Александр Тимофеевич - кандидат архитектуры, профессор,

кафедра строительной инженерии, Инженерный институт, Северо-Кавказский федеральный университет,

г. Ставрополь

Аннотация: в статье приводятся примеры совершенствования архитектурно-планировочных и инженерно-технических принципов формирования жилых зданий, стремление к более сложным, содержательным решениям их силуэтов. Это позволяет создавать качественные, запоминающиеся архитектурные композиционные решения городской застройки, отдельных зданий и эстетических элементов зданий, так как архитектурные качества должны отвечать требованиям общества к городской среде, обеспечивая повышение ее эстетических качеств.

Ключевые слова: архитектура, архитектурный комплекс, городская застройка, объемно-пространственная композиция, пластика, силуэт, фасад.

THE SILHOUETTE OF URBAN DEVELOPMENT Bulgakov S.S.1, Maksimenko A.T.2

1Bulgakov Sergey Sergeevich - student, PROFILE "BUILDING DESIGN";

2Maksimenko Alexander Timofeevich - candidate of architecture, professor, DEPARTMENT OF CONSTRUCTION ENGINEERING, ENGINEERING INSTITUTE, NORTH CAUCASUS FEDERAL

UNIVERSITY, STAVROPOL

Abstract: the article provides examples of improving the architectural and planning and engineering principles of the formation of residential buildings, the desire for more complex, meaningful solutions to their silhouettes. This allows you to create high-quality, memorable architectural compositional solutions for urban buildings, individual buildings and aesthetic elements of buildings, since architectural qualities must meet the requirements of society for the urban environment, ensuring an increase in its aesthetic qualities. Keywords: architecture, architectural complex, urban development, volumetric-spatial composition, plastic, silhouette, facade.

УДК 711.01

В классическом понимании в функции объекта архитектурного творчества - градостроительство заложены определяющие направления создания городской структуры как искусственной среды, в наибольшей степени, удовлетворяющей материальные и духовные потребности населения. С течением времени, при формировании ткани городской застройки совершенствуются архитектурно-планировочные и инженерно-технические принципы формирования жилых зданий. Наряду с ними должны обретать ведущее значение вопросы совершенствования эстетики застройки городской среды: объемно-пространственная организация застройки и аспекты ее восприятия; формирование индивидуализации фасадов и их архитектурных решений; взаимоотношения отдельных частей застройки, зданий и их фасадов; взаимоотношения фрагментов фасадов и отдельных элементов; взаимосвязь застройки, отдельных зданий и архитектуры природного окружения.

Современная практика градостроительства отличается застройкой городских территорий безликими «на одно лицо» зданиями с невыразительными фасадами, без архитектурной деталировки и без учета особенностей исторической застройки и качеств природного окружения. Повсеместным или обыденным стала застройка сплошной стеной значительной протяженности. Такие стены формируют панорамы застройки, состоящей из зданий одной высоты с одинаковыми фасадами, с ограниченной пластикой поверхностей стен.

Современные технологии строительной индустрии представляют широкую палитру возможностей, позволяющую создавать качественные, запоминающиеся архитектурные композиционные решения городской застройки, отдельных зданий и эстетических элементов зданий.

Современны и актуальны задачи исследования принципов формирования объемно-пространственной композиции городской застройки и аспекты ее эстетического восприятия, где

существенную роль должны играть функционально-планировочные, конструктивно-технологические, природно-климатические и эстетические факторы.

Более детально рассмотрим в формировании объемно-пространственной композиции городской застройки стремление к более сложным, содержательным решениям силуэта. Имея характерный, контрастирующий с рядовыми домами, как правило, силуэт, вертикальный объем и оригинальные формы, высотные здания могут играть особую роль в визуальном восприятии городской застройки, оказывая на нее значительное влияние. Учитывая это, их можно успешно использовать в качестве композиционных акцентов на площадях, улицах или в панораме района, так как силуэт отдельных зданий будет непосредственно влиять и на общий силуэт городской застройки. Но вместе с тем необходимо помнить, что их архитектурные качества должны отвечать требованиям общества к городской среде, обеспечивая повышение ее эстетических качеств. Поэтому содержательность силуэта необходимо связывать с отражением своеобразия рельефа местности, силуэтных особенностей исторической среды города, с созданием единого образа в целом. Причиной схематизма силуэта до недавнего времени было использование однотипных приемов объемно-пространственной организации застройки, ограниченного числа формировавших ее типов зданий, элементарность их собственно пластической разработки.

Обогащение силуэта является прежде всего одним из средств достижения разнообразия архитектурной среды, так как силуэт во многом выступает носителем информации о существенных объемно-пространственных особенностях архитектурного комплекса.

Силуэт многих ансамблей и отдельных зданий несет богатую визуальную информацию. Эта информация, как правило, не раскрывается сразу. Рассмотрим на примере два здания, запроектированные норвежской архитектурной студией A-lab, представленных на рисунке 1.

Рис. 1. Здания норвежской архитектурной студии A-lab, слева на фото 1-ое офисно-жилое здание, справа 2-ое

офисное здание, реализация 2012 г.

С дальних точек один уровень обобщения со своей степенью сложности зданий; по мере приближения к объектам визуальное разнообразие возрастает. Зрителю открываются все новые элементы и отношения. При перемещениях вдоль фронта застройки силуэт комплекса также активно меняется, но уже вследствие различных визуальных смещений элементов относительно друг друга. Существенные особенности построения силуэта, обусловленные его изменениями при движении, прослеживаются в этой композиции архитектурных ансамблей. С первого взгляда были использованы простые геометрические формы, но в определенной последовательности, придающие обоим зданиям определенную привлекательность, показывая вид сложной объемно-пространственной композиции: ступенчатая конструкция покрытия с террасными насаждениями, ступенчатые прямоугольные вырезы в самих фасадах здания. Отдельные детали фасадов зданий обогащают общий силуэт застройки, позволяющие создать качественные, запоминающиеся архитектурно-композиционные решения городской застройки.

Тенденция к созданию выразительных архитектурных комплексов, которые являются акцентными в застройке, выражена также относительно новыми приемами установления их связи, местных неожиданных раскрытий в природу, обыгрыванием естественного рельефа. Рассмотрим пример, жилой комплекс в городе Милане, спроектированный архитектором Стефано Боэри, который представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Жилой комплекс Bosco Verticale, архитектор Стефано Боэри, реализация 2013 г.

Ограждения балконов носят характер ^запрограммированной случайности в их взаимном расположении и зеленые насаждения на них настолько контрастны к фону, что именно это и определяет силуэт фасада, нивелируя при этом все остальное. Здесь мы находим адекватное выражение на пластическом уровне композиции комплекса его автономных микропространств. Сами пластические связи этих зон служат своего рода акцентными элементами при восприятии с ближних и дальних ракурсов человека на основных путях его движения.

Несомненно, пластическая рельефность фасада (наличие активно выступающих и западающих по отношению к основной поверхности элементов и смещение относительно друг друга) способствует визуальному разнообразию. Это объясняется тем, что пространственное взаиморасположение элементов поверхности выявляется визуально наиболее активным пространственным признаком, определяя активные светотеневые различия фасада, иногда дополняемые различием фактуры и цвета.

Формирование выразительного силуэта предполагает использование различных композиционных средств, связанных с общей объемно-пространственной организацией, хотя на практике они органически переплетаются друг с другом. Все же собственно пластические средства могут быть условно выделены и рассмотрены как самостоятельный компонент, который целесообразно учитывать при формировании силуэта архитектурного комплекса. Так, например, жилой комплекс построенный в г. New-York, спроектированный архитектором Николасом Гримшо, изображен на рисунке 3. _

Рис. 3. Жилой комплекс Via Verde, архитектор Николас Гримшо, реализация 2011 г.

Серия последовательных террас крыши сверху вниз по-своему воспринимается с различных точек. С нижней точки обзора создается интересная пространственная композиция, многоуровневая

ступенчатая конструкция покрытия, если же рассмотреть этот жилой комплекс с верхнего ракурса, то крыши образуют каскад зеленых ступеней, которые ведут в парк, разбитый вокруг дома на уровне земли. Пластическое образование жилого комплекса дополняет природный ландшафт своими зелеными насаждениями, обогащает окружающую архитектурную среду.

Мы рассмотрели следующие возможные средства активизации силуэта жилых зданий:

• усложнение планировочных и объемно-пространственных конфигураций групп зданий и отдельных зданий там, где это рационально;

• использование разновысотности компонуемых объектов, их ступенчатость по отношению друг к другу;

• усложнение фасадов с помощью технических устройств верхней зоны, эркеров, выноса элементов лестничных клеток, глухих ограждений балконов, зеленых насаждений и т. п.

Стоит отметить то, что пластика единичных объемов также способна не только оказывать непосредственное влияние на их собственный силуэт, но и на формирование силуэта всего массива.

Подобные примеры указывают на то, что использование в композиции индустриальных жилых массивов уникальных по характеру объектов, форм, материалов, имеющих принципиально иную образно-стилистическую нагрузку, требует весьма продуманного решения.

Подход к анализу на основе функций объемно-пространственного и пластического уровня, а также на основе описания отношений элементов по различным признакам, дает возможности более углубленного и детального исследования силуэта городской застройки.

Список литературы /References

1. Дыховичный Ю.А. Архитектурные конструкции многоэтажных зданий. Учебное пособие. М., Архитектура-С, 2006. - 248с.

2. Иконников А.В. Функция, форма, образ в архитектуре. М.: Стройиздат, 1986.

3. Кириллова Л.И., Стригалев А.А., Хан-Магомедов С.О. и др. Теория композиции в советской архитектуре. ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1986. - 256 с.: ил.

4. Лисициан М.В. Архитектурное проектирование жилых зданий. Учебное пособие, М.: Архитектура - Москва, 2006. - 488с.

5. Маклакова Т.Г. Архитектурно-конструктивное проектирование зданий. Том 1. Жилые здания; Архитектура-С - Москва, 2010. - 328 с.

6. Сомов Георгий Юрьевич Пластика архитектурной формы в массовом строительстве / Г.Ю. Сомов; ЦНИИ теории и истории архитектуры. - М.: Стройиздат, 1986. - 206,[1] с. : ил.; 17 см.

7. Фремптон К. Современная архитектура: Критический взгляд на историю развития / Пер. с англ. Е.А. Дубченко. - М.: Стройиздат, 1990. - 533 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.