УРОКИ ИСТОРИИ
УДК 9 (С18) ГРНТИ 03.23.31
СИБИРЦЫ И ЕНИСЕИЦЫ, РАСКАЗАЧИВАНИЕ И ОКАЗАЧИВАНИЕ - ДВЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ 1917 ГОДА
В.А. Шулдяков
Омский автобронетанковый инженерный институт (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулева. Россия, 644098, г. Омск, 14-й военный городок, ОАБИИ, [email protected]
Статья посвящена реакции на Февральскую революцию двух сословных групп казачества Востока России: сибирских и енисейских казаков. Первые высказались за саморасказачивание, вторые - за оказачивание. Эта разница объясняется разным правовым положением и разным опытом в земельном вопросе. Показана дальнейшая эволюция взглядов казаков и её причины.
Ключевые слова: казачье сословие, революция, статус, крестьянство, Сибирь.
THE SIBIRTSY AND THE ENISEYTSY,
DECOS SACKIZATION AND OCOSSACKIZATION -
TWO ALTERNATIVES OF 1917.
V.A. Shuldyakov
Omsk Tank-Automotive Engineering Institute (branch) of Khrulev Military Academy of Logistics.
Russia, 644098, Omsk, 14 voenny gorodok, [email protected]
The article is devoted to response to the February revolution of two estate groups of East Russian Cossacks: the Siberian and the Yenisei ones. The first ones called for selfdecossackization, the second ones - for ocossackization. This discrepancy is explained by the different legal status and different experience in the land question. The author shows the further evolution of the views of the Cossacks and its reasons.
Keywords: the Cossack estate, a revolution, a status, peasantry, Siberia.
Тысяча девятьсот семнадцатый был годом политического самоопределения: после Февральской революции социальные группы начали формулировать и облекать свои интересы в требования и программы, они нащупывали способы и формы представительства, лоббировали свои интересы, искали политических союзников. Насколько был сложен этот процесс, указывает, например, тот факт, что разные региональные группы казачества в вопросе о дальнейшей судьбе своего сословия заняли весной-летом 1917 г. противоположные позиции. Наглядно будет сравнить сибирское и енисейское казачества.
© Шулдяков В.А., 2016
18 марта 1917 г. собрание выборных Омского казачьего гарнизона дало своему делегату на Общеказачий съезд в Петроград наказ, в котором говорилось: «...наше казачье население близко связано как в экономическом, так и в чисто географическом отношениях с крестьянским населением Сибири, поэтому мы признаем необходимым слиться в требованиях с трудовым населением России и проводить в жизнь полное уравнение прав всех граждан, не отделяя казаков ни в каких правах и преимуществах (особое самоуправление, пользование землей и т.д.), и совместно с трудящимся населением проводить
!$>Ш2221-7711 Национальные приоритеты России № 1 (19) 2016
демократическую республику. В случае необходимости несения военной службы, наше желание нести таковую на равных с остальными гражданами основаниях» [3].
Левое крыло, выступавшее за саморасказачивание, было заметным, хотя и в меньшинстве, на 1-м съезде депутатов Сибирского казачьего войска (Омск, 10-24 апреля 1917 г.). Оно серьезно повлияло на содержание принятых съездом резолюций, ставших компромиссом между крайними течениями [5; 1].
Большое значение имело, какую позицию займет Сибирская казачья дивизия, в которой было сосредоточено около половины всех строевых казаков Сибирского войска. Политическая платформа дивизии определилась в середине апреля 1917 г. Сопоставление программных документов дивизии [7. Л. 7, 13-14, 16-17] позволяет представить взгляды сторонников саморасказачивания.
Центральным положением стало требование демократической республики, в которой не будет сословий. Частная собственность на землю отвергалась. Все земли в государстве предполагалось передать трудящимся, «чтобы земля была всех и не принадлежала никому» [2. Л. 41; 9]. Сначала дивизия выдвинула идею единого земельного фонда, затем решила пропагандировать «владение землей на началах муниципализации» и самоуправления в форме «отдельных автономных единиц». На способе отчуждения офицерских участков внимание не акцентировалось. Земельный вопрос, по мнению дивизии, могло решить только Учредительное собрание. Насильственные захваты земли осуждались, но в то же время предлагалось немедленно запретить передачу прав собственности на земельные участки. Отказываясь от особых земельных прав, казаки дивизии требовали ликвидации своей особой воинской повинности, они хотели служить на общих основаниях. Возможность сохранения в будущем войскового управления ими категорически отвергалась.
Идею саморасказачивания поддержали весной 1917 г. более половины строевых казаков Сибирского войска.
Енисейские казаки в отличие от сибирских не имели до революции войскового управления и весной - летом 1917 г. продемонстрировали иную модель политического поведения. На своем 1-м съезде (Красноярск, 25 мая - 3 июня 1917 г.) енисейцы постановили «объявить себя Енисейским казачьим войском» и избрали органы войскового самоуправления. Хотя Временное правительство так и не признало самопровоз-
глашенное войско, тем не менее представитель енисейцев был принят в 1917 г. в Совет Союза казачьих войск как полноправный член [11, с. 29-30]. Но собрать распыленных по огромной губернии и малочисленных казаков-енисейцев в войско было крайне сложно, поэтому 1-й казачий съезд предложил «местное поравнение», т. е. посторонних, живущих среди казаков, оказачить; казаков, живущих среди крестьян и не желающих переселяться в станицы, расказачить; внутри каждой общины провести частичный передел земли [10, с. 55-56].
Инициатива исходила снизу, и первые попытки оказачивания случились еще до 1-го съезда. 9 мая 1917 г. сход «одних казаков» с. Каратуз Сагайской волости Минусинского уезда предложил крестьянам-однообщественникам объединиться [6. Л. 18]. 17 мая сход «одних крестьян» постановил войти в среду казаков с. Каратуз [6. Л. 19]. Когда 10 июня 1917 г. Войсковое правление енисейцев официально предложило крестьянам вступать в «Енисейскую казачью общину» [6. Л. 168], этот призыв сразу нашел живейший отклик. Об этом свидетельствует дело «О принятии селян в казачье сословие» в фонде Енисейского казачьего войскового управления.
15 июня 1917 г. пожелали перейти в казачье сословие 178 семейств [6. Л. 48-69], в основном крестьяне из казаков с. Белоярского Покровской волости Ачинского уезда. Казаки единогласно постановили принять всех крестьян, приписанных к селу, «в полном составе в свою среду, в казачье сословие» [6. Л. 202-202 об.].
30 июня 1917 г. попросились в казачество 9 семейств крестьян деревни Имек Таштыпской волости Минусинского уезда. Но имекские казаки отнеслись к ним избирательно: приняли в казачье общество три семейства крестьян-собственников, имевших по 40 десятин земли, а также одного «отрубника» с наделом в 5 дес. Всем безземельным казаки в приеме отказали [6. Л. 4-5].
2 июля 1917 г. казаки с. Торгашино Александровской волости Красноярского уезда приняли в свою среду 84 семейства местных крестьян (всего 404 души крестьян-собственников из казаков и крестьян-старожилов). Правда, казаки обговорили два условия: чтобы крестьяне перешли в казачье сословие со всеми их угодьями, включая общие их каменоломни и берег реки с пристанью и плотами; чтобы после учредительного собрания государство прирезало Торгашинской станице земли на новых казаков [6. Л. 168-169, 171-178 об.].
УРОКИ ИСТОРИИ
В июле - августе 1917 г. пожелали перечислиться в казаки 9 семейств крестьян станицы Арбатской Таштыпской волости Минусинского уезда [6. Л. 6-7 об.], 12 семейств станицы Боль-ше-Луженской [6. Л. 8-9 об.], 10 семейств станицы Бузуновской Минусинского уезда [6. Л. 10 об.-15].
Енисейские казаки в 1917 г. наиболее охотно принимали в войско многоземельные элементы: старожилов, особенно крестьян из казаков (т. е. побывавших в казачестве в 18511871 гг.), и крестьян-собственников (отрубников). Малоземельных и безземельных принимали далеко не всегда, а если брали, то в надежде на дополнительную прирезку земли для них государством. В ходе Гражданской войны наличию у просившегося земли стали уделять меньше внимания, главным стало резко увеличить численность Енисейского войска и, следовательно, его боевой состав. С мая 1917 по середину февраля 1919 гг. в войско было принято 3 263 чел., на две трети безземельных. Последним обещали за службу переселение в Урянхайский край. За указанный период енисейцы не только создали собственное войско, но и увеличили свою численность почти на 50 % (в 1915 г. их насчитывалось чуть менее 7 300 чел.) [11, с. 63, 19].
Для сибирских казаков на первом месте стояла проблема ликвидации обременительных обязанностей, прежде всего, военной, и ради этого они соглашались на уравнительный передел земли с крестьянами. Этот радикализм в земельном вопросе обусловлен был не столько малоземельем (оно в Сибирском войске было относительным и не повсеместным), сколько стремлением получить «волю»: избавиться от самоснаряжения и прочих «тягот». Весной 1917 г. казаки ещё не ощущали угрозы своему надельному землевладению и считали, что при общей перемежевке им достанется земли, если не больше, то во всяком случае не меньше, чем есть [4]. О будущем налогообложении, как правило, не думали [8, с. 2].
В Енисейской губернии казачьи земли были отмежеваны от крестьянских лишь перед самой революцией. При сохранении общей с крестьянами земельной общины в условиях вольно-захватного землепользования казаки рисковали постепенно потерять часть их подобно тому, как это уже происходило в 1870-1890-е гг. Выход виделся им в том, чтобы выделиться в свои казачьи земельные общины, окончательно и четко отделить свои надельные (юртовые) земли от крестьянских, защитить свои земельные и прочие интересы с помощью станичного, а еще лучше и войскового самоуправления. Что, собственно говоря, и сделано было в 1917-1919 гг., когда енисейские казаки избавились от своих отличительных черт (совместного с крестьянами землепользования и волостного административного устройства) и перешли на общеказачье положение (собственность войска на его земли, войсковое, станичное и поселковое самоуправление).
Первоначальное различие сибирцев и ени-сейцев в вопросе о будущности казачьего сословия, видимо, усиливалось неодинаковым внешним воздействием на тех и других. Речь о влиянии политических партий. У сибирцев была заметна активность социал-демократов (меньшевиков-оборонцев и интернационалистов), вероятно, отсюда идея муниципализации земли, высказывавшаяся Сибирской казачьей дивизией. На енисейцев сильнее всего влияли эсеры, ратовавшие, как известно, за общинность, за самоуправление снизу доверху.
Однако бурный 1917 год очень скоро обнажил и сильно обострил дореволюционные противоречия жизни. Когда сибирские казаки обнаружили уравнительные требования малоземельного крестьянства и «киргизов» (казахов), то в массе своей, уже осенью 1917 г., отказались от саморасказачивания и перешли к защите своих интересов с помощью войсковой автономии и неприкосновенности казачьих земель. Это максимально сблизило позиции Сибирского войска и новообразованного Енисейского.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК
1. Вольный казак (Омск). 1918. 19 марта.
2. Государственный Исторический архив Омской области. Ф. 662. Оп. 1. Д. 1.
3. Известия Омского Совета рабочих и военных депутатов. - 1917. - 22 марта.
4. Известия Омского Совета рабочих и солдатских депутатов. - 1917. - 13 апреля.
5. Омский вестник. - 1917. - 28 апреля.
6. Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Ф. 954. Оп. 1. Д. 1.
REFERENCES
1. Vol'ny kazak (Omsk). 1918. 19 marta.
2. Gosudarstvenny Istoricheskiy arhiv Omskoy oblasti. F. 662. Op. 1. D. 1.
3. Izvestiya Omskogo Soveta rabochih i voennyh deputatov. - 1917. - 22 marta.
4. Izvestiya Omskogo Soveta rabochih i soldatskih deputatov. - 1917. - 13 aprelya.
5. Omskiy vestnik. - 1917. - 28 aprelya.
6. Rossiyskiy gosudarstvenny voenno-istoricheskiy arhiv (RGVIA). F. 954. Op. 1. D. 1.
ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России № 1 (19) 2016
7. РГВИА. Ф. 5266. Оп. 1. Д. 298.
8. Сибирские войсковые ведомости. - Омск. -1917. - № 29.
9. Слово трудового крестьянства. - Омск. -1917. - 13 мая.
10. Съезды, конференции и совещания социально-классовых, политических, религиозных, национальных организаций в Енисейской губернии (март 1917 - ноябрь 1918 гг.) / сост. Е. Н. Косых. - Томск: Изд-во ТГУ, 1991. - 219 с.
11. Тарасов М. Г. Енисейское казачество в годы революции и гражданской войны, 1917-1922: монография / М.Г. Тарасов; Сиб. федер. ун-т. - М.: Флинта; Наука, 2011. - 176 с.
7. RGVIA. F. 5266. Op. 1. D. 298.
8. Sibirskie voyskovye vedomosti. - Omsk. -1917. - № 29.
9. Slovo trudovogo krest'yanstva. - Omsk. -1917. - 13 maya.
10. S'ezdy, konferentsii i soveschaniya sotsial'no-klassovyh, politicheskih, religioznyh, natsional'nyh or-ganizatsiy v Eniseyskoy gubernii (mart 1917 - noyabr' 1918 gg.) / Sost. E. N. Kosyh. - Tomsk: Izd-vo TGU, 1991. - 219 s.
11. Tarasov M. G. Eniseyskoe kazachestvo v gody revolyutsii i grazhdanskoy voyny, 1917-1922: monografiya/ M.G. Tarasov; Sib. feder. un-t. - M.: Flinta; Nauka, 2011. - 176 s.
Шулдяков Владимир Александрович - кандидат исторических наук, доцент кафедры технического обеспечения (и тактики) Омского автобронетанкового инженерного института, специалист по истории сибирского казачества, революции и Гражданской войны в Сибири, автор более 200 научных работ, в том числе двухтомной монографии «Гибель Сибирского казачьего войска (1917-1922)» (М.: Центрполиграф, 2004) и юбилейной книги к 200-летию Омского кадетского корпуса «Жизнь - Родине, честь - никому» (Омск, 2013).
Статья поступила в редакцию 16 января 2016 г.
Календарь научных мероприятий
LI МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАОЧНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «НАУЧНАЯ ДИСКУССИЯ: ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ»
К участию в конференции приглашаются докторанты, научные сотрудники; аспиранты, соискатели, студенты (только в соавторстве с научным руководителем).
Все статьи, принявшие участие в конференции, будут проиндексированы в системе Российского индекса научного цитирования (РИНЦ).
Материалы принимаются до 28 июня, 2016 г. Публикация сборника на сайте 5 июля, 2016 г.
Сразу после оплаты - справка о принятии статьи и выходные данные. Контактная информация
127276, г. Москва, ул. Ботаническая, д. 14, офис 21, тел.:+7-499-709-91-28. E-mail: [email protected], сайт www.internauka.org
http://www.internauka.org/conference/li-mezhdunarodnaya-zaochnaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-nauchnaya-diskussiya-voprosy-ekonomiki-i-upravleniya?utm_