Научная статья на тему 'Сибирское книгоиздание в первой половине 80-х годов ХХ века'

Сибирское книгоиздание в первой половине 80-х годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the book publishing trends in Siberia in the first half of 1980-s are discussed.

Текст научной работы на тему «Сибирское книгоиздание в первой половине 80-х годов ХХ века»

КНИГОВЕДЕНИЕ

Вестник Омского университета, 2003, №1, с. 63-66 © Омский государственный университет

УДК 347.788.1(57/.!/.5)

СИБИРСКОЕ КНИГОИЗДАНИЕ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ

80-Х ГОДОВ XX ВЕКА

И.С. Трояк

ГПНТБ СО РАН

630200, Новосибирск, ул. Восход, 15

Получена 13 .марта 2002 г. In this article the book publishing trends in Siberia in the first half of 1980-s are discussed.

Факторы, оказавшие влияние на внутренние процессы, проходившие в системе отраслей, связанных с созданием книги, складывались под влиянием политической, экономической и культурной ситуации в стране. К началу 1980-х гг. фактически прекратился рост национального дохода, назревал кризис в системе управления, усиливались негативные процессы в социальной области (дефицит товаров и услуг), девальвировались многие идейные ценности.

Сибирское книгоиздание в рассматриваемый период во многом развивалось в русле тенденций общесоюзного книгопроизводства, но в то же время имело и свои особенности, сложившиеся в результате своеобразия экономического, научного и культурного развития региона.

Одной из существенных характеристик, от которых зависит качество и количество выпускаемой печатной продукции, является состояние материально-технической базы полиграфической промышленности. В 1980-е гг. развитие данной отрасли в регионе шло неравномерно. С одной стороны, полиграфическая база сибирского книгоиздания претерпевает качественные изменения. Построена новая типография в Кызыле, в Новосибирске идет строительство областной типографии, реконструируются Омская и Якутская республиканские типографии. С другой стороны, в ряде областей переоснащение полиграфических предприятий современным оборудованием производилось по-прежнему медленно. Следствием низкой технической оснащенности было плохое качество выпускаемой продукции. Так, в 1984 г. учебники, отпечатанные на полиграфическом предприятии «Хакасия», не соответствовали существующим ГОСТам [1]. Во многих сибирских типографиях не был налажен должный контроль за качеством продукции.

Зачастую многокрасочные издания не могли

быть выполнены на полиграфических предприятиях региона. В их выпуске помощь оказывали полиграфисты Москвы и других городов. Так, из девяти многокрасочных изданий, вышедших в Западно-Сибирском книжном издательстве в 1981 г., 8 было отпечатано на Калининском полиграфическом комбинате детской литературы [2]. Здесь же печатались цветные якутские буквари и два издания на русском языке якутского богатырского эпоса «Нюргун Боотур Стремительный» (1975, 1982).

Выполнение заказов типографиями во многих случаях задерживалось из-за недостатка бумаги. Значительные потери бумаги происходили вследствие ее неправильного хранения и расходования

[3]. _

Кадровая структура полиграфических предприятий в рассматриваемый период постепенно улучшается. Одним их лучших учебных заведений системы Госкомиздата ГСФСГ по производственно-техническому образованию было Новосибирское полиграфическое училище. Специалистов готовили также Омское полиграфическое училище и Новосибирский учебно-консультационный пункт Ленинградского издательско-полигра-фического техникума. Полиграфический факультет Омского политехнического института выпускал инженеров-технологов и инженеров-механиков [4]. С 1979 г. в Красноярске на базе технического училища №7 стала осуществляться профессиональная подготовка по полиграфическим специальностям [5]. Увеличивалось число рабочих, прошедших переподготовку и обучение по повышению квалификации.

Положительные изменения в первой половине 1980-х гг. происходили также и в системе государственных издательств, число которых за Уралом увеличилось. Вновь стало самостоятельным Омское книжное издательство (1981 г.), возникли

новые издательства при Иркутском и Красноярском университетах (1983 г.).

В динамике сибирского книгоиздания первой половины 1980-х сохранились те же тенденции, что и в 1970-е гг. Рост тиражей по-прежнему опережал рост количества названий. Более половины названий, выпущенных в регионе, приходилось на долю издающих организаций. Число последних в стране продолжало расти. С 1979 г. по 1984 г. оно увеличилось с 1316 до 1430. В Сибири в «Перечень головных организаций министерств (ведомств), имеющих право издания печатной продукции, минуя издательства» было включено 86 учреждений и организаций. В 1984 г. право выпускать научную, учебную и производственную литературу получили еще 5 учреждений и организаций [6].

Несмотря на достаточно высокие показатели выпуска печатной продукции в регионе (Новосибирская область, например, занимала по ним 3-е место после Москвы и Ленинграда), доля сибирских изданий составляла менее 5% от ежегодного выпуска печатной продукции в РСФСР и менее 3% - в СССР. В Сибири ежегодно выпускалось около 2,4 тыс. названий книг и брошюр различной тематики, тиражом более 20 млн экз. [7].

Политика правящей коммунистической партии и государства в области книгоиздания было направлена на издание в первую очередь массовой литературы. Однако, несмотря на рост тиражей, спрос на книжном рынке страны значительно превышал предложение. Для покупателей той поры было характерно стремление скупать практически все массовые издания (кроме общественно-политической литературы), которые появлялись в книжных магазинах. Наиболее дефицитными были произведения отечественной и зарубежной классики, книги современных зарубежных писателей. Таким образом, в стране сложилась ситуация не количественного недостатка книг, а качественного несоответствия выпускаемой книжной продукции потребностям читателей [8].

В Сибири доля печатной составляла в среднем 14-15% от общего выпуска книжной продукции.

Особенностью сибирского книгоиздания являлся более высокий, чем в целом по Советскому Союзу, удельный вес художественной литературы в общем количестве книжных изданий региона. По данным статистического сборника «Печать СССР», художественная литература (в том числе детская) в стране в первой половине 1980-х годов составляла менее 10% от общего числа названий книг и брошюр, в Сибири же - более 30% всех изданий, а в некоторых издательствах - доходила до 50% [9].

Особо следует отметить, что доля книжной

продукции указанной тематики в общем тираже большинства сибирских издательств составляла около 80% [10].

Значительную часть изданий художественной литературы в Сибири составляли произведения местных писателей. Расширилась работа издательств с серийными изданиями. Наиболее последовательными в оформлении серийных изданий были Западно-Сибирское, Восточно-Сибирское, Красноярское издательства. Очень популярны были серии «Библиотека сибирского романа», «Библиотека сибирской поэзии». С 1980 г. в серии «Современная сибирская повесть», выходившей в издательствах Новосибирска, Иркутска, Барнаула и других городов, были изданы книги В. Шукшина «Калина красная», В. Распутина «Прощание с матерой», И. Назарова «Были великой реки» и др. Оформление этой серии было выполнено в Красноярске и принято всеми сибирскими издательствами. Читатели получили книги Всероссийской серии «Мужество», также выпущенные в Красноярске: К. Воробьева «Убиты под Москвой», В. Быкова «Его батальон», В. Богомолова «В августе сорок четвертого», И. Падерина «Комдив бессмертных» [11].

С конца 1970-х гг. в регионе отмечался рост выпуска русской и советской классики как для взрослых, так и для детей. В первую очередь увеличились тиражи этих произведений. В некоторых издательствах, например в Красноярском, значительное внимание уделялось выпуску переводной зарубежной литературы. В первой половине 1980-х гг. здесь были выпущены некоторые произведения А. Конан-Дойля, С. Цвейга, О. Бальзака, Д. Дефо, Дж. Лондона. ЗападноСибирское книжное издательство больше ориентировалось на выпуск русской и советской классики: Ф.М. Достоевского, H.A. Островского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, A.C. Пушкина и др. В регионе почти не выпускались многотомники художественных произведений, полные собрания сочинений. Несмотря на то, что основой книжного репертуара была художественная литература, спрос на нее был удовлетворен лишь на треть, а на детскую - лишь на 20% [12].

Выпуск литературы по вопросам культуры просвещения, науковедения и изданий по искусству в регионе отставал от общесоюзного.

В отличие от предыдущего периода количество названий книг сельскохозяйственной тематики в Сибири почти не превышало общесоюзных соотношений и составляло около 7% от общего выпуска.

Удельный вес книг по технике и промышленности в Сибири был в 2 раза ниже, чем в целом по стране [13].

Негативной чертой работы сибирских изда-

Сибирское книгоиздание.

65

тельств являлось то, что зачастую вместо изданий, рассчитанных на широкий круг читателей-производственников, выпускались работы по узкоспециальным вопросам, носящие диссертационный характер, а также невнимательный подход к тиражированию, когда книги, предназначенные для массового читателя, выпускались малыми тиражами.

Научную литературу в регионе выпускали Сибирское отделение издательства «Наука» и издательства Томского, Красноярского и Иркутского университетов [14]. В тематические планы Якутского, Бурятского, Тувинского и Алтайского издательств включались от 1 до 10 названий научных книг в год. Другие издательства региона научную литературу не выпускали.

В рассматриваемый период уменьшается также количество заказной литературы в сибирских книжных издательствах, располагающих, как правило, недостаточной полиграфической базой.

Вследствие указанных причин рост самостоятельной издательской деятельности ведомств в Сибири происходил в основном за счет выпуска ими научной литературы. Способствовало этому и предоставление в рассматриваемый период Госкомиздатом СССГ учреждениям и организациям права издавать монографии по естественным и техническим наукам. В 1981-1985 гг. доля печатной продукции, выпущенной издающими организациями Сибири, составляла по названиям в среднем около 55,3% всех книг и брошюр.

В связи с этим учреждения и организации Сибири укрупняют собственные участки оперативной полиграфии, оснащают их современной техникой. Уже с начала 1980-х гг. наметилось сокращение численности как самих участков оперативной полиграфии, так и работавших на них сотрудников [15].

Ведомственное книгоиздание в Сибири прежде всего было связано с развитием науки и культуры региона, реализацией крупномасштабных задач экономического освоения и народнохозяйственного развития восточных районов страны.

Серьезной проблемой сибирского книгоиздания в рассматриваемый период следует считать незначительный выпуск книг на языках малых народов. Книгоиздание планомерно велось на языках лишь тех коренных народов региона, которые имели самостоятельные национальные издательства (Бурятское, Тувинское, Якутское) или национальные отделения издательств (ГорноАлтайское) .

Книжные издательства автономных республик Сибири выпускали продукцию универсальной тематики: массово-политическую, производственно-техническую, сельскохозяйственную, на-

учно-популярную, художественную, детскую, учебно-педагогическую, изобразительную и заказную литературу.

Большая часть изданий на языках коренных народов Сибири приходилась на долю художественной и детской литературы [16]. Наряду с изданием оригинальной прозы и поэзии национальных авторов выходили также произведения русской классической и советской литературы: сказки A.C. Пушкина, рассказы А.П. Чехова, К.Д. Ушинского, Д.Н. Мамина-Сибиряка, произведения В.К. Арсеньева, H.H. Носова, Т.З. Се-мушкина.

Значительную долю в национальном книгоиздании составляла общественно-политическая литература. Массовыми тиражами выходили те же книги, которые повсеместно печатались на русском языке. В 1984 г. в Якутском книжном издательстве была издана в миниатюрном исполнении на пяти языках (русском, якутском, эвенском, эвенкийском и юкагирском) работа В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» [17].

Газвитие письменности, литературы и культуры северных коренных народов нуждалось в особом внимании. В июне 1980 г. Госкомиздат ГСФСГ издал приказ об улучшении издания книг на языках малых народов. В 1980-е гг. несколько больше, чем в предыдущий период, печатаются труды ученых-филологов, специалистов по северным языкам. В 1982 г. в Ленинграде была издана монография В. Лебедева «Охотский диалект эвенского языка». В соавторстве с проф. К.А. Новиковой им составлены «Правила орфографии эвенского языка» (Якутск, 1980) [18]. Уникальным по своему культурному значению было издание кетских сказок в устной записи и переводе на русский язык, так как проживающие в Туруханском районе Красноярского края кеты не имели письменности [19].

Однако количественные показатели выпуска книг на языках коренных народов сибирского Севера оставались незначительными. В 1980 г. на ненецком языке вышло 2 книги тиражом 5,6 тыс., на мансийском - 3 книги тиражом 2,1 тыс., на эвенском - 3 книги тиражом 7,5 тыс. экз. В 1985 г. на этих же языках вышло соответственно 3, 4 и 4 непериодических изданий тиражом 6,2 тыс., 3,6 тыс. и 2,5 тыс. экз. [20]. В основном это были художественные произведения национальных авторов.

В 1980-е гг. в стране существовала утвердившаяся система управления книгоизданием, которая контролировалась партийно-государственным аппаратом. Тиражирование книг в соответствии с существующими потребностями корректировалось в зависимости от идеологических и культурно-воспитательных задач КПСС, а так-

же материально-технических, ресурсных и финансовых возможностей отрасли [21].

Цензурные ограничения в издательском деле приводили к созданию и распространению нелегальной литературы, так называемого «самиздата». Многие тексты, составлявшие его в рассматриваемый период, были политически оппозиционными КПСС по своему содержанию. Выходили издания «эстетической» оппозиции, в которых пропагандировались различные направления в музыке, искусстве, литературе, считавшиеся идеологически вредными. Примерами могут служить машинописные альманахи «Литературные тетради» и «Свеча», издававшиеся в Иркутском государственном университете в первой половине 1980-х гг. [22]. Кроме того в «самиздате» издавалась религиозная и философская литература.

Следует отметить, что тиражи «самиздатов-ской» литературы не могли быть значительными не только из-за отсутствия у ее создателей технических возможностей, но и из-за узкого круга читателей, среди которых она распространялась. В Сибири существование «самиздата» отмечалось прежде всего в тех городах, где были университеты или крупные научные центры (Омск, Томск, Новосибирск, Иркутск), так как основными его создателями и потребителями были интеллигенция и студенческая молодежь.

Анализируя состояние книгоиздания в регионе, можно выделить некоторые общие тенденции развития книжного дела Сибири первой половины 1980-х гг. В рассматриваемый период спрос на издания тематических разделов массового потребления (в первую очередь художественной и детской литературы) не был удовлетворен, несмотря на рост их тиражей. В то же время другой, малоспрашиваемой «местной» художественной литературы в процентном соотношении в Сибири издавалось заметно больше, чем в целом по стране. Не отвечал потребностям региона выпуск научных и производственных книг. К внутриотраслевым факторам, сдерживающим рост выпуска книжной продукции и ухудшавшим ее качество, относится отставание в развитии полиграфической базы, а также недостаток и низкосортность бумаги. Более половины всех названий книг и брошюр приходилось на долю ведомственной литературы.

Специалистам книгоиздательской отрасли и многим потребителям книги с ходом времени становилась все более ясной необходимость коренных реформ в сфере книжной культуры страны.

1. ГАКК. Ф. 1993, on. 1, д. 224, л. 33-34.

2. ГАНО. Ф. 1432, on. 1, д. 2077, л. 2-24; д. 2078, л. 3.

3. ГАНО. Ф. 1432, on. 1, д. 2075, л. 7.

4. Казаринова Л. Ф. Книгоиздание в Сибири в 50-80-е гг. // 200 лет книгопечатания в Сибири. Новосибирск, 1989. С. 220-221.

5. ГАКК. Ф. 1993, он. 1, д. 188, л. 50.

6. Казаринова Л.Ф. Ведомственное книгоиздание в Сибири. Проблемы и перспективы. Новосибирск, 1988. С. 56-59.

7. Подсчитано по материалам стат. сб. «Печать СССР» за 1981-1985 гг.

8. История книги. М., 1998. С. 308-310.

9. Казаринова Л. Ф. Книгоиздание в Сибири в 50-80-е гг. С. 225-226.

10. Сведения получены на основании анализа архивных материалов (ГАИО, ЦДНИ ПО, ГАНО) и Каталога книг Красноярского книжного издательства (1936-1986 гг.). Красноярск, 1986.

11. Зыков В.П. Первые пятьдесят // Связь времен. Красноярск, 1987. С. 17-18.

12. История книги. М., 1998. С. 310.

13. Волкова В.Н. Современная сибирская книга (60-е-нач. 80-х годов). Проблемы оформления. Новосибирск, 1985. С. 11.

14. ГАНО. Ф. 2049, он. 1, д. 588, л. 25.

15. Казаринова Л. Ф. Ведомственное книгоиздание в Сибири... С. 94-97.

16. Она же. Книгоиздание в Сибири в 50-80-е гг. С. 225-226.

17. На ниве печатного дела. Якутск, 1986. С. 5-7.

18. Потапова Л.Н. Книга на языках малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) (1932 - 1997 гг.)// Книжная культура Якутии в XVIII -XX вв. Новосибирск, 1998. С. 52.

19. Замышляев В.И. Книги имеют свою судьбу // Связь времен. Красноярск, 1987. С. 9.

20. Филаткина И. В. Развитие книгоиздания на языках малочисленных народностей Сибири и Дальнего Востока// Книга в автономных республиках, областях и округах Сибири и Дальнего Востока. С. 69-70.

21. Симагина Т.Н. Издательская политика в последний период истории СССР (70-80-е гг.): Дис. ... канд. ист. наук. М., 1994. С. 77.

22. Борзенков А.Г. Инакомыслие студентов на Востоке России в 1961-1991 гг. (на примере стенной печати и самодеятельного литературного творчества)// Культура и интеллигенция сибирской провинции в XX в. Новосибирск, 2000. С. 137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.