КНИГОВЕДЕНИЕ
Вестник Омского университета, 2003. №3. С. 87-90.
VTTK nno
© Омский государственный университет 1 ^
ИЗДАТЕЛЬСТВА И ИЗДАТЕЛЬСКОЕ ДЕЛО СИБИРИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1980-Х ГГ.
Ю.С. Пронина
ГПНТБ СО РАН
630200, Новосибирск, ул. Восход, 15
Получена 15 января 2003 г. The article reflects the changes of publishing state in Siberia in the second half of the 1980-s.
Начало «перестройки», связанное с обновлением общественной, культурной и литературной жизни страны, стало характерным рубежом издательского дела России, открывавшим последний, завершающий этап его советской истории. Суть происходивших перемен в конечном счете свелась к эволюции прежде централизованной, бюрократизированной и моноидеологической издательской системы СССР в сторону экономической многоукладности, рыночных отношений и многопартийности.
Однако системные сдвиги в издательском деле страны и ее регионов стали очевидны лишь в 1987-1990 гг. Видимость стабильности сохранялась в издательских учреждениях провинции до начала 1990-х годов. Тогда издательская сеть за Уралом была представлена 13 книжными издательствами, 4 отделениями союзных и 4 юридически несамостоятельными отделениями местных издательств, а также 111 учреждениями и организациями, занимавшимися издательской деятельностью самостоятельно [1]. На территории Сибири ими было издано в 1990 г. 2 755 книг и брошюр общим тиражом 30 615, 9 тыс. экз. [2].
Сеть издательств во второй половине 1980-х гг. в Сибири по характеру собственности можно разделить на несколько групп.
Первую и наиболее многочисленную составляла группа государственных издательств. Они выпускали около 80% общего тиража книг и брошюр в регионе и 30% от числа их названий [3]. В основном эти издательства были универсальными; в Сибири такими универсальными фабриками книги были Алтайское, Бурятское, ВосточноСибирское, Кемеровское, Красноярское, Новосибирское, Омское, Томское, Тувинское издательства и филиалы специализированных центральных издательств: «Детская литература» (Новосибирск, с 1989 г.), «Современник» (Кемерово, с
1988 г.), книжная редакция издательства «Радио и связь» (Томск).
Филиалы известных центральных издательств, созданные «перестройкой», были для Сибири невиданной новинкой. Будоражила воображение книголюбов и библиотекарей, в частности, перспектива широкого издания в Сибири детской, приключенческой и фантастической литературы. С 1 июля 1989 г. в Новосибирске начало работу Сибирское отделение издательства «Детская литература», главным редактором которого стал поэт А.И. Плитченко, а директором В.Г. Манзя. Издательство отдавало тогда (до смены руководства в 1992 г.) предпочтение сибирской литературе, фольклору. В 1989 г. вышло 5 его книг: П. Ершова «Конек-Горбунок», Г. Юдина «Бук-варенок», П. Бажова «Серебряное копытце», И. Крылова «Стрекоза и муравей» и С. Михалкова «Бездельник светофор» [4]. За два года (с 1989 до 1991) издательство выпустило около 30 плановых брошюр, около 100 названий заказной литературы. Занималось оно также выпуском детской газеты «Старая мельница» [5].
К группе государственных относились отделения универсальных местных издательств: ГорноАлтайское, Тюменское, Хакасское и Читинское. Они выпускали регионоведческую литературу: книги и брошюры, отражавшие все стороны жизни своей республики, области или края, а также издания местных авторов, всевозможную популярную (неспециальную) литературу. Постепенно в целях повышения собственной прибыли они в 1985-1990 гг. отказывались от научной, учебной и производственной литературы, выпускаемой ими ранее в качестве заказной.
Другую группу составляла сеть государственно-ведомственных издательств и ведомственных издающих организаций. Они выпускали в 1990-е гг. около 70% числа изданий и 20% их общего ти-
ража [6]. Издающие организации Сибири и издательства не были административно связаны друг с другом и подчинялись различным ведомствам.
В 80-е гг. росло число специальных книжных издательств в Сибири. Кроме Сибирского отделения издательства «Наука» и существовавшего с 1955 г. издательства Томского университета в этот период были образованы издательства еще при трех сибирских университетах - Иркутском, Красноярском и Новосибирском. Они только начинали работать. И лишь издательство Томского университета трудилось на полную мощность и ежегодно выпускало 120-160 названий книг и брошюр общим тиражом 200-300 тыс. экз. Издательства университетов работали на основе самоокупаемости. Чтобы ее достичь, они ежегодно выпускали от 1 до 3-5 названий литературы массового спроса тиражом от 50 до 250 тыс. экз. Как правило, это была художественная или научно-популярная литература. За счет полученной от нее прибыли они имели возможность издавать научную и учебную литературу тиражом от 300 до 1 500 экз. [7]. Особенно преуспело по коммерческой части издательство Новосибирского университета, выпускавшее в 1989-1991 гг. массовыми тиражами зарубежную фантастику.
В 1990 г. появляется третья группа издательств - «новых» или «независимых» от государственных структур. Становление этой альтернативной группы издательских предприятий было связано с коммерческой деятельностью государственных и общественных организаций, творческих союзов, ассоциаций, совместных предприятий, кооперативных и иных объединений. В 1991 г. начался быстрый рост таких издательских структур. Наибольшее их количество находилось в Новосибирске. Это, например, малые предприятия РИД, «Весть», «Январь», «Тезаурус», ЭХО, «Мангазея», «Книгоцентр», общество «Сибирь XXI век», совместное предприятие «Интербук», акционерное общество закрытого типа «Трина» и многие другие. Несколько малых предприятий и издательских книжных кооперативов находилось в Барнауле, Иркутске, Кемерово, Красноярске, Омске. Среди них такие, как редакционно-издательский центр «Гротеск» (г. Красноярск), малое предприятие «Раско» (г. Томск).
На конференции в Новосибирске, посвященной 110-летию со дня рождения Е.И. Рерих, в 1989 г., было принято решение выпустить книги «Учения Живой Этики». В Новосибирске был создан издательский кооператив «Алгим», и уже в 1990 г. вышла первая книга «Зов», а в 1992 г. завершилось издание этих книг, а также «Тайной доктрины» Е.П. Блаватской, «Писем Елены Рерих» [8].
В марте 1991 г. в Новосибирске был создан
научно-издательский центр «Сибирский хронограф» (учредители - научные сотрудники академических институтов СО РАН, сотрудники издательства и региональный коммерческий центр «Сибирская ярмарка»). Председателем научно-редакционного совета стал академик H.H. Покровский, руководителем издательства бессменно является Л.С. Янович. Программа «Сибирского хронографа» изначально включала издание документов и трудов по сибирской истории. Выпуск научных изданий «Сибирский хронограф» осуществлял за счет прибыли, получаемой от реализации коммерческих проектов и от заказов на изготовление различных видов печатной продукции. Одной из первых фундаментальных публикаций «Сибирского хронографа» явилась серия «История Сибири. Первоисточники» [9].
В 1990 г. заявило о себе издательство «Мангазея» при Сибирской писательской ассоциации (СПАС) в Новосибирске, первой и главной продукцией которого стал одноименный альманах (вышло 3 номера, начальный тираж составил 30 тыс. экз.) под руководством поэта В.А. Берязева [10].
Издательство «Гротеск» было создано в Красноярске как малое государственное предприятие под учредительством краевого управления печати 14 января 1991 г. Директором издательства являлся В.Н. Манаев. Тогда же, в 1991 г., издательство получило от Госкомиздата разрешение на выпуск художественной, научно-популярной и детской литературы. Планировалось большую часть прибыли от выпуска книжной продукции направлять на укрепление материальной базы низового звена периодической печати. Издательство публиковало в основном отечественных современных классиков. Среди них имена В. Шишкова, А. Иванова, А. Калинина, М. Алексеева, В. Астафьева и др. Иностранную литературу представляли произведения Э. Золя, О. Бальзака, Д. Лондона, А. Дюма, И. Шоу, а также не столь «классических» авторов: как Р. Хаггард, М. Дрюон и т. п. [11]. Заполняя бездонную брешь «отложенного» спроса провинциального читателя 1970-х - 1980-х годов, издательство получало тогда значительную прибыль.
«Альтернативные» издательства занимались прежде всего выпуском художественных, публицистических, научно-популярных и других (во всех случаях коммерческих) изданий. В этом состоял главный и единственный смысл их появления.
Второй половине 1980-х гг. был характерен рост выпуска в регионе книг и брошюр, но происходил он в основном за счет самостоятельных изданий ведомств. Выпуск книг государственными сибирскими издательствами в 1991 г., наоборот,
Издательства и издательское дело Сибири во второй половине 1980-х гг.
89
уменьшился по сравнению с 1985 г.
Книжные издательства автономных республик Сибири в это время почти все книги и брошюры выпускали на русском языке, значительно меньшими были объемы литературы на языках коренных народов. Планомерно книгоиздание велось лишь на языках тех народов, которые имели собственные национальные издательства (Бурятское, Тувинское) или хотя бы национальные отделения краевых издательств (Горно-Алтайское, Хакасское). Национальную книгу в незначительном количестве выпускали Алтайское и Красноярское книжные издательства. Отличительной чертой издательств автономных республик был расширенный выпуск ими учебной и учебно-методической литературы на национальных языках, а также художественной и детской (в отличие от обычных областных и краевых издательств, для которых издание этих категорий литературы до 1989 г. было лимитировано Госкомиздатом). На территории каждой из республик национальные государственные издательства являлись монополистами в выпуске книг и брошюр на языке коренного населения республики. Как и в других республиках России, книгоиздание в автономных республиках Сибири в целом сокращалось. В постоянно уменьшающемся репертуаре книг и брошюр наиболее резко снизился выпуск книг на национальных языках. Полные данные об этом процессе дает таблица (см.: [12]).
Выпуск К1
на языках коренных народов С
государственно-монополистический характер, а в связи с этим ряд острых проблем: дефицит на отдельные виды литературы сохранялся; уменьшалось количество выпущенных научных и производственных книг.
В конце 1980-х гг. начался этап системных реформ в издательском деле, который обозначил грань коренных перемен как в организации редакционно-издательского процесса, так и в изменении самой социальной ориентации книжного дела в модернизируемой России. Определяющими для реформаторства стали принятые коллегией Госкомиздата СССР решения 1986 и 1987 годов, в которых подчеркивалось, что процессу совершенствования выпуска литературы мешают устаревшие правила и нормативы во внутриизда-тельской работе [14]. На протяжении следующих 1988-1990 гг. не было практически ни одной стороны деятельности издательств, книжной торговли, полиграфической промышленности, которые государство не пыталось бы реорганизовывать с сохранением приоритета государственного сегмента в издательской, полиграфической и книготорговой экономике.
Важнейшим этапом становления новой системы средств массовой коммуникации стало принятие в мае 1990 г. Закона СССР «О печати и других средствах массовой информации», который декларировал свободу печати и других средств массовой информации и отмену цензуры [15].
и брошюр
•ири в 1985-1991 гг. (число назв.)
Язык 1985 1986 1987 1988 1989 1990 1991
алтайский 20 23 17 17 20 18 9
бурятский 39 29 23 33 36 22 15
мансийский 4 - 2 - 3 2 1
нанайский 3 - 1 2 3 2 -
ненецкий 3 4 2 1 3 5 3
тувинский 32 37 45 35 30 32 27
хакасский 9 13 13 15 8 15 10
хантыйский 1 3 4 5 3 3 2
эвенкийский 3 4 6 5 3 - 4
эвенский 4 3 6 4 5 6 5
В 80-е гг. XX в. выпуск книг на языках коренных народов Сибири сокращался даже тогда, когда он осуществлялся за счет централизованных государственных средств. С переходом же издательств в 1987-1988 гг. на хозрасчет и самоокупаемость ситуация усугублялась, противоречие между стремлением малочисленных народов изучать свою историю, обычаи и культуру на родном языке и отсутствием книг на этих языках возрастало [13].
Как уже отмечалось, издательская система второй половины 1980-х гг. по-прежнему имела
В итоге все издательства приобретают реальную самостоятельность и независимость от центральных органов, появилась тенденция к резкому росту численности альтернативных негосударственных издательских структур.
Сложившиеся обстоятельства вызвали к жизни такую ее форму, как выпуск книг за счет средств автора. В апреле 1988 г. Госкомиздат СССР разработал документ, регламентирующий выпуск изданий за счет средств автора, и рекомендовал этот способ выпуска книг всем издательствам, независимо от ведомственной под-
чиненности. Расширялось издание книг за счет средств авторов и в Сибири. За полугодие (январь-июнь 1990 г.) на территории региона их было издано не менее 10 [16].
В конце 1980-х годов появились общественные книгоиздательские организации и кооперативы. Кооперативная издательская практика быстро развивалась, хотя и преодолевая определенные трудности. Постановлением Совета министров СССР от 29 декабря 1988 г. «О регулировании отдельных видов деятельности кооперативов в соответствии с Законом о кооперации в СССР» кооперативная инициатива была неожиданно и резко ограничена. Кооперативы не могли заниматься деятельностью по выпуску произведений науки, литературы и искусства. Реальность «перестройки» была соткана из противоречий, и приведенный пример «борьбы законов» был весьма характерной чертой эпохи.
Новым веянием также было основание на базе советских и иностранных издательств совместных предприятий (СП). Это давало возможность обойти постановление Совмина 1988 г. и потому приняло немалые масштабы. Первой продукцией СП стали репринтные переиздания дореволюционных книг, а также издания зарубежной детективной и русской эмигрантской литературы, пользовавшейся повышенным спросом.
Основываются первые независимые профессиональные объединения издателей, ориентированные в основном на разрешение экономических интересов и противодействие возникающей стихии рынка. 17 апреля 1990 г. состоялся учредительный съезд Ассоциации советских книгоиздателей (АСКИ). Затем была создана Ассоциация газетно-журнальных издателей страны. «Задачи обеих ассоциаций сформулированы предельно четко, - писалось в эти дни, - немедленные решения и действия в связи с переходом к рыночным отношениям, необходимость выступать единым фронтом перед диктатом ведомств, в руках которых бумага, услуги по полиграфии, распространению изданий, стремление ослабить действие негативных факторов на рынке» [17].
Таким образом, в Сибири наблюдалась та же, что и во всей стране, тенденция к образованию в среде издателей альтернативных негосударственных структур. Вместе с тем здесь данный процесс шел значительно медленнее, чем в центре, что объяснялось экономической и культурной отсталостью провинции, меньшими, по сравнению с центром, организационными возможностями издательского маневрирования, худшей (и количественно меньшей) материальной и полиграфической базой, нищенским состоянием бумажных ресурсов.
К моменту падения советского строя (август
1991 г.) в книжном деле России основы государственной монополии на информацию (которая являлась одной из опор идеологической монополии КПСС) были заметно подорваны. В сущности, это и стало основным политическим и социальным результатом развития книжной культуры страны в кризисных условиях «перестройки».
[1] Казаринова Л.Ф. Книгоиздание в Сибири и на Дальнем Востоке в условиях рыночных отношений // Вторые Макушинские чтения (23-24 мая 1991 г., г. Томск): Тез. докл. регион, науч. конф. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1991. С.21.
[2] Печать СССР в 1990 году. М.: Статистика, 1991.
[3] Казаринова Л. Ф. Книгоиздание в Сибири. . . С.20.
[4] Денисенко А. В начале пути // Сов. Сибирь. Новосибирск, 1989. 1 сент. С. 3.
[5] Венцимерова Т. Взрослые проблемы детской литературы // Вечерний Новосибирск. 1991. 28 но-яб. С. 5.
[6] Казаринова Л.Ф. Книгоиздание в Сибири... С. 21.
[7] Казаринова Л. Ф. Книгоиздание в российской провинции // Книжное дело. М., 1993. № 2. С. 17.
[8] Корсакова В.А. Как мы работаем // Перед восходом. Новосибирск, 1993. № 1. С. 8.
[9] Янович Л. С. «Сибирский хронограф» // Книжное дело. 1993. № 4. С. 25-26.
[10] Бел.оусое С. Владимир Глинский: С другими волками я, как правило, уживаюсь //http : //www.newsib.cis.ru/iQQQ47/rests1.ht7nl
[11] Манаев В.Н. Издательство «Гротеск» // Красноярская пресса. XX век: Сборник материалов по истории СМИ Красноярского края. Красноярск: Буква, 2002. С. 138-140.
[12] Печать СССР в 1990 году.
[13] Казаринова Л.Ф. Книгоиздание в российской провинции ... С. 18.
[14] Перестройка в книгоиздании: Сб. документов и материалов (1986-1987) / Гос. ком. СССР по делам издательств, полиграфии и кн. торговли. М., 1987. С. 3.
[15] Временное положение об издательской деятельности в РСФСР // Средства массовой информации. Книгоиздание. Полиграфия: Сб. нормативных правовых документов. М.: «Ось-89», 2000. С. 79.
[16] Посадское А.Л. К вопросу о разгосударствлении книжного дела в СССР // Книжное дело в Сибири и на Дальнем Востоке в последней четверти XX века. Новосибирск, 1990. С. 40.
[17] Там же. С. 43-44.