Научная статья на тему 'Сибирский летописный свод: от Головинской редакции к Нарышкинской'

Сибирский летописный свод: от Головинской редакции к Нарышкинской Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОБОЛЬСКОЕ ЛЕТОПИСАНИЕ / СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД / КНИГА ЗАПИСНАЯ / ГОЛОВИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ СВОДА / НАРЫШКИНСКАЯ РЕДАКЦИЯ СВОДА / ТОБОЛЬСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМ / ВОЕВОДСКАЯ ИЗБА / СИБИРСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ / TOBOLSK ARCHBISHOP''S RESIDENCE / THE GOVERNOR''S HEADQUARTERS / TOBOLSK CHRONICLE WRITING / THE SIBERIAN CHRONICLE CODE / THE TABLE OF RANKINGS / THE GOLOVINSKY VERSION OF THECODE / THE NARYSHKINSKY VERSION OF THE CODE / THE SIBERIAN ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Янкель Гутманович

В конце XVII в. правка Головинской редакции Сибирского летописного свода привела к возникновению новой, Нарышкинской разновидности этого памятника, в котором опущено немало известий, но содержатся и многочисленные дополнения по административной истории восточных уездов России, касающиеся судеб Тобольской митрополии, что позволяет отклонить тезис о перемещении центра местного летописания из архиерейской резиденции в воеводскую избу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SIBERIAN CHRONICLE CODE: THE GOLOVINSKY AND NARYSHKINSKY VERSIONS

The late 17 th century witnessed the Golovinsky version of the Siberian Chronicle Code being re-edited, which led to the creation of a new version of the document, named Naryshkinsky. Although a lot of important evidence was omitted in the latter, it provided a number of insertions, which seem to be of official origin or come from the memoirs of an anonymous chronicler. These insertions refer to the history of administration in Eastern Russia and TobolskMetropolitanate, which provides ample grounds to refute the possibility of the centre of the local chronicle writing being shifted from the archbishop's residence to the governor's headquarters.

Текст научной работы на тему «Сибирский летописный свод: от Головинской редакции к Нарышкинской»

ББК 63.3(2)51 YAK 94(47).04

Я.Г. СОЛОАКИН

СИБИРСКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД: ОТ ГОЛОВИНСКОЙ РЕДАКиИИ К НАРЫШКИНСКОЙ

Y.G. SOLODKIN

THE SIBERIAN CHRONICLE CODE:

THE GOLOVINSKY AND NARYSHKINSKY VERSIONS

В конце XVII в. правка Головинской редакции Сибирского летописного свода привела к возникновению новой, Нарышкинской разновидности этого памятника, в котором опущено немало известий, но содержатся и многочисленные дополнения по административной истории восточных уездов России, касающиеся судеб Тобольской митрополии, что позволяет отклонить тезис о перемещении центра местного летописания из архиерейской резиденции в воеводскую избу.

The late 17th century witnessed the Golovinsky version of the Siberian Chronicle Code being re-edited, which led to the creation of a new version of the document, named Narysh-kinsky. Although a lot of important evidence was omitted in the latter, it provided a number of insertions, which seem to be of official origin or come from the memoirs of an anonymous chronicler. These insertions refer to the history of administration in Eastern Russia and TobolskMetropolitanate, which provides ample grounds to refute the possibility of the centre of the local chronicle writing being shifted from the archbishop's residence to the governor's headquarters.

Ключевые слова: Тобольское летописание, Сибирский летописный свод, Книга записная, Головинская редакция свода, Нарышкинская редакция свода, Тобольский архиерейский дом, воеводская изба, сибирская администрация.

Key words: Tobolsk chronicle writing, the Siberian Chronicle Code, the Table of Rankings, the Golovinsky version of theCode,the Naryshkinsky version of theCode, Tobolsk Archbishop's residence, the governor's headquarters, the Siberian administration.

Конец XVII в. отмечен интенсивным развитием сибирского летописания в его главном и давнем центре - Тобольске. В частности, тогда вслед за Книгой записной (далее - КЗ), первой из сохранившихся разновидностей Сибирского летописного свода (далее - СЛС), крупнейшего памятника книжной культуры Азиатской России «послеесиповского» периода, создаются Головинская и Нарышкинская редакции (далее - ГР и НР соответственно) этого обширного произведения.

Одним из создателей ГР либо её протографа считается подьячий, затем дьяк М.Г. Романов [4, с. 90-91, 93, 101]. Е.И. Дергачёва-Скоп полагает, думается, без веских оснований, что своеобразный вид ГР, отличающийся от текста, сохранённого Чоглоковским и Романовским списками, нашёл отражение в созданном между 1689 и 1695 гг. сборнике, принадлежавшем М.П. Головину. Исследовательнице, кстати, представляется, что Романовский список явился протографом ГР [4, с. 99, 101].

Постараемся выяснить, как велось редактирование свода в последние годы «бунташного» столетия.

Создатель НР, опустив сравнительно с названием «Книги» своих предшественников упоминание о «Ермаковом взятии» Сибири, включил в число её «начальных людей» думных дворян (кстати, небезосновательно [7, с. 285,

286, 289, 339, 340]) и пообещал рассказать, кто из администраторов «по указу государскому ... и в коя лета ... в Тоболску» находился (отчасти подобно КЗ [7, с. 138]), и как «устроиша престол архиерейские, и кого архиереови-мены архиепископов и митрополитов были в Тоболску, и о иных вещех» [7, с. 189, 258; ср.: 233. Примеч. 61-62] (Это обстоятельство, между прочим, не подтверждает не раз высказывавшегося взгляда, будто к исходу XVII в. летописание в сибирской столице из владычного дома переместилось в воеводскую избу).

Следом за названием «Описания о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии её» (далее - О) в НР (о чем ни в ГР, ни в КЗ не говорится) читаем о «взятии» «Сибирского царства» «с прилежащими к нему ордами у бесерменского царя Кучюма во обдержательству Московскому царствию» (Этот оборот в различных вариациях не раз встречается в НР, начиная уже с его названия - «История о Сибирстей земли и о царстве», а также в Титов-ском виде Основной редакции «Повести» Саввы Есипова [7, с. 79, 231, 232, 234, 255]).

В тексте ГР подобно «Сказанию» «архиепископля» дьяка численность «дружины» Ермака определена в 540 атаманов и казаков. В НР об этом сказано и в названии, и в оглавлении, и в начале О [7, с. 178, 180, 231, 232, 238, 258]. Создатель ГР не повторил известия (по вероятному мнению Н.А. Дво-рецкой, фольклорного происхождения) о спасении атамана Ивана Кольца во время истребления его отряда вероломным Карачей, но указал (разумеется, ошибочно) на смерть князя С. Болховского в Тобольске [7, с. 189, 258; ср.: 184-185].

Сравнительно с ГР в НР, очевидно, на основании Распространённой редакции Есиповской летописи (далее - РЕЛ) упомянуто о возникновении Тюмени на месте града Чингидеса (Чингий) [7, с. 189, 252, 258; ср.: 138, 186]. Зато в отличие от РЕЛ, открывающей и НР, там первая тобольская церковь (построенная, оказывается, на месте нынешнего Софийского двора), называется не Троицкой [7, с. 186, 252; см. также: 136, 139, 190], а Вознесенской [7, с. 259].

Основание Тары князем А. Елецким в НР приурочено к 7096 г., а не 7103, как в ГР. По КЗ, Тара возникла в 7102 г. Тогда появился наказ А.В. Елецкому о «поставлении» нового города, который, однако, мог быть заложен и в начале следующего года [7, с. 140, 190, 259].

Сравнительно с двумя предыдущими разновидностями СЛС в НР пропущено, возможно, механически, указание на воеводство в Тобольске Е.В. Бутурлина «с товарыщи». Сократив рассказ о походе тарских служилых людей против Кучума, редактор заметил, что участники этой экспедиции удостоились не «великого жалованья», а золотых «коемуждо по указу» [7, с. 190, 191. Примеч. 20-23; 259]. В ГР читаем об отправке в 108 г. в Мангазею князя М. Шаховского и Д. Хрипунова «самоядьпривесть» (в русское подданство). В НР пояснено, что надлежало «привести по их вере к шерти» и тунгусов с остяками. Редактор также добавил, что князь В. Мосальский и Лука (а не лук, как сказано в КЗ и ГР; его настоящее имя - Савлук) Пушкин отправились в Мангазею «по грамоте».

В ГР «начальными людьми» Мангазеи в 111-113 гг. названы воевода Ф.Ю. Булгаков и письменный голова М. Радилов. Благодаря КЗ, М и НР выясняется, о чем известно и документально, что сослуживцем Ф.Ю. Булгакова в Мангазее назначили Н. Елчанинова, а М. Радилов вместе с А.И. Зюзиным ведал Пелымом [7, с. 141, 191, 192, 259, 260], т.е. создатель ГР или её протографа, если не переписчик какого-то из этих сочинений, допустил гаплогра-фию.

Приведём ещё один пример такого рода: согласно ГР, Верхотурьем в 121-123 гг. управлял Фёдор Иванов сын, как узнаем из НР, Плещеев [7, с. 193, 260].

В сопоставляемых редакциях СЛС сказано, что с 125 г. в Тобольске «первее почали быть кружечные дворы». Ранее, согласно ГР, их в Сибири не существовало. В той же разновидности свода констатируется, что «многие люди испропились, иные и дворы свои испропили». В НР же взамен утверждается, что в Тобольске появилось «в продаже государское горячее вино».

В ГР подобно КЗ томским воеводой с 125 г. представлен Ф.В. Бобары-кин. В НР добавлено, что он являлся в Томске «большим» воеводой, переведённым из Тюмени [7, с. 145, 194, 261].

Рассказ о приезде Киприана в Тобольск и составлении С редактор подверг заметной стилистической правке. Он упомянул про «храбровавших в Сибири над нечестивыми агаряны» ермаковцах, «писание», переданное ветеранами знаменитой экспедиции на владычный двор, назвал «списками», а бои «руского полка» с кучумлянами - «войнами», и опустил название церкви, где вёлся синодик «ермаковым казакам» (далее - С), - Софии Премудрости Божи-ей [7, с. 194, 195, 262]. Редактор в отличие от «списателя» ГР сообщил, что Киприан провёл в Тобольске 2 года 5 месяцев 5 дней. (В КЗ продолжительность «святительства» этого сибирского «первопрестолъника» определена в 2 года 8,5 месяцев).

В дальнейшем читаем, сколько времени «пасли» «церковь Божию в Тоболску» Макарий, Герасим, Корнилий, причём соответствующие свидетельства не совпадают с имеющимися в КЗ или ГР либо там отсутствуют.

Любопытно, что данное выражение мы находим и относительно митрополита Павла, умершего 4 января 1691 г., но количество лет не указано [7, с. 151, 157, 170, 213, 230, 268, 274, 285]. Это обстоятельство наводит на мысль, что сведения о продолжительности «пастырства» Киприана и его преемников на тобольской кафедре принадлежат редактору ГР. Хиротонисание следующего сибирского архиепископа Макария в ГР отнесено к 132 г., а его прибытие в свою резиденцию - к 1 апреля, как затем поясняется, уже 133 г. (Согласно КЗ, Макарий был «поставлен» в сибирские архиепископы 19 декабря 133 г. и 1 апреля того же года приехал в Тобольск). В НР возведение Ма-кария в этот сан приурочено к тому же 133 г., когда (1 апреля) его впервые смогли увидеть тоболяки [7, с. 148, 195, 196, 262, 263].

Сравнительно с ГР в НР опущены известия о том, что дети боярские М. Ягонский и С. Молчанов, прибывшие управлять этим городом вместо умершего воеводы князя Н. Волконского, оставались «на Пелыми многое время» (точнее, «немногое», о чем сказано в КЗ), затем тут был «до государева указу» прежний сургутский воевода И.Ф. Зубатый, а сгоревший в 129 г. «Пелымской город» являлся «первым», т.е. «срубленным» при основании (о чем читаем и в КЗ).

Зато редактор ГР, говоря об образовании Томского разряда, перечислил вошедшие в его состав города и остроги [7, с. 146, 264; ср.: 36], сообщил, что в 147 г. при воеводах Тары князе Ф. Барятинском и Г. Кафтыреве в этот город по царскому указу «сведены» в конные и пешие казаки 300 вологодских и нижегородских служилых людей с жёнами и детьми «на вечное житье» [7, с. 266] (об этом опять-таки не сказано и в КЗ), в Красноярске во время «сидения» В.Б. Шереметева (157-160 гг.) М.Ф. Скрябина сменил Б. Лутовинин (о чем упомянуто и в Томском виде НР, но умалчивается в КЗ) [7, с. 269, 325; ср.: 203], воевода М. Лодыженский, «едучи из Якуцка, в Ма-ковскуумре» (в КЗ лишь сказано, что этот воевода скончался в Сибири) [7, с. 205, 270], воевода Л.А. Обухов «в Ылимску от градцких воровских людей от Никифорка Черниговского с товарыщи убит» (по словам создателя КЗ, Обухова убили «за озорничество от жён своих, на дороге - ездил на Кирелгу»; в ГР отмечен лишь факт убийства воеводы «в Ылимском») [7, с. 162, 207, 272; ср. 1, с. 24;2, с. 88, 334, 335], в 192 г. по дороге из Тобольска тюменцы и верхотурцы на Иртыше и Оби разграбили «з задних дощаников» у воевод Д.С. Корсакова-Римского и И.П. Гагарина «животы их и статки безо всякого остатку» [7, с. 220, 278-279], в следующем году по благословению

митрополита Павла в Знаменском монастыре «под горою» была заложена каменная Преображенская церковь «труды и тщанием» архимандрита Матвея, освящённая 6 сентября 1690 г. [7, с. 220, 279], служилых людей было велено «прибрать» в «полк» окольничего Ф.А. Головина и по заимкам, воевода П.П. Зиновьев, «едучи из Якутцкого, на дороге на реке Кете» умер в 200 г. (в ГР лишь указано на пребывание этого стольника в Якутске) [7, с. 222, 281], А. Толбозин в Албазине «от богдойских людей в городе в бойнице их их таборов убит из пушки в ногу и от того умре» [7, с. 281; ср.: 169, 177, 222], в 197 г. бывший енисейский воевода Г. Новосильцев с семьёй отправился к Москве «мимо Тоболеск» [7, с. 282; ср.: 225], в следующем году в Тобольске под горой выгорели татарская и бухарская слобода и с 200 русских дворов, а житный двор, мост и торговые ряды «отпожару отстояли» [7, с. 283; ср.: 227], Тюменью (после отъезда в Тобольск на время, до приезда туда боярина С.И. Салтыкова, воеводы Д.И. Полуехтова) было поручено ведать брату прежнего тюменского воеводы Василию и (по царской грамоте) старому подьячему Разрядного стола из Тобольска М.Г. Романову [7, с. 230, 284], 8 июля 1683 г. в селе Абалацком Тобольского уезда была заложена каменная церковь Знамения, освящённая митрополитом Павлом 8 октября 1690 г., а 17 сентября того же года на Софийском дворе в Тобольске начали строить «у полат» сенную «церковь во имя сорока святых муче[ников] иже в Севастийскомезере», освящённую менее чем через месяц, 13 октября; 23 июля следующего года в сибирской столице под горой «у торгу» заложили церковь Владимирской Богородицы, 5 октября 1690 г. - каменную Преображенскую церковь в софийском селе Преображенском, освящённую 30 сентября 1691 г., митрополит Павел в 199 г. заболел «и бысть, яко младенец», 3 апреля 1692 г. был «поставлен» его преемник Игнатий Корсаков-Римский, прежде являвшийся архимандритом Новоспасского монастыря, а ещё ранее - государевым стольником, в июне того же года казахи и каракалпаки напали в верховьях Тобола на деревни и слободы у Царёва городища, во время преследования погибли сотник и сорок пять беломестных казаков, а тоболяки и тюменцы во главе с Ф. Тутолминым, которые «были в слободах на береговой», догнать кочевников не сумели [ср. 8, с. 91]; в августе 1692 г. через Тобольск в Китай ехал русский посол Е.Е. Избрант. Кроме того, в НР в отличие от ГР имеется роспись воевод времени пребывания в Тобольске С.И. Салтыкова [7, с. 230, 284-285].

Сравнительно с предыдущими редакциями СЛС в НР повествуется о явлении 25 июля 1636 г. на Абалаке Богородицы с Николаем Мирликийским и преподобной Марией «Египтяной», многих чудесах «и до сего дни», совершенных Богородицей. (В ГР упоминается только о сооружении церкви на Абалаке в 145 г.) [7, с. 199, 265].

По сообщению «списателя» ГР, в 148 г., будучи в Москве, третий тобольский архиепископ Нектарий «сшёл в монастырь». При редактировании свода какой-то книжник вдобавок заметил, что 7 января (согласно КЗ, это случилось 4 января) 1640 г. Нектарий отправился из сибирского «царствующего града» в Москву и там «сшёл с подворья по своему обещанию в монастырь» [7, с. 152, 266]. (По КЗ известно, что Нектарий был отпущен в Нилову пустынь [7, с. 152, ср.: 371]).

Из НР можно узнать, что в 143 г. в Тобольске сгорел «первой город и на горе посад весь безо всякого остатку», и «на том же погорелом месте» вскоре был «поставлен» новый город, «совершенный» «во 154-м году всяких чинов людми тобольскими житель». В ГР же подобно КЗ сообщается, что во время этого пожара огонь не пощадил и церквей, святительский, воеводский, «гостин» и тюремный дворы, посад на горе по Девичий монастырь, а новый «древяной рубленый город» заложили в 153 г. [7, с. 154, 201, 267].

В НР констатируется, что Мангазеей после смерти воеводы князя П. Ухтомского и сыщика А. Секерина «по челобитью мангазейских всех чинов людей до указу великаго государя» ведал подьячий Я. Иванов. Ни в КЗ, ни в ГР об этом «челобитье» не говорится [7, с. 156, 201, 268].

Повторив известие ГР о пожаловании в 160 г. знаменского архимандрита белой шапкой, редактор счёл нужным опустить более точную дату (17 апреля), имя настоятеля (Иосиф) и указание, что его предшественники не пользовались такой честью. В НР утверждается, что вместо умершего воеводы Т.В. Шушерина Илимском стал управлять Б.Д. Оладьин. При обращении к ГР выясняется, что этим городом до приезда Оладьина ведал племянник прежнего воеводы [7, с. 202-204, 268, 269].

Согласно НР, в 102 г. тобольскому письменному голове Н.И. Елдезину царской грамотой было велено «сидеть» в Тюмени, а «по челобитью» её горожан И.Т. Веригин смещён с воеводства «доуказувеликаго государя и розыску». В более ранних редакциях свода о государевой грамоте, указе и розыске в данной связи не говорится [7, с. 158, 203, 269].

По версии НР, А.Ф. Пашкова отправили в «Даурию» для «поставления» Нерчинска и других острогов, а также «разсмотрения тамошних иноземцов и уверенья». В ГР же читаем только о посылке Пашкова на воеводство в нер-чинские остроги (в КЗ не сказано и о них) [7, с. 158, 204, 269].

В НР говорится, что рейтары, набранные с 169 г. в Тобольске, Тюмени, Таре, Туринске, Верхотурье, Пелыме, Сургуте, с полковником Д.И. Полуехто-вым бились вплоть до 175 г. в слободах с изменниками башкирами, калмыками и царевичем сибирским. В ГР же утверждается, что в рейтары «прибирали» из городов Тобольского разряда, и новоявленные служилые люди сражались с башкирами на реке Синаре и под слободами [7, с. 205, 271]. (В КЗ об этих событиях говорится лапидарно, см. 161).

Как читаем в НР, вместо умерших в Томске воевод и дьяка «по челобитью томских всех чинов людей взят по государеву указу» кетский воевода Д.И. Хрущов. В ГР и ещё более в КЗ приведённое сообщение гораздо лаконичнее. В НР констатируется, что дьяка И. Бородина по челобитной кайго-родцев из Якутска «взяли к Москве». Согласно же КЗ, этот дьяк, не доехав до Якутска, из Енисейска был «поворочен» в Кайгородок; следуя ГР, И. Бородина вернули из Якутска по «челобитью» кайгородцев [7, с. 161, 162, 206, 271]. Нетрудно видеть, что показание НР стало результатом осмысления известия предыдущей редакции свода.

В НР, хотя сильно сокращён рассказ о «гари» на реке Берёзовке «генва-ря против 6-го числа» 1679 г., в число погибших (которых, оказывается, было не до 2000, а 2700) включены вдобавок к ГР выходцы из Верхотурского уезда [7, с. 214-215, 275]. Скорее всего, однако, «списатель» располагал не дошедшей до нас рукописью, где об этом шла речь. Согласно НР, в 189 г. после очередного пожара в Тобольске погородовой стене «поставили» «острог с тарасы» и три башни, Вознесенскую церковь в стене, приказную палату и боярский двор. О последнем в предыдущих редакциях свода не упоминается, причём в ГР речь идёт о возведении проезжей башни, а в КЗ - острога «о трёх башнях» и сооружении помимо Вознесенской Троицкой церкви [7, с. 172, 216, 276].

Повествуя о строительстве каменного Софийского собора, освящённом в октябре 1685 г. (если верить КЗ и ГР, это случилось 27 октября), автор ГР сообщает, что 17 июня 1684 г. «паде у церкви столбы и обломися своды, и верх весь паде внутрь церкви». В НР же рассказывается о том, что «ново-созиждущеверьх» храма рухнул 26 июня того же года, «понеже столпы тонкости ради не удержашавеликия тягости», причём «паде в нощное время, а людей Бог милостию своею сохранил» [7, с. 175, 216, 276, ср.: 351].

Как читаем в ГР, «для сыску» «про ссору, отчего кыргызы (во главе с князцом Еренячком. - Я. С.) изменили», почему воевода И.Ф. Суворов совершил против них поход, из Тобольска послали сына боярского и подьячих. В НР поясняется, что «про зсоры и службы Ивана Суворова (направленного в 189 г. из Тобольска в Томск. - Я. С.) велено разыскать» сыну боярскому Ф. Шульгину «в Томску всех чинов людемтомскими жители и тотары». (В КЗ о походе И.Ф. Суворова говорится лаконично, а про сыск умалчивается) [7, с. 171, 216, 217, 276].

В КЗ сообщается о «крестоцеловании» новым государям Ивану и Петру в Тобольске в 1682 г., в ГР - и об отправке по царскому указу и «грамоте» приводить к присяге население сибирских уездов тобольских детей боярских и подьячих. В НР перечислены десять этих детей боярских и сообщается, кого из них и куда послал боярин князь А.А. Голицын с отписками, наказными памятями, «чиновными книгами» и шертоприводными записями [7, с. 173, 218, 277]. (Мнение, что рассказы сибирских летописцев о «кресто-целованиях» московским государям «несколько различаются по форме, хотя содержат в основном одинаковые факты» [5, с. 72], таким образом, не вполне точно).

ГР и НР расходятся и в сообщении об Утяцкой «гари». В последней из этих редакций свода утверждается, будто погибло «человек ста с четыре з жёнами и з детми» в 190 г. В ГР рассказ о самосожжении, которое датировано декабрём 1682 г., более подробен, но приведённой цифры нет [7, с. 218219, 277].

По данным НР, в ходе описания, проведённого в Сибири в 188-191 гг. Л.М. Поскочиным, в Томском, Кузнецком, Нарымском, Кетском, Енисейском, Красноярском уездах действовал писец А.Г. Дурново, а в Тюменском - сын боярский «тоболенин» А. Михалевский. В ГР же констатируется, что Поскочин «писал и мерил» земли в Сибири в 188-194 гг., а потом был «взят к Москве», о Дурново не сообщается, а про А. Михалевского следом читаем, что в 195 г. «для писцового дела» его послали в Тюмень и Туринск. Из КЗ узнаем, что описанием с 189 г. наряду с Поскочиным занимался «Дурной», который в Сибири и умер [7, с. 171-172, 219, 224, 277-278; ср.: 101].

В росписи воевод за 188-190 гг. из ГР указан И.О. Власов «на Селенге», оказывается, в следующем году сменивший в Нерчинске Ф.Д. Воейкова. В НР тоже говорится о такой «перемене», но Власов представлен воеводой Иркутска, которым следом стал управлять бывший накануне письменным головой в Енисейске Л. Кислянский [7, с. 171, 278].

В ГР сообщается о наборе 192 г. в «Дауры» «ис пеших казаков и ис казачьих детей» 500 служилых людей (каждый из них получил по 5 рублей и пищали). НР позволяет установить, что царским указом предусматривалось «прибрать» 600 родственников служилых для отправки в Нерчинск и Алба-зин «с тоболскими началными людми», и «новоприборные» (400 из Тобольска, 170 из Тюмени, 100 из Верхотурья, 30 из Туринска), покинув сибирскую столицу, с местным сыном боярским Б. Неприпасовым отправились в Енисейск в полк боярина К.О. Щербатого, а оттуда в Нерчинск с енисейским сыном боярским А. Байдоковым (Байдоном) [7, с. 220, 278; ср.: 102, 334], т.е. Бейтоном [см. 2, с. 114].

В обеих редакциях СЛС, которые нас сейчас интересуют, говорится о доставке в Тобольск колокола 17 мая 1684 г., но только в ГР сообщается, что его отлили в Москве в 190 г. по благословению сибирского митрополита Павла «на домовые казённые денги» [7, с. 220, 279]. В ГР рассказывается о том, что в июне 1684 г. через Тобольск проезжали два русских служилых человека, в предыдущем году взятые в плен китайцами (всего тогда в неволе очутилось 60 человек); этих пленных, сидевшихв тюрьме, китайский «царь» отправил в Москву с запечатанным в ящике «листом», и из Тобольска недавних заключенных «наскоро» «отпустили» в российскую столицу.

В НР сравнительно с ГР о посланцах китайского императора к самодержцам «всея Руси» приведены дополнительные подробности: «бывших за караулы» Мишку и Ивашку, «на реке Азие» в Даурии попавших в плен, «с то-варыщи» послали из Китая в Албазин «с подзывным листом», написанным изменником Ивашкой Распутиным [7, с. 220, 279].

В ГР и НР сообщается, что Мангазеей после смерти там воеводы И.Ф. Полтева управлял его сын Роман, но согласно более поздней из этих редакций свода, «до перемены ... по челобитью градцких людей» [7, с. 222, 279].

Как узнаем из ГР, в 193 г. китайцы выжгли Албазин и пленили его воеводу А. Толбозина (вместе со служилыми людьми); он с нерчинским воеводой И. Власовым в следующем году восстановил Албазинский острог на прежнем месте. В сохранённом НР рассказе об этих событиях опять-таки находим дополнительные подробности: Албазин был разорён из пушек, китайцы многие дни возили с собой пленных, включая А. Толбозина, затем часть из них (с жёнами и детьми) отпустили, а часть «по воли» забрали в свою страну, куда увезли и казну; в том же году Толбозин отправился из Нерчинска на место Албазинского острога, и в следующем построил деревянный рубленый город, и когда китайцы вновь его осадили, там оборонялось «десетьсот человек» (вероятно, 900 [ср. 102, 335]), Толбозин же «от богдойских людей в городе в бойнице из их тоборов убит из пушки в ногу и от того умре» [7, с. 221, 279-281]. (По версии КЗ, А. Толбозин был убит в 194 или в начале 195 г. на приступе из пушки [7, с. 169, 174, 177]).

В более обстоятельных, чем в НР, сообщениях ГР нет и упоминаний о прибытии в Тобольск с окольничим Ф.А. Головиным майоров, капитанов, поручиков, прапорщиков, о гибели в тобольском пожаре 26 апреля 1686 г. Богоявленской церкви, колокольни, торговых рядов и посольского двора [7, с. 221, 280].

В ГР читаем об измерении в 195 г. расстояния от Тобольска до Соли Камской тобольским сыном боярским Л. Зайцевым «с товарыщи», а от Тобольска до Сургута - «тоболянином» Б. Черницыным. По версии же НР, при этом сыну боярскому Л. Зайцеву достался участок от Тобольска «вниз Ирти-ша реки до Сургута», тоболяку Б. Черницыну и подьячему И. Мыльникову -от Тобольска до Сухоруковых юрт, подьячему А. Завьялову - от Тобольска до Соли Камской [7, с. 224-225, 281-282].

В 195 г. на Христово воскресенье, - повествуется в НР, - в селе Каменки, что в 20 вёрстах от Тюмени, собралось с 400 «тутошних» и окрестных жителей, но церковь внезапно загорелась, «знатно заводом и умыслом противников церьковных расколщиков и мятежников», многие погибли, «а иные (выпрыгивая из окон храма. - Я. С.) ломали руки и ноги». Соответствующий рассказ в ГР значительно короче, количество же собравшихся в Каменке определено примерно в 300 человек.

В отличие от НР лапидарно и свидетельство ГР о «гари» на реке Теге-не в 50 вёрстах от Тюмени, причём опять-таки указаны разные цифры: сгоревших на дворе у «мужика» было свыше 60 [7, с. 225] либо в 5 раз больше [7, с. 282]. Самосожжение на Юрмыче Тобольского уезда (196 г.) унесло жизни то 30 с лишним [7, с. 225], то 50 человек [7, с. 282]. Кроме того, благодаря НР известно, в какой деревне на реке Пышме произошла «гарь», в которой погибло не менее 150 крестьян, - Боровикове.

Под 196 г. в НР читаем о ссылке (с предписанием держать «за крепкими караулы») в Тобольск бывшего «черкасского» гетмана И. Самойловича, а его сына Якова - в Енисейск; подённый «корм» этим невольникам, по сведениям летописца, установили в 10 и 7 алтын соответственно. В ГР же величина «корма», полагавшегося прежнему гетману, определена в 5 алтын, о карауле умалчивается, зато сказано, что Я. Самойловича сослали вместе с женой [7, с. 225, 282; ср.: 103].

В своде говорится о сооружении в 196 г. в Тобольске деревянного рубленого обруба - или «слободцкими» жителями (ГР), или пашенными крестьянами с беломестными казаками (НР), но только в редакции середины 1690-х гг. сообщается, что в следующем году «тот обруб вешнею болшею водою унесло и розломало безо всякого остатку весь» [7, с. 227, 283].

По свидетельству создателя ГР, в октябре 1689 г. по благословению митрополита Павла «подле малой город обложена церковь каменная» в честь Троицы. В НР же сообщается о закладке этой церкви, построенной «на со-фейские казённые денги и ... архиерейские, келейные денги ж по ево (митрополита Павла. - Я. С.) обещанию», в 198 г. «на горе подгородовой стены»

и освящении Троицкого храма 3 сентября 1690 г. [7, с. 229, 283]. В ГР в отличие от НР не говорится о письменном голове П. Шарыгине, приехавшем в Тобольск вместе с боярином С.И. Салтыковым 27 февраля 1690 г., смерти там в 200 г. дьяка Г. Жихарева, которого в том же году заменил А.А. Протопопов [7, с. 230, 284].

В НР, завершающейся сообщением о запрете в 1707 г. «ко Ямыш озеру по соль дощениками ходить» (ранее же имеются и росписи администраторов со сведениями за 1708, 1709 гг.) [7, с. 290, 291, 293], говорится о поездке в 204 г. из Москвы через Тобольск «в низовые сибирские городы» думного дьяка Д.Л. Полянского и дьяка Д. Берестова «для сысков всяких дел». В ГР об этом лишь упомянуто [7, с. 231, 289-290]. Наконец, о А. Губине, ранее воевод-ствовавшем в Нарыме и Кетске, в НР сказано, что в 185 г. ему велено управлять Кетском, а не Нарымом, как в ГР) [7, с. 213, 275; ср.: 211].

Нередки расхождения между ГР и НР также относительно хронологии описываемых событий. В частности, начало тобольского воеводства стольника князя М.М. Темкина-Ростовского приурочивается то к 15, то к 16 мая 1635 г. (а не к 24 мая, как в КЗ), боярина П.М. Салтыкова - к 13 марта или 13 мая 1673 г. (первую из этих дат встречаем в КЗ и Миллеровском списке ГР), боярина П.С. Прозоровского - к концу апреля 1684 и 1683/84 г. (Согласно КЗ, этот боярин появился в Тобольске 11 апреля 1684 г.) [7, с. 151, 166, 174, 198, 209, 220, 265, 274, 278; ср.: 102, 350].

Стольник В.И. Хилков, если верить ГР, являлся тобольским воеводой до 9 мая 1656, а не 1655/56 г., о чем упоминается в НР (В КЗ находим другую дату - 19 августа 1656 г.). О смерти «товарища» тобольского воеводы боярина князя И.Б. Репнина стольника князя И.Ф. Щербатого сказано под 179 и 180 гг. По НР, архиепископ Симеон приехал в «первоимянитый град» Сибири не 24 декабря 1654 г., а на следующий день. Тобольский пожар 1657 г. отнесён в НР не к 3 ноября, а к ночи 6 ноября, как и в Милеровском списке ГР. Коронация Ивана и Петра Алексеевичей произошла, согласно ГР, 21 июня 1682 г., а по указанию её редактора (о чем говорится и в КЗ), 4 дня спустя. Каменная колокольня на Софийском дворе была заложена то 22 июня, то 22 июля 1683 г. (По-видимому, переписчик ГР или НР допустил здесь ошибку). Каменные же ворота во владычной резиденции, согласно ГР, начали строить в 193 г., как сообщается же в НР, - в следующем. О смене в Туринске воеводы Г. Синявина А. Юшковым в этих разновидностях свода читаем и под 195, и 196 гг. По-разному (197 или 196 г.) датируется в ГР и НР и образование Верхотурского разряда. Посылка в Якутск с сыном боярским В. Турским 50 тоболяков и тюменцев отнесена в СЛС данных разновидностей к 1 и 2 июня 1693 г. [7, с. 158, 203, 204, 208, 218-220, 224, 225, 230-231, 269, 270, 273, 277-279, 281, 282, 287]. В ГР в отличие от НР, наконец, не обозначены годы (1701 и 1704), когда стольник князь А.М. Черкасский был назначен тобольским воеводой и вернулся в Москву [7, с. 231, 290].

В этих редакциях свода по-разному пишутся и имена, фамилии сибирских администраторов: Иван (Гаврила) Лихарев, Стремилов (Стремилов-ский), Сурлов (Суржов), Баклаковский (Бакланов), Полтев (Полтев), [Н]ар-мацкой (Кармыцкой), Волынцов (Волындов), Тюхин (Тухин), Кокошкин (Кошкин), Толочанинов (Толочанников), Раф (Рав) Всеволожской (Всеволшской) (в КЗ он упоминается как Всеволодской), Патрикеев (Патракеев, Патране-ев), Чаадаев (Чаадиев), Шушерин (Шушерев), Баим (Абаим, Обоим), Лари-он (Федор) Аврамов сын Лопухин, Корсаков (Корсаков-Римский), Дубровский (Бобровский), Бахматев (Бахметев), Скорницкий (Корницкий) [7, с. 156-158, 190-192, 196-199, 201-203, 217, 219, 222, 259, 260, 263-266, 268, 269, 276280, 283; ср.: 102]. Кроме того, в НР подчас опускаются имена, отчества и прозвища «начальных людей» сибирских городов и острогов [7, с. 193-195, 197, 198, 205, 217, 264, 277]. Отметим и то, что однажды в списках ГР оставлены места для фамилии туринского воеводы в 192-194 гг., который ра-

нее (как в КЗ и НР) назван Анфимовым, и кузнецкого воеводы того времени (им был П.И. Дубровский, потом И.М. Конищев) [7, с. 171, 172, 174, 219, 220, 278, 279].

Итак, сопоставление ГР и НР заставляет отказаться от представления, будто в последней из них «реальные и бытовые черты опускаются», текст делается «официальным историческим справочником», реестром администраторов Азиатской России [6, с. 20, 23; 9, с. 49 и др.]. По справедливому заключению Н.А. Дворецкой, в этой редакции повествование, особенно в части с 1693 г., и дополнялось, и было сокращено [3, с. 84].

Тобольский «списатель», располагавший, видимо, протографом ГР, обращался, вероятно, к документальным материалам, позволившим ему внести немало уточнений и добавлений в рассказ своего предшественника (напомним, в частности, об известиях про перевод в Тару вологжан и нижегородцев, красноярском воеводстве Б. Лутовинина, убийстве илимского воеводы Л.А. Обухова, смерти возвращавшихся из Якутска воевод М. Лодыжен-ского и П.И. Зиновьева, присяге царям Ивану и Петру в сибирских уездах, наборе там в 192 г. на даурскую службу, закладке и освящении каменных Преображенских церквей в Знаменском монастыре и селе Преображенском, разграблении служилыми людьми «животов» воевод Д.С. Корсакова-Римского и И.П. Гагарина, сибирских воеводах времени «сидения» в Тобольске С.И. Салтыкова, нападении казахов и каракалпаков на деревни и слободы в верховьях Тобола, старообрядческих «гарях», тобольском пожаре 198 г.). Подчас этот рассказ подвергся и литературной правке, например, в заглавии, свидетельствах о возникновении С и пожаре 1643 г. в Тобольске. В отдельных сообщениях ГР могли отразиться и собственные воспоминания редактора, в частности, о восстановлении «царствующего града» Сибири после очередного пожара в 189 г., крушении «верха» строившегося каменного Софийского собора, пожарах 1686 и 1689/90 гг. в Тобольске, сооруженном там деревянном рубленом обрубе, предсмертной болезни митрополита Павла. В НР налицо значительный пласт «церковных» известий, почему заключение о перемещении к исходу XVII в. центра тобольского летописания из архиерейского дома в воеводскую палату должно считаться преждевременным.

Литература

1. Александров, В.А. Россия на дальневосточных рубежах (вторая половина

XVII в.) [Текст] / В.А. Александров. - М. : Наука, 1969. - 224 с.

2. Александров, В.А. Власть и общество: Сибирь в XVII в. [Текст] / В.А. Александров, Н.Н. Покровский. - Новосибирск : Наука, 1991. - 401 с.

3. Дворецкая, Н.А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.) [Текст] / Н.А. Дворецкая. - Новосибирск : Наука, 1984. - 142 с.

4. Дергачева-Скоп, Е.И. Автограф М.Г. Романова - одного из составителей Сибирского летописного свода [Текст] / Е.И. Дергачева-Скоп // Древнерусская рукописная книга и её бытование в Сибири. - Новосибирск : Наука, 1982. -С. 89-103.

5. Перевалов, В.А. Крестоприводные книги Верхотурского уезда XVII в (проблемы изучения и публикации) [Текст] / В.А. Перевалов, Ю.В. Коновалов // Культурное наследие российской провинции: история и современность: К 400-летию г. Верхотурья : тез. всерос. науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 1998. - С. 71-76.

6. Покровский, Н.Н. [Текст] / Н.Н. Покровский, Е.К. Ромодановская // Полное собрание русских летописей (далее - ПСРЛ). - М. : Наука, 1987. - Т. 36. -С. 3-31.

7. ПСРЛ [Текст]. - М. : Наука, 1987. - Т. 36. - 382 с.

8. Пузанов, В.Д. Русско-казахские отношения на юге Сибири (конец XVII-

XVIII вв.) [Текст] / В.Д. Пузанов // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. - Сургут : Диорит, 2004. - С. 90-104.

9. Ромодановская, Е. Тобольские летописцы [Текст] / Е. Ромодановская // Родина. - 2004. - Спец. вып.: Тобольск - живая былина. - С. 43-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.