Научная статья на тему 'Присяги московским государям по данным Сибирского летописного свода (К определению источников основных редакций памятника)'

Присяги московским государям по данным Сибирского летописного свода (К определению источников основных редакций памятника) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
232
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Дом Романовых Сибирский летописный свод канцелярии делопроизводство

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Солодкин Яков Григорьевич

В статье подвергнуты специальному исследованию известия различных редакций Сибирского летописного свода о присягах, приносимых жителями сибирских городов и их округи при воцарении нового представителя правящего дома Романовых, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая Иваном и Петром Алексеевичами. Рассматривается вопрос о возможности использования документации воеводских канцелярий и архиерейского дома при составлении летописных сообщений о проводимых актах крестоцелований подданных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Присяги московским государям по данным Сибирского летописного свода (К определению источников основных редакций памятника)»

Я. Г. Солодкин

ПРИСЯГИ МОСКОВСКИМ ГОСУДАРЯМ ПО ДАННЫМ СИБИРСКОГО ЛЕТОПИСНОГО СВОДА (К определению источников основных редакций памятника)

В Книге записной (далее — КЗ) и последующих редакциях Сибирского летописного свода (далее — СЛС), которые создавались в XVII — первой половине XVIII вв., наряду с «поставлением» городов и острогов, строительством церквей, назначением либо кончиной администраторов, приездом и возвращением в Москву (или смертью) архиепископов, затем митрополитов, походами против Кучумовичей и калмыков, а также «по соль» к Ямышеву озеру, сысками, пожарами в Тобольске, ссылкой, торговыми и дипломатическими миссиями в Китай существенное место уделено присягам жителей «далечайшей государевой вотчины» Алексею Михайловичу и его сыновьям Федору, Ивану и Петру.1 Летописные известия об этих присягах2 прежде не подвергались специальному рассмотрению.

1 О присягах 1598-1613 гг. московским самодержцам в сибирских уездах известно по ряду документов (см.: Акты времени междуцарствия (1610 г. 17 июля — 1613 г.). М., 1915. С. 4-6; Перевалов В. А., Коновалов Ю. В. Крестоприводные книги Верхо-турского уезда XVII в. (проблемы изучения и публикации) // Культурное наследие российской провинции: история и современность: К 400-летию г. Верхотурья. Тезисы докладов и сообщений Всероссийской научно-практической конференции. 2628 мая 1998 г.: Екатеринбург-Верхотурье. Екатеринбург, 1998. С. 73; ср.: Оглоб-лин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 4. М., 1901. С. 136; Корецкий В. И. Из истории заселения Сибири накануне и во время «смуты» (конец XVI — начало XVII в.) // Русское население Поморья и Сибири (Период феодализма). М., 1973. С. 49; Конев А. Ю. Шертоприводные записи и присяги сибирских «иноземцев» конца XVI — начала XVIII вв. // Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2005. № 6. С. 174), которыми создатели СЛС, вероятно, не располагали.

2 Одна из них, состоявшаяся в 1682 г., оценивалась в Нарышкинской и Шлеце-ровской редакциях (далее — НР и ШР соответственно) СЛС и зависимом от первой

© Я. Г. Солодкин, 2016

В КЗ3 после обширного рассказа о смерти Михаила Федоровича «июля против 13 числа», присяге Алексею Михайловичу «во всех го-

из них «летописце тоболском» — продолжении Основной редакции Есиповской летописи Абрамовского вида (далее — АЛ) — как «великое и земское ... государское дело» (ПСРЛ. Т. 36. М., 1987. С. 101, 277, 333, 352). (Следом ссылки на это издание произведений «группы» Есиповской летописи приводятся в тексте статьи указанием только номеров страниц). Утверждение, будто данная оценка содержится в Есиповской летописи (Перевалов В. А., Коновалов Ю. В. Крестоприводные книги. С. 72), неточно.

Аналогичное выражение («для государева царственного и земского великого дела», то есть, как пояснял Н. Н. Оглоблин, «для объявления о новом вступлении на престол и для приведения сибирских служилых и жилецких людей к присяге и ясачных людей к шерти») имеется в обширной документации о «посылке» в Сибирь вскоре после воцарения Алексея Михайловича стольника князя И. Г. Меньшого Ромодановского и подьячего С. Д. Корелкина (наказ им относится к 22 июля 1645 г.) (Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (15921768 гг.). Ч. 3. М., 1900. С. 352. Ср.: С. 135). Такое выражение, кстати, часто встречалось в летописях и документах XVI — первой половины XVII вв. См.: Кром М. М. «Дело государево и земское». Понятие общего блага в политическом дискурсе России XVI в. // Сословия, институты и государственная власть в России: Средние века и раннее Новое время. М., 2010. С. 581-585; Законодательные акты Русского государства второй половины XVI — первой половины XVII века: Тексты. Л., 1986. С. 224; Корецкий В. И., Лукичев М. П., Станиславский А. Л. Документы о национально-освободительной борьбе в России в 1612-1613 гг. // Источниковедение отечественной истории. 1989 г. М., 1989. С. 253. Ср.: Разрядная книга 1550-1636 гг. Т. 2. Вып. 2. М., 1976. С. 257, 258.

3 Д. Я. Резуну думалось, что она доводит «свое изложение до 1688 г.» (Резун Д. Я. 1) К истории «поставления» городов и остров в Сибири // Сибирские города XVII — начала XX века. Новосибирск, 1981. С. 35; 2) Очерки истории изучения сибирского города конца XVI — первой половины XVIII века. Новосибирск, 1982. С. 74), обычно же, начиная с И. И. Тыжнова, КЗ датируется предыдущим годом. Осталось неотмеченным, что О. Иванов стал дьяком «на Верхотурье» вместо П. Бурцова, о чем упомянул тобольский летописец (176), в 1688/89 г., а накануне в течение двух лет являлся там подьячим с приписью (226; Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 28; Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие XV-XVII вв. М., 1975. С. 210. Ср.: С. 75). Сообщение НР о том, что О. Иванов занял должность дьяка после смерти П. Г. Бурцова в 1687/88 г., с учреждением Верхотурского разряда (280, 282, 336, 337), неточно. Стало быть, работа над КЗ завершилась не ранее осени 1688 г. В самом конце этой «Книги по сибирском взятии» (189. Примеч. I — 1) сообщается о старообрядческих самосожжениях в селе Каменка Тюменского уезда (27 марта 1687 г.), на Юрмыче «в Верхотурских уездех, от Каргинские слободы» (точнее, Киргинской, причем в Туринском уезде, см.: Пузанов В. Д. Военная политика Русского государства в Западной Сибири (конец XVI — начало XVIII в.). Сургут, 2011. С. 182. Ср.: С. 140), апрельском пожаре того же года в Тюмени, предотвращении самосожжения в раскольничьей пустыни на Юрмыче «в ином месте» (чем состоялась «гарь» накануне) посланными из Тобольска «на разговор от архиерея собору большаго» ключарем Иваном Васильевым, сыном боярским А. Ушаковым и подьячим «приказной подати» (очевидно, палаты, ср. 101, 103, 172, 175, 212, 214, 216, 222-224, 226, 228, 229, и др.) Стефаном. В НР Основного вида, сохранившей ряд уникальных

родах» Московского государства «по прежнему крестному целованию» и коронации юного царя одиннадцать недель спустя, 28 сентября,4 сообщается о приезде в Тобольск 17 ноября того же года стольника князя И. Г. Ромодановского и подьячего С. Д. Корелкина, дабы привести на верность новому самодержцу «всех от велика (начиная с разрядного воеводы князя Г. С. Куракина. — Я. С.) и до мала», заканчивая «пашенными крестьянами, захребетными бобылями и гулящими людьми». Примечательно, что, как заметил летописец, «крест целовали в Тобольску, в соборной церкве у Стретения Богородицы Владимирская, под горою».5 (Соборный Софийский храм сгорел во время «большого» тобольского пожара в ночь с 13 на 14 августа 1643 г., а новая соборная церковь Софии Премудрости божией была заложена только 24 мая 1646 г. (154-156, 201, 267, 348)). Согласно КЗ, в первый день, когда присягу принесли князь Г. С. Куракин «с товарыщи»

свидетельств о первых «огненных крещениях» староверов в Сибири, одно из них, юрмычское, как и в АЛ, в отличие от других редакций «Описания» про «поставление городов и острогов...» на востоке России приурочено к 196 (1687/88) г., а не к предыдущему (103, 282, ср. 225, 337). Утверждать, что гарь у деревни Киргинской произошла в 1687 г. (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 347), стало быть, не приходится. Наконец, лапидарная заметка о назначении М. Борисова тюменским подьячим с приписью отнесена в КЗ к 1687/88 г. (176, ср. 225, 282, 337), на что вслед за А. П. Барсуковым указывалось и С. Б. Веселовским. См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие... С. 64.

4 Те же даты указаны во многих документальных и нарративных источниках. См., например: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 352; Солод-кин Я. Г. Вослед Савве Есипову: Очерки по истории сибирского летописания середины — второй половины XVII века. Нижневартовск, 2011. С. 145-146.

5 Эта церковь впоследствии не раз сгорала (206, 216, 222; ср. 104, 284, 338).

Заметим, что в содержательной работе И. Л. Маньковой (см.: Манькова И. Л.

Реконструкция православного ландшафта Тобольска XVII — первой половины XVIII вв.: приходские церкви // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города. Сборник научных статей Всероссийской конференции с международным участием: г. Сургут, СурГУ: 14 ноября 2014 года. Курган, 2015. С. 241-242, 245) летописное известие за 1645 г. о церкви Сретения Владимирской иконы богородицы не принято во внимание, как и сообщение автора «Сказания о чюдеси владычицы нашея богородицы и приснодевы Марии о исцелении княжа (И. Б. Репнина. — Я. С.) сына» про наличие престола «иконы Владимирския» в соседней Богоявленской церкви. См.: Литературные памятники Тобольского архиерейского дома XVII века Новосибирск, 2001. С. 181 (История Сибири: Первоисточники. Вып. 10) (далее — ЛП).

Кстати, в представлении той же исследовательницы в СЛС о тобольской церкви Петра и Павла упоминается в связи с пожаром 1688 г. (Манькова И. Л. Реконструкция православного ландшафта. С. 236). Но «поп . петропавловской» назван еще в записи про поход 1685 г. «к соле к Ямышу езеру войсковым караваном» (175, ср. 215, 226).

и письменные головы, «по государеву указу и по грамоте» стояли «у креста, вынесши из алтаря на налой», архиепископ Герасим «во всем святительском одеянии, как литоргию служить», и «протопоп с братиею и весь освященный собор кругом креста в ризах же», а рядом прибывшие из Москвы стольник и подьячий. Следом владыка с освященным собором пели молебны о «царском многолетнем здравии», «святитель титлу говорил» об этом, певчие же «многолетие государю царю пели»; затем у святителя в Знаменском монастыре (где Герасим «еще жил с пожарнаго времени»6) «стол был для воеводы» и его «товарищей», протопопа, братии, «градцких чиновных людей», а после заздравной чаши архиепископ одарил совершивших путь из столицы стольника и подьячего «яко же годе по достоянию»; в ближайшие дни присягу у тоболяков приняли князь Ромоданов-ский и протопоп Андрей (155). Вероятно, эти строки вышли из-под пера очевидца крестоцелования, который, скорее всего, являлся священником Софийского собора, если даже не входил в окружение владыки Герасима.7

Повествованию о смерти Михаила Федоровича в КЗ предшествуют сообщения о закладке десятибашенного рубленого города Тобольска 11 мая 1645 г.,8 «совершенного» при князе Г. С. Куракине (уехавшем в Москву, как поясняется, следом, 15 января 1646 г.), и ссылке в Сибирь «со всем домом своим» стольника князя И. Н. Хованского (в феврале 1646 г. его доставили в Тобольск, 23 мая того же года отправили в Енисейский острог, откуда вернули в сибирскую столицу 1 октября 1647 г., вскоре, в декабре, повезли в Пелым и той же зимой, уже помилованного, «отпустили» в «царствующий град»);9 будучи в чине боярина на воеводстве в Казани, Хованский умер в моровое поветрие 1654/55 г., а накануне10 «умирил» «изменивший» государю Псков и ходил на Соловки с Никоном «по мощи митрополита Филиппа» (154, 155). Видимо, известия о сибирской ссылке И. Н. Хованского и его последующей судьбе представляют собой дополнение к протографу КЗ, появившееся не ранее середины 1650-х гг.

6 В сохранившейся челобитной архиепископа Герасима Михаилу Федоровичу упоминается, кстати, о «нынешнем пожарном конечном разорении» (ЛП. С. 286).

7 Д. Я. Резуну же представлялось, что автором КЗ был какой-то тобольский служилый или приказный человек, не принадлежавший к аристократической среде (Резун Д. Я. Очерки истории изучения... С. 82).

8 Эта дата повторена в Академической редакции (далее — АР) свода, в Головинской же редакции (далее — ГР) говорится про 13 мая (201, 372).

9Ср.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 59.

10 Об этом сказано и в Новгородской Забелинской летописи. См.: Тихомиров М. Н. Русское летописание. М., 1979. С. 285, 286, 290.

Миллеровская редакция (далее — МР) СЛС,11 видимо, имевшая общий протограф с КЗ, сохранила фамилию софийского протопопа, который приводил жителей Тобольска, включая братьев и племянников всех категорий горожан, к присяге Алексею Михайловичу, — Захарьев,12 и указания на то, что процедура крестоцелования, начавшаяся при участии князя И. Г. Ромодановского 4 ноября,13 длилась «по декабрь месяц», а татар и остяков привели «к шерте в первый день, как целовали воеводы крест» (возле него находились стольник и архиепископ Герасим) (202, примеч. 59-59).14

В созданной в конце 1680-х гг. ГР кратко говорится о смерти Михаила Федоровича, причем 14 июля,15 и всеобщем крестоцеловании «на Москве» новому царю, что повторилось и в Тобольске, куда И. Г. Ромодановский и С. Д. Корелкин прибыли 7 ноября (201). В НР свода («Истории о Сибирьстей земли (земле) и о царстве (царствии) и к нему принадлежащих (приналежащих) странах») приезд этих столичных эмиссаров отнесен и к 14 июля, и к 7 ноября (267, 323),16 то есть редактор повести «О Сибирсьтей стране и о начале, где царие царствоваху и князи князяху прежде прозвания Сибири...»17 дату кончины Михаила Федоровича, не заметив допущенного противоречия, принял и за день, когда московские посланцы очутились в «Тоболске граде». В АЛ, вторичном относительно НР, указано

11 См. о ней: Солодкин Я. Г. Сибирский летописный свод по списку Г. Ф. Миллера: вид или редакция памятника? // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2016. Т. 64. Сер. Социально-гуманитарные науки. № 3. С. 64-67. Кстати, утверждение, будто к началу XIX в. было издано несколько редакций СЛС (Вовина-Лебедева В. Г. Школы исследования русских летописей: XIX-XX вв. СПб., 2011. С. 66), неверно. К тому времени в печати появились только «Записки, к сибирской истории служащие.» — как выяснено Н. А. Дворецкой, компилятивная редакция свода, где КЗ дополнена по НР (Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). Новосибирск, 1984. С. 28, 111).

12 В 1631/32 г. Андрей Захарьев являлся ключарем Софийского собора. См.: Оглоб-лин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 136.

13 Согласно КЗ, напомним, московские эмиссары, которые привели местное население ко кресту на имя Алексея Михайловича, появились в сибирской столице 17 ноября 1645 г. (в других разновидностях СЛС зачастую сказано про 7 ноября). Дата, указанная в МР свода, скорее всего, неверна.

14 Сообщения КЗ о смерти Михаила Федоровича и воцарении его старшего сына в МР повторены (200, примеч. 98-99; 201, примеч. 19-19).

15 Подчас кончину Михаила Федоровича относили к 11 и 12 июля 1645 г. См.: ПСРЛ. Т. 34. М., 1978. С. 220; Тихомиров М. Н. Русское летописание. С. 282; Богданов А. П. «Хронографец» Боголепа Адамова // ТОДРЛ. Т. 41. Л., 1988. С. 398.

16 В Томском виде (далее — ТВ) НР подьячий, прибывший с князем Ромоданов-ским в Тобольск, назван Корельским.

17 Таково название ГР.

лишь на приезд Ромодановского и Корелкина в сибирскую столицу 14 июля 1645 г. (99).18

Как повествуется в КЗ, когда «в ночи» «генваря против 30 числа» 1676 г. не стало Алексея Михайловича, его старшему сыну Федору, занявшему престол, в том числе «Сибирского царства», по благословению отца, патриарха Иоакима и всего освященного собора, Московского государства «всяких чинов ... все люди ... веру дали и святое евангелие» целовали; привести «весь народ Тобольскова града и всея Сибири» к присяге новому царю 27 февраля приехал в этот «именитый» город стольник князь Т. А. Козловский. Через два дня в соборной церкви при митрополите Корнилии, по словам летописца, Федору Алексеевичу «обещание и веру дали и святое евангелие целовали» воеводы, дьяки, письменные, стрелецкий и казачий головы, ссыльные дьяк И. С. Горохов, А. и Т. Елчаниновы с детьми, причем «целовалную запись чел» разрядный воевода боярин П. М. Салтыков «сам»,19 следом его «товарищи» и «прочие все то же говорили». «А обещание их верную исповедь читал им Знаменского монастыря архимандрит Герасим во облачении,20 а святитель в то время стоял во своем киотном месте»; потом он, «облачася в патрахель и во амфор и в митру, молебственное пение служил о царском многолетнем здравии» со всем освященным собором, затем же оглашал «титлу здравия царскаго». В последних строках явно ощутимы впечатления очевидца, вероятно, духовного лица.21 1 марта «и в прочие дни» крес-

18 Согласно царской грамоте от 20 июля 1645 г., к присяге Алексею Михайловичу жителей Верхотурья надлежало привести воеводе М. Ф. Стрешневу и подьячему М. Лихачеву. Эта присяга принималась вплоть о начала лета следующего года. См.: СГГД. Ч. 3. М., 1822. С. 417-422; Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг Сибирского приказа (1592-1768 гг.). Ч. 1. М., 1895. С. 88.

19 В числе целовавших крест в КЗ назван и младший сын П. М. Салтыкова Петр, который «жил с отцом своим в Тоболску с приезду и до отъезду, не съезжаючи» (166, 167).

20 В 1678 г. Герасим с софийским ключарем, детьми боярскими и подьячим посылался в раскольничью пустынь на речке Березовке в Тобольском уезде, чтобы черный поп Данило туда «служилых и тягловых людей не принимал и не постригал» (214).

21 По наблюдениям Н. А. Дворецкой, между 1674 и 1677 г. возникла летопись митрополита Корнилия (Дворецкая Н. А. 1) Сибирское летописание второй половины XVII в. (Сибирский летописный свод). Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Л., 1980. С. 12; 2) Сибирский летописный свод как источник по истории летописания Сибири XVII в. // Сибирь в прошлом, настоящем и будущем: Тезисы докладов и сообщений Всесоюзной научной конференции. Вып. 1. Новосибирск, 1981. С. 22; 3) Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). С. 37, 38, 49, 50, 117). Видимо, записи о крестоцеловании Федору Алексеевичу, сохраненные КЗ, дополнили эту не дошедшую до нас летопись, продолжившую (вслед за Есиповской летописью) традицию

тоцелование продолжалось; 3 марта в Тобольск с той же целью, а также привести «всяких иноземцев к шерте по их бусурманской вере» приехал стольник князь И. П. Козловский; его же дядя князь Тимофей во исполнение государева указа четыре дня спустя отправился в Томск, Сургут, Нарым, Кетск, Енисейск, Красноярск, Кузнецкий острог (то есть, помимо Сургута, города и остроги Томского разряда), а И. П. Козловский 12 марта выехал из Тобольска, чтобы привести к присяге жителей Тюмени, Туринска, Пелыма и Верхотурья, после чего вернулся в Москву (167-168).22 Известия о том, когда стольники Козловские покинули Тобольск и где следом выполняли поручения, с которыми были отправлены из Москвы за Урал, думается, появились уже в приказной палате «старейшего града» Сибири. Недаром далее констатируется, что братьям Т. Д. и А. Д. Елча-ниновым (присягнувшим Федору Алексеевичу в Тобольске в числе первых) «было указано . по Тобольскому городу (куда их привезли

фиксации тобольскими книжниками важнейших событий истории «русской» Сибири.

Примечательно и следующее обстоятельство: как сообщил анонимный «слога-тель», «первопрестольного» сибирского митрополита Корнилия в 1668 г. пожаловали четвертой (вслед за новгородским, казанским и астраханским владыками) «митро-поличею степению» (163, ср. 207; ЛП. С. 171); когда же в январе «нынешнего» 1686 г., — сказано в КЗ, — Гедеона Святополка (точнее, Гедеона, в миру князя Святополка Четвертинского) возвели на киевскую митрополию, она была «наречена в России первая митрополья степень» (175). Свидетельство о хиротонисании Кор-нилия в «превысочайший архиерейский» сан, вероятно, появилось ранее второй из приведенных записей. Кстати, заключающие КЗ четыре кряду сообщения о «рас-кольном вымысле» и предыдущие строки (основанные, вероятно, на известительной грамоте московских властей про подписание Вечного мира и «молебство» об этом в столице) кажутся добавлением к тексту свода, в концовке которого говорилось о возвращении «от Ямышева от солеников» на Тару и в Тобольск осенью 1686 г. Недаром здесь читаем: «Иван Шишкин (возможно, родственник тобольского подьячего. — Я. С.) и Сендяш сказывают, что соль села самая добрая и взят груз полной.» (177, ср. 174, 175). (Сендяш, точнее, Сейдяш Кульмаметев был участником такого похода и годом прежде, см.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 173; Самигулов Г. Х. Сейдяшевы и Кульмаметевы — попытка реконструкции // Присоединение Сибири к России: новые данные. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием: Тюмень: 9-10 декабря 2014 г. Тюмень, 2014. С. 164).

22 В документах сообщается о «посылке» князей Т. А. Козловского в Томский разряд, а И. П. Козловского — в Тобольский (Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 204). Мнение, будто в верхотурской крестоцеловальной книге 1676 г. князь Иван Козловский ошибочно назван вместо Тимофея (Перевалов В. А., Коновалов Ю. В. Крестоприводные книги. С. 74), неверно.

В одной из вологодских летописей, кстати, говорится о крестоцеловании Федору Алексеевичу в Вологде 11 апреля 1676 г. с приездом туда из Москвы князя Ф. А. Долгорукого (ПСРЛ. Т. 37. Л., 1982. С. 182).

накануне, 7 января 1676 г. — Я. С.) служить по дворянской службе», с окладами «по дватцати рублев человеку да хлеба по 40 четей», но уже 3 марта «пришли в Тоболск государевы грамоты, что их (Елча-ниновых. — Я. С.) государь царь пожаловал из опалы», и через два дня они вместе с другими ссыльными, дождавшимися прощения, в частности, дьяком И. С. Гороховым (которому пришлось провести в сибирском «златоразрядном граде» пять лет, начиная с 7179 г.) и Юрием Сербянином, то есть Крижаничем, «поехали к Москве» (168).23

Как узнаем в МР, князь Т. А. Козловский, приехав в «Тобольский град» «того же числа», когда умер Алексей Михайлович, «по два дни» приводил местных жителей к присяге, а 3 марта этого царского посланца заменил И. П. Козловский, под началом которого крестное целование Федору Алексеевичу (объявленному наследником престола 1 сентября 1674 г.) принесли остальные «всяких чинов» тоболяки и их дети, братья и племянники, а также захребетники, посадские люди и пашенные крестьяне; князю Тимофею же велели ехать в Тюмень и остроги Томского разряда, а И. П. Козловский из Тобольска направился в Тюмень, Верхотурье, Пелым и Туринский острог (211, примеч. 67-68). Вероятно, в протографе МР речь шла (о чем, напомним, мы читаем и в КЗ) про поездку Т. А. Козловского из Тобольска в Томск. Явная ошибка допущена переписчиком и в датировке приезда И. П. Козловского в «началный град» «Сибирской страны». Однако МР сохранила указание, опущенное, видимо, в гораздо более подробном рассказе из предыдущей редакции свода, на присягу царю Федору тобольских захребетников, посадских и пашенных людей.

В ГР, где обстоятельно говорится о крестоцеловании Федору Алексеевичу в Москве, упомянуто про прибытие князя Т. А. Козловского в Тобольск, дабы привести «весь народ» к присяге,24 29 февраля 1676 г. (а не днем прежде, как в КЗ) вместе с подьячим А. И. Бог-

23 Вскоре, 25 июня 1676 г., как читаем в КЗ, «к соле к Ямышеву озеру» выступил «торговый и войсковой караван» тюменского стрелецкого головы М. П. Селина. Он принимал участие и в безуспешных поисках серебряной руды на Урале и в Сибири в течение 1670/71-1673/74 гг., о чем обстоятельно поведал летописец (165, 169; ср.: Курлаев Е. А. Участие иностранных специалистов в поисках серебряной руды на Южном Урале в 1670-е годы // Иноземцы в России в XV-XVII веках: Сборник материалов конференций 2002-2004 гг. М., 2006. С. 118, 121-127, 133), не исключено, используя рассказы Селина.

24 В Сибирском летописце начала XVIII в. (который Н. А. Дворецкая возводит к той же несохранившейся тобольской летописи, что и ГР) ошибочно сказано о приведении в 1676 г. жителей сибирской столицы к присяге новому царю боярином П. М. Салтыковым. См.: Дворецкая Н. А. Спорный вопрос позднего сибирского летописания // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 410, 411.

дановым (о котором в более ранних разновидностях СЛС умалчива-ется);25 с приездом в главный город «Сибирского царства» И. П. Козловского в города Тобольского разряда послали письменных голов,26 а в слободы — тобольских детей боярских (согласно одному списку, и подьячих), князю Тимофею же предстояло привести жителей к присяге на имя нового государя «в понизовых городех Томского роз-ряду» (210).27 (Напомним, что в КЗ сообщается о «посылке» стольника Т. А. Козловского в Томск, Сургут, Нарым, Кетск, Енисейск, Красноярск, Кузнецкий острог). О приезде князя Т. А. Козловского в Тобольск 29 февраля, причем в сопровождении подьячего (как было в 1645 г.), редактор, видимо, знал по какому-то документу из архива приказной палаты сибирского «царствующего града».

В НР, ШР и АЛ подобно ГР сообщается о приезде Т. А. Козловского и А. Богданова в Тобольск 29 февраля 1676 г. и отправке в понизовые города, а также в Енисейск «с товарыщи» письменных голов, тобольских детей боярских, подьячих «с верою против чиновников (началников)» (101, 274, 329-330, 350). В предыдущих редакциях свода последнего указания нет.

О присяге тоболяков юным царям Ивану и Петру в КЗ сообщается далеко не столь подробно, как про два предыдущих крестоцелования московским венценосцам. По свидетельству анонимного летописца, сразу после смерти 27 апреля 1682 г. (в 13-м часу дня,28 в четверг),

25 В подготовленном С. Б. Веселовским справочнике об этом подьячем не говорится. См.: Веселовский С. Б. Дьяки и подьячие. С. 54-55.

Кстати, о сожжении раскольников по предписанию тобольских властей 28 февраля 1676 г. сказано не в ГР (Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 345; ср.: Дворецкая Н. А. Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). С. 49-50), а в МР свода.

26 Тремя десятилетиями ранее письменный голова Г. Л. Семичев был направлен в города Тобольского разряда, дабы привести их население к присяге Алексею Михайловичу. См.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 352.

27 «Понизовыми» или «низовыми» (205, 208, 231) городами Томского разряда считались Енисейск «с товарыщи», в частности, Иркутском и Нерчинском (274, 289, 330, 350). К «понизовым» в Сибири относили и Березов, Сургут, Нарымский и Кет-ский остроги, порой и Якутск с Красноярском (289; Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 173; Первое столетие сибирских городов: XVII век. Новосибирск, 1996. С. 55-56 (История Сибири: Первоисточники. Вып. 7)). Но, по словам «слогателя» КЗ, с 1676/77 г. «велено быть в Енисейском столу и розряду», где «учинены», в частности, нерчинские и иркутские остроги (169, ср. 172, 174, 176).

28 Эта дата названа во многих летописных и документальных источниках. См.: Богданов А. П. 1) Летописные известия о смерти Федора и воцарении Петра Алексеевича // Летописи и хроники: 1980 г. М., 1981. С. 198, 200, 201; 2) «Хроногра-фец». С. 391, 392, 399. Заметим, что в статье о судьбе боярина А. С. Матвеева и его гибель, и смерть Федора Алексеевича отнесены к 191 г., а не предыдущему, как поступил «слогатель» КЗ позднее (170, 173).

в том же месяце, воцарились его братья Иван и Петр,29 которые 25 июня, на память святых Петра и Февронии, были коронованы патриархом Иоакимом; 22 июля в Тобольск прибыл стольник князь И. П. Львов,30 и в этот день боярин князь А. А. Голицын «с това-рыщи» и многие другие принесли крестное целование, а «в протчие же дни» — остальные, «иноземцы» же дали шерть (173). Заметим, что на сей раз в КЗ не указано место, где началось приведение к присяге «градодержателей» и иных «чиновных людей», не сказано и об участии в торжественной церемонии освященного собора.31 Поэтому можно думать, что книжник, поведавший о тобольской миссии князя И. П. Львова, принадлежал к светской среде, надо полагать, к числу местных приказных.

В ГР о крестоцеловании Федору Алексеевичу рассказывается значительно подробнее. Оказывается, Иван и Петр «восприяли» царство, когда 27 апреля 1682 г. не стало их брата Федора, «по общему совету и по умолению» патриарха и других архиереев, «по челобитью касимовских и сибирских царевичев32 и бояр, и всяких чинов людей», которые и принесли тотчас присягу; в Тобольск князь И. П. Львов приехал 21 июля 1682 г. (в КЗ, напомним, говорится про следующий день) «с богомольными грамотами и привесть х крестному целованию», и в тот же день «в 6 час33 учали ... благовестить в соборе в болшой колокол в один», и в соборной апостольской церкви, по-

29 Эта версия появилась после наречения первым царем Ивана 26 мая 1682 г. (Богданов А. П. Летописные известия. С. 204).

30 Он получил наказ от 12 мая 1682 г. (Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 205) и, стало быть, добирался из Москвы до Тобольска более двух месяцев. Гонцам стольникам В. П. Бахметеву и Г. М. Хомутову в 1683 и 1689 гг. для этого потребовалось три недели и полтора месяца соответственно (172, 228, ср. 152, 175, 214; Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 6). Заметим, что в указателе популярного среди сибиреведов труда Н. Н. Оглоблина И. П. Львов отождествляется с князем, воеводствовавшим в Тюмени в 1635-1636 гг. (Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 3. С. 323, 367). Однако того звали Иваном Андреевым сыном Меньшим. См.: 155, 199, 266, 322; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество: Сибирь в XVII в. Новосибирск, 1991. С. 93, 270, 375.

31 Митрополит Тобольский и Сибирский Павел 1 февраля 1682 г. оставил свою епархию, отправившись в Москву, откуда вернулся 2 января следующего года (172-173, ср. 217, 277, 333).

32 О касимовских и сибирских царевичах того времени см., например: Писарев Н. Домашний быт русских патриархов. Казань, 1904. Прилож. С. 63; Нестеров А. Г. Династия Сибирских Шейбанидов // Тюркские народы: Материалы V-го Сибирского симпозиума «Культурное наследие народов Западной Сибири» (9-11 декабря 2002 г., г. Тобольск). Тобольск; Омск, 2002. С. 212.

33 Как читаем в Музейном списке, «дни» (218. Примеч. 100).

На Ваге присяга царям Ивану и Петру состоялась 10 июля 1682 г. См.: Тихомиров М. Н. Русское летописание. С. 253.

среди которой был «поставлен аналогий и на нем святое евангелие и святый крест», московский посланец сообщил о воцарении Ивана и Петра, и все «от мала и до велика» принесли присягу новым государям; следуя указу, боярин А. А. Голицын в города, остроги, слободы и волости Тобольского, Томского, Ленского и Енисейского разрядов для приведения их населения к присяге отправил тобольских детей боярских и подьячих. Затем в «Книге истории о Сибирском царстве»34 читаем о коронации Ивана и Петра «в неделю на память Петра и Февронии» 21 июня (а не 25, как утверждается в КЗ, НР и ШР35), когда «в соборной церкви празновали Пресвятей Богородице Владимерской» (217-218). В рассказе о крестоцеловании сразу двум московским государям в Тобольске, как только туда приехал стольник И. П. Львов, явно чувствуются впечатления очевидца (этот рассказ нетрудно сблизить с известиями КЗ о присяге Алексею Михайловичу в сибирской столице), но, думается, анонимный летописец не входил в состав митрополичьего клира. Ведь (в отличие от аналогичной статьи самой ранней из сохранившихся редакций СЛС за 1645 г.) в ГР не поясняется, в какой соборной церкви жители «пер-воимянитого града» Сибири, начиная с воевод, стали приводиться к присяге. Читатели, по всей видимости, должны были полагать, что речь идет о храме Святой Софии. Но этот деревянный собор погиб в пожаре 29 августа 1677 г., а новый, уже каменный — Успения Пресвятой Богородицы, заложенный 3 июля 1681 г., митрополит Павел освятил только 27 октября 1685 г. (101, 170, 175, 212, 216, 274, 276, 330, 332, 350-352).36

34Таково название ГР в самом раннем ее списке. См.: [Покровский Н. Н., Ромо-дановская Е. К.] Предисловие // ПСРЛ. Т. 36. С. 21. Ср.: С. 22; Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время: 1725-1740. Л., 1976. С. 204.

35 Коронация, действительно, состоялась 25 июня, так что в ГР допущена ошибка. На полях ее Музейского списка (второй половины XVIII в.) имеется ссылка на «другое место» того же «летописца сибирского», где говорится о «восприятии» престола Иваном и Петром 22 мая (218. Примеч. 99-99). Очевидно, под этим летописцем подразумевается Чоглоковский список ГР. Там к 22 мая (что следует признать анахронизмом, «двоецарствие» началось 26 мая) отнесено «учинение» младших сыновей Алексея Михайловича на троне (219. Примеч. 30). В той же рукописи, кстати, кончина Федора приурочена к 28 апреля.

36 Повторенное многими исследователями указание А. И. Сулоцкого на освящение этого собора в 1686 г. (Копылова С. В. Каменное строительство на тобольском Софийском дворе в конце XVII в. // Известия АН СССР. Серия общественных наук. 1976. № 11. Вып. 3. С. 110; Дергачева-Скоп Е. И., Алексеев В. Н. Новонайденная икона С. У. Ремезова «София Премудрость Божия» из Тобольского Успенского Софийского собора // Семен Ремезов и русская культура второй половины XVII-XIX веков. Тобольск, 2005. С. 114-115; Харина Н. С. Тобольский архиерейский дом как резиденция церковных иерархов (XVII в.) // Актуальные вопросы истории Западной Сибири. С. 108, и др.) не вполне точно.

Из НР мы узнаем про воцарение (со смертью их старшего брата) Ивана и Петра Алексеевичей в апреле 1682 г., и «присылке» князя И. П. Львова в Тобольск 21 июля того же года (о чем, напомним, сказано в ГР), откуда разрядный воевода боярин князь А. А. Голицын распорядился отправить «с верою выбором тоболских детей боярских», получивших «отписки и наказные памяти, и чиновные книги, и шертоприводные записи», в Томск, Енисейск, Туруханск и остальные уезды, города, остроги и слободы. По данным летописца, в Енисейск и Красный яр послали Б. Струнина, в Мангазею и Туру-ханск — Б. Неприпасова, в Илимск и Якутск — М. Богданова, в Ир-кутск37 и Селенгинск — О. Рачковского, в Нерчинский и Албазин-ский остроги — Ф. Федорецкого, в Томск и Кузнецк — И. Грозина, в Нарым и Кетск — А. Росторгуева, в Сургут и на ямы38 — А. Ми-халевского, в Березов — Н. Воинова, «на Тару» — Г. Буткеева (277, 333).39 Те же дети боярские40 названы в АЛ, где кончина Федора Алексеевича почему-то отнесена к 24 апреля. В ШР повторены приведенные в НР даты событий 1682 г., в том числе приезда в Тобольск князя И. П. Львова (101—102, 352). Несомненно, сведения НР, которые отсутствуют в предыдущих редакциях СЛС, имеют документальную основу.41 Вероятнее всего, летописец смог перечислить детей

37 Об этом сказано в ТВ НР свода и АЛ (102, 333), тогда как в Основном виде НР вновь говорится про Якутск. Вероятно, создатель АЛ располагал списком НР, который в отдельных чтениях повторял его ТВ. Заметим, однако, что в АЛ и НР сообщается о том, что русского посла в Китай Н. Г. Спафария из Тобольска сопровождали 30 конных казаков, а не донских (если следовать ТВ) и шесть кречатных (кречатых) помытчиков (помыштчиков), а не (таково свидетельство ТВ) промышленников (101, 274, 330, ср. 173, 299).

38 Имеются в виду Демьянский и Самаровский ямы (37, 211. Примеч. 67-68; 225, 281, 292, 296, 337; Сибирские летописи: Краткая Сибирская летопись (Кун-гурская). Рязань, 2008. С. 377-379, 383, 384). См. о них, например: Шашков А. Т. Самаровский ям и его жители в XVII в. // Западная Сибирь: прошлое, настоящее, будущее. Сургут, 2004. С. 65-70; Семенов О. В. Из истории первых лет существования Самаровского яма // Мининские чтения: Труды участников международной научной конференции. Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского (24-25 октября 2008 г.). Нижний Новгород, 2010. С. 443-454.

39 Сибирские «иноземцы» приносили шерть новым московским государям и в 1682/83 г. См.: Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 1. С. 89.

40 Они и ранее, и впоследствии неоднократно выполняли ответственные административные поручения (102, 162, 169, 174, 207, 224, 272, 279, 327, 334; Оглоблин Н. Н. Обозрение столбцов и книг. Ч. 1. С. 64, 186; Ч. 3. С. 185; Александров В. А., Покровский Н. Н. Власть и общество. С. 344, и др.).

41 В обширном окончании НР по Академическому 2-му списку (первой четверти XVIII в.) рассказывается о том, что 2 апреля 1722 г. в соборной церкви Тобольска было «публично объявлено в народ и присяга чинина с подписанием рук за опреде-леннаго вновь наследственнаго государя (который, однако, в царском манифесте от 5 февраля того же года не был назван. — Я. С.)», а в остальные «сибирские городы»

боярских и места, куда они выехали для приведения к присяге жителей сибирских разрядов, обратившись к отписке боярина А. А. Голицына в Москву.

У В. А. Перевалова и Ю. В. Коновалова сложилось впечатление, что «рассказы (из СЛС о присяге Алексею Михайловичу и его сыновьям в «далечайшей государевой вотчине». — Я. С.) несколько различаются по форме, хотя содержат в основном одинаковые факты».42 Как мы могли убедиться, расхождения между этими рассказами, особенно имеющимся в КЗ и читающимися в последующих редакциях свода (самая поздняя из них — АР — таких свидетельств не содержит), весьма рельефны. Соответствующие известия старшей среди дошедших до нас разновидностей СЛС есть основания атрибутировать священникам, близким, видимо, к тобольским «святителям»; вторая из этих разновидностей, надо думать, была дополнена в светских кругах, где появились, как представляется, летописные сообщения о крестоцеловании наследникам Федора Алексеевича, — сообщения, источником которых отчасти послужила документация приказной палаты. Тем самым подтверждается заключение о том, что СЛС стал результатом сотрудничества воеводской резиденции и архиерейского двора на литературном поприще.43

посланы указы о приведении «всех людей всяких чинов х присяге . с подписанием рук»; лишь «на Таре» «расколническим учением ... многие к присяге не пошли», и туда из Тобольска направили «солдат 300 человек и болши» полковника И. Т. Баталова; «в том деле (как осторожно представлен знаменитый Тарский бунт. — Я. С.)» арестованные «истязаны были крепкими допросы», а «иные ... осуждены в железах и в деревянных смыках дрова таскать и всякую городовую поделку делати, и землю копати, и пушки таскать» (300, ср. 378). О том, что многих участников этого бунта подвергли колесованию, четвертованию, умерщвлению на колу, повешению (см.: Покровский Н. Н. Тарское «противное письмо» 30 мая 1722 г. // Культурное наследие Древней Руси: Истоки. Становление. Традиции. М., 1976. С. 414, 417, и др.), летописец предпочел умолчать.

42 Перевалов В. А., Коновалов Ю. В. Крестоприводные книги. С. 72.

43 Дворецкая Н. А. 1) Изменения в официальном сибирском летописании на рубеже XVII-XVIII вв. (Анализ Погодинского списка Сибирской летописи) // Сибирская археография и источниковедение. Новосибирск, 1979. С. 55; 2) Сибирский летописный свод (вторая половина XVII в.). С. 92; Шашков А. Т. Нарративные источники по истории урало-сибирского старообрядчества XVII — начала XVIII в. // Документ: Архив. История. Современность. Вып. 8. Екатеринбург, 2007. С. 261. Вывод Е. К. Ромодановской о создании известных нам редакций СЛС, особенно начиная с ГР, в воеводской канцелярии (Очерки русской литературы Сибири: В 2-х т. Т. 1. Новосибирск, 1982. С. 88; Ромодановская Е. К. 1) «Описание о поставлении городов и острогов в Сибири по взятии ее» // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 3. Ч. 2. СПб., 1993. С. 421; 2) Тобольские летописцы // Родина. 2004. Спец. вып.: Тобольск — живая былина. С. 48; 3) Тобольская летопись и Сибирский архив // ТОДРЛ. Т. 57. СПб., 2006. С. 317; ЛП. С. 8, 362) должен считаться односторонним.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.