УДК 94(57)+94(574)"15/16" Б01: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.485-496
СИБИРСКАЯ ВЕТВЬ ДИНАСТИИ ШИБАНИДОВ В ИССЛЕДОВАНИИ Ш. МАРДЖАНИ
Д.Н. Маслюженко
Курганский государственный университет Курган, Российская Федерация denmas13@yandex. ги
Цель и материалы исследования: в 1885 году Шихабуддин Марджани написал работу «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»). Автор данной статьи, анализирую сюжеты об истории сибирской ветви династии Шибанидов, ставит перед собой задачу выявить основные источники предложенных Ш. Марджани гипотез. В опубликованной на русском языке части работы есть несколько сюжетов, посвященных представителям той ветви династии Шибанидов, которые занимали престол в Тюмени и Сибири. Рассказы о них разбросаны по различным разделам: «Раздел о Тохтамышидах», «Раздел о новом государстве со столицей в Казани», «Раздел о Касимовском ханстве в землях Кирмана», «Раздел о сибирских ханах». Кроме того, некоторая информация имеется в «Разделе о шайбанидских ханах» и «Разделе о Шайбанидах, правивших в Мавераннахре».
Результаты и научная новизна: Сравнение авторских версий с опубликованными в то время в России источниками позволяет говорить о том, что Ш. Марджани мог использовать сочинение Абу-л-Гази «Родословное древо тюрков», «Шейбаниаду» неизвестного автора, изданную в Казани в 1849 г. И. Березиным, «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды В.Тизенгаузена. Том I. Извлечения из сочинений арабских», «Исследования о касимовских царях и царевичах» В.В. Вельяминова-Зер-нова. С определенной долей вероятности он также мог одним из первых в российской исторической науке использовать сочинение Мухаммада Юсуфа Мунши «Муким-ханская история». В таком случае Ш. Марджани, по всей видимости, был первым российским историком, как использовавшим текст Мунши, так и кратко рассмотревшим историю становления и распада Узбекского ханства Абу-л-Хайра. Для конца XIX века в труде Ш. Марджани, не лишенном определенных фактологических недочетов, была собрана значительная информация по истории Шибанидов, причем в отдельных случаях авторские предположения, например, относительно ханских титулов Али и Ишима, опережали историческую науку своего времени, что ставит вопрос о необходимости дальнейшего поиска источников, использованных этим автором.
Ключевые слова: Сибирское ханство, Шибаниды, Ш. Марджани, Шейбаниада, Абу-л-Гази, Абу-л-Хайр
Для цитирования: Маслюженко Д.Н. Сибирская ветвь династии Шибанидов в исследовании Ш. Марджани // Золотоордынское обозрение. 2019. Т. 7, № 3. С. 485496. D0I: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.485-496
© Маслюженко Д.Н., 2019
THE SIBERIAN BRANCH OF THE SHIBANID DYNASTY IN SH. MARJANI'S STUDIES
D.N. Maslyuzhenko
Kurgan State University Kurgan, Russian Federation denmas13@yandex
Abstract: Objectives and research materials: In 1885, Shihabuddin Marjani wrote the work "Mustafa al-Akhbar fi ahwal Kazan va Bulgar" ("The Mine of Information about Events in Kazan and Bulghar"). By analyzing chapters of the history on the Siberian branch of the Shibanid dynasty, the author of the present article aims to identify the main sources for the hypotheses proposed by S. Marjani. In the part of the work published in Russian, there are several stories related to representatives of the branch of the Shibanid dynasty who were enthroned in Tyumen and Siberia. Stories about them are scattered in various sections: "Section about the Toqtamishids", "Section about the New State with the Capital in Kazan", "Section about the Kasimov Khanate in the Lands of Kirman", "Section about the Siberian Khans". In addition, some information is available in the "Section about the Sheibanid Khans" and "Section about the Sheibanids Who Ruled in Mawarannahr".
Results and novelty of the research: A comparison of Maijani's accounts with the sources published in Russian at that time allows us to suggest that Marjani could have made use of "The Genealogical Tree of the Turks" by Abu-l-Ghazi, the "Sheibaniade" by an unknown author and published in Kazan in 1849 by I. Berezin, the "Collection of Materials Relating to the History of the Golden Horde" by V. Tizengauzen (Volume I. Extracts from Arabic sources), and "Studies of the Kasimov Tsars and Princes" by V.V. Velyaminov-Zernov. With a certain degree of probability, he also could have used the work, "Mukim-Khan's history" by Muhammad Yusuf Munshi. In such a case, Marjani was apparently the first historian in the Russian milieu who used Munshi's text and briefly reviewed the history of the formation and collapse of the Uzbek khanate of Abu al-Khair. Although suffering from certain factual flaws, the work of Marjani contained important information on the history of the Shibanids. Moreover, in some cases, the author's assumptions were ahead of the historical scholarship of his time; for example, regarding the khan's titles of Ali and Ishim. This observation indicates the need for further research into the sources used by this author.
Keywords: Siberian khanate, Shibanids, Sh. Marjani, Sheibaniade, Abu-l-Ghazi, Abu al-Khair
For citation: Maslyuzhenko D.N. The Siberian Branch of the Shibanid Dynasty in Sh. Marjani's Studies. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2019, vol. 7, no. 3, pp. 485-496. DOI: 10.22378/2313-6197.2019-7-3.485-496
В 1885 году Шихабуддин Марджани написал работу «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»). В 2005 году этот труд под названием «Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара» был опубликован в издательстве «Иман» в Казани. В 2009 году И.М. Миргалеев подверг этот перевод основательной и вполне обоснованной критике, однако отметил: «...здесь речь идет о труде основоположника татарской национальной истории. И его работа будет цитироваться именно (что мы сегодня и наблюдаем) как первый фундаментальный труд по татарской истории и именно по этому изданию, так как она издана на русском языке» [11, c. 241].
В опубликованной части работы есть несколько сюжетов, посвященных представителям той ветви династии Шибанидов, которые занимали престол в Тюмени и Сибири. Рассказы о них разбросаны по различным разделам: «Раздел о Тохтамышидах», «Раздел о новом государстве со столицей в Казани», «Раздел о Касимовском ханстве в землях Кирмана», «Раздел о сибирских ханах». Кроме того, некоторая информация имеется в «Разделе о шайбанид-ских ханах» и «Разделе о Шайбанидах, правивших в Мавераннахре».
Несмотря на работу именно с русским переводом текста Ш. Марджани и с учетом высказанной выше критики, нам представляется возможным выявить источники информации этого историка по интересующей нас династии. В отдельных случаях мы также постараемся определить ее достоверность с позиций современной исторической науки. Отчасти подобная работа уже была проведена З.А. Тычинских [18, ^ 153-159]. Для удобства работы мы вынуждены будем разбить имеющуюся в тексте Ш. Марджани информацию на несколько смысловых фрагментов, которые не всегда совпадают с авторскими разделами.
1. Информация о происхождении Шибанидов автором была взята из сочинения хивинского хана Абу-л-Гази «Родословное древо тюрков», скорее всего, по переводу Г.С. Саблукова, изданному в рамках III тома «Библиотеки восточных историков» И.Н. Березина (Казань, 1854 г.). Предпочтение именно этому переводу могло быть отдано по причине того, что в 1867 г. Оренбургское МДС назначило Ш. Марджани на должность ахуна и мухтасиба Казани, с этим городом он будет связан до конца жизни. Ко времени написания книги он был знаком с учёными-востоковедами Казанского университета, в частности профессором И.Ф. Готвальдом и академиком В.В. Радловым. Кроме того, с помощью своего ученика Х. Фаизханова, который переедет из Казани в Петербург, будет устанавлено сотрудничество с петербургскими востоковедами, в том числе В.В Вельяминовым-Зерновым [21]. По всей видимости, эти исследователи, как и, возможно, некоторые другие историки и востоковеды, оказывали содействие Ш. Марджани в написании его труда и подборе некоторых источников.
К сожалению, в силу отсутствия у автора данной статьи именно издания 1854 г., мы вынуждены проставлять ссылки по переизданию 1996 года. В интерпретации Ш. Марджани в «Разделе о Шайбанидских ханах» идет речь о назначении Батыем (Бату) Шайбана (Шибана) наместником над некоторыми племенами1. При этом «летом он должен был жить в районе Уральских гор, а зимой откочевывать к Амударье в Каракумы» [7, а 130]. Интересно, что, когда Шибаниды пришли к власти в бывших владениях Тимуридов, то «эти ханы обычно лето проводили на севере, а зиму в Мавераннахре» [7, а 132], хотя, к сожалению, не ясно, что в данном случае имеется в виду под севером. Лишь в разделе о сибирских ханах автор уточняет, что Шибан был пятым сыном Джу-чи, «он управлял Сибирью, его ставка называлась Сибирь, другое название этого города было Искер» [7, а 130]. Кстати, обратим внимание на то, что этот же момент из книги Ш. Марджани у Х. Атласи переведен совсем по-другому: «Пятый сын Джучи хана Шайбан хан жил в двенадцати километрах от Тобола, в стольном городе детей своих - Сибири, последним названием которого был
1 Здесь и далее при первом упоминании имени или в цитате мы будем придерживаться написания по переводу труда Ш. Марджани, а в скобках указывать принятое в современной исторической науке написание, которое будем применять и в дальнейшем.
Искер» [3, c. 44]. Эти различия еще раз ставят вопрос об адекватности публикации 2005 года, а также о возможном авторстве некоторых ошибок не столько самого Ш. Марджани, сколько именно переводчика.
Как известно, наиболее полное описание владений Шибана было сделано еще в середине XVII века его далеким потомком ханом Абу-л-Гази [1, с. 104]. Именно пересказ этого фрагмента лег в основу соответствующей части текста Ш. Марджани. При этом имеется несколько довольно существенных различий. Прежде всего, в источнике говорится не об Амударье, а о Сырдарье. В анализируемом тексте явно смещены границы владений Шибана далеко к югу. Кстати, ни в этом источнике, ни в других известных нам не указывается на то, что Шибан правил Сибирью, или о расположении именно его ставки в Сибири (Искере). В данном случае автор явно прибегает к ретроспективному подходу, говоря о длительности пребывания потомков Шибана на сибирском престоле. При этом следует учитывать, что в письменных источниках не всегда можно отличить Сибирь как наименование города или местности [подробнее см.: 17, ^ 156]. Данные археологии, например, находки зеркал золото-ордынского времени, свидетельствуют как о существовании крепости на месте Искера с XIV века, так и о ее связи с Золотой Ордой [2, ^ 54-56, риа 264]. Однако на данный момент ни в одном источнике не говорится о правлении именно Шибана и его потомков в самом Искере, по крайней мере, до начала XVI века, когда титул «сибирского царя» фиксируется у сына Ибра-хима Кутлука, или даже до прихода к власти в Искере сыновей его брата Муртазы Ахмад-Гирея и Кучума [9, ^ 457-468].
Таким образом, в работе Ш. Марджани оказались значительно расширены как южные, так и северные границы владений Шибана и его потомков, что не находит подтверждения в источниках. Кроме того, в использованном им тексте Абу-л-Гази не говорится и о том, что Шибан был именно наместником: это, скорее всего, авторская интерпретация, вполне допустимая в условиях довольно ограниченных знаний в 1880-е гг. о структуре управления Улуса Джучи и весьма интересно сочетающаяся с современными представлениями о административной структуре Монгольской империи и Улуса Джучи.
2. По мнению Ш. Марджани, пост наместника передавался среди потомков Шибана из поколения в поколение, пока во главе «государства» не оказались сыновья Фулада (Пулада) ханы Гараб (Араб) и Ибрахим. Они поделили наследство пополам, в результате потомки Араба стали править в Хорезме, а Иб-рахима - Мавераннахром. При этом в дальнейшем они стали враждовать. В целом автор придерживается и перечисления основных наследников Шибана: Бахадир (пропущенный по неизвестной причине в одной из двух генеалогий [7, а 130]), «Джучибука, Бадакул, Менгитимур, Фулад, Гараб, Хаджи Тули, Тимур шейх, Ядкар, Амнак, Абуляк, Илбарс ибн Берке ибн Ядкар». В результате указанной выше вражды Ибрахиму наследовал Давлат шейх, а затем Абулхайр [7, а 130-131]. По сути, рассказ о Шибанидах периода Улуса Джучи ограничивается этой информацией, если не считать отдельных упоминаний об их деятельности в период Замятни [7, а 96], анализ которых не входит в задачу нашей статьи. Интересно то, что для Ш. Марджани большинство Шибанидов до Хад-жи-Мухаммада б. Али б. Бекконди были «ханами Булгара и Золотой Орды» [7,
а 125], что не подтверждается какими-либо указаниями на их реальное правление там, не считая уже указанного периода Замятни.
Как и в предшествующем случае, перечисление потомков Шибана находит прямые аналогии именно в сочинении Абу-л-Гази [1, ^ 106-118]. Именно у этого автора говорится о разделении владений Шибанидов на две части при потомках Пулада. Однако у Абу-л-Гази имена этих двух сыновей - Араб-шах и Даулат-Шейх-оглан [1, ^ 105]. Ш. Марджани на основании т.н. «Шейба-ниады» неизвестного автора, изданной в Казани в 1849 г. И. Березиным, абсолютно верно понял, что старшим из братьев был Ибрахим, чьим сыном был Даулат-Шейх [20, а XLIX]. В целом, предлагаемая генеалогия династии хорошо согласуется с иными источниками по этому вопросу [8, ^ 42-53]. Авторское замечание о Шибанидах как ханах Булгара и Золотой Орды хорошо вписывается в дальнейшие исследования историков как по периоду Великой Замятни, так и особенно по претензиям этих династов на казанский (булгар-ский) престол [например: 6, ^ 128-145].
3. В 854 (1450 г.) Абу-л-Хайр убил «Махмуд ходжу ибн Каган бека ибн Албака ибн Менгутимура», после чего стал единовластным правителем Дешт-и Кипчака, а «границы его владений доходили до Булгарии». В своей характеристике этого хана Ш. Марджани не только указывает на его отвагу, но и на то, что «он уничтожил многих Джучитских царевичей, многие боялись этого правителя». Отдельно он остановился на том, что еще в 20 лет он захватил Хорезм и изгнал его правителя, а в 1454 г. убил правителя Самарканда Улугбека, его брата Абдуллу б. Ибрахима и женился на его жене. Наместником этого хана в Самарканде стал Султан Абу Саид. В 1469 г. (873) в возрасте 70 лет хан скончался, а престол занял его сын Хайдар [7, ^ 131].
Обратим внимание на интересное расхождение в тексте Ш. Марджани, которое в равной степени имеется как в издании 2005 года [7, а 97], так и в новом переводе, подготовленном И.М. Миргалеевым и Р.Р. Абызовой. В «Разделе о правителях Джучиева улуса из числа Шейбанидов и других» указывается, что «Каганбек хан, его сын Махмут Ходжа хан, а также Абу-л-Хайр хан являются ханами Дешт-и Кыпчака... Каганбек хан и его сын Абу-л-Хайр хан были правителями Белой Орды» [13, ^ 192]. При этом абсолютно не ясно, в связи с чем возникла путаница и ошибка в генеалогии, ведь в иных фрагментах Каганбеку и Абу-л-Хайру не приписывалось столь близкое родство, тем более делающее двух противников узбекских ханов Махмуд-Ходжу и Абу-л-Хайра родными братьями.
В целом в реконструкции событий правления Абу-л-Хайра Ш. Марджани мог опираться лишь на текст той же «Шейбаниады» и на вышедший в 1884 г. «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из сочинений арабских» В.Г. Тизенгаузена. Именно в последнем в извлечениях из сочинения ал-Дженнаби имеется рассказ об убийстве Абу-л-Хайром Махмуд-Ходжа-хана, а также дальнейших походах на Самарканд и договоре с Абу-Саидом [16, а 537-538]. Из-за неверной интерпретации этого текста, восприняв последовательность рассказа именно с хронологической позиции, автор датировал убийство Махмуд-Ходжи 1450 годом. Кроме того, не совсем верно было понято родство Тимуридов, ведь у ал-Дженнаби речь идет о том, что был убит правитель Самарканда мирза Абдаллах (кстати, его отец не указан), чьей женой была дочь мирзы Улугбека. К сожалению, в данном случае следует при-
знать, что нам не ясно то, было ли это ошибкой именно Ш. Марджани или же переводчика, готовившего текст к изданию в 2005 году.
Однако некоторые моменты в истории Абу-л-Хайра (например, указание на захват Хорезма в 20 лет, указание на границы владений до Булгара и смерть в 70 лет) не встречаются в уже выявленных нами источниках, использованных при работе Ш. Марджани. Если указание на смерть в 70 лет является явной ошибкой автора (Абу-л-Хайр жил между 1413-1469 гг.), то остальные сообщения имеются только в сочинении Мухаммада Юсуфа Мунши «Муким-ханская история». Как известно, его получил в подарок от самого эмира Бухары Хайдара (1800-1826 гг.) русский посол А.Ф. Негри в 18201821 гг., после чего привез рукопись в Петербург. В 1824 г. по инициативе известного востоковеда профессора Петербургского университета О.И. Сен-ковского часть материалов «Та'рихи Муким-хани» в объеме 24 стр. с подробным комментарием (132 стр.) на французском языке была опубликована как учебное пособие для студентов [14, а 6, 48]. В исторической литературе информация этого источника относительно Абу-л-Хайра впервые была использована в опубликованном в Лондоне в 1880 году исследовании Генри Ховор-та [22, р. 686-690].
Далее автор указывает, что Хайдар «правил не долго», поскольку «потомки Бурак хана ибн Куюрчика при поддержке Абяк хана, Ахмад хана и Султана ибн Ядкара уничтожили государство, построенное Абулхайром» [7, а 131]. Кроме того, описывается ситуация после разгрома Хайдара, в ходе которой «узбекские эмиры Карачин», Шайбани и Махмудсултан были вынуждены искать защиты у Касим хана в Астрахани, которая была осаждена «огромным войском» Ахмада и Айбака [7, а 133]. Наиболее очевидным источником этой информации, несмотря на некоторые генеалогические расхождения, была та же Шейбаниада [20, ^ XV-XVI]. История борьбы против потомков Абу-л-Хайра, в которой приняли участие представители иных линий Шибанидов, хан Большой Орды Ахмад и представитли Ногайской Орды, хорошо изучена в современной исторической науке.
В целом стоит отметить, что Ш. Марджани, по всей видимости, был первым российским историком, как использовавшим текст Мунши, так и кратко рассмотревшим историю становления и распада Узбекского ханства Абу-л-Хайра, а также борьбу других династов против его потомков
4. Ш. Марджани рассматривал власть сибирских ханов, как передающуюся по наследству по одной линии Шибанидов: «начиная от Хаджиму-хаммада до Кучума, все были сибирскими ханами» [7, ^ 125]. По его мнению, первым сибирским ханом был «Хаджимухаммад ибн Гали ибн Биккун-ди углан ибн Менгитимур ибн Бадакул ибн Джучибука бин Шайбан». После него сибирскими ханами были «его сын Махмутек. Далее Ибрахим (известный как Абак), Тулык ходжа, Шамай, Узар, Бахадир, Муртаза ибн Ибрахим, а последним был Кучум» [7, ^ 130].
В целом, генеалогия этой части династии Шибанидов, как и указание на занятие ими сибирского престола, явно повторяет соответствующую часть сочинения Абу-л-Гази [1, ^ 102]. Происхождение первого сибирского хана описывается у Ш. Марджани еще в одном месте, где в качестве его предка указывается Куюрджин ибн Рус [7, а 125]. Выше на этой же странице Ку-
юрджик является предком Барака. Абсолютно не ясно, с чем была связана эта очевидная путаница в генеалогии.
Хаджи-Мухаммад, Махмудек, Ибрахим (Ибак) в кратком описании Ш. Марджани вполне узнаваемы как представители той ветви Шибанидов, которая произошла от Бекконди-оглана б. Минг-Тимура. Именно они будут занимать тюменский, а позднее и сибирский престол [8, а 48-50]. Тулык-ходжа у Абу-л-Гази и Ш. Марджани, скорее всего, является сыном Ибрахима Кутлуком, который первым из Шибанидов занял сибирский престол и при котором представители династии покинули свои северные владения, уйдя к Ногаям или в Бухару.
Проблема заключается в том, что трех Шибанидов (Шамай, Узар и Баха-дир) из этой генеалогии невозможно идентифицировать, эти имена указаны только у Абу-л-Гази, откуда перешли в труд Ш .Марджани и отчасти Х. Ат-ласи. При этом еще последний из указанных историков поднимал вопрос о том, чьим сыном был Муртаза, отец Кучума [разбор этого сюжета также сделан: 18, а 156-157]. Абу-л-Гази считал, что он был сыном Махмудек-хана [1, а 102], то есть братом Ибрахима. Этой же версии придерживался и Х. Атла-си. Однако, во-первых, это неправдоподобно с исторической точки зрения, поскольку уже к 1469 г. Махмудек был мертв [10, а 57, 99], а деятельность Муртазы приходится на 1540-1560-е годы. Во-вторых, на данный момент, помимо известной грамоты Федора Ивановича Кучуму, в которой указывается, что Ибрахим был дедом сибирского хана [5, ^ 11-13], аналогичная информация имеется и в сообщении Продолжателя Утемиша-Хаджи [12, а 65]. Таким образом, Ш. Марджани был прав относительно родства Муртазы и Ибрахима, хотя и остается не ясным источник этого предположения.
5. Наиболее часто в сочинении Ш. Марджани упоминается Абяк (тюменский хан Ибак, Ибрахим), что вполне справедливо с учетом роли этого хана в событиях последней четверти XV века. Помимо истории с наследниками Абу-л-Хайра, он также встречается в разделе о Тохтамышидах. В рассказе об Саид Ахмаде б. Ахмаде указывается на недолгое правление последнего, поскольку «из-за семейных распрей по поводу престола он не смог долго оставаться на этом посту и предположительно был убит во время нападения сибирского хана Апакхана ибн Махмудхана в 889 (1484 г.)» [7, а 100]. По всей видимости, эта фраза основывалась на известном нападении тюменского хана Ибрахима и его ногайских союзников на ставку хана Большой Орды Ахмада в январе 1481 года, которое было хорошо известно русским историкам, например Н.М. Карамзину. Однако в издании 2005 года указана иная дата этого события, Ахмад был заменен сыном, остается не ясным источник информации о семейных распрях. Здесь вновь надо обратить внимание на то, как этот фрагмент был переведен в 2018 году: «Правление Сает Ахмата, который пришел к власти после отца Ахмата, было тревожным из-за распрей между его братьями. Ахмат хан был убит сибирским ханом Ибаком бин Махмуд-ханом в 889 году» [13, а 195]. Как мы видим, в данном переводе большинства ошибок не обнаруживается, кроме года убийства Ахмада. Это еще раз ставит вопрос о необходимости крайне осторожного обращения русскоязычных историков с текстом Ш. Марджани по изданию 2005 года.
Однажды в анализируемой работе упоминается «Мамык хан» (Мамук), который сел на казанский престол и «был ставленником Ногайской Орды» [7,
а 111]. Справедливости ради отметим, что Ш. Марджани, видимо, или не знал о родстве Ибрахима и Мамука, или, по крайней мере, не упоминал об этом. При этом еще профессор Казанского университета К.С. Фукс в своей работе «Краткая история города Казани» в 1822 г. писал о Мамуке как хане сибирском и его связях с казанцами [19]. Стоит отметить, что в отдельных документах действительно прослеживается связь Мамука с ногаями [15, а 106-107].
6. Историю падения Сибирского ханства в изложении Ш. Марджани необходимо анализировать буквально по предложениям. «В 1595 г. (1003) на Сибирское ханство напал Ермак Тимофеевич, которому удалось захватить его. Хан Кучум был вынужден бежать к башкирам, где и умер» [7, а 130]. Большая часть информации повторяет сведения Абу-л-Гази, который, однако, пишет о бегстве Кучума к мангытам [1, а 102]. Именно последняя версия поддерживается в современной историографии [17, с. 65-66], а предположение Ш. Мард-жани о бегстве к башкирам практически не находит подтверждения.
«В 1009 (1602 г.) сибирские татары подняли восстание и поставили ханом Угу, после него на престол взошел Гали хан, однако ему не удалось завладеть столицей государства, после него ханом стал его брат Ишим хан, он был последним сибирским ханом, известно, что в 1017 г. (1608 г.) он был еще жив» [7, с. 130].
Хан по имени Уг неизвестен в источниках или иных исследованиях по истории Сибирского ханства. В отличие от него, Гали и Ишим - это сыновья хана Кучума, которые действительно были сибирского ханами. Первый -примерно между 1600-1608 гг., то есть смертью Кучума и попаданием в русский плен, при этом в русских летописях указывается и на занятие им Искера, пусть и на небольшой период времени. Второй мог стать сибирским ханом после пленения брата [17, ^ 73-78, 89]. Обратим внимание, что на момент написания анализируемой работы Ш. Марджани был единственным российским историком, который признавал ханские титулы за двумя сыновьями Кучума, что ставит вопрос об источнике этой информации. Возникает резонный вопрос: могла ли она быть связана с пребыванием автора в Бухаре?
6. С позиций генеалогии история Сибирского ханства частично смыкается с историей Касимовского ханства, где двенадцатым ханом был «Арс-ланали ибн Гали ибн Кучум ибн Муртазаали ибн Абак», который занял престол в 1614 (1023) г. и умер в 1626 (1036) г. После него правил «Саидбурхан ибн Арсланали» (с 1619 по 1678 гг.), а последним правителем Касимовского ханства «из числа татар и мусульман» была «жена Арсланали и мать Саид-бурхана» «Фатымасултан, дочь Акмухаммад саида ибн Буляксаида Шахкола» [7, а 125]. Здесь основные идеи автора явно пересекаются с изданной в 1866 году третьей частью «Исследования о касимовских царях и царевичах» В.В. Вельяминова-Зернова, хотя между ними имеются некоторые расхождения в нумерации ханов (например, в работе этого историка Арслан был тринадцатым ханом [4, ^ 1]), датах начала и конца правления. Однако это требует и более углубленного анализа литературы по истории Касимовского ханства, и работы именно с оригиналом книги Ш. Марджани, что выходит за пределы компетенции автора данной статьи.
Таким образом, сведения Ш. Марджани о сибирских ханах из династии Шибанидов позволяют воссоздать те источники, которые он использовал при
работе над своей книгой «Мустафад аль-ахбар фи ахваль Казан ва Булгар» («Кладезь сведений о делах Казани и Булгара»). Среди них на первом месте однозначно были сочинение Абу-л-Гази «Родословное древо тюрков», «Шей-баниада», изданная в Казани в 1849 г. И. Березиным, «Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. Том I. Извлечения из сочинений арабских» В.Г. Тизенгаузена. Скорее всего, автор был хорошо знаком с «Исследованием о касимовских царях и царевичах» В.В. Вельяминова-Зернова. Ш. Марджани был одним из первых российских востоковедов, использовавших сочинение Мухаммада Юсуфа Мунши «Муким-ханская история». Для конца XIX века в труде Ш. Марджани, при некоторых фактологических недостатках, была собрана значительная информация по истории Шибанидов, в частности Ш. Марджани был одним из первых исследователей биографии узбекского хана Абу-л-Хайра. В отдельных случаях авторские предположения, например, относительно ханских титулов у сыновей сибирского хана Кучума Али и Ишима, явно опережали историческую науку своего времени. В тоже время выявленные ошибки и противоречия в различных переводах заставляют с большой долей осторожности использовать русскоязычное издание 2005 года этого сочинения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков / Пер. и предисл. Г.С.Саб-лукова // Абуль-Гази-Бахадур-хан. Родословное древо тюрков. Иоакинф. История первых четырех ханов дома Чингисова. Лэн-Пуль Стэнли. Мусульманские династии. М..; Ташкент; Баку, 1996. С. 3-186.
2. Адамов А.А., Балюнов И.В., Данилов П.Г. Город Тобольск. Археологический очерк. Тобольск, 2008. 114 с.
3. АтласиХ.М. История Сибири. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 96 с.
4. Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о касимовски царях и царевичах. СПб.: Тип. Императорской Академии наук, 1866. Ч. 3. 502 с.
5. Грамота царя Федора Иоанновича к сибирскому царю Кучуму о прекращении его преследования и о позволении ему приехать в Россию для получения замены за потерянное Сибирское царство (1597 г. мая 20) // Тобольский хронограф. Вып. 2. Екатеринбург: Элтра, Культура, 1998. С. 11-13.
6. Исхаков Д.М., Тычинских З.А. О шибанидском «следе» в Булгарском вилайяте Улуса Джучи // Золотоордынское обозрение. 2013. № 2. С. 128-145.
7. Марджани Ш. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара. Ч. 1. Казань: Иман, 2005. 199 с.
8. Маслюженко Д.Н. О механизмах и принципах наследования ханской власти среди Шибанидов // Вопросы истории и археологии Западного Казахстана. 2011. № 1. С. 43-52.
9. Маслюженко Д.Н., Рябинина Е.А. Шибаниды и Тайбугиды в 1563 года: значение в истории и историографии Сибирского ханства // XIII Фаизхановские чтения. Наследие Золотой Орды в государственности и культурных традициях народов Евразии: материалы международной научно-практической конференции. М.: ООО «Издательский дом «Медина», 2017. С. 457-468.
10. Материалы по истории Казахских ханств XV-XVIII веков (извлечения из персидских и тюркских сочинений) / Сост. С.К. Ибрагимов и др. Алма-Ата: Изд-во «Наука» КазССР, 1969. 652 с.
11. Миргалеев И.М. К вопросу о достоверности перевода на русский язык книги Ш.Марджани «Мустафад ал-ахбар» (Марджани Шихабутдин. Извлечение вестей о состоянии Казани и Булгара (Мустафад ал-ахбар фи ахвали Казан ва Булгар). Часть I. Казань: ФЭН, 2005. 255 с. Со старотатарского языка перевел Р.К. Адыгамов, редактор издания - Валиула Хазрат Ягъкуб) // Золотоордынская цивилизация. Вып. 2. Казань, 2009. С. 239-241.
12. Миргалеев И.М. Сообщение Продолжателя «Чингиз-наме» Утемиша-хаджи о поздних Шибанидах // История, экономика и культура средневековых тюрко-татарских государств Западной Сибири. Материалы II Всероссийской научной конференции. Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2014. С. 64-66.
13. Миргалеев И.М., Абызова Р.Р. Шихабетдин Марджани о Золотой Орде // Зо-лотоордынское обозрение. 2018. Т. 6, № 1. С. 181-198. DOI: 10.22378/23136197.2018-6-1.181-198
14. Мунши Мухаммед Юсуф Муким-ханская история / перевод и прим. А.А.Семенова. Ташкент: Изд-во АН УзССР «Фан», 1956. 303 с.
15. Парунин А.В. Походы Сибирских Шибанидов на Казань в конце XV в. // Вопросы истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды: сборник научных статей, посвященных памяти В.П.Костюкова / Д.В. Марыксин, Д.В. Васильев [отв. ред. и сост.]. Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011. C.102-109.
16. Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды, В.Г. Тизенгау-зена. Т. 1. Извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. 555 с.
17. Трепавлов В.В., Беляков А.В. Сибирские царевичи в истории России. СПб.: Издательство Олега Абышко, 2018. 496 с.
18. Тычинских З.А. Некоторые страницы ранней истории сибирских татар в трудах татарских историков Ш.Марджани и Х.Атласи // Шигабутдин Марджани: Наследие и современность. Сборник статей. Казань: Алма-Лит, 2008. С. 153-159.
19. Фукс К.Ф. Краткая история города Казани. Электронный ресурс. Адрес доступа: http://суварьI.рф/m/content/kratkaya-istoriya-goroda-kazani (дата обращения 18.07.2018).
20. Шейбаниада. История монголо-тюрков, изданная И.Березиным. Казань: Университетская типография, 1849. 342 с.
21. Шихабуддин Марджани (1818-1889) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.islamrf.org/marjani (дата обращения: 18.07.2018).
22. Howorth Н.Н. History of the Mongols from the 9th to the 19th Century. Part II: The So-Called Tartars of Russia and Central Asia, Division II. London: Longmans, Green, and Co., 1880. 478 p.
Сведения об авторе: Денис Николаевич Маслюженко - кандидат исторических наук, доцент, директор гуманитарного института, Курганский государственный университет (640020, ул. Советская, 63, корп. 4, Курган, Российская Федерация); ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8302-1277, ResearcherlD: J-9551-2017. E-mail: denmas [email protected]
Поступила 07.07.2019 Принята к публикации 29.08.2019
Опубликована 29.09.2019
REFERENCES
1. Abul'-Gazi-Bakhadur-khan. Rodoslovnoe drevo tyurkov [The genealogical tree of the Turks]. In Abul'-Gazi-Bakhadur-khan. Rodoslovnoe drevo tyurkov. Ioakinf. Istoriya pervykh chetyrekh khanov doma Chingisova. Len-Pul' Stenli. Musul'manskie dinastii [The Genealogical Tree of the Turks. Father Ioakinf. The History of the First Four Khans of the Chinggis' House. Lane-Poole, Stanley. The Mohammadan Dynasties]. Moscow: Tashkent, Baku, 1996, pp. 3-186. (In Russian).
2. Adamov A.A., Balyunov I.V., Danilov P.G. Gorod Tobol'sk. Arkheologicheskiy ocherk [The City of Tobolsk. Archaeological sketch]. Tobolsk, 2008. 114 p. (In Russian).
3. Atlasi H. Istorija Sibiri [History of Siberia]. Kazan: Tatar book Publ., 2005. 96 p. (In Russian).
4. Vel'yaminov-Zernov V.V. Issledovanie o kasimovski tsaryakh i tsarevichakh [Study of the Kasimov Tsars and Princes]. St. Petersburg: Typography of Imperial Academy of Sciences, 1866. 502 p. (In Russian).
5. Gramota tsarya Fedora Ioannovicha k sibirskomu tsaryu Kuchumu o prekrashchenii ego presledovaniya i o pozvolenii emu priyekhat' v Rossiyu dlya polucheniya zameny za poteryannoye Sibirskoye tsarstvo (1597 g. maya 20) [The letter of Tsar Fyodor Ivanovich to the Siberian Tsar Kuchum about the termination of his prosecution and about permission to arrive to Russia for receiving replacement for the lost Siberian Tsardom (May 20, 1597)]. Tobol'skiy khronograf [The Tobolsk Chronograph]. Ekaterinburg: Altra, Culture, 1998, is. 2. pp. 11-13. (In Russian).
6. Iskhakov D.M., Tychinskikh Z.A. O shibanidskom «slede» v Bulgarskom vilayyate Ulusa Dzhuchi [On the Shibanid "trace" in the Bulgar vilayet of the ulus of Jochi]. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2013, no. 2, pp. 128-145. (In Russian)
7. Marjani Sh. Izvlechenie vestey o sostoyanii Kazani i Bulgara Mustafad al-akhbar f akhvali Kazan va Bulgar [Fetching News about the Status of Kazan and Bulgar]. Kazan, Iman, 2005, part 1. 255 p. (In Russian)
8. Maslyuzhenko D.N. O mekhanizmakh i printsipakh nasledovaniya khanskoy vlasti sredi Shibanidov [About mechanisms and principles of inheritance of the Khan's power among the Shibanids]. Voprosy istorii i arkheologii Zapadnogo Kazakhstana [Question of History and Archaeology of Western Kazakhstan]. 2011, no. 1, pp 43-52. (In Russian)
9. Maslyuzhenko D.N., Ryabinina E.A. Shibanidy i Taybugidy v 1563 goda: zna-cheniye v istorii i istoriografii Sibirskogo khanstva [The Shibanids and Taibugids in 1563: the value in the history and historiography of the Siberian khanate]. XIII Faizkhanovskiye chteniya. Naslediye Zolotoy Ordy v gosudarstvennosti i kul'turnykh traditsiyakh narodov Evrazii: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The XIII Faizkhanov Readings. The Heritage of the Golden Horde in the Statehood and Cultural Traditions of the Peoples of Eurasia: Proceedings of the International Research Conference.]. Moscow: Medina, 2017, pp. 457-468. (In Russian).
10. Materialy po istorii kazakhskikh khanstv XV—XVIII vekov (izvlecheniya. iz persidskikh i tyurkskikh sochineniy) [Materials on the History of the Kazakh Khanates in the 15th-18th centuries (extracts from the Persian and Turkic writings)]. Suleymenov B. [otv. red.]. Alma-Ata: Nauka Publ., 1969. 655 p. (In Russian).
11. Mirgaleyev I.M. K voprosu o dostovernosti perevoda na russkiy yazyk knigi SH.Mardzhani «Mustafad al-akhbar» (Mardzhani Shikhabutdin. Izvlecheniye vestey o sostoyanii Kazani i Bulgara (Mustafad al-akhbar fi akhvali Kazan va Bulgar). Chast' I. -Kazan: FEN, 2005. 255 s. So starotatarskogo yazyka perevel R.K. Adygamov, redaktor izdaniya - Valiula Khazrat Yagkub) [On the issue of correctness of the translation of Sh.Marjani's book "Mustefadul-ahbar"]. Zolotoordynskaya tsivilizatsiya =Golden Horde civilization. Kazan, 2009, Is. 2, pp. 239-241. (In Russian).
12. Mirgaleev I.M. Soobshchenie Prodolzhatelya «Chingiz-name» Utemisha-khadzhi o pozdnikh Shibanidah [Information of the Continuator of the "Chingiz-nama" of Otemish
Haji on the later Shibanids]. Istoriya, ekonomika i kul'tura srednevekovykh tyurko-tatarskikh gosudarstv Zapadnoy Sibiri. Materialy II Vserossiyskoy nauchnoy konferentsii [History, Economics and Culture of Medieval Turko-Tatar States in Western Siberia. Proceedings of the II Russian Research Conference]. Kurgan: Kurgan State University Publ., 2014, pp. 64-66 (In Russian).
13. Mirgaleev I.M., Abyzova R.R. Shikhabetdin Mardzhani o Zolotoy Orde [Shiha-butdin Marjani on the Golden Horde]. Zolotoordynskoe obozrenie=Golden Horde Review. 2018, vol. 6, no. 1, pp. 181-198. DOI: 10.22378/2313-6197.2018-6-1.181-198. (In Russian).
14. Munshi Mukhammed Yusuf. Mukim-khanskaya istoriya [Mukim-Khan's Story]. Tashkent, 1956. 300 p. (In Russian).
15. Parunin A.V. Pokhody Sibirskikh Shibanidov na Kazan' v kontse XV v. [Campaigns of the Siberian Shibanids against Kazan in the end of the fifteenth century]. Voprosy istorii i arkheologii srednevekovykh kochevnikov i Zolotoy Ordy: sbornik nauchnykh statey, posvyashchennykh pamyati V.P.Kostyukova [Questions of History and Archaeology of the Medieval Nomads and the Golden Horde. Collected papers in memory of V.P. Kostyukov]. Astrakhan: Astrakhan University, 2011, pp. 102-109. (In Russian)
16. Sbornik materialov, otnosyashchikhsya k istorii Zolotoy Ordy. Tom. I. Izvlecheniya iz sochineniy arabskikh [Collection of Materials Relating to the History of the Golden Horde. Vol. 1. Extracts from the Arabic Writings]. V. Tizengauzen (ed.). St. Petersburg: 1884. 555 p. (In Russian).
17. Trepavlov V.V., Belyakov A.V. Sibirskie tsarevichi v istorii Rossii [The Siberian Tsareviches in the History of Russia]. St. Petersburg: Publishing House of Oleg Abyshko, 2018. 496 p. (In Russian).
18. Tychinskikh Z.A. Nekotoryye stranitsy ranney istorii sibirskikh tatar v trudakh tatarskikh istorikov Sh.Mardzhani i Kh.Atlasi [Some pages of the early history of the Siberian Tatars in the works of Tatar historians Sh. Marjani and H. Atlasi]. Shigabutdin Mardzhani: Naslediye i sovremennost'. Sbornik statey [Shigabutdin Marjani: Heritage and Modernity. Collected papers]. Kazan: Alma-Lit, 2008, pp. 153-159. (In Russian).
19. Fuks K.F. Kratkaya istoriya goroda Kazani [A Brief history of the City of Kazan]. Available at: http://cyBapbi.p$/ru/content/kratkaya-istoriya-goroda-kazani (last accessed 18.07.2018). (In Russian).
20. Sheybaniada. Istoriya mongolo-tyurkov, izdannaya I. Berezinym [The Sheibaniade. History of the Mongol-Turks, Published by I. Berezin]. Kazan: Kazan State University Publ., 1849. 342 p. (In Russian).
21. Shikhabuddin Mardzhani (1818-1889) [Shigabutdin Marjani (1818-1889)]. Available at: https://www.islamrf.org/marjani (last accessed 18.07.2018). (In Russian).
22. Howorth H.H. History of the Mongols from the 9th to the 19th Century. Part II: The So-Called Tartars of Russia and Central Asia, Division II. London: Longmans, Green, and Co., 1880. 478 p.
About the author: Denis N. Maslyuzhenko - Cand. Sci. (History), Associate Professor, Director of the Humanities Institute, Kurgan State University (63, building 4, Sovetskaya Str., Kurgan 640020, Russian Federation); ORCID: http://orcid.org/0000-0001-8302-1277, ResearcherID: J-9551-2017. E-mail: [email protected]
Received July 7, 2019 Accepted for publication August 29, 2019
Published September 29, 2019