Научная статья на тему 'Сибирская неоархаика'

Сибирская неоархаика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
352
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИСКУССТВО СИБИРИ / НЕОАРХАИКА / СЕВЕРНЫЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЙ СТИЛЬ / ЭТНОАРХАИКА / АРХЕОАРТ / АРХЕОАВАНГАРД / ВЫСТАВКА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПРОЕКТ / ART OF SIBERIA / NEO-ARCHAIC / NORTHERN VISUAL STYLE / ETHNOARCHIC / ARCHEOART / ARCHEOAVANGARD / EXHIBITION / ART PROJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Галыгина Ольга Михайловна

Автор статьи представляет обзор Международного художественного проекта «Сибирская неоархаика» (2014, Новосибирск).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Siberian Neo-Archaic

The author of the article presents a review of the «Siberian Neo-Aarchaic» International Art Project (2014, Novosibirsk).

Текст научной работы на тему «Сибирская неоархаика»

The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011

СИБИРСКАЯ НЕОАРХАИКА

Галыгина Ольга Михайловна Искусствовед, Президент Благотворительного фонда «Современное искусство Сибири», член ВТОО «Союз художников России». Россия, г. Омск. Sibgal@rambler.ru

Автор статьи представляет обзор Международного художественного проекта «Сибирская неоархаика» (2014, Новосибирск).

Ключевые слова: искусство Сибири, неоархаика, северный изобразительный стиль, этноархаика, археоарт, археоавангард, выставка, художественный проект.

Библиографическое описание для цитирования:

Галыгина О.М. Сибирская неоархаика // Искусство Евразии. — 2015. — № 1 (1). — С. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/416035/26/

12 ноября 2014 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялся Международный художественный проект «Сибирская неоархаика».

Благотворительный Фонд «Современное искусство Сибири» представил его в рамках Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Архаическое и традиционное искусство Сибири: проблемы научной и художественной интерпретации». В марте 2015 г. проект продолжил работу в Новокузнецком художественном музее. Кураторы выставки: Ольга Галыгина (Новокузнецк), Владимир Чирков (Омск).

В выставках приняли участие: Лариса Пастушкова (живопись) из Барнаула; Сергей Дыков (живопись, графика) из Горно-Алтайска; Виталий Смагин (объект) и Александр Алсаткин (декоративно-прикладное искусство) из Иркутска; Сергей Ануфриев (объект, цифровая печать), Валерий Сысоев (скульптура), Николай Рыбаков (живопись) из Красноярска; Александр Суслов (живопись, графика) из Новокузнецка; Данила Меньшиков (живопись, графика) из Новосибирска; Евгений Дорохов (живопись) и Татьяна Колточихина (объект) из Омска; Сергей Лазарев (живопись, графика) из Томска; Владимир Бугаев (цифровая печать, видеоарт) из Ханты-Мансийска; Дмитрий Будажабэ (скульптура), Зандан Дугаров (скульптура) и Евгений Болсобоев (графика) из Улан-Удэ. Среди зарубежных участников: Александр Бобкин (графика) и Людмила Бессонова (текстиль) из Голландии; Вирле Румс (Gicleeprint), Кристоф Меул (печать натуральными пигментами) и Александра Галыгина (графика, текстиль) из Бельгии.

Аннотация

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015

Также на выставке был представлен каталог, продемонстрированы документальный фильм «Сибирская неоархаика», художественная коллекция моделей одежды новокузнецких модельеров Е. Баскаковой и О. Левченко и ювелирная коллекция А. Выпова.

Рис. 1. Галыгина Ольга Михайловна, куратор Рис. 2. Выступает Владимир Чирков,

выставки «Сибирская неоархаика». Омск.

Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве России начала формироваться еще в конце XIX — начале XX века в Сибири (Алтай, Томск, Иркутск) под названием «сибирский стиль». В 1920-егоды в Ленинграде в Институте народов Севера получило свое развитие как «северный изобразительный стиль». Возобновление интереса к нему наблюдалось снова в Сибири в творчестве шестидесятников, а в последнюю четверть ушедшего века приобрело всесибирский характер, сопровождаемый различными определениями: этноархаика, археоарт, археоавангард.

Сибирская неоархаика носит ярко выраженный экстерриториальный характер по своей пространственной протяженности (Байкальский регион, Саяно-Енисейская и Хакасо-Минусинская котловины, Алтай, Тыва, Западная Сибирь) и длительности во времени — без малого целый век.

Рис. 3. Экспозиция в Новокузнецке. Рис. 4. Экспозиция в Новокузнецке.

ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015

Направление включает в себя художников, ставших крупными именами в отечественном искусстве. Особенностью сибирской неоархаики является то, что это искусство пришло в Сибирь не извне, а было порождено именно Сибирью, то есть направление имеет мощные исторические корни содержательного и формального, пластического, характера. По Л.Н. Гумилеву, питающим, порождающим, кормящим ландшафтом сибирской неоархаики являются богатейшая история, мифология, природа Сибири, волею безымянных творцов превратившиеся в выдающиеся этнографические, фольклорные, изобразительные памятники. Особенностью этих памятников является то, что в них воплотились образы, связанные с жизнью на земле, продолжением человеческого и животного родов, с физическим и духовным освоением пространства. Это тот локус, в пространстве которого исторически живет человек духовный. Мир в древних памятниках предстает единым, целостным, органичным, трепетным. Глядя на прошедший век, видишь, что актуализация выдающегося наследия этносов Сибири происходила в течение целого столетия и в своих ритмах совпадает с теми временами, когда мировые и отечественные общества и культуры испытывали кризисные явления. Авторы сибирской неоархаики сначала интуитивно, затем рационально «увидели» в прошлом искомую гармонию, которой лишен современный мир. Название выставки, вынесенное в заголовок, — «Сибирская неоархаика» — актуализирует исторический опыт духовности.

Рис. 5. Работы Татьяны Колточихиной и Сергея Рис. 6. Экспозиция картин Евгения Дорохова. Ануфриева.

Сибирская неоархаика, с художественной точки зрения, представляет огромный познавательный и эстетический интерес. Фактически, это межвидовое искусство: авторы работают в живописи, графике, пластике, керамике, актуальном искусстве. Все ведущие мастера направления в своих лучших произведениях демонстрируют тот профессиональный опыт, который органично включает наследие прошлого и язык современного искусства. И именно в этом художественном качестве искусство сибирской неоархаики представляет общекультурный интерес.

Статья поступила в редакцию 14.09.2015 г.

The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015

DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011

SIBERIAN NEO-ARCHAIC

Galygina Olga Mikhailovna

Art critic, President of the Contemporary Art

of Siberia Charitable Foundation,

Member of the Union of Artists of Russia.

Russia, Omsk.

Sibgal@rambler.ru

Abstract

The author of the article presents a review of the «Siberian Neo-Aarchaic» International Art Project (2014, Novosibirsk).

Keywords: art of Siberia, neo-archaic, northern visual style, ethnoarchic, archeoart, archeoavangard, exhibition, art project.

Bibliographic description for citation:

Galygina O.M. Siberian Neo-Archaic. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2015, No. 1 (1), pp. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. Available at:

https://readymag.com/u50070366/416035/26/ (In Russian).

Received: September 14, 2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.