The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011
СИБИРСКАЯ НЕОАРХАИКА
Галыгина Ольга Михайловна Искусствовед, Президент Благотворительного фонда «Современное искусство Сибири», член ВТОО «Союз художников России». Россия, г. Омск. Sibgal@rambler.ru
Автор статьи представляет обзор Международного художественного проекта «Сибирская неоархаика» (2014, Новосибирск).
Ключевые слова: искусство Сибири, неоархаика, северный изобразительный стиль, этноархаика, археоарт, археоавангард, выставка, художественный проект.
Библиографическое описание для цитирования:
Галыгина О.М. Сибирская неоархаика // Искусство Евразии. — 2015. — № 1 (1). — С. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/416035/26/
12 ноября 2014 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялся Международный художественный проект «Сибирская неоархаика».
Благотворительный Фонд «Современное искусство Сибири» представил его в рамках Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Архаическое и традиционное искусство Сибири: проблемы научной и художественной интерпретации». В марте 2015 г. проект продолжил работу в Новокузнецком художественном музее. Кураторы выставки: Ольга Галыгина (Новокузнецк), Владимир Чирков (Омск).
В выставках приняли участие: Лариса Пастушкова (живопись) из Барнаула; Сергей Дыков (живопись, графика) из Горно-Алтайска; Виталий Смагин (объект) и Александр Алсаткин (декоративно-прикладное искусство) из Иркутска; Сергей Ануфриев (объект, цифровая печать), Валерий Сысоев (скульптура), Николай Рыбаков (живопись) из Красноярска; Александр Суслов (живопись, графика) из Новокузнецка; Данила Меньшиков (живопись, графика) из Новосибирска; Евгений Дорохов (живопись) и Татьяна Колточихина (объект) из Омска; Сергей Лазарев (живопись, графика) из Томска; Владимир Бугаев (цифровая печать, видеоарт) из Ханты-Мансийска; Дмитрий Будажабэ (скульптура), Зандан Дугаров (скульптура) и Евгений Болсобоев (графика) из Улан-Удэ. Среди зарубежных участников: Александр Бобкин (графика) и Людмила Бессонова (текстиль) из Голландии; Вирле Румс (Gicleeprint), Кристоф Меул (печать натуральными пигментами) и Александра Галыгина (графика, текстиль) из Бельгии.
Аннотация
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015
Также на выставке был представлен каталог, продемонстрированы документальный фильм «Сибирская неоархаика», художественная коллекция моделей одежды новокузнецких модельеров Е. Баскаковой и О. Левченко и ювелирная коллекция А. Выпова.
Рис. 1. Галыгина Ольга Михайловна, куратор Рис. 2. Выступает Владимир Чирков,
выставки «Сибирская неоархаика». Омск.
Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве России начала формироваться еще в конце XIX — начале XX века в Сибири (Алтай, Томск, Иркутск) под названием «сибирский стиль». В 1920-егоды в Ленинграде в Институте народов Севера получило свое развитие как «северный изобразительный стиль». Возобновление интереса к нему наблюдалось снова в Сибири в творчестве шестидесятников, а в последнюю четверть ушедшего века приобрело всесибирский характер, сопровождаемый различными определениями: этноархаика, археоарт, археоавангард.
Сибирская неоархаика носит ярко выраженный экстерриториальный характер по своей пространственной протяженности (Байкальский регион, Саяно-Енисейская и Хакасо-Минусинская котловины, Алтай, Тыва, Западная Сибирь) и длительности во времени — без малого целый век.
Рис. 3. Экспозиция в Новокузнецке. Рис. 4. Экспозиция в Новокузнецке.
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015
Направление включает в себя художников, ставших крупными именами в отечественном искусстве. Особенностью сибирской неоархаики является то, что это искусство пришло в Сибирь не извне, а было порождено именно Сибирью, то есть направление имеет мощные исторические корни содержательного и формального, пластического, характера. По Л.Н. Гумилеву, питающим, порождающим, кормящим ландшафтом сибирской неоархаики являются богатейшая история, мифология, природа Сибири, волею безымянных творцов превратившиеся в выдающиеся этнографические, фольклорные, изобразительные памятники. Особенностью этих памятников является то, что в них воплотились образы, связанные с жизнью на земле, продолжением человеческого и животного родов, с физическим и духовным освоением пространства. Это тот локус, в пространстве которого исторически живет человек духовный. Мир в древних памятниках предстает единым, целостным, органичным, трепетным. Глядя на прошедший век, видишь, что актуализация выдающегося наследия этносов Сибири происходила в течение целого столетия и в своих ритмах совпадает с теми временами, когда мировые и отечественные общества и культуры испытывали кризисные явления. Авторы сибирской неоархаики сначала интуитивно, затем рационально «увидели» в прошлом искомую гармонию, которой лишен современный мир. Название выставки, вынесенное в заголовок, — «Сибирская неоархаика» — актуализирует исторический опыт духовности.
Рис. 5. Работы Татьяны Колточихиной и Сергея Рис. 6. Экспозиция картин Евгения Дорохова. Ануфриева.
Сибирская неоархаика, с художественной точки зрения, представляет огромный познавательный и эстетический интерес. Фактически, это межвидовое искусство: авторы работают в живописи, графике, пластике, керамике, актуальном искусстве. Все ведущие мастера направления в своих лучших произведениях демонстрируют тот профессиональный опыт, который органично включает наследие прошлого и язык современного искусства. И именно в этом художественном качестве искусство сибирской неоархаики представляет общекультурный интерес.
Статья поступила в редакцию 14.09.2015 г.
The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011
SIBERIAN NEO-ARCHAIC
Galygina Olga Mikhailovna
Art critic, President of the Contemporary Art
of Siberia Charitable Foundation,
Member of the Union of Artists of Russia.
Russia, Omsk.
Sibgal@rambler.ru
Abstract
The author of the article presents a review of the «Siberian Neo-Aarchaic» International Art Project (2014, Novosibirsk).
Keywords: art of Siberia, neo-archaic, northern visual style, ethnoarchic, archeoart, archeoavangard, exhibition, art project.
Bibliographic description for citation:
Galygina O.M. Siberian Neo-Archaic. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2015, No. 1 (1), pp. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. Available at:
https://readymag.com/u50070366/416035/26/ (In Russian).
Received: September 14, 2015.