The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011
СИБИРСКАЯ НЕОАРХАИКА
Галыгина Ольга Михайловна Искусствовед, Президент Благотворительного фонда «Современное искусство Сибири», член ВТОО «Союз художников России». Россия, г. Омск. [email protected]
Автор статьи представляет обзор Международного художественного проекта «Сибирская неоархаика» (2014, Новосибирск).
Ключевые слова: искусство Сибири, неоархаика, северный изобразительный стиль, этноархаика, археоарт, археоавангард, выставка, художественный проект.
Библиографическое описание для цитирования:
Галыгина О.М. Сибирская неоархаика // Искусство Евразии. — 2015. — № 1 (1). — С. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/416035/26/
12 ноября 2014 года в Новосибирском государственном художественном музее состоялся Международный художественный проект «Сибирская неоархаика».
Благотворительный Фонд «Современное искусство Сибири» представил его в рамках Всероссийской научной конференции (с международным участием) «Архаическое и традиционное искусство Сибири: проблемы научной и художественной интерпретации». В марте 2015 г. проект продолжил работу в Новокузнецком художественном музее. Кураторы выставки: Ольга Галыгина (Новокузнецк), Владимир Чирков (Омск).
В выставках приняли участие: Лариса Пастушкова (живопись) из Барнаула; Сергей Дыков (живопись, графика) из Горно-Алтайска; Виталий Смагин (объект) и Александр Алсаткин (декоративно-прикладное искусство) из Иркутска; Сергей Ануфриев (объект, цифровая печать), Валерий Сысоев (скульптура), Николай Рыбаков (живопись) из Красноярска; Александр Суслов (живопись, графика) из Новокузнецка; Данила Меньшиков (живопись, графика) из Новосибирска; Евгений Дорохов (живопись) и Татьяна Колточихина (объект) из Омска; Сергей Лазарев (живопись, графика) из Томска; Владимир Бугаев (цифровая печать, видеоарт) из Ханты-Мансийска; Дмитрий Будажабэ (скульптура), Зандан Дугаров (скульптура) и Евгений Болсобоев (графика) из Улан-Удэ. Среди зарубежных участников: Александр Бобкин (графика) и Людмила Бессонова (текстиль) из Голландии; Вирле Румс (Gicleeprint), Кристоф Меул (печать натуральными пигментами) и Александра Галыгина (графика, текстиль) из Бельгии.
Аннотация
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015
Также на выставке был представлен каталог, продемонстрированы документальный фильм «Сибирская неоархаика», художественная коллекция моделей одежды новокузнецких модельеров Е. Баскаковой и О. Левченко и ювелирная коллекция А. Выпова.
Рис. 1. Галыгина Ольга Михайловна, куратор Рис. 2. Выступает Владимир Чирков,
выставки «Сибирская неоархаика». Омск.
Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве России начала формироваться еще в конце XIX — начале XX века в Сибири (Алтай, Томск, Иркутск) под названием «сибирский стиль». В 1920-егоды в Ленинграде в Институте народов Севера получило свое развитие как «северный изобразительный стиль». Возобновление интереса к нему наблюдалось снова в Сибири в творчестве шестидесятников, а в последнюю четверть ушедшего века приобрело всесибирский характер, сопровождаемый различными определениями: этноархаика, археоарт, археоавангард.
Сибирская неоархаика носит ярко выраженный экстерриториальный характер по своей пространственной протяженности (Байкальский регион, Саяно-Енисейская и Хакасо-Минусинская котловины, Алтай, Тыва, Западная Сибирь) и длительности во времени — без малого целый век.
Рис. 3. Экспозиция в Новокузнецке. Рис. 4. Экспозиция в Новокузнецке.
ТЬе Ал Of Eurasia N0. 1 (1) . 2015
Направление включает в себя художников, ставших крупными именами в отечественном искусстве. Особенностью сибирской неоархаики является то, что это искусство пришло в Сибирь не извне, а было порождено именно Сибирью, то есть направление имеет мощные исторические корни содержательного и формального, пластического, характера. По Л.Н. Гумилеву, питающим, порождающим, кормящим ландшафтом сибирской неоархаики являются богатейшая история, мифология, природа Сибири, волею безымянных творцов превратившиеся в выдающиеся этнографические, фольклорные, изобразительные памятники. Особенностью этих памятников является то, что в них воплотились образы, связанные с жизнью на земле, продолжением человеческого и животного родов, с физическим и духовным освоением пространства. Это тот локус, в пространстве которого исторически живет человек духовный. Мир в древних памятниках предстает единым, целостным, органичным, трепетным. Глядя на прошедший век, видишь, что актуализация выдающегося наследия этносов Сибири происходила в течение целого столетия и в своих ритмах совпадает с теми временами, когда мировые и отечественные общества и культуры испытывали кризисные явления. Авторы сибирской неоархаики сначала интуитивно, затем рационально «увидели» в прошлом искомую гармонию, которой лишен современный мир. Название выставки, вынесенное в заголовок, — «Сибирская неоархаика» — актуализирует исторический опыт духовности.
Рис. 5. Работы Татьяны Колточихиной и Сергея Рис. 6. Экспозиция картин Евгения Дорохова. Ануфриева.
Сибирская неоархаика, с художественной точки зрения, представляет огромный познавательный и эстетический интерес. Фактически, это межвидовое искусство: авторы работают в живописи, графике, пластике, керамике, актуальном искусстве. Все ведущие мастера направления в своих лучших произведениях демонстрируют тот профессиональный опыт, который органично включает наследие прошлого и язык современного искусства. И именно в этом художественном качестве искусство сибирской неоархаики представляет общекультурный интерес.
Статья поступила в редакцию 14.09.2015 г.
The Art Of Eurasia No. 1 (1) . 2015
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011
SIBERIAN NEO-ARCHAIC
Galygina Olga Mikhailovna
Art critic, President of the Contemporary Art
of Siberia Charitable Foundation,
Member of the Union of Artists of Russia.
Russia, Omsk.
Abstract
The author of the article presents a review of the «Siberian Neo-Aarchaic» International Art Project (2014, Novosibirsk).
Keywords: art of Siberia, neo-archaic, northern visual style, ethnoarchic, archeoart, archeoavangard, exhibition, art project.
Bibliographic description for citation:
Galygina O.M. Siberian Neo-Archaic. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2015, No. 1 (1), pp. 135-138. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011. Available at:
https://readymag.com/u50070366/416035/26/ (In Russian).
Received: September 14, 2015.