УДК 761
Т. М. Ломанова
Сибирский государственный институт искусств им. Дмитрия Хворостовского Красноярск, Россия
СИБИРСКАЯ КСИЛОГРАФИЯ
в современном искусстве
В статье анализируется деятельность Сибирской школы ксилографии Германа Паштова - молодого объединения ксилографов, созданного в Красноярске в 1998 году. Рассматривается история появления школы, участие членов школы в выставочных проектах за прошедшие годы, роль Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского и творческой мастерской графики Российской академии художеств в г. Красноярске, а также кратко освещается творчество нескольких интересных граверов.
Ключевые слова: красноярская студия ксилографии; сибирская школа ксилографии Германа Паштова; ксилография; гравюра; Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского; Региональное отделение «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств
Г. С. Паштов. Пан. Илл. к книге А.С.Пушкина «Избранное». 1998. Торцовая ксилография Собственность автора
Сибирская школа ксилографии Германа Паштова в XXI веке по праву занимает значительное место в российском художественном пространстве, отличаясь профессионализмом и мастерством, большим и ярким составом участников, уникальностью, оставаясь единственной в России. При этом объединение сибирских ксилографов очень молодо: даже первые участники, объединившиеся в группу ксилографов в 1998 году, будучи студентами Красноярского государственного художественного института, в настоящее время творчески активны и востребованы.
Началось все в 1988 году, когда на должность ректора молодого сибирского вуза был приглашен известный советский график, заслуженный деятель искусств РФ, член-корреспондент Академии художеств СССР В. Н. Петров-Камчатский (1938-1993). Деятельный, решительный, талантливый организатор, прекрасный стратег, Виталий Натано-
вич сразу же открыл в институте кафедру графики.
Понимая необходимость в опытных профессиональных преподавателях, В.Н. Петров-Камчатский в 1989 году приглашает для работы в институте выпускника Украинского полиграфического института им. И. Федорова (1974), уже известного к тому времени российского графика Германа Су-фадиновича Паштова. На кафедре создаются две творческие мастерские: мастерская станковой графики, которую возглавил В. П. Те-плов, и мастерская книжной графики, руководителем которой становится Г. С. Паштов.
Вот уже тридцать лет Паштов возглавляет творческую мастерскую книжной графики, создав в Красноярске школу ксилографии, воспитав немало мастеров книжной иллюстрации, хотя все ученики Германа Паштова одинаково сильно работают и в станковой графике.
Обладая недюжинным педагогическим
даром (хотя до этого времени Паштов не имел опыта преподавания), он очень быстро сумел сплотить вокруг себя талантливых и неравнодушных студентов, влюбившихся вслед за учителем в технику гравюры на дереве. Уже через несколько лет станковые листы и книжная иллюстрация молодых красноярских графиков стали появляться на выставках: вначале на молодежных, затем на общих краевых.
В 1998 году большая группа красноярских граверов (14 авторов) участвовала во второй Уральской биеннале печатной графики в городе Уфе. Первые победы, первое серьезное признание красноярской ксилографии вызвало у участников этой выставки горячее желание создать единый коллектив ксилографов, во главе которого встал их учитель - народный художник Российской Федерации, лауреат Государственной премии КБР, академик Российской академии художеств, академик Адыгской международной академии наук, профессор, руководитель творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске Герман Суфадинович Паштов. Коллектив назвали «Красноярская студия ксилографии». Скоро стало понятно, что Красноярская студия ксилографии - не кратковременный проект, каких в наше время появляется много, а серьезное объединение, в состав которого входят мастера, сумевшие подтвердить значимость существования студии.
В 2010 году студия получила название «Сибирская школа ксилографии Германа Паштова». Именно школа, поскольку в лице Г. С. Паштова студия получила педагога и руководителя, последовательно развивающего
направление гравюры, обладающей специфическими чертами.
Главное условие существования студии - обширная выставочная деятельность. В первую очередь выставки сибирской ксилографии были организованы на родине студии-школы - в Красноярске. Последняя выставка, посвященная двадцатилетию, прошла в 2019-м году в залах отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» Российской академии художеств, на которой свои произведения показал Г. С. Паштов и 70 его учеников, выпускников и нынешних студен-
тов Красноярского государственного художественного института (в настоящее время Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского), а также стажеров творческой мастерской графики отделения Российской академии художеств в Красноярске. Три больших показа творчества граверов из Сибири в разные годы состоялись в Москве. Принимали красноярских ксилографов Норильск, Нальчик, Цхинвал, разрушенный после нападения грузинских войск. Цхинвалу красноярцы подарили 40 гравюр. Ни одна всероссийская выставка не проходит без участия ксилографов Сибири. География выставочной деятельности расширилась за рубеж: две боль-
С. В. Тимохов. Из серии «Сибирь - земля за Уралом». 2018. Обрезная ксилография
Из коллекции В. В. Гуриева
ших выставки прошли в КНР (Пекин, 2006; Харбин, 2007). Выставка в Харбине носила знаменательное название «Тысяча и одна гравюра».
Одна из сильных сторон студии ксилографии - книжная иллюстрация. В период, когда печатная книга уступает место электронной, эта область переживает сложные времена. Сегодня книжная иллюстрация зачастую представлена на выставках в качестве самостоятельных листов.
Однако в Красноярске за последние три десятилетия фактически сформировалась своя школа книжной графики, прежде всего в технике ксилографии, в которой художники, в том числе и молодые, создают интересные художественные решения для классической и современной прозы и поэзии. Более сотни выпускников студии успешно работают во многих городах России и за рубежом, половина из которых связала свое творчество с искусством книги.
Школа начинается с учителя. Г. С. Паштов - современный российский график, автор иллюстраций ко многим книгам, в которых продолжена классическая линия русской книжной графики.
В них ярко проявились такие черты, как лиризм, образность, стремление к аллегориям. Каждый его лист напоен воздухом, ком-
Л. А. Владимирова Ураанхай Саха 1. 2008. Обрезная ксилография Из коллекции В. В. Гуриева
А. Г. Пашт-Хан. Илл. к повести Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1992. Торцовая ксилография
Собственность автора
позиции динамичны, ритмически организованы, поэтичны, отличаются богатством нюансов в тональной разработке. Не случайно Паштов чаще всего обращается к поэтическим произведениям: лирический строй мышления художника адекватен глубине одухотворенных образов, созданных поэтом. Он не воспроизводит сюжет, но передает самое значительное в авторском тексте.
Художник любит классическую русскую поэзию: он много иллюстрировал А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. В основном рисунке, заставке, концовке, шмуцтитуле строки великих поэтов воплощаются в художественные образы, созданные по велению сердца, исполненного любви. Цикл иллюстраций Г. Паштова к «Кавказским поэмам» М. Ю. Лермонтова был удостоен Государственной премия КБР (1990), к сборнику «Избранное» А. С. Пушкина - Золотой пушкинской медали (1999).
Иллюстрирует Паштов не только поэзию: в числе писателей, к произведениям которых были созданы иллюстрации, Алим Кешо-ков, Кайсын Кулиев, Хабас Бештоков и др. За годы творчества выпущено более 70 книг в разных издательствах России с оформлением и иллюстрациями мастера.
Много лет посвятивший работе с книгой, Г. Паштов учит студентов Красноярского государственного художественного института и стажеров творческой мастерской графики Российской академии художеств в Красноярске, которой он руководит с 1999 года, восприятию книги как целостного произведения, в котором важно все - от первой до последней страницы. Осмысливается каждый этап в создании книжной иллюстрации: цвет и фактура бумаги, размер, формат, штриховое разнообразие, тон. Но, главное, художники учатся проникать в глубину литературного текста, сопереживать вместе с писателем.
Круг интересов сибирских граверов в выборе иллюстрируемых литературных произведений очень широк: от античной поэзии до современных писателей. В ряду авторов - У. Шекспир и А. Поссе, Д. Байрон и Ю. Мисима, Апулей и С. Брант, А. Пушкин и М. Лермонтов, Н. Гоголь и Д. Хармс, И. Бродский и И. Бунин, В. Гюго и А. Платонов, Т. Гофман и С. Цвейг, Ф. Кафка и народный эпос, Э. По и В. Набоков, В. Астафьев и др. Молодые художники смело иллюстрируют художественные произведения разных исторических эпох, стран, стараясь увидеть и переосмыслить с позиций нашего времени многие памятники мировой литературы. Среди наиболее значительных иллюстраций можно назвать листы народного художника КБР Алима Пашт-Ха-на к сборнику Н. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», Ю. Аникутина к роману А. Поссе «Райские псы», Е. Федоровой к поэме Д. Байрона «Каин», О. Казаковой к произведениям Л.Филатова, С. Цыреновой к бурятскому народному эпосу «Гэсэр», М. Гейн к новеллам Лопе де Вега, А. Постниковой к роману Ю. Мисимы «Золотой храм».
Количественный состав школы ксилографии традиционно стабилен - более сорока мастеров участвуют в проектах в Краснояр-
ске и за его пределами, молодое поколение приходит на смену тем, кто отошел от ксилографии и обратился к другому виду искусства.
Один из ведущих графиков в настоящее время - профессор, почетный член Российской академии художеств, заместитель директора Красноярского художественного училища им. В. И. Сурикова Сергей Владимирович Тимохов. Он учился в Красноярском государственном художественном институте на отделении графики (1993-1998). Здесь состоялась его встреча с Г. С. Пашто-вым, которая определила дальнейший творческий путь. Еще студентом с 1995 года он участвовал в первых выставках Красноярской студии ксилографии.
После окончания института Тимохов продолжает совершенствовать мастерство в творческой мастерской графики Российской академии художеств в г. Красноярске
М. А. Гейн. Иллюстрация к новеллам
Лопе де Вега. 2010. Цветная обрезная ксилография
Собственность автора
Н. В. Мурина. Гостеприимство Авраама. 2004. Цветная обрезная ксилография
Из коллекции В. В. Гуриева
(2001-2004). Художник работает в книжной и в станковой графике. Одухотворенностью, глубиной осмысления вечных библейских образов отличается серия С. В. Тимохова
«Благовест» (торцовая ксилография). В листах много воздуха, образ Христа отделен от смертных, охвачен потоком света, окружен ангелами, фигуры которых то едва прочитываются, сливаясь с облаками, то проявлены сильным штрихом. Его серии последних лет «Под крылом белой птицы», «Сибирь - земля за Уралом» наполнены героической патетикой, витальностью.
Елена Борисовна Федорова, обладатель медали «Шувалов» Российской академии художеств (в настоящее время - директор художественной школы №2 в Красноярске) тоже стояла у истоков Красноярской студии ксилографии. С 1998 года ее гравюры участвовали на всех выставках сибирской ксилографии и многих престижных выставках в Красноярске, в Москве, в других городах. Ее листы всегда узнаваемы, отличаются сложным ритмом, внутренним движением,
которое выражено даже в самых спокойных композициях (листы «Вишня», «Две вазы»). Ее серия иллюстраций к русским былинам насыщена спокойной силой, отличающей русских воинов, защищающих родную землю. Автор нередко обращается к сюжетам, наполненным психологизмом, драматическими коллизиями (иллюстрации к драме-мистерии Д. Байрона «Каин»), выбирает сложные ракурсы. Штрих ее гравюр беспокойный, подвижный, что придает ее листам повышенную напряженность.
Обрезной цветной ксилографии Натальи Муриной свойственна некоторая сказочность, неожиданный ход, казалось бы, простого сюжета. Ее «Театральная серия» вводит нас в прекрасный мир театра, музыки, фантазии. Листы плоскостны, композиция разворачивается не в глубину, а на переднем плане, театральное действо как бы проходит перед зрителем, выходя за рампу, персонажи ирреальны и загадочны. С этой серией связаны листы «Кукловод», «Треугольник», «Гостеприимство Варлаама», построенные на тех же принципах плоскостности, игры с пространством, фантазийности. Неяркая теплая гамма, сложность цветовых пятен придают листам декоративность.
Татьяна Белова охотно работает в книжной иллюстрации, обращаясь к литературе разных эпох, глубоко осмысливая не только авторский текст, но и весь временной контекст, с которым связано произведение. Так, в ксилографиях к книге сатирических стихов С. Бранта «Корабль дураков» Татьяна словно переносит нас в Германию средних веков, образно раскрывая отношение писателя к человеческим порокам, остроту его ума. Эта великолепная серия создана достаточно давно, но не утратила своей значимости. В серии «Таинство» Белова поэтично раскрывает одухотворенные образы древнерусского искусства. Удивляет разнообразие тематики, техник, приемов в творчестве Татьяны Беловой. В ее листах властвует сочетание мягкой лирики с энергичной динамикой ритма, тектоникой линий и пятен.
Интересен мастер Алим Пашт-Хан. Стремление к символичности образов, утонченная эстетичность являются характерными свойствами его графики. Самые обыденные сюжеты художник умеет наполнить неожиданным видением: его язык - это самобытный язык символов, многосмысловых прочтений, предоставляющий зрителю возможность найти свое видение образов. Плоскостная композиция, крупный план, сложнейшая цветовая разработка делают листы декоративными и глубоко содержательными. Уже несколько лет А. Пашт-Хан живет в России и Германии, постоянно совершенствуется: в 1999 году окончил аспирантуру по графике в замке «Бург Гибихенштейн» (г. Галле, Германия). В качестве дипломной работы представил альбом литографий «Фоглиано», отмеченный высокими художественными качествами за блестящее владение техникой (приобретен Штутгартской государственной картинной галереей); в 2002-м окончил аспирантуру по скульптуре (удостоен Серебряной награды Всемирной выставки-конкурса по керамике в Южной Корее); в 2008 году окончил аспирантуру по направлению «медиа-арт» (Германия), работает в разных видах искусства. При этом постоянно участвует в выставках сибирской ксилографии.
Можно назвать и других художников, тесными узами связанных с Сибирской школой ксилографии Г. С. Паштова: Евгений Маш-ковский (Калининград), Елена Лихацкая (Нью-Йорк), Мария Гейн (Крым), Зинаида Кулиева (Владикавказ), Людмила Владимирова (Якутск), Жаргал Зомонов (Улан-Удэ), Чечек Монгуш (Кызыл) и еще множество мастеров из разных стран, республик и городов. Бывшие студийцы со временем обращаются к разным видам искусства, но все так же верны красоте резного штриха, ведь путевку в жизнь им дало уникальное объединение - Сибирская школа ксилографии Германа Паштова.
З. С. Кулиева. Окарина. Из серии «Песни Байкала». 2014. Обрезная ксилография Из коллекции В. В. Гуриева
Литература
1. Герман Паштов : альбом / [автор текста М. В. Москалюк ; ред. В. Майстренко ; авт. проекта А. Пашт-Хан]. - Красноярск : Класс Плюс, 2012. - 416 с., илл.
2. Ксилографы Красноярска : альбом / автор вступ. ст. Т.М. Ломанова. - Красноярск : Поликор, 2004. - 152 с., илл.
3. Герман Паштов. Мастер. Ученики. Школа ксилографии : альбом / идея А. Пашт-Хан ; ред. В. А. Майстренко ; предисл.: В. А. Толоконский, З. К. Церетели, В. Чжун. - Красноярск : Поликор, 2016. -140 с., илл.
4. Школа ксилографии Германа Паштова : альбом / автор вступ. ст. К.В. Безменова. - Красноярск : Б11а11, 2013. - 192 с, илл.
5. Школа ксилографии Германа Паштова : альбом / автор вступ. статьи Т.М. Ломанова. - Красноярск : Поликор, 2019. - 96 с., илл.
Т. Г. Белова. Илл. к поэме Бранта
«Корабль дураков».
1998.
Торцовая
ксилография
Собственность автора
Открытие юбилейной выставки Сибирской школы ксилографии Германа Паштова. Зал Регионального отделения «Урал, Сибирь и Дальний Восток» РАХ. 2019
Об авторе
Ломанова Татьяна Михайловна - кандидат искусствоведения, профессор кафедры «Народная художественная культура» Сибирского государственного института искусств им. Дмитрия Хворостовского E-mail: [email protected]
THE SIBERIAN WOODCUT IN CONTEMPORARY ART Tatiana Mikhailovna Lomanova Candidate of arts, professor of the Department of folk art culture of the Siberian State Institute of Arts named after D. A. Hvorostovsky
Abstract: The paper analyzes the activities of Herman Pashtov Siberian school of woodcutting - a young Association of woodcutters established in Krasnoyarsk in 1998. The history of the school's establishment, the participation of school members in exhibition projects over the past years, the role of the Siberian State Institute of Art named after D. A. Khvorostovsky and the creative graphic workshop of the Russian Academy of Arts in Krasnoyarsk, and also the work of several interesting engravers have been briefly covered.
Keywords: Krasnoyarsk woodcut studio; German Pashtov Siberian woodcut school; woodcut; engraving; Siberian state Institute of Arts named after D. A. Hvorostovsky; the Regional Branch of the Russian Academy of Arts "Ural, Siberia and Far East"