Научная статья на тему 'Сибирь в галерее нефтяных пейзажей мира'

Сибирь в галерее нефтяных пейзажей мира Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
380
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕФТЯНОЙ ПЕЙЗАЖ / OIL LANDSCAPE / СИБИРЬ / SIBERIA / ТЕХНОГЕННЫЙ ЛАНДШАФТ / MAN-MADE LANDSCAPE / КОЛОРИСТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ / COLOR PALETTE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Панюкова О.И., Пушина Л.А., Мовсумзаде Э.М., Захарова Е.П.

Представлен анализ творческой деятельности художников, отразивших в своем творчестве индустриальное развитие, историю зарождения и становления горного, плавильного, нефтяного и газового дела в Сибири. Определена задача художника в создании положительного настроя на продолжение деятельности человека по преобразованию питающей его среды, сохранения внутреннего мира, душевного равновесия специалиста, занятого в добывающей отрасли, не позволяющего ему превратиться в равнодушного пользователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBERIAN LANDSCAPE IN GALLERY LANDSCAPE OF OIL WORLD

He analysis of the creative activities of artists, reflected in his work industrial development, the history of origin and development ofmining, smelting, oil and gas business in Siberia. Defined task of the artist to create a positive mood for the continuation of human activitiesto transform its supply protection, preservation of inner peace, composure professionals engaged in the mining industry, do not let it turninto an indifferent person.

Текст научной работы на тему «Сибирь в галерее нефтяных пейзажей мира»

УДК 622.276

Сибирь в галерее нефтяных пейзажей мира

О.И. ПАНЮКОВА,

зам.директора Л.А. ПУШИНА,

канд. пед. наук ФГНУ «Институт образования малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока» РАО

(Россия, 142712, Московская область, Ленинский район, п. Горки Ленинские) Э.М. МОВСУМ-ЗАДЕ, чл.-корр. РАО, проф. Уфимский государственный нефтяной технический университет

(450062, Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1) Е.П. ЗАХАРОВА,

Государственная Третьяковская галерея (119017, Москва, Лаврушинский переулок, 10) E-mail: iomnssdvrao@yahoo.com

Представлен анализ творческой деятельности художников, отразивших в своем творчестве индустриальное развитие, историю зарождения и становления горного, плавильного, нефтяного и газового дела в Сибири. Определена задача художника в создании положительного настроя на продолжение деятельности человека по преобразованию питающей его среды, сохранения внутреннего мира, душевного равновесия специалиста, занятого в добывающей отрасли, не позволяющего ему превратиться в равнодушного пользователя.

Ключевые слова: нефтяной пейзаж, Сибирь, техногенный ландшафт, колористическое решение

Современное геополитическое и природное положение северных регионов России обращает на себя внимание, прежде всего, постоянным обновлением, связанным с развитием добычи и промышленной переработкой природных ресурсов. Творческая деятельность человека по изменению ландшафта находит своё отражение как в материальной, так и в нематериальной культуре народов. Индустриальное развитие, история зарождения и становления горного, плавильного, нефтяного и газового дела фиксируются в топонимике городов, дают основание для создания музеев, питают литературу и искусство. Преображение земель, масштабность перемен поражали не только обывателей, но и художников, которые «писали новь земли», часто сравнивая ее с нетронутой природой, изображая «спор технических сооружений с вековой силой стихии» [1, с. 132].

Исторически сложилось так, что живопись Севера, Сибири и Дальнего Востока обязана своим возникновением политическим и экономическим интересам России, начиная с середины XVIII века [1-3]. Первые зарисовки с натуры населенных пунктов, представителей этнических групп, условий проживания, животных, элементов ландшафта были сделаны еще художниками, сопровождавшими экспедиции Витуса Беринга (Первая Камчатская экспедиция 1725-1730 гг., Вторая Камчатская экспедиция 1732-1743 гг.) и Иосифа Беллингса (Кругосветное путешествие 1791 г.) [1, ^ 25]. В XIX веке эта работа была продолжена российскими видописцами, получавшими назначение от некоторых ведомств (например, горной конторы) в места промышленного освоения восточных территорий империи. К их числу относятся А.Е. Мартынов, ТА. Васильев, Е.М. Корнеев, В.П. Петров, осуществившие зарисовки алтайских и сибирских рудников и заводов в 1802-1815 гг. В 1840 г. В.Е. Раев за серию архитектурных пейзажей, изображавших алтайские демидовские заводы (пейзажи и интерьеры) — «Москательная фабрика при НижеТагильском заводе», «Медеплавильная печь на Выйском заводе» и др. — получил звание неклассного художника Санкт-Петербургской Академии художеств. По словам И.П. Шавшиной, художники путешествовали с осознанием государственной важности своего труда и стремились точно изобразить заводы и разработки горных пород, одновременно передавая красоту и величественность природы [1, ^ 30].

Реалистичная манера исполнения видовых пейзажей XVШ-XIX вв. сделала их ценными историко-этнографическими документами эпохи. Эта особенность стала традиционной отличительной чертой сибирского пейзажа, что подтвердил следующий значительный период в развитии экономики региона. В 60-70-е годы XX века создавались творческие группы художников для работы на промышленных, сельскохозяйственных предприятиях и стройках: «Индустрия Сибири», «Хлеб Сибири», «Нефть Сибири». Сибирские художники «сурового стиля» — А.Н. Либеров, А.И. Галковский, Ю.Г. Давыдов, В.Л. Долгушин, И.И. Желиостов, АА. Чермошенцев и другие — писали сцены освоения природы, образы цельных, мужественных и суровых современников [2]. Результатом их работы явились произведения графики, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства (витражи, гобелены), выполненные в различных графических и живописных техниках [4].

Открытие нефти, её промышленная добыча настолько изменили жизнь на Земле, (человек получил тепло, одежду, возможность быстрого передвижения и многое другое), что художники разных стран

отметили это событие в своем творчестве [5]. Эти картины, как и зарисовки, сделанные в экспедициях первооткрывателей земель, являются ценными историческими документами, информирующими нас об условиях, способах, этапах, технологиях освоения ископаемых нефти и газа.

Нефтяные пейзажи знакомят нас с особенностями хранения (Т. Салахов «Резервуарный парк», Азербайджан, 1959; М. Майер «Нефтяное хранилище», США, 1930), добычи (И. Бирден «Морское бурение», США, 1958; Р. Лавин «Рыбалка. Нефтяное месторождение», Нигерия, 1968; Б.Бартлет «Нефтяная палитра», Кувейт, 1996) и переработки нефти (М.У. Усманов «Нефтехимстрой», «Нефтеочистительный завод», Татарстан, 1982; А.Хамбург «Нефтеперегонный завод. Вечер», Франция, 1955; Х. Фо-уджет «Большая перегонка», Румыния, 1958; Т.Х. Бентон «Установки каталитического крекинга», США, 1945).

Картины Ф. Рене «Транспорт газолина в Чунг-кинге» (1945), А. Барна «Нефть Новой Каледонии» (1935) и А. Гаджиева «Транспортировка нефти на старых Бакинских промыслах» (2001) изображают применявшиеся в конце XIX - начале XX веков способы транспортировки: вьетнамские рабочие, запряженные в тележку, перевозят бочку с газолином; два каледонийца несут на плечах палку, к которой привязана бочка с нефтью; верблюды, нагруженные брезентовыми сумками, собираются в путь. Первые нефтяные баржи на картине с одноименным названием Л. Варда (1966), запряженные в шестерку лошадей, переплавляют около сотни бочек через реки Пенсильвании в США. Азербайджанский художник Т. Салахов («Утренний эшелон», 1959) обратил внимание на поезд с цистернами, выстроившимися в линию горизонта, отметив в то же время и другую составную часть процесса транспортировки, — трубы — под железнодорожным мостом машина везет трубы для нефтепровода. Картина представляет динамический процесс: движение нефти, движение людей, движение жизни (рис. 1).

Обязательным интернациональным элементом нефтяных пейзажей является вышка, она символизи-

Рис. 1. Таир Салахов. «Утренний эшелон». 1959 г., Азербайджан

Рис. 2. М.У. Усманов. «Альметьевскнефть. Ночная вахта»

рует нефтедобычу. На картинах наблюдается эволюция этого технического сооружения, (от деревянных конструкций (П. Халле «Скважина Дрейка», США, 1861, Б. Клифф «Холмистые окрестности Тайтусвилла», США, 1967) до современных металлических), а также особенности их устройства, специфику их установки в зависимости от рельефа, континентальной или морской добычи. Изображение вышки получает как вполне реалистическое, детализированное начертание (М.У. Ус-манов «Альметьевскнефть. Ночная вахта», Татарстан, 1983, рис. 2), так и схематичное, условное или образное значение (Р. Лавин «Без названия», США, 1982; М. Хофф «Уроженец Оклахомы», США, 1948; Л. Вард «Лес буровых вышек на Сигнал Хилл», США, 1957). Д. Байвотерс в центре полотна поставил двух высоких, стройных (как вышки) американок, оглядывающих окружающее их поле («Девушки на нефтяном поле» (1940). Высочайшего напряжения достигает символическое изображение вышки в работе О. Трэвиса «Восточный Техас после обнаружения нефти» (США, 1935): на фоне безмятежного и аккуратно прочерченного техногенного ландшафта под землей движется к скважине и устремляется вверх коричневое «тело» нефти, заимствуя очертания мускулистого мужского торса; вырвавшись наружу, руки «человека» изливают мощные световые лучи на окружающее пространство. В этом образе Трэвис соединил мощь природы и титанический труд людей, способных поставить её себе на службу (рис. 3).

Подобную идею воплощает в своей картине «Нефть» (1955) французский художник Д. Лефранн, делая акцент на трубопроводах, по которым идет антро-поморфизированный образ нефти: срезы двух труб, как два рукава, обнажают кисти рук — два нефтяных потока. Трубы нефтепроводов, также как и вышки, являются неотъемлемым элементом нефтяного пейзажа. Часто они становятся символом дав-

Рис. 3. Олин Трэвис. «Восточный Техас после обнаружения нефти», 1935 г., США

ления технических сооружений на человека, вытесняя с холста всякое упоминание о природе (Г. Парра «Черная симфония», Италия, 1955). Захватывая все пространство, извиваясь, переплетаясь между собой, трубы оставляют влюбленным небольшой кусочек черно-серых будней (А. Алескеров «Романтики», Азербайджан, 1977). Абстрактное символическое звучание получает в работе В. Эндерс «Горная индустрия» (США, 1958) изображение трубопровода, проложенного в горах, силою инженерной мысли, которая воплощена в едва различимых очертаниях лица человека, выполнившего сложные технические расчёты.

Трудно переоценить значение открытия и добычи нефти для изменения качества жизни современной цивилизации, но нам известна и другая сторона этого процесса — его губительное воздействие на природу при небрежной технологии освоения ресурсов. Две этих крайних точки зрения, а также более нюансированные переживания человека находят свое отражение в живописи, фиксирующей нефтедобычу с самого момента её зарождения, от более древних, — страны Востока — и до более поздних — российский Север.

Негативное или положительное восприятие техногенных ландшафтов находит непосредственное отражение в колористическом решении полотен. Доминирование естественного для нефти черного цвета транслирует, тем не менее, ощущение дисгармонии, вытеснения природы цивилизацией. Мо-нохромия более присуща азербайджанскому и европейскому индустриальным пейзажам, что является результатом длительного сосуществования добывающих и перерабатывающих производств с городским и сельским населением. Другим наиболее распространенным цветом является красный, который находится с черным в метонимической связи: нефть — огонь; реализм черного и красного часто переходит на уровень символического и мифологического описания процессов «порождения» нефти землей и ее «приручения» человеком (А.Н. Либеров «Нефть Сибири», 1984, К.Редько «Северное сияние», 1954). Синий цвет остается самым важным для художников, размышляющих над вечно непокоренной стихией моря, связано ли это с мореплаванием, рыбным промыслом или освоением полезных ископаемых морского дна.

В целом, нефтяные пейзажи, которые авторам удалось обнаружить, можно разделить на следующие группы:

• исторический документ, фиксирующий специфику нефтедобычи;

• обобщенный образ труда, силы человека, его усилий;

• метафоризация пространства через сравнение с естественной природой, которая отступила перед техногенным ландшафтом;

• обобщенно-символическое изображение (символика огня, яростной стихии, земных недр, получаемой энергии), мифологизация пейзажа.

В галерее нефтяных индустриальных пейзажей сибирский пейзаж [6] отличает традиционный для него реализм, но вместе с тем, стремление уравновесить природное и рукотворное, гармонизировать впечатление, которое производит на жителя индустриализованной местности ежедневное созерцание окружающего пространства [7]. Отметим несколько живописных решений:

1). Техника получает очертания, нивелирующие ее присутствие в природной или городской среде (М.И. Разумов «Дорога на буровые», 1976; Р.Ф. Черепанов «Иней», 1962; АА. Шакенов «Омский неф-текомбинат», 1974 (рис. 4); В.В. Кукуйцев «ТЭЦ»). Стремление вписать технику в природную среду, придать ей вид одного из элементов пейзажа или растворить в окружающей природе, находит свое отражение и в названиях некоторых полотен — «Иней», «Серебряные шары».

2). Природа имитирует черты, возникших в ее лоне технических сооружений (М. Омбыш-Кузнецов (совместно с В.Бухаровым) «Нефть Сибири» (рис. 5),

ч 55

Рис. 5. М. Омбыш-Кузнецов (совместно с В. Бухаровым) «Нефть Сибири»

1976; АА. Темерев «Буровая», 1980; ИА.Санин «Северные будни», 2006).

3). И техника, и природа становятся ирреальными, метафизическими (А.И. Галковский «Край нефти», 1971; А.Н. Лидеров «Нефть Сибири», 1984; А.В. Старцев «Энергия Сибири», 1984 (рис. 6)).

Последний период не отмечен вниманием художников к техническим свершениям эпохи, вероятно, потому что они стали делом обыденным и незаметным, лишились героического звучания, которое было им присуще в веке XX. Все больше внимания уделяется проблемам экологии среды, забывая о гармоническом единстве человека и природы. Человек сумел найти и извлечь ресурсы из недр земли, в его силах поправить техногенный ущерб, связанный с добычей. Задача художника, — и именно такой видят ее художники Сибири, — дать положительный настрой на продолжение деятельности человека по

преобразованию питающей его среды, сохранить внутренний мир, душевное равновесие специалиста, занятого в добывающей отрасли, не позволить ему превратиться в равнодушного пользователя; сохранить душу человека, чтобы он смог вложить ее в устройство окружающего мира.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Шавшина И.П. Сибирский пейзаж в русском искусстве XIX-XX вв.: Дис. канд. искусствоведения. — СПб, 2009.

2. Мальцева ЕА. Тенденции развития сибирской живописи второй половины 1950-х - начала 1970-х гг.: проблема сурового стиля: Дис. канд. искусствоведения. — Барнаул, 2005.

3. Софронова М.Н. Становление и развитие живописи в Западной Сибири в XVII - нач. XIX века: Дис. канд. искусствоведения. — Барнаул, 2004.

4. Лузянина Г.Е. Выставка «Нефть Сибири». Адрес доступа: www.omskcult.ru/events/6783/ (дата обращения 07.09.2014).

5. Мовсумзаде Э., Салаев Ф. Нефтяная симфония. — М.: Химия, 2003.

6. Нефть Сибири. — М.: Недра, 1973.

7. Иванов Ю. А.Н. Либеров. Адрес доступа: http:// www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa = showpage&pid=2786 (дата обращения 07.09.2014).

8. Нефть Сибири. Образ Севера в произведениях сибирских художников. Каталог выставки. — Омск: Изд. дом. «Лео», 2010.

SIBERIAN LANDSCAPE IN GALLERY LANDSCAPE OF OIL WORLD

Panyukova O.I., Deputy. Director

Pushina L.A., Cand. of Ped. Sciences. E-mail: iomnssdvrao@yahoo.com

Institute of education of the indigenous peoples of the North, Siberia and the Far East (Gorki Leninskie, Leninsky district, Moscow region, 142712, Russian Federation)

Movsum-Zade E.M., Prof., Corresponding Member of the Russian Academy of Education

Ufa State Oil Technical University (1, Kosmonavtov str., Ufa, 450062, Russian Federation)

Zakharova E.P.

The State Tretyakov Gallery (10, Lavrushinsky per., Moscow, 119017, Russian Federation)

ABSTRACT

The analysis of the creative activities of artists, reflected in his work industrial development, the history of origin and development of mining, smelting, oil and gas business in Siberia. Defined task of the artist to create a positive mood for the continuation of human activities to transform its supply protection, preservation of inner peace, composure professionals engaged in the mining industry, do not let it turn into an indifferent person.

Keywords: oil landscape, Siberia, man-made landscape, color palette. REFERENCES

1. Shavshina I.P. Sibirskiy peyzazh v russkom iskusstve XIX-XX vv. Dis. kand. Iskusstvovedeniya [Siberian landscape in Russian art of XIX-XX centuries. Dis. Cand. of Art Sci.]. Sankt-Petersburg, 2009.

2. Mal'tseva Ye.A. Tendentsii razvitiya sibirskoy zhivopisi vtoroy poloviny 1950-kh - nachala 1970-kh gg.:problema surovogo stilya: Dis. ...kand. iskusstvovedeniya [Trends in the development of Siberian painting of the second half of the 1950s - early 1970s .: problem severe style: Dis. Cand. of Art Sci.]. Barnaul, 2005.

3. Sofronova M.N. Stanovleniye i razvitiye zhivopisi v Zapadnoy Sibiri v XVII - nach. XIX veka. Dis. ...kand. iskusstvovedeniya [Formation and development of art in Western Siberia in the XVII - early. XIX century. Dis. Cand. of Art Sci.]. Barnaul, 2004.

4. Luzyanina G.Ye. Vystavka «Neft' Sibiri» [Exhibition «Oil Siberia»]. Available at: www.omskcult.ru/events/6783/ (accessed 07.09.2014).

5. Movsumzade E., Salayev F. Neftyanaya simfoniya [Oil Symphony]. Moscow, Khimiya Publ., 2003.

6. Neft' Sibiri [Oil Siberia]. Moscow: Nedra Publ., 1973.

7. Ivanov Yu. A.N. Liberov [A.N. Liberov]. Available at: http://www.maslovka.info/modules.php?name=Content&pa= showpage&pid=2786 (accessed 07.09.2014).

8. Neft' Sibiri. Obraz Severa v proizvedeniyakh sibirskikh khudozhnikov. Katalog vystavki [Oil Siberia. The image in the works of the North Siberian artists. Exhibition catalog]. Omsk: Leo Publ., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.