Научная статья на тему 'СИБИРЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ'

СИБИРЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
65
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОГЕННО-ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ДУХОВНО-ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / РОССИЯ / СИБИРЬ / БОЛЬШАЯ ЕВРАЗИЯ / СИБИРСКИЙ ЛОКУС ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / РЕСУРСЫ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Иванов Андрей Владимирович, Фотиева Ирина Валерьевна, Артамонова Татьяна Александровна, Журавлева Светлана Михайловна

В статье используется цивилизационный подход в его диахроническом аспекте, рассматривающий развитие человеческой цивилизации в целом как последовательную смену различных типов глобального мироустройства. Обосновывается кризисный характер современной техногенно-потребительской цивилизации, связанный с ее ключевыми явными и неявными ценностными основаниями. Обрисовываются сущностные черты и линии становления нового типа цивилизации, которая получила название духовно-экологической. Анализируются уже идущие и только еще намечающиеся цивилизационные сдвиги в сфере культуры, политики и экономики. Выдвигается ключевой тезис о том, что становление новых цивилизационных отношений, как правило, носит точечный пространственный характер возникновения и эмбриональный период созревания. На роль одного из ключевых локусов при переходе к духовно-экологической цивилизации, по мнению авторов статьи, может претендовать Сибирский регион, в силу объективно присущих ему пространственных, природно-климатических, исторических и культурных особенностей. Особое значение в нынешней кризисной ситуации приобретает миротворческий и культурно-синтетический потенциал Сибири, лежащей на пересечении транспортных, энергетических и цивилизационных коридоров Большой Евразии. В заключении даются конкретные рекомендации по реализации сибирского духовно-экологического цивилизационного проекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Иванов Андрей Владимирович, Фотиева Ирина Валерьевна, Артамонова Татьяна Александровна, Журавлева Светлана Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SIBERIA AS A STRATEGIC REGION OF CIVILIZATIONAL TRANSFORMATION

The article adopts the civilizational approach in its diachronic aspect, which considers the development of human civilization as a consistent change of various types of global world order. The authors analyze the crisis of the modern technogenic-consumer civilization associated with its key explicit and implicit values. The essential features and lines of formation of a new type of civilization, which has already been called spiritual and ecological, are outlined. The article analyzes the emerging civilizational shifts in the sphere of culture, politics and economy. The key argument of the article is that the formation of new civilizational relations has a point-like spatial character of origin and an embryonic period of maturation. According to the authors, one of the key ‘locus’ in the transition from the technogenic-consumer civilization to the spiritual and ecological civilization can be identified in the Siberian region due to its objectively inherent spatial, climatic, historical and cultural features. The peacemaking and cultural-synthetic potential of Siberia, which lies at the intersection of transport, energy and civilizational corridors of Greater Eurasia, is of particular importance in the current situation of crisis. The article concludes by providing specific recommendations for the implementation of the Siberian spiritual and ecological civilizational project.

Текст научной работы на тему «СИБИРЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2021. № 2

Андрей Владимирович Иванов,

доктор философских наук, профессор, директор Центра гуманитарного образования Алтайского государственного аграрного университета (Красноармейский просп., д. 98, 656049, Барнаул, Россия), e-mail: ivanov_a_v_58@mail. ru

Ирина Валерьевна Фотиева,

доктор философских наук, профессор кафедры теории и практики журналистики Алтайского государственного университета (просп. Ленина, д. 61, 656049, Барнаул, Россия), e-mail: fotieva@bk.ru

Татьяна Александровна Артамонова,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета (Красноармейский просп., д. 98, 656049, Барнаул, Россия), e-mail: art-katun@mail.ru

Светлана Михайловна Журавлева,

кандидат философских наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Алтайского государственного аграрного университета (Красноармейский просп., д. 98, 656049, Барнаул, Россия), e-mail: jurav27@yandex.ru

СИБИРЬ КАК СТРАТЕГИЧЕСКИЙ РЕГИОН ЦИВИЛИЗАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ1

В статье используется цивилизационный подход в его диахроническом аспекте, рассматривающий развитие человеческой цивилизации в целом как последовательную смену различных типов глобального мироустройства. Обосновывается кризисный характер современной техногенно-потребительской цивилизации, связанный с ее ключевыми явными и неявными ценностными основаниями. Обрисовываются сущностные черты и линии становления нового типа цивилизации, которая получила название духовно-экологической. Анализируются уже идущие и только еще намечающиеся цивилизационные сдвиги в сфере культуры, политики и экономики. Выдвигается ключевой тезис о том, что становление новых цивилизационных отношений, как правило, носит точечный пространственный характер возникновения и эмбриональный период созревания. На роль одного из ключевых локусов при

1 Статья выполнена при поддержке гранта РФФИ и АНО ЭИСИ (проект № 20-011-31304) «Сибирь для всей России: основания и механизмы духовно-экологической цивилизационной трансформации».

переходе к духовно-экологической цивилизации, по мнению авторов статьи, может претендовать Сибирский регион, в силу объективно присущих ему пространственных, природно-климатических, исторических и культурных особенностей. Особое значение в нынешней кризисной ситуации приобретает миротворческий и культурно-синтетический потенциал Сибири, лежащей на пересечении транспортных, энергетических и цивилизационных коридоров Большой Евразии. В заключении даются конкретные рекомендации по реализации сибирского духовно-экологического цивилизационного проекта.

Ключевые слова: техногенно-потребительская цивилизация, духовно-экологическая цивилизация, Россия, Сибирь, Большая Евразия, сибирский локус цивилизационной трансформации, ресурсы цивилизационной трансформации.

Andrey Vladimirovich Ivanov,

Doctor of Philosophy, Professor, Director, Centre of Humanitarian Studies, Altai State Agricultural University (Krasnoarmejskiy prosp. 98, 656049 Barnaul, Russia), e-mail: ivanov_a_v_58@mail.ru

Irina Valerievna Fotieva,

Doctor of Philosophy, Professor, Program of Theory and Practice of Journalism, Altai State University (Lenin prosp. 61, 656049 Barnaul, Russia), e-mail: fotieva@bk.ru

Tatiana Aleksandrovna Artamonova,

Kandidat of Philosophy, Associate Professor, Program of Humanities, Altai State Agricultural University (Krasnoarmejskiy prosp. 98, 656049 Barnaul, Russia), e-mail: art-katun@mail.ru

Svetlana Mihailovna Zhuravleva,

Kandidat of Philosophy, Associate Professor, Program of Humanities, Altai State Agricultural University (Krasnoarmejskiy prosp. 98, 656049 Barnaul, Russia), e-mail: jurav27@yandex.ru

SIBERIA AS A STRATEGIC REGION OF CIVILIZATIONAL TRANSFORMATION

The article adopts the civilizational approach in its diachronic aspect, which considers the development of human civilization as a consistent change of various types of global world order. The authors analyze the crisis of the modern technogenic-consumer civilization associated with its key explicit and implicit values. The essential features and lines of formation of a new type of civilization, which has already been called spiritual and ecological, are outlined. The article analyzes the emerging civilizational shifts in the sphere of culture, politics and economy. The key argument of the article is that the formation of new civilizational relations has

a point-like spatial character of origin and an embryonic period of maturation. According to the authors, one of the key 'locus' in the transition from the technogenic-consumer civilization to the spiritual and ecological civilization can be identified in the Siberian region due to its objectively inherent spatial, climatic, historical and culturalfeatures. The peacemaking and cultural-synthetic potential ofSiberia, which lies at the intersection of transport, energy and civilizational corridors of Greater Eurasia, is ofparticular importance in the current situation of crisis. The article concludes by providing specific recommendations for the implementation of the Siberian spiritual and ecological civilizational project.

Key words: technogenic-consumer civilization, spiritual and ecological civilization, Russia, Siberia, Greater Eurasia, Siberian locus of civilizational transformation, resources of civilizational transformation.

Кризис современной техногенно-потребительской

цивилизации

Нынешнюю историческую ситуацию можно назвать вершиной системного кризиса техногенно-потребительской цивилизации. На наших глазах — особенно в связи с неутихающей пандемией коронавируса — расшатывается буквально все: и система международных отношений, и мировая экономика, основы семьи, культуры и образования. Мир словно снова вступил в эпоху гоббсовской «войны всех против всех» за политическое и идейное доминирование, за природные ресурсы, за возможность жить и материально процветать за счет других стран, народов и культур.

Тем не менее многие аналитики считают, что такая точка зрения является преувеличением и что мы имеем дело просто с очередными проблемами, которые являются вполне решаемыми, надо лишь приложить усилия. Но, на наш взгляд, это ошибочная позиция. Она не учитывает главного: кризисные явления — это внешние симптомы болезни цивилизации. Причина же — в доминирующих сегодня мировоззренческих установках и ценностях. Именно они всегда лежат в основе развития той или иной социальной общности, порождают либо позитивные, либо негативные следствия. Поэтому как болезнь нельзя лечить только симптоматически, а нужно выявить и устранить основную причину, точно так же и для решения современных проблем необходима трезвая оценка и, наконец, кардинальная смена базовых ценностей и установок техногенно-потребительской цивилизации. Обозначим их предельно кратко:

— Приоритет экономических целей и ценностей над всеми остальными, или попросту культ денег, как в социальном, так и в индивидуальном плане. Они стали универсальным мерилом эффективности не только экономики, но и всех сфер жизни общества:

науки, культуры, медицины, образования. В индивидуальной жизни мы видим то же самое: критериями жизненного успеха человека стали почти исключительно богатство и социальная карьера.

— Культ научно-технического прогресса с очень слабым учетом его негативных последствий. Кроме того, именно с научным прогрессом (особенно с развитием компьютеризации и цифровых технологий) связывается социальный и культурный прогресс человечества, в силу чего и сами критерии прогресса приобретают, говоря языком Гегеля и Маркса, сугубо «превращенный характер».

— Взгляд на природу как на безликую «окружающую среду», подлежащую освоению, переделыванию и подчинению сиюминутным интересам человека.

— Индивидуализм, только отчасти сдерживаемый демократически-правовыми институтами, т.е. приоритет интересов, мнений, ценностных установок личности над интересами, ценностями общества в целом.

— С господствующим индивидуализмом тесно связаны и активно утверждаемые плюрализм и толерантность, которые, в свою очередь, опираются на идеологию постмодернизма, отрицающего классические дихотомии: истина — ложь, красота — безобразие, добро — зло. Отсюда берет начало хаотическое уравнивание моральных и аморальных проявлений, высокой культуры и масскуль-туры, конструктивных и деструктивных социальных практик и т.д. В итоге сегодня нарастающим темпом происходит то, что еще Х. Ортега-и-Гассет назвал «восстанием масс» и формированием так называемого массового человека — потребителя, практически лишенного и твердых нравственных принципов, и интересов, выходящих за рамки своего узкого мирка, безразличного и к судьбам большого мира, и к культурному богатству, созданному лучшими представителями человечества.

Уже из этого краткого перечисления видно, что именно эти установки в конечном итоге и породили сегодняшние кризисные следствия. Напомним о самых очевидных.

Во-первых, приоритет экономических целей и ценностей приводит к тому, что неуклонно продолжает расти пропасть между уровнем жизни развитых и развивающихся стран; между богатыми и бедными внутри стран, несмотря на все «программы тысячелетия» ООН и прочие глобальные инициативы: «...совокупное состояние 2153 миллиардеров к 2020 г. превысило достаток 4,6 млрд человек, которые составляют 60 % планеты»2. Если целью индивидуальной

2 Unpaid and Underpaid Care Work and the Global Inequality Crisis // Oxfam. URL: https://indepth.oxfam.org.uk/time-to-care/

и социальной жизни является экономическая успешность, то наиболее «успешным» неизбежно будет крупный, особенно финансово-ростовщический капитал, всегда обладающий для этого наилучшими стартовыми условиями.

Во-вторых, в невыгодном положении оказываются наиболее важные для жизни людей области: медицина, образование и культура. Музей, медицинское учреждение, институт считаются успешными, лишь если эффективно «продают себя» на рынке услуг. Реальное же качество их работы — высокий уровень знаний выпускников вуза, эффективность лечения больных и повышение культурного уровня людей — никого не волнует. «Неуспешные» учреждения терпят крах и закрываются. К чему такой подход приводит, опять-таки продемонстрировала сегодняшняя пандемия коронавируса, когда «оптимизированная» медицина в большинстве стран оказалась неспособной справиться с ситуацией.

В-третьих, с экономическими приоритетами связано уже открытое отвержение модели социального государства. Ситуация усугубилась с распадом СССР, где данная модель была реализована (хотя и с недостатками), и с этим должны были считаться правительства многих капиталистических стран. Сегодня же утверждается, что социальное государство является «патерналистским», поощряет иждивенчество, не стимулирует личную инициативу и соревновательность и, самое главное, невыгодно для государства, увеличивая его расходы. Но здесь возникает естественный вопрос: зачем налогоплательщикам содержать государственные институты, если они не способны реально улучшать жизнь людей?

Главная цель любого государства — это именно создание оптимальных условий для достойного материального существования и личностного развития своих граждан. Если она не достигается, если правительство постоянно урезает бюджет важнейших сфер и сворачивает социальное обеспечение, то это означает одно из двух: либо некомпетентность правительства, либо то, что имя «государство» присвоила себе политическая и финансовая элита, воспроизводящая лишь саму себя.

В-четвертых, не ослабевают, а напротив, усиливаются различные формы конфликтов и противостояний в мире: и между индивидами, и между социальными группами, и между странами, и между носителями различных мировоззрений. Особенно тревожно нарастающее военное противостояние и ренессанс милитаристской идеологии. Сегодня на многих информационных ресурсах «конструктивно» обсуждаются шансы стран в будущей мировой войне. Тем самым в сознании людей целенаправленно закрепляется мысль о ее неизбежности и, по сути, оправданности.

Усиливается агрессия различных меньшинств, которые плодятся с невероятной скоростью и требуют осуществления своих не только реальных, но и надуманных прав (при этом попирая права остальных). Последний ярчайший пример — массовые бунты аф-роамериканцев в США. Ясно, что эти тенденции являются прямым выражением антиценностей и ложных установок: соперничества, индивидуализма, меркантилизма и потребительства.

В-пятых, усиливается глобальный экологический кризис. Мы не будем на нем останавливаться, так как он сегодня общепризнан. Показательно, что предпринимаемые государствами и международными структурами меры лишь смягчают его, но не помогают остановить. Он будет только углубляться, если главной целью бизнеса останется получение максимальной прибыли, если сохранится приоритет материальных ценностей над духовно-культурными, а также жажда безудержного потребления. Все это ведет, с одной стороны, к стремительному расхищению природных ресурсов, с другой стороны, к столь же стремительному росту отходов жизнедеятельности.

Выделим еще одну очень тревожную черту глобального экологического кризиса, особенно значимую в плане идей, развиваемых в статье: при нынешних правилах финансово-экономической игры в наиболее невыгодном экономическом положении оказываются те регионы Земли, которые являются держателями наиболее ценных природных ресурсов, обеспечивающих выживаемость человечества. Речь идет о горных регионах, об особо охраняемых природных территориях, о сельских регионах, производящих продукты питания, хранящих лесные, почвенные и водные ресурсы, а также биологическое разнообразие. В особо тяжелых условиях оказываются континентальные северные и сибирские территории, которые в силу тяжелых климатических условий и пространственной удаленности всегда будут в условиях рынка экономически проигрывать приморским землям и регионам с более мягким климатом. Возникает один из главных парадоксов современной техногенно-потребительской цивилизации: экономически процветают регионы — экологические паразиты, основные источники загрязнения природы и массовых эпидемий (крупные мегаполисы), а быстрее всего деградируют и пустеют сельские территории, наиболее ценные в биосферном, да и в культурном отношении.

В-шестых, налицо глубочайший культурный и духовный кризис современной цивилизации, который состоит в нарастающем противостоянии светского и религиозного типов мировоззрения, глобалистско-космополитической и националистической идеологий, в гигантских темпах совершенствования информационно-технической

среды существования человека параллельно с его все возрастающей духовной инфантильностью и идейной манипулируемостью.

Главная, на наш взгляд, причина духовного кризиса — это искажение базовых понятий и ценностей. Как уже было сказано, на разрушение классических дихотомий: добро — зло, истина — ложь, красота — безобразие была брошена «тяжелая артиллерия» в виде постмодернизма, где стирались границы между этими понятиями, а наука, культура, образование объявлялись «репрессивными механизмами». Одновременно был полностью подменен смысл социально-политических ценностей: свободы, равенства, прав человека. Подлинная свобода неразрывна с понятиями долга и ответственности. Не случайно выдающийся психолог В. Франкл писал: «Я люблю говорить, что статуя Свободы на восточном побережье США должна быть дополнена статуей Ответственности на западном побережье»3. Более того, свобода подразумевает и знания, и умение мыслить (иначе как понять, что именно является должным?), и высокую нравственность. Но сегодня свобода подменена субъективистским произволом, т.е. бездумным следованием эгоистичным и сиюминутным потребностям ограниченного эго, многие из которых даже не являются реальными, а сконструированы и внедрены массовой пропагандой.

Равенство из равенства перед законом превратилось в насильственное и абсурдное уравнивание, нивелирование людей по их качествам, способностям, даже природным данным. А вслед за этим — и в стремление стереть и запретить даже намеки на любые сущностные различия между людьми: все должны быть «равны» в смысле «одинаковы» (вплоть до запрета, как известно, употреблять слова «мама», «папа», заменяя их «родитель 1» и «родитель 2»). Подобного идейного насилия еще не было в истории.

Что касается прав человека, то здесь ситуация еще очевиднее, особенно на Западе. Одновременно с явным и скрытым упразднением основных человеческих прав (права на труд, на здоровую окружающую среду, на защиту семейных и национальных ценностей) идет насаждение бессмысленных «прав» на всевозможное и абсурдное «самовыражение». Беспрепятственно можно выкрасить волосы в зеленый цвет, пойти на ЛГБТ-парад и устроить нелепый «перфо-манс»; можно, будучи афромериканцем, откровенно попирать права «белых». Но участвовать в борьбе за сохранение Арктики в составе, например, группы членов Гринпис — это значит заслужить ярлык «экстремистов» и нападки от бизнес-руководителей, которым помешали расхищать еще оставшиеся на планете ресурсы.

3 Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. С. 68.

Та же цель — создать общество управляемых «массовых людей» — стоит за тенденциями в современном образовании. Как известно, оно все более дифференцируется: качественное, фундаментальное и системное образование — для «элиты» и минимальный набор знаний в совокупности с нужными техническими навыками — для масс. При этом искажается главный смысл образования:развитие знающей, мыслящей, творческой и нравственной личности. Вместо этого целью современного образования открыто объявляется формирование потребителя — «винтика» в рыночно-государственной машине. Наконец, идет массовое погружение человека, особенно детей и подростков, в виртуальную реальность интернета и формирование зависимости от нее, схожей с наркотической. При этом, как известно, не развиваются навыки ни межличностной коммуникации, ни вербально-логического мышления. И хотя на эти опасности уже обратили внимание медики и психологи, их голоса заглушаются фанфарами и лозунгами проповедников «цифровой цивилизации».

Этот перечень можно продолжать, а в каждой из проблем выявлять новые аспекты. Но мы, ограниченные рамками статьи, на этом остановимся и резюмируем: техногенно-потребительская цивилизация, несмотря на ее отдельные несомненные технические достижения, совершенно закономерно движется к полному краху. Необходим, на наш взгляд, переход к новой, духовно-экологической цивилизации.

Сущность и линии становления новой цивилизации

Концепция духовно-экологической (или ноосферной) цивилизации давно развивается авторами данной статьи4. Она получила свое оригинальное и интересное осмысление в ряде других отечественных работ, из которых нам наиболее близки идеи В.С. Степина5.

Самой существенной чертой новой нарождающейся цивилизации, на наш взгляд, является смена базовых приоритетов: экономика, финансы и политика должны из целей цивилизационного развития превратиться в средства сохранения здоровья окружающей среды, развития науки, культуры и образования, а главное — всестороннего совершенствования самого человека. Только эти приоритеты могут

4 Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010; Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.

5 См.: СтепинВ.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003; Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011; Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. СПб.: Астерион, 2010; Урсул А.Д. Феномен ноосферы: глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: Ленанд. 2015.

обеспечить как разумную направленность научно-технического прогресса, так и разумную хозяйственную деятельность человека, не подрывающую экологические и социальные устои бытия. Более того, здоровая природа и процветающая культура единят народы поверх всех частных политических и экономических интересов, являясь абсолютными ценностями человеческого бытия. Рано или поздно именно эти ценности лягут в основание как новой интеграции Большой Евразии, так и всего мира6.

Соответственно, мы стоим перед необходимостью радикально пересмотреть многие устоявшиеся представления и утвердить те взгляды и ценности, на которых будет постепенно формироваться эта новая цивилизация. Радикально нового здесь ничего нет. Идеи и ценности, о которых мы будем говорить, это «хорошо забытое старое», но, конечно, заново осмысленное с учетом пути, который прошло человечество. Исходя из этого мы и очертим некоторые линии становления новой духовно-экологической (или ноосферной) цивилизации.

Начнем с культуры. С нашей точки зрения, следует четко зафиксировать наличие сферы подлинной культуры и разрушительной антикультуры1. Подлинная культура — та, что устремляет человека к бесконечному познанию истины, добра и красоты. Соответственно, она помогает сформировать в себе высшие устремления и выработать адекватные критерии оценки себя и окружающих. Антикультура — это имитация культуры, где культивируются самые примитивные физиологические потребности, а еще чаще — искусственно созданные, удовлетворение которых несет прямой вред физическому и психическому здоровью человека, часто оборачивается личными жизненными трагедиями8. Исследований, касающихся тяжелых

6 Основные современные проекты интеграции Большой Евразии, к сожалению, пока весьма далекие от опоры на духовно-экологические императивы, проанализированы в двух недавно вышедших содержательных коллективных монографиях: МихалевМ.С., ЯкунинВ.И., ВилисовМ.В. Пояса и пути Евразии: В поисках человека. М.: Наука, 2018; Вопросы географии. Сб. 148: Россия в формирующейся Большой Евразии / Отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Издательский дом «Кодекс», 2019.

1 Например, большинство так называемых молодежных субкультур можно однозначно отнести к антикультуре. Во-первых, они основаны, как правило, на психологически ложных мотивах: отгородиться от «мира взрослых» и в то же время привлечь к себе внимание; уйти от труда и борьбы реальной жизни в мир иллюзий; самоутвердиться мнимыми и часто опасными «подвигами». Конечно, трудно за это винить самих подростков. Как справедливо считают здравомыслящие психологи и социологи, эти ложные мотивы порождены нашим больным обществом.

8 Например, ясно, что не может человек, здоровый духом и телом, любить низкочастотный гул, который сегодня льется из динамиков на массовых мероприятиях и из автомобилей. Вред от него не только доказан, но и просто очевиден (потребителя подобной музыки надо было специально взращивать). А какое отношение к противо-

психофизиологических последствий от продуктов масскультуры, не счесть, но они игнорируются: ведь это сфера рынка, на этом зарабатывают деньги. Для рынка нужен массовый потребитель и как можно менее затратный товар, а производить и распространять примитивные продукты масскультуры намного выгоднее. Для того чтобы они пользовались спросом, необходимо снизить планку духовного развития общества; утвердить идею о том, что между высокой культурой и масскультурой нет никакой разницы, что это дело личного вкуса и что оценки здесь вообще недопустимы. Это известные манипулятивные приемы.

На самом деле тяготение к высокой культуре — это показатель не субъективного вкуса, а нормального развития человеческой личности. И наоборот: если у человека нет этого тяготения, если он довольствуется низкопробной масскультурой, то это означает неразвитость важнейших аспектов его личности. Это, по сути, такая же патология, как отсутствие одного из органов тела. Но в отличие от физического органа, духовную тягу можно и нужно пробудить, и это пробуждение составляет суть просвещения — буквально: внесения в душу света высокой культуры, под влиянием которого, как под лучами солнечного света, и начинают прорастать ростки нашей истинно человеческой природы. Это и есть жизненная задача любого человека, а следовательно, и общества в целом. Всемерная, начиная со школьной скамьи, пропаганда образцов высокого научного и художественного творчества; самоуправляющиеся системы высшего образования и науки; защита культурных памятников и национальных святынь; нацеленность на диалог высоких культур, созданных разными народами; максимальное одухотворение и экологизация так называемой культуры повседневности — все это тесно связанные между собой линии культурного становления новой цивилизации.

Далее скажем несколько слов об экономике. Повторим, что экономика не является самодостаточной и тем более приоритетной сферой человеческой деятельности. Как личность живет не для того, чтобы культивировать телесные потребности, а для того, чтобы познавать, творить и совершенствоваться, точно так же и экономическая жизнь общества должна лишь создавать фундамент для форм культурного творчества — искусства, науки, философии, религии. Выдающийся русский философ и экономист С.Н. Булгаков в свое время верно заметил, что «хозяйство должно сохранять значение только средства

положному полу формируется у посетителя порносайтов? Ну, а то, что компьютерные игры приводят к игровой зависимости, вылечиться от которой так же тяжело, как от наркомании, общеизвестно.

для достойной жизни»9. Если же экономика подчиняет себе другие сферы и начинает диктовать им свои правила, то они неизбежно деградируют.

Другим аргументом в пользу вторичной роли экономики является характер ее современных законов. Их нельзя считать объективными и всеобщими (как многим кажется), так как они родились относительно недавно, особенно нынешние правила мировой «финансовой игры», поощряющие расцвет спекулятивного капитала. Раньше их не было, хотя хозяйственную жизнь человек вел всегда. И судя по их ложности и тупиковости, они перестанут действовать в будущем. Кроме того, отметим, что сам факт наличия каких-то закономерностей в том или ином явлении еще не говорит о том, что это явление позитивно и оправдано. Существуют и закономерности функционирования патологических явлений и процессов — например, преступного мира или раковой опухоли. Но они противоречат законам целого и ставят под угрозу бытие этого целого. Сколь бы шокирующей ни показалась эта аналогия, но современная экономика все больше приобретает черты раковой опухоли на теле общества. Если сказанное обобщить в простых словах, то ситуация такова:

— мы выбрасываем деньги на массу ненужных и некачественных вещей;

— при этом до предела обедняем свою жизнь в непрекращающейся погоне за новыми и статусными вещами и услугами. Результатом становится чувство внутренней пустоты, беспокойства, неудовлетворенности;

— вопреки рассуждениям о гуманизме, обрекаем на голодное существование огромную часть населения планеты и неуклонно ухудшаем окружающую среду;

— разрушаем свое здоровье и еще более — здоровье будущих поколений.

Эти выводы даже не нуждаются в детальном обосновании — они общеизвестны и подтверждены множеством исследований. О степени иррациональности современной экономики свидетельствуют, например, данные по потреблению продуктов питания. При колоссальном дефиците продовольствия в странах Азии, Африки и Латинской Америки в развитых странах Запада съедается только 48 % фруктов и овощей, а 52 % выбрасывается; из выловленных морепродуктов только 50 % потребляется, остальное пропадает. Несколько лучше статистика по мясу. Там съедается 18 %, а в пище-

9 Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994. С. 309.

вые отходы идет 22 %; из зерновых потребляется 62 %, а портится и выбраковывается 38 %10.

Итак, резюмируем. Экономика — это всего лишь инструмент, который призван обеспечивать: гармоничное воспроизводство самого человека как физически здорового, культурно просвещенного и духовно развитого существа; существование системы рациональных и бесконфликтных общественных отношений; устойчивое взаимодействие общества и природы, ресурсы которой принадлежат не только нам, но и последующим поколениям граждан Земли. Приоритетом материального производства должны стать качество, долговечность, экологичность и жизненная необходимость производимых товаров; а в плане индивидуального потребления — принцип разумного аскетизма, отказа от безмерного и бездумного роста материальных потребностей. Соответственно, именно качественные (а не количественные, особенно финансовые) показатели экономического развития должны играть роль главных индикаторов производства. Можно указать и на главный лозунг экономики новой цивилизации, восходящий еще к русским нестяжательским традициям: «Все, что лишнее — не мое!» Наконец, помимо материальных производственных стимулов, должны быть и стимулы нравственные, когда субъекты экономической деятельности станут конкурировать не только объемами продаж и выручки, а уровнем вклада в социальное развитие тех регионов, где они живут, — в виде благотворительности, поддержки науки, образования, культурных инициатив, экологических мероприятий. Только при реализации этих условий экономика может стать действительно прочным материально-техническим фундаментом новой цивилизации.

И наконец, коснемся политики. Последние события в мире, особенно наступление крупного капитала и финансовой олигархии на гражданские права и социальные завоевания граждан, подорвали доверие к современным демократическим институтам. Вместо подлинной элиты общества в демократиях правит псевдоэлита, т.е. наиболее беспринципные, амбициозные и агрессивные лидеры. Кроме этого, сегодня налицо превращение демократий в явные или скрытые тоталитарные системы со слежкой за своими гражданами, нарушением неприкосновенности частной жизни и гонениями на инакомыслящих. Не случайно еще Платон говорил о том, что демократия ведет к тирании.

Но самое главное — то, что никакие внешние демократические свободы не заменят свободы внутренней, которая невозможна без

10 Убийственное разоблачение капитализма от папы римского: Weizsäcker E., von, Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet: A Report to the Club of Rome. New York: Springer, 2018.

глубоких знаний и самостоятельного мышления. Интеллектуально ограниченный и зацикленный на материальном потреблении обыватель (идеальный представитель демократического электората) не сделает верного и свободного политического выбора. Он станет жертвой внешней идеологической манипуляции или собственных предрассудков.

Что можно предложить в качестве альтернативы традиционным демократиям в условиях нарастающего глобального кризиса? Сразу скажем, что никакая модель, основанная на чисто внешних регулятивах, не приведет к успеху. В конечном итоге все решает культурный, нравственный, интеллектуальный уровень людей: как правителей, так и населения. Можно вспомнить целый ряд взлетов в истории человечества при разных политических режимах: «золотой век» Перикла, знаменитое правление индийского царя Ашоки, заложившего основы миролюбивой политики Индии, времена китайской династии Тан11.

В то же время сегодня вряд ли можно было бы вернуться, скажем, к монархическому правлению. Поэтому, если все же говорить о форме, то ее можно было бы назвать «органической демократией». Главная задача здесь состоит в качественном отборе и постепенном продвижении вверх по ступеням государственной лестницы наиболее ответственных и работоспособных людей. Отчасти этот принцип продвижения руководящих кадров «снизу вверх и от периферии к

центру» (по выражению М.А. Бакунина) был реализован в сибир-

12 "

ском кооперативном движении12 и в советский период отечественной истории. При этом необходим перманентный общественный контроль за деятельностью людей, которым вверяются бразды правления обществом, причем осуществляться он должен уже на уровне тех организаций и структур, которые выдвинули человека на государственную должность. Кроме того, необходимо соблюдение как минимум следующих принципов. Во-первых, государственная власть на всех уровнях должна взаимодействовать с неправительственными организациями и профессиональными корпорациями, обеспечивая их участие в решении всех стратегических вопросов жизни страны. Во-вторых, необходима самая широкая опора всех звеньев государства на реальную (не коррумпированную) науку. Независимая научная экспертиза стратегических государственных

11 См. об этом подробнее: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул: Изд-во АлтГТУ: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2006.

12 См. содержательный анализ уроков сибирской кооперации на рубеже XIX-XX вв.: Сыщенко А.Г., Сыщенко В.А. Золотые годы сибирской и алтайской кооперации, 1896-1919. Т. 1. Барнаул: Алтайпресс. 2003.

решений и технических проектов особенно важна в нынешних условиях, когда ошибки и просчеты власти слишком дорого стоят обществу. Преследование ученых за критику государственных проектов должно караться в законодательном порядке.

Может возникнуть вопрос: не является ли концепция духовно-экологической цивилизации чисто научной интеллигентской утопией?

Во-первых, можно показать, что идеал нравственного, разумного и экологически ответственного мироустройства неоднократно сбывался в истории, пусть лишь частично и на короткие сроки. Мы уже упоминали выше Перикла и царя Ашоку. Во-вторых, за этими взлетами всегда стояли личности, выдающиеся по своим нравственным качествам, обладавшие высочайшим чувством сопричастности миру и ответственности за мир. Их энергия и самоотверженность заражали других людей и поворачивали руль истории. В-третьих, зримыми ростками новых цивилизационных отношений сегодня являются поворот ряда стран к так называемой зеленой экономике; стремление многих людей уехать из городской среды в сельскую местность для обретения более гармоничных условий существования; возникновение массовых общественных движений культурной и экологической направленности; несомненный ренессанс традиций высокого искусства и литературы, особенно в России. Так, например, картины сибирских художников, сохранивших традиции высокого ремесла, сегодня массово раскупаются европейскими и китайскими меценатами. Наконец, неутихающая пандемия коронавируса ставит на повестку дня задачу нового единения человечества, ибо очевидно, что народы обречены умирать в одиночку, но спасаться и вставать на путь процветания могут только сообща.

Таким образом, альтернативы духовно-экологическому выбору у человечества нет, и это точка зрения уже очень большого числа ученых и философов. В качестве лишь одного примера сошлемся на юбилейный доклад Римского клуба13, основные идеи которого оказались очень близки нашим. Здесь возникает другой очень важный вопрос: каковы возможные механизмы трансформации от тех-ногенно-потребительской к духовно-экологической цивилизации?

Механизмы перехода к новым цивилизационным отношениям. Сибирь как локус цивилизационной трансформации

Говоря о становлении новых цивилизационных отношений, можно выделить важную закономерность: новый тип глобального

13 Weizsaecker Е., увп, Wijkman А. Ор. ок.

мироустройства никогда не рождается сразу и на всем пространстве земного шара. Он всегда имеет точечную пространственную локализацию и период эмбрионального созревания. Лишь постепенно новые геополитические, производственно-технологические, социально-экономические, политические и культурные отношения начинают распространяться на все более обширные регионы Земли и приобретать со временем сущностные атрибуты, включая и новый антропологический тип со специфической системой мотивов и целей деятельности, своеобразием ценностных ориентаций, особенностями быта и досуга.

Так, восточные традиционные культуры Месопотамии, Египта, Китая и Индии возникли в долинах великих рек, где было возможно вести ирригационное земледелие. Внутри этих цивилизаций всегда формируются первоначальные городские центры ремесла, торговли и государственно-административного управления, будь то Ур в Месопотамии, Мохенджо-Даро в Индии или Аньян в Китае. Постепенно технологии ирригационного земледелия и местного общинного самоуправления распространяются на другие регионы, расположенные вдоль русел великих рек, формируются централизованные восточные государства, соответствующие религиозные представления и культурные традиции. Жизнь классических восточных цивилизаций, особенно египетской, индийской и китайской, может исчисляться тысячами лет и охватывать огромные пространства.

Становление основ западного культурно-географического мира (или западной мегацивилизации) с приматом городской культуры, конкурентно-конфликтной политической и экономической менталь-ности, науки и рационального мировидения начинается с греческих полисов в Малой Азии и лишь постепенно распространяется на территорию классической Греции, а позднее — на Средиземноморский и Европейский регионы. Христианская цивилизация начинается с Ближнего Востока, лишь многие десятилетия спустя обретая свои ключевые цивилизационные локусы в Риме и Константинополе и распространяя влияние на огромные пространства Европы, Азии и Африки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Родина техногенно-потребительской цивилизации Запада и классического европейского капитализма с мануфактурным производством и гуманистической идеологией — итальянские города с Венецией и Флоренцией во главе. Классический европейский капитализм к концу XIX в. фактически охватывает все пространство земного шара. Русский социализм, как оппозиционная капитализму ипостась техногенно-потребительской цивилизации14, начинается с

14 Отнесение мирового социализма к техногенно-потребительской цивилизации объясняется господствующими при социализме материалистическим

Петербурга и постепенно формирует мировую систему социализма, потерпевшую историческое поражение в последнее десятилетие ХХ в. Правда, триумф капитализма оказался пирровой победой. Современный ренессанс социалистических идей на Западе и в странах Латинской Америки, идущий параллельно с закатом США — лидера капиталистического мира, лишь эмпирически подтверждает тот факт, что мы имеем дело с системным кризисом техногенно-потре-бительской цивилизации в целом.

Возникает закономерный вопрос: какой регион Земли в нынешних исторических условиях может претендовать на роль одного из основных трансформационных локусов при переходе к духовно-экологической цивилизации?

На наш взгляд, таковым является Сибирский регион. Сегодня, при господствующих в мире финансово-экономических правилах игры, Сибирь с ее суровым климатом и гигантскими континентальными пространствами оказывается в наименее выгодных условиях. Издержки производства и транспортных перевозок, о чем мы уже писали, здесь всегда будут выше, чем в странах, имеющих выход к морям, что существенно понижает конкурентоспособность сибирской продукции. В последнее время этот тезис довольно убедительно экономически обосновывается в работах Л.А. Безрукова15. Для России и особенно Сибири характерен также низкий коэффициент биологической продуктивности почв. Если для России принять его за 100, то в Европе он будет равен 150, в США 187, а в Индонезии 523. Это означает, что при одних и тех же производственных затратах с 1 га пашни в США получают в среднем в 1,87 раз больше растительной продукции, чем в России, не говоря уж о биологической продуктивности территорий Сибири16. Словом, в рамках ры-ночно-потребительской цивилизации Сибирь осуждена оставаться сырьевой колонией европейской России и остального мира, где ее ресурсы используются не для собственного развития, а для интенсивного развития других территорий Земли.

мировоззрением и экономическими приоритетами деятельности, начиная с культа производительных сил и заканчивая задачей максимально полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей человека. Запад одержал свою победу в борьбе с СССР во многом потому, что, спекулируя на трагических событиях отечественной истории ХХ в., сумел очаровать потребительскими перспективами не избалованного материальным достатком советского обывателя. На этом фоне в общественном сознании стушевались и безусловные преимущества советского социального государства, и альтруистические элементы коммунистической идеологии.

15 См.: Безруков Л.А. Континентально-экономическая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2008.

16 См.: Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации и его использования в ХХ1 веке. М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000.

Все это особо остро ставит для сибиряков вопрос о необходимости принятия более справедливых мировых правил хозяйствования и экономических принципов взаимоотношений между странами и народами, где бы объективно учитывались природно-климатические и социальные условия жизнедеятельности. И это тем более справедливо, что Сибирь обладает стратегическими ресурсами, необходимыми для процветания не только России, но и для выживания всего человечества.

Во-первых, это гигантские сибирские пространства. Еще выдающийся сибирский писатель Г.Д. Гребенщиков писал: «На десяти миллионах квадратных верст ее пространств могло бы поместиться десять добрых государств, каждое со своим особенным климатом, со своим особенным народом, со своим особенными бытом, языком и верою. Достаточно сказать, что в то время как на юге Сибири зреют яблоки и вишни — на севере якутских тундр бушуют снежные метели»11. Риск подтопления значительных приморских территорий, нарастающие масштабы и частота природных катастроф, угрозы возникновения новых эпидемий, подобных коронавирусу, привлекают особое внимание к Сибири как обширному и геологически устойчивому пространству Северной Евразии, способному принять, обеспечить жильем и работой значительное число потенциальных мигрантов как из самой России, так и из других стран. Образно говоря, только Россия с Сибирью может выдержать новое «переселение народов».

Во-вторых, Сибирь — важнейший мировой стабилизатор климата и глобальных биосферных процессов, связывающий своими лесами и болотами огромное количество свободного углерода, сохраняющий значительные водные, лесные и почвенные ресурсы, биологическое разнообразие и большие ареалы девственной природы, без которых невозможна стабильность всей земной биосферы. Рациональная и устойчивая экономика обязательно должна учитывать, что девственная природа генерирует такое количество эколого-экономических и социальных услуг, что должна рассматриваться как оптимально работающая фабрика по воспроизводству жизни на Земле. Это достигается за счет защиты земель от паводков, штормов и засух, очистки вод, почвообразования, сохранения популяций биологических видов, традиционных хозяйственных укладов и культурных ландшафтов.

В-третьих, Сибирь — это континентальный транспортный и культурный мост не только между Востоком и Западом, но также

11 Г.Д. Гребенщиков и Г.Н. Потанин: диалог поколений (письма, статьи, воспоминании, рецензии) / Сост. Т.Г. Черняева. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2008. С. 95.

Севером и Югом Большой Евразии. Через нее проходит знаменитый Транссиб, с которым связывают свои надежды на выход к европейским рынкам Япония и Корея. Транссиб в любом случае свяжется меридиональными транспортными коридорами с планируемой широтной магистралью в рамках китайского проекта «Один пояс — один путь». Нам уже доводилось писать о международных проектах прокладки меридиональных транспортных и энергетических коридоров по оси север — юг Большой Евразии, в частности, по линии Алтай — Гималаи18. Хотя их реализация в ближайшей перспективе маловероятна в связи со сложными отношениями между Индией и Китаем, Индией и Пакистаном, тем не менее в перспективе они связали бы воедино три великих цивилизации Большой Евразии — Россию, Китай и Индию, а также Казахстан, Монголию и Пакистан. Это открыло бы новую страницу в экономической и политической интеграции Большой Евразии, о которой сегодня много говорят, а также создало бы благоприятные условия для столь актуального сегодня религиозно-культурного диалога между православно-христианским, конфуцианско-буддийским, исламским и индуистским мирами.

В-четвертых, Сибирский регион обладает колоссальным опытом продуктивного межкультурного диалога и синтеза, а также миротворческим потенциалом. Так, после двух мировых войн ХХ в. многие побывавшие в сибирском плену немцы и австрийцы, итальянцы и японцы уезжали на родину не врагами, а друзьями сибиряков, ибо видели их человеческое сострадание и материальную помощь. В свою очередь, сибиряки учились видеть во вчерашних врагах вполне адекватных людей, не по своей воле пришедших завоевывать Россию. Этот миротворческий потенциал Сибири — важнейшая предпосылка глобальной цивилизационной трансформации, где мир между странами и народами снова должен стать основополагающей ценностью, как это было в 60-80-е гг. прошлого века.

Подводя итоги, можно констатировать, что сибирские жители в наибольшей степени заинтересованы в изменении глобальных правил «цивилизационный игры», в переходе от техногенно-потре-бительской к духовно-экологической стратегии развития. Для этого, как мы видим, существуют и вполне объективные предпосылки.

С нашей точки зрения, это должно быть стратегически ориентированное развитие, нацеленное на бережное использование уникального природного потенциала Сибири, ее возобновляемых

18 Иванов А.В., Гупта П.М., Попков Ю.В., Фотиева И.В. Трансевразийские транспортные мегапроекты: проектные замыслы // Регион: экономика и социология. 2011. № 4. С. 261-284.

и невозобновляемых ресурсов; на сохранение заповедных территорий и биологического разнообразия. Ставка должна быть сделана на безотходную переработку природного сибирского сырья и выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью, на развитие сибирского сельского хозяйства, ориентированного на производство органического продовольствия, на широкую производственную кооперацию сибирских территорий в согласии с известным евразийским принципом органического взаимного дополнения частей в рамках единого развивающегося целого. С духовно-культурной точки зрения необходимо возрождение нравственных традиций русского нестяжательства, сибирского миротворчества и меценатства, государственная и региональная поддержка возрождающихся традиций кооперативной и артельной самоорганизации и взаимопомощи и, конечно, приоритетное развитие сибирской науки и образования с лидерскими инновационными центрами в университетских городах, прежде всего в Томске и Новосибирске.

Словом, речь должна идти о прорывном «зеленом», кооперативном, научном и нравственно ориентированном развитии Сибири, которая в случае успешно проведенной политики, как уже сказано, может стать осевым локусом общероссийской и мировой духовно-экологической цивилизационной трансформации. В этой связи и сегодня, спустя 100 лет, нельзя не поразиться прозорливости и актуальности В.И. Вернадского, который утверждал следующее: «Мне кажется, что русская Азия должна быть возможно быстро покрыта государственной сетью высших школ и научных учреждений и что это явится самым могучим и прочным средством выявления скрытой силы нашей государственной организации и уже с одной этой точки зрения должно сильно отразиться на нашем мировом положении. В основе наших азиатских научных учреждений должно лежать всестороннее изучение прошлого и настоящего Азии в самых разнообразных их проявлениях — в области языкознания и истории, археологии, быта, фольклора, литературы, религии, искусства, музыки, экономических и материальных ресурсов.

Нельзя забывать одного. Естественные производительные силы Азии в едва ли сравнимой степени превышают естественные производительные силы Европы; в частности, в нашей стране азиатская Россия не только по величине превышает Россию европейскую. Она превышает ее и по потенциальной энергии. По мере того как начинается правильное использование наших естественных производительных сил, центр жизни нашей страны будет все более передвигаться, как это давно уже правильно отметил Д.И. Менделеев, на восток — должно быть, в южную часть Западной Сибири. Россия во все большей и большей степени будет расти и развиваться за счет

своей азиатской части, таящей в себе едва затронутые зиждительные силы. Это должна всегда помнить здравая государственная политика, которая должна смотреть всегда вперед, в будущее»19.

Каковы же, на наш взгляд, должны быть ближайшие шаги «здравой государственной политики» в отношении Сибири?

Практические шаги по актуализации ресурсов сибирского

цивилизационного локуса

В настоящий момент во многих сибирских и российских научных центрах ведется довольно интенсивная работа по разработке программы развития Сибири в целом и ее отдельных регионов. При Томском государственном университете создан научно-исследовательский центр «Транссибирский научный путь: Сибирский институт будущего», где проводятся междисциплинарные исследования региона. Сибирь рассматривается в рамках этих исследований как пространство для реализации инновационных проектов в сфере медицины, рационального использования природных ресурсов, технологического развития, урбанистики, экономики и историко-культурного наследия. Культурно-антропологические проблемы развития Сибири рассматриваются учеными Красноярска. В коллективной монографии «Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, 20

решения»20 авторы подчеркивают значение культуры, которая способна насытить социальное пространство новыми смыслами, создать яркие образы новых героев и пассионариев. Качества сибирского характера (настойчивость, воля, упрямство в достижении целей), закалившиеся в суровых условиях Сибири, «наряду с традиционной для жителей северных территорий мира высокой изобретательностью, креативностью открывают большие шансы жителям Сибири в новом глобальном мире»21. Большая аналитическая и практическая работа по комплексному развитию Сибири проводится новосибирскими экономистами. В частности, ими предложена и реализуется программа создания Сибирского наукополиса — стратегического научно-инновационного центра на востоке страны. Его главная задача состоит в обеспечении устойчивого взаимодействия бизнеса, науки, общественности и власти. К сожалению, всем этим подходам недостает глобального цивилизационного видения, преобладают стандартные индустриально-ресурсные подходы и модели.

19 Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 562-563.

20 Карлова О.А., Бухаров А.В., Викторук Е.А., Викторук Е.Н. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения. Красноярск: СФУ: КПГУ имени В.П. Астафьева, 2014.

21 Москвич Ю.Н. Экспертное интервью «Сибирь как достойная Родина» // Карлова О.А., Бухаров А.В., Викторук Е.А., Викторук Е.Н. Указ. соч. С. 92.

Пожалуй, наиболее системно продуманная программа развития Сибири недавно предложена группой разработчиков под руководством А.Н. Клепача, где есть понимание особой роли сибирского пространства для существования России, необходимости сохранения традиционных ландшафтов Сибири, а также важности вопросов культуры и образования. Эта программа получила символическое название «Русский ковчег» и уже достаточно широко представлена в информационном пространстве России22. Взгляды одного из авторов данной статьи на важнейшие шаги по переводу развития Сибири на рельсы интенсивного развития представлены в публикации на страницах «Вестника Омского университета»23.

В русле последних тревожных тенденций, которые происходят в мире, представляется совершенно необходимым резко усилить восточный и особенно сибирский вектор российской политики.

Во-первых, назрел вопрос о принятии комплексной государственной программы развития Сибири наподобие программы, принятой в отношении Дальнего Востока. Но в этой программе, на наш взгляд, необходимо четко зафиксировать именно эколого-эко-номические и духовно-культурные приоритеты развития Сибири. Развитие должно быть в первую очередь «зеленым» и «культурным», т.е., говоря языком постнеклассической науки, человекоразмерным, а не сводиться к чисто количественным экономическим и производственным показателям. Помимо рыночной эффективности тех или иных территорий, необходимо учитывать их вклад в военную, ресурсную, экологическую, продовольственную и культурную безопасность страны. Эти параметры чаще всего невозможно прямо выразить в денежном эквиваленте, но именно они наиболее ценны в современных условиях. Сибирский регион все эти виды безопасности обеспечивает едва ли не в большей степени, чем регионы европейской России.

Особую роль, учитывая ее геополитическое положение и миротворческий потенциал, Сибирь призвана сыграть не только в переходе всей страны к духовно-экологической стратегии развития, но и в новой интеграции Большой Евразии. Без сильной и динамично развивающейся Сибири невозможно, в частности, выстроить равноправное международное сотрудничество с Китаем. Новая интеграция Большой Евразии немыслима также без опоры на сибирские

22 Субботин А. Ковчег надежды. В Сибири опробуют модель развития страны // Поиск. 2019. 21 сентября. URL: https://www.poisknews.ru/skript/kovcheg-nadezhdy-v-sibiri-oprobuyut-model-razvitiya-strany/

23 Иванов А.В. Освоение и развитие Сибири как третий российский стратегический геопроект // Вестник Омского государственного университета. 2019. Т. 24. № 3. С. 84-96.

традиции мирного и продуктивного культурного диалога между странами и народами.

Во-вторых, учитывая стратегическое значение Сибири и ее ресурсов, необходимо изыскать серьезные государственные средства на ее развитие. Экстремальный характер сибирской жизни и хозяйствования исключает опору исключительно на частный капитал. Последний при нынешних правилах рыночно-финансовой игры всегда найдет более благоприятные территории в России и за рубежом для получения быстрой и легкой прибыли от вложений. Здесь нельзя не согласиться с мнением В.Ю. Малова, что «для условий Сибири и всего севера России предпочтительны крупные комплексные проекты с решающим голосом государственных структур, которые имеют потенциальную возможность делать долговременные вложения и не гнаться за немедленным коммерческим эффектом... Здесь также нежелательна конкуренция между регионами, особенно когда от нее выигрывает третья сторона»24. Отсюда ясно, что при разработке программы развития Сибири принцип кооперации и взаимной дополнительности экономик и ресурсов сибирских регионов должен быть безусловно предпочтен принципу конкуренции.

В-третьих, государственная программа развития Сибири должна быть подкреплена: а) отдельной строкой в бюджете; б) конкретным лицом — членом правительства (лучше на уровне заместителя председателя), который отвечает за ее реализацию; в) разработкой соответствующей законодательной базы; г) тщательно продуманной информационной политикой, включая главные каналы телевидения. Сегодня о Сибири практически никто не говорит, россияне о ней мало что знают, а для иностранцев она до сих пор остается страной холода, мрака и каторги.

В-четвертых, приоритетной текущей задачей развития Сибири является противодействие оттоку ее населения в европейскую часть страны. Это требует прежде всего проведения эффективной молодежной и научно-образовательной политики. В этом плане крайне важно обеспечить льготным ипотечным кредитом молодых специалистов, живущих в Сибири или переезжающих туда на работу из европейской части страны. Следует предусмотреть возможность досрочного погашения кредита для молодых семей через 1-10 лет их непрерывной работы в Сибири или в случае рождения второго ребенка в семье. Ипотечный кредит для сибиряков должен быть прямым и государственным, а не спекулятивно-банковским.

24 Малов В.Ю. Сибирь: место для жизни или только мост между Азией и Европой? // Вопросы географии. Сб. 148: Россия в формирующейся Большой Евразии / Отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Издательский дом «Кодекс», 2019. С. 219.

Следуя завету В.И. Вернадского, приоритетное внимание следует уделить сибирской науке и системе высшего образования. Пора отказаться от пресловутого ЕГЭ, из-за которого наиболее талантливые ученики сибирских школ массово отъезжают в Москву и Санкт-Петербург. Система вступительных экзаменов с выбором только одного вуза позволила бы сохранить интеллектуальный потенциал Сибири. Важны также приоритетное финансирование сибирских вузов и научных центров, открытие диссертационных советов и новых лабораторий, создание особых условий для работы молодых специалистов, переезжающих для работы в Сибирь. Здесь надо на новом уровне реализовать традиции новосибирского Академгородка. Исторический опыт показывает, что когда ученые могут сами разработать проект и для его реализации получают достойное государственное финансирование, то результат оказывается оптимальным. Если же вопросы развития науки и образования отдаются на откуп чиновникам или олигархам, как в случае с организацией фонда «Сколково», то результат оказывается плачевным.

В-пятых, Сибирь, учитывая ее цивилизационную роль, призвана стать одним из важнейших государственно-политических центров страны. В этой связи наряду с Москвой и Петербургом необходимо, на наш взгляд, учредить третью столицу России на востоке, в одном из крупных сибирских городов типа Новосибирска или Красноярска. Это четко зафиксировало бы евразийский статус России и долгосрочность восточного вектора ее политики. Возможно, было бы полезно перевести в эту новую столицу на первых порах хотя бы Совет Федерации. Этот орган в таком случае мог бы стать главным законодательным и научным центром по развитию азиатской России.

Подводя итоги, хочется заметить, что в рамках данной статьи представлена лишь самая общая модель превращения Сибири в стратегический регион духовно-экологического прорыва, нуждающаяся в широком междисциплинарном обсуждении, критике и совершенствовании.

ЛИТЕРАТУРА

Безруков Л.А. Континентально-экономическая дихотомия в международном и региональном развитии. Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2008.

Булгаков С.Н. Свет Невечерний: созерцания и умозрения. М.: Республика,

1994.

Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. М.: Айрис-пресс, 2004.

Вопросы географии. Сб. 148: Россия в формирующейся Большой Евразии / Отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Издательский дом «Кодекс», 2019.

Г.Д. Гребенщиков и Г.Н. Потанин: диалог поколений (письма, статьи, воспоминании, рецензии) / Сост. Т.Г. Черняева. Барнаул: Изд-во Алт. гос. ун-та, 2008.

Иванов А.В. Освоение и развитие Сибири как третий российский стратегический геопроект // Вестник Омского государственного университета. 2019. Т. 24. № 3. С. 84-96.

Иванов А.В., Гупта П.М., Попков Ю.В., ФотиеваИ.В. Трансевразийские транспортные мегапроекты: проектные замыслы // Регион: экономика и социология.

2017. № 4. С. 267-284.

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Духовно-экологическая цивилизация: устои и перспективы. Барнаул: Изд-во АГАУ, 2010.

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. На путях к новой цивилизации (очерки духовно-экологического мировоззрения). Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2014.

Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул: Изд-во АлтГТУ: Изд-во Фонда «Алтай-21 век», 2006.

Карлова О.А., Бухаров А.В., Викторук Е.А., Викторук Е.Н. Новое будущее Сибири: ожидания, вызовы, решения. Красноярск: СФУ: КПГУ имени В.П. Астафьева, 2014.

Лойко П.Ф. Земельный потенциал мира и России: пути глобализации и его использования в XXI веке. М.: Федеральный кадастровый центр «Земля», 2000.

Малов В.Ю. Сибирь: место для жизни или только мост между Азией и Европой? // Вопросы географии. Сб. 148: Россия в формирующейся Большой Евразии / Отв. ред. В.М. Котляков, В.А. Шупер. М.: Издательский дом «Кодекс», 2019. С. 263-280.

Михалев М.С., Якунин В.И., Вилисов М.В. Пояса и пути Евразии: В поисках человека. М.: Наука, 2018.

Степин В.С. Теоретическое знание: структура, историческая эволюция. М.: Прогресс-Традиция, 2003.

Степин В.С. Цивилизация и культура. СПб.: СПбГУП, 2011. Субботин А. Ковчег надежды. В Сибири опробуют модель развития страны // Поиск. 2019. 21 сентября. URL: https://www.poisknews.ru/skript/kovcheg-nadezhdy-v-sibiri-oprobuyut-model-razvitiya-strany/

Субетто А.И. Ноосферный прорыв России в будущее в XXI веке. СПб.: Астерион, 2010.

Сыщенко А.Г., Сыщенко В.А. Золотые годы сибирской и алтайской кооперации, 1896-1919. Т. 1. Барнаул: Алтайпресс. 2003.

Урсул А.Д. Феномен ноосферы: глобальная эволюция и ноосферогенез. М.: Ленанд. 2015.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. Weizsäcker E., von, Wijkman A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet: A Report to the Club of Rome. New York: Springer,

2018.

REFERENCES

Bezrukov, L. A. Kontinental'no-ekonomicheskaia dikhotomiia v mezhdunarodnom i regional'nom razvitii. Novosibirsk: Geo, 2008.

Bulgakov, S. N. SvetNevechernii: sozertsaniia i umozreniia. Moscow: Respublika,

1994.

Cherniaeva, T. G. (ed.) G.D. Grebenshchikov i G.N. Potanin: dialog pokolenii (pis'ma, stat'i, vospominanii, retsenzii). Barnaul: Altay State Unievrsity Press, 2008. Frankl, V. Chelovek vpoiskakh smysla. Moscow: Progress, 1990.

Ivanov, A. V. "Osvoenie i razvitie Sibiri kak tretii rossiiskii strategicheskii geoproekt," Vestnik Omskogo gosudarstvennogo universiteta, Vol. 24, No. 3, 2019, pp. 84-96.

Ivanov, A. V., Fotieva, I. V., and Shishin, M. Iu. Dukhovno-ekologicheskaia tsivilizatsiia: ustoi i perspektivy. Barnaul: AGAU Press, 2010.

Ivanov, A. V., Fotieva, I. V., and Shishin, M. Iu. Na putiakh k novoi tsivilizatsii (ocherki dukhovno-ekologicheskogo mirovozzreniia). Barnaul: AltGTU Press, 2014.

Ivanov, A. V., Fotieva, I. V., and Shishin, M. Iu. Skrizhali metaistorii: tvortsy i stupeni dukhovno-ekologicheskoi tsivilizatsii. Barnaul: AltGTU Press: Fond "Altai-21 vek", 2006.

Ivanov, A. V., Gupta, P. M., Popkov, Iu. V., and Fotieva, I. V. "Transevraziiskie transportnye megaproekty: proektnye zamysly," Region: ekonomika i sotsiologiia, No. 4, 2017, pp. 267-284.

Karlova, O. A., Bukharov, A. V., Viktoruk, E. A., and Viktoruk, E. N. Novoe budushchee Sibiri: ozhidaniia, vyzovy, resheniia. Krasnoiarsk: SFU: Astaf'ev KPGU Press, 2014.

Kotlyakov, V. M., and Shuper, V. A. (eds.) Voprosy geografii, Vol. 148: Rossiia v formiruiushcheisia Bol'shoi Evrazii. Moscow: Kodeks, 2019.

Loiko, P. F. Zemel'nyipotentsialmira iRossii:putiglobalizatsii i ego ispol'zovaniia v XXI veke. Moscow: Federal'nyi kadastrovyi tsentr «Zemlia», 2000.

Malov, V. Iu. "Sibir': mesto dlia zhizni ili tol'ko most mezhdu Aziei i Evropoi?" Voprosy geografii, Vol. 148: Rossiia v formiruiushcheisia Bol'shoi Evrazii, eds. V. M. Kotlyakov, and V. A. Shuper. Moscow: Izdatel'skii dom «Kodeks», 2019, pp. 263-280.

Mikhalev, M. S., Iakunin, V. I., and Vilisov, M. V. Poiasa iputi Evrazii: V poiskakh cheloveka. Moscow: Nauka, 2018.

Stepin, V. S. Teoreticheskoe znanie: struktura, istoricheskaia evoliutsiia. Moscow: Progress-Traditsiia, 2003.

Stepin, V. S. Tsivilizatsiia i kul'tura. St. Petersburg: SPbGUP, 2011.

Subbotin, A. "Kovcheg nadezhdy. V Sibiri oprobuiut model' razvitiia strany," Poisk, September 21, 2019, URL: https://www.poisknews.ru/skript/kovcheg-nadezhdy-v-sibiri-oprobuyut-model-razvitiya-strany/

Subetto, A. I. Noosfernyi proryv Rossii v budushchee v XXI veke. St. Petersburg: Asterion, 2010.

Syshchenko, A. G., and Syshchenko, V. A. Zolotye gody sibirskoi i altaiskoi koop-eratsii, 1896-1919, Vol. 1. Barnaul: Altaipress. 2003.

Ursul, A. D. Fenomen noosfery: global'naia evoliutsiia i noosferogenez. Moscow: Lenand. 2015.

Vernadskii, V. I. Biosfera i noosfera. Moscow: Airis-Press, 2004.

Weizsäcker, E., von, and Wijkman, A. Come on! Capitalism, Short-termism, Population and the Destruction of the Planet: A Report to the Club of Rome. New York: Springer, 2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.