Научная статья на тему 'Сибирь - это Россия'

Сибирь - это Россия Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
133
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курьянов Ю.А.

Имиджи Сибири / Под ред. В. И. Супруна. Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2008. 356 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сибирь - это Россия»

Сибирь - это Россия

Имиджи Сибири / Под ред. В. И. Супруна.

Новосибирск: ФСПИ «Тренды», 2008. - 356 с.

Международная монография «Имиджи Сибири» - это первая в своем роде работа, посвященная теме имиджа огромного российского региона (мегарегиона), который простирается от Уральских гор до Тихого океана. Именно такое, утвердившееся в мировой географии понимание границ и масштабов Сибири дается в монографии. Хотя название «монография» применимо к этой работе, пожалуй, весьма условно. Она выполнена в рамках проекта новосибирского фонда социопрог-ностических исследований (ФСПИ) «Тренды» «Сибирь в геополитическом и экономическом пространстве». Книга включает статьи 25 авторов и концептуальное введение научного редактора, директора ФСПИ «Тренды» д. ф. н. В. И. Супруна.

Состав авторов книги можно разделить на три части. Первая - статьи новосибирских ученых (историков, экономистов, философов), в них представлена методология построения имиджа мегарегиона (Сибири), его параметры, концептуальная модель, также анализируются исторические предпосылки возникновения современных представлений о Сибири, тип экономических отношений, сложившийся в Сибири и между Сибирью и остальной Россией, а также представлены социо-философские размышления о сущностных характеристиках имиджа мегарегиона, региона, города вообще и Сибири, сибирских городов и отдельных регионов конкретно.

Вторая часть - это статьи политиков и предпринимателей в основном уже по конкретным проблемам и аспектам формирования имиджа Сибири, города (например, Новосибирска), отдельного региона (например, Алтая).

И третья часть монографии - это социологические интервью директора ФСПИ «Тренды» В. И. Супруна по теме «Имиджи Сибири» с известными зарубежными экспертами и аналитиками (М. Голдман, А. Рар, К. Коукер, П. Шульце, М. Олмонд).

© ЭКО 2009 г.

Эту работу нельзя в полной мере считать академической монографией. Дело не столько в том, что она носит междисциплинарный характер, представляя проблему имиджей Сибири с исторической, культурологической, экономической, политологической точек зрения. Гораздо интереснее и оригинальнее другое. Данная работа включает статьи, в большей своей части написанные не в академической манере. Статьи политиков и предпринимателей можно определить как актуальную публицистику. И это сильная сторона книги, которая призвана сыграть роль не академического исследования, а декларации задач по формированию положительного имиджа Сибири. Без такого имиджа невозможно дальнейшее эффективное и полноценное освоение этого мегарегиона, невозможен ответ России на глобальные вызовы XXI века. И даже беллет-ристичность интервью западных авторов в данном контексте предстает сильной стороной работы, это взгляд со стороны на Сибирь, но взгляд людей, заинтересованных в том, чтобы Россия и Сибирь как ее составная часть достойно вошли в мировое сообщество, вписались в геополитику и геоэкономику наступившего века.

И все же «Имиджи Сибири» - это монография, если под этим понимать наличие главной идеи, связующей нити всей книги. Такой идеей является место и роль Сибири в российской истории и перспективы дальнейшего развития Сибири, а значит, и России. Поэтому-то ряд авторов и ученых, и политиков, и предпринимателей обращается к знаменитой формуле М. В. Ломоносова: «Российское могущество прирастать будет Сибирью...», показывая историческую обусловленность и ограниченность такого подхода к Сибири.

В концептуально очень важной статье докторов экономических наук В. И. Суслова и Б. Л. Лавровского «Имидж Сибири в зеркале экономической истории и стратегии» исследуются экономические отношения Сибири и (по-современному выражаясь) Центра со времен начала освоения этого мегарегиона и до наших дней. Авторы приходят к вполне обоснованному выводу, что эти отношения носили во многом колониальный характер (Сибирь - сырьевой придаток). Образно выражаясь, в «российской избе» Сибирь была не

КНИЖНАЯ ПОЛКА

187

комнатой для комфортной жизни, а кладовкой с запасами и арестантской для провинившихся. И только в советское время эта тенденция отчасти была переломлена, но сегодня есть опасность, что она снова возобладает.

В то же время из статей всех авторов становится ясно, что у сибиряков никогда не проявлялась историческая обида на метрополию, желание отделиться от остальной России (и даже феномен сибирского областничества вряд ли можно считать серьезным исключением из этого правила). В чем-то жители Сибири выступали и выступают большими патриотами единства России, чем жители ее европейской части.

И это связано не столько с широтой души сибиряков, сколько с объективными причинами. Во-первых, Россия не только многое взяла от Сибири, но и многое вложила в ее развитие, во-вторых, сибиряки понимают, что не только развитие, но и само существование Сибири как историко-культурной, социально-экономической и геополитической целостности возможно лишь в составе России. Другое дело, что XXI век требует не формулы Ломоносова, а другой парадигмы. Сибирь не то, чем Россия прирастает. Сибирь - это Россия.

Исходя из этой посылки, в книге анализируются все основные имиджи Сибири: исторический, географический, индустриальный, модернистский и имиджи по иным базисным элементам, векторам развития или эмоционально-образному восприятию. Все аспекты этого невозможно даже кратко рассмотреть в одной рецензии.

В заключение стоит отметить только один недостаток книги. Но это продолжение отмеченного выше достоинства. Некоторым статьям политиков и предпринимателей не хватает глубины научного подхода, аналитичности и концептуальнос-ти, они слишком публицистичны, что, впрочем, объяснимо тем, что писали их люди, озабоченные судьбой Сибири и России.

Ю. А. КУРЬЯНОВ,

Новосибирск

188

ЭКО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.