Научная статья на тему 'Швейцария: от страны парков к стране-парку'

Швейцария: от страны парков к стране-парку Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1206
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШВЕЙЦАРИЯ / ОХРАНЯЕМЫЕ ТЕРРИТОРИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК / ПРИРОДНОЕ НАСЛЕДИЕ / SWITZERLAND / PROTECTED AREAS / NATIONAL PARK / NATURAL HERITAGE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мазуров Юрий Львович

На территории Швейцарии располагаются ведущие международные организации в сфере охраны природы. Здесь прошла первая в истории международная конференция по охране природы. В настоящей публикации предпринята попытка рассмотреть особенности швейцарской модели охраны природы за столетний период ее формирования: от создания первой ее ООПТ до настоящего времени. Основной материал для настоящей работы собран во время полевых обследований природоохранных территорий и учреждений Швейцарии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Мазуров Юрий Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SWITZERLAND: FROM A COUNTRY OF PARKS TO A PARK-COUNTRY

Currently Switzerland is a home for leading international environmental organizations. Here, the first international conference devoted to nature protection issues was held. In the paper, the attempt to examine the peculiarities of the Swiss model of nature protection for the centenary period of its formation starting from the establishment of the first protected area up to date was made. The basic material for this study was collected during the field surveys of protected areas and visits to Swiss institutions.

Текст научной работы на тему «Швейцария: от страны парков к стране-парку»

УДК 502.4: 910.4(21)

ШВЕЙЦАРИЯ: ОТ СТРАНЫ ПАРКОВ К СТРАНЕ-ПАРКУ

ЮЛ. Мазуров

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, E-mail: jmazurov@yandex.ru

На территории Швейцарии располагаются ведущие международные организации в сфере охраны природы. Здесь прошла первая в истории международная конференция по охране природы. В настоящей публикации предпринята попытка рассмотреть особенности швейцарской модели охраны природы за столетний период ее формирования: от создания первой ее ООПТ до настоящего времени. Основной материал для настоящей работы собран во время полевых обследований природоохранных территорий и учреждений Швейцарии.

Ключевые слова: Швейцария, охраняемые территории, национальный парк, природное наследие.

Всякая успешная страна в современном мире имеет свою экологическую политику, одним из основных направлений которой является охрана природы, осуществляемая посредством развития сети особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Особое место среди таких стран по праву занимает Швейцария, завоевавшая себе прочную репутацию одного из мировых лидеров в деле обеспечения самых высоких показателей качества природной среды.

На территории Швейцарии располагаются ведущие международные организации в сфере охраны природы: Международный союз охраны природы (МСОП) и Всемирный фонд дикой природы (ВВФ) в Гланде, Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) в Женеве и целый ряд других. Именно здесь - в Берне - в 1913 г. при активном участии представителей нашей страны И.П. Бородина и Г.А. Кожевникова прошла первая в истории международная конференция по охране природы [1]. Не случайно и то, что первые в мире неправительственные природоохранные организации появились в этой стране. Швейцария - явный лидер в развитии «зеленой» экономики, в переходе к модели экологически устойчивого развития. Во всем этом

Дата поступления 7.05.2017

проявляется факт несомненного признания выдающихся достижений этой страны в сфере охраны природы.

При этом, как известно, Швейцария - это отнюдь не природный заповедник, это страна с высокой по-европейски плотностью населения. Более того, уровень интегральной антропогенной нагрузки на природную среду этой страны - один из самых высоких в мире. И несмотря на это, страна на протяжении десятилетий убедительно демонстрирует самые высокие стандарты качества этой среды. Настолько высокие, что ориентированный на природу - в ее первозданном или близком к таковому состоянию - туризм прочно вошел в Швейцарии в число важнейших отраслей специализации.

Достижения Швейцарии в деле сохранения достоинств природы широко известны. Ее природа - это не только эталон естественной красоты ее ландшафтов и популярный мировой бренд, но и символ успеха экологической/природоохранной политики в национальном масштабе. Причины этого успеха явно не случайны, они не могут быть сведены и только к вопросам финансирования. Роль анализа этих причин до сих пор недооценена, что и объясняет отсутствие четких представлений о них. Вместе с тем, уроки швей-

царского опыта развития природоохранной политики представляют несомненный интерес для многих стран мира, включая и Россию, на что обращали внимание классики природоохранного дела нашей страны, в том числе и проф. Г.А. Кожевников [3].

В настоящей публикации предпринята попытка рассмотреть особенности швейцарской модели охраны природы за столетний период ее формирования: от создания первой ее ООПТ до настоящего времени. Главным образом - с позиций интересов развития аналогичной деятельности в России. Основной материал для настоящей работы собран во время полевых обследований природоохранных территорий и учреждений Швейцарии.

Швейцарский национальный парк - альпийский уникум

История швейцарских ООПТ началась с первого в этой стране и в Центральной Европе национального парка. Считается, что инициатива его учреждения принадлежит члену швейцарского парламента д-ру Бульману, предложившему в 1904 г. создать большой природный резерват в самом что ни на есть медвежьем уголке страны - на юго-западе кантона Граубюнден (на границе с Италией). Он считал, что район перевала Фуорн подходит для этого в силу его географического положения и богат-

ства его флоры и фауны. Эта инициатива была с энтузиазмом поддержана швейцарскими учеными-природоведами, в числе которых были П. Саразин из Базеля, ставший впоследствии инициатором проведения Бернской международной конференции по охране природы 1913 г., и С. Бруньес из Чинуз-шель в Энгадине (долине р. Инн), будущий первый директор Швейцарского национального парка. Бруньес считал и убедительно доказывал, что последние, чудом еще сохранившиеся виды естественной растительности и фауна страны и, в частности, его родного ретийского Энгадина могут быть спасены только с помощью таких крупных проектов, как предлагавшийся национальный парк [8].

Сплотившиеся вокруг столь живого и перспективного дела энтузиасты с 1909 г. переходят от слов к делу и берут в аренду у муниципалитета Цернец долину Клуоцца сроком на 25 лет для целей охраны ее природы. А для обеспечения своевременной оплаты этой аренды они же учреждают Швейцарское общество охраны природы (современное название - Pro Natura) - первую общественную природоохранную организацию в этой стране, обеспечившую финансовую поддержку первого в стране природного резервата, ставшего через пять лет частью национального парка [9].

Основатели и энтузиасты создания парка, в первом ряду: Ф. Саразин, П. Саразин, К. Шретер и С. Бруньес [8]

Территория будущего национального парка и его окрестностей в начале ХХ столетия была крайне слабо заселена в сравнении с другими районами Швейцарии, но все же там велась традиционная хозяйственная деятельность (преимущественно отгонное животноводство), приносившая реальный доход ее участникам и владельцам земли. Но эта деятельность никак не вписывалась в представления о будущем природном резервате, что было чревато - как это часто бывает в практике создания ООПТ - реальным конфликтом. Однако его удалось избежать благодаря случайности. В то время на землях этого района произошла вспышка ящура, означавшая, что овцы из соседней Италии больше не могли здесь более пастись. Парадоксально, но такой поворот событий существенно поспособствовал успеху переговоров об увеличении территории будущего парка.

Важную роль в процессе подготовки создания парка сыграло посещение в 1913 г. долины Клуоцца членами парламентского комитета из Берна. Они явно прониклись идеей будущего природного резервата, им хватило политического чутья и гражданской ответственности для того, чтобы стать активными ее проводниками в столице конфедерации. Важно и то, что период активного лоббирования национального парка совпал со временем подготовки и проведения первой международной конференции по охране природы, прошедшей в том же Берне. То внимание, которое было уделено этому форуму со стороны швейцарской общественности и руководства этой страны, стало наиболее благоприятным политическим фоном для принятия положительного решения по создаваемому парку. В конечном счете, 1-го августа 1914 г. в стране был учрежден Швейцарский национальный парк (ШНП) - первая в стране общенациональная ООПТ такого высокого статуса. Учрежден несмотря на то, что именно в эти дни соседние

страны Австро-Венгрия, Германия и Франция вступили в тяжелейшую для Европы Первую мировую войну, ставшую серьезным испытанием и для нейтральной Швейцарии.

Прошедшее с тех пор столетие доказало своевременность принятого на национальном уровне решения. ШНП действительно функционирует как национальный парк. И это несмотря на то, что его площадь относительно невелика - всего 170,3 км2, и это явно меньше рекомендованной МСОП величины. Более существенно при этом, что практически вся территория ШНП была интенсивно освоена человеком, в то время как по рекомендациям МСОП в национальных парках должны преобладать девственные или мало измененные человеком ландшафты [2].

И тем не менее, факт налицо: природные комплексы Ретийских Альп -горные сосновые леса, альпийские и субальпийские луга - в основном восстановлены. На половине лесной территории парка после прекращения хозяйственной деятельности человека воссозданы вторичные леса. Во многом восстановлены флора и фауна. Сейчас здесь более 30 видов млекопитающих (в т.ч. альпийский горный козел, серна, каменная куница, альпийский сурок, рысь, бурый медведь и др.), около 100 видов птиц, а также порядка 70 видов земноводных. Охраняется около 5 тыс. видов сосудистых растений, в т.ч. 650 высших [8].

ШНП располагается на территориях четырех муниципалитетов: Скуоль (Scuol), Цернец (Zernez) Валь Мустер (Val Mustair) и Цуоц (Zuoz). Это исторический район проживания ретийцев, местного населения, говорящего на ро-маншском (швейцарском ретороманском) языке, точнее - на его энгадин-ском диалекте. На этом языке говорит всего лишь полпроцента населения Швейцарии, проживающего преимущественно в кантоне Граубюнден, но это, тем не менее, один из четырех государственных языков этой страны.

Ландшафты парка в его центральной части (фото автора)

Дорога из Цернеца в Мюстер через парк в районе гостиницы Иль Фуорн [8]

Центр национального парка (Цернец). Слева на снимке - визит-центр, а справа - замок Планта-Вилденберг (XIII в.), где размещается его администрация [8]

Подчеркнем: это живой разговорный язык, активно используемый населением в регионе ШНП. Закономерно поэтому, что практически вся информация о парке в его визит-центре и на его интернет-сайте представлена и на ретороманском языке, наряду с немецким, французским, итальянским и английским. Многочисленные указатели на территории самого парка также чаще всего на ретороманском языке.

В 1979 г. ШНП был удостоен статуса биосферного резервата (заповедника) ЮНЕСКО, что повысило его авторитет и, вероятно, содействовало увеличению размеров реально охраняемой природной территории вследствие появления на его юго-восточной границе биосферного резервата Долина Мюстер. С 2010 г. посредством объединения названных резерватов был образован единый Энгадино-Мюстерский биосферный заповедник. Успеху решения парком природоохранных задач способствует и то, что на юго-востоке он на протяжении более 30 км граничит с итальянским национальным парком Стельвио. В названных фактах проявляется стремление администрации парка к координации своих действий с зарубежными и международными природоохранными структурами. Также отметим, что подобная интеграция с зарубежными ООПТ в приграничье характерна и для других районов страны.

Парк успешно реализует три заявленные при его создании функции: охрана природы, ее исследования и информирование населения о природе парка. Ежегодно в теплое время года парк посещают около 150 тыс. человек. Для этого на его территории проложен и маркирован 21 пешеходный маршрут общей протяженностью 80 км. Вход на территорию парка свободный и бесплатный. Для посетителей в Цернеце, откуда начинается большинство маршрутов по парку, создан Парковый центр с современным визит-центром и музеем. В Цернеце имеется несколько гостиниц,

ориентированных прежде всего на туристов. Помимо этого, в 20 минутах езды на автобусе в центральной части парка располагается небольшая гостиница «Иль Фуорн», а в трех часах ходьбы от Цернеца имеется куда более демократичное, но также небольшое общежитие «Альпийский клуб».

Легитимной основой существования и развития ШНП является Федеральный закон «О национальном парке» (National Park Act) от 19 декабря 1980 г. [7]. В соответствии с этим законом управление парком ведется под контролем постоянного совета из девяти человек, представляющих основные причастные к его деятельности структуры. Наибольшее представительство - три человека - у Pro Natura, старейшей и самой авторитетной природоохранной неправительственной организации (НПО), внесшей решающий вклад в создание ШНП. По два представителя - от Швейцарской конфедерации и Швейцарской академии наук, по одному представителю - от кантона Граубюнден и муниципалитетов, на территориях которых создан этот резерват.

Развитие сети ООПТ

Вот уже более ста лет ШНП остается единственным национальным парком в Швейцарии. Это обстоятельство можно назвать великим парадоксом - по аналогии с «великим экспериментом», как назвал создание ШНП по-прежнему широко известный в стране, упоминавшийся выше Поль Саразин. Парадокс состоит в том, что великий эксперимент был признан успешным, т.е. соответствующим национальным интересам и поддержанным населением страны, но он не был продолжен. В чем же дело? Будучи в Цернеце в августе 2014 г., я попытался в контактах с участниками празднования 100-летия ШНП найти на него ответ.

В результате таких контактов вырисовывалась следующая картина. В Швейцарии после «великого эксперимента» было предпринято несколько

попыток создания новых национальных парков. Но все они оказались безуспешными по причине разного рода непреодолимых конфликтов в землепользовании. Не помогали даже серьезные финансовые стимулы. Так упоминавшаяся ранее швейцарская НПО «Pro Natura» в 2000 г. выступила с инициативой поощрить призом в 1 млн. шв. франков тот регион страны, который учредит у себя новый национальный парк. Шесть регионов откликнулись на эту инициативу, но бороться за миллион продолжают только два проекта. Это потенциальные парки Адула (Adula National Park project), охватывающий территории в кантонах Граубюнден и Тичино, и Ло-карнский (Locarnese National Park), также в Тичино. За 17 лет была проделана большая организационная работа, не приведшая, однако, к желаемому результату. Напомним, что на создание ШНП ушло всего 5 лет. При этом шансы на появление парка Адула более предпочтительны, но отнюдь не гарантированы. Похоже, что появление ШНП скорее было исключением из правила, состоящего в том, что в небольшой и староосвоенной стране и ООПТ могут быть преимущественно небольшими. А учитывая и федеративное устройство страны, то предпочтение всегда будет отдаваться региональным (кантональным) и муниципальным природным резерватам - в этом случае проще обеспечить надежное управление ими.

Сформулированная выше закономерность в полной мере проявилась в истории швейцарских ООПТ. Страна в течение десятилетий постоянно наращивает их количество. В настоящее время их насчитывается около 1600, они представлены почти во всех кантонах конфедерации, а их суммарная доля в структуре территории страны достигает целых 14 %. При этом они нацелены на сочетание сохранения и улучшения природных ландшафтов с моделями устойчивого развития в городах и сель-

ских районах в интересах экономики соответствующих регионов.

В результате многочисленных экспериментов и многоаспектной работы в сфере экологического резервирования в Швейцарии удалось выявить наиболее востребованную в стране категорию ООПТ. Ею оказались региональные природные парки. Именно они сформировали основу современной сети ООПТ страны. На сегодняшний день их 16, включая такие крупные, известные и популярные, как Грюйерский (кантон Фри-бур / Фрайбург), Юра (кантон Во), Эла (Граубюнден) и другие природные парки. Упомянем также два относящиеся к этой же категории биосферных резервата ЮНЕСКО: упоминавшийся ранее Валь Мюстер и Этленбух (кантон Люцерн).

Для Швейцарии глубоко органичны традиции охоты и охотничьего хозяйства. Несмотря на то, что охота - это явная форма природопользования, охотничьи резерваты этой страны выполняют целый ряд экологических функций. Всего здесь действует 41 федеральный охотничий заказник, их общая площадь составляет около 1500 км , или порядка 3,95 % от величины страны.

К числу фактических ООПТ страны, в соответствии с их реальными экологическими функциями непременно следует отнести также ботанические сады, дендропарки и некоторые зоологические сады. В их числе такие известные объекты, как ботанические сады в Базеле, Женеве, Цюрихе (Chinagarten), Вай-зенштайне, на плато Шиниге. Сюда же следует отнести огромные зеленые территории тематических парков: «Швейцария в миниатюре» в Мелиде, Тичино, Волшебный парк в Интерлакене, Парк наций и Английский парк в Женеве, Олимпийский парк в Лозанне, а также парки Монрепо и Эрмитаж в том же городе. Этот список может быть значительно продолжен.

Особое место среди зеленых пространств этой страны занимают историко-культурные объекты: археологиче-

ские и этнографические парки, музеи под открытым небом и т.п. Из их числа отметим Балленберг (Freilichtmuseum Ballenberg) - музей народной архитектуры, расположенный на территории в 66 га, неподалеку от г. Бриенца, в самом центре страны. Здесь в естественном ландшафте представлены типичные постройки (преимущественно деревенские дома и целые усадьбы с разнообразными надворными постройками), характерные для различных в этнографическом отношении регионов страны.

Сеть ООПТ Швейцарии является важной составной частью природно-экологического каркаса территории этой страны, т.е. системы естественных пространств, обладающих важными средо-охранными функциями. В отличие от ряда стран, где такой каркас обладает официальным государственным статусом (например, в Нидерландах), в Швейцарии он еще не попал в нормативно-правовые документы, но зато реально существует в действительности. В том числе благодаря хорошей сохранности естественных ландшафтов - ухоженных лесов за пределами ООПТ, альпийских лугов, используемых как естественные кормовые угодья, садов, многолетних плодовых плантаций и многочисленных в этой стране виноградников.

Важное место в структуре природ-но-экологического каркаса этой страны принадлежит многочисленным водным пространствам - рекам, водохранилищам и озерам. На их долю приходится более 4 % территории страны. Швейцария - это страна озер, в т.ч. таких больших, как Женевское, Боденское, Невша-тельское, Маджоре, Лугано и других. Практически все они активно используются в хозяйственных целях: транспорт, рекреация, водоснабжение, рыболовство. Некоторые из них имеют специальные природоохранные статусы. Например, в стране имеется 11 водно-болотных угодий международного значения. Да и многие другие водные объекты находятся под строгой национальной и международной охраной. В ре-

зультате их современное состояние практически повсеместно соответствует строгим экологическим стандартам и позволяет им реализовывать соответствующие изначально присущие им экологические функции.

К числу водных объектов следует отнести также широко представленные в Альпах ледники, занимающие значительные пространства в центральной и южной части страны. Так площадь только ледника Алеч - самого большого в Европе - составляет около 86 км . Всего же на долю ледников и фирновых полей приходится около 10 % территории страны.

Национальная политика в области ООПТ

Важную роль в развитии сети ООПТ Швейцарии сыграло принятие Федерального закона № 451 от 1 июля 1966 г. «Об охране природы и культурного наследия» [7], на котором во многом основана современная национальная политика в области охраны природы. Знакомство с этим законодательным актом дает основание утверждать, что природа для швейцарского законодателя - это не только и даже не столько ресурс и внешнее условие жизни, сколько наследие, природное наследие. Именно на этом строится политика в отношении природы: сохранить и передать будущим поколениям. И в этом проявляется тождество политики по отношению к природе (природному наследию) и культурному наследию.

В принятии названного общенационального закона в числе прочего проявилась прозорливость швейцарского законодателя и представляемого им народа. До тех пор (до 1966 г.) охрана природы и культурного наследия представлялись как различные, не связанные между собой направления государственной политики. В некоторых странах, включая и Россию, такое положение сохраняется и по сию пору, что явно не на пользу обоим названным направлениям.

Ситуация в мире начала радикально меняться с принятием Конвенции ЮНЕСКО о всемирном культурном и природном наследии, где обе категории наследия, в силу их сущностных особенностей, представлены в качестве единой категории управления. Симптоматично при этом, что в Швейцарии это было осознано на уровне государственной политики за шесть лет до принятия названной Конвенции ЮНЕСКО.

Принятый в 1966 г. закон оказал значительное воздействие на национальную политику в сфере охраны и использования природного и культурного наследия. Во многом благодаря ему небольшая альпийская страна обладает к настоящему времени 12-ю объектами всемирного наследия, в т.ч. тремя объектами всемирного природного наследия. Это больше, чем во всех других европейских странах, за исключением России. К числу этих объектов относятся: Альпийский комплекс Юнгфрау с ледником Алеч (Swiss Alps Jungfrau-Aletsch), Горная тектоническая группа Сардона (Swiss Tectonic Arena Sardona) и Гора Сан Жоржио, изобилующая триасовыми окаменелостями (Monte San Giorgio). Природная компонента является важной составной частью и ряда швейцарских объектов всемирного культурного наследия, например: природное окружение (Бернинский ландшафт) Ретийской железной дороги в Граубюндене и культурный ландшафт виноградников Лаво на северном берегу Женевского озера.

Введя в общественный обиход понятие «heritage landscape», названный закон перевел категорию ландшафта из числа эстетических и академических в число правовых понятий, ввел ее в сферу управления. Тем самым закон, в сущности, кодифицировал сложившуюся в социуме норму - видеть в природе не только ресурс, но и наследие, что означает нести за нее ответственность. Для условий Швейцарии это принципиально важно: не только статус, но и репутация наследия является не менее действенной «защитной грамотой» для

соответствующих природных объектов, чем тот или иной легальный статус ООПТ. Например, горный пик Матер-хорн в кантоне Вале на юг от Цермата -это самый узнаваемый символ Швейцарии и ее природы. Он определенно воспринимается как всемирное наследие, хотя такого статуса не имеет, такой вопрос даже и не стоит в стране. По-видимому, вследствие прагматичного подхода к нему ее граждан: для них это в любом случае наследие самого высокого уровня.

Закон 1966 г. за годы своего существования претерпел ряд существенных изменений и дополнений, отражая тем самым высокий динамизм самой сферы управления природным и культурным наследием. Так в 2007 г. в нем появился раздел «Парки национального значения», закрепивший на правовом уровне новую модель функционирования швейцарских парков. Смысл ее состоит не только в том, как это имел в виду П. Саразин, чтобы гарантировать «чистую работу природы» без присутствия людей, а еще и в том, чтобы сохранить ключевые природные богатства региона - его богатое биоразнообразие, красивые ландшафты, культурные ценности и функционирование экосистем. Что в свою очередь позволит более эффективно использовать их для экономического и социального развития.

Поправки 2007 г. к закону кодифицировали уже сложившееся представление о разнообразии парков в стране, введя новую интегральную категорию «парки национального значения», включающую три основных подразделения [7]: национальные парки, региональные природные парки, парки природных открытий (Nature Discovery Parks) или пригородные природные парки.

Изменения в природоохранном законодательстве - это, обычно, проявление реакции на новые вызовы, например климатические изменения, столь актуальные для Швейцарии в связи с ускорением таяния горных ледников или

осознание накопленных ранее проблем. К числу последних относится экологически нерегламентированная застройка особо ценных в эстетическом отношении территорий, нередко искажающая или даже уродующая ландшафт. Этой теме была посвящена переведенная на многие языки книга австрийского географа Л. Люшкандерля [4]. Призыв спасти Альпы был услышан в Швейцарии, может быть даже больше, чем в других альпийских странах. К сожалению, это не типично для горных и прибрежных районов большинства современных государств, где визуальное загрязнение ландшафтов по-прежнему считается второстепенной проблемой в сравнении с химическим и физическим загрязнением среды.

Совершенствование законодательства в отношении парков Швейцарии и соответствующей правоприменительной практики отражает наличие в стране системы универсальных принципов природоохранной деятельности. Взятые в совокупности они образуют следующую последовательность [6]: сохранение особо ценных ландшафтов и их эффективное использование на основе действующего законодательства; содействие устойчивому развитию в сельских районах; поощрение демократических процессов в регионах (относительно принятия решений по вопросам экологической политики на различных территориальных уровнях) и гарантия высоких стандартов качества (качества природной среды и качества жизни людей).

Таким образом, можно констатировать, что национальная политика Швейцарии в области ООПТ - это важная составная часть внутренней политики государства. Но сами парки и ООПТ в целом (их рост, статус, значение и т.п.) не являются самоцелью такой политики. Они выступают в качестве средств решения социально-экономических проблем страны, обеспечения ее устойчивого развития. Законодательство и другие институты страны нацелены на то, чтобы ее развитие осуществлялось без

утраты природных ценностей, не в ущерб интересам будущих поколений. ООПТ в этой стране востребованы не по инерции прошлого и не потому, что «так принято», а потому что они объективно включены в систему рационального использования природного потенциала страны, они реально важная и незаменимая часть механизма ее устойчивого развития.

Новые приоритеты

Столетний юбилей первого и до сих пор единственного в Швейцарии национального парка стал хорошим поводом для осмысления опыта природоохранной деятельности в этой стране, оценки его результатов и выстраивания представлений о задачах этой сферы на будущее. Важнейшим фактом функционирования ШНП является то обстоятельство, что МСОП по-прежнему относит его к категории 1а (территория дикой природы) своей классификации охраняемых территорий или ООПТ, т.е. этот резерват значительно ближе к тому, что в российской практике называется заповедником. И этим ШНП отличается практически от большинства других национальных парков мира, которые по названной классификации относятся к категории 2 (национальный парк). С самого начала он создавался как своего рода «лаборатория под открытым небом» и эта его миссия успешно реализуется на протяжении всей его истории. По замыслу создателей парка эта миссия включала в себя следующие основные элементы: обеспечение самой строгой охраны территории парка от вмешательства человека, документирование происходящих естественных процессов и научные исследования. Присутствие человека на территории парка допускалось лишь в той мере, в какой оно не препятствовало реализации этой миссии.

Вместе с тем есть основания полагать, что изначально в деятельности ШНП присутствовала еще одна целевая установка, назовем это воспитанием экологической культуры. Важно помнить, что создание парка - это практи-

чески полностью общественная инициатива, проявленная первыми энтузиастами природоохранной деятельности в стране, но что очень важно - массово поддержанная ее средним классом, который в начале ХХ в. уже присутствовал в структуре швейцарского общества. Он был активным проводником технического прогресса, но в то же время именно он и проявил гражданскую ответственность за сохранение природы своей страны. В подтверждение напомним, что для сбора средств на оплату взятого в аренду в природоохранных целях крупного участка земли в долине Клуоцца была создана массовая общественная организация Pro Natura.

Похоже, что сам факт изъятия из хозяйственного использования значительного пространства в целях создания резервата природы в этой предельно прагматичной буржуазной стране и последующее поддержание этого затратного проекта на народные деньги сделал своего рода изначальную прививку экологической культуры жителям этой страны. Массовая и высокая экологическая культура современной Швейцарии - это одна из ярких и характерных особенностей ее населения, это то общее, что реально интегрирует социальные группы и ее этносы. В основе экологической культуры лежит понимание того, что за качество среды надо платить. Платить всем и каждому, не всегда собственно деньгами, иногда разного рода ограничениями и т.п. Но рядом с этим пониманием существует уже проверенное знание того, что инвестиции в сохранение природы не только необходимы, но и выгодны. И если не для нынешнего поколения, то для последующих.

Разумеется, высокий уровень экологической культуры в швейцарском обществе поддерживается за счет очень многих источников, все более успешно координируемых как государством, так и обществом. Но главный из них - это по-прежнему непосредственное общение с природой, предпосылки которого изначально проявились именно в первом национальном парке страны. При этом

проявились не спонтанно, а в результате целенаправленной деятельности лучших и наиболее образованных представителей среднего класса, осознавших свою ответственность за судьбы своей страны и объединившихся в первую в ней природоохранную структуру.

Pro Natura и в наше время является ведущей природоохранной НПО в Швейцарии, об этом говорит ее численность - 133 тыс. членов. Создание ШНП стало фактически первым ее проектом. На сегодняшний день она отвечает за более чем 650 природных резерватов, расположенных на всей территории Швейцарии. Pro Natura имеет свои активно действующие филиалы во всех кантонах. В этом отношении эта организация напоминает Всероссийское общество охраны природы советского периода. В качестве некоммерческой организации Pro Natura зависит от членских взносов и пожертвований (от 27 тыс. доноров) на более чем 80 % ее годового оборота (порядка 20 млн. шв. франков). Современные приоритеты деятельности Pro Natura - это во многом и целевые установки экологической политики страны в целом. В настоящее время Pro Natura формулирует их так: содействие поддержанию биоразнообразия, охрана ландшафтов, рациональное использование природных ресурсов и усиление взаимодействия с природой.

Содействие развитию биоразнообразия осуществляется в работе по увеличению числа ООПТ в стране и повышению качества их работы, а также повышению экологической ценности природных пространств без природоохранных статусов. Обычные виды флоры и фауны должны при этом сохранять свое текущее состояние, редкие виды должны распространяться по мере улучшения их местообитаний, а генетическое биоразнообразие должно увеличиваться.

Охрана ландшафтов в деятельности Pro Natura способствует сокращению строительных проектов и разрастанию городов, в т.ч. за счет возможностей функционального зонирования территорий.

Ретийская деревня в долине Энгадин, муниципалитет Скуоль (фото автора)

Ландшафт виноградников Лаво в кантоне Во, является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО

(фото автора)

Ронский ледник в его устье, где особенно очевидны последствия деградации под влиянием климатических изменений (фото автора, 6.08.2014)

Организация стремится обеспечить эффективную защиту всем уникальным и нетронутым ландшафтам. В интересах обеспечения рационального использования природных ресурсов Pro Natura стремится к тому, чтобы все частные и публичные решения по планированию развития учитывали природные факторы. Организация выступает за альтернативы неограниченному росту и установление экологически обусловленных ограничений природопользования. И наконец, Pro Natura исходит из того, что расширение контактов людей с природой может привести к более ответственному отношению к окружающей среде и природным ценностям.

Последнее из названных направлений деятельности Pro Natura - это отнюдь не последнее по важности не только для этой организации, но и для всей страны в целом. Именно это направление в первую очередь работает на экологическую культуру населения, которая в этой стране считается значи-

тельно более эффективным инструментом экологической политики, чем строгие наказания за природоохранные правонарушения. Общеизвестно, что главным средством привития экологической культуры является экологическое образование, формальное и неформальное. А в Швейцарии пришли к общему убеждению, что эффективное экологическое образование возможно только в непосредственном контакте с природой. Поэтому не удивительно, что главным приоритетом в природоохранной деятельности в этой стране в последние десятилетия стало именно экологическое образование и просвещение. Или точнее: экологическое образование в интересах устойчивого развития. Именно этот, до сих пор недооцениваемый в некоторых странах инструмент продемонстрировал свою самую высокую эффективность в достижении целей экологической политики.

Отмеченное проявляется во все более несомненной для Швейцарии зако-

номерности: чем выше уровень экологической культуры населения, тем лучше состояние природной среды. У этой закономерности есть парадоксальное следствие: рост экологической культуры снижает запрос на ООПТ. Особая охрана природных территорий с ее рейнджерами, техническим средствами контроля, строгими режимными запретами, штрафами и другими наказаниями вплоть до уголовных постепенно утрачивает смысл там, где люди перестают представлять опасность для природы. Более того, именно люди, носители высокой экологической культуры, становятся главными гарантами благополучия природы, как это и проявляется в Швейцарии.

Выявленная закономерность позволяет сделать прогноз будущего сети ООПТ Швейцарии. Мы полагаем, что вследствие дальнейшего роста экологической культуры народа этой страны ее парки и другие природные резерваты утратят необходимость в усилиях по их охране и из особо охраняемых природных территорий постепенно трансформируются в территории особо ценного природного и (в некоторых случаях) культурного наследия. А сама страна, создавшая столетие тому назад свой первый национальный парк, а теперь активно наращивающая долю экологически ценных пространств из разного рода природных резерватов и территорий без охранных статусов, превратится в страну парков или даже страну-парк (по аналогии с городом-садом Э. Говарда). Но при этом речь в модели страны-парка может идти не столько о природном парке и даже не биосферном, а о ноосферном парке, в понимании В.И. Вернадского, где природа будут восприниматься как наследие, т.е. приоритетная ценность человеческого общества, передаваемая из поколения в поколения в неухудшенном состоянии.

Заключение

Швейцарская модель охраны природы основана на представлении о ней как о наследии, т.е. категории, используемой в интересах развития лишь в той

мере, в какой это не препятствует ее сохранению и передаче от одного поколения к последующим в неухудшенном антропогенным воздействием на нее состоянии. Эта модель не исключает интенсивного природопользования (сельское хозяйство, транспорт, туризм и пр.), но накладывает на него жесткие ограничения, в том числе связанные с режимами природных резерватов.

В своем развитии за вековой период эта модель эволюционировала от локальной охраны ценных ландшафтов к поддержанию ценности естественных и восстанавливаемых ландшафтов за счет сочетания традиционных методов и инновационных технологий, основанных на адекватных решаемым проблемам проявлениях экологической культуры населения страны. Становление экологической культуры как решающего фактора успешной природоохранной политики стало возможным благодаря достижениям в экологическом образовании, построенном в этой стране на многоплановых контактах с природой.

Природоохранная политика Швейцарии имеет четко выраженную географическую привязку, т.е. во многом обусловлена своими природными, историческими и культурными особенностями. Опыт этой политики уникален и не всегда воспроизводим в других регионах мира. Однако целый ряд элементов этого опыта (идеология ООПТ, социализация экологической политики, поддержка экологической культуры, развитие экологического образования и т.д.) представляет несомненный интерес и для других стран мира.

В связи с этим, отметим, что и сегодня актуальна мысль одного из пионеров природоохранного дела Швейцарии Поля Саразина, высказанная им на исторической Бернской конференции в 1913 г.: «Природа не знает политических границ, и ее охрана не может ограничиваться какими-либо отдельными государствами. Охранить живую красоту всего земного шара от грозящего ей уничтожения является задачей столько же национальной, сколько и международной охраны природы. Соревнование

наций должно разгореться и здесь, и та охраны своей природы, тем самым мно-

нация, которая в пределах своей страны го сделает и для мировой охраны при-

сумеет создать что-либо большее для роды» [5, с. 17].

Список литературы

1. Бородин И.П. Отчет о командировке в Берн на Конференцию по международной охране природы // Изв. Императорской Академии наук. VII серия. - 1913. - Т. 7. -№ 18. - С. 1065-1068.

2. Забелина Н.М. Национальный парк. - М.: Мысль, 1987.

3. Кожевников Г.А. Охрана природы в разных странах в связи с вопросом о постановке этого дела в России. Докладная записка в СНК РСФСР. - М., 1918.

4. Люшкандерль Л. Спасите Альпы. - М.: Прогресс, 1977.

5. Саразин П. О задачах мировой охраны природы (Доклад представителя Швейцарии) // Мировая охрана природы. Материалы Бернской конференции 4-6 ноября 1913 г. Издание Постоянной природоохранительной комиссии Императорского русского географического общества, № 2. - Пг., 1915.

6. Environment Switzerland 2015. Report of the Federal Council. - Bern, 2016.

7. Federal Act 451of 1 July 1966 on the Protection of Nature and Cultural Heritage. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19660144/index.html.

8. Сайт Швейцарского национального парка [Электронный ресурс]. - URL: https://www.nationalpark.ch.

9. Сайт НПО «Pro Natura» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.pronatura.ch/79.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Borodin I.P. Otchet o komandirovke v Bern na Konferentsiyu po mezhdunarodnoy okhrane prirody // Izv. Imperatorskoy Akad. nauk. VII ser.. - 1913. - T. 7. - № 18. - S. 1065-1068.

2. Zabelina N.M. Natsionalny park. - M.: Mysl, 1987.

3. Kozhevnikov G.A. Okhrana prirody v raznykh stranakh v svyazi s voprosom o post-anovke etogo dela v Rossii. Dokladnaya zapiska v SNK RSFSR. - M., 1918.

4. Lyushkanderl L. Spasite Alpy. - M.: Progress, 1977.

5. Sarazin P. O zadachakh mirovoy okhrany prirody (Doklad predstavitelya Shveytsarii) // Mirovaya okhrana prirody. Materialy Bernskoy konferentsii 4-6 noyabrya 1913 g. Izdaniye Postoyannoy prirodookhranitelnoy komissii Imperatorskogo russkogo geograficheskogo ob-shchestva, № 2. - Pg., 1915.

6. Environment Switzerland 2015. Report of the Federal Council. - Bern, 2016.

7. Federal Act 451of 1 July 1966 on the Protection of Nature and Cultural Heritage. -URL: https://www.admin.ch/opc/en/classified-compilation/19660144/index.html.

8. Sayt Shveytsarskogo natsionalnogo parka - URL: https://www.nationalpark.ch.

9. Sayt NPO «Pro Natura» - URL: https://www.pronatura.ch/79 .

SWITZERLAND: FROM A COUNTRY OF PARKS TO A PARK-COUNTRY

Yu.L. Mazurov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, E-mail: jmazurov@yandex.ru

Currently Switzerland is a home for leading international environmental organizations. Here, the first international conference devoted to nature protection issues was held. In the paper, the attempt to examine the peculiarities of the Swiss model of nature protection for the centenary period of its formation starting from the establishment of the first protected area up to date was made. The basic material for this study was collected during the field surveys of protected areas and visits to Swiss institutions.

Key words: Switzerland, protected areas, national park, natural heritage.

Received May 7, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.