Алексей ВОЛКОВ
ШВЕЦИЯ: ГОСУДАРСТВО И РЕГИОНЫ
Швеция относится к числу крупных стран Европы - она почти равна Франции по территории (450 тыс. кв. км), но с небольшим населением (примерно 9 млн человек). От большинства других стран континента Швеция отличается большими расстояниями, а население сконцентрировано внутри треугольника, в углах которого располагаются три крупнейших города - Стокгольм, Гётеборг и Мальмё, и вдоль части побережья Норрланда. 80% людей проживает на 30% территории страны. Плотность населения - 21 человек на 1 кв. км, и распределено оно весьма неравномерно. Так же неравномерно размещена и экономическая деятельность, что, собственно, и обусловило появление такого направления во внутренней политике страны, как региональное, которое прошло в своём развитии несколько этапов.
Первые шаги
Непосредственным фактором, побудившим в 1960-х годах начать проведение мероприятий региональной политики, стало нарушение регионального баланса занятости в сельском и лесном хозяйстве, которая быстро сокращалась. В 1960 году около 15% всех работающих по найму приходилось на эти отрасли, а в северных лэнах1 (для которых вопрос неравномерного развития стоит наиболее остро), прежде всего малонаселённых, - от 20 до 30%. К 1970 году этот показатель упал до 8%, а к началу 1990-х годов - до 4%. Начался отток населения из северной части Швеции - из семи лэнов с общим населением 1,7 млн человек - в быстро развивавшиеся южные промышленные районы.
В последуюшие годы принятие таких мер, как увеличение доли промышленности, расширение занятости в государственном секторе (особенно в ком-
1 Лэны - губернии.
© Волков Алексей Михайлович - кандидат экономических наук, ведущий научный
сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН.
мунах и ландстингах), перевод тысяч рабочих мест из Стокгольма в провинцию и частичное уменьшение оттока населения из-за падения спроса на рабочую силу в центральных и южных частях страны, несколько улучшили демографическую ситуацию в регионе и положение с занятостью, однако новых трудностей во второй половине 1970-х годов добавил мировой экономический кризис, который оказал негативное воздействие на традиционно сильные отрасли шведской промышленности, в том числе горнодобывающую, чёрную металлургию, судостроение, целлюлозно-бумажную. Это привело к значительной безработице даже в тех регионах, которые раньше не знали таких проблем.
Национальная программа регионального развития в Швеции впервые была принята в 1972 году, затем повторно принималась каждые 3-4 года. По мере накопления опыта выкристаллизовалось понимание целей и способов действия, которое нашло своё наиболее полное отражение уже в Законе о региональной политике, принятом риксдагом в 1985 году. Основные цели в нём были сформулированы следующим образом.
Региональная политика должна быть направлена на содействие сбалансированному демографическому развитию различных частей страны и предоставление каждому жителю Швеции независимо от места его проживания работы, услуг и благоприятной окружающей среды.
Региональная политика должна проводиться с целью содействия позитивному развитию предприятий, занятости и т. п. во всех частях страны, а также для поддержания межрегионального баланса. Она в большой степени должна основываться на мобилизации доступных местных и региональных ресурсов, использовать потенциал развития сельских местностей.
С позиции задач (согласно закону) вся страна делилась на три зоны регионального развития (А, В, С), непосредственно определяемые местом в них промышленности и частных услуг. Они получали различные объёмы помощи, наибольший - в зоне А и наименьший - в зоне С. Для большей эффективности управления в 1982 году были проведены новые границы зон, после чего значительно сократились их общие размеры. В границах 1982 года на них приходилось 13,5% населения и 62% территории.
Регионы со сложными долгосрочными проблемами находились в основном на крайнем Севере и во внутренних районах 7 северных лэнов. Зоны развития включали также районы Бергслагена - горнодобывающего и металлургического района центральной Швеции, переживавшего серьёзные структурные проблемы, и остров Готланд.
Для преодоления краткосрочных проблем, вызванных структурными сдвигами в промышленности вне установленных зон, правительство могло на ограниченный период выделять некоторым коммунам помощь на региональное развитие ("временные зоны развития").
Решение вопросов оказания помощи возлагалось на правление лэнов (местные правительства) и Государственное промышленное управление ("Statens industriverk" или SIND). Вопрос о поддержке отдельных фирм решался правительством (министерством промышленности) только в особых случаях.
На практике для воздействия на размещение инвестиций, предлагаемых крупными промышленными компаниями, правительство заключило соглашение о консультациях со Шведским промышленным союзом ("8уе1^е8 тёшШГбгЬипё"). Теперь компании с числом занятых свыше 500 человек были обязаны информировать специальную группу в министерствах труда и промышленности о своих инвестиционных планах. Государство располагало также фондами с целью распространения технологий.
При возникновении серьёзных проблем, связанных с потерей работы и т. п., правительство осуществляло пакет спасательных мер по перестройке предприятия. В их число входили:
- интенсификация политики на рынке труда (включая переподготовку);
- региональная помощь отдельным предприятиям или включение поражённых кризисом коммун во временные зоны развития;
- специальные инвестиционные компании;
- дополнительные ресурсы, выделяемые правлениям лэнов, фонды развития для поддержки предпринимательской деятельности и т. п.;
- специальные меры по перестройке предприятий и улучшению инфраструктуры (связь, образование, распространение технологии и т. п.).
Набор мер менялся в разных регионах в зависимости от характера проблем и региональных возможностей и имел ограниченный период действия - обычно до двух-трех лет.
В Закон 1985 года о региональной политике вошло предложение о размещении фондов на расширение НИОКР в северной Швеции. В частности, средства из бюджета были выделены на четырёхлетний период университету в Умео для расширения НИОКР в биотехнологии, технологическому институту в Лулео для исследований в области компьютерной техники и геофизическому институту в Кируне на космические исследования. Рост расходов на НИОКР позволил улучшить условия для создания высокотехнологичных предприятий в этой части страны при университетах, институтах, либо в форме совместных фирм.
В приоритетных районах были предприняты усилия для облегчения доступа к знаниям из передовых в этом отношении коммун путём углубления связей между компаниями, с одной стороны, и учебными институтами и научно-исследовательскими организациями - с другой.
Не меньшее внимание было уделено обеспечению резкого роста технологического уровня, передаче новых технологий в основном мелким и средним предприятиям в форме консультационных услуг, результатов исследовательских работ, сдачи оборудования внаём. Задачу эту решали технологические центры, которые опирались на сотрудничество между различными заинтересованными сторонами, предприятиями, гимназиями, высшими учебными заведениями.
Если с точки зрения региональной политики осуществлявшиеся инвестиции были очень важны, то компании могли получить специальную обусловленную финансовую помощь для подготовки нового служебного персонала, для расходов на маркетинг и разработку продукции или на другие первоначальные рас-
ходы по расширению деятельности, если они не были связаны непосредственно с затратами на оборудование. Максимальная сумма обусловленной помощи составляла 50% расходов.
Политика 1990-х
В 1990 году риксдаг принял очередную программу региональной политики -на 1990-е годы, особенность которой заключалась в акценте на проблемы демографического развития и занятости населения в глубинных районах северной, а также западной части средней Швеции. Все коммуны и части коммун, которые сталкивались с долгосрочными и тяжёлыми проблемами, были сгруппированы в два приоритетных региона - регион 1 и регион 2.
В основу деления на регионы, нуждающиеся в поддержке, были положены как количественные, так и качественные критерии степени сложности проблем. Среди количественных факторов: уровень безработицы, степень занятости как мужчин, так и женщин, а также демографическое развитие за последние годы. К числу качественных критериев были отнесены: расстояния до рынков сбыта, климатические условия, малая плотность населения и местные условия рынка труда.
Некоторые районы (например, прибрежная часть северной Швеции и юго-восточная Швеция) теперь уже не вошли в число приоритетных, поскольку за прошедшие годы там были созданы хорошие предпосылки для самостоятельного развития и их проблемы не квалифицировались как очень тяжелые, потому что эти районы являлись частью более крупных объединённых рынков труда, в которых нет серьёзных проблем с занятостью.
Как и раньше, правительство могло включить ту или иную коммуну в регион, временно нуждающийся в субсидиях, а в исключительных случаях оказать региональную помощь предприятиям, находившимся вне приоритетных областей, если проблемы занятости возникли в результате закрытия предприятия или по другой схожей причине.
В начале 1990-х области, получавшие дотации от государства, уменьшились и составили 59% территории Швеции и около 8% населения.
Мероприятия по региональному развитию должны были осуществляться в так называемых центрах развития, связанных с районами, нуждавшимися в поддержке, то есть в центрах лэнов и в некоторых других населённых пунктах в данных районах или недалеко от них. Для перемещения туда частных фирм и государственных предприятий иногда выдавались государственные субсидии. Было признано необходимым продолжать осуществлять капиталовложения в высшее образование, прежде всего там, где уже имелись высшие учебные заведения, то есть часто именно в центрах развития. Считалось также важным переместить часть экономического прироста региона Стокгольма в регионы, являвшиеся приоритетными с точки зрения региональной политики. Таким образом, был осуществлён переход от финансовой помощи непосредственно предприятиям к мерам инфраструктурного характера, децентрализации и т. п.
Субсидии в связи с инвестициями в здания, оборудование и т. п. стали предоставляться только в форме помощи на размещение предприятий. Как исключение - и за пределы приоритетного региона. Дотация на размещение не должна была превышать 35% инвестиций в регионе 1 и 20% в регионе 2. Во временно приоритетных регионах она не могла превышать 35%, а в исключительных случаях - 50%.
Появилась также новая форма субсидий - для инвестиций в нематериальные активы: разработку новых продуктов, маркетинг, обучение и т. д. Их величина -до 50% инвестиций, но не более 500 тыс. крон на один проект.
Субсидия на повышение занятости предоставлялась предприятиям в регионах и 1, и 2. Она составляла в общей сложности 200 тыс. и соответственно 120 тыс. крон в течение пяти лет на каждое новое рабочее место.
Изменилась и система сокращения отчислений на социальное страхование, которая охватила весь регион 1. Уменьшилось количество отраслей, имеющих такое право, но к ним добавился ресторанный бизнес, обслуживающий туристов. Сокращение отчислений в регионе 1 составило 10% в течение 10 лет.
Усилились мероприятия по развитию малонаселённых районов и сельских местностей. К началу 1990-х годов численность населения в малонаселённых районах после резкого сокращения в течение многих лет стабилизировалась на уровне свыше 550 тыс. человек. Субсидии этим районам сильно возросли: только за два года они увеличились на 50%. В течение 1988-1989 финансового года они составили 230 млн крон. Предельная сумма безвозвратной ссуды промышленным предприятиям повысилась до 350 тыс. крон, а в сфере услуг - до 80 тыс. крон.
1 июля 1991 года было создано центральное государственное Управление по развитию малонаселённых районов в Эстерсунде, в задачи которого вошли консультационная и информационная функции, исследовательская работа и оценка выполненных проектов.
В целом объём ассигнований на цели региональной политики в 1990-1991 финансовом году составил 2,4 млрд крон, увеличившись на 503 млн крон по сравнению с предыдущим годом. Наибольшая их часть пошла на мероприятия по региональному развитию согласно решениям правлений лэнов, меньшая -поделена на субсидии по размещению предприятий согласно решениям правительства и на возмещение сокращения отчислений на социальное страхование, на специальные меры в области инфраструктуры и на субсидии по повышению занятости.
После вступления в ЕС
Вступление Швеции в ЕС в 1995 году существенно изменило баланс возможностей для регионального развития в лучшую сторону. Ей удалось добиться для себя определённых льгот в области региональной политики. Учитывая то, что Швеция большая по территории, но малонаселенная страна, и в северной её части очень суровый климат, для Швеции было очень важно, чтобы ЕС признал, что малонаселённые и холодные районы в Северной Европе также имеют
право на региональные субсидии Союза. В результате ЕС ввёл новый вид субсидий - для местностей с плотностью населения менее 8 человек на 1 кв. км. Почти половина территории Швеции - западная и северная части страны - соответствовали таким условиям. Субсидии для них за 1995-1999 годы составили около 2 млрд крон.
Помимо этого, Швеция получила возможность пользоваться уже существующими видами региональных субсидий ЕС. В общей сложности она получала в течение первых пяти лет своего пребывания в Евросоюзе ежегодные субсидии из структурных фондов в размере 2,4 млрд крон, которые предоставлялись в первую очередь менее развитым и малонаселённым частям страны. Однако ни одна из частей Швеции не считалась настолько бедной, чтобы получать специальную материальную помощь из фонда сплочения, которая в рамках ЕС шла в основном в страны Южной Европы. Из 7 целей региональной политики ЕС Швеция за 1995-1999 годы получала средства из структурных фондов на:
- цель 2 - перестройку регионов с кризисными отраслями промышленности с сокращением занятости в промышленности и высокой безработицей. В Швеции это районы северного побережья Норрланда, побережья Онгерман-ланда, Бергслагена, Фюрстада и части Блекинге с населением 965 тыс. человек. За 5 лет эти районы получили от ЕС 1,36 млрд крон, а в сумме с помощью правительства и частным финансированием - 6,8 млрд;
- цель 3 - поддержку безработных, длительное время не имеющих работу, а также молодёжи. Швеция получила из ЕС около 3 млрд крон, а вместе со шведским государственным финансированием эта сумма составила 6,6 млрд;
- цель 4 - предоставление помощи на образование, переподготовку и повышение квалификации рабочей силы при закрытии предприятий и изменении их производственного профиля. ЕС выделил Швеции 1,47 млрд крон. Шведское государственное финансирование было примерно в таком же объёме, а частное финансирование составило 2,27 млрд крон. Общая сумма на эту цель превысила 5,2 млрд;
- цель 5 а - поддержку сельского и лесного хозяйства и рыболовства. Помощь ЕС Швеции составила 1,74 млрд крон. Шведское правительство выделило примерно 2,5 млрд крон, а частное финансирование составило 2,68 млрд крон. Общая сумма превысила 6,9 млрд крон;
- цель 5Ь - поддержку сельских районов путём развития других, нежели сельское хозяйство, отраслей, например услуг, туризма и мелкого предпринимательства при условии общего низкого уровня развития этих регионов. В Швеции под эту статью подходят 5 регионов: Север (Вэстерботтен, Евле, Да-ларна), Западная Швеция, Юго-Восточная Швеция, остров Готланд и шхеры с общим населением 750 тыс. человек. Помощь ЕС Швеции составила 1,2 млрд крон. Шведское правительство выделило 2,61 млрд крон, а частное финансирование - 2,37 млрд крон. Общая сумма на эту цель составила около 6,2 млрд крон;
- цель 6 - помощь в связи со вступлением Швеции и Финляндии в ЕС, привязанная к северным условиям. В Швеции под неё подпадают весь лэн Емтланд и
самые малонаселённые части лэнов Норрботтен, Вэстерботтен, Вэстерноррланд, Евлеборг, Даларна и Вэрмланд, где проживает 450 тыс. человек. Помощь ЕС составила 2,14 млрд крон. Шведское правительство выделило около 2 млрд крон, а частное финансирование - 1,25 млрд крон. Общая сумма превысила 5,4 млрд.
Примерно 9% средств структурных фондов ЕС использовались на так называемые инициативы Сообщества, реализуемые с 1988 года в некоторых приоритетных областях. В 1994-1999 годах таковыми были трансграничное сотрудничество, развитие сельских районов, наиболее отсталые регионы, занятость и человеческие ресурсы, сдвиги в промышленности, кризисные городские районы и рыболовство. В рамках инициатив ЕС в 1995-1999 годах Швеция получила около 1,1 млрд крон. В зависимости от вида программ доля ЕС в помощи составляла от 25 до 75% совокупных расходов.
В результате реализации всех аспектов помощи региональному развитию вкупе с усилением воздействия глобализации, либерализации международной торговли и потоков капитала, технологического прогресса экономика Швеции за последнее десятилетие претерпела значительные изменения.
Рост ВВП на душу населения оказался несколько выше, чем в среднем в регионах ЕС в составе 15 стран, но несколько ниже относительно среднего показателя ОЭСР. Прирост регионального дохода на душу населения был наиболее высоким в южных частях страны. Из пяти местных рынков труда, которые продемонстрировали самые высокие темпы прироста, два находились в Западном Гёталанде и три в Смоланде (Йончёпинг, Крунуберг и Кальмар).
Однако во многих шведских регионах, в частности в районе озера Мэларен (исключая Стокгольм), Сконе, западной части Швеции и Смоланде достижения были хуже, чем в сопоставимых европейских регионах. А районы Северной Швеции, включая Вэрмланд и Даларну, продемонстрировали, наравне с некоторыми регионами Германии, наихудшее экономическое развитие, в показателях как валового регионального продукта, так и занятости. Более того, для ряда районов Швеции, по сравнению с сопоставимыми территориями в ЕС, региональные диспропорции углубились.
По показателю производительности труда в промышленности Швеция оказалась на среднем уровне по ОЭСР, но несколько уступает ЕС в составе 15 стран.
По доле расходов на НИОКР в валовом региональном продукте при общенациональном уровне 2,9% в 2003 году среди регионов выделялись Западная Швеция (5,4%), Стокгольм (3,1%) и Южная Швеция (также 3,1%). В деле повышения инновационных возможностей региона важными факторами считаются доля населения с высшим образованием и степень наукоёмкости в обрабатывающей промышленности, что тесно связано с отраслевой структурой региона. В небольших регионах с высоким удельным весом занятых в сфере услуг уровень науко-ёмкости относительно невысок, в то время как в региональных центрах с университетами и крупнейших городах с их пригородами он гораздо выше.
Широко различается по лэнам и уровень образования. 60% населения страны с высшим образованием проживает в трёх крупнейших городах. Поэтому
доля людей с высшим образованием по стране ниже среднего уровня в 16 из 21 лэна. Разной была и динамика занятости во всех лэнах страны. Стокгольм был единственным лэном, в котором число занятых в 2000 году превысило показатель 1990 года.
Ситуация в малых и средних городах также различается в зависимости от их географического положения, то есть от того, являются ли они частью региона близ крупнейших городов или представляют собой более или менее изолированные региональные центры, которые выступают в важной роли предоставления услуг и продукции промышленности для окружающей сельской местности и малых городов.
Экономика с точки зрения демографии и территории
Глобализация, интернационализация и европейская интеграция ставят новые рамки для хозяйственного функционирования регионов. Обсуждается вопрос о территориальном измерении регионального развития, что привлекает внимание к влиянию месторасположения на конкурентоспособность и экономический рост.
Например, всё большее число людей предпочитают селиться в Стокгольме, Гётеборге, Мальмё и их пригородах. Экономическое развитие этих городов имеет решающее значение для роста и конкурентоспособности как Швеции, так и Европы. Благодаря их величине и диверсификации отраслей они могут также выступать как успешная инновационная среда с точки зрения мировой перспективы. Развитие в направлении укрупнённых функциональных регионов продемонстрировало важность связи этих городов со своими удалёнными пригородами. Так, регион Стокгольма в значительной степени интегрирован с остальной частью долины озера Мэларен, Гётеборга - со многими частями западной Швеции, Мальмё - частично с датской стороны Эресунда.
Стокгольм с долиной Мэларена является также центральным регионом на Балтике и считается в определённых международных контекстах одним из наиболее динамичных регионов Европы. Для Швеции это политический, экономический и культурный центр. В него входят пять лэнов: Стокгольм, Упсала, Сё-дерманланд, Вэстманланд и Эребру. Здесь проживает около 3 млн человек (из них в лэне Стокгольма - 1,9 млн человек), при этом за период 1993-2003 годов численность населения региона выросла на 10%. За этот же период валовой региональный продукт региона вырос на 59%. Расходы на НИОКР составляют свыше 5% ВРП, большая их часть приходится на сектор транспортного оборудования, а также телекоммуникаций и фармацевтической продукции.
В регионе находится один из крупнейших в Европе секторов биотехнологии, который насчитывает свыше 400 компаний, или половину всех подобных компаний Швеции.
По данным Financial Times, регион занимает ведущие в мире позиции по развитию беспроводных технологий связи и мобильного Интернета. В рейтинге наиболее влиятельных в мире центров высоких технологий, составленном американским журналом Wired, наукоград Чиста, расположенный в Стокгольме, занимает второе место, уступая лишь Силиконовой долине в США.
Города с университетами и населением с высшим образованием имеются во всех лэнах, и их деятельность и контакты часто распространяются на значительные районы. Следовательно, эти города обладают особыми преимуществами, которым надо благоприятствовать, например обеспечить особо хорошие возможности для интенсивного сотрудничества между наукой, промышленностью и государством.
Промышленность в небольших коммунах имеет часто одностороннюю направленность. Она особенно уязвима, если сильно зависит от отраслей, которые могут сократить своё производство из-за международной конкуренции.
Шведское национальное управление по развитию сельских районов определяет сельские районы, находящиеся поблизости от административных центров, как районы, откуда можно доехать за 5-45 минут на автомобиле до этих населённых пунктов, с населением свыше 3 000 человек. Около 2 млн человек проживает в таких местах, и условия в них резко отличаются от тех районов, которые находятся дальше от крупных населённых пунктов. Основными факторами, имеющими особое значение для их развития, являются хорошая связь с этим городом и доступ к местным услугам. Эти районы служат также зонами отдыха для населения крупных населённых пунктов. Малые предприятия, обладающие разнообразной налаженной связью с ними, являются естественным компонентом торговли и промышленности. Существует множество примеров того, что сельская торговля и промышленность вблизи административных центров сильно ориентированы на мировые рынки.
Малонаселённые районы находятся вдали от крупных населённых пунктов и в основном располагаются во внутренних частях Норрланда и части западного Свеаланда. В них проживает около 500 тыс. человек. Существуют также другие небольшие районы с аналогичными условиями, например архипелаги, которые не имеют постоянной связи с континентом, а их население составляет примерно 30 тыс. человек.
Малая населённость Швеции особенно проявляется на севере страны, который характеризуется ещё и большими расстояниями и холодным климатом. Плотность населения в Среднем Норрланде (лэнах Емтланд и Вэстерноррланд) и Верхнем Норрланде (лэнах Норрботтен и Вэстерботтен) составляет соответственно около 5,2 и 3,3 человек на 1 кв. км. Такая низкая плотность не встречается больше нигде в Европе. Современная возрастная структура и динамика населения указывают на дальнейшее сокращение населения в ближайшие десятилетия в ряде мест этих районов, что может затруднить предоставление качественных услуг.
Трансграничное сотрудничество
На местном и региональном уровнях в Швеции всегда существовали международные контакты, материализованные в трансграничном сотрудничестве. Усиление глобализации и членство Швеции в ЕС создали новые условия для подобной деятельности, изменив её масштабы. Традиционные виды сотрудничества в виде городов-побратимов и породнённых областей теперь скорее рассматриваются как важная часть регионального развития, один из путей усиления способности региона использовать перемены, происходящие в мире.
Установление связей между соседними регионами и компаниями является важным условием усиления региональной конкурентоспособности, роста производства, разработки новых концепций, обмена опытом, функционирования трансграничного интегрированного рынка труда. В частности, разница в спросе и предложении на рабочую силу может эффективнее выравниваться, когда экономическое развитие происходит успешнее по одну сторону границы. Например, 13 тыс. человек, проживающих в Швеции, ежедневно ездят на работу через границу в Норвегию. Это означает, что людям предложен широкий выбор возможностей для проживания, образования, работы, культуры и совершения покупок. То же самое относится и к развитию пограничных городов Хапаранда в Швеции и Торнео в Финляндии на другой стороне реки, которые в значительной степени слились. Этот район характеризуется развитым сотрудничеством в области совместного использования услуг и образования, что имеет большое значение для всего региона вокруг Ботнического залива и Баренцева региона. Другим примером широкого трансграничного сотрудничества является Эре-сунд. Открытие в 2000 году моста через Эресунд улучшило возможности деловых связей для жителей этого района. В настоящее время 9 тыс. человек ежедневно ездят через пролив в соседнюю страну на работу или получать образование.
ЕС: перспективы содействия шведским регионам
Евросоюз уже длительное время проводит политику сплочения, которая нацелена на стимулирование экономического и социального сближения в рамках Союза, на сокращение региональных различий и неравенства между людьми. Её основным инструментом являются структурные фонды, которые представляют примерно одну третью часть бюджета ЕС.
Опираясь на политику сплочения и на пересмотренные приоритеты Лиссабонской стратегии, Европейский совет установил на 2007-2013 годы три цели этой политики: конвергенция, региональная конкурентоспособность и занятость, европейское территориальное сотрудничество. В течение этого периода средства для шведских регионов будут выделяться в рамках второй и третьей целей.
Цель региональной конкурентоспособности и занятости состоит в стимулировании экономических изменений с помощью решения ограниченного ряда приоритетных задач: формирования экономики инноваций и знаний, улучшения
окружающей среды и предотвращения рисков, создания большего числа и лучшего качества рабочих мест. Эти цели будут финансироваться в течение текущего программного периода из двух структурных фондов: Европейского фонда регионального развития (ЕФРР) и Европейского социального фонда (ЕСФ).
Целью европейского территориального сотрудничества является дальнейшее развитие инициативы Сообщества ИНТЕРРЕГ по усилению интеграции и сотрудничества между регионами ЕС. Для этого используется три вида программ: трансграничные, транснациональные и межрегиональные.
Устойчивое развитие является общей стратегической задачей как для ЕС, так и Швеции. С 1999 года оно стало общей целью в Договоре ЕС, в 2001 году была принята первая стратегия устойчивого развития Союза, а в июне 2006 года на заседании Европейского совета - пересмотренная стратегия устойчивого развития ЕС. Она включает конкретные мероприятия в семи ключевых областях. Шведская национальная стратегия региональной конкурентоспособности, предпринимательства и занятости на период 2007-2013 годов дополнила региональное направление политики сплочения ЕС и установила следующие национальные стратегические приоритеты: инновации и обновление, повышение квалификации рабочей силы, доступность и стратегическое трансграничное сотрудничество. Особое внимание в ней уделено малозаселённым районам в Северной Швеции и городам.
Инновации и обновление будут повышать региональную конкурентоспособность, помогая превращению Швеции в более инновационную и процветающую страну.
В настоящее время инвестиции компаний направляются в те регионы и страны, которые предлагают наилучшие условия. Для адаптации к ужесточающейся международной конкуренции компании должны разрабатывать новые товары, услуги и производственные методы. Шведский потенциал в области инноваций уже очень высок, поэтому необходимо добиваться большей отдачи от новых разработок. Вместе с тем шведская система инноваций не всегда способна превратить высококачественные результаты исследований и патенты в новые компании и рост занятости. Это особенно важно для малых и средних предприятий.
Обновление тесно связано с предпринимательством. Конкурентные преимущества Швеции в глобализированной экономике заключаются в производстве наукоёмких товаров и услуг. Поэтому для сохранения своих позиций на мировом рынке и ускорения обновления компаний и регионов Швеции необходимо улучшать предпринимательский климат в стране. Он в целом хорош для крупных и давно действующих компаний, но есть резервы и для его улучшения, что следует из факта, что в Швеции недостаточно собственников и растущих компаний. Для реализации потенциала экономического роста по всей стране люди должны открывать своё дело независимо от места своего нахождения в Швеции, а ведь местные и региональные условия предпринимательства имеют заметные различия в структуре промышленности, традициях предпринимательства и отношении к нему. Отсюда и заметные региональные различия при обра-
зовании новых фирм, которые создают трудности в регионах с ограниченной и однобокой структурой промышленности. Сложнее начать свой бизнес и женщинам. Для них, а также для молодёжи и иммигрантов в разных регионах, различается доступ к капиталу из-за разной оценки стоимости обеспечения. Есть и другие проблемы.
Исключительно важным конкурентным преимуществом для регионов становится повышение квалификации рабочей силы, причём на протяжении всей жизни, поскольку постоянное обновление производства требует от работников совершенствования своих профессиональных навыков на постоянной основе.
Соответствующие рекомендации Европейского совета для Швеции включают вопросы улучшения условий труда с целью сокращения числа отсутствующих на работе по болезни, лучшей интеграции на рынке труда таких "слабых" групп, как иммигранты и молодёжь, и устранение препятствий в разрыве знаний между предложением и спросом на рабочую силу. Шведское правительство согласно с этими выводами. Во многих отношениях страна уже имеет хорошо подготовленную рабочую силу, но быстрое технологическое развитие диктует необходимость некоторых изменений и совершенствования политики государства на рынке труда.
Ещё один немаловажный аспект - это доступность рабочих мест и мест предоставления услуг. Глобальная и, в определенной степени, европейская доступность, естественно, ниже для такой периферийной страны, как Швеция. В преодолении этих трудностей важную роль играет развитие транспортной сети. В рамках деятельности ЕС по созданию трансъевропейских транспортных сетей, которые включают автомобильные и железные дороги, аэропорты, порты, внутренние водные и морские пути, из 30 проектов Швеция участвует в трёх: мост через Эресунд (завершён в 2000 г.), Северный треугольник и балтийские морские пути. Северный треугольник определяет приоритеты национального долгосрочного планирования строительства автомобильных и железных дорог в течение 2004-2015 годов для улучшения прежде всего доступности в городах, а также сообщения между городами - например, посредством строительства железнодорожного туннеля в Мальмё, железнодорожной линии вдоль западного побережья между Мальмё и Гётеборгом и дороги через Бохюслэн. Проект же балтийских морских путей нацелен на повышение эффективности морского транспорта путём развития инфраструктуры: создания ледоколов, информационных систем, инфраструктуры портов и организации сообщения с портами как с наземной, так и морской стороны.
Доступность существенно улучшается и благодаря информационным технологиям, которые уменьшают расстояния внутри Швеции, компенсируя отдалённость от услуг или рынков и помогая ведению бизнеса и жизни в малонаселённых и сельских районах.
Особое внимание государство уделяет положению в малонаселённых районах Северной Швеции, условиям жизни в городах и их роли в повышении региональной и национальной конкурентоспособности. Столь пристальное внимание к этой части Швеции объясняется тем, что условия развития здесь уни-
кальны для Западной Европы. Сочетание исключительно низкой плотности населения, больших расстояний и холодного климата сдерживает развитие промышленности и рост конкурентоспособности. С учётом таких условий для Севера Швеции на период 2007-2013 годов было выделено дополнительное финансирование (в том числе транспортные субсидии) как для районов с низкой плотностью населения (менее 12,5 жителя на 1 кв. км), так и с исключительно низкой плотностью (менее 8 жителей на 1 кв. км).
Не оставлены без внимания и пригороды вокруг крупнейших городов, часто составляющие почти одно целое с ними.
Инструменты реализации стратегии
Если свести воедино все аспекты курса государства, нацеленного на подъём регионов, то предстаёт весьма впечатляющая картина. Основой концепции региональной политики служит целостный подход к долгосрочному развитию лэ-нов. Её финансовое обеспечение состоит из нескольких аспектов. Половина средств поступает из государственного сектора через политику на рынке труда, а часть из структурных фондов ЕС на цели региональной конкурентоспособности и занятости - ЕСФ и ЕФРР. Со шведской стороны их партнёрами будут выступать национальный структурный фонд для ЕСФ и восемь программ региональных структурных фондов - для ЕФРР. В течение 2007-2013 годов Швеция получит примерно 13 млрд крон на повышение региональной конкурентоспособности и занятости (7,4 млрд крон из ЕФРР и 5,5 млрд из ЕСФ) и около 2 млрд крон на территориальное сотрудничество.
Критериями предоставления средств из ЕФРР будут уровни безработицы, занятости, образования, плотность населения и ВВП. Они включают и дополнительные средства для четырёх северных лэнов, имеющих исключительно низкую плотность населения, - 35 евро на душу в год или суммарно 1,9 млрд крон, которые распределятся между Северным и Средним Норрландом.
Заметную роль по-прежнему будет играть территориальное сотрудничество, реализуемое тремя видами программ: трансграничными, транснациональными и межрегиональными. Швеция участвует не менее чем в 10, из которых межрегиональная и транснациональная программы Балтийского моря охватывают всю Швецию, в то время как трансграничная - некоторые части страны.
В этот период 17 из 21 лэна Швеции смогут получать помощь в рамках трансграничного сотрудничества, что на 7 лэнов больше по сравнению с предыдущей программой. Это стало возможным в результате введения "правила 150 км", а районами, которые она затронет, станут: Север Швеции, Ботния-Атлантика, Швеция-Норвегия, Центральная Балтика, Эресунд-Каттегатт-Скагеракк и Южная Балтика.
Более крупные географические зоны - те, которые граничат друг с другом или имеют большое сходство своих территориальных условий, подпадут под действие транснациональных программ.
На оба вида сотрудничества Швеция получит 2,1 млрд крон.
Для выполнения всех региональных программ созданы две управляющие структуры, восемь совместных структурных фондов и контролирующие комитеты. Уполномоченной Евросоюзом организацией по управлению средствами ЕФРР является НУТЕК. Соответственно шведский совет ЕСФ выступает уполномоченной организацией по управлению средствами ЕСФ, а аудиторской организацией для ЕФРР и ЕСФ служит Шведское национальное управление по распоряжению финансовыми средствами. НУТЕК и Шведский совет ЕСФ располагаются в каждом регионе, где действуют программы фондов.
* * *
За сорок с лишним лет пристального внимания к регионам Швеция добилась немалого. Программа, принятая на 2007-2013 годы, - самая масштабная из всех до этого существовавших. И она снова оказывается своевременной, поскольку, согласно прогнозам ЦСБ Швеции, доля населения в профессионально активном возрасте и удельный вес молодёжи будут продолжать сокращаться во всех лэ-нах до 2030 года, а значит, повышаться число пожилых. Но ситуация будет хуже в регионах, где уже сейчас неблагоприятная возрастная структура.
Вот почему последовательный акцент на развитие эффективной транспортной системы и электронной связи, учитывающий географическое положение Швеции с её большими расстояниями внутри страны и удалённостью от стратегически важных рынков, будет тем рычагом, который окажет положительное воздействие на конкурентоспособность шведской промышленности. Столь же важным будет и расширение торговли с новыми членами ЕС и с соседними странами и создание благоприятных условий для шведских компаний на мировом рынке.
Позитивным окажется и укрупнение регионов, поскольку в глобализированной экономике преимущество, конечно, имеют крупные районы с широкой диверсификацией отраслей, значение которых в национальном хозяйстве усиливается. Однако это справедливо не для всех. В северных и малонаселённых частях Швеции с отдалёнными или изолированными местными рынками труда расстояния во многих случаях настолько велики, что укрупнение вряд ли снимет проблему.
В общем, задач ещё предстоит решить немало. Ведь по критериям Европейской комиссии, на период 2007-2013 годов 15,3% населения Швеции включено в зоны, нуждающиеся в помощи. И несомненно, что шведское государство сделает всё, чтобы реализовать дополнительные возможности, предоставляемые Евросоюзом на этот период, для преодоления проблем, с которыми ещё сталкивается ряд регионов.