Научная статья на тему 'Шумовой мониторинг городских территорий'

Шумовой мониторинг городских территорий Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
1051
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Шумовой мониторинг городских территорий»

градостроительство

__Шумовой мониторинг городских территорий

И.Е. Цукерников, И.Л. Шубин

НИИСФ РААСН

В настоящее время в различных регионах Российской Федерации под действием сверхнормативного акустического воздействия находится от 30 до 50% (а в крупных городах и более) населения, что значительно влияет на продолжительность жизни горожан. Около 45% населения постоянно испытывают чувство дискомфорта от действия повышенного шума. В результате воздействия шума возникает так называемая «шумовая болезнь», признаки которой можно обнаружить у большого числа жителей городов.

В последние 10-15 лет уровни шума, воздействующего на городское население, возросли почти в 1,5 раза. В результате весьма острой проблемой являются вопросы защиты жилых территорий от шума, обусловленного различными источниками. Это, прежде всего, шум городского транспорта (автотранспорта, рельсового и авиатранспорта), а также шум промышленных и энергетических предприятий, строительной техники.

При защите от транспортного шума большое значение имеют организационные меры: перераспределение потоков транспорта, ограничение грузового движения, ограничение скорости и др. В отношении авиационного шума такими мероприятиями являются: предпочтительное использование взлетно-посадочных полос, исключающих пролет самолетов над городской территорией, ограничение операций наиболее шумных самолетов в ночное время, специальные приемы пилотирования.

Для обоснованного принятия решений по выбору таких мер по ограничению шума необходимо знать существующую шумовую обстановку в городе, т.е. проводить мониторинг акустической нагрузки, который позволил бы получать достоверные данные о ее распределении на городских территориях.

В настоящее время система шумового мониторинга городских территорий, включающая законодательные акты и нормативные документы по организации и проведению данного вида мониторинга, в Российской Федерации отсутствует. В то же время в мировой и европейской практике существуют соответствующие документы. В 2002 году Европейским парламентом приняты директива 2002/49/ЕС [ 1 ] относительно оценки и контроля шума окружающей среды и директива 2002/30/ЕС [2], устанавливающая правила по ограничению шума от аэропортов сообщества. В 2003 и 2007 годах введены новые редакции международных стандартов ИСО 1996-1 [3] и ИСО 1996-2 [4], регламентирующие правила и процедуры описания, измерения и оценки окружающего шума в соответствии с требованиями Европейской директивы [1]. Стандарты вве-

дены в Российской Федерации в виде ГОСТ 31296.1 [5] и ГОСТ 31296.2 [6] в 2007 и 2008 г.г. соответственно. Поскольку эти стандарты не устанавливают исчерпывающие правила организации и проведения шумового мониторинга в городах, Научно-исследовательским институтом строительной физики совместно с Балтийским государственным техническим университетом «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова и ГПУ «Мосэкомониторинг» разработан проект национального стандарта «Шумовой мониторинг городских территорий». Проект прошел широкое обсуждение заинтересованными организациями и организациями-членами ТК 358 «Акустика» и зарегистрирован в Ростехрегулировании как ГОСТ Р 53187 с датой введения 1 декабря 2009 г. В настоящей статье даны необходимые пояснения и обоснования основных положений стандарта.

Стандарт разработан на базе указанных нормативных документов [1, 3-6] и учитывает не противоречащие им положения действующих в Российской Федерации нормативных документов [7-9], устанавливающих требования к измерению шума отдельных видов транспорта и к прогнозированию шума.

В стандарте определены основные понятия и величины, применяемые при мониторинге шума, установлены показатели и правила проведения шумового мониторинга при комплексном воздействии всех источников шума, а также при воздействии отдельных подвижных и стационарных источников. Кроме того, стандарт содержит указания по составлению оперативных шумовых карт городских территорий. Подвижные источники шума включают средства автодорожного, рельсового и авиационного транспорта. К стационарным источникам шума отнесены потоки автотранспорта улично-дорожной сети, долгосрочные (функционирующие не менее года) промышленные предприятия, энергетические и прочие неподвижные объекты.

Введено понятие шумового мониторинга как комплексной системы наблюдения за шумом в окружающей среде, оценки и прогноза изменения шумового состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека. Данное определение позволяет осуществлять шумовой мониторинг с использованием методов расчета. Включение методов расчета в систему наблюдений за шумом дает возможность проводить мониторинг больших городских территорий в обозримые промежутки времени, что было бы практически невозможно при ограничении мониторинга только долгосрочными измерениями шума в необходимом для составления шумовых карт репрезентативном числе точек. Это позволяет также выполнять про-

гнозирование шумовой обстановки при планировании мероприятий по снижению шума или нового городского строительства. Вместе с тем, в стандарте подчеркивается необходимость проведения определенных измерений при проверке результатов составления оперативных шумовых карт, разработке планов мероприятий по снижению шума, а также оценке эффективности их выполнения.

Дано непротиворечивое определение импульсного шума, отражающее современные результаты мировых исследований в этом вопросе и отечественную практику классификации видов проявления шума. Из введенного ГОСТ 12.1.003 [10] и СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96 [11] определения исключено требование, чтобы уровни звука А, измеренные соответственно на временных характеристиках «импульс» и «медленно» шумомера по ГОСТ 17187 [12], различались между собой на 7 дБА и более. Для этого имеются две причины. Во-первых, в работе [13] показано, что этот критерий не выполняется для прямоугольных импульсов длительностью более 0,2 с. В результате содержащие такие сигналы шумы не могут быть отнесены ни к одному виду шума по классификации, установленной в стандарте [10] и использованной при нормировании шума санитарными нормами [11]. Кроме того, в МЭК 61672-1 [14] (вводимом в России в качестве национального стандарта ГОСТ Р 53188.1 [15]) отмечено, что в результате исследований, выполненных техническим комитетом 43 Международной организации по стандартизации ИСО (подкомитет 1, исследовательская группа В) установлена непригодность временной характеристики «импульс» для оценки риска нарушения слуха и определения «импульсного характера» шума. В результате требования к этой характеристике исключены из обязательной части стандарта и приведены в справочном приложении (лишь по причине упоминания ее в некоторых документах). Наконец, в ГОСТ 31296.1 указано, что в настоящее время не существует математических способов описания (дескрипторов), позволяющих точно определить наличие импульсного шума, и дано лишь качественное описание источников импульсного шума в трех видах: источник импульсного шума высокой энергии, источник высокоимпульсного шума и источник с регулярным импульсным шумом. В результате для сохранения принятой в России и используемой при нормировании классификации шумов в стандарте дано определение импульсного шума как шума, состоящего из одного или ряда звуковых сигналов (импульсов) длительностью менее 1 с. Отмечено также, что на городских территориях встречаются, как правило, две последние из приведенных в ГОСТ 31296.1 категории источников

импульсного шума. Источники импульсного шума высокой энергии, приводящие к возникновению ударных звуковых волн, в типичных условиях на городских территориях отсутствуют.

Ввиду существенных различий в восприятии и проникновении шума низких частот и шума средних и высоких частот в стандарте введено понятие шума с превалированием низких частот как шума, в котором звуковая энергия сосредоточена в основном в диапазоне частот от 22,5 до 180 Гц. Отмечается, что на практике к данному виду шума относят шумы, для которых уровни звукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами от 31,5 Гц до 125 Гц существенно (на 10 дБ и более) превышают уровни звукового давления в октавных полосах более высокого диапазона частот. Такие виды шумов в жилой застройке создают автотранспортные потоки, строительные машины, они встречаются на городских территориях вблизи тепловых электростанций и компрессорных установок [16, 17]. В ГОСТ 31296.1 шум с превалированием низких частот рассматривается в диапазоне от 5 до 100 Гц (имеются в виду среднегеометрические частоты третьоктавных полос), однако рассматриваемый стандарт на шумовой мониторинг не распространяется на область инфразвуковых частот.

Выделены два вида мониторинга:

— мониторинг общего шума, т.е. комплексного воздействия шума различного происхождения, который выполняется с целью исключения, предупреждения или снижения вредного воздействия шума на человека и окружающую среду. Для этого на базе единых методов контроля шума проводят составление шумовых карт на территории города, на основе которых выявляют зоны акустического дискомфорта и разрабатывают организационные, технические и строительные мероприятия по защите населения от шума;

— мониторинг отдельных источников шума, проводимый для аналитической оценки обстановки, выявления тенденций и динамики развития ситуации с целью обосновании мероприятий по защите населения города от шума. Данный вид мониторинга выполняют в местах, где действует отдельный вид источника шума или шум источника определенного вида заметно (на 10 дБ и более) превышает шум, создаваемый остальными источниками.

Принципиальное различие в организации обоих видов мониторинга отсутствует. Во втором случае может быть учтена специфика излучения шума превалирующим источником. Например, движение по расписанию железнодорожных и авиационных видов транспорта позволяет проводить мониторинг посредством измерения уровней шума

лишь для представительного числа событий (прохода поездов, пролета самолетов) различных типов и по ним определять параметры шума за оцениваемые интервалы времени (сутки, неделю месяц, квартал, год).

Рассмотрим основные требования к организации и проведению мониторинга.

Мониторинг шума следует проводить на территориях, на которых шумовое воздействие регулируется в соответствии с санитарными нормами [11]. Наблюдения следует выполнять не менее, чем в трех точках, на расстоянии 2 м от наружных ограждающих конструкций зданий или на ближайшей к источнику шума границе площадок отдыха или площадок детских дошкольных учреждений, школ и других учебных заведений. Для составления карты шума плотность точек рекомендуется выбирать из условия, чтобы разность регистрируемых величин в соседних точках не превышала 5 дБА (дБ).

Высоту точек следует выбирать в соответствии с требованиями ГОСТ 31296.2 [6]: для одноэтажных зданий и площадок отдыха (1,2 ± 0,1) м или (1,5 ± 0,1) м, в остальных случаях — (4 ± 0,5) м. Если расположение микрофона на высоте 4 м по каким-либо соображениям представляется невозможным, измерения проводят на высоте 1,5 м. В этом случае для составления шумовой карты результаты измерений следует пересчитывать на высоту 4 м в соответствии с методами, рекомендованными ГОСТ 31295.2 [9] и СП 23-104 [18], данными о положениях и шумовых характеристиках источников шума.

Измеряемыми параметрами шума являются эквивалентный уровень звука А и максималь-

ный уровень звука А ^Атах- Поскольку значения уровня звука А не позволяют в достаточной степени оценить воздействие тонального шума и шума с превалированием низких частот, при наличии источников, создающих данные виды шума, дополнительно измеряют эквивалентный уровень звукового давления Leq в октавных полосах, содержащих выраженные тональные составляющие (для тонального шума), и в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 31,5, 63 и 125 Гц (для шума с превалированием низких частот). Для учета шума регулярно повторяющихся единичных звуковых событий (проезд поезда, пролет самолета и пр.) может быть измерен уровень звукового воздействия А LАЕ (уровень звукового воздействия LЕ в требуемых октавных полосах частот) за время реализации события и рассчитан соответствующий эквивалентный уровень. Измерения указанных величин проводят в дневное и вечернее время с 07.00 до 23.00 ч и ночью с 23.00 до 7.00 ч.

При первичных наблюдениях рекомендуется проводить измерения непрерывно в течение суток с сохранением результатов в памяти прибора или посредством дистанционной передачи данных для записи их на компьютер при использовании специальной системы мониторинга шума [соответствующие системы в настоящее время поставляются на Российский рынок фирмами: «Буап+ек» (Польша) — система БУ210/211, «Брюль и Кьер» (Дания) — система 3597]. Обработка полученных временных историй позволяет получить эквивалентные уровни, характеризующие шум в исследуемой точке за выбранные опорные интервалы: в течение суток (день, вечер, ночь), за неделю — исключить при необходимости из результатов случайные (не повторяющиеся) сигналы (лай собак, срабатывание автомобильной сигнализации, скрежет тормозов при дорожном происшествии и пр.) и обоснованно определить минимальные временные интервалы, в течение которых можно проводить повторные дискретные измерения. При использовании указанных станций мониторинга, параллельно контролирующих метеорологические параметры (температура, давление, влажность), направление и скорость ветра, непрерывные измерения позволят также определить влияние этих параметров в точке наблюдения на изменения уровней шума и учесть это влияние в расчетах при прогнозировании шума.

При дискретных измерениях продолжительность измерения шума устанавливается в зависимости от его характера и измеряемого параметра в соответствии с рекомендациями ГОСТ 31296.2 (например, прохождение не менее 200 транспортных единиц в обоих направлениях за суммарное время наблюдения в течение каждого из оцениваемых опорных временных интервалов: день, вечер, ночь, не менее 20 поездов, не менее пяти пролетов самолетов конкретного типа). Для серии периодически повторяющихся событий процесс измерения можно прекращать при стабилизации показаний прибора в пределах выбранной точности измерений, например, 0,5 дБА (дБ).

Характеристиками шума для целей мониторинга являются оценочные уровни звука А, определяемые по эквивалентному и максимальному уровням звука А отдельно для дневного времени — Ц*,

^ИЛтах, вечера — ^ЧАтах,, и ночи — Ц' А

ЦпКАтах. Для оценки тонального шума и шума с превалированием низких частот наряду с указанными величинами должны быть определены также соответствующие оценочные уровни звукового давления и^ч , Цеч , ЦПч в октавных полосах частот, в которых сосредоточена основная энергия данных шумов.

Необходимость использования максимального уровня звука А диктуется требованием санитарных норм [11] оценивать непостоянный шум одновременно по эквивалентному и максимальному уровню звука А.

Значения показателей шума определяют на опорном временном интервале (часть дня, день, неделя) и долгосрочном временном интервале (квартал, полугодие, год).

Оценочные уровни являются эквивалентными уровнями, определяемыми расчетом или измерениями с учетом коррекции на происхождение шума и характер источника шума на опорных интервалах Тк, соответствующих дневному времени длительностью Т = 16-е ч, вечернему времени длительностью Те = е ч и ночному времени длительностью Тп = 8 ч. Результаты измерения и расчета должны включать неопределенность используемых для их получения методов измерения и расчета.

Понятие неопределенности введено в отечественной практике методическим материалом [19] (см. также [20]). Неопределенность измерений определяется по ГОСТ 31296.2 [6]. В тех случаях, когда по ГОСТ 31296.2 не удается определить требуемое значение неопределенности, стандарт рекомендует использовать статистическую обработку представительной выборки измерений с применением доверительной вероятности 0,95 (прибавление к измеренному значению расширенной неопределенности 2<3) ).

В действующих санитарных нормах [11] установлены два нормируемых периода времени в течение суток: день в период с 7 до 23 часов и ночь с 23 до 7 часов. Целесообразность выделения периода вечернего времени из дневного времени вызвана необходимостью создания более спокойных с акустической точки зрения условий для отдыха в вечерние часы в интересах значительных по численности групп населения (дети дошкольного возраста, пожилые и больные люди, инвалиды). Введение периода вечернего времени продолжительностью 2—4 часа принято в качестве обязательного требования в Европейской директиве [1].

Это осознается также и отечественными законодательными органами [21]. В стандарте установлено, что значение продолжительности вечернего времени принимается решением местных компетентных органов равным 4 ч, 3 ч или 2 ч, т.е. соответственно с 19 до 23 ч, с 20 до 23 ч или с 21 до 23 ч. При необходимости местные компетентные органы могут принять решение также об изменении границ опорных интервалов. Выбор продолжительности вечернего времени и границ опорных интервалов определяется климатическими условиями и

сложившимся распорядком дня на контролируемой территории.

Оценочные уровни звука , Це(, , 1-пК рассчитывают по формуле

4А = 10|д

1

" N к

Т Е Е Т//10 'к/ = 1/ = 1 '

Аед/, Т/

к + К/

к = с1, е, п,

где

Аеа1,Гк

уи, у

(1)

— эквивалентные уровни звука А,

измеренные или рассчитанные при работе /-го исТ к

точника шума в течение временного интервала Т .. соответственно в дневной, вечерний и ночной периоды времени, дБА; Тк.. — время работы /-го источника шума соответственно в дневной, вечерний и ночной периоды времени, причем суммарное вре-

( N

мя работы всех источников шума

Е Тк I = 1*

в течение опорного интервала может быть равно или менее Тк, соответствующего указанным выше опорным интервалам времени в течение суток; К.. — коррекция для /-го источника шума на -ом интервале его работы, дБА, принимаемая по таблице 1 в зависимости от происхождения и характера источника шума; N — число временных интервалов на данном опорном интервале; N. — число одновременно действующих источников шума на -м временном интервале.

Таблица 1 отличается от аналогичной таблицы А.1 из ГОСТ 31296.1 [5] тем, что в [5] приведены диапазоны значений коррекции: от 3 дБ до 6 дБ для воздушного источника шума и шума с преобладанием тонов, от —3 дБ до —6 дБ для источников железнодорожного шума. При этом отсутствуют конкретные указания по выбору значений коррекции из указанных диапазонов.

Для шума с преобладанием тонов, а также для импульсного шума в таблице 1 приняты значения, соответствующие поправкам, используемым в СН 2.2.4/2.1.8.562-96 [11] при нормировании указанных видов шума. Коррекции на происхождение шума в российских нормативных документах отсутствуют. Приведенное выше ранжирование соответствует кривым доза-реакция на авиационный, железнодорожный и автодорожный шумы, пред-

Параметр, принимаемый Категория источника Коррекция,

во внимание шума ДБ

Происхождение шума Автодорожный Воздушный Железнодорожный* Промышленный 0 3 -3 0

Характер источника шума С импульсным шумом С преобладанием тонов 5 5

Период времени Вечер Ночь 5 10

*> Коррекции для железнодорожного шума не применяются в случае длинных дизельных поездов или поездов, идущих со скоростью выше 250 км/ч.

Таблица 1. Типичные коррекции для категории источников шума.

ложенным в работе [22] в результате анализа экспериментальных данных по раздражающему воздействию источников транспортного шума в странах Европы и Америки. В более поздней аналогичной работе японских исследователей [23] получены кривые доза-реакция с более резким подъемом для авиационного и железнодорожного шумов в городах Японии и не подтверждена тенденция о наименьшем раздражающем воздействии железнодорожного шума. Поскольку результаты аналогичных исследований для транспортных средств, используемых в России, в литературе отсутствуют, в таблице 1 приняты наименьшие значения коррекций из [5].

Основным показателем шума при мониторинге является комбинированный суточный оценочный

значения которого вычис-

и

ляют по значениям показателей Ц

уровень звука А Ц ляют по формуле

16

Сеп

АА'

ЦА по

47 = 10|д

24

• 10

+ -

24

X

х 101Ъ+Н/10+/10

24

где Ке и Кп — коррекции на вечерние и ночные часы, дБА, принимаемые по таблице 1.

Энергетическим усреднением уровней определяют показатели шума на недельном и долгосрочных (три месяца, полгода, год) временных интервалах:

= 101д

Г 1 N ¿../10 ^ — X10 КА'

N ¡=1

V

, к = С, е, п, (3)

где иСал1 — выборочные значения уровней на недельном или соответствующем долгосрочном временном интервале, N — объем выборки.

Оценочные максимальные уровни звука Ц^Атах, ЦеААтах ЦААтах на опорных интервалах определяют, исходя из максимальных уровней звука А ЦСАтах,

Це. , Цп. , измеренных или рассчитанных на

Атах Атах

опорных интервалах, соответствующих дневному, вечернему и ночному времени, с учетом коррекции на характер источника шума по формуле

тахтах/ + К\, к = 6,е,п, (4)

к

ЯЛ тах

, (2)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

где Ц Атах/ — максимальный уровень звука А, измеренный или рассчитанный при работе /-го источника шума на к-ом опорном интервале, дБА; К/ — коррекция на характер /-го источника шума, дБА, принимаемого по таблице 1.

Комбинированный суточный оценочный максимальный уровень звука А ЦСеПААтах принимают равным наибольшему из значений оценочных максимальных уровней звука А ЦСп. , Цеп. 1-пп. ,

ААтах ААтах ААтах

определенных на опорных интервалах в течение суток. Максимальные уровни показателей шума на недельном и долгосрочном опорных интервалах вычисляют по оценочным максимальным уровням звука А с помощью формул (2) и (3).

Для тонального шума и шума с превалированием низких частот вычисляют также оценочные уровни звукового давления , ЦеА , ЦПа в октавных полосах частот по формулам (1)—(3) с заменой в выражении (1) эквивалентных уровней звука А

на эквивалентные октавные уровни

Леси, Тк

41 Т к

звукового давления

■ тк еа/, /■■

4!, ц

(к = сС, е, п), полученные расчетом или измерениями в октавных полосах частот, содержащих выраженные тональные составляющие или в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5, 63 и 125 Гц (для шума с превалированием низких частот).

Для оценки шума вводят понятие предельных

е

значений показателей шума как значений, превышение которых требует применения мер по снижению шума. Предельные значения суточных, дневных и ночных показателей для общего шума и отдельных категорий источников шума принимают равными допустимым уровням по [11] для дня и ночи соответственно. Предельные значения вечерних показателей шума принимают равными допустимым уровням по [11] для дня, уменьшенным на 5 дБА (дБ). Для авиационного шума на территориях, на которые распространяется действие ГОСТ 22283 [8] (вновь проектируемые территории жилой застройки вблизи аэропортов, существующие территории жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов), допускается принимать допустимые уровни, установленные этим стандартом (на 5,10 дБА большие для

LRa и на 10, 15 дБА большие для L

RAmax'

По средним за год значениям суточных и ночных, а при необходимости также дневных и вечерних показателей шума в измерительных точках и их предельным величинам составляют оперативные шумовые карты территории города. Для этого на планировочную подоснову территории с нанесенными на нее транспортными магистралями, жилыми и прочими объектами наносят с шагом в 5 дБА (5 дБ) контуры равных значений показателя шума. На полученные таким образом схемы на каждом участке территории наносят контуры уровней, соответствующих предельным значениям рассматриваемого показателя шума и выделяют зоны акустического дискомфорта с указанием в их пределах данных по числу людей или жилых единиц, подверженных воздействию шума.

Список литературы:

1. DIRECTIVE 2002/49/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 25 June 2002 relating to the assessment and management of environmental noise. OJ L 1В9, 1В.7.2002. — P.12-25.

2. DIRECTIVE 2002/30/EC OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 26 March 2002 on the establishment of rules and procedures with regard to the introduction of noise-related operating restrictions at Community airports. OJ L В5, 2В.3.2002. — P.40-46.

3. ISO 1996-1:2003. Acoustics - Description, measurement and assessment of environmental noise — Part 1: Basic quantities and assessment procedures.

4. ISO 1996-2:2007. Acoustics - Description, measurement and assessment of environmental

noise — Part 2: Determination of environmental noise levels.

5. ГОСТ 31296.1-2005 (ИСО 1996-1:2003). Шум. Описание, измерение и оценка окружающего шума. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки.

6. ГОСТ 31296.2-2006 (ИСО 1996-1:2003). Шум. Опи-

сание, измерение и оценка окружающего шума. Часть 2. Определение уровней звукового давления.

7. ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики.

8. ГОСТ 22283-88. Шум авиационный. Допустимые

уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения.

9. ГОСТ 31295.2-2005 (ИСО 9613-2:1996). Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета.

10. ГОСТ 12.1.003. ССБТ. Шум. Общие требования безопасности.

11. Шум на рабочих местах, в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки: Санитарные нормы СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96. — М.: Информационно-издательский центр Минздрава России, 1997.

12. ГОСТ 17187-81. Шумомеры. Общие технические требования и методы испытаний

13. И.Е. Цукерников. О требованиях к акустическим параметрам в проекте специального технического регламента «О требованиях к безопасности объектов технического регулирования, необходимых для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на территории Российской Федерации». Стандарты и качество, 2006, 6, с.20-22.

14. IEC 61672-1:2002. Electroacoustics - Sound level meters — Part 1: Specifications.

15. ГОСТ Р 53188.1-2008 (МЭК 61672:2002) Шумомеры. Часть 1. Технические требования (дата введения — 01.12.2009).

16. Измеров Н.Ф., Суворов Г.А., Куралесин Н.А. и др. Физические факторы. Эколого-гигиеничес-кая оценка и контроль// Практическое руководство в 2-х томах. Т.2. — М.: Медицина, 1999.

17. Тупов В.Б. Снижение шума от энергетического оборудования: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство МЭИ, 2005.

18. СП 23-104-2004. Оценка шума при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов метрополитена.

19. РМГ 43-2001. Государственная система обеспечения единства измерений. Применение «Руко-

водства по выражению неопределенности измерений».

20. Н.И. Иванов. Руководство по выражению неопределенности измерения. ГП ВНИИметрологии им. Д.И. Менделеева. С.-Пб, 1999.

21. И.Е. Цукерников, И.Л. Шубин. О разработке федерального закона «Об охране окружающей среды от акустического загрязнения и защите человека от вредного акустического воздействия». Труды науч.-практич. конф. с междуна-

родным участием «Строительная физика в XXI веке» НИИСФ, М.: 2006.

22. Miedema H.M.E., Vos H. Exposure-response relationships for transportation noise. J. Acoust. Soc. Am., 104(6), 1998, pp. 3432-3445.

23. Yano T., Sato T., Morihara T. Dose-response relationships for road traffic, railway and aircraft noises in Kyushu and Hokkaido, Japan. Proceedings of INTER-NOISE 04, paper in 07 180, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.