УДК 504.61:62
У. П. ЗЫРЯНОВА, В. С. ГУСАРОВА, Э. Ю. ГОРСКАЯ
ШУМОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ПРИЛЕГАЮЩИЕ К ТЕРРИТОРИИ АЭРОДРОМА ЗАСТРОЙКИ
В связи с вступлением в силу федерального закона от 1 июля 2017 г. №135-ФЗ о внесении изменений в статью 47 Воздушного кодекса Российской Федерации, определены требования к приаэро-дромной территории, которая объявлена зоной с особыми условиями использования, где могут выделяться подзоны с определёнными условиями ограниченного использования. Приводится обзор нормативно-правовых документов и результатов научных исследований по нормированию воздействия шума на жилые застройки в районе приаэродромной территории. Отмечено, что проблемы возникают при обосновании выделения границ седьмой подзоны приаэродромной территории, которая устанавливается в большинстве случаев на основе данных из проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) без учёта зашумления территории при испытательных полётах воздушных судов, то есть санитарных разрывов.
Приводятся результаты исследования по установлению границ седьмой подзоны по шумовому воздействию приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка г. Ульяновска.
Ключевые слова: приаэродромная территория; авиационный шум; нормирование; зонирование территории, жилые застройки, аэродром.
В связи со значительными изменениями, произошедшими в законодательстве относительно установления приаэродромной территории [3, 4], выявлены проблемы, касающиеся нормирования воздействия авиационного шума (АШ) на прилегающую к аэродрому территорию. Как отмечают авторы [16, 17], система нормирования шума транспортных источников в России не учитывает сложившуюся практику его применения. Также выявлено, что самолёты шумных типов активно выводились из эксплуатации, и воздействие авиационного шума вблизи аэропортов уменьшилось, но проблема защиты от шума требует контроля при планировании землепользования.
Учёт неблагоприятных факторов воздействия на здоровье населения, проживающего вблизи аэропортов, был использован при разработке проектов санитарно-защитных зон аэропортов. Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в составе проекта должно было учитываться воздействие как наземных, так и воздушных источников. Если по наземным источникам методическая база для расчётов неблагоприятного воздействия имеется, то по воздушным она практически отсутствует, поэтому санитарные разрывы в
© Зырянова У. П., Гусарова В. С., Горская Э. Ю., 2021
составе проектов СЗЗ в последние годы органами Роспотребнадзора не рассматривались.
Следует отметить, что в последнее время практически все экспертные организации и территориальные органы Роспотребнадзора рекомендовали разработчикам сокращать расчётные размеры санитарно-защитных зон аэропортов до границ землеотвода и соответствующих санитарных разрывов, что было выгодно и аэропортам.
Указанные действия продиктованы несколькими причинами: отсутствие контроля за проведением защитных мероприятий и ответственности за отселение людей, проживающих в СЗЗ; не регламентировано ограничение жилищного и дачного строительства в зоне санитарных разрывов авиационного шума, что косвенно сегодня повторяется в проектах, разрабатываемых при-аэродромных территорий. Ответственность за согласованные в итоге размеры расчётных СЗЗ и санитарных разрывов не несут ни разработчики проектов СЗЗ, ни экспертные организации, ни территориальные органы Роспотребнадзора. Это явилось следствием многолетнего неурегулирования вопросов комплексной санитарно-гигиенической оценки деятельности аэропортов (аэродромов), что повторяется при установлении седьмой подзоны приаэродромной территории.
Поэтому попытка каким-то образом учесть влияние наземных объектов посредством разра-
ботки проектов СЗЗ фактически закончилась неудачей, что подтверждает Постановление Правительства РФ от 31 мая 2018 №635, которое предусматривает принятие решения о прекращении существования санитарно-защитной зоны аэродрома после установления приаэродромной территории соответствующего аэродрома. Таким образом, понесённые аэропортами гражданской авиации с 2007 года значительные временные и финансовые затраты на разработку проектов СЗЗ оказались напрасны.
Проблемы, связанные с воздействием авиационного шума и необходимостью защиты от него, требуют постоянного контроля при планировании землепользования. Воздействие авиационного шума, как правило, оценивается по площади контуров шума вокруг аэропортов, а также по числу людей, проживающих на территории в пределах этих контуров. Контуры шума заданного индекса представляют собой размеры при-аэродромной территории аэропорта, на которой уровни шума превышают соответствующие пороговые значения.
В последние годы в России постоянно наблюдается приближение жилой застройки к маршрутам полётов и границам аэродромов. Это значительно ухудшило условия проживания вблизи 30 самых загруженных аэропортов страны и увеличило численность населения, находящегося в границах контуров авиационного шума в ночное время ^экв = 45 дБА), до 6,5 миллионов человек. Проведённые измерения авиационного шума на территории посёлков, на придомовой территории и в жилых помещениях, зафиксировали превышения значений предельно допустимых (по СН 2.2.4/2.1.8.562-96) уровней шума до 25-35 дБА (по эквивалентному значению) и до 25-40 дБА (по максимальному значению).
В свою очередь, несмотря на происходившее увеличение интенсивности полётов, целенаправленная политика государств-членов ЕС в сфере управления авиационным шумом и развития законодательных требований к зонированию соответствующих территорий позволила стабилизировать уровни шума в аэропортах Европы и их окрестностях, а также добиться сокращения размеров контуров авиационного шума. В период с 2005 по 2014 в 2 100 аэропортах площадь контуров авиационного шума снизились на 2% в дневное время суток (Lden) и 1% в ночное время суток (Lnight). Численность населения, подвергавшегося воздействию АШ с уровнем выше Lden=55 дБА на территориях вблизи 91 европейского аэропорта с количеством 50 000 полётов в
год, в 2014 г. составила около 5 миллионов человек [14].
Целью данного исследования является определение шумового воздействия на аэродроме «Ульяновск (Баратаевка)» и установление границ седьмой подзоны в соответствии с требованиями, а также соотнесение полученных результатов с данными из проекта санитарно-защитной зоны от 2012 года.
Установление приаэродромной территории аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)» юго-восточнее с. Баратаевка г. Ульяновска проводится на основании [5]. Основным видом деятельности аэродрома является обеспечение учебных полётов ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева».
Аэродром «Ульяновск (Баратаевка)» располагается в 15 км юго-западнее центра г. Ульяновска (свидетельство о государственной регистрации №71 от 05.09.2018). Имеется взлётно-посадочная полоса с искусственным бетонным покрытием длиной 3100 м, шириной 45 м и лётная полоса длиной 3400 м и шириной 300 м.
На территории аэродрома функционируют: аэродромная служба, контрольно-допускной пункт, авиационно-техническая база, склад красок и химвеществ, механические мастерские, склад ГСМ, участок мойки узлов и агрегатов, гаражные боксы, котельная, технические домики, пожарная служба, старое здание аэровокзала, столярный цех, АЗС ГСМ, административно-производственное здание, очистные сооружения ливневых стоков, патрульная автодорога, трансформаторные подстанции, распределительная подстанция, метеооборудование, передающее радиотехническое оборудование.
С севера площадка граничит с трассой Саранск-Самара, с востока - с дачными участками, с запада и юга - с пустырём. Ближайшие жилые постройки находятся на расстоянии 114 м от территории аэродрома в северном направлении (ул. Мира, с. Баратаевка). Жилые дома п. Лесная долина располагаются в 1,2 км юго-западнее территории аэродрома.
На аэродроме установлена санитарно-защитная зона (на основании санитарно-эпидемиологического заключения Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области №73.0Ц.08.000.Т.000505.12.12 от 19.12.2012) по химическому и физическому факторам с переменным характером: 0 м - в северном направлении; 0 м - в северо-восточном; 0 м - в восточном; 404 м - в юго-восточном; 0 м - в южном; 392 м - в юго-западном; 188 м - в западном; 0 м - в северно-западном направлении (рис. 1).
Рис. 1. Санитарно-защитная зона аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)»
Таблица 1
Авиационный парк на аэродроме «Ульяновск (Баратаевка)»
Наименование ВС Количество ВС Тип использования ВС
Як-18 27 Учебный
Ан-2 3 Учебный
DA-40 14 Учебный
DA-42 11 Учебный
Cessna-172 — Планируется к использованию
Boeing-767-200ER 1 Дальнемагистральный
Таблица 2
План полётов на аэродроме «Ульяновск (Баратаевка)»
Наименование ВС Минимум погоды Время вылета (по UTC) Задание на полёт
Як-18 300x4000x15 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 300x4000x12 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 250x3000x15 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 300x4000x12 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 300x4000x12 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 200x2000x15 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 200x2000x15 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Як-18 250x3000x15 с 5:00 до 12:00 С. Ташла - Ульяновск
Ан-2 150x2000x18 с 5:00 до 11:30 Ульяновск - С. Ташла
Ан-2 150x2000x18 с 5:00 до 11:30 Ульяновск - С. Ташла
DA-42 400x1000x80 с 13:00 до 19:00 Улн. - Казань - Улн.
DA-42 300x1000x80 с 13:05 до 19:00 Улн. - Самара - Улн.
DA-42 200x800x80 с 13:15 до 19:00 Улн. - Саранск - Улн.
DA-40 250x3000x18 с 5:30 до 12:30 Ульяновск (РА)
DA-40 300x4000x18 с 5:30 до 12:30 Ульяновск (РА)
DA-40 250x3000x15 с 5:30 до 12:30 Ульяновск (РА)
Boeing-767-200ER 300x4000x15 с 3:00 до 18:30
Согласно проведённым расчётам, в санитар-но-защитную зону не попадает жилая застройка, а также садовые некоммерческие товарищества.
Ближайшим к аэродрому водным объектом является река Сельдь (0,9 км). Общий водоток данного водоёма превышает 50 км, установлена водоохранная зона в 200 м. Размер прибрежных защитных полос составляет 50 м. Аэродром «Ульяновск (Баратаевка)» находится вне водоохранных зон.
Авиационный парк на аэродроме представлен шестью наименованиями воздушных судов (таблица 1).
Полёты осуществляются согласно плану полётов во временном режиме UTC (таблица 2).
Единовременно осуществляется 1 полёт. В ночное время суток полёты не осуществляются.
Рассмотрим шумовое воздействие объектов аэродрома для определения границ седьмой подзоны приаэродромной территории согласно [2, 5, 6], в пределах которой из-за превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Расчёт уровня шума на границе седьмой подзоны и нормируемой территории проводился в программе «Эколог-ШУМ 2.1» фирмы «Интеграл» (г. Санкт-Петербург). Расчёты шума от
источников, представленных в таблице 3, выполнены для дневного и ночного времени суток.
Таблица 3
Характеристика источников шума на аэродроме «Ульяновск (Баратаевка)»
Наименование объекта Характеристика источника Уровень шума La, дБА
Шум на взлётно-посадочной полосе Шум от работы двигателей самолётов в ходе взлётно-посадочного цикла 94
Аэродромная служба Технологическое оборудование 84
Авиационно-техническая база Оргтехника, технологическое оборудование 82
Здание механических мастерских Металлообрабатывающее оборудование 75
Склады ГСМ Шум от процессов налива-слива ГСМ 63
Колбенный участок Шум от работы испытательных стендов 72
Гаражные боксы Шум от двигателей автомобилей, работ по обслуживанию спецтехники 63
Котельная Шум от работы котлов 75
Технические домики цехов Шум от техоборудования 81
Объект Координаты источника Тип точки
Х (м) Y (м) Высота подъёма (м)
пос. Лесная долина 306.00 363.00 1.50 Расчётная точка на границе охранной зоны
с. Баратаевка 22897.00 4786.00 1.50 Расчётная точка на границе жилой зоны
с. Баратаевка 3296.00 5305.00 1.50 Расчётная точка на границе жилой зоны
Перспективная жилая застройка 4307.00 3148.00 1.50 Расчётная точка на границе жилой зоны
СНТ «Пригородный» 4165.50 2849.00 1.50 Расчётная точка на границе охранной зоны
СНТ «Пригородный» 4030.50 2576.50 1.50 Расчётная точка на границе охранной зоны
СНТ «Пригородный» 3837.50 2601.50 1.50 Расчётная точка на границе охранной зоны
Седьмая подзона 4843.50 3665.50 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 4472.50 5103.50 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 3500.50 5296.00 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 2445.00 4147.00 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 4080.00 2665.50 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 4381.00 3302.00 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Седьмая подзона 3645.00 1772.00 1.50 Расчётная точка на границе 7-й подзоны
Таблица 4
Характеристика контрольных точек для акустических расчётов
Таблица 5
Результаты расчётов уровней шума в контрольных точках на приаэродромной территории
аэродрома «Ульяновск (Баратаевка)», дБА
Контрольная 31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 LAэкв ЬАмакс
точка Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц Гц
пос. Лесная 51.7/ 52,4/ 52,3/ 43,6/ 34,7/ 19,4/ 2,5/ 0/0 0/0 39,7/0 39,7/0
долина 0 0 0 0 0 0 0
с. Баратаевка 56,9/ 57,7/ 58,5/ 51/ 44,1/ 32,6/ 22,8/ 0/0 0/0 47,1/ 47,1/
5,2 9,5 10,4 9,9 0 0 0 1,3 19,3
с. Баратаевка 56,9/ 57,8/ 58,7/ 51,3/ 44,7/ 34/0 26,2/ 9,7/0 0/0 47,4/ 47,6/
6,3 10,5 11,4 10,9 0 0 2,3 26,7
Перспективная 61,2/ 62,1/ 63,4/ 56,5/ 50,9/ 41,7/ 36,5/ 24,7/ 2/ 2 53,0/ 53,2/
жилая застройка 23,3 26,3 28,2 28,9 24,5 20,6 17,9 12 26,8 34,1
СНТ 61,2/ 62,1/ 63,4/ 56,5/ 50,8/ 41,5/ 36/ 24,3/ 10,4/ 52,9/ 53,0/
«Пригородный» 16,2 26,9 28,8 29,6 25,3 21,8 19,9 16,6 10,4 28,2 31,1
СНТ 61,1/ 62/ 63,3/ 56,4/ 50,6/ 41,1/ 35,4/ 22,5/ 0/0 52,8/ 52,8/
«Пригородный» 16,2 19,2 20,9 21,3 16,4 11,2 6,9 0 17,9 25,4
СНТ 62,4/ 63,3/ 64,6/ 57,8/ 52,3/ 43,4/ 38,7/ 28/ 1 0/0 54,4/ 54,4/
«Пригородный» 16,2 19,2 20,9 21,4 16,5 11,7 8 18,3 27,6
Седьмая подзона 58,8/ 59,6/ 60,7/ 53,6/ 47,5/ 37,5/ 31,1/ 17,8/ 0/0 49,9/ 50,3/
16,4 19,5 21,1 21,5 16,1 11,1 5,3 0 17,8 33,6
Седьмая подзона 57.1/ 57,9/ 58,9/ 51,6/ 45,2/ 35,1/ 28,6/ 16,2/ 0/0 47,8/ 57,4/
19,5 22,9 24,9 25,8 21,2 17,4 15,7 12,1 23,9 49,9
Седьмая подзона 57,2/ 58/ 59/ 51,6/ 45,2/ 34,7/ 27,5/ 12,2/ 0/0 47,8/ 48,1/
7,8 11 11,9 11,6 0,2 0 0 0 3,0 28,9
Седьмая подзона 59,6/9, 60,5/ 61,6/ 54,5/ 48,4/ 38,3/ 31,4/ 16/ 0/0 50,8/ 50,8/
9 12,8 14,1 14,3 8,2 1,1 0 0 9,1 20,5
Седьмая подзона 61,1/ 62/ 63,3/ 56,4/ 50,6/ 41,2/ 35,5/ 22,8/ 0/0 52,8/ 52,8/
17,9 21 22,7 23,3 18,5 14,2 10,6 4,7 20,5 26,6
Седьмая подзона 61,2/ 62,1/ 63,4/ 56,5/ 50,8/ 41,7/ 36,7/ 25,2/ 0,1/ 53,0 / 53,2/
23,3 26,3 28,1 28,9 24,4 20,5 17,6 12 0,1 26,7 35,3
Седьмая подзона 60,1/ 61/ 62,2/ 55,1/ 49,2/ 39,5/ 33,3/ 19,3/ 0/0 51,5/ 51,5/
8,7 12,1 13,2 13 5,1 0 0 0 6,3 17.0
Примечание: уровень шума указан в «дневное время суток»/ «в ночное время суток»
Согласно данным Noise Certification Database и таблицы 3, максимальный уровень шума наблюдается при заходе воздушных судов на посадку на расстоянии 450 м от взлётно-посадочной полосы. При взлёте наибольший уровень эквивалентного шума наблюдается от самолётов Ан-14 и составляет 93,7 дБА.
С учётом приведённых данных и в соответствии с п. 12.5 [10] произведён выбор расчётных точек, для которых впоследствии выполнен расчёт уровней шума. Для оценки влияния шума от объекта проведены расчёты в 14-ти точках на границе седьмой подзоны и аэродромной территории (таблица 4).
Данные замеров в контрольных точках при-аэродромной территории представлены в таблице 5. Нормирование определялось согласно [9].
На основе данных результатов акустических расчётов из таблицы 5 следует сделать вывод, что уровни шума на границе седьмой подзоны и за её пределами на территории с нормируемыми показателями качества среды обитания не превышают допустимых значений для дневного и ночного времени суток, что соответствует требованиям [9].
Если соотнести результаты акустических расчётов с данными из проекта санитарно-защитной зоны, утверждённого санитарно-эпидемиологическим заключением от 2012 года, то можно заметить, что данные по уровню шума в контрольных точках не изменились. Таким образом, для определения границы седьмой подзоны необходимо произвести расчёты, учитывающие факторы электромагнитного воздействия и концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-Ф3 (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2021).
2. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ (ред. от
08.06.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с
01.01.2021).
3. Федеральный закон №342-ФЗ от 03.08.2018 (ред. от 27.12.2019) «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Федеральный закон №135-ФЗ от 01.07.2017 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны».
5. Постановление Правительства РФ от 02.12.2017 №1460 «Об утверждении Правил установления приаэродромной территории, Правил выделения на приаэродромной территории подзон и Правил разрешения разногласий, возникающих между высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти при согласовании проекта решения об установлении приаэродромной территории».
6. Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 07.11.2019 №Исх-39460/04 «О методических рекомендациях по разработке проекта решения об установлении приаэродромных территорий аэродромов гражданской авиации РФ» [Электронный ресурс] - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73135998/ (дата обращения: 19.03.2021).
7. ГОСТ 22283-2014. Межгосударственный стандарт. Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения (введён в действие Приказом Росстандарта от 09.07.2014 №821-ст) // Официальное издание. - М.: Стандартинформ, 2015. [Электронный ресурс] - URL: http://docs. cntd.ru/document/1200112157 (дата обращения: 19.03.2021).
8. ГОСТ 17229-2014. Самолёты пассажирские и транспортные. Метод определения уровней шума, создаваемого на местности // Официальное издание. - М.: Стандартинформ, 2015. [Электронный ресурс] - URL: http://docs.cntd.ru/
document/1200009599 (дата обращения: 19.03.2021).
9. СН 2.2.4/ 2.1.8.562-96 Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки.
10. СП 51.13330.2011 Защита от шума.
11. Конвенция о международной гражданской авиации (Чикаго, 7 декабря 1944 г.) (с изм.) // [Электронный ресурс] - URL: http://base. garant.ru/2540490/ (дата обращения: 19.03.2021).
12. Приложение 16 к Конвенции о международной гражданской авиации: Охрана окружающей среды. Том I Авиационный шум /ИКАО, седьмое издание, 2014. [Электронный ресурс] - URL: http://base.garant.ru/2540490/ (дата обращения: 19.03.2021).
13. Doc 9829 AN/451. Инструктивный материал по сбалансированному подходу к управлению авиационным шумом // ИКАО, второе издание, 2008. [Электронный ресурс] - URL: https://www.icao.int. (дата обращения: 19.03.2021).
14. Doc 9911, Руководство по рекомендуемому методу расчёта контуров шума вокруг аэропортов // ИКАО, первое издание, 2008. [Электронный ресурс] - URL: https://ecoflight.ru/ images/doc/documents/szz/Doc9911.pdf (дата обращения: 19.03.2021).
15. Оценка риска здоровью населения от воздействия транспортного шума: Методические рекомендации. - М.: ФЦГиЭ Роспотребнадзора, 2012. - 48 с. - URL: https://www. rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEME NT_ID=4649 (дата обращения: 19.03.2021).
16. Картышев О. А., Николайкин Н. И. Критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории аэропортов и обоснования защитных мероприятий // Научный Вестник МГТУ ГА. - 2017. - Т. 20, №3. -С. 30-40. [Электронный ресурс] - URL: https://www.aviaport.ru/digest/2019/09/23/607217.h tml, https://avia.mstuca.ru/) our/article/view/ 1078/953# (дата обращения: 19.03.2021).
17. Картышев О. А., Пинигин М. А. Современные проблемы установления и использования седьмой подзоны приаэродромной территории // Центр экологической безопасности гражданской авиации. - 2019. - [Электронный ресурс] - URL: https://www.aviaport.ru/digest /2019/01/22/572373.html (дата обращения: 19.03.2021).
18. Семашко П. В., Яригин А. В., Стеблий Н. М. Современный подход к решению проблемы акустического загрязнения, прилегающих к аэропортам гражданской авиации, территорий // Современные аспекты здоровьесбережения : сб.
материалов юбил. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. - Минск, 2019. - С. 737-747. [Электронный ресурс] - URL: http://rep.bsmu.by/ bitstream/handle/B SMU/25913/737_747. pdf?sequence=1&isAllowed=y. (дата обращения: 19.03.2021).
19. Яценко П. С. От авиационного шума к недобросовестной конкуренции // Право: история, теория, практика : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). -Санкт-Петербург : Своё издательство, 2017. -С. 138-141. - URL: https://moluch.ru/conf/law/ archive/227/12694/ (дата обращения: 19.03.2021).
REFERENCES
1. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 № 136-FZ (red. ot 30.12.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 10.01.2021) [Land Code of the Russian Federation No. 136-FZ of 25.10.2001 (as amended on 30.12.2020) (with amendments and additions, intro].
2. Vozdushnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 19.03.1997 № 60-FZ (red. ot 08.06.2020) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2021) [Air Code of the Russian Federation of 19.03.1997 No. 60-FZ (as amended on 08.06.2020) (with amendments and additions, entry].
3. Federal'nyj zakon № 342-FZ ot 03.08.2018 (red. ot 27.12.2019) «O vnesenii izmenenij v Gradostroitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii» [Federal Law No. 342-FZ of 03.08.2018 (as amended on 27.12.2019) «On Amendments to the Urban Planning Code of the Russian Federation and Certain Legislative Acts of the Russian Federation»].
4. Federal'nyj zakon № 135-FZ ot 01.07.2017 «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti sovershenstvovanija porjadka ustanovlenija i ispol'zovanija priajerodromnoj territorii i sanitarno-zashhitnoj zony» [Federal Law No. 135-FZ of 01.07.2017 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation in terms of Improving the procedure for establishing and using the airfield territory and the sanitary protection zone»].
5. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 02.12.2017 № 1460 «Ob utverzhdenii Pravil ustanovlenija priajerodromnoj territorii, Pravil vydelenija na priajerodromnoj territorii podzon i Pravil razreshenija raznoglasij, voznikajushhih mezhdu vysshimi ispolnitel'nymi organami gosudarstvennoj vlasti sub#ektov Rossijskoj Federacii i upolnomochennymi Pravitel'stvom Rossijskoj Federacii federal'nymi organami ispolnitel'noj
vlasti pri soglasovanii proekta reshenija ob ustanovlenii priajerodromnoj territorii» [Decree of the government of the Russian Federation from 02.12.2017 No. 1460 «On approval of the Rules establishing peertranet territory, the Rules of selection peertranet site subzone and the Rules of dispute resolution, arising between the highest Executive bodies of state power of constituent entities of the Russian Federation and authorized by the Government of the Russian Federation, Federal bodies of Executive power with the approval of the draft decision on the establishment of peertranet territory»].
6. Pis'mo Federal'nogo agentstva vozdushnogo transporta ot 07.11.2019 №Ish-39460/04 «O metodicheskih rekomendacijah po razrabotke proekta reshenija ob ustanovlenii priajerodromnyh territorij ajerodromov grazhdanskoj aviacii RF» [Letter of the Federal Air Transport Agency No. Ex-39460/04 dated 07.11.2019 «On methodological recommendations for the development of a draft decision on the establishment of aerodrome territories of civil aviation airfields of the Russian Federation»] [Electronic resource] - URL: https://www.garant.ru/products/ ipo/prime/doc/73135998/ (accessed: 19.03.2021).
7. GOST 22283-2014. Mezhgosudarstvennyj standart. Shum aviacionnyj. Dopustimye urovni shuma na territorii zhiloj zastrojki i metody ego izmerenija (vveden v dejstvie Prikazom Rosstandarta ot 09.07.2014 № 821-st) [GOST 22283-2014. International standard. Aviation noise. Permissible noise levels in the territory of residential development and methods of its measurement (put into effect by the Order of Rosstandart No. 821st of 09.07.2014)] Oficial'noe izdanie [Official publication]. Moscow, Standartinform, 2015. [Electronic resource] - URL: http://docs.cntd.ru/document /1200112157/ (accessed: 19.03.2021).
8. GOST 17229-2014. Samolety passazhirskie i transportnye. Metod opredelenija urovnej shuma, sozdavaemogo na mestnosti [GOST 17229-2014. Passenger and transport aircraft. Method for determining the noise levels generated on the ground] Oficial'noe izdanie [Official publication] Moscow, Standartinform, 2015. [Electronic resource] - URL: http://docs.cntd.ru/document/1200009599 (accessed: 19.03.2021).
9. SN 2.2.4/ 2.1.8.562-96 Shum na rabochih mestah, v pomeshhenijah zhilyh, obshhestvennyh zdanij i na territorii zhiloj zastrojki [CH 2.2.4/ 2.1.8.562-96 Noise in the workplace, in the premises of residential and public buildings and on the territory of residential development].
10. SP 51.13330.2011 Zashhita ot shuma [Noise protection].
11. Konvencija o mezhdunarodnoj grazhdanskoj aviacii (Chikago, 7 dekabrja 1944 g.) (s izm.) [Convention on International Civil Aviation (Chicago, December 7, 1944) (as amended)] / /[Electronic resource] - URL: http://base. garant.ru/2540490/ (accessed: 19.03.2021).
12. Prilozhenie 16 k Konvencii o mezhdunarodnoj grazhdanskoj aviacii: Ohrana okruzhajushhej sredy. Tom I Aviacionnyj shum [Annex 16 to the Convention on International Civil Aviation: Environmental Protection. Volume I Aviation noise] IKAO, sed'moe izdanie [ICAO, seventh edition], 2014. Electronic resource] - URL: http://base.garant.ru/2540490/ (accessed: 19.03.2021).
13. Doc 9829 AN/451. Instruktivnyj material po sbalansirovannomu podhodu k upravleniju aviacionnym shumom [Doc 9829 AN / 451. Guidance material on a balanced approach to aviation noise management ]. IKAO, vtoroe izdanie [ICAO, second edition], 2008. [Electronic resource] - URL: https://www.icao.int. (accessed: 19.03.2021).
14. Doc 9911, Rukovodstvo po rekomenduemomu metodu rascheta konturov shuma vokrug ajeroportov [Doc 9911, Guide to the recommended method for calculating noise contours around airports]. IKAO, pervoe izdanie [ICAO, first edition], 2008. [Electronic resource] URL: https: //ecoflight.ru/ images/doc/documents/ szz/Doc9911.pdf (accessed: 19.03.2021).
15. Ocenka riska zdorovju naselenija ot vozdejstvija transportnogo shuma: Metodicheskie rekomendacii [Assessment of health risk from exposure to traffic noise: Methodical recommendations]. Moscow: FCGiJe Rospotrebnadzora [Fcgi of Rospotrebnadzor], 2012, 48 p. - URL: https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.p hp?ELEMENT_ID=4649 (accessed: 19.03.2021).
16. Kartyshev O. A., Nikolaikin N. I. Kriterii ocenki aviacionnogo shuma dlja zonirovanija priajerodromnoj territorii ajeroportov i obosnovanija zashhitnyh meroprijatij. Nauchnyj Vestnik MGTU GA [Criteria for assessing aviation noise for zoning the airport airfield area and justifying protective measures.Nauchny Vestnik MSTU GA]. 2017, Vol. 20, No.3, pp. 30-40. [Electronic resource] - URL: https://www.aviaport.ru/ digest/2019/09/23 607217.html, https://avia.mstuca.ru /jour/article/ view/ 1078/953# (accessed: 19.03.2021).
17. Kartyshev O. A., Pinigin M. A. Sovremennye problemy ustanovlenija i ispol'zovanija sed'moj podzony priajerodromnoj territorii [Modern problems of establishing and using the seventh subzone
of the aerodrome territory] Centr jekologicheskoj bezopasnosti grazhdanskoj aviacii [Center for Environmental Safety of Civil Aviation]. 2019. -[Electronic resource] - URL:
https://www.aviaport.ru/digest/2019/01/22/572373. html (accessed: 19.03.2021).
18. Semashko P. V., Yarigin A.V., Stebliy N. M. Sovremennyj podhod k resheniju problemy akusticheskogo zagrjaznenija, prilegajushhih k ajeroportam grazhdanskoj aviacii, territorij [Modern approach to solving the problem of acoustic pollution of territories adjacent to civil aviation airports] Sovremennye aspekty zdorov'esberezhenija : sb. materialov jubil. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem [Modern aspects of health saving : collection of materials of the Jubilee. scientific and practical conf. with internat]. Minsk, 2019, pp. 737-747. [Electronic resource] - URL: http://rep.bsmu.by/ bitstream/handle/BSMU/25913/ 737_747. pdf?sequence=1&isAllowed=y. (accessed: 19.03.2021).
19. Yatsenko S. P. Ot aviacionnogo shuma k nedobrosovestnoj konkurencii [From aircraft noise to unfair competition]. Pravo: istorija, teorija, praktika : materialy V Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, ijul' 2017 g.) [Law: history, theory, practice : materials of the V Intern. nauch. Conf. (Saint-Petersburg, July 2017)]. Saint Petersburg: Svoe izdatel'stvo [The publishing house], 2017, pp. 138-141. - URL: https://moluch.ru/conf/law/ archive/227/12694/ (accessed: 19.03.2021).
Зырянова Ульяна Петровна, кандидат биологических наук, доцент кафедры «Экономика и государственное управление» Ульяновского филиала ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ», г. Ульяновск, Россия. Гусарова Вера Сергеевна, кандидат биологических наук, доцент, доцент кафедры «Промышленная экология и техносферная безопасность» ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный технический университет», г. Ульяновск, Россия.
Горская Эвелина Юрьевна, курсант группы С5-16-1, ФГБОУ ВО «Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева», г. Ульяновск, Россия.
Поступила 22.03.2021 г.