Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ШУМА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ'

ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ШУМА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВИАЦИОННЫЙ ШУМ / САНИТАРНОЕ И ТЕХНИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / ПРИАЭРОДРОМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / AVIATION NOISE / SANITARY AND TECHNICAL REGULATION / AERODROME TERRITORY

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Смирнов В. В.

Авиационный шум воздействует на население, проживающее на территориях, расположенных вблизи аэропортов. Различают два вида нормирования авиационного шума - санитарное и техническое. Санитарное нормирование предназначено для защиты населения от неблагоприятного воздействия шума. Гигиенические нормативы регламентируют шумовые характеристики, которые определяют меру вреда, причиняемого организму человека. Санитарные нормы устанавливают допустимые уровни шума в местах присутствия человека - на территории жилой застройки, в санаторных и лечебных учреждениях, в общественных и тому подобных местах. Техническое нормирование устанавливает предельные характеристики шума для различных видов воздушных судов и определяет технические возможности уменьшения шума. Санитарные нормы авиационного шума носят характер национальных норм и могут различаться в разных странах по параметрам оценки и предельным значениям уровня шума. Технические нормы шума воздушных судов имеют статус как международных, так и национальных стандартов. Международные нормы разрабатываются в рамках деятельности международной организации гражданской авиации (ИКАО) с использованием технических требований, определенных международной организацией по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссией (МЭК). Национальные технические нормы как правило гармонизированы с международными нормами. Технические нормы ИКАО (Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации) требуют поэтапного уменьшения уровней авиационного шума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Смирнов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ШУМА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ»

УДК 614.3:534.831.2

Смирнов В.В.

ЗНАЧЕНИЕ ГИГИЕНИЧЕСКОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО НОРМИРОВАНИЯ АВИАЦИОННОГО ШУМА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОЖИВАЮЩЕГО

ВБЛИЗИ АЭРОПОРТОВ

ФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», ул. 2-я Советская, д. 4, г. Санкт-Петербург, 191036, Россия E-mail: vvsmirnov00042@rambler. ru

Резюме: Авиационный шум воздействует на население, проживающее на территориях, расположенных вблизи аэропортов. Различают два вида нормирования авиационного шума - санитарное и техническое. Санитарное нормирование предназначено для защиты населения от неблагоприятного воздействия шума. Гигиенические нормативы регламентируют шумовые характеристики, которые определяют меру вреда, причиняемого организму человека. Санитарные нормы устанавливают допустимые уровни шума в местах присутствия человека - на территории жилой застройки, в санаторных и лечебных учреждениях, в общественных и тому подобных местах.

Техническое нормирование устанавливает предельные характеристики шума для различных видов воздушных судов и определяет технические возможности уменьшения шума. Санитарные нормы авиационного шума носят характер национальных норм и могут различаться в разных странах по параметрам оценки и предельным значениям уровня шума. Технические нормы шума воздушных судов имеют статус как международных, так и национальных стандартов. Международные нормы разрабатываются в рамках деятельности международной организации гражданской авиации (ИКАО) с использованием технических требований, определенных международной организацией по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссией (МЭК). Национальные технические нормы как правило гармонизированы с международными нормами. Технические нормы ИКАО (Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации) требуют поэтапного уменьшения уровней авиационного шума. Ключевые слова: авиационный шум, санитарное и техническое нормирование, приаэродромная территория.

Abstract: Aviation noise affects the population living in areas located near airports. There are two types of aviation noise regulation - sanitary and technical. Health regulations are designed to protect the public from the adverse effects of noise. Hygiene standards regulate noise characteristics that determine the extent of harm caused to the human body. Sanitary standards set acceptable noise levels in places where a person is present - on the territory of residential buildings, in sanatorium and medical institutions, in public and similar places.

Technical regulation sets noise limits for different types of aircraft and determines the technical capabilities of noise reduction. Aviation noise health standards are national standards and may differ from country to country in terms of assessment parameters and noise limit values. Technical standards for aircraft noise have the status of both international and national standards. International standards are developed within the framework of the international civil aviation organization (ICAO) using technical requirements defined by the international organization for standardization (ISO) and the international electrotechnical Commission (IEC). National technical standards are generally harmonized with international standards. The ICAO technical regulations (Annex 16 "environmental protection" to the Convention on international civil aviation) require a gradual reduction of aircraft noise levels.

Keywords: aviation noise, sanitary and technical regulation, aerodrome territory.

Введение. Авиационных шум относится к главному фактору риска здоровья населения, проживающего вблизи аэропортов. Наибольшие уровни шума возникают при движении воздушных судов: взлет, набор высоты, снижении на посадку, пролет по маршруту [1-3]. В последнее время акустическая обстановка на приаэродромных территориях изменяется, в связи с тем, что происходит постепенная замена шумных воздушных судов на менее шумные типы воздушных судов и происходит увеличение интенсивности авиационного движения по региональным и международным маршрутам [4-7]. Ограничение авиационного шума воздушных судов на территориях, располагающихся вблизи аэропортов, осуществляется санитарным нормированием и техническим нормированием. Различают два вида нормирования авиационного шума -санитарное и техническое. Санитарное нормирование предназначено для защиты населения от неблагоприятного воздействия шума. Гигиенические нормативы регламентируют шумовые характеристики, которые определяют меру вреда, причиняемого организму человека Санитарные нормы устанавливают предельно-допустимые уровни шума в местах присутствия человека - на

440

территории жилой застройки, в санаторных и лечебных учреждениях, в общественных и тому подобных местах [8,9].

Техническое нормирование устанавливает предельные характеристики шума для различных видов воздушных судов и определяет технические возможности ослабления шума [10-12].

До недавнего времени отсутствовали четкие критерии допустимости застройки жилыми и общественными зданиями приаэродромной территории в зависимости от распространения на нее уровней авиационного шума, а также отсутствовали однозначно применяемые нормативно-методические документы для такой оценки [13-15].

Цель: показать значение совершенствования гигиенического и технического нормирования для защиты населения от воздействия авиационного шума.

Материалы и методы. Нормативно-правовые акты оценки и измерений авиационного шума, литературные источники. Применены общелогические методы и приемы исследований: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, индукции.

Результаты и обсуждение. В настоящее время каждый аэропорт должен, в соответствии с федеральным законом № 135-Ф3, установить на приаэродромных территориях границы для семи подзон. Границы полос воздушных подходов должны соответствовать требованиям приказа Минтранса России «Об утверждении порядка установления границ полос воздушных подходов на аэродромах гражданской авиации» № 176 от 04.05.2018. Границы ограничены участками дальних границ, участками боковых границ для направлений взлета и посадки, сопряженными с внешней границей полос воздушных подходов вне боковых границ окружностями радиусом от центра каждой взлетной посадочной полосы аэродрома, исключая запретные зоны и зоны ограничения полетов.

На территории Российской Федерации утверждены и действуют санитарные правила СП 2.1.8.3565-19 «Отдельные санитарно-эпидемиологические требования при оценке непостоянного шума от пролетов воздушных судов». Санитарные правила регламентируют проводить оценку авиационного шума на соответствие допустимым уровням для территорий по гигиеническому нормативу эквивалентного уровня звука, согласно СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» для дневного и ночного времени суток, установленному

441

для территорий, непосредственно прилегающих к жилой застройке. Гигиенический норматив эквивалентного уровня звука для дневного времени суток составляет 55 дБА и для ночного времени суток - 45 дБА. Для обоснования границы седьмой подзоны приаэродромной территории проводится расчет уровней авиационного шума с учетом оценки риска для здоровья населения. Действующий гигиенический норматив эквивалентного уровня звука является более жестким, по сравнению с допустимыми значениями авиационного шума в других западных странах.

Санитарные нормы авиационного шума носят характер национальных норм и могут различаться в разных странах по параметрам оценки и предельным значениям уровня шума. Технические нормы шума воздушных судов имеют статус как международных, так и национальных стандартов. ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения» рекомендует методы измерений и вычислений уровней звука при проведении сертификационных испытаний. Международные нормы разрабатываются в рамках деятельности международной организации гражданской авиации (ИКАО) с использованием технических требований, определенных международной организацией по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссией (МЭК). Национальные технические нормы шума воздушных судов как правило гармонизированы с международными нормами и существуют в виде отдельных частей к Нормам летной годности воздушных судов (Авиационных правил).

Международной организацией гражданской авиации ИКАО установлены технические нормы (Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к Конвенции о международной гражданской авиации), которые требуют поэтапного уменьшения уровней авиационного шума.

Основным элементом критерия сертификации по шуму является мера оценки шума, называемая эффективным уровнем воспринимаемого шума, ЕРМЬ, в единицах ЕРКдБ, который является однозначным оценочным фактором субъективного воздействия авиационного шума на человека. То есть, ЕРМЬ представляет собой мгновенный уровень воспринимаемого шума, РКЦ с поправкой на неравномерность спектра и на продолжительность. Измеряются три основные физические характеристики звукового давления: уровень, распределение по частотам и время воздействия.

В 1971 году в Главе 2 Приложения 16 были сформулированы первые нормы на уровни шума самолетов. В дальнейшем, в связи с внедрением в

442

гражданскую авиацию турбореактивных двигателей с высокой степенью двухконтурности, произошло снижение шумности самолетов. Поэтому в 1978 году разработали Главу 3, где были представлены более жесткие требования к уровням шума.

Сертифицированные за последние годы новые модификации самолетов ведущих стран удовлетворяют нормам ИКАО по шуму на местности с большими запасами и легко укладываются в них. В связи с тем, что проблема дальнейшего снижения шума самолетов на местности является одной из приоритетных задач, идет интенсивный поиск технических решений, обеспечивающих это снижение шума. В ИКАО были разработаны новые стандарты на шум дозвуковых реактивных самолетов со вступлением в действие с 01.01.2006г. Глава 4 и с 31.12.2017г. - Глава 14. Новые требования ужесточили действующий норматив по сумме уровней в трех контрольных точках на местности, расположенных, соответственно, сбоку от взлетной посадочной полосы и под траекториями взлета и захода на посадку. Нормы Главы 4 жестче норм Главы 3 на 10 ЕРНдБ в сумме по трем контрольным точкам на местности. При этом действуют следующие ограничения: ■ ни в одной из контрольных точек уровень шума не может быть ниже величины, определяемой нормами Главы 3;- величина запаса относительно норм Главы 3 по любым двум контрольным точкам должна быть не менее 2-х ЕРНдБ; отменено правило компенсации, которое действует в нормах Главы 3 и в соответствии с которым допускается превышение уровня шума самолета над нормой в одной (до 2-х ЕРНдБ) или одновременно в двух контрольных точках (до 3-х ЕРНдБ) при компенсации этого превышения за счет соответствующего снижения уровня шума в других точках.

Установление и ужесточение требований к существующим и разрабатываемым воздушным судам ускоряет научно-технический прогресс -общая величина снижения уровней шума составила более 40 дБ. В настоящее время экологические и гигиенические показатели гражданских воздушных судов по степени важности уступают лишь требованиям безопасности полета. Все гражданские самолеты проходят обязательную сертификацию для определения соответствия самолета требованиям норм ИКАО на предельно допустимые урони шума самолета на местности, причем эти нормы постоянно ужесточаются. Вновь разрабатываемые самолеты должны быть существенно менее шумные, чем уже находящиеся в эксплуатации. Сниженные уровни шума в кабине пилотов и в салонах пассажиров являются конкурентным преимуществом для данных типов самолетов.

В настоящее время отмечается значительный прогресс в снижении уровней шума на территориях вблизи аэропортов. Однако проблема все же остается, что приводит к необходимости постоянного проведения измерений уровней авиационного шума.

Зонирование территории вблизи границ аэропортов и трасс полетов воздушных судов наиболее эффективно проводить при планировании застройки, а также при разработке шумозащитных мероприятий для существующих жилых комплексов и отдельных объектов, находящихся в зонах повышенного уровня воздействия авиационного шума.

За последние десять лет самолеты шумных типов активно выводились из эксплуатации, поэтому воздействие авиационного шума вблизи аэропортов несколько уменьшилось, однако проблемы, связанные с воздействием авиационного шума и необходимостью защиты от него, требуют постоянного контроля при планировании территорий жилой застройки. С ростом интенсивности полетов важным звеном комплекса работ по управлению авиационным шумом является организация активного участия населения, операторов аэропортов и других заинтересованных сторон процесса.

Последние годы в России постоянно наблюдается приближение жилой застройки к маршрутам полетов и границам аэропортов. Это значительно ухудшило условия проживания населения вблизи самых загруженных аэропортов страны.

Во всех развитых странах мира стоит проблема ограничения застройки приаэродромных территорий. Практически единственным критерием зонирования территории по акустическим показателям, в том числе с определением зон запрещения жилой застройки, является эквивалентный уровень звука или его производные. Средневзвешенным показателем допустимых уровней авиационного шума, определяющих зону запрещения жилой застройки в западных странах, являются эквивалентные уровни звука для дневного времени суток 65 дБА и для ночного времени суток - 55 дБА. Значение максимального уровня звука используется как дополнительный показатель при расчете требуемой звукоизоляции ограждающих конструкций зданий.

Выводы

- Действующий гигиенический норматив эквивалентного уровня звука является основным нормативным критерием для оценки уровней авиационного шума на территориях, прилегающих к аэропортам.

- Величина нормируемых эквивалентных уровней звука для авиационного

444

шума является одной из самых жестких среди западных стран.

- Технические нормы шума воздушных судов ИКАО постоянно ужесточаются с учетом развития научно-технического прогресса в снижении шума при изготовлении и эксплуатации самолетов.

Список литературы

1. Зинкин В.Н., Богомолов А.В. Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Авиационный шум: специфические особенности биологического действия и защиты // Авиакосм. и эколог. медицина. - 2012. - Т.46, №2. - С.9-16.

2. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Драган С.П., Пирожков М.В. Пути снижения влияния авиационного шума на территории жилых застроек. Сборник трудов IV Всероссийская НПК с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», 26-28 марта 2013г. Военмех, г. СПб. С. 522534.

3. Николайкин Н.И. Экологическая безопасность. Промышленно-транспортные и энергетические узлы: монография / Н. Николайкин. Saarbrucken. Deutschland: Verlag LAP LAMBERT Academic Publishing, 2016, 385 p.

4. Чень Болунь, Яковлев А.А., Мошков П.А. О проблеме шума на местности современных пассажирских самолетов. Сборник трудов IV Всеро^ийская НПК с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», 19-21 марта 2019г. Военмех, г. СПб. С. 787-793.

5. Зинкин В.Н., Ахметзянов И.М, Солдатов С.К., Свидовый В.И. Риск развития шумовой патологии как критерий нормирования шума на территории жилой застройки // Экология. Риск. Безопасность / Мат. междун. науч. - практ. конф. - Курган, 2010. - Т.2. - С.120-123. 4. McLean E.K., Tarnopolsky A. Noise.

6. Светлов В.В. Методика измерений и основные критерии выбора расчетных точек при проведении мониторинга шума аэропортов. Сборник трудов IV Всеро^ийская НПК с международным участием «Защита от повышенного шума и вибрации», 26-28 марта 2013г. Военмех, г. СПб. С. 516519.

7. Картышев О.А. Новые методические подходы к установлению размеров санитарно-защитной зоны и санитарных разрывов аэропортов гражданской авиации. Гигиена и санитария. - 2013. - №1. С.89-92.

8. Зинкин В.Н., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Солдатов С.К. Медико-социальные аспекты экологической безопасности населения, подвергающегося кумулятивному воздействию авиационного шума // Экология промышленного

445

производства. - 2011. - №2. С. 9-14.

9. Зинкин В.Н., Солдатов С.К., Богомолов А.В., Кукушкин Ю.А., Ахметзянов И.М., Шешегов П.М. Авиационный шум как фактор эколого-социального неблагополучия // Проблемы безопасности полетов. - 2010. -Вып.10. - С.3-13.

10. Копьев В.Ф., Мунин А.Г., Остриков Н.Н. Проблемы создания перспективных магистральных самолетов, способных удовлетворять нормам ИКАО по шуму на местности//Труды ЦАГИ. 2014. Вып. 2739. С. 3-13.

11. Картышев О.А. Построение зон воздействия авиационного шума вблизи аэропортов // Научный Вестник МГТУ ГА. 2010. № 160. С. 148-158.

12. Дмитриев В.Г., Самохин В.Ф., Маслова Н.П. Оценка уровня шума самолета на местности при заходе на посадку // Уч. зап. ЦАГИ. 2018. Т. 49. № 4. С. 112-119.

13. Картышев О.А.,Нниколайкин Н.И. Критерии оценки авиационного шума для зонирования приаэродромной территории аэропортов и обоснования защитных мероприятий // Научный Вестник МГТУ ГА. том 20, №2 03, 2017 С. 3040.

14. Сухорукова И.А. Снижение уровня авиационного шума различными препятствиями на приаэродромных территориях. Высокие технологии в строительном комплексе. 2018; 1. С. 191-194.

15. Сазонов Э.В., Сухорукова И.А. Оценка шумового загрязнения территорий поселений,находящихся в зоне влияния аэродромов. Вестник МГСУ.2012; 2. С.130-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.