Научная статья на тему 'ШУМ НА ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ВБЛИЗИ ИРКУТСКОГО АЭРОПОРТА'

ШУМ НА ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ВБЛИЗИ ИРКУТСКОГО АЭРОПОРТА Текст научной статьи по специальности «Науки о Земле и смежные экологические науки»

CC BY
45
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о Земле и смежным экологическим наукам , автор научной работы — М.И. Некипелов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ШУМ НА ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ВБЛИЗИ ИРКУТСКОГО АЭРОПОРТА»

подтвердили возможное неблагоприятное действие микроконцентраций формальдегида на эмбриогенез белых крыс, установленное также по весовым и биохимическим показателям (В. А. Гофмеклер, 1967, 1968).

ЛИТЕРАТУРА

Гофмеклер В. А. В кн.: Материалы Юбилейной конференции по общей и коммунальной гигиене. М., 1967, с. 20. — Гофмеклер В. А. Гиг. и сан., 1968, № 3, с. 12. — Д ы б а н А. П. Вестн. АМН СССР, 1967, № 1, с. 18.

Поступила 24/XI 1967 г.

УДК 613.5:[613.164:656.7]:534.836

ШУМ НА ТЕРРИТОРИИ ЖИЛОЙ ЗАСТРОЙКИ ВБЛИЗИ ИРКУТСКОГО АЭРОПОРТА

Канд. мед. наук М. И. Некипелов Кафедра общей гигиены Иркутского медицинского института

Некоторые из действующих на территории нашей страны аэропортов были построены сравнительно давно и вследствие расширения границ городов, где они находятся, оказались в зоне жилых районов. К числу таких аэропортов относится Иркутский, не имеющий никакой санитарно-защитной зоны и находящийся прямо в черте города. Его взлетно-посадоч-ная площадка расположена в 500 м от ближайших одноэтажных деревянных жилых домов.

Согласно методическим указаниям, опубликованным в журнале «Гигиена и санитария» (№ 4 за 1966 г.), в течение 1966—1967 гг. произведено 843 измерения шума на улицах в 500—1500 м от аэропорта и 576 измерений внутри квартир домов, расположенных на них.

Результаты наблюдений показывают, что шум самолетов, совершающих взлети посадку, а также работающих на земле, не является стабильным, а имеет прерывистый характер. Большая или меньшая его интенсивность зависит главным образом от того, какими источниками он создается. Исследования уровней шума, возникающих на территории жилой застройки в результате наземной работы авиационных двигателей, проводились в 30 разных точках, приблизительно на одинаковом расстоянии от эксплуатационных сооружений аэропорта. Результаты 153 измерений представлены в табл. 1.

Таблица 1

Интенсивность шума, создаваемого наземной работой

двигателей самолетов на территории жилой застройки вблизи аэропорта

Вид наземной работы двигателей самолетов Уровень шума (в дб)

минимальный максимальный

Самостоятельное руление к перрону Опробование Прогрев 85—90 89—91 88—92 93—97 95—100 93—95

Таблица 2

Интенсивность шума, создаваемого самолетами, находящимися в воздухе вблизи аэропорта, на расстоянии 800—1000 м от конца взлетно-посадочной полосы

Уровни шума (в дб)

взлет посадка

самолетов минимальный максимальный минимальный максимальный

ТУ-104 АН-10 ИЛ-18 110—114 97—102 98—104 115—121 103—108 105—110 100—104 89-95 91—95 105—110 96—104 96—105

Из этой таблицы видно, что под влиянием наземной работы самолетных двигателей уровень звукового давления на территории жилой застройки значительно выше допустимого. Максимум его имеет почти такое же цифровое значение, что и максимальная величина транспортного шума на магистральных улицах крупных городов.

Определение шума внутри квартир (181 измерение) показало, что за счет наземной работы самолетов уровень его в жилых помещениях довольно высокий и составляет в среднем летом при открытых окнах 90 дб и при закрытых 83 дб, а зимой 69 дб.

Для исследования уровней шума, создаваемых в зоне жилого района при взлете и посадке самолетов, было выбрано 17 точек, которые располагались под трассой полета на расстоянии 800—1000 м от конца взлетно-посадочной полосы. Результаты наблюдений (185 измерений) представлены в табл. 2. Из табл. 2 видно, что очень большая интенсивность шума отмечается при взлете самолетов, несколько меньшая — при посадке.

Результаты замеров интенсивности шума внутри квартир (157 наблюдений) свидетельствуют о том, что под влиянием взлета уровень звукового давления в жилых помещениях по сравнению с тем, который вызывается наземной работой самолетов, увеличивается в среднем летом при открытых окнах на 27—30 дб, при закрытых на 19—22 дб, а зимой на 17—21 дб. Кроме того, наблюдается сильная вибрация ограждающих конструкций жилых зданий.

В связи с большой интенсивностью шума, создаваемого при взлете самолетов над зоной жилой застройки, было определено время его воздействия в ряде населенных пунктов на разном расстоянии от аэропорта. Измерения проведены в 40 точках, расположенных под трассой полета на расстоянии 500—15 000 м от конца взлетно-посадочной полосы. Продолжительность воздействия шума самолетов на взлете отсчитывали по времени превышения уровня звучания над фоном. Результаты 505 наблюдений представлены в табл. 3.

Таблица 3

Средние уровни звукового давления (в дб), создаваемые разными самолетами при взлете над Иркутском, и продолжительность их воздействия (в мин.)

Тип самолетов Интенсивность шума и время его воздействия на расстоянии от взлетно-посадочной полосы (в км)

0.5 > 2 3 4 5 10 .5

ТУ-104........... 125 120 118 109 101 93 90 86

0,28 0,35 0,92 1,46 2,15 3,84 7,15 12,05

АН-10 . 110 102 98 92 88 84 79 75

0,36 0,50 1,20 2,00 3,68 4,77 9,80 15,50

ИЛ-18............ 108 103 100 94 86 82 77 73

0,40 0,48 1,33 2,18 4,00 4,55 10,00 16,10

Примечание. В числителе — уровень шума, в знаменателе —время его воздействия.

Из табл. 3 видно, что наибольший уровень звукового давления создается при взлете турбореактивного самолета ТУ-104, несколько меньший — при взлете турбовинтовых самолетов АН-10 и ИЛ-18. Однако время воздействия шума, создаваемого самолетом ТУ-104, во всех точках оказалось гораздо меньше того же показателя в отношении самолетов АН-10 и ИЛ-18. Это объясняется, по-видимому, скоростью движения на взлете и высотой полета, а также акустической характеристикой каждого типа самолетов. Значительное увеличение времени звучания всех типов самолетов в воздухе по мере удаления их от аэропорта обусловлено как заметной разницей фона вблизи взлетно-посадочной полосы и на удалении от нее в 10—15 км, так и прохождением трасс полета над водными поверхностями Ангары, ее притоков и Иркутского моря, которые служат резонаторами звука.

В связи с тем что наиболее высокий уровень авиационного шума наблюдается при взлете, целесообразно было определить его влияние на шумовой режим жилых помещений, расположенных вблизи аэропорта. В качестве исследуемых объектов были взяты улицы, расположенные под трассой полета самолетов в 500—1500 м от конца взлетно-посадочной полосы. Замеры производили зимой и летом при закрытых окнах. Результаты 238 измерений показали, что уровень звукового давления летом в жилых помещениях днем и ночью очень высокий. Так, интенсивность шума в жилищах днем составляла в среднем 102—113 дб, ночью — 91—105 дб. Зимой она снижалась днем на 3—16 дб, ночью на 3—17 дб. Такой широкий диапазон колебаний в уровне шума внутри помещений наблюдался потому, что исследуемые дома имели не только разную толщину стен, но и разную конструкцию оконных проемов. Это существенным образом влияло на спепень проникновения авиационного шума внутрь помещений.

Опрос населения с помощью специальной анкеты показал, что из 592 обследованных только 3% отнеслись безразлично к авиационному шуму. Остальные жители предъявляли жалобы на сильно раздражающее действие шума, мешающее нормальному труду и отдыху и способствующее возникновению головных болей, нервозности и бессонницы. По данным опроса населения, авиационный шум, особенно создаваемый взлетающими самолетами, наиболее сильно сказывался ночью, так как он систематически нарушает сон. Характерным явилось то, что у людей, проживающих в районе аэропорта длительное время (от 5 доЮ лет), наблюдается привыкание к шуму.

В качестве мер по борьбе с шумом необходимо рекомендовать обязательную буксировку на перроне самолетов, не только идущих на взлет, но и сделавших посадку. Места стоянок самолетов должны быть удалены от жилого района на 3—4 км с устройством между ними специальных ангаров, экранирующих шум, создающийся при опробовании двигателей. Следует строго запретить взлет самолетов над близко прилегающими к аэропорту жилыми районами; допустим взлет только в сторону, противоположную городу, где поблизости нет населенных пунктов. Наиболее же радикальной мерой по борьбе с авиационным шумом является вынос аэропорта за пределы селитебной территории города с созданием в новом районе его расположения гигиенически обоснованной санитарно-защитной зоны.

Поступила 2/11 1968 г.

УДК 61 5.916:1546.264 + 546.17]-31:612.015.641.3

ДЕЙСТВИЕ МАЛЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ ОКИСИ УГЛЕРОДА И ОКИСЛОВ АЗОТА НА СОСТОЯНИЕ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ И ПОТРЕБНОСТИ ОРГАНИЗМА ЖИВОТНОГО В ВИТАМИНЕ В6

В. М. Нижегородов, Я■ Л. Мархоцкий Кафедра общей гигиены Гродненского медицинского института

Исследования проведены на белых крысах-самцах весом 110—160 г. Перед началом хронического эксперимента животные обеих серий были разделены на 4 группы, причем 1-я группа была контрольной, а 2—4-я группы — опытными. Все они содержались в одинаковых условиях микроклимата и получали равноценное питание. К рациону крыс 3 и 4-й группы ежедневно добавляли соответственно 25 и 50 мкг пиридоксина, используемого при неврологических симптомах, вызванных хроническим воздействием СО.

Подопытные животные I серии на протяжении 105—114 дней 6 раз в неделю по 5—6 часов в сутки подвергались ингаляционному динамическому воздействию СО в концентрации 22+0,6 мг/м3, а животные II серии — воздействию N205 в концентрации 2,6+0,05 мг/м3. Длительность II серии опыта составляла 104—113 дней при той же экспозиции.

Перед окончанием опыта у всех крыс на протяжении 3 дней подряд определялось содержание в крови карбоксигемоглобина (СОНЬ) методом X. В. Сторощук и В. В. Попова или метгемоглобина (MtHb) методом JI. Э. Горна до и в конце 6-часового действия соответствующего газа. По окончании эксперимента животных помещали на сутки в обменные клетки, где от каждой крысы собирали мочу и определяли в ней содержание 4-пиридокси-новой кислоты методом Хуффа и Перльцвейга в модификации П. Д. Старшова и ксантуре-новой кислоты методом Г. Я. Виленкиной 1. После умерщвления животных декапитацией выявлено содержание витамина В6 в крови и некоторых органах по Е. Н. Одинцовой.

У подопытных крыс как до, так и после 6-часового воздействия СО количество СОНЬ в крови было относительно высоким (табл. 1). У контрольных крыс СОНЬ не выявлялся.

Таблица 1

Частота случаев обнаружения (в %) и среднее количество СОНЬ (в %) в крови крыс при длительном действии СО

Время исследования крови Группа животных

2-я 3-я 4-я

частота случаев обнаружения СОНЬ количество СОНЬ частота случаев обнаружения СОНЬ количество СОНЬ частота случаев обнаружения СОНЬ количество СОНЬ

М ± т М ±т М ±т

До воздействия газа .... 38,5 8,9+1 ,16 17,2 5,4±0,5 16 8,9+1,94

После 6-часового воздейст-

вия газа........ 90,9 15,2+0,73 78,5 13,8+1,10 84 13,4+1,27

1 Методика изложена в книге В. А. Асатиани «Новые методы биохимической фото-

метрии». Изд-во «Наука». М., 1965, с. 226.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.