Научная статья на тему 'ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л. С. АУЭРА-ПЕДАГОГА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ И. ЛЕСМАНА)'

ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л. С. АУЭРА-ПЕДАГОГА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ И. ЛЕСМАНА) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
44
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. С. АУЭР / И. А. ЛЕСМАН / РУССКАЯ СКРИПИЧНАЯ ПЕДАГОГИКА / СИСТЕМА ЗАНЯТИЙ / УЧЕБНЫЙ РЕПЕРТУАР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Суханова Татьяна Борисовна

Основываясь на материале рукописи И. А. Лесмана, в данной статье автор представляет ряд новых фактов, конкретизирующих систему занятий профессора Л. С. Ауэра, его взаимоотношения с учениками, контингент учеников его класса, политику в отношении учебного репертуара. Особое внимание уделено критериям оценки Л. Ауэра способностей своих воспитанников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STROKES TO THE PORTRAIT OF L. S. AUER-AS A TEACHER (I. LESMAN’S MEMOIRS)

Based on the material of the manuscript by I.A. Lesman, this article presents a number of new details that specify the system of Professor L. S. Auer’s classes, mutual relationships with students, the contingent of his class pupils, the professor's policy regarding the educational repertoire of his students. Particular attention is paid to the criteria of L. Auer's assessment of his pupils’ abilities.

Текст научной работы на тему «ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Л. С. АУЭРА-ПЕДАГОГА (ПО ВОСПОМИНАНИЯМ И. ЛЕСМАНА)»

корифеи отечественной музыки: портреты, очерки, воспоминания

Штрихи к портрету

Л. С. Ауэра-педагога

(по воспоминаниям И. Лесмана)

W

2

Суханова Татьяна Борисовна

кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Нижегородской государственной консерватории им. М. И. Глинки E-mail: t.b.suhanova@yandex.ru

Основываясь на материале рукописи И. А. Лесмана, в данной статье автор представляет ряд новых фактов, конкретизирующих систему занятий профессора Л. С. Ауэра, его

взаимоотношения с учениками, контингент учеников его класса, политику в отношении учебного репертуара. Особое внимание уделено критериям оценки Л. Ауэра способностей своих воспитанников. Ключевые слова: Л. С. Ауэр, И. А. Лесман, русская скрипичная педагогика, система занятий, учебный репертуар

Развитие скрипичного искусства в XX и XXI веках показало, насколько авторитет выдающегося педагога скрипки — Леопольда Семеновича Ауэра — высок в музыкальном мире. Основателю русской скрипичной школы посвящены многочисленные работы наших соотечественников-музыковедов — Л. С. Ра-абена [3], [4], И. М. Ямполь-

ского [6], В. Ю. Григорьева [1], Е. Л. Сафоновой [5], П. В. Седова и других. Источниками обобщений перечисленных трудов, как правило, служили либо работы самого Л. С. Ауэра, переведенные на русский язык, либо воспоминания его учеников1 и высказывания критиков. В этих источниках обобщены многие заветы мастера, охарактеризован его исполнительский стиль, освещены этапы творческой биографии. В обстоятельной монографии и очерке Л. Раабена [3], [4] тонко подмечаются как профессиональные, так и личностные качества музыканта, которые подкрепляются запоминающимися высказываниями о нем его учеников. В частности, Р. Хин-Гольдовской: «Сам — великолепный музыкант, изумительный скрипач, человек очень "отполировавшийся" на европейских эстрадах и во всех кругах общества... Но <...> за внешней "отполированностью" во всех его манерах чувствуется "плебей" — человек из народа — умный, ловкий, хитрый, грубоватый и добрый. Если у него отнять скрипку, то он может быть отличным биржевым маклером, комиссионером, дельцом, адвокатом, чем угодно...» [3, 165]. Другая ученица А. В. Унковская отмечала характернейшую черту своего наставника — «его пытливость психолога, стремление узнать сущность встречавшегося ему человека» [4, 33]. Подобных примеров можно привести еще довольно много.

Создание яркого творческого портрета было возможно в 19501960-е годы, когда были живы прямые ученики Л. Ауэра и его современники, а информация получалась авторами «из первых рук». Тем не менее и в наши дни оказалось вполне реальным обнародовать малоизвестные факты жизни профессора, благодаря найденной в библиотеке Нижегородской консерватории рукописи «Мои воспоминания и мысли о Л. С. Ауэре», созданной его воспитанником — Иосифом Лесманом2 (датирована 4 ноября 1954 года [2]), который на закате своей педагогической и творческой деятельности преподавал в Горьковской консерватории.

Это был не единственный очерк И. Лесмана, посвященный любимому учителю: еще во время пребывания Ауэра в России, в 1909 году, он подготовил к изданию книгу «Скрипичная техника и ее развитие в школе проф. Л. С. Ауэра», работа над которой происходила в период его обучения и при непосредственном участии самого «героя» издания. (Склонности к методическим обобщениям наблюдались у Лес-мана с начала его творческого пути.) Своеобразной данью своему наставнику стало присвоение организованному им в 1929 году в Ленинграде струнному квартету имени Л. С. Ауэра3.

В чем был секрет столь искренней привязанности к своему учителю? На этот вопрос дает ответ рукопись Лесмана. Как характеризует свою работу автор:

статья носит «полу-мемуарныи» и «полу-методический» характер. Большая ее часть посвящена комментарию одного из трудов Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке» (в первом издании — на английском языке), впоследствии опубликованного на русском языке. Здесь автор позволяет себе дать оценку не только наиболее сильным и значимым положениям Ауэра, но и приводит «недостатки изложения» [2, 1]4. Этот интереснейший в методическом отношении авторский комментарий оставим за рамками настоящей статьи, а обратимся к мемуарной части рукописи И. Лесмана.

Особую ценность представляют детали, касающиеся взаимоотношений Ауэра со своими учениками, проливающие свет на личностные качества выдающегося мастера, его репертуарные предпочтения в обучении и многое другое. В какой-то мере они позволяют в новом свете представить педагогические методы Ауэра и преодолеть некоторые штампы в их интерпретациях.

Если Л. Раабен обращал внимание на качества Ауэра как сурового «педагога-воспитателя, державшего учеников в рамках жесткой дисциплины» [4, 153], не выносившего небрежности в изучении произведения, зазнайства, подтверждая это словами Б. О. Сибора [4, 155], то Лесман в своих воспоминаниях не придавал большого значения особенностям темперамента учителя. Зато его рукопись дает более точные представления о так называемых «коллективных уроках», практикуемых Ауэром. Известно, что на них присутствовало 20-25 человек из числа его студентов Петербургской консерватории и частных учеников. Интересно, что в классе не было регламен-

та посещаемости, и обычно «на уроках играли по предложению профессора кто и когда хотел» [2, 5], однако существовало негласное правило — желательно было играть раз в неделю. Лесман также пишет об отсутствии регламента на длительность занятия: «урок длился столько, сколько Ауэр находил нужным, иногда сравнительно недолго, иногда же значительно дольше» [2, 5]. Что давал подобный метод, столь отличный от современной индивидуальной формы работы? В первую очередь, знакомство с более широким кругом литературы и ясное представление о произведении еще до начала подробной работы над ним. Во вторую, коллективный метод, по сути, являлся одной из форм пассивной педагогической практики и предусматривал определенное накопление опыта.

Выдающиеся педагогические достижения Ауэра5 провоцируют на мысль об элитарности учеников его класса (или феноменальности педагогического метода). Однако воспоминания Лесмана опровергают эти предположения: «Не все студенты в классе Ауэра были на одинаковом уровне, как по дарованию, так и по трудоспособности и успеваемости» [2, 5]. Мы узнаем, что Ауэр очень ценил скрипичную одаренность в своих воспитанниках, с подобными учениками он занимался «с удовольствием и увлечением» [2, 6]. Эту же мысль подтверждает и Л. Раабен: «он охотно занимался с теми, кто, по его мнению, мог стать крепким профессионалом...» [4, 138]. Степень заинтересованности мастера в работе со способными и «середняками» была различной: «С менее одаренными и, в особенности, с мало работающими, — писал И. Лесман, — заня-

тия проходили менее интересно, но всегда добросовестно и требовательно» [2, 6]. Удивительно, что к способным, но мало занимающимся студентам (появлявшимися в классе «для очистки совести»), Ауэр относился снисходительно, понимая их «высокую цель» — окончить консерваторию, но ценил их выше, «чем сравнительно мало профессионально одаренных, хотя трудолюбивых, которых скорее терпел в классе как <...> неизбежный балласт6» [2, 6].

Еще одним фактом, свидетельствовавшем насколько Ауэр ценил в учениках подлинный талант, можно считать его заинтересованное, «отеческое» отношение к ним. Способным ученикам он позволял давать дополнительные бесплатные уроки у себя на квартире, «длившиеся иногда значительно дольше, чем уроки в классе» [2, 6]. Складывается ощущение, что фактор одаренности подопечного во многом определял и отношение к нему.

На таких воспитанников Ауэр распространял заботу далеко за пределы класса, и фактически служил направляющим их творческую жизнь «фарватером». Так, Л. Раабен, акцентируя особое умение мастера «выводить учеников в люди» [4, 37], свидетельствовал об искренней заинтересованности Ауэра в их артистических успехах и после окончания обучения, о помощи «в устройстве концертов» и продвижении по служебной линии [4, 117]. Достоверным подтверждением этих наблюдений служат воспоминания И. Лесмана, основанные на опыте длительных взаимоотношений с учителем.

Когда 22-летний бедный студент Военно-Медицинской академии Иосиф Лесман выразил

3

большое желание совершенствоваться на скрипке, профессор посодействовал о выделении меценатской стипендии, обеспечив ему возможность учиться бесплатно. Следующий эпизод жизни Лесмана при участии Ауэ-ра не менее впечатляющ: «Когда обнаружилось, что скрипка моя недостаточно хороша, он достал откуда-то денег и велел мне приобрести лучшую скрипку» [2, 7].

Каждые каникулы Ауэр курировал времяпровождение своих учеников, добиваясь того, чтобы оно было максимально полезным и в творческом, и в профессиональном, и в материальном отношениях. Так, после оконча-4 ния первого курса он порекомендовал Лесмана в имение к большому любителю музыки, где тот имел возможность, помимо заработка, музицировать в кругу хороших музыкантов (один из них — концертмейстер альтов Мариинского театра). После третьего курса на время летних каникул он устроил воспитанника в имение отца одной из его собственных частных учениц, где молодой Лесман получил определенный педагогический опыт и хорошо позанимался сам. После окончания второго курса Иосиф вместе с юным Мироном Полякиным поехал на летние курсы в Лондон к Ауэру (финансирование поездки было обеспечено директором консерватории А. К. Глазуновым, а также братом и опекуном Полякина — трубачом Д. В. Ямпольским), где он занимался со своими русскими воспитанниками еженедельно в классе музыкальной школы. А после отъезда Леопольда Семеновича (так называли его в России) во время летнего отпуска в Лошвиц (Германию) он прислал своим ученикам вызов и туда для

продолжения занятий. И. Лес-ман описал любопытный эпизод: когда он предложил деньги для оплаты уроков в летние каникулы, то «Ауэр категорически отказался от гонорара и даже рассердился, когда я заикнулся об этом» [2, 5].

По окончании консерватории Леопольд Семенович рекомендовал молодого Иосифа Лесмана в качестве первого концертмейстера и солиста симфонического оркестра на летний сезон в Ростов-на-Дону, что стало для него определенной школой профессионального мастерства в части работы непосредственно в симфоническом оркестре и исполнительской практики в сопровождении оркестра.

Среди качеств учащихся, которым Ауэр придавал особенное значение, учитывая перспективу их дальнейшего развития, — это возраст, их физическое и психическое здоровье: возраст, превышающий 20 лет, казался ему слишком солидным для того, чтобы рассчитывать на большую артистическую карьеру ученика (к великовозрастным относились его ученики — В. Вальтер, А. Хомяков и некоторые другие). Но что удивительно, он принимает в свой класс Лесмана в 22 года и весьма благоволит к нему. А после некоторого времени работы с ним приводит отзыв о своем воспитаннике, называя его «большим талантом» (цит. по: [4, 136]). Это лишний раз говорит о том, что фактор одаренности был для профессора наиважнейшим.

Ход урока в классе Л. Ауэра Лесманом описывается во всех деталях. Обычно он «прохаживался по классу или останавливался вблизи игравшего студента; дирижировал, а иногда и напевал своим звучным баритоном; пока-

зывал, как следует сыграть ту или иную фразу, или указывал всему классу мимикой и выразительным жестом на играющего, когда ему особенно хорошо удавалось какое-нибудь место; или же, наоборот, гримасой и комическим возгласом и жестом реагировал на плохую игру»7 [2, 2]. Иногда при отсутствии концертмейстера он сам садился за рояль и выразительно аккомпанировал по слуху, но чаще всего слушал ученика без сопровождения, а иногда при исполнении баховской Чаконы подыгрывал на рояли мелодическую линию, скрывающуюся за фигурациями скрипки. Во время обучения Лесмана (в 1907-1911 годы) Ауэр методом показа почти не пользовался. В редких случаях его можно было застать со скрипкой ученика во время подбора аппликатуры или показа на инструменте характера штриха. Но, по большей части, показ выражался в пении или еще чаще — «в чрезвычайно выразительном дирижировании» [2, 3]. Это был главный и наверно самый органичный для него способ объяснения характера разбираемого произведения.

Из воспоминаний Лесмана мы узнаем о том, что излюбленным методом Л. Ауэра было сравнение музыкальных образов произведения с жизненными явлениями. Так, например, о второй теме третьей части Скрипичного концерта Чайковского он говорил: «это похоже на подвыпившего мужика, идущего по деревне и сперва поющего веселую песню, а затем начинающего пританцовывать и по-настоящему забористо плясать» [2, 2]. А первый раздел «Цыганских напевов» Сарасате он ассоциировал «с цыганским пением вперемежку с руладами цимбалов» [2, 2]. Это

высказывание выдает в Ауэре человека иноземной культуры, постигавшего особенности «русской души», благодаря высокой степени своей наблюдательности.

О незаурядности и глубине «практического мышления» Леопольда Семеновича Иосиф Лес-ман говорил особенно откровенно: «Ауэр не был теоретиком. Он представлял собой сокровищницу живого творческого опыта выдающегося скрипача и педагога» [2, 12]8. Однако сам профессор считал, что один «опытно-наглядный способ преподавания» приводит к ничтожным результатам. Учащихся, которые «не выказывают интереса к теоретическим объяснениям», он называл «совершенно необразованными скрипачами» (цит. по: [6, 42]).

Как точно подмечал Б. О. Си-бор, Л. Ауэр «интуитивно или на основе большого и разнообразного опыта умел безошибочно наметить каждому ученику "кривую" его творческого роста и развития... С одним он шел последовательно; с тем же, кто, по его мнению, обладал достаточными данными — не чуждался метода скачкообразного развития; и третьего он вначале несколько искусственно затормаживал, чтобы, дав крепкую основу, затем с необыкновенным уменьем и блеском развернуть его дарование» (цит. по: [4, 116]). Как правило, инструментами, определявшими «кривую творческого роста» ученика, были произведения учебного репертуара.

Вопросы учебного репертуара в классе Л. Ауэра довольно подробно рассмотрел в своей монографии Л. Раабен [4], основываясь на печатных отчетах Петербургского отделения РМО, где публиковались программы учебных концертов. Он просле-

дил динамику исполнения тех или иных сочинений на протяжении педагогической деятельности Ауэра в России. Интересно сопоставить выводы Раабена и сведения, которые предоставляет в своей рукописи Лесман.

Л. Раабен указывал, что все без исключения ученики ауэров-ского класса проходили концерты Шпора, Виотти и Вьетана (последнего он необычайно ценил как композитора и исполнителя). Значительное место в студенческих программах, относящихся к XIX веку, занимала виртуозная литература — концерты Бацци-ни, Липинского, пьесы Эрнста. Сходной ситуацией охарактеризовано появление в учебном репертуаре ауэровских студентов каприсов и концертов Паганини, Мендельсона и сочинений Баха (единичными были исполнения Чаконы и фуги из Сонаты соль минор, а «концерты для скрипки не исполнялись ни разу» [4, 131]): до 1890-х годов Ауэр практически не давал их ученикам, а с 1900-х стал включать в программы довольно часто9. Концерт Бетховена, по свидетельству Л. Раабена, он предлагал к исполнению очень редко, хотя сам считался одним из лучших его интерпретаторов10. С той же меркой подходил к концертам Брамса, Паганини, Чайковского, Глазунова — давал их с большой осторожностью и исключительно подвинутым студентам. Из русских композиторов часто исполнялся в его классе Концерт А. Рубинштейна, но, по непонятным для многих музыковедов причинам, обходились вниманием ныне популярные пять скрипичных пьес Чайковского.

Сравнив репертуарные предпочтения Ауэра-исполнителя и Ауэра-педагога: его любовь к

исполнению концертов преимущественно немецких композиторов — Раффа, Молика, Бруха, Гольдмарка11, и скромное место, которое занимала виртуозная литература (из наследия Паганини он исполнял только «Moto perpetuo», некоторые фантазии и Концерт Эрнста, пьесы и концерты Вьетана), Л. Раабен пришел к выводу, что в классе изучались сочинения, «составлявшие основу собственного концертного репертуара Ауэра» [4, 133].

Исходя из воспоминаний И. Лесмана, в учебном репертуаре студентов были концерты Баха12, Моцарта, Бетховена, Мендельсона, Брамса, Бруха, Гольдмарка, Сен-Санса (о про- 5 изведениях последнего Л. Раа-бен не упоминал), Чайковского, Глазунова, Конюса, Аренского, а также виртуозные концерты Паганини, Эрнста, Венявско-го, Вьетана. Согласно данным Иосифа Антоновича, он высоко ценил Восьмой и Девятый концерты Шпора, но они давались менее подготовленным ученикам, для этой же цели служил Пятый концерт Молика («менее содержательный, но полезный в части развития скрипичной техники» [2, J]). Лесман также писал об изучении фантазий «Фауст», «Воспоминаний о Москве» Венявского, «Кармен» Сарасате, «Отелло» Эрнста, «Шотландской фантазии» Бруха, сюиты Синдинга, «Интродукции и рондо-каприччиозо», «Концерт-штюка», «Хаванеза» Сен-Санса. Далее читаем, что из произведений малых форм Ауэр предпочитал пьесы Сарасате, Венявского и каприсы Паганини. Особую любовь, по словам И. Лесмана, профессор испытывал к произведениям скандинавских композиторов — Т. Аулина, Ю. Хальвор-

сена, К. Синдинга и других, а также к пьесам чеха Й. Сука.

Удивительна перемена во взглядах Л. Ауэра на произведения старинных композиторов (которая, впрочем, объясняется тенденцией XX столетия — стремлением к расширению стилевых границ репертуара): Лесман говорит об обязательности прохождения для каждого студента Сонат и партит Баха, а также сонат Генделя и Фолии Корелли (но в редакциях романтиков — Ф. Давида и Ю. Леонара)!

Как видим, репертуар ауэ-ровских студентов пополнился к 1910-м годам произведениями композиторов-романтиков 6 эпохи барокко, русских композиторов (Л. Раабен свидетельствовал о том, что Ауэр стремился обогатить концертами А. Рубинштейна, П. Чайковского, Ц. Кюи, А. Глазунова и свой исполнительский репертуар) и относительно новыми для того времени сочинениями зарубежных авторов — М. Бруха, К. Сен-Санса, К. Синдинга и других. Наблюдается все более внимательное отношение к композициям эпохи классицизма и романтизма первой половины XIX века. Ясно, что И. Лесман основывался на данных, полученных им непосредственно в период своего обучения, в 1910-е годы, но как раз эти изменения предпочтений с течением времени и доказывают очевидность стремления Ауэра к большему охвату различных стилистических направлений.

Вообще, для мастера вопрос выбора репертуара для продвижения ученика имел первостепенное значение — учитывая сильные и слабые его стороны, он хорошо понимал, на каком этапе и какое произведение

окажет его воспитаннику наибольшую пользу. Так, Лесман вспоминал, что специально для выработки «изящных штрихов» Ауэр предлагал поработать над «Интродукцией и рондо-каприччиозо» К. Сен-Санса, а для развития певучести тона — над Восьмым концертом Л. Шпора.

Обращает внимание, что в характеристике репертуарной политики учителя Лесман пользовался почти всегда словом «предложил», что говорит о рекомендательном, а не назидательном характере рекомендаций Ауэра. Судя по воспоминаниям, Леопольд Семенович проявлял удивительный демократизм в выборе репертуара, часто спрашивая ученика, что он сам хочет исполнить, и «охотно шел навстречу высказанным желаниям» [2, 5].

Также И. Лесман в своих воспоминаниях подвергает сомнению распространенное утверждение, касающееся занятий технической работой13. Как пишет Л. Раабен: до 1890-х годов Ауэр уделял довольно значительное внимание технической работе, а с 1900-х годов почти перестал вмешиваться в технологию и даже самых одаренных «посылал в класс к адъюнкту (ассистенту. — Т. С.)14 для исправления имеющихся недостатков» [4, 139]. И все же некоторые рекомендации технического характера он давал ученикам и на закате своей педагогической деятельности в России, если считал это целесообразным. Так, Лесман рассказывал о советах Ауэра по изучению «50 упражнений на баске» Шмидта-Ренеке, которые принесли ему «большую пользу в отношении подвижности левой руки по всему грифу» [2, 4].

ш

Итак, уникальная рукопись И. Лесмана позволила, с одной стороны, подтвердить ранее высказанные наблюдения исследователей о педагогических подходах, принципах, методах Ауэра, а с другой — пересмотреть некоторые положения. Но в любом случае этот документ имеет большую ценность, привнося новые данные в историю русского музыкального искусства, ярчайшим представителем которого был Леопольд Семенович Ауэр.

Примечания

1 Отдельные высказывания об Ауэре его учеников — И. Лес-мана, П. Долгова, А. Берлина — приведены в статье И. М. Ямпольского [6]. В монографии Л. Раабена [4] содержатся воспоминания Б. О. Сибора (который был не только воспитанником профессора, с Ауэром его связывали также и родственные связи — он был женат на второй дочери Ауэра — Надежде Львовне), Р. Хин-Гольдов-ской, А. В. Унковской.

2 Иосиф Антонович Лесман (1885-1955) — скрипач, педагог, музыковед, методист. Окончил Петербургскую консерваторию с большой серебряной медалью по классу Л. С. Ауэра в 1911 году. В дальнейшем преподавал в Ленинградской, Горьков-ской консерваториях (вел класс скрипки, квартета, курс лекций по методике обучения игре на скрипке), Алма-Атинском музыкальном училище (преподавал скрипку, альт и кобыз). В конце жизни защитил кандидатскую диссертацию на тему «О чистоте интонации на смычковых инструментах» (1954). Автор работ по проблемам скрипичного исполнительства.

3 В этот период Ауэр находился в Нью-Йорке, и, получив письмо от ученика, он в самых теплых выражениях одобрил его начинание.

4 Наблюдательный И. Лесман заметил, комментируя работу «Моя школа игры на скрипке», что она не содержит «четких и точных формулировок, свойственных специальным методическим трудам», многое ему представлялось в книге только «намеками, чем точно изложенными указаниями». И потому Лесман советовал читать эту книгу «по-особенному, очень вдумчиво, стараясь уловить ценнейшие намеки там, где текст выглядит не столь интересным, и не упускать крупиц глубокой мысли там, где они затемнены устаревшими формулировками» [2, 12].

5 Например, в монографии Л. Раабена отмечается необыкновенный успех Л. Ауэра в развитии разных индивидуальностей учеников: поэтически-романтичных (М. Полякин), классически строгих (Я. Хейфец, Е. Цимбалист), горячных (М. Эльман), а также «поразительной галереи женщин-артисток во главе с Ганзен» [4, 124].

6 Эта оценка И. Лесмана несколько расходится с собственными представлениями Ауэра о качествах личности. Леопольд Семенович был необыкновенно трудолюбив. Он писал дочерям, что «только упорная работа, позволив им (ученикам. — Т. С.) овладеть какой-нибудь профессией, создаст в них чувство подлинной, настоящей независимости» [4, 38]. Очевидно, настоящий результат он усматривал в сочетании трудолюбия, помноженного на творческие способности.

7 Эта выдержка в иной редакторской версии была также приведена в статье Ямпольско-го И. М. «Ауэр и современное скрипичное искусство» [6] на с. 37 (данная статья впервые была опубликована в качестве предисловия к книге Л. Ауэра «Моя школа игры на скрипке» [М.: Музыка, 1965]), который, в свою очередь, ссылался на рукопись Лесмана И. «Несколько воспоминаний о Л. С. Ауэре». Вероятнее всего, Ямпольский использовал более ранний вариант статьи Лесмана, который был создан еще до его прибытия в Горький.

8 И. Лесман вспоминал, что Ауэр очень интересовался всем новым. Ему присылали методические работы (Л. Капе, Ф. Ондржичека, Эбергардта и др.) со всех концов света, а он, познакомившись с ними сам, зачастую давал их на просмотр вдумчивому ученику Лесману и «потом требовал подробного отчета об их содержании и ценности» [2, 10].

9 Части Сонат и партит для скрипки соло И. С. Баха были включены в качестве обязательных произведений в программу Конкурса им. Л. Ауэра в 1911 году (см. условия Конкурса им. Л. Ауэра в 1911 году в монографии Л. Раабена [6]).

10 Произведения Бетховена, как правило, штудировались в камерном классе, которым Ауэр руководил наряду со специальным классом.

11 Л. Раабен: «...Если исполнение Концерта Бетховена встречало самый положительный отклик у русской публики, то тяготение к Шпору, Гольдмарку, Бруху, Раффу вызывало большей частью отрицательную реакцию» [4, 161].

12 В этом факте выявляется существенное расхождение с данными Л. Раабена относительно исполнения в классе скрипичных концертов И. С. Баха.

13 Об этом свидетельствуют Л. Раабен [3], [4], ссылаясь на воспоминания Б. Сибора, Е. Сафонова [5] и другие авторы.

14 Технической работой обычно занимались ассистенты И. Нал-бандиан, С. Коргуев, а в последние годы педагогической деятельности в России некоторых студентов Ауэр поручал И. Лесману.

Литература

1. Григорьев В. Ю. Принципы скрипичной школы Леопольда Ауэра // Из истории 7 музыкальной жизни России (ХУШ-Х1Х вв.). М.: Изд-во МГК им. П.И. Чайковского, 1990. С. 84-97.

2. Лесман И. А. Мои воспоминания и мысли о Л. С. Ауэре: машинопись. Библиотека Нижегородской гос. консерватории им. М. И. Глинки. Горький, 1954. 34 с.

3. Раабен Л. С. Леопольд Ауэр // Жизнь замечательных скрипачей. М.; Л.: Музыка, 1967. С. 156-167.

4. Раабен Л. С. Леопольд Семенович Ауэр. Очерк жизни и деятельности. Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. 178 с.

5. Сафонова Е. Л. Скрипичная школа Московской консерватории от истоков до 80-х годов XX века. Творческие традиции. Исследование. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2012. 388 с.

6. Ямпольский И. М. Ауэр и современное скрипичное искусство // И. Ямпольский. Избранные исследования и статьи. М.: Советский композитор, 1985. С. 28-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.