УДК 903.1
ШПОРЫ В ПОГРЕБЕНИЯХ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КОЧЕВНИКОВ
СТЕПНОГО ПРЕДКВАКАЗЬЯ
© 2017 г. В.Н. Чхаидзе
В работе рассматриваются находки двух пар шпор в погребениях средневековых кочевников в Степном Предкавказье. Это единственные находки шпор в погребениях средневековых кочевников Восточно-европейской равнины вообще. Погребения, принадлежавшие представителям половецкой родовой знати, состоящим на военной службе в улусе Джучи, датируются второй половиной ХШ-ХГУ вв. Высказывается предположение, что шпоры попали к кочевником в Предкавказье из Грузии, где с эпохи крестовых походов они становятся широко распространенными.
Ключевые слова: средневековые кочевники, шпоры, Грузия, крестоносцы.
Широко известно, что средневековые кочевники евразийских степей при управлении лошадью пользовались исключительно поводом, шенкелем и плетью. А потому незаурядными являются находки шпор в двух (из более чем 2500) погребениях кочевников Восточноеропейской равнины ХГ-ХГУ вв. Обе находки сделаны в степном Предкавказье.
Первая пара шпор была обнаружена при раскопках Н.И. Веселовским кургана у пос. Праздничный (Раздольная) (Веселовский, 1903. Л. 108-109; Чхаидзе, 2010. С. 155-157. Рис. 3). В настоящее время шпоры выставлены в экспозиции ГИМ (Рис. 1). В погребении тяжеловооруженного воина они находились возле пяточных костей. Погребение относится к отделу В типу Г (Федоров-Давыдов, 1966. С. 126. Рис. 21; С. 257. № 510).
Шпоры с частой золотой точечной инкрустацией по внешним сторонам и на шипах. Одна сохранилась целиком, размерами 10^12 см, вторая - без петель. Относятся к типу Г. Шипы притупленные, с утолщениями при соединении со скобой - типа А. Петли прорезанные, прямоугольные, типа 2. По материалам с территории Древней Руси такие шпоры датируются ХГ-ХГГ вв., изредка доживая до первой половины ХГГГ в. (Кирпичников, 1973. С. 63-65. Рис. 37-38. Табл. ХУГГГ.1).
Дата погребения: вторая половина ХШ-ХГУ вв. (Чхаидзе, 2010. С. 157; 2015, С. 283; Потемкина, 2015. С. 81, № 151), хотя
Царь Рамаз коня пришпорил, Убегая без оглядки.
Я настиг его и выбил Из седла, и вместе с войском Был пленен Рамаз лукавый В том сражении геройском. Вепхисткаосани («Витязь в тигровой шкуре»)
М.В. Горелик склонялся к более узкой датировке: середина ХГУ в. (Горелик, 2008б. С. 170). С другой стороны, Ю.В. Зеленский поначалу датировал погребение не ранее 30-х гг. ХГГГ в. (Зеленский, 1997. С. 31; 1998. С. 12), затем первой половиной ХГГГ в. (Зеленский, 1999. С. 39). Однако в итоге все же предпочел датировку второй половины ХГГГ-ХГУ вв. (Зеленский, 2008. С. 479)
Вторая пара шпор встречена в кургане Южный - 2/1 (Дьяченко, 1984. Л. 9-13. Рис. 30, 37; Блохин, Дьяченко, Скрипкин, 2003. С. 188-190. Рис. 7-8). Находятся на хранении в КГИАМЗ (Рис. 2). В погребении шпоры располагались под левой голенью тяжеловооруженного воина. Погребение относится к отделу Г (тип отсутствует в классификации) (Федоров-Давыдов, 1966. С. 126-127).
Шпоры с шипами с шарообразным утолщением и прорезными петлями дисковидной формы для крепления к обуви. Относятся к типу ГУ - с полуциркульным в профиле изгибом дуг и шипом, лежащим под прямым углом к плоскости этого изгиба. Шипы с шарообразными утолщениями - типа Е. Петли прорезанные, дисковидные, типа 3. Древнерусские образцы датируются ХГГ - первой половиной ХГГГ в. (Кирпичников, 1973. С. 65-66. Рис. 37-38. Табл. ХХ, 1-1а).
По мнению М.В. Горелика, такие шпоры известны на памятниках изобразительного искусства Европы (Горелик, 2008а. С. 143).
Вероятно, к западноевропейскому типу относится и кольчужная рубашка погребенного (Горелик, 2010; Потемкина, 2015.).
Авторы публикации комплекса отнесли его к половецким памятникам XII - первой половины XIV вв. (Блохин, Дьяченко, Скрип-кин, 2003.). Ю.В. Зеленский датировал погребение еще более широко: ХП-ХГУ вв. (Зеленский, 2008.).
Между тем можно сузить датировку комплекса до второй половины ХШ-ХГУ вв. (Потемкина, 2015. С. 81, № 132; Чхаидзе, 2015. С. 284) и даже до второй половины XIII - первой половины XIV вв. (Горелик, 2008а.).
М.Г. Крамаровский соглашается с датой погребения: второй половины XIII - первой половины XIV в., отмечая, что погребенный принадлежал к половецкой родовой знати, находящейся на службе у Джучидов (Крамаровский, 2005.; 2012.).
Следует отметить, что известно сообщение о находке шпоры в могильнике Суклея в Нижнем Поднестровье, раскопанном в 1899 г. И.Я. Стемпковским (Добролюбский, 1986. С. 92). Однако, изображения шпоры (?) не сохранилось, вероятно, за нее была принята какая-то деталь уздечного набора; само же погребение Суклея - 156 - женское.
В своей работе, посвященной шпорам из могильника Южный - 2/1-2, Ю.В. Зеленский констатирует отсутствие шпор у крымских татар, предкавказских алан, предков современных адыгов и в дружинных захоронениях Северо-Западного Причерноморья. Автор резюмирует: «Остается открытым вопрос: как попали шпоры в погребения кочевников из степного Прикубанья?» (Зеленский, 2008. С. 478-479. Рис. 1).
Между тем, предельно очевидно, откуда могли появиться шпоры у кочевников в Предкавказье - из Грузии, где они становятся широко распространенными с XII в.
В грузинских рукописях1 шпоры упоминаются уже с IX в.: «Синайский многоглав» (864 г.); «Деяния Апостолов» (974, 977 гг.); «Ошкская Библия» (978 г.).
Упоминание шпор содержится в «Житии Гиорги Святогорца» (XI в.) (Гиорги Мцире. С. 255).
Однако наиболее широко шпоры в Грузии (так же как и в Византии) распространились в эпоху крестовых походов, будучи привнесенными на Ближний Восток крестоносцами. Так
хорошо известны грузино-латинские связи на протяжении X-XIII вв. В Иерусалиме находился грузинский монастырь Святого Креста, возведенный еще в 1038 г. (Брюн, 2015.).
Уже с XII в. появляются упоминания шпор в грузинских исторических и литературных памятниках.
В поэме Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (1189-1212) шпоры упоминаются неоднократно: «Сказав это, он пошел (своей дорогой), пришпорил коня...»; «Витязь пришпорил своего коня.»; «Я пришпорил коня, решил отбить ее у них дланью и мечом...». «Внезапно они пришпорили коней, раздался свист плети...» (Шота Руставели. С. 48; С.152; С.157; С.208).
В сочинении Басили Эзосмодзгвари «Жизнь Царицы Цариц Тамар» (1210-1213) в числе прочих дается такая характеристика царицы: «Она была уздой для сбившихся с пути истины и шпорой для нерадивых»" (Жизнь Царицы Цариц Тамар, 1985; Картлис Цховреба, 2008).
Можно полагать, что западная рыцарская культура употребления шпор так подошла грузинскому феодальному обществу, что их ношение даже стало связываться с внутрисословным ранжированием: так различались князья с одной шпорой и князья с двумя шпорами. Этот факт применительно к мегрельскому дворянству отмечался в XIX в. (Бороздин, 1885).
Уже в XVII в. распространение шпор среди грузинских тавадов и азнауров отмечено на рисунках итальянского миссионера Кастелли (С. 86-88. Илл. 43, 44, 47, 48) (Рис. 3-4). Более того, им же приводится зарисовка черкесской наездницы (Кастелли. С. 111-112. Илл. 121) (Рис. 5.1), что свидетельствует об использовании шпор в это время и в Предкавказье.
В качестве еще более раннего примера укажем на рисунок 1495 г. Альбрехта Дюрера (Рис. 5.2), изображающий османского всадника со шпорами.
О наибольшей вероятности попадания шпор из Грузии в степи Предкавказья, безусловно, свидетельствуют события XII-XIV вв., когда половцы несколькими волнами совершали переселение в Грузинское царство (Мургулия, Шушарин, 1998).
Так в историографии достаточно подробно описано переселение в Грузию в 1118 г. 40-тысячной половецкой орды2 Давидом IV
1 Автор признателен М. Цурцумия (Тбилиси) за консультации в процессе написания данной статьи.
2 Ю.В. Зеленский считает, что такое количество воинов в Грузии уместиться не могло (Зеленский, 2005.
Агмашенебели (1089-1125), боровшегося против сельджукских правителей. Половцы (кипчаки) были наделены землями для поселения на восточных и юго-восточных границах грузинского государства. После смерти Давида IV значительная часть переселенных кочевников вернулась на Северный Кавказ, но часть осталась в Закавказье. В войнах Георгия III (1156-1184) также принимают участие многочисленные половецкие отряды, не только потомки переселившихся при Давиде IV, но и более поздние пришельцы - "новые кипчаки". Часто кочевники упоминаются и в войнах царицы Тамар (1184-1213). Впоследствии кипчаки в Грузии были ассимилированы (Анчабазе, 1960.; Котляр, 1968.; Степнадзе, 1969.; Мургулия, 1971; 1975; Лордкипанидзе, 1974; Анчабадзе, 1980; Гадло, 1994; Гуркин, Федирко, 2002; Зеленский, 2005.).
В качестве наиболее яркого примера военного взаимодействия половцев и крестоносцев укажем на Дидгорскую битву 13 августа 1121 г., где в составе войска Давида IV, помимо 15 тысяч кипчаков, участвовал отряд из 100 (или 500) "франков" (крестоносцев)33 (Matthew of Edessa. P. 227; Смбат Спарапет. С. 83). Следует отметить, что борьба Давида IV с сельджуками перекликалась с боевыми действиями крестоносцев против этого врага - в данной связи и следует рассматривать участие крестоносцев в Дидгорском сражении (Чхатарайшвили, 1966. 161-186; Лордкипанидзе, 1974. С. 104-105, 110; Барти-кян, 1978. С. 144; Анчабадзе, 1990. С. 115; Мургулия, Шушарин, 1998. С. 133-136; Брюн, 2015. С. 141-142).
Помимо того, что половцы могли воочию наблюдать использование франками шпор в бою, несомненно, подобное взаимодействие грузинских и крестоносных войск - еще один аргумент в пользу широкого распространения шпор в Грузии с XII в. В качестве примера подобных контактов можно указать на влияние "дидгорских" крестоносцев на тактику грузинского войска (Tsurtsumia, 2014. P. 87-88).
С. 6; 2013. С. 44-45). Ранее эту же мысль высказывала С.А. Плетнева (1990. С. 96), однако, о количестве военных колонистов свидетельствует перепись 1123 г., показавшая численность кипчаков, носивших оружие, уже в 50 тысяч человек (Анчабадзе, 1990. С. 109-111; также см.: Гуркин, Федирко, 2002. С. 46).
3 Согласно Садр ад-Дину Али аль-Хусайни «франки» (ал-фарандж) в 1067-1068 гг. присутствовали и в войске Баграта ГУ (1028-1072), однако тогда под ними, вероятнее всего, понимались варяги (Садр ад-Дин Али аль-Хусайни. С. 54).
Таким образом, хоть и незначительное использование шпор кочевниками в степном Предкавказье можно увязать с постоянными половецко-грузинскими контактами ХГГ-ХГУ вв. Вместе с этим, в настоящее время нельзя однозначно ответить на вопрос, выполняли ли шпоры для их владельцев - представителей высшего военного сословия в составе золо-тоордынского войска (Чхаидзе, Дружинина, 2011.) социально-ранжированную функцию (Чхаидзе, Дружинина, 2013.), как это имело место быть у грузинских феодалов.
В заключении остается добавить, что М.В. Гореликом был реконструирован облик кочевников из двух погребений, в инвентаре которых находились шпоры: Пролетарский (Горелик, 2008б. Рис. 10; Чхаидзе, 2010. Рис. 4) и Южный - 2/1 (Горелик, 2008а. Рис. 6Б; 2010. Рис. 21).
ЛИТЕРАТУРА
Смбат Спарапет. Летопись. Перевод с древ-неармянского, предисловие и примечания А. Галстяна. Ереван: Айастан, 1974. 240 с.
Дон Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и сведения о Грузии ХУГГ века. Текст расшифровал, перевел, снабдил исследованием и комментариями Б. Гиоргадзе. Тбилиси: Мецние-реба, 1976. 459 с. + 594 рис. (на груз. яз).
Садр-ад-Дин Али ал-Хусайни. Ахбар ад-даулат ас-сельджукийя. («Сообщения о сельджукском государстве». «Сливки летописей, сообщающих о сельджукских эмирах и государях»). Издание текста, перевод, введение, примечания и приложения З.М. Буниятова. М.: Восточная литература, 1980. 190 с.
Жизнь Царицы Цариц Тамар. Перевод и введение В.Д. Дондуа. Исследование и примечания М.М. Бердзенишвили / Памятники грузинской исторической литературы. Вып. У. / Источники по истории Грузии. 39. Тбилиси: Мецниереба, 1985. 72 с.
Гиорги Мцире. Житие и гражданство святого и блаженного отца нашего Гиор-ги Святогорца. Перевод И. Зетеишвили // Символ. Журнал христианской культуры. № 38. Париж; М., 1997. С. 289-317.
Картлис Цховреба История Грузии. Под редакцией Р. Метревели. Тбилиси: Артануджи, 2008. 456 с.
Шота Руставели. Вепхисткаосани (Витязь в тигровой шкуре). Подлинная история. Подстроч-
ный прозаический перевод с грузинского С. Иорданишвили. ^мментарии Н. Сулава. СПб.: Симпозиум, 2015. 328 с.
Matthew of Edessa. Armenia and the Crusades: Tenth to Twelfth Centuries: The Chronicle of Matthew of Edessa. Translated by Ara Edmond Dostourian. Foreword by Krikor H. Masoudian. New York: University Press of America, 1993. 375 p.
Анчабадзе Г.З. ^шчаки в Грузии // Проблемы современной тюркологии. Материалы II Всесоюзной тюркологической конференции. Алма-Ата: [б.и.], 1980. С. 342-344.
Анчабадзе Г.З. Источниковедческие проблемы военной истории Грузии (исследование грузинских исторических сочинений). Тбилиси: Мецниереба, 1990. 256 с.
Анчабадзе З.В. ^ютаки Северного ^вказа по данным грузинских летописей XI-XIV вв. // О происхождении балкарцев и карачаевцев. Материалы научной сессии. Нальчик: [б.и.], 1960. С. 113-126.
Бартикян Р.М. «Хронография» Матфея Эдесского о Грузии и грузинах // Византиноведческие этюды. Тбилиси: Мецниереба, 1978. С. 142-145.
Блохин В.Г., Дьяченко А.Н., Скрипкин А.С. Средневековые рыцари ^бани // МИАК Вып. 3. ^ас-нодар: [б.и.], 2003. С. 184-208.
Бороздин К. А. Упразднение двух автономий. (Отрывок из воспоминаний о Закавказье). Глава V // Исторический вестник. № 5. СПб., 1885. С. 334-371.
Брюн С.П. Ромеи и франки в Антиохи, Сирии и ^ликии XI-XIII вв. Том II. K истории соприкосновения латинских и византийских христиан на рубежах востока. М.: Маска, 2015. 638 с.
Веселовский Н.И. Дело Императорской археологической комиссии о раскопках старшего члена комиссии Н.И. Веселовского в ^банской области в 1903 году // Архив ИИМК Ф.1. № 14. 1903.
Гадло А.В. Этническая история Северного ^вказа X-XIII вв. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 1994. 240 с.
Горелик М.В. Золотоордынские латники Прикубанья // МИАСК Вып. 9. Армавир: ЦАИ АГПУ, 2008а. С. 139-159.
Горелик М.В. Черкесские воины Золотой Орды (по археологическим данным) // Вестник Института гуманитарных исследований Правительства KB? и ^НЦ РАН. Вып. 15. Нальчик: ОИГИ, 2008б. С. 158-189.
Горелик М.В. Половецкая знать на золотоордынской военной службе // Роль номадов евразийских степей в развитии мирового военного искусства. Научные чтения памяти Н.Э. Масанова. Алматы: LEM, 2010. С. 127-186.
Гуркин С.В., Федирко Ю.В. K вопросу о взаимоотношениях половцев с народами Северного ^вказа и Закавказья во второй половине XI - первой трети XII вв. // Исторические этюды. Вып. 5. Ростов-на-Дону: [б.и.], 2002. С. 42-47.
Добролюбский А. О. ^чевники Северо-Западного Причерноморья в эпоху средневековья. ^ев: Наукова Думка, 1986. 140 с.
Дьяченко А.Н. Отчет об археологических раскопках в зоне строительства ^аснодар-ской оросительной системы в Kраснодарском крае в 1984 г. Волгоград. // Архив ИА РАН. Р-1. № 11281.1984.
Зеленский Ю.В. Погребение воина-всадника из степного Прикубанья // ДК Материалы семинара посвященного 85-летию Никиты Владимировича Анфимова. ^аснодар: [б.и.], 1997. С. 30-32.
Зеленский Ю.В. Предметы упряжи из половецких погребений из степного Прикубанья и Восточного Закубанья // ДК Вып. 12. ^аснодар: [б.и.], 1998. С. 10-14.
Зеленский Ю. В. Хронология половецких погребений из степного Прикубанья и Восточного Закуба-нья // ДК Вып. 15. ^аснодар: [б.и.], 1999. С. 38-40.
Зеленский Ю.В. Половцы в Предкавказье и Закавказье // Historia Caucasica. Вып. 5. ^аснодар: СТИАМЗ, 2005. С. 4-10.
Зеленский Ю.В. Шпоры из позднекочевнических погребений Прикубанья // Древности юга России. Памяти А.Г. Атавина. М.: ТАУС, 2008. С. 478-481.
Зеленский Ю.В. О численности и местоположении «орды» Атрака // Кавказ и Абхазия в древности и средневековье: взаимодействие и преемственность культур. Тезисы докладов. Сухуми: [б.и.], 2013. С.44-45.
Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. // САИ. Вып. Е1-36. Л.: Наука, 1973. 140 с.
Котляр Н. Ф. Половцы в Грузии и Владимир Мономах // Из истории украинско-грузинских связей. Тбилиси: Мецниереба, 1968. С. 16-24.
Крамаровский М.Г. Куманские пояса в Дешт-и Кипчаке и на Балканах в XIII-XIV вв. // Тюркологический сборник. 2003-2004. Тюркские народы в древности и средневековье. М.: Восточная литература, 2005.С. 126-141.
Крамаровский М.Г. Человек средневековой улицы. Золотая Орда. Византия. Италия. СПб.: Евразия, 2012. 494 с.
Лордкипанидзе М.Д. История Грузии XI - начала XIII века. Тбилиси: Мецниереба, 1974. 212 с. Мургулия М.П. К вопросу переселения половецкой орды в Грузию // Из истории украинско-грузинских связей. Вып. 2. Тбилиси: Мецниереба, 1971. С. 40-54.
Мургулия М.П. Куманы-кипчаки в грузинской историографии (XI-XIV вв.) // Actes du XIVe Congrès International des Études Byzantines. Bucarest, 6-12 septembre 1971. III. Bucarest, 1975. С. 397-406.
Мургулия М.П., Шушарин В.П. Половцы, Грузия, Русь и Венгрия в XII-XIII веках. М.: [б.и.], 1998. 336 с.
Плетнева С.А. Половцы. М.: Наука, 1990. 208 с.
Потемкина Т.М. Этнокультурный контекст восточноевропейских позднекочевнических погребений с защитным доспехом // Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. № 6. М.: Издательский дом Марджани, 2015. С. 66-81.
Степнадзе Д.К. Из истории взаимоотношений Грузии с половцами в 80-х годах XII в. // Тезисы докладов научной конференции аспирантов и молодых научных сотрудников Института истории, археологии и этнографии им. И. Джавахишвили. Тбилиси: Мецниереба, 1969. С. 123-124.
Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы под властью золотоордынских ханов. М.: Издательство Московского университета, 1966. 275 с.
Чхаидзе В.Н. Средневековые кочевнические погребения из раскопок Н.И. Веселовского в степном Прикубанье (ст. Ладожская и пос. Праздничный) // МИАСК. Вып. 11. Армавир: ЦАИ АГПУ. 2010. С. 154-163.
Чхаидзе В.Н. Котлы из погребений кочевников Степного Предкавказья XI-XIV вв. // КСИА. 2015. Вып. 237. С. 280-291.
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Военная организация кочевников степей Предкавказья в XII-XIV веках // Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве. Материалы V международной конференции, посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова. Казань; Астрахань: Институт истории им. Ш. Марджани, 2011. С. 127-129.
Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Отражение социальной стратификации в погребальной обрядности кочевников степного Предкавказья золотоордынского времени: продолжение дискуссии // Поволжская археология. 2013. № 2 (4). С. 171-178.
Чхатарайшвили К.А. Воины-иноземцы в грузинском войске XII в. // Грузия в эпоху Руставели. Тбилиси: Мецниереба, 1966. С. 161-186 (на груз. яз.).
Tsurtsumia M. Couched Lance and Mounted Shock Combat in the East The Georgian Experience // Journal of Medieval Military History. Vol. XII. Suffolk. 2014. P. 81-108.
Информация об авторе:
Чхаидзе Виктор Николаевич, кандидат исторических наук, научный сотруд-ник отдела средневековой археологии Института археологии РАН (г. Москва, Россия); [email protected]
SPURS FROM THE BURIALS OF MEDIEVAL NOMADS IN THE STEPPE CISCAUCASIA
V.N. Chkhaidze
The work considers two spurs discovered in the burials of medieval nomads in the Steppe Ciscaucasia. These are the only spurs found in the burials of medieval nomads in the East European Plain as a whole. The burials belonging to the representatives of Cuman nobility serving in the military in the Ulus of Jochi date back to the second half of the 13th-14th centuries. It is suggested that the nomads of Ciscaucasia acquired the spurs from Georgia, where became widespread starting with the period of the crusades. Keywords: medieval nomads, spurs, Georgia, crusaders.
About the Author:
Chkhaidze Viktor N. Candidate of Historical Sciences, Research Scientist of the Medieval Archaeology Department of the Institute of Archaeology of the Russian Academy of Sciences. Dmitry Ulyanov St., 19, Moscow, 117036, Russian Federation; [email protected]
Рис. 3. Иллюстрации из альбома Кастелли (XVII в.). Грузинские князья: 1 - Мамия Гуриели; 2 - Вахтанг Гуриели.
Рис. 4. Иллюстрации из альбома Кастелли (XVII в.). Грузинские князья: 1 - Мамука Биская; 2 - Сабахтар Ахалишвили.
Рис. 5. 1 - Черкесская наездница. Иллюстрации из альбома Кастелли (ХУГГ в.). 2 -Восточный всадник. Репродукция рисунка Альбрехта Дюрера (1495 г.).