Научная статья на тему 'Погребение со шпорами из степного Прикумья'

Погребение со шпорами из степного Прикумья Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
111
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ / СТЕПНОЕ ПРИКУМЬЕ / ПОЗДНЕКОЧЕВНИЧЕСКОЕ ПОГРЕБЕНИЕ / ШПОРЫ / NORTHERN CAUCASUS / STAVROPOL KRAI / STEPPE KUMA REGION / LATE NOMADIC BURIAL / SPURS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ляхов Сергей Владимирович

В 2014 году археологической экспедиции ГУП "Наследие" под руководством А.В. Лычагина проводил охранные раскопки могильника «Покойное 2». В кургане 12 было исследовано погребение 6 со шпорами. Находка шпор является уникальным случаем для средневековых кочевнических древностей и до открытия прикумскогоо захоронения, было известно только два случая обнаружения и исключительно на территории степного Прикубанья, но с открытием комплекса в среднем Прикумье расширяется географию их распространения по всему Степному Предкавказью. Из-за отсутствия четких хронологических реперов ставропольское погребение на данный момент датируется в пределах XII-XIV вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Burial ground with spurs from STEPPE KUMA REGION

An archaeological expedition of State Unitary Enterprise “Heritage” headed by A.V. Lychagin conducted rescue excavations of Pokoinoye 2 burial mound in 2014. Burial 6 containing spurs was studied in barrow 12. The discovery of spurs is unique for medieval nomadic antiquities, and only two similar findings have been registered, exclusively in the territory of steppe Kuban region, and the discovery of the complex in the Middle Kuma region has expanded the geography of their distribution to the entire Steppe Ciscaucasia. Due to the lack of explicit chronological reference points, the Stavropol burial is currently dated 12th-14th centuries.

Текст научной работы на тему «Погребение со шпорами из степного Прикумья»

УДК 902/904

ПОГРЕБЕНИЕ СО ШПОРАМИ ИЗ СТЕПНОГО ПРИКУМЬЯ

©2018 г. С. В. Ляхов

В 2014 году археологической экспедиции ГУП "Наследие" под руководством А.В. Лычагина проводил охранные раскопки могильника «Покойное 2». В кургане 12 было исследовано погребение 6 со шпорами. Находка шпор является уникальным случаем для средневековых кочевнических древностей и до открытия прикумскогоо захоронения, было известно только два случая обнаружения и исключительно на территории степного Прикубанья, но с открытием комплекса в среднем Прикумье расширяется географию их распространения по всему Степному Предкавказью. Из-за отсутствия четких хронологических реперов ставропольское погребение на данный момент датируется в пределах Х11-Х1У вв.

Ключевые слова: СеверныйКавказ, Ставропольскийкрай, СтепноеПрикумье, позднекочевническое погребение, шпоры.

В 2014 году Буденновский отряд археологической экспедиции ГУП «Наследие» проводил охранные раскопки курганного могильника севернее с. Покойное Буденов-ского района Ставропольского края. Археологический объект «Покойное 2» находится на второй надпойменной террасе левого берега р. Кума, северо-восточнее слияния с ней р. Мокрая Буйвола, в непосредственной близости с золотоордынским городищем Маджары.

В группе исследовано четыре кургана (1, 2, 12, 13), в которых выявлено 31 погребение, значительная часть эпохи средней бронзы и только два комплекса эпохи позднего средневековья. Погребение со шпорами обнаружено в кургане 12.

Курган 12 диаметром 40 м и высотой до 1,32 м сооружен в два приема в эпоху средней бронзы. К этому периоду из шести выявленных комплексов относились четыре, основным являлось погребение № 4. По одному погребению представлены эпохой раннего железа (№ 1) и позднекочевническое (№ 6) (Лычагин, 2015, с. 72-77).

Погребение 6. Обнаружено в центральной части кургана, на глубине 0,23-0,65 м. Совершено в насыпном грунте, конструкция могильной ямы не прослеживалась, но по ряду косвенных признаков (соотношение глубин залегания костей погребенного с костями лошади), это мог быть подбой, в котором входная яма располагалась в северной, погребальная часть - в южной части могильной конструкции.

Скелет взрослого человека лежал вытянуто на спине, черепом на запад. Череп лежал на основании, с легким поворотом вправо, лицевой частью на юго-восток. Кости рук

вытянуты вдоль корпуса. Кости ног вытянуты, стопы сведены. Севернее и вдоль погребенного залегали разрозненные кости лошади (пяточная и длинные кости), поза, способ отчленения костей и ориентировка животного не установлены.

В погребении обнаружен следующий инвентарь:

Палаш железный с прямыми клинком и перекрестием залегал слева от погребенного, вдоль туловища, острием направлен на восток. Между правой плечевой костью и грудной клеткой выявлены костяные обкладки на карман колчана и железные черешковые (плоские и четырехгранные) наконечники стрел (11 шт.). Остриями наконечники направлены вверх, к лицевой части. Костяной амулет со сквозным отверстием обнаружен среди ребер левой стороны. Пряжки железные (3 шт.) лежали поверх правого крыла таза и кистей.

Вдоль и поверх левой бедренной кости залегала костяная накладка на лук в виде узкой подпрямоугольной в плане и дугообразной в профиле пластины. Под черепом погребенного выявлена подвеска-бубенчик бронзовый цельнолитой грушевидной формы с петлей и крестовидной прорезью. Бусина стеклянная (^ часть) синяя округлая зонная с глубоко рифленой поверхностью залегала рядом со стопами погребенного.

Пара железных шпор У-образной формы обнаружены под стопами погребенного. Шпоры имели шипы с шарообразным утолщением и с петлями в виде глухих дисков с заклепками (рис. 1). Общая длина 13,3-13,5 см, ширина дуг 10 см, длина шипа 2,5 см. Диаметр заклепок 1,4 см.

Предметы инвентаря из погребения 6 имеют широчайшие аналогии среди степных восточноевропейских погребений Х11-Х1У вв., но наличие среди находок шпор является уникальным случаем не только для Ставрополья, но и для всех средневековых кочевнических древностей. К моменту обнаружения прикумского комплекса было известно всего два случая захоронений со шпорами, находившиеся исключительно на территории степного Прикубанья-Праздничный (Раздольная) (Веселовский, 1906, с. 75-77; Чхаидзе, 2010, с. 155-157) и пос. Южный-84 2/1 (Блохин и др., 2003), но с открытием комплекса в среднем Прикумье расширяется география их распространения по всему Степному Предкавказью.

По классификации А.Н. Кирпичнико-ва, прикумские шпоры относятся к типу IV, для которого характерен полуциркульный изгиб дуг с шипом, лежавшим под прямым углом к плоскости этого изгиба. Дисковидные глухие заклепки относятся к типу 1, которые однако редко сочетаются с этим типом шпор. Данный тип шпор по древнерусским аналогиям датируется XII - первой половиной XIII в. (Кирпичников, 1971, с. 66).

Среди исследователей нет единого мнения относительно хронологической интерпретации прикубанских комплексов. Комплекс у пос. Южный В.Г. Блохин относит к половецким памятникам XII - первой половины XIV в. (Блохин и др., 2003), Ю.В. Зеленский датировал погребение широко в пределах XП-XIУ вв. (Зеленский, 2008). До второй половины XIII - XIV в. определяются временные рамки Т.Н. Потемкиной и В.Н. Чхаидзе (Потемкина, 2015, с. 81; Чхаидзе, 2015, с. 284). Праздничный-Раздольный комплекс Ю. В. Зеленский датирует второй половиной XIII - XIV в. (Зеленский, 2008, с. 479), В.Н. Чхаидзе определяет хронологические рамки в пределах второй половины

XIII - XIV в. (Чхаидзе, 2010, с. 157; Чхаидзе , 2015, с. 283).

Отсутствие в инвентаре четко датируемых артефактов определяет широкую датировку погребения у пос. Покойное в пределах XII - XIV вв.

Ставропольский комплекс по сложности погребального обряда, количеству и разнообразию вооружения значительно уступает элитарным воинским кочевническим комплексам со шпорами, владельцы которых являлись представителями высшего военного сословия в составе золотоордын-ского войска (Чхаидзе, Дружинина, 2011). Нахождение шпор в погребении воина более низкого социального статуса указывает на то, что данный предмет мог выполнять не только социально-ранжированную функцию (Чхаидзе, Дружинина, 2013), но и рассматриваться как трофей, презент и т. д.

В одной из своих работ Ю.В. Зеленский отмечает отсутствие шпор у населения сопредельных территорий и задается резонным вопросом о том, как попали шпоры в погребения кочевников степного Прикубанъя (Зеленский, 2008, с. 478-479).

В.Н. Чхаидзе делает смелое предположение - шпоры к кочевникам могли попадать из Грузии, где они становятся широко распространенными с XII в., а проникновение их в Предкавказье увязывает с постоянными половецко-грузинскими контактами XII-XIУ вв. (Чхаидзе, 2017, с. 91-92). Насколько это предположение верно, напрямую зависит от открытия новых погребений со шпорами не только на территориях между Предкавказьем и Грузией, но и непосредственно на территории самой Грузии.

Нельзя исключать и другие пути транспортировки, - возможно, это были территории, расположенные к северо-западу (золо-тоордынское городище Азак) или к северу (русские княжества) от северо-кавказкого региона.

ЛИТЕРАТУРА

Блохин В.Г., Дьяченко А.Н., Скрипкин А.С. Средневековые рыцари Кубани // Материалы и исследования по археологии Кубани / Отв. ред. И.И. Марченко. Вып. 3. Краснодар. 2003. С. 184-208.

Зеленский Ю.В. Шпоры из позднекочевнических погребений Прикубанья// Древности юга России. Памяти А.Г. Атавина / Отв. ред. Г.Е. Афанасьев. Москва: ТАУС, 2008. С. 478-481.

Кирпичников А.Н. Снаряжение всадника и верхового коня на Руси IX-XIII вв. // САИ. Вып. Е1-36. Ленинград: Наука, 1973. 140 с.

Лычагин А.В. Отчет о раскопках курганных могильников в Будённовском и Левокумском районах Ставропольского края проведённых в 20014 году ГУП «Наследие» в 2-х томах Т. 2. Ставрополь. 2015 г. / Архив ИА РАН. Р-1.

Веселовский Н.И. Кубанская область (раскопки Н.И. Веселовского) ОАК за 1903 год. Санкт Петербург. 1906. С. 75-77.

Потемкина Т.М. Этнокультурный контекст восточноевропейских позднекочевнических погребений с защитным доспехом // Батыр. Традиционная военная культура народов Евразии. 2015. № 6. С. 66-81 .

Чхаидзе В.Н. Средневековые кочевнические погребения из раскопок Н.И. Веселовского в степном Прикубанье (ст. Ладожская и пос. Праздничный)// Материалы и исследования по археологии Северного Кавказа/ Отв. ред. Е. Н. Нарожный. Вып. 11. Армавир: Центр археологических исследований армавирской гос . пед . универ., 2010. С. 154-163.

Чхаидзе В.Н. Котлы из погребений кочевников Степного Предкавказья XI-XIV вв. // КСИА. 2015. Вып. 237. С. 280-291.

Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Военная организация кочевников степей Предкавказья в XII-XIV веках // Материалы V Международной конференции «Диалог городской и степной культур на евразийском пространстве» посвященной памяти Г.А. Федорова-Давыдова (Астрахань. 2-6 октября 2011 г.). Казань: Институт истории Ш. Марджани АН РТ. 2011. С. 127-129.

Чхаидзе В.Н., Дружинина И.А. Отражение социальной стратификации в погребальной обрядности кочевников степного Предкавказья золотоордынского времени: продолжение дискуссии // ПА. 2013. № 2. С. 171-178.

Чхаидзе В.Н. Шпоры в погребениях средневековых кочевников степного Предкавказья // Археология евразийских степей. 2017. № 5. С. 90-95.

Информация об авторе:

Ляхов Сергей Владимирович, ведущий специалист. ООО "Научно-исследовательский институт археологии и древней истории Северного Кавказа" (г. Ставрополь. Россия); sirliahoff@mail.ru

BURIAL GROUND WITH SPURS FROM STEPPE KUMA REGION

S. V. Lyakhov

An archaeological expedition of State Unitary Enterprise "Heritage" headed by A.V. Lychagin conducted rescue excavations of Pokoinoye 2 burial mound in 2014. Burial 6 containing spurs was studied in barrow 12. The discovery of spurs is unique for medieval nomadic antiquities. and only two similar findings have been registered. exclusively in the territory of steppe Kuban region. and the discovery of the complex in the Middle Kuma region has expanded the geography of their distribution to the entire Steppe Ciscaucasia. Due to the lack of explicit chronological reference points. the Stavropol burial is currently dated 12th-14th centuries.

Keywords: Northern Caucasus. Stavropol Krai. Steppe Kuma region. Late Nomadic burial. spurs.

About the Author:

Lyakhov Sergey V. Research Institute of archeology and ancient history of the North Caucasus. Stavropol. Russian Federation; sirliahoff@mail.

Рис.1. Ставропольский район. Будённовский район. Покойное 2. Погребение 6. Курган 12. 1 -шпора с правой ноги; 2 - шпора с левой ноги; 3 - шляпки заклёпок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.