УДК 659.1.159.942.6; ББК 76.006.5; ГРНТИ 15.41.21: Код ВАК 70.01.14
Н. О. Зиновьева Санкт-Петербург, Россия.
Шоковая реклама как средство психоэмоционального воздействия
Аннотация: В данной статье рассматривается феномен шоковой рекламы, как социальной, так и коммерческой, и ее влияние на психоэмоциональное состояние потребителя. Наряду с очевидной успешностью и эффективностью данной рекламы во всем мире отмечается, что в современной России следует осторожнее подходить к созданию подобной рекламы вследствие большого количества реальных шоковых и стрессогенныхпроцессов, происходящих в обществе.
Ключевые слова: шоковая реклама, шок, эмоции, негативные эмоциональные состояния, «торговля страхом», защитные механизмы, социальная реклама, коммерческая реклама.
N. O. Zinoveva Saint-Petersburg, Russia Shock Advertising as a Means of Mental and Emotional Effects
Summary: This article examines the phenomenon of shock advertising, both social and commercial, and its impact on the emotional state of the consumer. Along with the obvious success and effectiveness of the advertising in the world it says that in today's Russia should be a cautious approach to the creation of such advertising as a result of a large number of real shocks and stressful processes taking place in society.
Keywords: shock advertising, shock, emotion, negative emotional states, "fear trade", defense mechanisms, social marketing, commercial advertising.
Современные СМК используют разнообразные способы и средства для привлечения внимания потребителей; в первую очередь это касается так называемой шоковой рекламы, как социальной, так и коммерческой. За последние тридцать лет подобная реклама стала набирать обороты; она провоцирует, раздражает, стимулирует, угрожает, пугает, то есть воздействует непосредственно на психоэмоциональное состояние потребителя, побуждая его к действиям по совершению покупки или принятию каких-либо мер. Тактика шока используется, чтобы заставить людей остановиться и заметить рекламу, и это, по мнению как рекламистов, так и исследователей, вполне удается, поскольку шок, очевидно, является эффективным средством для захвата внимания. Можно рассматривать шоковую рекламу как сознательную попытку вызвать острую эмоциональную (как открытую, так и подавляемую) реакцию потребителя на нарушение социальных, культурных, моральных и религиозных ценностей общества.
Однако с точки зрения психофизиологического здоровья аудитории шоковая реклама может стать чрезвычайно опасной, поскольку эмоциональный раздражитель, в ней содержащийся, как правило, настолько сильный, что приводит организм в более или менее стрессовое состояние, требующее повышенной активизации защитных сил и, как следствие, ослабление иммунитета и обострения хронических заболеваний. Психическому здоровью потребителя также может быть нанесен определенный вред, выражающийся в появлении у человека негативных эмоциональных реакций.
Энциклопедический словарь дает следующее определение шока: «Шок
- патологический процесс, развивающийся в ответ на воздействие
чрезвычайных раздражителей и сопровождающийся прогрессивным
нарушением жизненно важных функций нервной системы, кровообращения,
дыхания, обмена веществ и некоторых других функций. Шок психический -
вариант острой реакции на стресс, для которой, помимо прочего, характерно
111
отстранённое восприятие происходящих психотравмирующих событий [Бачинин 2005: 264].
Из приведенных определений видно, что шок является небезопасным процессом. Тем не менее современная реклама, как социальная, так и коммерческая, активно им манипулирует, поскольку шоковая реклама запоминается с первого взгляда, и это одно из самых главных составляющих ее успеха.
По силе воздействия шоковую рекламу подразделяют на два вида.
1. Шок-ужас, или «нещадящий шок».
Это собственно шокирующая реклама, вызывающая резкое неприятие и сильные отрицательные эмоции. В данной рекламе, как правило, используется или подразумевается насилие, кровь, разрозненные части человеческого тела и прочие ужасы. Такая реклама направлена прежде всего на то, чтобы зацепить объект воздействия, привлечь его внимание, заставить запомнить.
2. Шок без шока, или «щадящий шок».
Данная шокирующая реклама не имеет явных и жестких элементов шока. Можно сказать, что это некий скрытый, подсознательный шок, для осознания которого субъекту воздействия необходимо приложить известные умственные усилия. Иными словами, эта реклама затрагивает конкретные социальные группы, к которым объект воздействия не имеет отношения и, как следствие, способен воспринять дисоциированно, то есть так, как будто то, что он видит и слышит, к нему не относится. Однако данная реклама очень хорошо запоминается, и при повторном просмотре концентрация внимания увеличивается; эмоциональные реакции усиливаются [Конеген 2016].
Очевидно, что шоковая реклама направленно вызывает и контролирует определенные эмоции. В основном речь идет о негативных эмоциях - страхе, отвращении, злости (от раздражения до бешенства), чувстве вины. Как
правило, если шоковая реклама вызывает чувство злости, то за ним прячутся более глубинные, идущие из детства чувства страха и/или вины.
В. Соловей рассматривает три уровня «торговли страхом»: заявление об угрозе; предложение средств и методов ее предотвращения или преодоления; пробуждение у аудитории уверенности в применимости предложенных идей [Соловей 2015: 90].
1. Угроза жизни и безопасности, социально-экономическому статусу, угроза как самому человеку, так его родным и близким. Чем сильнее угроза, звучащая в шоковой рекламе, пугает, тем вероятнее, что человек предпримет действия по ее предотвращению и/или ликвидации. Однако мы больше боимся чего-то страшного, что с нами может произойти когда-нибудь в будущем, чем реально происходящего здесь и сейчас. Ожидание ухудшений становится потребностью, как будто мы стремимся к тому, чтобы нас напугали. Проживание, переживание и ожидание плохих событий более свойственно для человека, чем проживание и переживание радости; именно этим умело пользуется шоковая реклама. Чувство страха возникает на уровне появления угрозы благополучию человека; в этот момент мы перестаем мыслить рационально, мышление становится некритичным, и мы легко подвергаемся воздействию со стороны СМИ, а именно рекламы. Данная идея полностью подкрепляется фундаментальной психологической наукой, в частности положением о том, что эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили и возникают в связи с представлениями о пережитых ранее или воображаемых ситуациях [Вилюнас, Гиппенрейтер 1984: 169].
2. В рамках «торговли страхом» наряду с пугающим описанием угрозы предложить обществу пути ее предотвращения/нейтрализации. Этот прием использует социальная реклама, которая, в силу демонстрируемых ею проблем общества, в подавляющем большинстве случаев является шоковой. Более подробно шоковая социальная реклама будет рассмотрена ниже.
3. Третий элемент «торговли страхом» - наличие у людей уверенности в том, что надо выполнить простые и понятные, «инструментальные», предлагаемые рекомендации, опасность будет предотвращена, и страх отступит.
Иными словами, подобный подход соответствует классическому рекламному методу «проблема-решение», когда потребность в удовлетворении потребности подается как проблема, которая несет в себе угрозу и которую надо решить. Практически любая коммерческая реклама стремится сначала создать у потребителя чувство страха (некачественный порошок не отстирает, некачественные прокладки не сработают, «все равно какие» таблетки от боли тоже не помогут, и т.п.), а затем уверено предложить конкретный и простой выход, как справиться с жизненным дискомфортом и таким образом убрать страх.
Однако, во-первых, страх как сильная базовая эмоция никуда не исчезает; человеку свойственно беспокоиться о том, что вдруг что-то иное выйдет из-под контроля и станет устрашающе-неуправляемым. Во-вторых, современная шоковая реклама, особенно социальная реклама, не предлагает способов выхода из проблемных ситуаций и путей успокоения; основное ее сообщение должно напугать и ввергнуть в состояние стресса, а не заставить думать.
Что касается чувства вины, то оно не менее сильное, чем страх и по сравнению со страхом труднее поддается коррекции. Этот феномен активно использует социальная реклама. Чаще всего шоковый эффект в социальной рекламе используют в следующих тематиках:
• пагубные привычки: алкоголь, курение, наркотики;
• болезни: Альцгеймера, СПИД, рак груди, диабет;
• язвы общества: бездомные, беспризорные, безработные, заключенные, беженцы, донорство, торговля детьми;
• защита окружающей среды, флоры и фауны: переработка отходов, брошенные домашние животные;
• смерть: старость, убийства, аварии [Плетнева 2008: 40].
Таким образом, негативные эмоции вызывают состояние шока, стресса. Они ничем не перекрываются и не смягчаются, оставляя человека один на один с данной проблемой. Это включает бессознательные механизмы защиты психики. Запускаются процессы вытеснения, подавления, искажения или изоляции, так как эта информация грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. В случае если эти механизмы не срабатывают и информация извне оказывается трудно устранимой или слишком значимой, человек использует дополнительные искусственные средства: алкоголь, наркотики, фармакологические вещества (психотропные, анальгетики).
Одним из первых, кто вышел на нишу шоковой рекламы со своими идеями, стал Оливьеро Тоскани. В течение десяти лет он создавал скандальную рекламу для торговой марки Benetton, которая на долгие годы стала классикой «шокового жанра». Эмоции чопорного общества взрывались фотографиями с целующимися монахинями, совокупляющимися лошадьми, половыми органами, рядами могильных крестов и т.п.. Многие его работы сопровождались судами и поднимали большой переполох.
В конце 90-х - в начале 2000 гг. компания Benetton представила ряд новых впечатляющих образов, среди которых - женщина, рыдающая над окровавленным телом жертвы мафии (опубликовано в Италии); солдат, держащий в руках человеческую кость; албанские беженцы, спасающиеся на итальянском корабле; утка, покрытая нефтью; индийская пара, застигнутая наводнением, женщина-альбинос из племени Зулу, которой сторонится община. После последней работы "Мы в камере смертников", где были использованы изображения людей, осужденных к смертной казни, и их интервью, компания была вынуждена пересмотреть свою стратегию: проект
настолько возмутил общественность, что одна из наибольших торговых сетей Америки отказалась продавать продукцию Benetton. При этом компания чувствовала себя прекрасно: была достигнута узнаваемость бренда, Benetton в 10 раз увеличил зону своих продаж, при этом на рекламу тратилось лишь 4 % дохода компании. Бесплатная известность, приобретенная в СМИ во всем мире благодаря шокирующим рекламным образам, во много раз превышала средства, затраченные на рекламу. Это говорит о том, что рекламные акции, несмотря на их неоднозначность, достигли успеха [Николайшвили 2016].
Как правило, шоковая реклама используется при продвижении следующих категорий продуктов:
• гендерная продукция (презервативы, контрацептивы, мужское и женское нижнее белье, женские гигиенические изделия);
• социальная и/или политическая продукция (например, в рекламе политических партий, религиозных конфессий, похоронных услуг, экстремистских групп, вооружения);
• реклама продуктов и услуг, способствующая привыканию и формированию зависимости (например, алкоголь, сигареты, азартные игры);
• реклама продукции ухода за здоровьем (например, предотвращение сексуальных заболеваний, программы потери веса).
Несмотря на то что потребители в основном дают негативную реакцию на продукцию, реклама которой вызывает шок, в долгосрочной перспективе, если продукт оказывается полезным для потребителей, негативное отношение может исчезнуть.
Коммерческая шоковая реклама вызывает состояние эмоционального напряжения у потребителей; его можно облегчить, только выполняя определенное действие, например покупая рекламируемый продукт. Иными словами, шоковая реклама выступает в качестве своеобразного
незавершенного действия; негативные эмоции можно снизить, только купив продукт.
Самые широко распространенные шоковые обращения коммерческой рекламы - это отвратительные изображения, ссылки на сексуальные действия, ненормативная лексика, непристойности, пошлость, нарушение нравственных и религиозных табу. Большинство потребителей реагируют эмоционально либо на всё рекламное обращение, либо на демонстрируемые отдельные объекты; и в том, и в другом случае возникают яркие эмоциональные ассоциативные связи с продуктом [Banyte, Paskeviciute, Rutelione 2014: 36].
Если говорить о распространении коммерческой шоковой рекламы, то чаще всего скандальный видеоролик размещают на самых популярных ресурсах, в то время как на постерах, билбордах или в СМИ рекламу, шокирующую общественные мораль и нравственность, можно увидеть гораздо реже. Что касается роли Интернета, пиарщики в социальных сетях распространяют ссылку на видеоролик на популярных форумах. На этом затраты по раскрутке ролика прекращаются, так как пользователи всемирной паутины в дальнейшем сами обмениваются им между собой. То есть пользователи, составляющие целевую аудиторию, исполняют роль рекламных агентов.
Что касается социальной рекламы, некоторое время назад ее подразделяли на «мягкую» и «жесткую» [Дейян 2002: 11]. «Мягкая» реклама сообщает о товаре, его марке и об уникальном товарном предложении. Задача «мягкой рекламы» - создать вокруг рекламируемого товара благоприятную атмосферу. Обычно этим занимается эмоциональная реклама, которая затрагивает чувства радости и удовольствия. Она постепенно изменяет настрой потенциального покупателя, вызывает у него нужные для производителя положительные ассоциации.
«Жесткая» реклама имеет совсем другие цели, а именно:
воздействовать на свой объект таким образом, чтобы ввести его в состояние
117
шока, отключить критичность и рациональность мышления и таким образом подготовить его к мгновенной покупке. Сегодня в большинстве стран распространена жесткая социальная реклама, которая зачастую без обоснованных причин играет на чувствах страха и вины, на суевериях и предрассудках. Для иллюстрации данного тезиса рассмотрим некоторые примеры.
Социальная реклама в разных странах сильно отличается по степени использования шока.
Например, США не являются лидером в данной области. Американцы предпочитают создавать позитивную рекламу, предлагающую несложный и приятный выход из сложившейся ситуации.
Для борьбы с недостатком общественных уборных в Нью-Йорке разместили по всему городу манекены, изображающие облегчающихся людей, которые в свою очередь были призваны обратить внимание городских властей на проблему, а также подвигнуть общественность на более активные действия. Занималась этим проектом довольно известная компания Saatchi&Saatchi.
Также хорошим примером может послужить кампания, призванная напомнить жителям США о том, что секс с несовершеннолетними, является изнасилованием, вне зависимости от того, как выглядит партнер. На постере изображена физически сформировавшаяся девушка на фоне надписи: «То, что развито ее тело, не означает, что развит и мозг».
Зато европейская реклама часто бывает неприятной - грубой, кровавой, откровенной, вызывающе провокационной и мощно бьющей по эмоциональной сфере человека.
Обычные предупреждающие надписи на пачках сигарет, стали
заменять малоприятными кровавыми, шокирующими картинками,
демонстрирующими, что происходит с дыхательной системой у курильщика.
Теперь такие картины будут украшать пачки сигарет «Brand»
в Великобритании и Франции. Не менее шокирующая реклама была
1 18
выпущена в Европейском союзе для любителей мясных блюд. Кампания по защите животных сравнивает человека с упаковкой мяса. Опять же в Великобритании защитники прав детей напоминают, что не следует терять над собой контроль, иначе насилие еще долго не забудется. На баннере изображена окровавленная детская погремушка со следами крови вокруг, и это красноречивее любых слов. Румынское общество по защите прав женщин продолжает говорить о проблеме насилия в семье, сделав довольно необычные таксофоны с изображением женского лица, с приставленным к нему кулаком. Еще одна кампания по защите прав женщин от домашнего насилия убедительно показывает, как в некоторых семьях относятся к женам. Женщина показана как кусок мяса в лавке у мясника, лишь одежда говорит зрителям о том, что это было человеком. А во Франции решили еще раз напомнить о вреде СПИДа, на этот раз привлекая внимание нестандартной картинкой, на которой молодой человек совершает половой акт с очень символично подобранным насекомым, а именно скорпионом.
Против китобойцев была создана постерная реклама с изображением разорванной туши кита. Также Фонд по защите животных выпустил плакаты, на которых изображены морской котик, убивающий младенца. Эти плакаты были выпущены с целью защиты диких животных, а также против использования кожи и меха животных. «Не обращайтесь с другими так, как вы не хотели бы, чтобы обращались с вами», - сообщает надпись на плакате. Другая реклама по защите животных, наглядно показывает, как выглядит человек, одевающийся в натуральные меха. Женщина на плакате представлена в лучших традициях фильмов ужасов.
Правительством Бразилии была выпущена реклама правил дорожного движения, на которой изображен окровавленный человек, распластавшийся на лобовом стекле автобуса. Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что сцены убийства, смерти и насилия обязательно используют демонстрацию крови, которая мгновенно вызывает у аудитории чувство страха. Такая же концепция используется европейской организацией охраны труда, которая
1 19
выпустила рекламу, напоминающую нам про необходимость сохранять требования технической безопасности на работе, показав, к каким последствиям может привести пренебрежение. На постере изображен лежащий в луже крови погибший человек, чья нога висит, раздавленная станком.
Даже тему донорства шоковая реклама не обошла стороной. На постере изображено, как мужчина вынимает и предлагает свой глаз. Таким образом, поднимается одна из важных социальных проблем; зачастую люди находятся в годовых очередях за тем или иным органом, и реклама напоминает нам об этом.
Шоковая социальная реклама добралась и до Интернета. Журнал «Chronicart» выпустил обложку, на которой призывает задуматься над Всемирной паутиной и всем, что с ней связано, красочно показав, какие люди могут сидеть по ту сторону монитора. Надпись гласит: «Интернет разоблачает все наши извращения?»
Интересно, что единственной зарубежной страной, не использующей шок в рекламе, оказалась Япония. Социальная реклама здесь построена таким образом, чтобы не отвлекать человека от дел.
Что касается России, то в настоящее время, безусловно, преобладает жесткая шоковая социальная реклама. Весной 2010 в рамках социального проекта «Все равно?!» в столице и других крупных городах России прогремела новая антитабачная компания. Агентство News Outdoor разместило на московских улицах билборды с младенцем, об спину которого были потушены окурки. Плакаты призывали отказаться от сигарет, объясняя это тем, что пассивное курение вредно для здоровья детей.
Билборды возмутили правозащитников и простых горожан, которые,
в свою очередь, потребовали демонтировать их. Что было неудивительно,
если учесть московские пробки, в которых горожане могли наблюдать такую
картину в течение нескольких часов. Городской комитет по рекламе,
отвечающий за размещение билбордов, приказал убрать спорные
120
изображения, однако срок аренды рекламных площадей к тому моменту истек сам по себе, до вмешательства ФАС.
Создатели всегда должны думать о социальной ответственности социальной рекламы. Социальная реклама - тонкий и точный инструмент, который не приемлет экспериментов. В этом виде рекламы нельзя проверять эффективность психоэмоционального воздействия на аудиторию, потому что цена ошибки слишком высока. Социальная шоковая реклама, которая только будоражит проблему, но не предлагает моделей ее решения или хотя бы возможности отреагировать на нее и не дает обратной связи (телефона, сайта, контактных координат создателей), приносит больше вреда, чем пользы. Жалостливые ролики о детях-сиротах с мишками, валяющимися под дождем, вызвали такое количество обращений за усыновлением, что можно было говорить о ее безусловной эффективности. Но большинство обратившихся - психически подвижные люди, которое приняли решение спонтанно, под воздействием эмоций и чувства вины. Это со временем превратилось в печальную статистику: Россия - третья в мире страна по количеству детей, возвращенных в детские дома после усыновления в семьях и получивших вторичную травму. Не случайно и на Западе, и в России серьезные фонды, занимающиеся проблемами детей-сирот, готовят родителей к усыновлению таких детей в течение года, проводя их и через сертификацию, и через медицинское обследование психического здоровья.
Таким образом, можно утверждать, что эффект воздействия шоковой рекламы в России не так однозначен, поскольку реальная социальная ситуация в российском обществе и так полна напряжения и отрицательных эмоций; увиденная потребителем шоковая реклама может привести прежде всего к срабатыванию психологических защит, а не к действиям, направленным против вредных привычек или предотвращению возможных жизненных угроз.
Гюзелла Николайшвили, руководитель Лаборатории социальной рекламы ГУ ВШЭ, в своих многочисленных работах обращает внимание на специфику нашей страны. «Россияне уже 17 лет живут в состоянии постоянного шока и стресса. И в стране с высоким уровнем тревожности люди могут отреагировать на такие простые человеческие эффекты и аффекты совершенно неадекватно. Приведу в пример реакцию на очень жестокий ролик, с натуралистическими подробностями, снятый по заказу ГИБДД. На телевидении его запретили, однако он разрешен к показу в локальных аудиториях. На форуме сайта, где размещен этот ролик, я увидела около 100 высказываний, мнения делятся ровно 50 на 50. Половина аудитории пишет, что ни за что не сядут за руль непристегнутыми. А другие 50 процентов говорят: хочу это забыть побыстрее, либо напиться, потому что не хочу, чтобы мне с экрана демонстрировали кровь. И у половины из этих 50 процентов данный ролик вызывает недоверие, отторжение».
Ее мнение по поводу использования шока в рекламе выглядит следующим образом: «...да, шок эффективен. И в российской социальной рекламе чрезвычайно эффективен. Но только один раз. Во второй, третий раз это будет вызывать очень резкое отторжение, неадекватную реакцию. В условиях нашей страны начнут включаться защитные психологические механизмы. Люди либо постараются все это забыть и просто не думать о теме, отвлекшись на какие-то другие эффекты, либо начнут протестовать. Я лично видела у метро реакцию на одну из социальных реклам. Водители, которых призывали не садиться пьяными за руль, назло сели выпивши, чтобы доказать, что ничего с ними не случится. Такова, к сожалению, наша реальность. Поэтому я хотела бы призвать к очень осторожному использованию шоковых приемов в социальной рекламе в России».
Гюзелла Николайшвили утверждает, что шок может произвести два
эффекта. «Один - вытеснение шока, забывание того, что тебе принесло
очередную травму, как в ролике по заказу ГИБДД, где девочка играет
на заднем сидении машины, а на переднем плане в креслах распластаны ее
122
убитые аварией родители. Конечно, такие ролики производят мгновенное впечатление, и в первый момент кажется, что никогда никто не сядет за руль не пристегнутым. Но потом уставшая от стрессов угнетенная психика постарается любым способом эту картинку вытеснить. Если психика слабая, и эта картинка не вытесняется (второй вариант, второй эффект), то он начинает заливать это впечатление алкоголем или наркотиками. Я видела сцену у метро, когда компания пьяных подростков, выпивая пиво и глядя на социальный биллборд, села за руль с репликами: «Да, пошли... там! Достали, все козлы, со своими нравоучениями!» - демонстративно поехала доказывать обратное.
Еще один эффект - полное вытеснение картинки: «Нет, это не обо мне, со мной этого никогда не произойдет. Мы - благополучная семья, мы пристегиваем ремни, мы ставим детское кресло. Никогда наркотики не придут в нашу семью». Вот так многие рассуждали в 90-х, и, к сожалению, такая защита сработала наоборот - как раз к тем, кто больше всего бравировал, быстрее всего пришли наркотики» [Николайшвили 2016].
Подводя итог всему вышесказанному, мы хотели бы остановиться на следующем.
Количество шоковой рекламы по всему миру только увеличивается, как коммерческой, так и социальной, поскольку эффективность ее влияния на потребителя и его действия доказана.
Главная цель шоковой рекламы - привлечение внимания потенциального потребителя к рекламируемому товару. Для этого в ней используются такие провокационные элементы, как кровь, черный юмор, порнография, которые способны произвести мгновенное воздействие на человека.
Общественность постоянно обсуждает наличие в СМИ слишком
большого количества насилия и порнографии. Тем не менее СМИ от этого
не избавляются: зачем избавляться от того, что приносит высокие рейтинги
и доход? Получается такой замкнутый круг: общественность говорит
123
«уберите», но при этом с жадностью потребляет продукт такого рода. Если не сама шокирующая реклама, то ее содержание, точно, очень быстрыми темпами распространяется среди населения.
Шоковая реклама имеет достаточно сильное воздействие на человека, вызывая у него целую бурю эмоций, как правило негативных. Она может вызвать страх, отвращение, ярость, сильнейшее чувство вины, а может вообще привести их в ужас. В любом случае реклама шокирующего содержания вызывает у людей сильнейшие чувства, а события, которые связаны с этим чувством, как известно, надолго откладываются в памяти человека.
Эффекты психоэмоционального воздействия шоковой рекламы на потребителя неоднозначны и могут вызвать у аудитории реакцию, прямо противоположную планируемой, поскольку у человека в ситуации шока срабатывают психологические механизмы, защищающие целостность структуры личности, ее установки и убеждения.
Российские общественные реалии таковы, что стоит с величайшей осторожностью использовать шоковую рекламу, поскольку само российское общество вряд ли можно назвать бесшоковым. Мы переживаем острые негативные эмоции в реальности, поэтому основные наши защитные реакции в ответ на шоковую рекламу могут включать в себя отрицание и вытеснение. Иными словами, шоковая реклама, особенно шоковая социальная реклама, может остаться непринятой, непонятой и отторгаемой обществом, в котором и так накал отрицательных эмоций, связанных, в частности, с социальной сферой, достаточно высокий.
Литература
Бачинин В. А. Этика: Энциклопедический словарь. Спб., 2005.
Дейян А. Реклама. М., 2002.
Конеген С. Шок-Реклама // Сайт «Livejournal.com». Дата размещения 11.09.2010. Дата обращения 27.01.2016. URL: http://konegen.livejournal.com/40486.html
Николайшвили Г. Социальная реклама - хай вей с точными дорожными знаками // Сайт «socreklama.ru/». Дата обращения 29.01.2016. URL:
http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=4999&SECTION_ID=108
Плетнева Н. А. Классификация инструментов системы маркетинговых коммуникаций социальной сферы // Маркетинг в России и за рубежом. 2008.
Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М., 1984. Соловей В. Д. Абсолютное оружие. М., 2015.
Banyte J., Paskeviciute K, Rutelione ^/Features of shocking advertizing impact on consumers in commercial and social context. Innovative Marketing, Volume 10. Issue 2. 2014.