Приложение 1
Реакция "трансплантат против хозяина" после трансфузий лимфоцитов донора у больных с рецидивом острого миелобластного лейкоза после трансплантации аллогенного костного мозга
Менделеева Л.П., Богданов Р.Ф., Кузьмина Л.А., Гальцева И.В., Паровичникова Е.Н., Савченко В.Г. ФГБУ Гематологический научный центр Минздрава России, Москва
Введение. Реакция "трансплантат против хозяина" (РТПХ) является наиболее частым и тяжелым осложнением трансфузий лимфоцитов донора (ТЛД). В то же время наличие РТПХ свительствует о протекающей параллельно реакции "трансплантат против лейкоза".
Цель работы. Изучить частоту РТПХ после проведения различных схем адоптивной иммунотерапии, а также наличие взаимосвязи РТПХ с достижением ремиссии в случае лечения рецидива острого миелобластного лейкоза (ОМЛ) после трансплантации аллогенного костного мозга (алло-ТКМ).
Материалы и методы. У 26 больных ОМЛ был диагностирован рецидив через 4 (2-51) мес после алло-ТКМ от НЬА-совместимого родственного донора. Медиана возраста составила 27 (16-60) лет. ТЛД выполняли в виде монотерапии (п = 5) или после предшествовавшей химиотерапии (ХТ) (п = 21). Количество ТЛД на одного больного составило 1-8 (медиана 3). Медиана суммарного количества перелитых CD3+-клеток равнялась 16 (1-76) • 107 /кг. После каждой ТЛД вводили ИЛ-2 (2-6 млн МЕ).
Результаты. Ремиссия с полным донорским химеризмом была достигнута у 18 (69%) из 26 больных ОМЛ. Продолжительность ремиссии у 14 больных составила 2-55 (медиана 8) мес, у остальных 4 больных сохраняется ремиссия в настоящее время продолжительностью 3-76 (медиана 18) мес. Острая РТПХ диагностирована у 11 (42%) из 26 больных: III степени - у 4 (36%); Ш-ГУ степени- у 7 (64%). У 9 больных острая РТПХ трансформировалась в хроническую форму: локальную - у 6, экстенсивную - у 3 больных. У 10 (91%) из 11 больных с РТПХ констатирована ремиссия продолжительностью 2-76 (медиана 6) мес. У 8 (53%) из 15 больных без РТПХ продолжительность ремиссии составляет 2-51 (медиана 8) мес. Проведение ХТ до ТЛД в 4 раза увеличивало частоту достижения ремиссии (81 против 20%; р = 0,01), но сопровождалось присоединением РТПХ в половине случаев.
Заключение. РТПХ наблюдалась чаще, если ТЛД выполняли после ХТ. Наличие РТПХ после ТЛД ассоциировалось с высокой частотой достижения ремиссии и полного донорского химеризма.
Различия в частоте развития рецидива острого промиелоцитарного лейкоза в зависимости от уровня
экспрессии гена PRAME
Мисюрин В.А.'3, Лукина А.Е.2, Кесаева Л.А.1,3, Мисюрин А.В.'3, Лапин В.А.4, Рукавицын О.А.5, Архипова Н.В.6, Борисенкова Е.А.7,
Вопилина Н.А.8, Гущанская И.И.3, Барышников А.Ю.1
'ФГБУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина, Москва; 2ФГБУ Гематологический научный центр Минздрава России, Москва; 3Медицинский центр ООО "ГеноТехнология", Москва; 4ГБУЗ Ярославская областная клиническая больница, Ярославль; 5ФГКу Главный военный клинический госпиталь им. Бурденко, Москва; 6ГБУЗ Городская клиническая больница №40, Москва; 7ГБУЗ Тамбовская областная клиническая больница, Тамбов; 8ГБУЗ Брянская областная клиническая больница №', Брянск
Введение. Экспрессия раково-тестикулярного гена (РТГ) PRAME происходит при многих онкогематологических заболеваниях, в том числе и при остром промиелоцитарном лейкозе (ОПЛ). В ряде случаев онкологических заболеваний гиперэкспрессию РТГ PRAME связывают с неблагоприятным прогнозом.
Цель работы. Сопоставление уровня экспрессии РТГ PRAME с типом транскрипта гена PML/RARa и данными о времени развития рецидива ОПЛ.
Материалы и методы. Методом количественной ПЦР был исследован уровень экспрессии РТГ PRAME гена PML/RARa в костном мозге у 30 первичных больных ОПЛ. Больные получали лечение по протоколу AIDA, наблюдение за ними продолжалось в течение 18 мес с момента установления диагноза.
Результаты и обсуждение. Больных разделили на группы в зависимости от уровня экспрессии КТГ PRAME относительно транскрипов гена PML/RARa. В 1-й группе было 18
больных (10 мужчин и 8 женщин, медиана возраста 29 лет), у которых в дебюте ОПЛ уровень экспрессии КТГ РЯЛЫЕ был более чем в 20 раз ниже уровня экспрессии гена РМЬ/ЯЛЯа. Во 2-ю группу вошли 12 больных (7 мужчин и 5 женщин, медиана возраста 28 лет) с более высоким уровнем экспрессии КТГ РЯЛМЕ относительно гена PML/RЛRa. За 18 мес наблюдения у 4 больных (13% от общего числа) из 1-й группы развился рецидив заболевания, причем у 3 из них наблюдалась перестройка гена PML/RARa в точке Всг-3 и у 1 больного -перестройка в точке Всг-1. Ни у одного больного с изначально высоким уровнем экспрессии РЯЛМЕ не развился рецидив.
Заключение. В тех случаях, когда уровень экспрессии КТГ PRЛME в дебюте ОПЛ более чем в 20 раз ниже относительно гена PML/RЛRa, развитие рецидива возможно в течение первых 18 мес с момента диагностики заболевания. Особенно неблагоприятным фактором является сочетание низкого уровня экспрессии КТГ PRAME и типа Всг-3 гена PML/RЛRa.
Сходство профилей экспрессии раково-тестикулярных генов при хронических миелопролиферативных
заболеваниях и хроническом миелоидном лейкозе
Мисюрин В.А.', Мисюрин А.В.12, Кесаева Л.А.'2, Финашутина Ю.П.'2, Мисюрина Е.Н.2, Солдатова И.Н.'2, Крутов А.А.2, Лыжко Н.А.'2,
Ахлынина Т.В.2, Лукина А.Е.3, Барышников А.Ю.' 'ФГБУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина, Москва; 2Медицинский центр ООО "ГеноТехнология", Москва; 3ФГБУ
Гематологический научный центр Минздрава России, Москва
Введение. Хронический миелоидный лейкоз (ХМЛ) отличается от других миелопролиферативных заболеваний наличием Р^хромосомы и гена BCR-ЛBL, а Jak2V617F и некоторые другие мутации являются молекулярными признаками эритремии, эссенциальной тромбоцитемии и первичного миелофиброза, известных как Р^негативные хронические миелопролиферативные заболевания (хМПЗ). Мы
предположили, что сходство или различия между ХМЛ и Р^ негативными хМПЗ может отражаться на профиле экспрессии раково-тестикулярных генов (РТГ).
Цель работы. Сравнение профиля экспрессии РТГ GЛGE1, т-ЕЮ-1, MAGEЛ1, SCP1, SEMG1, SPANXЛ1, SSX1 и PRAME у больных в дебюте ВСЛ-ЛЖ-положительного ХМЛ и JAOV617F-положительных миелопролиферативных заболеваний.
Гематол. и трансфузиол., 2014, т. 59, № 1
Материалы и методы. Была изучена кровь 39 (7 мужчин и 32 женщины, медиана возраста 57 лет) первичных больных хМПЗ, положительных по JAK2V617F, и 11 (6 мужчин и 5 женщин, медиана возраста 59 лет) BCR-ABL-положительных больных в дебюте ХМЛ. Для сравнения была исследована кровь 11 здоровых доноров. Оценку уровня экспрессии 8 РТГ относительно гена ABL проводили методом количественной ПЦР в режиме реального времени. Для сравнения групп по признакам уровня экспрессии генов применяли критерий Манна-Уитни.
Результаты и обсуждение. В клетках крови здоровых доноров не обнаружено никаких признаков экспрессии РТГ. В клетках крови у 4 (10%) из 39 больных хМПЗ и у 1(9%) из 11 больных ХМЛ экспрессировался ген РЯЛМЕ. Уровень экспрессии у всех больных был сопоставим (р = 0,001).
Заключение. Профили экспрессии 8 РТГ в клетках крови у больных с впервые диагностированными хМПЗ и ХФ ХМЛ не различаются. Таким образом, патогенетическое сходство ХМЛ и Р!ънегативных хМПЗ подтверждено на молекулярном уровне совпадением профилей экспрессии исследованных нами РТГ
Изменение профиля экспрессии канцер-тестис генов в крови при прогрессии хронического миелоидного
лейкоза
Мисюрин В.А.1, Мисюрин А.В.12, Кесаева Л.А.12, Финашутина Ю.П.12, Мисюрина Е.Н.2, Солдатова И.Н.12, Крутов А.А.2, Лыжко Н.А.12,
Ахлынина Т.В.2, Лукина А.Е.3, Барышников А.Ю.1 'ФГБУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина, Москва; 2Медицинский центр ООО "ГеноТехнология", Москва; 3ФГБУ
Гематологический научный центр Минздрава России, Москва
Введение. Тирозинкиназа BCR-ABL инициирует накопление генетических изменений, которые приводят к прогрессии хронического миелоидного лейкоза (ХМЛ) от хронической фазы (ХФ) в фазу акселерации (ФА) и бластный криз (БК) и уникальны для каждой стадии.
Цель работы. Определение маркеров прогрессирования заболевания и поиск универсальной мишени специфической иммунотерапии в крови больных с диагнозами ХФ, ФА и БК ХМЛ путем исследования профиля экспрессия раково-те-стикулярных генов (РТГ) GЛGE1, МЛЭЕЛ1, SCP1, SEMG1, SPЛNXЛ и РЯЛМЕ.
Материалы и методы. Была исследована кровь 27 больных (11 мужчин и 16 женщин, медиана возраста 51 год), находящихся в стадии ХФ ХМЛ, 21 больного (8 мужчин и 13 женщин, медиана возраста 47 лет) в стадии ФА ХМЛ и 10 больных (3 мужчин, 7 женщин, медиана возраста 51 год), находящихся в стадии БК ХМЛ. Все больные получали лечение иматинибом. Исследование уровня экспрессии РТГ проводили методом количественной ПЦР в режиме реального времени. Для создания группы отрицательного контроля взяты пробы крови 12 здоровых доноров.
Результаты и обсуждения. Из 27 больных ХФ ХМЛ в крови у 1(4%) был активен ген SPЛNXЛ1, у 2(7%) - ген РЯЛМЕ. Из 21 больного при ФА ХМЛ: у 4(19%) - GЛGE1, у 1 (5%) -МЛЭЕЛ1, у 5 (24%) - SEMG1, у 1 (5%) - SPЛNXЛ1, у 3 (14%) - SSX1, у 6 (19%) - РЯЛМЕ. У 2 больных наблюдалась коактивация генов SEMG1 и РЯЛМЕ, у 3 больных активности рассматриваемых РТГ не обнаружено. Из 10 больных ХМЛ при БК: у 4 (40%) - GЛGE1, у 4(40%) - SEMG1, у 1(10%) -SEMG1, у 6(60%) - РЯЛМЕ. В крови больных, находящихся в стадиях ФА и БК ХМЛ, экспрессируется больше генов, чем при ХФ (по критерию х2 статистическая значимость различий р = 0,032 и р = 0,048 соответственно).
Заключение. Профиль экспрессии РТГ в крови больных ХМЛ, получающих иматиниб, отличается в разных стадиях. Выявление таких маркеров, как мРНК РТГ GЛGE1, N1-ESO-1, МЛЭЕЛ1, SCP1, SEMG1, SPЛNXA1, SSX1 и РЯЛМЕ, в клетках крови при мониторинге больных ХМЛ в стадии ХФ будет свидетельствовать о скорой трансформации заболевания в ФА и БК. Распространенность экспрессируемого гена РЯЛМЕ среди больных делает его подходящим объектом для разработки методов специфической иммунотерапии ХМЛ.
Особенности экспрессии раково-тестикулярных генов в клетках костного мозга больных хроническим
миелоидным лейкозом
Мисюрин В.А.1, Мисюрин А.В.12, Кесаева Л.А.12, Финашутина Ю.П.12, Мисюрина Е.Н.2, Солдатова И.Н.1-2, Крутов А.А.2, Лыжко НА1-2,
Ахлынина Т.В.2, Лукина А.Е.3, Барышников А.Ю.1
1ФГБУ Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина, Москва; 2Медицинский центр ООО "ГеноТехнология", Москва; 3ФГБУ
Гематологический научный центр Минздрава России, Москва
Введение. Тирозинкиназа BCЯ-ЛBL инициирует накопление генетических и эпигенетических изменений, которые приводят к эволюции хронического миелоидного лейкоза (ХМЛ) от хронической фазы (ХФ) в фазу акселерации (ФА) и бластный криз (БК) и уникальны для каждой стадии.
Цель работы. Для определения маркеров прогрессиро-вания заболевания и поиска универсальной мишени специфической иммунотерапии в крови больных с диагнозами ХФ, ФА и БК ХМЛ был исследован профиль экспрессия раково-тестикулярных генов (РТГ) GЛGE1, NY-ESO-1, SEMG1, SSX1 и РЯЛМЕ.
Материалы и методы. Были исследованы образцы костного мозга 5 (2 мужчин, 3 женщины, медиана возраста 55 лет) первичных больных ХМЛ, находящихся в ХФ),
и 10 леченых больных ХМЛ на стадии ХФ (6 мужчин и 4 женщины, медиана возраста 48 лет), 6 больных на стадии ФА (3 мужчин и 3 женщины, медиана возраста 52 года) и 5 больных в БК (3 мужчин и 2 женщины, медиана возраста 54 года), принимающих иматиниб. Исследование уровня экспрессии РТГ проводили методом количественной ПЦР.
Результаты и обсуждение. У первичных больных не активен ни один РТГ. У 10 леченых больных при ХФ ХМЛ экспрессировались следующие гены: у 1 (10%) - NY-ESO-1, у 1 (10%) - SCP1, у 3 (30%) - РЯЛМЕ, причем у 1 больного наблюдалась коэкспрессия генов РЯЛМЕ и NY-ESO-1, и у 5 больных данные РТГ не экспрессировались; из 6 больных при ФА: у 2 (33%) - SEMG1, у 1 (17%) - SSX1, у 5 (84%) -РЯЛМЕ, у 2 больных наблюдалась коэкспрессия генов SEMG1 и РЯЛМЕ, у 1 больного экспрессировался только SSX1, у 3 - только РЯЛМЕ; из 5 больных при БК: у 1 (20 -GЛGE1, у 4 (80%) - РЯЛМЕ, при этом у 1 больного GЛGE1 коэкспрессировался вместе с РЯЛМЕ и у 1 больного не выявлено активности рассматриваемых генов. Наблюдаемые значения уровня экспрессии гена РЯЛМЕ у больных в стадии БК были выше, чем при ХФ (р = 0,06 по критерию Манна-Уитни) и при ФА (р = 0,026 по критерию Манна-Уитни).
Заключение. Профиль экспрессии РТГ в костном мозге больных ХМЛ, получающих иматиниб, отличается на разных стадиях ХМЛ. Выявление таких маркеров, как мРНК РТГ GЛGE1, М^О-1, SCP1, SEMG1, SSX1 и РЯЛМЕ, в