ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ ПРИ РЕФОРМИРОВАНИИ РОССИЙСКОЙ И МОНГОЛЬСКОЙ СИСТЕМ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С МСФО"
Цэдэнрагчаагийн Норовдондог,
кандидат экономических наук, глава Департамента развития фондового рынка Монголии
Ядамжавын Аюутжав,
заместитель начальника налоговой инспекции г. Улан-Батора
Л.А. Чайковская,
кандидат экономических наук
М.А. Попов,
кандидат исторических наук, директор филиала Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова в г. Улан-Батор, Монголия
С.А. Филин,
кандидат технических наук, консультант Департамента развития фондового рынка Монголии
Из зарубежных моделей бухгалтерского учета и отчетности в качестве ориентира для системы бухгалтерского учета и отчетности Монголии (СБУОМ) выбраны международные стандарты бухгалтерского учета (МСБУ) (с 2001 г. — МСФО), вследствие чего реформирование концепции СБУОМ изначально было нацелено на соответствие МСБУ (с 2001 г. — МСФО). В Монголии в 1993 г. был принят закон «О бухгалтерском учете», с 1996 г. — закон «Об аудиторской деятельности» (с 1 мая 1997 г. — закон «Об аудите») и согласно этим законам законо-
" Окончание. Начало в журнале № 9(57), 10(58) 2003 г.
дательно установлено, что ведение бухгалтерского учета, составление отчетности и деятельность аудита должны соответствовать МСБУ.
Этот выбор законодательно закреплен приказом министра финансов от 27.12.99 № 215, которым утверждена программа реформирования бухгалтерского учета в Монголии в соответствии с МСФО. В нем была утверждена методика подготовки, составления финансового отчетного баланса хозяйственных единиц в соответствии с МСФО. Там же были изложены принципы составления бухгалтерского учета и отчетности. Ряд принципов был провозглашен также в других законодательных и нормативных актах.
Курс на реформирование СБУОМ в соответствии с МСФО был продолжен приказом министра финансов и экономики Монголии от 22.12.2000 № 116 об утверждении в качестве приложения реестра счетов бухгалтерского учета. Эти мероприятия позволили привести СБУОМ в соответствие с МСФО посредством изменения существующих форм бухгалтерского учета и отчетности и введения новых:
1. Баланс (СТ-1).
2. Отчет дохода (СТ-2).
3. Отчет об изменении имущества (СТ-3).
4. Отчет денежного оборота (СТ-4).
В целом проделана значительная работа по внедрению международных стандартов учета, отчетности и аудита. Так, за первые 8 лет после принятия закона «О бухгалтерском учете» около 30% всех бухгалтеров прошли специальную учебную подготовку по изучению программ международных бухгалтерских стандартов.
Преподаватели высших учебных заведений, ведущие занятия по бухгалтерскому учету и аудиту, прошли полный курс переподготовки, благодаря чему стала возможной подготовка специалистов и бухгалтеров по новой программе.
Также Монгольским государственным университетом (МГУ) был организован профессиональный совет бухгалтеров и разработан порядок аттестации и выдачи сертификатов общественным бухгалтерам. Желающие проходят в МГУ сертифицированное обучение общественных бухгалтеров.
В настоящее время в Монголии насчитываются более 400 сертифицированных общественных бухгалтеров, из которых около 300 работают в более чем 40 аудиторских фирмах. И здесь необходимо отметить неоценимую помощь Азиатского банка развития, Мирового банка, Программы развития ООН и Австралийского правительства, а также России.
Хотя в Монголии проделано немало работы в области внедрения новой системы финансовой отчетности Монголии (СФОМ), на практике только около 10% всех хозяйственных единиц ведет учет в соответствии с МСФО. И не более половины из 400 зарегистрированных в ГКЦБ открытых акционерных обществ (ОАО) ведут финансовую отчетность, составленную по форме, соответствующей МСФО и в соответствии с требованиями МСФО обязательно подвергающуюся аудиторской проверке.
Из них только около 60 ОАО в 2000 г. постоянно предоставляли в ГКЦБ финансовую отчетность,
с которой акционеры этих ОАО и другие потенциальные инвесторы имели возможность ознакомиться. Только в двух-трех ежедневных газетах постоянно публикуются биржевые сведения, в частности, объемы торгов по каждому эмитенту, курсовые изменения стоимости ценных бумаг, ТОП-75 индекс и т.п. Финансовая информация о деятельности только нескольких крупных ОАО периодически публикуется в биржевых бюллетенях. Вследствие этого инвесторы не получают возможность адекватного доступа к финансовой информации.
Одной из главных причин, препятствующих привлечению инвестиций, и в первую очередь иностранных, в экономику Монголии является недостаточное раскрытие информации эмитентами и их непрозрачность. Причины несоответствия представляемой монгольскими эмитентами информации международным стандартам и невыполнения ими требований законодательства и инвесторов были вызваны особенностями развития и формирования РЦБ в Монголии.
Чековая приватизация 1991-1995 гг., названная периодом функционирования первичного размещения акций на РЦБ, осуществлялась в Монголии по ваучерной схеме и заключалась в первичном размещении акций приватизируемых государственных предприятий путем преобразования их в ОАО с целью обмена их акций на ваучеры, которые население Монголии получило бесплатно.
Денежная приватизация 1995-1998 гг., названная периодом функционирования вторичного РЦБ в Монголии, заключалась в концентрации акций приватизированных ОАО в руках ограниченного количества собственников. С августа 1995 г. началась концентрация акций этих предприятий в руках потенциальных владельцев путем покупки и продажи за денежные средства. В 1995-1999 гг. на РЦБ Монголии проходила активная торговля акциями, в результате которой к концу 2000 г. в основном завершилась перераспределение прав собственности, и контрольные пакеты акций приватизированных предприятий сконцентрировалась в руках немногих конкретных владельцев.
В результате приватизации на РЦБ Монголии до настоящего времени пока не появились финансовые инструменты инвестиционного характера, через которые осуществлялось бы инвестирование реального сектора экономики. И поэтому руководители приватизированных ОАО не чувствовали себя обязанными раскрывать информацию о своем финансовом положении.
Выпуск корпоративных облигаций крупными потенциальными эмитентами, несомненно, станет новым этапом в развитии РЦБ Монголии. Это кардинально изменяет отношение и эмитентов, и инвесторов к вопросу раскрытия информации и обеспечения их прозрачности.
В законе «О ценных бумагах», утвержденном в 1995 г., недостаточно раскрыты требования, предъявляемые эмитентам по раскрытию информации.
Согласно этому закону зарегистрированные в ГКЦБ ОАО и профессиональные участники РЦБ должны предоставлять в ГКЦБ полугодовую и годовую финансовую отчетность. Финансовая отчетность должна быть проверена аудиторской фирмой, краткая информация финансового результата деятельности ОАО должна публиковаться в газетах. Также ОАО должны предоставлять информацию, связанную с ценными бумагами, по требованию заинтересованных лиц.
Однако ни в законе «О ценных бумагах», ни в соответствующих положениях и инструкциях не был определен перечень раскрываемой эмитентами информации и порядок ее раскрытия. ГКЦБ Монголии в 1998 г. приняла Положение «О порядке регистрации эмиссионных ценных бумаг», где определен список документов и перечень информации, отражаемой в обязательном порядке в проспекте эмиссии. На сегодняшний день это, по существу, единственный документ, определяющий порядок раскрытия информации эмитентами.
Обеспечение открытости отчетности и другие меры привели к тому, что по составу СФОМ мало отличается от отчетности, предписываемой МСФО. Данные, составленные в соответствии с законодательством Монголии, не могут существенно отличаться от информации, подготовленной в соответствии с МСФО, так как применяемая методика основывается на международных принципах составления финансового отчета, а также организации, структуры, состава, расценки средств хозяйственных единиц.
И в МСФО, и в СФОМ применяется термин «финансовая отчетность». Поскольку финансовая отчетность организации в монгольском законодательстве имеет целью обеспечить информацией внешних и внутренних пользователей, то ее можно идентифицировать с финансовой отчетностью, составленной по стандартам МСФО.
Существуют и отличия, например, в соответствии целей составления СФОМ целям МСФО, что обусловлено национальными особенностями монгольского бухгалтерского учета и отчетности. Анализ сходства и различий составления финансовой отчетности и ее пользователей в Монголии и в соответствии с МСФО приведены в табл. 2.
Очевидно, что реформы, проведенные в 1999-2000 гг., сблизили СФОМ с МСФО. В ходе их выполнения в Монголии многое сделано для перехода на МСФО, в частности, и в области формулировки принципов составления финансовой отчетности. Так, принципы составления
Соотношение целей системы финансовой отчетности в Монголии и по МСФО
Таблица 2
МСФО
Монгольская практика
Сходства
1. Цель отчетности — предоставление информации о финансовом положении и деятельности фирмы заинтересованным пользователям
2. Перечень пользователей в целом совпадает
3. Финансовая отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступлений денежных средств от объекта инвестирования или кредитора, в принятии экономических решений _ _
4. Руководство фирмы не является основным пользователем финансовой отчетности
5. Финансовая отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы инвесторов и кредиторов
6. Не ставятся цели использования финансовой отчетности для решения управленческих задач_
7. Финансовая отчетность не служит средством контроля за выполнением законодательства и правильностью исчисления налогов
Различия
МСФО не делит пользователей на внутренних и внешних. Все пользователи являются внешними по отношению к предприятию пользователей финансовой отчетности. МСФО определяет интересы всех групп пользователей финансовой отчетности. МСФО дает точный перечень всех групп _
Законодательство Монголии выделяет внутренних и внешних пользователей
финансовой отчетности, сформулированные в новой Концепции развития монгольского бухгалтерского учета и отчетности, имеют значительное сходство с принципами МСФО и в целом соответствуют им. В национальной Концепции, аналогично МСФО, выделяются две группы принципов составления отчетности: основные допущения при организации бухгалтерского учета и требования к информации, формируемой в бухгалтерском учете.
Основные допущения при организации бухгалтерского учета, как и в МСФО, содержат допущение непрерывности деятельности предприятия и допущение метода начисления. Сопоставляя содержание этих допущений в монгольской национальной Концепции и в МСФО, можно заметить практически полное соответствие национальных формулировок и формулировок МСФО: дается развернутая характеристика допущений с примерами, уточняющими понимание данного принципа. Три качественные характеристики, делающие финансовую отчетность полезной для пользователя, включены в монгольскую национальную концепцию. Это уместность, надежность и сравнимость (аналог сопоставимости).
Отказ от фискальной направленности национальной системы бухгалтерского учета и отчетности в Монголии приводит к стремлению организаций указывать достоверные показатели отчетности, тем более что прозрачная, достоверная отчетность способствует привлечению инвесторов. Достоверность финансовой отчетности — результат полного принятия принципов МСФО за основу создания принципов СФОМ. В самом понимании принципа достоверности в СФОМ и в МСФО' различий нет.
Цели предоставления финансовой отчетности и ее ориентация на инвесторов и кредиторов, рекомендуемые МСФО и принятые Монголией, являются наиболее приемлемыми для ситуации острой нехватки у организаций инвестиционных ресурсов. Достигнуты основополагающие условия: отделение налогового контроля от финансовой отчетности, от предоставляемой пользователям открытой информации, а также разделение учета финансового и управленческого, необходимое для реального от-
1 По МСФО достоверность информации отчетности рассматривается как возможность дать пользователю полное и непредвзятое представление об истинном положении дел на предприятии для правильного принятия решений.
ражения в финансовой отчетности интересов инвесторов.
Однако практическая же реализация принципов, сформулированных в новой Концепции развития монгольского бухгалтерского учета и отчетности, требует решения ряда вопросов. Связано это в частности с тем, что в Монголии пока еще не внедрена эффективная система раскрытия информации и обеспечения прозрачности эмитентов ценных бумаг, при этом уровень ведения бухгалтерского учета и предоставления финансовой отчетности пока еще не соответствует всем 41 опубликованным в настоящее время учетным МСФО и не отвечает современным требованиям эффективного корпоративного управления.
Поэтому в ноябре 2000 г. Монгольский парламент (Великий Народный Хурал) совместно с Национальной ассоциацией бухгалтеров организовал семинар на тему «Проблемы совершенствования бухгалтерского учета, контроля и аудита», в которой участвовали члены парламента и правительства, руководящие работники и специалисты государственных организаций и международных организаций. Участники семинара приняли директивный документ для разработки Государственной программы по совершенствованию учета, контроля и аудита, в котором особо подчеркивалась необходимость проведения следующих мероприятий:
• разработка и реализация программы переподготовки бухгалтеров и аудиторов по освоению новых методов учета и аудита, соответствующих 41 учетному МСФО, в сотрудничестве с международными организациями;
• совершенствование законодательных актов, в том числе закона «О бухгалтерском учете», закона «Об аудите», закона «О ценных бумагах», закона «О компаниях»;
• совершенствование системы бухгалтерского учета и отчетности в бюджетных организациях;
• определение взаимосвязи деятельности государственных контрольных органов и аудиторских организаций.
Для реализации этих задач были созданы рабочие группы по конкретным направлениям, в частности, были разработаны проекты новых законов «О ценных бумагах» и «О бухгалтерском учете», внесены изменения в закон «О компаниях», где будут фигурировать соответствующие статьи по регулированию деятельности
бухгалтерского учета, отчетности и аудита в соответствии с реалиями сегодняшнего дня.
В проекте нового закона «О ценных бумагах» особое внимание уделено раскрытию информации эмитентами и обеспечению их прозрачности. Во исполнение нового закона Государственной комиссией по ценным бумагам (ГКЦБ) Монголии будут разработаны положение и инструкция, в которых будут четко указываться правила обеспечения прозрачности и раскрытия информации эмитентами.
Несоответствие между собой национальных систем налогового учета и бухгалтерского учета и отчетности в Монголии так же, как и для России, очень серьезная проблема. Для устранения этого несоответствия необходимо, чтобы монгольский бухгалтерский учет строго соответствовал МСФО.
В рамках реализации директивного документа по разработке Государственной программы по совершенствованию учета, контроля и аудита Монгольским парламентом 13 декабря 2001 г. был принят закон «О бухгалтерском учете», введенный в действие с 1 апреля 2002 г. Для разъяснения основных положений закона «О бухгалтерском учете» приказом министра финансов и экономики Монголии от 22 декабря 2000 г. № 116 был утвержден реестр счетов бухгалтерского учета и введена инструкция ведения счетов в соответствии с международными стандартами. Данная инструкция является методической основой при разработке бухгалтерской учетной политики хозяйственных единиц и организаций, что проявляется в следующем:
• бухгалтерский учет хозяйственных единиц и организаций ведется на основе накопления;
• бухгалтерский учет и операции хозяйственных единиц и организаций ведутся в форме двойной записи;
Реестр
• единицы показателей бухгалтерского учета выражаются национальными денежными знаками Монголии;
• организации и хозяйственные единицы готовят реестр счетов бухгалтерского учета, соответствующий международным стандартам, в котором полностью отражаются особенности деятельности данной организации.
Инструкция состоит из 9 основных разделов:
1. Общие основания и принципы.
2. Учет средств.
3. Учет кредитной задолженности.
4. Учет собственности владельцев и капитала.
5. Учет доходов и выгоды.
6. Учет убытков и потерь.
7. Учет особых обстоятельств.
8. Учет аренды.
9. Учет изменения курса валюты.
Основные разделы, в свою очередь, делятся
на соответствующие подразделы.
На основе общепринятых принципов бухгалтерского учета в обязательном порядке используются следующие четыре основных принципа бухгалтерского учета операций:
1. Историческая стоимость.
2. Принятие как доход.
3. Регулирование и взаимоувязывание.
4. Дополнительная конкретизация.
Примерный образец реестра счетов приведен в табл. 3.
В рамках выполнения Государственной программы по совершенствованию учета Постоянным комитетом по бюджетной организации Монгольского парламента с 23 по 27 июня 2003 г. был проведен 3-й Государственный конгресс по экономике, финансам и бухгалтерскому учету.
Таблица 3
счетов
№ п/п Раздел счета, наименование № кода основной классификации счетов № кода классификации счетов Направление для кодификации 2 классификации счетов
А СЧЕТ БАЛАНСА
1. Капитал
1 Денежный капитал 10 ..01.. Классифицируется по наименованиям валюты,
2 Наличные деньги в кассе Деньги, находящиеся в банке 11.. ..01.. имени кассира, по предназначению денег Классифицируется по наименованиям валюты для каждого банка
3 Краткосрочные инвестиции 13 01.. Классифицируется по видам инвестиций, как вложения, котируемые акции
международный бухгалтерский учет
11 (59) ноябрь 2003
Продолжение табл. 3
№ Раздел счета, № кода № кода Направление для кодификации 2
п/п наименование основной классифика- классификации счетов
классифика- ции счетов
ции
счетов
Счет дебиторской задол- Классифицируется по задолженности ино-
женности странных и внутренних покупателей, рабочих
4 Дебиторская задолженность 12 01 и служащих, по задолженности по банковско-
Друг ие задолженности му проценту, безнадежная задолженность, по
авансам рабочих и служащих
Товары и материалы
5 Сырье 14 01.. Открытые счета по ответственным лицам
и кассирам
6 Незавершенное производст- 14 01.. Классифицируется по ввдам продукции, про-
во изводства или фазам производегва
7 15 01.. Классифицируется по готовой продукции, от-
Готовая продукция, товары ветственным лицам и кассирам
8 Тара и упаковка 15 Классифицируется по каждому ответственному
лицу
9 Топливо 15 Классифицируется по жидкому и твердому
топливу и по ответственным лицам
10 15 Классифицируется по видам запчастей и по
Запасные части ответственным лицам
11 15 Классифицируется по видам скота и по ското-
12 Скот 15 водам
Рабочая одежда и другие Классифицируется по видам, материалам и
материалы ответственным лицам
13 Предварительно полученные
расходы
Предварительно полученные 18 01 Классифицируется по предварительной оплате
расходы/счета и по ввдам их классификация
Основной капитал, его из-
14 нос 20 01.. Основной капитал классифицируется как про-
Основной капитал изводственный, а также как здания, оборудо-
вание, инструменты, транспортные средства
15 20 Классифицируется по каждому виду основного
Износ основного капитала капитала
16 21 01.. Классифицируется по видам нематериального
Нематериальный капитал капитала
17 22 01.. Классифицируется по видам капиталовложе-
Капиталовложения ний
2. Задолженность
и собственный капитал
18 Долговые обязательства 31 01.. Классифицируется по видам задолженности:
19 Кредиторская задолжен- поставщики, отчисления по социальному стра-
ность хованию, невыплаченная зарплата, долговые
обязательства по налогам в бюджет и др.
32.. ..01.. Классифицируется как доходы, полученные
Предварительно полученные предварительно от предприятия-покупателя и
доходы долгосрочная кредиторская задолженность
Собственный капитал Классифицируется как простые акции, изме-
20 41.. ..01.. нения в номинальной цене акций, накопив-
шаяся прибыль, прибыль за отчетный период,
счет пожертвований, переоценки и т.д.
Б. ДОХОДЫ, СЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
1. Доходы от реализации
21 Реализация 51.. 01.. Классифицируется по видам товара и продукции,
реализации за границу, внутри страны, агентской
продаже и др.
22 Льготы по реализации . 52 01.. Классифицируется по возвращенным товарам,
льготам по реализации и т.д.
Окончание табл. 3
№ п/п Раздел счета, наименование № кода основной классификации счетов № кода классификации счетов Направление для кодификации 2 классификации счетов
23 2. Стоимость реализованной продукции Стоимость реализованной продукции 61 01.. Классифицируется по реализационной стоимости реализованной продукции
24 70 01.. Классифицируется по зарплате руководящим работникам, премиям и льготам, пенсиям, пособиям, командировочным затратам, затратам на связь, воду, электроэнергию, отопление, износ и по объектам возникновения затрат
25 Затраты на реализацию 71 01.. Классифицируется по зарплате сотрудников, премиям и льготам, пенсиям и пособиям, командировочным затратам, на связь, воду, электроэнергию, отопление, износ и по объектам возникновения затрат
26 Доходы вне основной деятельности 88.. 01.. Классифицируется по источникам доходов: доходы от процентов и льгот, процентов с ценных бумаг, дивидендов с акций, основного капитала, доходы от реализации товаров и материалов, доходов от жилья, столовых, санаториев
27 Расходы вне основной деятельности 87.. 01.. Классифицируется по видам затрат, вне основной деятельности: потери от разницы в курсах валют, от реализации основного капитала, затрат от реализации товаров и материалов, жилья, столовых и санаториев
28 29 Затраты на подоходный налог Объединенный счет доходов и расходов 91 92 01.. Учет подоходных налогов, подлежащих уплате
Сходства и различия бухгалтерского учета и отчетности в Монголии и России
Причины, обусловившие реформы систем бухгалтерского учета и отчетности в России и Монголии, схожи в сложившихся условиях, что связано с единой конечной целью — формированием единой, общепринятой, понятной и достоверной системы финансовой отчетности. Монголия и Россия делают первые шаги по пути к МСФО. Рассмотрим сходства и различия достигнутых результатов после первого этапа реформ (табл. 4).
Таким образом, по мнению авторов статьи, реформы, проводимые в Монголии и России, преследуют одинаковые цели, однако система финансовой отчетности Монголии более соответствует МСФО. Существенные различия заложены в самом законодательстве России. Самое важное из них — фискальная направленность РСБУО, предназначенной, прежде всего, для государственных налоговых и статистических органов, а не для отражения интересов собственников, инвестировав-
ших свои средства в организацию. В российской практике допущены серьезные отступления от МСФО в определении цели финансовой отчетности — по-прежнему российский бухгалтерский учет и отчетность являются и налоговым одновременно, что не способствует отражению российскими организациями достоверной информации.
В Монголии, наоборот, приняты цели предоставления финансовой отчетности и ее ориентация на инвесторов и кредиторов, утвержденные МСФО. Использование финансовой отчетности как необходимой информационной базы для оценки финансового состояния организации при принятии ее пользователями экономических, инвестиционных, организационных и иных управленческих решений представлена лишь в монгольской практике.
Еще одним серьезным несоответствием является различие в определении цели финансовой отчетности для самой организации: в то время как МСФО разделяет учет финансовый и управленческий, российское законодательство сводит их к единому понятию.
Таблица 4
Сходства и различия бухгалтерского учета и отчетности в Монголии и России
Монгольская практика Российская практика
1. Цель отчетности - предоставление информации о финансовом положении и деятельности фирмы заинтересованным пользователям
2. Перечень пользователей в монгольской и в российской практиках в целом совпадает
Различия
1. Финансовая отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы инвесторов и кредиторов 1. Бухгалтерская отчетность удовлетворяет в первую очередь интересы государственных налоговых органов и служит средством контроля за выполнением законодательства и правильностью исчисления налогов
2. Финансовая отчетность должна помогать пользователю в прогнозировании поступлений денежных средств от объекта инвестирования или кредитора 2. В российском законодательстве напрямую такая задача перед бухгалтерским учетом не ставится
3. Законодательство Монголии выделяет внутренних и внешних пользователей 3. Российское законодательство делит пользователей на внутренних (руководство и собственники фирмы) и внешних, дает перечень пользователей, которым бухгалтерская отчетность предоставляется в обязательном порядке (остальные пользователи подробно не перечисляются). Законодательство РФ не характеризует интересы всех групп пользователей бухгалтерской отчетности
4. Руководство фирмы по законодательству Монголии не является основным пользователем финансовой отчетности 4. Руководство фирмы относится законодательством РФ к основным пользователям бухгалтерской отчетности и указывается первым в перечне пользователи!
5. Законодательство Монголии не ставит цель использования финансовой отчетности для решения управленческих задач 5. По законодательству РФ решение управленческих задач является одной из целей использования бухгалтерской отчетности
6. Законодательство Монголии не ставит цель использования финансовой отчетности для достижения безубыточности фирмы 6. Законодательство РФ ставит цель использования бухгалтерской отчетности для достижения безубыточности фирмы
Несмотря на различия в применении рекомендаций МСФО, монгольский и российский бухгалтерский учет стали ближе друг к другу и к МСФО: были заложены основы ведения их национального бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Продолжение реформ в дальнейшем будет связано, главным образом, с изменениями в МСФО и с исправлением допущенных ошибок при формировании основ соответствующих национальных систем бухгалтерского учета и отчетности.
Большинство стран только начали процесс перехода на МСФО. И если рассматривать этот процесс в ближайшей перспективе, то в большинстве стран, в том числе и в России, и в Монголии их адаптируют с учетом национальных традиций. Например, в настоящее время из 41 учетных МСФО, разработанных и опубликованных КМСФО, в Монголии введено 27.
Для внедрения МСФО необходим определенный переходный период. МСФО характеризуются относительно меньшей сложностью (чем, например, вААР США) и, следовательно, требуют меньших затрат. МСФО появились в ре-
зультате консенсуса национальных систем учета, основанных на рыночной системе хозяйствования, и сохраняют возможность их углубления и конкретизации в соответствии с российскими и монгольскими традициями регулирования бухгалтерского учета. Приведение российского и монгольского бухгалтерского учета в соответствие с МСФО сказалось бы позитивно на экономическом развитии обеих стран.
С другой стороны, МСФО, скорее всего, никогда в полной мере не будут реализованы ни в России, ни в Монголии, ни в какой другой стране, что объясняется их национальными особенностями и традициями в бухгалтерском учете, а также тем широким выбором применения МСФО, который в них заложен.
В рамках мер, призванных обеспечить защиту прав инвесторов и прозрачность юридического учета, контроля, а также финансовой отчетности российских и монгольских организаций, включая финансовые структуры, через снижение рисков в экономике, необходимо: • обеспечение в процессе внедрения МСФО в первую очередь реальной «работоспособ-
ноети» уже действующих принципов учета и закрепление принципа нейтральности информации. И лишь затем следует разрабатывать учетные МСФО, определяющие специфические проблемы учета отдельных активов, обязательств, статей капитала и хозяйственных операций, опираясь на зарубежный опыт и учитывая практику, сложившуюся в России и Монголии;
• наполнение финансовой отчетности российских и монгольских организаций, поскольку она по форме достаточно близка к западному формату, реальным содержанием, определив правила учета и отражения статей на основании рекомендаций МСФО;
• присоединение к процессу реформирования системы учета международного финансового рынка с тем, чтобы не только быть в курсе соответствующих изменений, но и, по возможности, влиять на этот процесс в интересах России и Монголии, для чего принять меры по обеспечению представительства России и Монголии в КМСФО. При этом сложившаяся на финансовом международном рынке ситуация является как нельзя более благоприятной для России и Монголии, которые формируют новую систему бухгалтерского учета и отчетности, в том числе с целью выхода на этот рынок;
• организация широкомасштабных мероприятий по подготовке и переподготовке российских и монгольских руководителей организаций, бухгалтеров и аудиторов в соответствии с новыми повышенными требованиями. Необходимо осуществление поддержки разработки российских и монгольских стандартов бухгалтерского учета, основанных на МСФО. Для этого необходимо разработать и реализовать соответствующие государственные образовательные стандарты и учебные программы для обучения практиков МСФО и руководителей российских и монгольских акционерных обществ и других организаций, составляющих свою отчетность на основе МСФО, и установить квалификационные требования к специалистам организаций, применяющих МСФО при подготовке консолидированной финансовой отчетности и составлении бухгалтерской отчетности юридических лиц, а также к аудиторам и аудиторским организациям, осуществляющим оказание аудиторских услуг для указанных организаций;
• обеспечение правовых и организационных условий деятельности профессиональных объединений и саморегулируемых организаций в процессе организации перехода на МСФО при повышении роли института профессиональных бухгалтеров;
• повышение роли института профессиональных бухгалтеров;
• привлечение к разработке стандартов, а также к доведению основных положений законов об учете и аудиторской деятельности до практики производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности, широких кругов общественных ассоциаций и организаций бухгалтеров и аудиторов. Для этого необходимо проведение в российских регионах (монгольских аймаках) профессиональными бухгалтерскими и аудиторскими объединениями совместно с государственными и муниципальными органами власти и управления публичных мероприятий, научно-практических конференций, совещаний и семинаров по проблемам совершенствования бухгалтерского учета и аудиторской деятельности;
• разработка и внедрение эффективной системы контроля за качеством аудиторской деятельности, соблюдением внутренних и внешних стандартов, требований профессиональной этики;
• принятие дополнительных мер по повыше-
нию профессионализма сотрудников контролирующих органов, осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности и бухгалтерского учета;
• принятие комплекса мер по повышению полноты и достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности при дифференцированном подходе к регламенту представления отчетности различными группами предприятий и организаций;
• проведение систематического анализа результатов реформ систем бухгалтерского учета и отчетности в России и Монголии и их сопоставление с зарубежной практикой, включая основные этапы внедрения МСФО на предприятиях; взаимосвязь финансового, налогового, статистического и управленческого учета и отчетности в системе корпоративного управления, с описанием ключевых пользователей и исполнителей на всех этапах подготовки отчетности.
Однако здесь следует подчеркнуть, что борьба за защиту инвесторов и создание максимальной прозрачности эмитентов для инвесторов в некоторых крайних проявлениях может фактически блокировать доступ на рынок небольших, вновь создающихся эмитентов — слишком подробные стандарты раскрытия информации могут делать эмитентов беззащитными перед конкурентами, поскольку требуют раскрытия большого объема информации, которая может быть отнесена к коммерческой тайне (а если эмитент относится к высокотехнологическим и оборонным отраслям, подобные международные стандарты раскрытия информации могут нести в себе угрозу и национальным интересам).
Список литературы
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Кукса И.С., Чайковская Л.А. Достоверность бухгалтерской отчетности: международные стандарты и российская практика. Сборник статей. М.: Рос. экон. акад., 1999.
4. Цэдэнрагчаагийн Н., Чайковская Л.А., Попов М.А., Филин С.А. Практика введения международных стандартов бухгалтерского учета, отчетности и аудита в Монголии. Международный бухгалтерский учет. 2002. № 7(43).
5. Волкодав Ю.П., Олейников Е.А., Филин С.А., Пирогов М.В. Инвестиционная политика современной России. Коллективная монография / Под ред. акад. Е.А. Олейникова. М.: Рос. экон. акад., 2001.410 с.
6. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 9 февраля 1996 г., протокол № 1.
7. Варнавский В.В., Норбу В.Я. Факторы нестабильности, влияющие на инвестиционный климат и выбор приоритетов экономической политики / Под ред. д-ра тех. наук, проф. Е.А. Олейникова и д-ра экон. наук, проф. И.Г. Шилина. // Инвестиции, инновации и экономическая безопасность. Труды секции «Инвестиции и экономическая безопасность» (выпуск 7). М.: Рос. экон. акад., 2003. С. 49 - 59.
8. Евмененко Т.О. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков // Бухгалтерский учет. 2003. № 3.
9. Учет по международным стандартам: Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Фонд развития бухгалтерского учета, 2001.
10. Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.03.98 № 283.
11. Лауфер М.А. Глобализация финансовых рынков на рубеже тысячелетий // Финансы и кредит. 2000. № 6(66). С. 35 - 49.
12. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Использование работы эксперта», одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25 декабря 1996 г., протокол № 6.
13. Анъшин В.А., Филин С.А. Менеджмент инвестиций и инноваций в малом и венчурном бизнесе: Учебное пособие. М.: Анкил, 2003. 360 с.
14. Проект Концепции развития учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу и проект плана мероприятий по реализации Концепции на 2003 — 2005 гг.
15. Резолюция Четвертого Международного финансового форума бухгалтеров и аудиторов. 26 — 27 мая 2003 года, г. Москва.
16. МСА 700 «Аудиторское заключение по финансовой отчетности».
17. Приказ министра финансов и экономики Монголии от 22 декабря 2000 г. № 116 «Об утверждении инструкции» в качестве приложения реестра счетов бухгалтерского учета и примерной инструкции ведения счетов.
18. Закон от 13 декабря 2001 г. «О бухгалтерском учете». Улан-Батор. Монголия.
19. Закон от 1 мая 1997 г. «Об аудите». Улан-Батор. Монголия.
20. Закон от 1995 г. «О ценных бумагах». Улан-Батор. Монголия.
21. Материалы международного семинара по проблемам «Практика ведения учета и финансовой отчетности в евроазиатских странах». Улан-Батор. Монголия. 2001.
22. Программа реформирования бухгалтерского учета в Монголии в соответствии с МСФО, утвержденная приказом министра финансов № 215 от 27.12.99.
23. Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Пособие для начинающих. М.: «Экзамен», 2003. 832 с.